Презентация "Диагностика, личностные предпосылки и технологии развития креативности"
презентация по психологии

Уколова Марина Алексеевна

В презентации рассматривается понятие о креативности, её видах (типах), основные тесты на креативность, а также личностные предпосылки и технологии её развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx974.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: педагог-психолог МБДОУ Детский сад «Солнышко» Уколова М.А. Диагностика, личностные предпосылки и технологии развития креативности

Слайд 2

Понятие о креативности Креативность (от англ. create — создавать, англ. creative — созидательный, творческий) — это творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. А . Маслоу полагал, что творческая направленность врожденно свойственна всем людям, но большинство и з нас под воздействием среды её теряет. Абрахам Харольд Маслоу (1908 – 1970)

Слайд 3

Понятие о креативности Пол Торренс определяет креативность как способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях , недостающих элементов, дисгармонии, осознание проблем , поиск решений, догадки, связан- ные с недостающим для решения, формирование Элис Пол Торренс гипотез , проверка и перепроверка этих гипотез, (1915 – 2003) их модификация, а также сообщение результатов. Дж. Гилфорд под креативностью понимает способность отказываться от стереотипных способов мышления, считая основой креативности дивергентное мышление …» (тип мышления, идущего в различных направлениях ). Джой Пол Гилфорд (1897 – 1987)

Слайд 4

Виды (типы) креативности КРЕАТИВНОСТЬ (М. Боден ) и сторическая личностная к омбинатор- ная исследова-тельская т рансформа- ционная КРЕАТИВНОСТЬ (Р. Стелберг , Т.Любарт ) п редпринима-тельская и нтеллекту- альная х удожествен- ная КРЕАТИВНОСТЬ когнитивная личностная невербальная вербальная КРЕАТИВНОСТЬ (А. Маслоу ) к р-ть таланта к р-ть самоактуа-лизации КРЕАТИВНОСТЬ (Т.А. Барышева ) коммуникативная

Слайд 5

Диагностика креативности Батарея тестов «Творческое мышление» (Е.Е. Туник) Возрастная группа: от 5 до 18 лет. Оценивается беглость, гибкость, оригинальность. Общее время проведения: 40 минут. Форма проведения: от 5 до 7 лет – индивидуальная; от 8 до 18 лет – индивидуальная, групповая Субтесты : Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления) Субтест 2. Заключения Субтест 3. Модификация 1. Слова (для детей 5-7 лет) Модификация 2. Выражение (для детей и подростков 8-15 лет) Субтест 4. Словесные ассоциации. Субтест 5. Составление изображений Субтест 6. Эскизы Субтест 7. Спрятанная форма

Слайд 6

Диагностика креативности Креативные тесты Вильямса (САР) Возрастная группа: от 5 до 17 лет. 1 часть – тест дивергентного мышления Оценивается беглость, гибкость, оригинальность, разработанность. Общее время проведения: 20-25 минут. Форма проведения: групповая 2 часть – опросник личностных, творческих характеристик Самооценка качеств личности, тесно связанных с креативностью (рекомендуется проводить, начиная с 5 класса). Форма проведения: индивидуальная, групповая. 3 часть – собственно оценочная шкала Экспертная оценка учителями и родителями креативных проявлений ребёнка

Слайд 7

Диагностика креативности Тест Торренса Возрастная группа: начиная с 5 лет . Оцениваются характеристики креативности. 1 часть – вербальная батарея 2 часть - образная батарея Субтесты : Субтесты : Субтест 1. «Вопросы» Субтест 1. «Создание рисунка» Субтест 2. «Причины» Субтест 2. «Незаконченные фигуры» Субтест 3. «Следствия» Субтест 3 «Повторяющиеся линии» Субтест 4. «Улучшение предмета» Субтест 5. «Необычное использование» Субтест 6. «Необычное использование» Субтест 7. «Невероятная ситуация

Слайд 8

Личностные предпосылки творчества Интеллектуальные предпосылки: Творческие способности 1. Способности , связанные с мотивацией (интересы и склонности); 2 . Способности , связанные с темпераментом ( эмоциональность). Творческие способности проявляются в любой деятельности. Знания У мения

Слайд 9

Личностные предпосылки творчества Личностные качества: Уверенность в своих силах; Склонность к риску; Наличие фантазии; Проблемное видение; Способность к видению противоречий; Умение переносить имеющиеся знаний и опыт на новую ситуацию; Независимость и гибкость мышления; Мечтательность; Повышенное внимание к деталям; «Боковое» мышление

Слайд 10

Личностные предпосылки творчества « Метатворчество » — жизненная позиция человека, подразумева­ющая отказ от шаблонности, стереотипности в суждениях и дей­ствиях , желание воспринимать и создавать нечто новое, изме­няться самому и изменять мир вокруг себя, высокую ценность свободы, активности и развития .

Слайд 11

Технологии развития креативности Мозговой штурм (от англ. brainstorming ) — техника генерации идей, применяемая для выявления проблем или поиска решений. Техника разработана А. Осборном в 40-х годах ХХ века Цель — собрать как можно больше идей, а потом отобрать из них те, которые можно воплотить в жизнь . Правила проведения мозгового штурма: 1. Количество важнее качества. 2 . Критике — нет. 3. Невероятным идеям — да. 4 . Идеи модернизируются . Этапы: Подготовка. Сбор участников. Постановка задачи. Разминка. Генерация идей Систематизация и оценка идей

Слайд 12

Технологии развития креативности Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) — набор методов решения технических задач и усовершенствования технических систем. Теорию решения изобретательских задач создал советский изобретатель и писатель-фантаст Генрих Альтшуллер . Он начал работать над ней в 1946 году, а к 1970-му окончательно описал основные методики и инструменты ТРИЗ. Идея ТРИЗ заключается в том, что разные технические задачи иногда решаются одними и теми же методами. Основу ТРИЗа составляют 40 общих изобретательских приёмов, 76 стандартных шаблонов решений и несколько других идей .

Слайд 13

Технологии развития креативности М етод Дельфи - способ организации коллективного интеллекта, разработанный в 50-60-х годах в США для прогнозирования влияния будущих научных разработок на методы ведения войны. Название заимствовано от Дельфийского Оракула. Является методом экспертного оценивания . Особенности метода: заочность , структурированность, регулярная обратная связь , многоуровневость , анонимность . Исходная предпосылка — если грамотно обобщить и обработать индивидуальные оценки квалифицированных экспертов по поводу ситуации на рынке, то можно получить коллективное мнение, обладающее достаточной степенью достоверности и надёжности.

Слайд 14

Технологии развития креативности Латеральное мышление ( lateralis в переводе с латыни означает «боковой», «смещенный ») — это умение придумывать творческие решения, рассматривая проблему с разных сторон, даже самых неочевидных . Термин был введен британским психологом Эдвардом де Боно в книге «Искусство думать: Латеральное мышление как способ решения сложных задач» 1967 года. Э. де Боно противопоставляет латеральное мышление логическому. Ф. Котлер изучил методы, предложенные Э. де Боно , и предложил адаптированную методику, позволяющую абстрагироваться от привычного логического мышления, состоящую из 3-х шагов: Выбрать фокус. . Разорвать шаблон. Установить логическую связь.

Слайд 15

Технологии развития креативности Синектика ( Синектический штурм) – метод групповой генерации идей, основанный на комбинировании разнородных и даже несовместимых элементов в решении творческих задач. Методика разработана в США У. Гордоном совместно с Дж. Принсом в начале 1950-х гг. Является усовершенствованным методом мозгового штурма. В основе лежит метод аналогий. Виды аналогий: прямая, символическая, личная, фантастическая Этапы реализации метода синектики : Проблема, как она дана. Превращение незнакомого в знакомое. Проблема, как она понята. Из знакомого сделать незнакомое. Психологическое состояние . Объединение с проблемой . Точка зрения. Принятие решения и научно-исследовательская работа.

Слайд 16

Источники Нёльке , Матиас. Техники креативности / Матиас Нёльке ; [пер. с нем. М.Э. Рёш ]. - М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2006. Туник Е.Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления. – СПб.: Питер, 2013. https://studfile.net/preview/8630076 / https://newgoal.ru/generaciya-idej-metodom-sinektiki/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии в развитии креативных способностей старших дошкольников

В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности.  Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах.Креативность...

Организация методической работы по формированию профессионально – личностной готовности педагогов дошкольного учреждения к решению проблем развития креативности дошкольников

1. Организация методической работы по формированию профессионально – личностной готовности педагогов дошкольного учреждения к решению проблем развития креативности дошкольников/8.Современный этап разв...

Доклад на тему: "Современные педагогические технологии в креативном развитии детей"

Проблема человеческих способностей вызывает огромный  интерес во все времена....

Сообщение на тему "Триз технологии в развитии креативных способностей дошкольников"

Период дошкольного детства заключает в себе огромные возможности для развития творческих способностей дошкольников. Следовательно, задача ДОУ - создать такую обстановку, в которой возможно максимально...

Проект "Поиграем с Мишкой" в 1 младшей группе с применением технологий проектной деятельности, личностно- ориентированной технологии,технологии развития художественного творчества.

Проект "Поиграем с Мишкой" в 1 младшей группе с применением технологий пректной деятельности, личностно-ориентированной технологии, Цель проекта: Систематизировать работу по сенсорному разви...

Мастер класс «Развитие креативного мышления, как одна из современных технологий в развитии детей дошкольного возраста»

С приходом обновленной системы дошкольного  образования, перед педагогом стоит задача воспитать дошкольника «нового поколения» с творческим или креативным мышлением.Безусловно, врожде...

ПРОЕКТ «Организация тренинга для развития креативности как важного компонента профессиональной компетентности и личностного потенциала современных педагогов ДОО»

Развитие личностного потенциала участников образовательных отношений через формирование творческой образовательной среды предполагает развитие креативности педагогов ДОО...