Развить воображение ребенка!
статья по психологии

Юлия Анатольевна Слободина
Воображение – одна из высших психических функций мозга. Это способность создавать новые образы на основе пережитого, воспоминаний о разных ощущениях и чувствах, это способность видеть мир многогранно и широко. Дети в своих фантазиях могут опираться на прочитанную сказку, просмотренный мультфильм и т.д. Комбинируя в своем воображении ситуации из разных источников, ребенок создает что-то свое, что ему нужно сейчас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvit_voobrazhenie_rebenka.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

Развить воображение ребенка!

Реальный пример из жизни. Мама младенца, еще не достигшего года, повесила над кроваткой таблицу согласных звуков русского языка. Аргументировалось это более чем убедительно: «Чтобы умная росла!». Одним из волнующих вопросов родителей является подготовка к школе их малышей. И начинают это делать практически с пеленок, устраивая окружающую среду ребенка в школу. Но, увы, такой подход себя не оправдывает, да, дети умненькие, умеющие писать, считать, читать, но совершенно не готовы психологически к роли учащегося.

        Воображение – одна из высших психических функций мозга. Это способность создавать новые образы на основе пережитого, воспоминаний о разных ощущениях и чувствах, это способность видеть мир многогранно и широко. Дети в своих фантазиях могут опираться на прочитанную сказку, просмотренный мультфильм и т.д. Комбинируя в своем воображении ситуации из разных источников, ребенок создает что-то свое, что ему нужно сейчас.

        Воображение ребенка складывается в игре, начинается с раннего детства. Воображение неотделимо от восприятия предметов и выполнения игровых действий, например: ребенок скачет верхом на палочке…игра воображения в этот момент, он всадник, а палочка – лошадь. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает. Происходит переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, и к игровому преобразованию предмета, приданию его нового смысла и представлению действий с ним в уме, без реального действия. Это и есть зарождение воображения как особого психического процесса. Воображение так же переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Проявляется в рисовании, в сочинении ребенком сказок.

        Существует много способов развития творческого воображения. Все  они вполне доступны родителям, не требуют специальной подготовки, больших затрат или серьезной предварительной организации. Главное – желание, стремление использовать каждую минуту общения с малышом с пользой, внимание к его потребности проявить себя. Для того чтобы стимулировать развитие воображения у ребенка, необходимо следующее:

  1. Читать. Чтение книг о далеких, загадочных странах, приключениях, жизни людей способствует развитию фантазии – ребенок представляет себе сюжеты, портреты главных героев, страны, в которых происходят те или иные события, кроме того, пополняется его запас слов и образов.
  2. Обогащать жизненный опыт. Чем богаче палитра переживаемых впечатлений, эмоций, тем ярче фантазии малыша. Для этого необходимо:
  • Разнообразить тактильные ощущения;
  • Пробовать новые вкусы и ароматы;
  • Путешествовать;
  • Ходить на концерты, спектакли, в музеи;
  • Совершать прогулки на природе;
  • Играть на подручных музыкальных инструментах – кастрюлях, ложках и пр.
  1. Рисование. Воображение формируется в процессе творческой переработки того, что произошло. Рисуя, ребенок создает свой собственный мир, придумывает его героев, события, выстраивает отношения между ними. Важно обсуждать с ним его работы, просить рассказать историю каждого героя, что с ним было, что будет.

Вся художественная деятельность строится на активном воображение, творческом мышлении, что обеспечивает ребенку новый, необычный взгляд на мир и способствует развитию абстрактно-логической памяти и мышление, обогащает его индивидуальный жизненный опыт.

  1. Сочинять истории. Благодаря этому ребенок учится создавать собственные сюжеты и персонажей. А делая малыша главным героем рассказов, родители укрепляют его чувство собственной значимости.
  2. Придумывать разнообразные способы использования подручного материала. В игре может пригодиться абсолютно все: из полотенца получится отличный тюрбан, из простыни и стульев – крепость, бусинки могут стать драгоценными камнями, одеяло – ковром самолетом, коробка из-под телевизора – домом, в который даже можно провести свет и пр. Самые простые вещи, окружающие нас, оказываются отличным инструментом для игры и развивают воображение у ребенка.
  3. Поощрять детские игры с вымышленными персонажами.  Изображая события повседневной, а также вымышленной жизни, ребенок черпает новые знания. Изображая волшебника, рыцаря, он не только почувствует себя сильным и могущественным, но и поймет, что может быть кем угодно. Такие игры развиваю самодисциплину: ребенок сам придумает правила причинно-следственные связи.

Создавая вымышленные ситуации и проигрывая их до логического конца, он учится творчески мыслить и решать различные проблемы.

  1. Ставить ребенка в затруднительные ситуации. Например: «Вы попали на необитаемый остров. Что делать? Как выжить?» Такая задача способствует активизации умственной деятельности, воображения, формируют умение придумывать неординарные выходы из сложных ситуаций, находить способы для решения в окружающем мире, не унывать и не падать духом.

Игры и упражнения для развития воображения.

      1.Упражнение «На что похожи наши ладошки»

      Цель: развитие воображения и внимания.

      Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

 

      2.Игра - упражнение «Три краски».

      Цель: развитие художественного восприятия и воображения.

      Предложить детям взять три краски, по их  мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?

 

      3. Упражнение «Волшебные кляксы».

      Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

      Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

 

      4. Упражнение «Волшебная ниточка».

      Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

      В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.

 

      5. Игра – «Неоконченный рисунок».

      Цель: развитие творческого воображения.

      Детям даются листы с изображением  недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

 

      6. Упражнение «Волшебники».

      Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

     Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

 

      7. Упражнение «Танец».

      Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

      Предложить детям придумать свой образ и станцевать его под определенную  музыку. Остальные дети должны угадать, какой образ задуман.

      Варианты – образ задан, все дети танцуют одновременно («распустившийся цветок», «ласковую кошку», «снегопад», «веселую обезьянку» и т. д.).

      Усложнение – передать в танце чувства («радость», «страх», «удивление» и т.д.) 

 

      8.Упражнение «О чем рассказала музыка».

      Цель: развитие творческого воображения.

      Звучит классическая музыка. Детям предлагается  закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.

 

      9. Игра «Что это такое?»

      Цель: учить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы.

      Используются круги разных цветов, полоски разной длины. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Ответы не должны повторять друг друга.

 

      10. Игра «Камешки на берегу».

      Цель: учить создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений.

      Используется большая картина, изображающая  морской берег. Нарисовано 7-10 камешков  разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким – либо предметом, животным, человеком.

      Воспитатель рассказывает: «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути , превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож.» Желательно, чтобы несколько камешков имели практически одинаковый контур. Далее предложить детям придумать историю про свой камешек: как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т.д.

 

      11. Упражнение «Волшебная мозаика».

      Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

      Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

      Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить  много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто  сможет сложить из своей мозаики  больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

 

      12. Игра «Поможем художнику».

      Цель:учить детей воображать предметы на основе заданной им схемы.

Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски.

Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с  педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок.

После предложить детям придумать историю про нарисованного человека.

 

      13. Игра «Волшебные картинки».

      Цель: учить воображать предметы и ситуации  на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

      Детям раздаются карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши.

      Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.

 

      14.Игра «Чудесные превращения».

      Цель: учить детей создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей.

      Воспитатель раздает детям картинки с изображениями заместителей предметов, на каждой нарисованы три полоски разной длины, три круга разного цвета. Детям предлагается рассмотреть картинки, придумать, что они обозначают, нарисовать на своем листе цветными карандашами соответствующую картинку (можно несколько). Законченные рисунки педагог анализирует вместе с детьми: отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по форме, цвету, величине, количеству), оригинальность содержания и композиции.

 

      15. Игра «Чудесный  лес».

      Цель: учить создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

      Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами  лес, полный чудес, и рассказать  про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы.

      Для  задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и другие.

 

      16. Игра «Перевертыши».

      Цель: учить создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

      Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения. Задание детям: каждую карточку  можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами  все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну  карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.

 

      17. Игра «Разные сказки».

      Цель: учить детей воображать различные ситуации, используя в качестве плана наглядную модель.

      Воспитатель выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность.

     Можно использовать различные варианты: ребенок самостоятельно сочиняет сказку целиком, следующий малыш не должен повторять его сюжет. Если детям это сложно, можно сочинять сказку всем одновременно: первый начинает, следующий продолжает. Далее изображения меняются местами и сочиняется новая сказка.

 

      18. Упражнение «Придумай и свой конец сказки».

      Цель: развитие творческого воображения.

      Предложить детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок.

«Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …».

«Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т.д.

 

      19. Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий».

      Цель: развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.

      Воспитатель начинает - «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает  -  «Б»  плохо, потому что «В». Следующий говорит - «В» хорошо, потому что «Г» и т.д.

      Пример: гулять - хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце  -  плохо, потому что жарко. Жарко – хорошо, потому что лето и т. д.

 

      20. Игра «Сказочное животное (растение)».

       Цель: развитие творческого воображения.

      Предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название нарисованному. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных (растений).

 

       21. Упражнение «Сказка – рассказ».

      Цель: развитие творческого воображения, умение отличать реальность от фантазии.

      После прочтения сказки дети с помощью воспитателя отделяют в ней то, что может произойти реально, от того, что является фантастическим. Получаются две истории. Одна полностью фантастична, другая полностью реальна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности и способы развития воображения ребенка с нарушением зрения в процессе дошкольного детства, Взаимосвязь развития воображения с развитием некоторых видов детской деятельности

Создание условий для развития у детей с нарушениями зрения способности к созданию новых образов и использованию их как средства управления активностью своих познавательных функций – основная цель деят...

Статья "Как развить воображение?"

Рекомендации для родителей по развитию воображения ребенка....

Как развить воображение у детей.

Как развить воображение у детей.Игры-рисунки....

Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность. Нетрадиционные техники рисован

Цель: обучения рисованию. Познакомить детей с изобразительными материалами, инструментами Показать выразительные возможности цвета. Учить простым приёмам рисования (мазки: тычком, примакивание; заливк...

Статья " Как развить воображение у детей 3-4 лет"

В статье предлагаются способы игрового взаимодействия с детьми, способствующие развитию воображения....