Статья на тему ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МЕДИАКУЛЬТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ НЕГАТИВНЫХ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по психологии

Ерёмина Анастасия Николаевна

В данной статье рассматриваются особенности влияния медиакультуры на формирование негативных черт личности детей в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_diplomnoy.docx31.25 КБ

Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МЕДИАКУЛЬТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ НЕГАТИВНЫХ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ УРЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

А.Н. Погорелова, студент

П.Е. Сазонова, старший преподаватель

ГБОУВО «Ставропольский государственный педагогический институт»

филиал в г. Ессентуки

357605, Россия, Ставропольский край, Ессентуки,  ул. Долина Роз, 7

e-mail: asyapog7624@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности влияния медиакультуры на формирование негативных черт личности детей в дошкольном возрасте. В отечественной и зарубежной психологии немало работ посвящены исследованию агрессивности. Нет сомнений в том, что данная проблема актуальна, в связи с ростом насилия и враждебности в современном обществе, поскольку зачастую медиакультура деформирует психику ребёнка, давая новые установки и модели поведения, меняет детское восприятие целостной картины мира, искажая реальную жизнь.

Ключевые слова: медиакультура, дети дошкольного возраста, развитие личности, агрессивность, инновации в образовании, воспитание, обучение.

THE INFLUENCE OF MODERN MEDIA CULTURE ON THE FORMATION OF NEGATIVE PERSONALITY TRAITS IN PRESCHOOL CHILDREN

A. N. Pogorelova, student

P. E. Sazonova, senior lecturer

Stavropol State Pedagogical Institute Branch in Yessentuki

357605, Russia, Stavropol Territory, Yessentuki, 7 Dolina Rozova str .

e-mail: asyapog7624@mail.ru 

Annotation. This article examines the features of the influence of media culture on the formation of negative personality traits of children in preschool age. In domestic and foreign psychology, many works are devoted to the study of aggressiveness. There is no doubt that this problem is relevant, in connection with the growth of violence and hostility in modern society, since media culture often distorts the child's psyche, giving new attitudes and behaviors, changing the child's perception of the holistic picture of the world, distorting real life.

Keywords: media culture, preschool children, personality development, aggressiveness, innovations in the media.

В последнее время педагоги и родители замечают тенденцию к повышению уровня агрессивности детей: они шумные, неуступчивые, легко вступают в конфликты, часто жестокие. Сталкиваясь с агрессией ребенка нужно знать конкретные признаки и предпринимать соответствующие меры.

«Человек личностью не рождается, а становится» - так считают множество психологов. Формирование личности, по мнению Эриксона, понимается как смена стадий, где возникают противоречия.

Радикальное изменение его отношений с социумом и преобразование внутреннего мира происходят на каждом этапе. В конечном итоге, личность приобретает что-то новое, присущее именно для данного этапа развития, сохраняется на протяжении всей его жизни.

Проблематика развития личности у детей дошкольного возраста на современном этапе весьма актуальна, ведь скорость развития науки и техники достаточно высока, возрастают темпы развития человечества. Следовательно, появляются иные требования к интеллектуальному развитию, появляются представления нравственности, новые понятия, морали и ценности.

На сегодняшний день медиакультура является одним из главных представителей социализации нового поколения. Медиа (от media средство) термин, введенный для обозначения феномена «массовой культуры». Что касается понятия «медиакультура» — тип культуры информационного общества, который является средством или посредником между государством и обществом, властью и социумом.

 Современные процессы информационных технологий обладают как положительными, так и отрицательными сторонами. С развитием информационных технологий возникли и новоиспеченные проблемы, к которым можно отнести влияние средств медиакультуры на психику, воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Например, на сегодняшний день существуют «родительский контроль» или специальные каналы на телевидении для детей.

На общедоступные каналы пропускается порой та информация, которую ребенку не следует принимать. Воздействие медиакультуры на воспитание и развитие ребенка   это серьезная проблема современности, которой необходимо уделять большое внимание педагогам и родителям. Необходимо обучить детей и взрослых правильно использовать полученную информацию из медиакультуры.

 С рождения дети сталкиваются с современными информационными технологиями, такие как: компьютер, рекламные ролики, телевещание, Интернет-ресурсы, интерактивные игрушки, кинематограф и т.д. Так что, конечно, нельзя отрицать достаточно большое значение медиакультуры для расширения кругозора.

 Медиа является одним из лучших вариантов для развития детей. Благодаря СМИ, включая добрых мультфильмов, дети выдают различные анализы, в соответствии их уровню развития. Они стараются уследить за деятельностью персонажей. Посредством мультфильмов, дети учатся думать, размышлять, начинают понимать, какое действие, что означает.

 К сожалению, они влияют на молодое поколение, изменяют его сознание, культурные и социально-психологические ценности, потребности, интересы, мораль и нравы. Ведь ценностные установки детей дошкольного возраста ещё не достаточно сформированы для объективной оценки того, что происходит на экране. Специалисты по детской психологии давно пришли к выводу  современные СМИ на развитие детей оказывают негативное влияние.

 Дошкольное детство  это тот самый возрастной период, когда начинают формироваться высокие социальные мотивы и возвышенные чувства, черты его личности: целеустремленность, социальная активность, эмоциональная сфера. Последующее развитие детей зависит от того, как они воспитаны в первые годы жизни.

 Дети свободно могут копировать рифмовку из известной рекламы, воспроизводить поведение персонажа или антигероя, который ему понравился. Но при этом, взятые ими знания могут нести определенный негативный контекст. Так формируются отрицательные черты личности: агрессивность, упрямство, эмоциональная неуравновешенность.

Термин «агрессивность» обозначает склонность к разрушительному поведению. Н.Д. Левитов описал состояние агрессивности как стеническое переживание гнева с потерей самоконтроля. Подсознание детей дошкольного возраста не защищено здравым смыслом, у них нет жизненного опыта, позволяющее устанавливать грань между реальностью и условностью.  

Психолог А. А. Реан рассматривает агрессию как «любые намеренные действия, которые направлены на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному».

А. Дарки и А. Басс выделили виды агрессии:

— агрессия косвенная: направленная и ненаправленная.

— раздражение, грубость и вспыльчивость;

— негативизм, оппозиционное поведение, равнодушие, отчужденность;

— агрессия физическая, направленная в чей-либо адрес;

— агрессия вербальная (крики, ругань, угрозы).

Чрезвычайно  редко можно избавить ребенка от агрессивности. Но если это возможно, не  стоит к этому стремиться, поскольку агрессивность имеет свои  плохие и здоровые, положительные и отрицательные стороны. Агрессия может отражаться в активности или непослушании, сопротивлении. Агрессивность может, как развить инициативу, так и вызвать замкнутость, враждебность и отстраненность, может сделать ребенка настойчивым, либо пассивным, нерешительным и слабовольным.

В последствие негативных фильмов, мультфильмов, Интернета,  компьютерных игр и телевизионных передaч, дети становятся агрессивными. Особую опасность представляет агрессия, которая направлена в адрес окружающих детей. Наиболее заметным является такое проявление агрессии, как грубое отношение к животным, повышенное упрямство, швыряние предметов, неуступчивость, порча игрушек. Вызывает фиксацию на отрицательных чертах и способствует выработке соответствующих моделей поведения такие моменты, как многократное повторение сцен садизма.

Например, когда герой мультфильма причиняет кому-то боль. Дети повторяют то, что видят на экранах, это следствие идентификaции. Подражая объекту с экрана, которого никак не порицают за такое поведение, дети усваивают его отрицательные модели поведения. А ведь именно в этот период, в период дошкольного детства ребенок усваивает нормы, осознаёт, что он не всегда может делать то, что ему хочется. В этот момент происходит его самоотождествление как личности.

Ф. Райс подчеркивает, что телевидение формирует агрессивное поведение двух типов: имитация увиденного либо принятие такого поведения как положительно воспринимаемого обществом.

Кроме того, прививание или внушение имеет достаточно важную роль в воспитательном процессе до того времени, пока логический аппарат ребенка не будет достигать определенной степени своего развития, позволяющей усваивать логические итоги. Готовые процессы умственной работы других, усваиваемые подражанием и механическим заучиванием, играют немалую роль в психическом развитии ребенка. Как говорил американский психолог Альберт Бандура(1925): «одна телевизионная модель может стать предметом подражания для миллионов».  

 Хороший мультфильм должен являться праздником или наградой. Практично применять мультфильмы, кино как инструмент поощрения и наказания. На самом же деле ребенок всегда предпочитает телевизору общение, и если взрослый с ним общается, то ребенку кино или мультфильм не так уж и нужны, а иногда и не нужны вовсе. Кроме того, медиакультура делает детей необщительными, замкнутыми и отстраненными. У детей пропадает интерес с кем-либо общаться, они уходят в себя, создают свой мир, в который включены только они.

  Большинство исследователей полагают, что непосредственное социальное окружение личности, социальные условия развития человека, играют решающую роль в формировании негативных черт личности. Таким образом, медиакультура играет достаточно важную роль в нашей жизни. Медиакультура деформирует психику ребёнка, давая новые установки и модели поведения. Меняет детское восприятие целостной картины мира, подменяя реальную жизнь.

Библиографический список

  1. Психогенетика агрессивного и враждебного поведения [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Е.В. Воробьева, П.Н. Ермаков, И.В. Абакумова, Е.М. Ковш, А.С. Крючкова, Южный федеральный ун-т .— Ростов н/Д. : Изд-во ЮФУ, 2016 .— 102 с. — ISBN 978-5-9275-1992-7 . 
  2. Бабиянц, К.А. Современные и традиционные методы изучения эмоциональных состояний (с учетом объективного психологического анализа и тестирования: эгоскопия, БОС). Ч. 2 [Электронный ресурс] : дидакт. рекомендации и практ. инструментарий / Южный федеральный ун-т, К.А. Бабиянц .— Ростов н/Д. : Изд-во ЮФУ, 2009 .— 96 с. : ил. — Авт. указан на обороте тит. л. — ISBN 978-5-9275-0618-7 . 
  3. Социальная психология [Электронный ресурс] : метод. указания / С. А. Трифонова, Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова .— Ярославль : ЯрГУ, 2011 .— 68 с.
  4. Ежкова, Н.С. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических  колледжей и вузов. [Электронный ресурс] / Н.С. Ежкова .— 2010 .— 86 с.
  5. Тяглова, Е.В. Актуальные вопросы теории и методики воспитания [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / Е.В. Тяглова .— Волгоград : ВГАФК, 2011 .— 166 с.
  6. Сударчикова, Л. Г. Педагогическая психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л. Г. Сударчикова .— Орск : Изд-во ОГТИ, 2012 .— 339 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальное исследование Тема: "Влияние театрализованных игр на формирование актерских способностей у детей старшего дошкольного возраста".

. Теоретические основы влияния театрализованных игр на развитие актерских способностей детей дошкольного возраста.1.1 Влияние театрализованных игр на развитие актерских способностей детей в психолого ...

Родительское собрание на тему: "Влияние игровой среды на формирование нравственной сферы личности дошкольника".

Игрушка – это духовный образ идеальной жизни и мира. Она утверждает добро и устанавливает четкие границы между добром и злом, помогает справиться с детскими страхами....

Статья на тему "Влияние семейных традиций на формирование личности дошкольников"

Семья представляет собой систему, имеющую черты социального института и малой социальной группы. Для дошкольника семья является первой общественной средой. Именно семья была, есть и всегда будет важне...

Тема: Влияние дидактической игры на формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста

Планирование осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей. Содержание, методы, приёмы и формы организации детской жизни отбираются в соответствии с задачами реализуемой программы &l...

Консультация для родителей на тему: "Влияние сказки на формирование нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей на тему: "Влияние сказки на формирование нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста"...