МУЗЫКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПСИХОГЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по психологии (подготовительная группа)

Галахова Анна Анатольевна

МУЗЫКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПСИХОГЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сведения об авторе: Галахова Анна Анатольевна, музыкальный руководитель МБДОУ д/с №44 г. Иркутска

 

Аннотация. Работа посвящена музыкальной терапии как методу коррекции задержки психического развития психогенного происхождения у детей дошкольного возраста. Рассматривается понятие «задержка психического развития психогенного происхождения», психолого-педагогические особенности данного нарушения развития. Обозначены особенности музыкального развития детей 5 -7 лет. Приводятся рекомендации по проведению музыкотерапии.

Ключевые слова: музыкотерапия; задержка психического развития психогенного происхождения; дети старшего дошкольного возраста; психические особенности; коррекция.                                                             

MUSIC THERAPY AS A MEANS OF CORRECTION OF THE DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT OF PSYCHOGENIC ORIGIN IN CHILDREN OF THE PRESCHOOL AGE

 

About the author: Galahova Anna Anatolievna, music director.

 

Abstract.  The work is devoted to music therapy as a method of correction of mental retardation of psychogenic origin in preschool children. The concept of “retardation of the psychic development of psychogenic origin”, psychological and pedagogical features of this developmental disorder are considered. The features of musical development of children 5-7 years old are indicated. Recommendations for conducting music therapy are given.

Key words: music therapy; mental retardation of psychogenic origin; children of preschool age; mental features; correction.

 

Актуальность проблемы коррекции задержки психического развития (ЗПР) у детей дошкольного возраста не вызывает сомнения. Ребенок с ЗПР отстает в психическом развитии, по уровню развития психических функций соответствует более младшему возрасту. Кроме того, недостаточность психической деятельности проявляется в низкой познавательной активности ребенка. Это обуславливается особенностями его восприятия, внимания, мышления, памяти, эмоционально-волевой сферы [1;5;7].

Обратимся к понятию «задержка психического развития». Как показывает анализ литературы [1;5], замедление темпа всего психического развития ребенка возникает в результате слабо выраженных органических поражений коры головного мозга (обычно парциального характера) или длительных и тяжелых соматических заболеваний.

Лебединская К.С. выделила основные варианты ЗПР: конституционального происхождения как следствие нарушения обмена веществ, специфика генотипа; соматогенного происхождения. Причины: длительные соматические заболевания, инфекции, аллергии; ЗПР психогенного происхождения как результат неблагоприятных условий воспитания на ранних этапах онтогенеза, травмирующая микросреда; ЗПР церебрально-органического происхождения. Причинами являются точечное органические поражения ЦНС остаточного характера, вследствие патологии беременности и родов, травм ЦНС и интоксикации [2;5].

В своем исследовании меня интересует задержка психического развития психогенного происхождения.

Дети с задержкой психического развития психогенного генеза соматически здоровы и имеют сохранные психические системыЗадержка развития обусловлена неблагоприятными условиями воспитания, материнской депривацией, что вызвало нарушения личностного развития [1].

Обратимся к описанию особенностей психического развития детей с ЗПР психогенного происхождения.

Дети с задержкой этой группы имеют нормальное физическое развитие, при этом у них диагностируется минимальная мозговая дисфункция [2].

Задержка психогенного происхождения наблюдается, прежде всего при аномальном развитии личности по типу психической неустойчивости, обусловлено такими стилями воспитания как гипоопека и гиперопека. В этих случаях у ребенка не воспитывается чувства долга и ответственности, не прививаются черты самостоятельности, инициативности [5]. 

Вариант патологического развития личности по невротическому типу чаще наблюдается у детей, родители которых проявляют грубость, жестокость, деспотичность, агрессию к ребенку и другим членам семьи.

Предполагаю, что музыкотерапия может выступать средством коррекции психологических особенностей личности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития психогенного происхождения.

 Так, музыкотерапия является одним из видов арт-терапии, направленная на профилактику, психокоррекцию личностных отклонений в развитии ребенка с проблемами, где музыка используется как вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на регуляцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов, коррекцию рефлексивно-коммуникативной сферы ребенка [3;4].

Сущность музыкотерапии состоит в эмоциональном отклике детей на музыкальные произведения и оказание лечебного воздействия на психические процессы.

Дети с ЗПР в возрасте 5-7 лет определяют средства музыкальной выразительности, соотносят ее содержание с окружающей действительностью, сравнивают, анализируют, делают выводы и высказывают свое отношение к музыке, определяют ее жанр. Так же в этом возрасте дети приобретают певческие навыки (распределяют дыхание, четко произносят текст, пропевают длинные звуки [6].

Детское музыкальное исполнительство (игра на музыкальных инструментах, пение, музыкально-ритмические движения) как деятельность, наиболее доступную детям с задержкой психического развития [3]. Кроме того, музыкальная деятельность способствует раскрепощению ребенка, что положительно влияет на его психоэмоциональное состояние.

Е.А. Белецкая, Т.И. Иванова выделяют технологии музыкотерапевтической коррекции детей:

– оздоровительное сольфеджирование (развитие музыкального слуха, ритма, чистоты интонирования. Чтение нот с листа, написание музыкальных диктантов, вокальные упражнения, пение наизусть, подбор по слуху);

– музыкально-фольклорная адаптация (сказки, народные песни, музицирование на простейших народных инструментах, элементы обрядовых действий);

– музыкально-импровизационная деятельность (знакомство с музыкальными инструментами, игра на них) [3; 6].

Музыкотерапия является перспективным методом коррекции, так как она  воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический.

Вибрационный фактор музыки является стимулятором обменных процессов на уровне клетки.

Физиологический фактор музыки способен изменять различные функции организма, такие как дыхательная, двигательная, сердечно-сосудистая [3; 4].

Психологический фактор меняет психическое состояние ребенка с задержкой психического развития [6].

Также музыка имеет фундаментальные начала всего живого: ритм, мелодию и гармонию. Она учит ребенка с ЗПР чувствовать ритмы жизни, гармонизует его собственные биоритмы, позволяет выйти за пределы своих личных проблем.

Музыка позволяет дозировать психофизическую нагрузку, начиная с прослушивания нежных звуков и доходя до мощных ритмов аэробики и танцев, позволяет совершенствовать дыхательную функцию опосредованно.

Вместе с этим стоит подчеркнуть, что эмоции тесно связаны с дыханием. Влияя на ритм дыхания через музыкальную фразу, можно моделировать эмоциональное состояние ребенка с задержкой психического развития [3].

Поэтому именно музыка, оживляет эмоциональную сферу ребенка с ЗПР, восстанавливает его иммунно-биологические процессы.

 Активизация деятельности правого полушария при музицировании детей с задержкой приводит к оживлению эмоциональной сферы, что в свою очередь, гасит доминантный очаг возбуждения.

Активное участие в музыкотерапии самого ребенка, который может выразить самого себя, свое эмоциональное состояние движением, пением, игрой на инструменте, приводит к регуляции функций организма, обеспечивает возможность выстроить «Я-концепцию» в музыкально-творческом проявлении [4].

Опишем еще несколько форм музыкотерапии – вокалотерапия. В благоприятном воздействии пения на человека можно выделить два аспекта: механизм лечебно-оздоровительный, когда воздействие пения основывается на использовании системы активного классического вокального тренинга, целью которого является, коррекция нарушенных функций и повышение резервных возможностей организма человека [1, 3].

Танцетерапия. В ее основе применения лежит снятие через танец мышечного напряжения, появившегося в результате стресса. Коррекционная ритмика - это вид активной музыкальной терапии и кинезитерапии, в основе которой лежит синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия [3].

Психогимнастика. Основная цель психогимнастики — научить ребенка справляться с жизненными трудностями. Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием.

Кинезитерапия, включающая в себя психогимнастику, ритмопластику, коррекционную ритмику, сюжетно-игровую кинезитерапию. Кинезитерапия учит выражать эмоции с помощью движений тела. С помощью этой техники ребенок приобретает навыки релаксации [6].

 Остановим свое внимание на использовании музыки в коррекции психоэмоциональной сферы ребенка с ЗПР психогенного развития.

Самыми часто употребляемыми из интегрированных методов музыкотерапии считают: рисование под музыку; музыкально-подвижные игрымузыкальная цветотерапия; придумывание детьми сказок во время и после слушания музыки.

 Предлагаю использовать следующий музыкальный репертуар: «Бу-ра-ти-но» (Ю. Энтин, А. Рыбников), «Все мы делим пополам» (М. Пляцковский, В. Шаинский), «Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда» М. Пляцковский, Б. Савельев), «Песенка Бременских музыкантов» (Ю. Энтин, Г. Гладков), «Танец маленьких утят» (французская народная песня).

   В контексте коррекции ЗПР психогенного происхождения у детей дошкольного возраста предлагаем применить упражнение «В лесу». В данном упражнении используются элементы музыкального моделирования и кинезитерапии.

Так, переживание эмоционального состояния тревоги происходит под тревожную музыку. Например, «мы заблудились в лесу, кругом высокие деревья, колючие кусты, пни. Мы идем, высоко поднимая ноги, перешагивая высокую траву, кочки». Этап выхода из сложной ситуации, успокоение переживают дети, когда звучит радостная музыка. «Вот мы видим впереди солнечную полянку. На ней мягкая зеленая травка, посередине чистое озеро. В траве растут цветы необычайной красоты, на деревьях сидят птицы, в траве стрекочут кузнечики. Ребенок садится на пол, и смотрит вокруг». Эмоциональное расслабление испытываю дети в случае, когда звучит спокойная музыка для релаксации. «В озере тихо плещется вода, слышно, как где-то журчит ручеек, щебечут птички, жужжат пчелки. Нас обдувает легкий теплый ветерок. Ребенок лежит на полу в удобной позе с закрытыми глазами» [3].

В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей. Утренняя приветливая встреча воспитателя с детьми по мажорную, солнечную и классическую музыку. В этом случае музыка будет выступать в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей. Рекомендуем применять музыку для релаксации: Альбиони Т. «Адажио», Глюк К. «Мелодия», Григ Э. «Песня Сольвейг», Дебюсси К. «Лунный свет», Римский-Корсаков Н. «Море», Сен-Санс К. «Лебедь», Чайковский П.И. «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс».

Все вышесказанное позволяет констатировать, что музыкотерапия является одним из средств коррекции ЗПР психогенного происхождения. Музыка оказывает большую помощь в коррекционной работе. Под влиянием музыки, как терапии положительно развиваются психические свойства ребенка. Музыкальные занятия являются способом развития эмоциональной, двигательной сфер, памяти, воображения и речи.

Библиографический список

1. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития/ Л.Н. Блинова. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.

2. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР у детей / Н.Ю. Борякова. - М.: Просвещение, 1986. - С.77.

3. Братании В. Самолечение музыкой/ В. Братании// Здоровье: Прил. к газ. «Аргументы и факты».  - 1995. - № 10 – С. 7.

4. Ворожцова, О.А. Музыка и игра в детской психотерапии/ О.А Ворожцова. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. — 90 с

5. Лебединская, К.С. Клиническая систематика ЗПР /К. С. Лебединская // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1980.— № 3. С.407-412.

6. Медведева, Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.А.Медведева, Л.Н.Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева; Под ред. Е. А. Медведевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykoterapiya_.docx29.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПСИХОГЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сведения об авторе: Галахова Анна Анатольевна, музыкальный руководитель МБДОУ д/с №44 г. Иркутска

Аннотация. Работа посвящена музыкальной терапии как методу коррекции задержки психического развития психогенного происхождения у детей дошкольного возраста. Рассматривается понятие «задержка психического развития психогенного происхождения», психолого-педагогические особенности данного нарушения развития. Обозначены особенности музыкального развития детей 5 -7 лет. Приводятся рекомендации по проведению музыкотерапии.

Ключевые слова: музыкотерапия; задержка психического развития психогенного происхождения; дети старшего дошкольного возраста; психические особенности; коррекция.        

MUSIC THERAPY AS A MEANS OF CORRECTION OF THE DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT OF PSYCHOGENIC ORIGIN IN CHILDREN OF THE PRESCHOOL AGE

About the author: Galahova Anna Anatolievna, music director.

Abstract.  The work is devoted to music therapy as a method of correction of mental retardation of psychogenic origin in preschool children. The concept of “retardation of the psychic development of psychogenic origin”, psychological and pedagogical features of this developmental disorder are considered. The features of musical development of children 5-7 years old are indicated. Recommendations for conducting music therapy are given.

Key words: music therapy; mental retardation of psychogenic origin; children of preschool age; mental features; correction.

Актуальность проблемы коррекции задержки психического развития (ЗПР) у детей дошкольного возраста не вызывает сомнения. Ребенок с ЗПР отстает в психическом развитии, по уровню развития психических функций соответствует более младшему возрасту. Кроме того, недостаточность психической деятельности проявляется в низкой познавательной активности ребенка. Это обуславливается особенностями его восприятия, внимания, мышления, памяти, эмоционально-волевой сферы [1;5;7].

Обратимся к понятию «задержка психического развития». Как показывает анализ литературы [1;5], замедление темпа всего психического развития ребенка возникает в результате слабо выраженных органических поражений коры головного мозга (обычно парциального характера) или длительных и тяжелых соматических заболеваний.

Лебединская К.С. выделила основные варианты ЗПР: конституционального происхождения как следствие нарушения обмена веществ, специфика генотипа; соматогенного происхождения. Причины: длительные соматические заболевания, инфекции, аллергии; ЗПР психогенного происхождения как результат неблагоприятных условий воспитания на ранних этапах онтогенеза, травмирующая микросреда; ЗПР церебрально-органического происхождения. Причинами являются точечное органические поражения ЦНС остаточного характера, вследствие патологии беременности и родов, травм ЦНС и интоксикации [2;5].

В своем исследовании меня интересует задержка психического развития психогенного происхождения.

Дети с задержкой психического развития психогенного генеза соматически здоровы и имеют сохранные психические системы. Задержка развития обусловлена неблагоприятными условиями воспитания, материнской депривацией, что вызвало нарушения личностного развития [1].

Обратимся к описанию особенностей психического развития детей с ЗПР психогенного происхождения.

Дети с задержкой этой группы имеют нормальное физическое развитие, при этом у них диагностируется минимальная мозговая дисфункция [2].

Задержка психогенного происхождения наблюдается, прежде всего при аномальном развитии личности по типу психической неустойчивости, обусловлено такими стилями воспитания как гипоопека и гиперопека. В этих случаях у ребенка не воспитывается чувства долга и ответственности, не прививаются черты самостоятельности, инициативности [5].  

Вариант патологического развития личности по невротическому типу чаще наблюдается у детей, родители которых проявляют грубость, жестокость, деспотичность, агрессию к ребенку и другим членам семьи.

Предполагаю, что музыкотерапия может выступать средством коррекции психологических особенностей личности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития психогенного происхождения.

 Так, музыкотерапия является одним из видов арт-терапии, направленная на профилактику, психокоррекцию личностных отклонений в развитии ребенка с проблемами, где музыка используется как вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на регуляцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов, коррекцию рефлексивно-коммуникативной сферы ребенка [3;4].

Сущность музыкотерапии состоит в эмоциональном отклике детей на музыкальные произведения и оказание лечебного воздействия на психические процессы.

Дети с ЗПР в возрасте 5-7 лет определяют средства музыкальной выразительности, соотносят ее содержание с окружающей действительностью, сравнивают, анализируют, делают выводы и высказывают свое отношение к музыке, определяют ее жанр. Так же в этом возрасте дети приобретают певческие навыки (распределяют дыхание, четко произносят текст, пропевают длинные звуки [6].

Детское музыкальное исполнительство (игра на музыкальных инструментах, пение, музыкально-ритмические движения) как деятельность, наиболее доступную детям с задержкой психического развития [3]. Кроме того, музыкальная деятельность способствует раскрепощению ребенка, что положительно влияет на его психоэмоциональное состояние.

Е.А. Белецкая, Т.И. Иванова выделяют технологии музыкотерапевтической коррекции детей:

– оздоровительное сольфеджирование (развитие музыкального слуха, ритма, чистоты интонирования. Чтение нот с листа, написание музыкальных диктантов, вокальные упражнения, пение наизусть, подбор по слуху);

– музыкально-фольклорная адаптация (сказки, народные песни, музицирование на простейших народных инструментах, элементы обрядовых действий);

 музыкально-импровизационная деятельность (знакомство с музыкальными инструментами, игра на них) [3; 6].

Музыкотерапия является перспективным методом коррекции, так как она  воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический.

Вибрационный фактор музыки является стимулятором обменных процессов на уровне клетки.

Физиологический фактор музыки способен изменять различные функции организма, такие как дыхательная, двигательная, сердечно-сосудистая [3; 4].

Психологический фактор меняет психическое состояние ребенка с задержкой психического развития [6].

Также музыка имеет фундаментальные начала всего живого: ритм, мелодию и гармонию. Она учит ребенка с ЗПР чувствовать ритмы жизни, гармонизует его собственные биоритмы, позволяет выйти за пределы своих личных проблем.

Музыка позволяет дозировать психофизическую нагрузку, начиная с прослушивания нежных звуков и доходя до мощных ритмов аэробики и танцев, позволяет совершенствовать дыхательную функцию опосредованно.

Вместе с этим стоит подчеркнуть, что эмоции тесно связаны с дыханием. Влияя на ритм дыхания через музыкальную фразу, можно моделировать эмоциональное состояние ребенка с задержкой психического развития [3].

Поэтому именно музыка, оживляет эмоциональную сферу ребенка с ЗПР, восстанавливает его иммунно-биологические процессы.

 Активизация деятельности правого полушария при музицировании детей с задержкой приводит к оживлению эмоциональной сферы, что в свою очередь, гасит доминантный очаг возбуждения.

Активное участие в музыкотерапии самого ребенка, который может выразить самого себя, свое эмоциональное состояние движением, пением, игрой на инструменте, приводит к регуляции функций организма, обеспечивает возможность выстроить «Я-концепцию» в музыкально-творческом проявлении [4].

Опишем еще несколько форм музыкотерапии – вокалотерапия. В благоприятном воздействии пения на человека можно выделить два аспекта: механизм лечебно-оздоровительный, когда воздействие пения основывается на использовании системы активного классического вокального тренинга, целью которого является, коррекция нарушенных функций и повышение резервных возможностей организма человека [1, 3].

Танцетерапия. В ее основе применения лежит снятие через танец мышечного напряжения, появившегося в результате стресса. Коррекционная ритмика - это вид активной музыкальной терапии и кинезитерапии, в основе которой лежит синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия [3].

Психогимнастика. Основная цель психогимнастики — научить ребенка справляться с жизненными трудностями. Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием.

Кинезитерапия, включающая в себя психогимнастику, ритмопластику, коррекционную ритмику, сюжетно-игровую кинезитерапию. Кинезитерапия учит выражать эмоции с помощью движений тела. С помощью этой техники ребенок приобретает навыки релаксации [6].

 Остановим свое внимание на использовании музыки в коррекции психоэмоциональной сферы ребенка с ЗПР психогенного развития.

Самыми часто употребляемыми из интегрированных методов музыкотерапии считают: рисование под музыку; музыкально-подвижные игрымузыкальная цветотерапия; придумывание детьми сказок во время и после слушания музыки.

 Предлагаю использовать следующий музыкальный репертуар: «Бу-ра-ти-но» (Ю. Энтин, А. Рыбников), «Все мы делим пополам» (М. Пляцковский, В. Шаинский), «Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда» М. Пляцковский, Б. Савельев), «Песенка Бременских музыкантов» (Ю. Энтин, Г. Гладков), «Танец маленьких утят» (французская народная песня).

   В контексте коррекции ЗПР психогенного происхождения у детей дошкольного возраста предлагаем применить упражнение «В лесу». В данном упражнении используются элементы музыкального моделирования и кинезитерапии.

Так, переживание эмоционального состояния тревоги происходит под тревожную музыку. Например, «мы заблудились в лесу, кругом высокие деревья, колючие кусты, пни. Мы идем, высоко поднимая ноги, перешагивая высокую траву, кочки». Этап выхода из сложной ситуации, успокоение переживают дети, когда звучит радостная музыка. «Вот мы видим впереди солнечную полянку. На ней мягкая зеленая травка, посередине чистое озеро. В траве растут цветы необычайной красоты, на деревьях сидят птицы, в траве стрекочут кузнечики. Ребенок садится на пол, и смотрит вокруг». Эмоциональное расслабление испытываю дети в случае, когда звучит спокойная музыка для релаксации. «В озере тихо плещется вода, слышно, как где-то журчит ручеек, щебечут птички, жужжат пчелки. Нас обдувает легкий теплый ветерок. Ребенок лежит на полу в удобной позе с закрытыми глазами» [3].

В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей. Утренняя приветливая встреча воспитателя с детьми по мажорную, солнечную и классическую музыку. В этом случае музыка будет выступать в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей. Рекомендуем применять музыку для релаксации: Альбиони Т. «Адажио», Глюк К. «Мелодия», Григ Э. «Песня Сольвейг», Дебюсси К. «Лунный свет», Римский-Корсаков Н. «Море», Сен-Санс К. «Лебедь», Чайковский П.И. «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс».

Все вышесказанное позволяет констатировать, что музыкотерапия является одним из средств коррекции ЗПР психогенного происхождения. Музыка оказывает большую помощь в коррекционной работе. Под влиянием музыки, как терапии положительно развиваются психические свойства ребенка. Музыкальные занятия являются способом развития эмоциональной, двигательной сфер, памяти, воображения и речи.

Библиографический список

1. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития/ Л.Н. Блинова. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.

2. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР у детей / Н.Ю. Борякова. - М.: Просвещение, 1986. - С.77.

3. Братании В. Самолечение музыкой/ В. Братании// Здоровье: Прил. к газ. «Аргументы и факты».  - 1995. - № 10 – С. 7. 

4. Ворожцова, О.А. Музыка и игра в детской психотерапии/ О.А Ворожцова. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. — 90 с 

5. Лебединская, К.С. Клиническая систематика ЗПР /К. С. Лебединская // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1980.— № 3. С.407-412.

6. Медведева, Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.А.Медведева, Л.Н.Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева; Под ред. Е. А. Медведевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности»

Можно  утверждать,  что  театрализованная  деятельность  является  источником  развития  чувств,  глубоких  переживаний  и  открытия...

РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПРЕАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩИХ И ОБУЧАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА РАЗВИТИЮ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПРЕАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ  РАЗВИВАЮЩИХ И ОБУЧАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР....

Статья "Использование элементов методики мнемотехники в развитии образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"

Данная научно-практическая статья посвящена развитию образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью элементов методики мнемотехники. В статье описыва...

Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования

Статья о развитии пространственных представлений у старших дошкольников с ЗПР в условиях инклюзивного образования....

«Посткроссинг, как средство патриотического воспитания и развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»

ПОСТКРОССИНГ  – проект по обмену почтовыми открытками. В нашем случае, это переписка более широкого обмена информацией об истории городов и поселков, где проживают адресаты. Обмен пись...

Логопедическая ритмика как средство коррекции общего недоразвития речи третьего уровня у детей старшего дошкольного возраста

В последние годы неуклонно растёт число детей с общим недоразвитием речи третьего уровня, которые посещают общеобразовательные группы ДОУ. Логопедическая помощь таким детям оказывается на логопедическ...

Развитие конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста с Задержкой Психического Развития в процессе занятий оригами.

Исследование заключается в изучении возможности использования оригами как вспомогательного средства в коррекции недостатков и дальнейшего развития конструктивных умений у детей старшего дошкольного в...