Коррекционно - развивающая программа "Формирование эмоциональной сферы детей раннего возраста"
рабочая программа по психологии
Данная программа содержит методический материал, который направлен на внедрение технологий, по формированию у детей раннего возраста эмоциональной сферы. Особое внимание уделено проблеме формирования эмоциональной сферы у детей с проблемами в развитии, представлены направления и содержание коррекционно - развивающей работы в доме ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 162 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Кузбасский региональный институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кафедра психологического социально-педагогического общего и специального (коррекционного) образования
Формирование эмоциональной сферы детей раннего возраста
Коррекционно - развивающая программа
Исполнитель:
Садыкова Наталья Георгиевна,
Педагог-психолог «Полысаевского дома ребенка специализированного»
Консультант:
Трофимов Артем Борисович старший преподаватель кафедры психологического и социально-педагогического общего и специального (коррекционного) образования
Кемерово 2010
Автор – составитель Садыкова Наталья Георгиевна, педагог – психолог ГУЗ КО «Полысаевский дом ребенка «Родничок».
Данная программа содержит методический материал, который направлен на внедрение технологий, по формированию у детей раннего возраста эмоциональной сферы. Особое внимание уделено проблеме формирование эмоциональной сферы у детей с проблемами в развитии, представлены направления и содержание коррекционно - развивающей работы в доме ребенка.
«Формирование эмоциональной сферы детей раннего возраста» [Текст]: программа автор-составитель Н.Г.Садыкова – Полысаево, 2010
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………… 4
1. Учебно - тематический план ………………….……………………...8
2.Содержание программы..………………………………………...…….9
3. Методическое обеспечение…………………………………………..10
Список литературы ……………………………………………..…… .12
Пояснительная записка
Формирование чувства личной и культурной идентичности, происходящее между двумя и шестью годами, сопровождается разнообразными сильными эмоциями и переживаниями, которые ребенок должен научиться интегрировать в структуру собственной личности. Г. Крайг
В раннем детстве развитие идет максимально быстрыми темпами, как ни в каком другом возрасте. Этот период характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью.
По мнению исследователей К.Изарда, Хюбнера, Райзера и др. возникновение эмоций было в потребности в средствах коммуникации. Задолго до того, как ребенок начинает понимать обращенную к нему речь и произносить отдельные слова, он уже может (в норме) сообщать окружающим о своем внутреннем состоянии с помощью некоторого набора сигналов: внешние сигналы боли, радости, интереса. [8].
Эмоциональная сфера влияет не только на формирование личностных черт и социальное развитие детей – сирот, она сказывается даже на его интеллектуальном развитии.
Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной сферой, как важной составляющей формирования эмоциональной сферы ребенка.
Самое драматичное последствие социального сиротства – это прямой вред здоровью, психическому и социальному развитию ребенка, лишившемуся попечения родителей. До 60% контингента домов ребенка составляют дети с тяжелой хронической патологией, преимущественно центральной нервной системы, относящейся к III – Y (наиболее близким) группам здоровья. Почти 55% отстают в физическом развитии. Лишь 4,7% детей квалифицируются как практически здоровые. Помимо последствий органического поражения мозга у 30% отмечаются хронический тонзиллит, дискинезия желчных путей, астмоидный бронхит, хронический пиелонефрит, очень часты энурезы и пр.[5]. Основным приобретенным дефектом оказывается задержка и искажение интеллектуального и личностного развития. Во многих случаях (85 – 92%) выпускники детских домов не способны к обучению по программе общеобразовательной школы, тогда как в общей детской популяции доля лиц с задержанным умственным развитием не превышает 8 – 10%. [5]. Помимо задержек интеллектуального развития формируется комплекс сложных нарушений эмоционального развития в рамках парааутизма: обеднение эмоциональных проявлений, затруднения в общении, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству, нарастание пассивности, быстрая утрата побудительных мотивов. С возрастом обнаруживается тенденция к углублению отставания в развитии эмоций. Такие нарушения неизбежны и для здоровых детей и тем более усугубляются у детей с врожденной патологией. Неполнота эмоциональной жизни в сиротских учреждениях вызывает у ребенка в более старшем возрасте различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других – гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание взрослых, при неумении создать прочные эмоциональные привязанности.
В связи с этим необходимо установить тесный эмоциональный контакт педагога с каждым воспитанником, который находится в доме ребенка, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки - важнейший источник формирования чувств ребенка: интереса, радости, нежности, удивления.
Учебно – тематический план
№ п/п | Раздел Тема | Кол-во занятий | Практические занятия | Кол-во часов |
1. 1.1 1.2 | «Интерес» Осенняя мозаика «Мой друг цыпленок» | 8 | 8 | 1ч.20м |
4 | 4 | 40мин | ||
4 | 4 | 40мин | ||
2. 2.1 2.2 | «Радость» «Машинка» «Игрушки неваляшки» | 8 | 8 | 1ч.20м |
4 | 4 | 40мин | ||
4 | 4 | 40мин | ||
3. 3.1 3.2 | «Удивление» «Лошадка» «Птичка» | 8 | 8 | 1ч.20м |
4 | 4 | 40мин | ||
4 | 4 | 40мин | ||
Итого: | 24 | 24 | 4часа |
Содержание учебно-тематического плана
- Тема: «Интерес» (4часа)
Формирование базовой эмоции, упражнение «Листья».
Развитие кинестетических ощущений, дидактическая игра «Где же листик». Развитие тактильно-двигательных ощущений, рисование «Осенние листочки» (прил. 1,2).
- Тема: «Радость» (4часа)
Формирование эмоциональной сферы, использование музыкального фрагмента «Вышла курочка гулять». Развитие памяти, ощущений, рисование «Покормим цыплят» (прил. 3,4).
- Тема: «Удивление» (4часа)
Формирование эмоции удивления, музыкальный фрагмент «Где спряталась лошадка». Развитие зрительного и слухового восприятия, дидактическая игра «Угостим лошадку», слушание стихотворение «Лошадка» с элементами драматизации (прил. 5,6).
Занятия проводятся подгруппой и индивидуально. Ведущей деятельностью в раннем возрасте является наглядно – действенная и игровая деятельность, поэтому предлагаемые занятия построены в игровой форме или с использованием игровых упражнений. Занятие включает в себя упражнения, позволяющие снизить уровень напряжения и возбуждения. ( прил. 7).
Цель данной программы: Содействие формированию у детей адекватных ситуациям эмоций.
К числу основных задач относятся: 1.Способствовать формированию у детей мотивации на адекватное восприятие окружающего мира.
2.Содействовать формированию позитивных эмоции, имеющих определяющие значение для формирования адекватных социальных контактов ребенка.
3. Готовить ребенка к эффективному, адекватному взаимодействию с окружающим в различных ситуациях.
4. Мотивировать на систематическую работу по развитию базовых эмоций и механизмы их регулирующие, с помощью которых можно скорректировать и речь, и поведение, и мышление.
5. Содействовать формированию эмоции «интерес» -основного мотивационного условия, способствующего интеллектуальному развитию.
6. Формировать у детей способность личностно - ориентированного восприятия самого себя посредством слуховых, зрительных и тактильно – двигательных анализаторов.
Принципы построения программы
1.Принцип законности: Вся работа проводится с соблюдением нормативно – правовых документов:
- Конвенция о правах ребенка; - Конституция Российской федерации; - Закон РФ «Об образовании»; - Постановление Правительства РФ «О неотложных мерах по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
- Утверждена федеральная программа «Дети России» с программой «Дети – сироты»;
2. Принцип изучения личности ребенка в многообразных связях с окружающими его людьми; 3. Принцип этичности.
Продолжительность работы по программе - 6 месяцев: с октября по март. Занятия проводятся регулярно, каждое занятие включает в себя игры, упражнения и т.д. Занятия разнообразны, доступны детям по содержанию. У детей воспитывающихся в доме ребенка внимание неустойчивое, дети отличаются повышенной подвижностью, нуждаются в частой смене деятельности. С этой целью в качестве отдыха используются подвижные упражнения, игры.
Программа состоит из трех основных разделов: «Интерес», «Радость», «Удивление».
«Интерес»- внимательность, сконцентрированность, настороженность;
«Радость» - восторг, счастье, удовольствие;
«Удивление» - удивление (испуг), изумление, ошеломление (шок).
Каждая часть включает в себя 8 занятий продолжительностью от 10 до 15 мин, которые проводятся 1 раз в неделю. Программа рассчитана на воспитанников от 2 до 3 лет. Максимальное количество детей на занятии 4 человека.
Ожидаемый результат:
У детей, прошедших курс коррекционнно – развивающих занятий, формируются положительные эмоции, наблюдается динамика в развитии личностно – ориентированного общения.
Методическое обеспечение
В занятиях используются методы: наглядный, словесный, игровой.
Методические приемы:
- Дидактические игры, игровые упражнения, театрализованная деятельность.
- Нетрадиционное рисование.
- Малые формы устного народного творчества (потешки, прибаутки, колыбельные).
В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки:
-диагностический:
-консультативный:
-методический.
Диагностический блок
Для того чтобы осуществить процесс формирования эмоциональной сферы у детей раннего возраста, необходимо использовать различные методы психологической диагностики. В качестве основных методов для детей раннего возраста используется наблюдение. Метод наблюдения могут успешно применять как психологи, так и воспитатели, которые, взаимодействуя с ребенком каждый день, имеют возможность исследовать его поведение во всех жизненных обстоятельствах (прил. 8).
В результате наблюдения можно выявить причины неблагополучия, трудности, возникающие у ребенка в тех или иных ситуациях и заполнить карту неблагополучия ребенка в группе (прил. 9).
Методика для определения степени позитивного и негативного психического состояния для детей от 2,5 лет (прил.10).
Название методики | Исследуемая функция |
Сост. Велиева, «Паровозик» | Выявление тревожности |
Консультативный блок
Данный блок включает в себя работу с воспитателями и педагогами -специалистами.
Консультации проводятся в течение учебного года, а так же по запросам педагогов для решения возникающих проблем. Открытые занятия проводятся как педагогом-психологом, так и воспитателями и педагогами-специалистами. Проведение открытых занятий позволяет познакомиться с работой коллег, скоординировать методы воздействия на развитие и воспитание детей.
Методический блок
1.Оформление документации:
- оформление журналов консультативно-просветительской работы, коррекционно-развивающей работы;
- анализ и обработка диагностических данных;
- разработка рекомендаций для педагогов;
- разработка и оснащение бланками для проведения диагностических исследований;
2.Оформление кабинета:
- приобретение учебных пособий, методик;
- изготовление и приобретение наглядно-дидактического и демонстрационного материала.
3.Участие в педагогических и методических советах.
4.
Сочетание блоков позволяет выявить и развить индивидуальные возможности и способности ребёнка, сформировать у детей эмоциональную сферу с учётом его индивидуально – возрастных особенностей. Психологически грамотное сопровождение естественного развития ребёнка обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей и позволяет избежать многих трудностей и отклонений в ходе формирования эмоциональной сферы ребенка.
Список литературы
- Данилова, Т.А. В мире детских эмоций [Текст]: методическое пособие/Т.А.Данилова, В.Я.Зедгенидзе, Н.М.Степина. - М.: Айрис-пресс, 2007. – 160 с.
- Истратова, О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет [Текст]:/ О.Н.Истратова.- Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 317 с.
- Лютова, Е.К. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства) [Текст]/ Е.К.Лютова, Г.Б. Монина. – СПб.: Издательство Речь, 2006. – 176 с.
- Матюхина, Ю. Развивающие игры для маленького почемучки [Текст]/ Ю.Матюхина, Неверко К., Хромова С.- М.: ООО ИКТЦ Лада, 2007. – 152 с.
- Стребелева,Е.А. Дети – сироты консультирование и диагностика развития [Текст]: Е.А.Стребелева. – М.: Полиграф сервис, 1998. – 336 с.
- Урунтаева, Г.А. Детская психология [Текст]/ Г.А.Урунтаева.- Академия 2008. – 357 с.
- Худенко, Е.Д. Инновационные технологии развития личности воспитанника дома ребенка [Текст]: методическое пособие Е.Д.Худенко, О.Г.Приходько, Г.В.Дедюхина, С.Н.Шаховская, Е.В.Кириллова, Л.А. Марунова.- 2008. -175 с.
- Худенко, Е.Д. Современные коррекционные технологии в работе воспитателей, психологов, учителей - дефектологов домов ребенка [Текст]: учебно – методическое пособие /Е.Д.Худенко, И.В.Кальянов, Г.В.Дедюхина, С.Н.Шаховская, Л.А.Марунова, О.В.Авдеева, И.И.Поташова, Ю.Н. Луданова. - 2007 – 371 с.
Приложение 1
Конспекты коррекционно - развивающих занятий Занятие Эмоция – интерес. Тема: «Осенняя мозаика» Цель. Формировать устойчивый интерес через умение удивляться. Содержание занятия - формировать позитивное отношение к происходящему в окружающем; - помочь ребенку выразить чувства, связанные с происходящим; - помочь в осознании, что к происходящему можно проявить интерес.
Материал. Разноцветные листья, цветные коробочки, лист ватмана с нарисованным силуэтом дерева, гуашь, ванночки с водой, салфетки. Ход. Психолог обращает внимание детей на висящие листочки, подвешенные на леске к потолку. Психолог говорит детям, что это осенние листочки, к ним принес ветер. Психолог включает вентилятор, и листочки начинают кружиться. Психолог дает в руки детям листочки, и приглашает их покружится, как листочки, подвешенные на потолке, при этом проговаривает: «Падают, падают листья, в нашем саду листопад, Желтые, красные листья по ветру вьются, летят…». Психолог спрашивает: «Какого цвета листья?» (красные, желтые). «Что делают листочки, когда на них дует ветер?» (кружатся, летят). Психолог прячет за спину листочки, дети повторяют за ней действия: «Где же листочки?» - дети и психолог показывают друг другу листочки. Психолог кладет на стол лист ватмана, читает стихотворение: «Листик, листик золотой, кружится красиво. И летит он за тобой словно эта птица…», во время чтения психолог макает ладонь в гуашь и делает отпечаток на нарисованном дереве, говорит, что это желтые и красные листочки. Дети повторяют за ней эти действия, рисуя крону дерева. Психолог моет руки детям, и затем вместе любуются деревом.
Рефлексия занятия методика «Паровозик»
Приложение 2 Занятие Эмоция – интерес. Тема: «Мой друг, цыпленок» Цель. Формировать устойчивый интерес через тактильно – двигательные действия; развитие кинестических ощущений. Содержание занятий - формировать позитивное отношение к происходящему; - формировать способность передавать заданное эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики, жестов. Материал. Курица механическая, цыплята, желтая гуашь, салфетки, диск с записями колыбельных песен, лукошко с соломой. Ход. Психолог заранее заводит механическую курицу и прячет её за ширму, курица произносит: «Ко – ко – ко…». Внимание детей привлекают звуки, дети с интересом прислушиваются и ищут источник звука. Психолог предлагает детям поискать, кто кудахчет. Дети находят, и психолог спрашивает у детей: - «Кто это?» Рассматривают курицу, гладят, говорят ей добрые слова. Психолог включает музыкальный центр, звучит песня «Вышла курочка гулять…». Психолог приглашает детей вместе с курочкой погулять, пощипать травку. Дети находят коробку, психолог спрашивает: - «Что же в коробке?» Психолог выслушивает все ответы и предположения детей, затем открывает коробку. Дети видят лукошко с цыплятами. Психолог предлагает детям взять по цыпленку, погладить его, спеть ему песенку: «Пи – пи – пи». Психолог предлагает покормить цыплят – макает палец в желтую гуашь и на ладони кончиком пальца рисует «зернышки», дети повторяют действия психолога. После этого звучит песня «Колыбельная», психолог сажает курицу в лукошко и предлагает детям сделать то же самое, посадить к маме курице цыплят. После этого моет детям руки, вытирает и предлагает послушать песню. Рефлексия: Слушание музыки
Приложение 3
Занятие Эмоция – радость. Тема: «Машина» Цель. Формирование эмоциональной сферы на основе развития эмоции радость. Содержание занятия - формировать у детей умение выражать свои эмоции через радостное отношение к происходящему; - выявить причины, если ребенок реагирует отрицательно. Материал. Машина грузовая, мягкая игрушка – заяц, мыльные пузыри, половина альбомного листа с рисунком машины, зеленая, синяя краски, мольберт, салфетка, вода. Ход. Дети заходят в кабинет психолога, на полу под салфеткой спрятана грузовая машина. Психолог спрашивает: «дети, что может быть спрятано под салфеткой? (Ответы детей, психолог выслушивает, а затем снимает салфетку и произносит: «Какой красивый … (дети) грузовик, машина,…» . Берет веревочку и спрашивает: «Что это?» (веревочка). - «Для чего автомобилю нужна веревочка?» (что бы катать). - «Давайте его покатаем?» Дети катают автомобиль , раздается стук и в гости к детям приходит зайка, приветствует детей и «говорит»: «Я так спешил к вам, что мои ножки устали…». Психолог предлагает детям покатать зайку, зайка радуется и благодарит детей. Затем зайка обращается к детям и говорит: «У меня тоже есть машина, только она нарисованная и не умеет ездить». Психолог: «Не ездит она потому, что здесь нет дороги, давайте нарисуем дорогу!» Дети рисуют дорогу пальчиком, краску выбирая цвет краски. Зайка благодарит детей и дарит им в подарок мыльные пузыри . Психолог моет детям руки, вытирает, а затем вместе пускают мыльные пузыри под инструментальную музыку «Одинокий пастух».
Приложение 4
Занятие Эмоция – радость. Тема: «Неваляшки»
Цель. Формировать точный образ предмета; коррекция эмоциональной сферы на основе развития эмоции радость. Содержание занятия
- формировать у детей умение выражать свои эмоции через радостное отношение к происходящему;
- учить произносить ласковые имена.
Материал. Две (куклы) неваляшки разного размера, воздушные шарики, подарки для детей (деревянная матрешка), аудио запись «Мы милашки, куклы неваляшки».
Ход. Дети заходят в кабинет психолога, на пороге их встречает кукла неваляшка.
-Здравствуйте дети, (дети здороваются) Вы меня узнали? Кто я? (ответы детей). Звучит музыка, что это?
Психолог – Это же мелодия, а вот какая? (задумывается, дети могут помочь).
Вы правы, эта же мелодия неваляшки, когда она не может спокойно стоять, она обязательно мелодично звучит!
-А что звучало сейчас? Что это за мелодия? (ответы детей)
Неваляшка - Я к вам в гости пришла и подружек привела, посмотрите вы на них, какие у меня подружки красивые, нарядные, они даже вам улыбаются, посмотрите какая у них красивая улыбка! Посмотрите на моих подружек, я только сейчас увидела, что они совсем разные, одна подружка большая, а другая маленькая. Я совсем запуталась, помогите мне найти Танечку и Машеньку. Как вы думаете, кто из них Машенька, Танечка? (дети предполагают). А теперь помогите мне определить, кто из них большая, а кто маленькая? (дети выполняют задание).
Звучит музыка (Мы милашки, куклы неваляшки). Неваляшка приглашает потанцевать детей.
Неваляшка, я натанцевалась, наигралась, вы мне помогли найти Машеньку и Танечку, помогли мне определить их рост, спасибо вам! А за это я бы хотела подарить вам на память вот таких матрешек, Что бы вы могли с ними играть.
Приложение 5
Занятие Эмоция – удивление. Тема: «Лошадка» Цель. Содействие формированию у детей адекватных ситуаций.
Содержание занятия
- формировать позитивное отношение к происходящему; - формировать способность передавать заданное эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики, жестов.
Материал. Игрушка качалка «Лошадка». Ход. Дети заходят в кабинет психолога, на столе завернутая в красивую бумагу стоит коробка. Педагог просит посмотреть, что в такой красивой коробочке находится? (дети смотрят, но коробка оказалась пустой). Звучит музыка, взрослый спрашивает у детей, кто же спрятался от нас? За ширмой слышны «Иго-го». Педагог выносит качалку «лошадку» и спрашивает детей, чем питается лошадка? Проводится игра «Угостим лошадку».
Взрослый отвлекает детей и в это время прячет лошадку. Педагог спрашивает, что случилось с лошадкой? (в это время за ширмой раздается «Иго-го», дети удивленно смотрят, откуда эти звуки слышны). Психолог вывозит лошадку и просит одного ребенка покачаться, но лошадка не качается. Что случилось с лошадкой? Почему она не хочет качать вас? Мы забыли сказать волшебное слово, какое? (дети качаются на лошадке).
Педагог читает детям стихотворение «Лошадка» с элементами драматизации.
Дети прощаются с лошадкой и уходят в группу.
Приложение 6
Занятие
Эмоции – удивление. Тема: «Птичка»
Цель. Формирование целостного предметного образа птички. Формирование удивления на основе ориентировочно поисковых, зрительных и слуховых реакций.
Содержание занятия
- способствовать формированию позитивного отношения к наблюдаемому объекту;
- формировать эмоциональный отклик действия с живым и не живым объектом.
Материал. Клетка с живой птицей, диск с записью голосов птиц, игрушки – птицы 2-х размеров по количеству детей, металлофоны в разных участках кабинета, молоточек, 2 кормушки – большая и маленькая, крупа пшено.
Ход. Дети приходят в кабинет психолога, звучит звукозапись «Голоса живой природы – птицы». Педагог обращает внимание детей на клетку, которая накрыта красивым покрывалом, снимает покрывало с клетки и дает время детям рассмотреть живую птицу (1 – 2 минуты). Затем начинает описывать внешний вид птицы – есть голова, крылья, хвост. Затем задает ряд вопросов: «А где у вас голова?»; «А у вас есть крылья?»; и т.д. Раздается стук в дверь, педагог открывает и вносит детям еще одну клетку с игрушечными птицами. Достает из клетки и бережно подает каждому ребенку игрушку птицы. Предлагает детям погладить птицу, посмотреть на неё, а затем снова обратить внимание на живую птицу. - «Дети, посадите свою птичку на ладошку, она улетает?» (Нет). - «Давайте посмотрим и послушаем, откуда птичка прилетела». Педагог незаметно ударяет по металлофону и просит показать рукой ориентировочно, откуда прилетела птица. Дети по звуку определяют, где прозвучал металлофон. Затем педагог предлагает покормить птиц, достает 2 кормушки и предлагает детям посыпать крупу для больших птиц на большую кормушку, а для маленьких - на маленькую. Дети кормят птиц, педагог хвалит воспитанников и предлагает пойти в группу.
Приложение 7
Планы – конспекты занятия
Программа рассчитана на 4 часа, количество занятий 16, длительность занятий 10 минут (одно занятие в неделю)
№ п/п | Раздел Тема | Цель Ход занятия | Кол-во занятий | Кол-во часов |
1 | «Интерес» «Осенняя мозаика» | Цель. Формирование базовой эмоции – интерес через тактильно – двигательное действия. План:
«Листик, листик золотой, кружится красиво. И летит он за тобой словно эта птица»
| 4 | 10 |
2 | «Мой друг цыпленок» | Цель. Формировать устойчивый интерес через тактильно – двигательные действия; развитие кинестических ощущений. План: 2.1 Организационный этап. Сюрпризный момент: «Курочка в гости пришла». 2.2 Основной этап. Музыкальный фрагмент: «Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать А за ней ребятки, желтые цыплятки…» 2.3 Знакомство с цыплятами. 2.4 Практический этап. «Покормим цыплят» - рисование «зернышек» на ладошке желтой краской и «кормление» цыплят. 2.5 Заключительный этап. Укладывание цыплят под спокойную музыку «Колыбельная». | 4 | 10 |
3 | «Радость» «Машинка» | Цель. Формирование эмоциональной сферы на основе развития радости. План: 3.1 Организационный этап. Упражнение «Покатаем машинку» 3.2 Основной этап. Сюрпризный момент: «В гости приехал зайка». 3.3 Упражнение игровое. «Покатаем зайку на машине» 3.4 Практический этап. «Нарисуем дорожку для машины». 3.5 Рефлексия на тактильность. | 4 | 10 |
4 | «Игрушки – неваляшки» | Цель. Формировать точный образ предмета; коррекция эмоциональной сферы на основе развития эмоции радость. План: 4.1 Организационный этап. Дидактическая игра «Какая игрушка звучала». 4.2 Основной этап. Дидактическое упражнение «Большая и маленькая неваляшки». 4.3 Музыкальная игра «Мы милашки – куклы неваляшки» 4.4 Заключительный этап. Уходя, кукла – неваляшка дарит каждому ребенку по матрешке. | 4 | 10 |
5 | «Удивление» «Лошадка» | Цель. Формирование эмоции удивления; предметных действий; коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении. План: 5.1 Организационный этап. Музыкальный фрагмент «Где спряталась лошадка?». 5.2 Основной этап. Дидактическая игра «Угостим лошадку» 5.3 Игровое упражнение «Покатаемся на лошадке» 5.4 Заключительный этап. Чтение стихотворения «Лошадка» А.Барто с элементами драматизации. | 4 | 10 |
6 | «Птичка» | Цель. Формирование целостного предметного образа птички. Формирование удивления на основе ориентировочно поисковых, зрительных и слуховых реакций. План: 6.1 Организационный этап. Наблюдение за живой птичкой в клетке. 6.2 Основной этап. Демонстрация игрушечных птичек, соотнесение живой птичкой с ее предметным заменителем. 6.3 Дидактическое упражнение «Погладим птичку». 6.4 Дидактическая игра «Откуда птичка прилетела?» (зрительные и слуховые реакции). 6.5 Заключительный этап. Игра «На большой и маленькой кормушке». | 4 | 10 |
Итого: | 24 | 4часа |
Приложение 8
Карта эмоционального реагирования
№ п/п | Имя ребен-ка | Настрое-ние | Контакт-ность ребенка | Эмоциональное реагирование на поощрение и одобрение | Эмоциональное реагирование на замечание и одобрение | Реагирование на трудности и неуспех в деятельности |
Приложение 9
Карта выявления неблагополучия ребенка в группе
Ф.И. ребенка ____________________ Возраст, группа _________________
Содержание наблюдений | О | Ч | И | Р | Н |
1.Сидит в одиночестве | |||||
2.Со стороны наблюдает за другими детьми | |||||
3. Отсутствие аппетита | |||||
4. Засыпает медленно и с трудом | |||||
5. Играет с какой-либо частью тела | |||||
6. Очень тревожен, насторожен | |||||
7. Старается быть всегда тихим | |||||
8. Ничто не интересует, ничем не интересуется | |||||
9. Его попытки установить контакт с другими детьми терпит неудачу | |||||
10. Играет только с одним и тем же партнером | |||||
11. Не отходит от воспитателя, избегает других детей в группе | |||||
12. Часто вступает в конфликт с другими детьми | |||||
13. Обижает других детей | |||||
14. Часто плачет беспричинно / по поводу | |||||
15. Жалуется воспитателю | |||||
16. Намеренно мешает детям играть, ломает постройки, отбирает игрушки, разбрасывает игрушки | |||||
17. Часто бывает задумчивым, «бормотание» вслух |
Примечание. О – обычно, Ч – часто, И – иногда, Р – редко, Н – никогда.
Приложение 10
«Паровозик»
Цель. Методика предназначена для определения степени позитивного и негативного психического состояния ребенка. Применяется индивидуально с детьми от 2,5 лет.
Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красного, желтого, зеленого, синего, фиолетового, коричневого, серого и черного цветов). Их можно сделать из цветной бумаги.
Инструкция: перед ребенком в беспорядочном порядке раскладывают вагончики. Ребенка просят первым прицепить к паровозику вагончик самого красивого цвета. Затем самый красивый из оставшихся и так далее.
Интерпретация: присвоение балов производится соответственно таблице.
1 Б А Л Л | цвет | позиция | 2 Б А Л Л А | цвет | позиция | 3 Б А Л Л А | цвет | Позиция | |
Ф | 2 | Ф | 1 | Ч | 1 | ||||
Ч | 3 | Ч | 1 | СЕР | 1 | ||||
СЕР | 3 | СЕР | 2 | КОР | 1 | ||||
КОР | 3 | КОР | 2 | СИН | 7 | ||||
КР | 6 | КР | 7 | КР | 8 | ||||
Ж | 6 | Ж | 7 | Ж | 8 | ||||
З | 6 | З | 7 | З | 8 | ||||
СИН | 8 | ||||||||
Если в результате сложения баллов их сумма меньше 3 – то психическое состояние оценивается как позитивное;
Обработка данных
1 балл присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый - на третью; красный, желтый, зеленый - на шестую.
2 балла присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый - на вторую; красный, желтый, зеленый - на седьмую, синий - на восьмую.
3 балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий - на седьмую; красный, желтый, зеленый - на восьмую позицию.
Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказывается менее трех, то психическое состояние оценивается как позитивное, при 4-6 баллах - как негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс); при 7 - 9 баллах - как НПС средней степени; больше 9 баллов - НПС высокой степени.
Наряду с полученным индивидуальным результатом можно определить и общий психологический климат в группе. Для этого определяется сумма всех ППС (а) и НПС (б), разница между ними делится на количество детей и умножается на 100 %.
Оценка результатов:
70 % и выше - высокая степень благоприятности психологического климата (сБПК);
42 - 69 % - средняя сБПК;
26 - 41,9 % - незначительная сБПК;
0 - 25 % - начальная степень неблагоприятного психологического климата (сНПК);
-1 до - 25% -средняя сНПК;
- 26 % и ниже - сильная сНПК.
4 – 6 баллов – негативное психическое состояние низкой степени;
7 – 9 баллов – негативное психическое состояние средней степени;
Больше 9 баллов – негативное психическое состояние высокой степени.
Будущее, обедненность эмоциональных проявлений, упрощенное и обедненное содержание образа самого себя, несформированность избирательности, пристрастия в отношении к взрослым, сверстникам и предметному миру, импульсивность поведения, ситуативность мышления.
Изучение воспитанников дома ребенка должно быть направлено на поиск и решение и определение таких конкретных способов адаптации ребенка к определенным условиям, которые бы в наименьшей степени ущемляли интересы развития его личности, способствовали бы нормализации и оздоровлению микросоциальной среды, в которой он растет.
Для того чтобы осуществить процесс формирования эмоциональной сферы у детей раннего возраста, необходимо использовать различные методы психологической диагностики. В качестве основных методов для детей раннего возраста используется наблюдение.
В младенческом возрасте эмоциональное общение взрослого и ребенка возникает на основе совместных действий, которые сопровождаются улыбками и ласковым голосом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/22/picture-388459-1390387941.jpg)
Методическая разработка по теме: «Значение эмоционального благополучия развития социально-эмоциональной сферы детей раннего возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи»
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Чувства способствуют над всеми сторонами жизни ребёнка, придавая им особую окраску и выразительност...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/08/picture-432518-1396901584.jpg)
«Использование игр для развития эмоциональной сферы детей раннего возраста, активизации их интеллектуальных способностей и выработку навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками»
В моей работе подробно рассмотрены особенности игр, в том числе и фольклора при развитии детей раннего возраста, составлен их подробный перечень....
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА По теме «Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами малых форм фольклора»
«Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами малых форм фольклора»...
«Формирование эмоциональной сферы детей раннего возраста посредством игр с водой, песком, сыпучими материалами»
Игры с водой, песком и сыпучими материалами могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах раннего возраста. Игры с этими материалами оказывают существенно...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/29/picture-949571-1506674873.jpg)
«Использование игр для развития эмоциональной сферы детей раннего возраста»
Ранний возраст — период создания предпосылок становления игровой деятельности в широком ее понимании. Игры детей раннего возраста в основном неустойчивы, что выражается в частой смене игру...
Обобщение опыта работы «Обогащение эмоциональной сферы детей раннего возраста через приобщение к художественно- эстетической деятельности».
Эмоции - это неизведанный объект, который нельзя отнести к чувствам, так как это сиюминутное явление. Раньше эмоциональные состояния приравнивались к чувствам, но, как говорят последние исследования в...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/23/picture-1216724-1582413655.jpg)
Игра как средство развития эмоциональной сферы детей раннего возраста
Статья: Игра как средство развития эмоциональной сферы детей раннего возраста...
- Мне нравится (1)