Коррекционно - развивающая программа "Формирование эмоциональной сферы детей раннего возраста"
рабочая программа по психологии

Садыкава Наталья Георигиевна

Данная программа содержит методический материал, который направлен на внедрение технологий, по формированию у детей раннего возраста эмоциональной сферы. Особое внимание уделено проблеме формирования эмоциональной сферы у детей с проблемами в развитии, представлены направления и содержание коррекционно - развивающей работы в доме ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра психологического социально-педагогического общего и специального (коррекционного) образования

Формирование эмоциональной сферы детей раннего возраста

Коррекционно - развивающая программа

Исполнитель:

Садыкова Наталья Георгиевна,

Педагог-психолог «Полысаевского дома ребенка специализированного»

Консультант:

Трофимов Артем Борисович старший преподаватель кафедры психологического и социально-педагогического общего и специального (коррекционного) образования

Кемерово 2010

Автор – составитель Садыкова Наталья Георгиевна, педагог – психолог ГУЗ КО «Полысаевский дом ребенка «Родничок».

Данная программа содержит методический материал, который направлен на внедрение технологий, по формированию у детей раннего возраста эмоциональной сферы. Особое внимание уделено проблеме формирование эмоциональной сферы у детей с проблемами в развитии, представлены направления и содержание коррекционно - развивающей работы в доме ребенка.

«Формирование эмоциональной сферы детей раннего возраста» [Текст]: программа автор-составитель Н.Г.Садыкова – Полысаево, 2010

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………… 4

1. Учебно - тематический план ………………….……………………...8

2.Содержание программы..………………………………………...…….9

3. Методическое обеспечение…………………………………………..10

Список литературы ……………………………………………..…… .12

Пояснительная записка

Формирование чувства личной и культурной идентичности, происходящее между двумя и шестью годами, сопровождается разнообразными сильными эмоциями и переживаниями, которые ребенок должен научиться интегрировать в структуру собственной личности. Г. Крайг

В раннем детстве развитие идет максимально быстрыми темпами, как ни в каком другом возрасте. Этот период характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью.

По мнению исследователей К.Изарда, Хюбнера, Райзера и др. возникновение эмоций было в потребности в средствах коммуникации. Задолго до того, как ребенок начинает понимать обращенную к нему речь и произносить отдельные слова, он уже может (в норме) сообщать окружающим о своем внутреннем состоянии с помощью некоторого набора сигналов: внешние сигналы боли, радости, интереса. [8].

Эмоциональная сфера влияет не только на формирование личностных черт и социальное развитие детей – сирот, она сказывается даже на его интеллектуальном развитии.

Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной сферой, как важной составляющей формирования эмоциональной сферы ребенка.

Самое драматичное последствие социального сиротства – это прямой вред здоровью, психическому и социальному развитию ребенка, лишившемуся попечения родителей. До 60% контингента домов ребенка составляют дети с тяжелой хронической патологией, преимущественно центральной нервной системы, относящейся к III – Y (наиболее близким) группам здоровья. Почти 55% отстают в физическом развитии. Лишь 4,7% детей квалифицируются как практически здоровые. Помимо последствий органического поражения мозга у 30% отмечаются хронический тонзиллит, дискинезия желчных путей, астмоидный бронхит, хронический пиелонефрит, очень часты энурезы и пр.[5]. Основным приобретенным дефектом оказывается задержка и искажение интеллектуального и личностного развития. Во многих случаях (85 – 92%) выпускники детских домов не способны к обучению по программе общеобразовательной школы, тогда как в общей детской популяции доля лиц с задержанным умственным развитием не превышает 8 – 10%. [5]. Помимо задержек интеллектуального развития формируется комплекс сложных нарушений эмоционального развития в рамках парааутизма: обеднение эмоциональных проявлений, затруднения в общении, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству, нарастание пассивности, быстрая утрата побудительных мотивов. С возрастом обнаруживается тенденция к углублению отставания в развитии эмоций. Такие нарушения неизбежны и для здоровых детей и тем более усугубляются у детей с врожденной патологией. Неполнота эмоциональной жизни в сиротских учреждениях вызывает у ребенка в более старшем возрасте различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других – гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание взрослых, при неумении создать прочные эмоциональные привязанности.

В связи с этим необходимо установить тесный эмоциональный контакт педагога с каждым воспитанником, который находится в доме ребенка, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки - важнейший источник формирования чувств ребенка: интереса, радости, нежности, удивления.

Учебно – тематический план

п/п

Раздел

Тема

Кол-во

занятий

Практические занятия

Кол-во часов

1.

1.1

1.2

«Интерес»

Осенняя мозаика

«Мой друг цыпленок»

8

8

1ч.20м

4

4

40мин

4

4

40мин

2.

2.1

2.2

«Радость»

«Машинка»

«Игрушки неваляшки»

8

8

1ч.20м

4

4

40мин

4

4

40мин

3.

3.1

3.2

«Удивление»

«Лошадка»

«Птичка»

8

8

1ч.20м

4

4

40мин

4

4

40мин

Итого:

24

24

4часа

Содержание учебно-тематического плана

  1. Тема: «Интерес» (4часа)

Формирование базовой эмоции, упражнение «Листья».

Развитие кинестетических ощущений, дидактическая игра «Где же листик». Развитие тактильно-двигательных ощущений, рисование «Осенние листочки» (прил. 1,2).

  1. Тема: «Радость» (4часа)

Формирование эмоциональной сферы, использование музыкального фрагмента «Вышла курочка гулять». Развитие памяти, ощущений, рисование «Покормим цыплят» (прил. 3,4).

  1. Тема: «Удивление» (4часа)

Формирование эмоции удивления, музыкальный фрагмент «Где спряталась лошадка». Развитие зрительного и слухового восприятия, дидактическая игра «Угостим лошадку», слушание стихотворение «Лошадка» с элементами драматизации (прил. 5,6).

Занятия проводятся подгруппой и индивидуально. Ведущей деятельностью в раннем возрасте является наглядно – действенная и игровая деятельность, поэтому предлагаемые занятия построены в игровой форме или с использованием игровых упражнений. Занятие включает в себя упражнения, позволяющие снизить уровень напряжения и возбуждения. ( прил. 7).

Цель данной программы: Содействие формированию у детей адекватных ситуациям эмоций.

К числу основных задач относятся: 1.Способствовать формированию у детей мотивации на адекватное восприятие окружающего мира.

2.Содействовать формированию позитивных эмоции, имеющих определяющие значение для формирования адекватных социальных контактов ребенка.

3. Готовить ребенка к эффективному, адекватному взаимодействию с окружающим в различных ситуациях.

4. Мотивировать на систематическую работу по развитию базовых эмоций и механизмы их регулирующие, с помощью которых можно скорректировать и речь, и поведение, и мышление.

5. Содействовать формированию эмоции «интерес» -основного мотивационного условия, способствующего интеллектуальному развитию.

6. Формировать у детей способность личностно - ориентированного восприятия самого себя посредством слуховых, зрительных и тактильно – двигательных анализаторов.

Принципы построения программы

1.Принцип законности: Вся работа проводится с соблюдением нормативно – правовых документов:

- Конвенция о правах ребенка; - Конституция Российской федерации; - Закон РФ «Об образовании»; - Постановление Правительства РФ «О неотложных мерах по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

- Утверждена федеральная программа «Дети России» с программой «Дети – сироты»;

2. Принцип изучения личности ребенка в многообразных связях с окружающими его людьми; 3. Принцип этичности.

Продолжительность работы по программе - 6 месяцев: с октября по март. Занятия проводятся регулярно, каждое занятие включает в себя игры, упражнения и т.д. Занятия разнообразны, доступны детям по содержанию. У детей воспитывающихся в доме ребенка внимание неустойчивое, дети отличаются повышенной подвижностью, нуждаются в частой смене деятельности. С этой целью в качестве отдыха используются подвижные упражнения, игры.

Программа состоит из трех основных разделов: «Интерес», «Радость», «Удивление».

«Интерес»- внимательность, сконцентрированность, настороженность;

«Радость» - восторг, счастье, удовольствие;

«Удивление» - удивление (испуг), изумление, ошеломление (шок).

Каждая часть включает в себя 8 занятий продолжительностью от 10 до 15 мин, которые проводятся 1 раз в неделю. Программа рассчитана на воспитанников от 2 до 3 лет. Максимальное количество детей на занятии 4 человека.

Ожидаемый результат:

У детей, прошедших курс коррекционнно – развивающих занятий, формируются положительные эмоции, наблюдается динамика в развитии личностно – ориентированного общения.

Методическое обеспечение

В занятиях используются методы: наглядный, словесный, игровой.

Методические приемы:

  1. Дидактические игры, игровые упражнения, театрализованная деятельность.
  2. Нетрадиционное рисование.
  3. Малые формы устного народного творчества (потешки, прибаутки, колыбельные).

В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки:

-диагностический:

-консультативный:

-методический.

Диагностический блок

Для того чтобы осуществить процесс формирования эмоциональной сферы у детей раннего возраста, необходимо использовать различные методы психологической диагностики. В качестве основных методов для детей раннего возраста используется наблюдение. Метод наблюдения могут успешно применять как психологи, так и воспитатели, которые, взаимодействуя с ребенком каждый день, имеют возможность исследовать его поведение во всех жизненных обстоятельствах (прил. 8).

В результате наблюдения можно выявить причины неблагополучия, трудности, возникающие у ребенка в тех или иных ситуациях и заполнить карту неблагополучия ребенка в группе (прил. 9).

Методика для определения степени позитивного и негативного психического состояния для детей от 2,5 лет (прил.10).

Название методики

Исследуемая функция

Сост. Велиева, «Паровозик»

Выявление тревожности

Консультативный блок

Данный блок включает в себя работу с воспитателями и педагогами -специалистами.

Консультации проводятся в течение учебного года, а так же по запросам педагогов для решения возникающих проблем. Открытые занятия проводятся как педагогом-психологом, так и воспитателями и педагогами-специалистами. Проведение открытых занятий позволяет познакомиться с работой коллег, скоординировать методы воздействия на развитие и воспитание детей.

Методический блок

1.Оформление документации:

- оформление журналов консультативно-просветительской работы, коррекционно-развивающей работы;

- анализ и обработка диагностических данных;

- разработка рекомендаций для педагогов;

- разработка и оснащение бланками для проведения диагностических исследований;

2.Оформление кабинета:

- приобретение учебных пособий, методик;

- изготовление и приобретение наглядно-дидактического и демонстрационного материала.

3.Участие в педагогических и методических советах.

4.

Сочетание блоков позволяет выявить и развить индивидуальные возможности и способности ребёнка, сформировать у детей эмоциональную сферу с учётом его индивидуально – возрастных особенностей. Психологически грамотное сопровождение естественного развития ребёнка обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей и позволяет избежать многих трудностей и отклонений в ходе формирования эмоциональной сферы ребенка.

Список литературы

  1. Данилова, Т.А. В мире детских эмоций [Текст]: методическое пособие/Т.А.Данилова, В.Я.Зедгенидзе, Н.М.Степина. - М.: Айрис-пресс, 2007. – 160 с.
  2. Истратова, О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет [Текст]:/ О.Н.Истратова.- Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 317 с.
  3. Лютова, Е.К. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства) [Текст]/ Е.К.Лютова, Г.Б. Монина. – СПб.: Издательство Речь, 2006. – 176 с.
  4. Матюхина, Ю. Развивающие игры для маленького почемучки [Текст]/ Ю.Матюхина, Неверко К., Хромова С.- М.: ООО ИКТЦ Лада, 2007. – 152 с.
  5. Стребелева,Е.А. Дети – сироты консультирование и диагностика развития [Текст]: Е.А.Стребелева. – М.: Полиграф сервис, 1998. – 336 с.
  6. Урунтаева, Г.А. Детская психология [Текст]/ Г.А.Урунтаева.- Академия 2008. – 357 с.
  7. Худенко, Е.Д. Инновационные технологии развития личности воспитанника дома ребенка [Текст]: методическое пособие Е.Д.Худенко, О.Г.Приходько, Г.В.Дедюхина, С.Н.Шаховская, Е.В.Кириллова, Л.А. Марунова.- 2008. -175 с.
  8. Худенко, Е.Д. Современные коррекционные технологии в работе воспитателей, психологов, учителей - дефектологов домов ребенка [Текст]: учебно – методическое пособие /Е.Д.Худенко, И.В.Кальянов, Г.В.Дедюхина, С.Н.Шаховская, Л.А.Марунова, О.В.Авдеева, И.И.Поташова, Ю.Н. Луданова. - 2007 – 371 с.

Приложение 1

Конспекты коррекционно - развивающих занятий Занятие Эмоция – интерес. Тема: «Осенняя мозаика» Цель. Формировать устойчивый интерес через умение удивляться. Содержание занятия - формировать позитивное отношение к происходящему в окружающем; - помочь ребенку выразить чувства, связанные с происходящим; - помочь в осознании, что к происходящему можно проявить интерес.

Материал. Разноцветные листья, цветные коробочки, лист ватмана с нарисованным силуэтом дерева, гуашь, ванночки с водой, салфетки. Ход. Психолог обращает внимание детей на висящие листочки, подвешенные на леске к потолку. Психолог говорит детям, что это осенние листочки, к ним принес ветер. Психолог включает вентилятор, и листочки начинают кружиться. Психолог дает в руки детям листочки, и приглашает их покружится, как листочки, подвешенные на потолке, при этом проговаривает: «Падают, падают листья, в нашем саду листопад, Желтые, красные листья по ветру вьются, летят…». Психолог спрашивает: «Какого цвета листья?» (красные, желтые). «Что делают листочки, когда на них дует ветер?» (кружатся, летят). Психолог прячет за спину листочки, дети повторяют за ней действия: «Где же листочки?» - дети и психолог показывают друг другу листочки. Психолог кладет на стол лист ватмана, читает стихотворение: «Листик, листик золотой, кружится красиво. И летит он за тобой словно эта птица…», во время чтения психолог макает ладонь в гуашь и делает отпечаток на нарисованном дереве, говорит, что это желтые и красные листочки. Дети повторяют за ней эти действия, рисуя крону дерева. Психолог моет руки детям, и затем вместе любуются деревом.

Рефлексия занятия методика «Паровозик»

Приложение 2 Занятие Эмоция – интерес. Тема: «Мой друг, цыпленок» Цель. Формировать устойчивый интерес через тактильно – двигательные действия; развитие кинестических ощущений. Содержание занятий - формировать позитивное отношение к происходящему; - формировать способность передавать заданное эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики, жестов. Материал. Курица механическая, цыплята, желтая гуашь, салфетки, диск с записями колыбельных песен, лукошко с соломой. Ход. Психолог заранее заводит механическую курицу и прячет её за ширму, курица произносит: «Ко – ко – ко…». Внимание детей привлекают звуки, дети с интересом прислушиваются и ищут источник звука. Психолог предлагает детям поискать, кто кудахчет. Дети находят, и психолог спрашивает у детей: - «Кто это?» Рассматривают курицу, гладят, говорят ей добрые слова. Психолог включает музыкальный центр, звучит песня «Вышла курочка гулять…». Психолог приглашает детей вместе с курочкой погулять, пощипать травку. Дети находят коробку, психолог спрашивает: - «Что же в коробке?» Психолог выслушивает все ответы и предположения детей, затем открывает коробку. Дети видят лукошко с цыплятами. Психолог предлагает детям взять по цыпленку, погладить его, спеть ему песенку: «Пи – пи – пи». Психолог предлагает покормить цыплят – макает палец в желтую гуашь и на ладони кончиком пальца рисует «зернышки», дети повторяют действия психолога. После этого звучит песня «Колыбельная», психолог сажает курицу в лукошко и предлагает детям сделать то же самое, посадить к маме курице цыплят. После этого моет детям руки, вытирает и предлагает послушать песню. Рефлексия: Слушание музыки

Приложение 3

Занятие Эмоция – радость. Тема: «Машина» Цель. Формирование эмоциональной сферы на основе развития эмоции радость. Содержание занятия - формировать у детей умение выражать свои эмоции через радостное отношение к происходящему; - выявить причины, если ребенок реагирует отрицательно. Материал. Машина грузовая, мягкая игрушка – заяц, мыльные пузыри, половина альбомного листа с рисунком машины, зеленая, синяя краски, мольберт, салфетка, вода. Ход. Дети заходят в кабинет психолога, на полу под салфеткой спрятана грузовая машина. Психолог спрашивает: «дети, что может быть спрятано под салфеткой? (Ответы детей, психолог выслушивает, а затем снимает салфетку и произносит: «Какой красивый … (дети) грузовик, машина,…» . Берет веревочку и спрашивает: «Что это?» (веревочка). - «Для чего автомобилю нужна веревочка?» (что бы катать). - «Давайте его покатаем?» Дети катают автомобиль , раздается стук и в гости к детям приходит зайка, приветствует детей и «говорит»: «Я так спешил к вам, что мои ножки устали…». Психолог предлагает детям покатать зайку, зайка радуется и благодарит детей. Затем зайка обращается к детям и говорит: «У меня тоже есть машина, только она нарисованная и не умеет ездить». Психолог: «Не ездит она потому, что здесь нет дороги, давайте нарисуем дорогу!» Дети рисуют дорогу пальчиком, краску выбирая цвет краски. Зайка благодарит детей и дарит им в подарок мыльные пузыри . Психолог моет детям руки, вытирает, а затем вместе пускают мыльные пузыри под инструментальную музыку «Одинокий пастух».

Приложение 4

Занятие Эмоция – радость. Тема: «Неваляшки»

Цель. Формировать точный образ предмета; коррекция эмоциональной сферы на основе развития эмоции радость. Содержание занятия

- формировать у детей умение выражать свои эмоции через радостное отношение к происходящему;

- учить произносить ласковые имена.

Материал. Две (куклы) неваляшки разного размера, воздушные шарики, подарки для детей (деревянная матрешка), аудио запись «Мы милашки, куклы неваляшки».

Ход. Дети заходят в кабинет психолога, на пороге их встречает кукла неваляшка.

-Здравствуйте дети, (дети здороваются) Вы меня узнали? Кто я? (ответы детей). Звучит музыка, что это?

Психолог – Это же мелодия, а вот какая? (задумывается, дети могут помочь).

Вы правы, эта же мелодия неваляшки, когда она не может спокойно стоять, она обязательно мелодично звучит!

-А что звучало сейчас? Что это за мелодия? (ответы детей)

Неваляшка - Я к вам в гости пришла и подружек привела, посмотрите вы на них, какие у меня подружки красивые, нарядные, они даже вам улыбаются, посмотрите какая у них красивая улыбка! Посмотрите на моих подружек, я только сейчас увидела, что они совсем разные, одна подружка большая, а другая маленькая. Я совсем запуталась, помогите мне найти Танечку и Машеньку. Как вы думаете, кто из них Машенька, Танечка? (дети предполагают). А теперь помогите мне определить, кто из них большая, а кто маленькая? (дети выполняют задание).

Звучит музыка (Мы милашки, куклы неваляшки). Неваляшка приглашает потанцевать детей.

Неваляшка, я натанцевалась, наигралась, вы мне помогли найти Машеньку и Танечку, помогли мне определить их рост, спасибо вам! А за это я бы хотела подарить вам на память вот таких матрешек, Что бы вы могли с ними играть.

Приложение 5

Занятие Эмоция – удивление. Тема: «Лошадка» Цель. Содействие формированию у детей адекватных ситуаций.

Содержание занятия

- формировать позитивное отношение к происходящему; - формировать способность передавать заданное эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики, жестов.

Материал. Игрушка качалка «Лошадка». Ход. Дети заходят в кабинет психолога, на столе завернутая в красивую бумагу стоит коробка. Педагог просит посмотреть, что в такой красивой коробочке находится? (дети смотрят, но коробка оказалась пустой). Звучит музыка, взрослый спрашивает у детей, кто же спрятался от нас? За ширмой слышны «Иго-го». Педагог выносит качалку «лошадку» и спрашивает детей, чем питается лошадка? Проводится игра «Угостим лошадку».

Взрослый отвлекает детей и в это время прячет лошадку. Педагог спрашивает, что случилось с лошадкой? (в это время за ширмой раздается «Иго-го», дети удивленно смотрят, откуда эти звуки слышны). Психолог вывозит лошадку и просит одного ребенка покачаться, но лошадка не качается. Что случилось с лошадкой? Почему она не хочет качать вас? Мы забыли сказать волшебное слово, какое? (дети качаются на лошадке).

Педагог читает детям стихотворение «Лошадка» с элементами драматизации.

Дети прощаются с лошадкой и уходят в группу.

Приложение 6

Занятие

Эмоции – удивление. Тема: «Птичка»

Цель. Формирование целостного предметного образа птички. Формирование удивления на основе ориентировочно поисковых, зрительных и слуховых реакций.

Содержание занятия

- способствовать формированию позитивного отношения к наблюдаемому объекту;

- формировать эмоциональный отклик действия с живым и не живым объектом.

Материал. Клетка с живой птицей, диск с записью голосов птиц, игрушки – птицы 2-х размеров по количеству детей, металлофоны в разных участках кабинета, молоточек, 2 кормушки – большая и маленькая, крупа пшено.

Ход. Дети приходят в кабинет психолога, звучит звукозапись «Голоса живой природы – птицы». Педагог обращает внимание детей на клетку, которая накрыта красивым покрывалом, снимает покрывало с клетки и дает время детям рассмотреть живую птицу (1 – 2 минуты). Затем начинает описывать внешний вид птицы – есть голова, крылья, хвост. Затем задает ряд вопросов: «А где у вас голова?»; «А у вас есть крылья?»; и т.д. Раздается стук в дверь, педагог открывает и вносит детям еще одну клетку с игрушечными птицами. Достает из клетки и бережно подает каждому ребенку игрушку птицы. Предлагает детям погладить птицу, посмотреть на неё, а затем снова обратить внимание на живую птицу. - «Дети, посадите свою птичку на ладошку, она улетает?» (Нет). - «Давайте посмотрим и послушаем, откуда птичка прилетела». Педагог незаметно ударяет по металлофону и просит показать рукой ориентировочно, откуда прилетела птица. Дети по звуку определяют, где прозвучал металлофон. Затем педагог предлагает покормить птиц, достает 2 кормушки и предлагает детям посыпать крупу для больших птиц на большую кормушку, а для маленьких - на маленькую. Дети кормят птиц, педагог хвалит воспитанников и предлагает пойти в группу.

Приложение 7

Планы – конспекты занятия

Программа рассчитана на 4 часа, количество занятий 16, длительность занятий 10 минут (одно занятие в неделю)

п/п

Раздел

Тема

Цель

Ход занятия

Кол-во

занятий

Кол-во часов

1

«Интерес»

«Осенняя мозаика»

Цель. Формирование базовой эмоции – интерес через тактильно – двигательное действия.

План:

  1. Организационный этап. Упражнение «Падают, падают листья…»
  2. Основной этап. Дидактическая игра «Где же листик?»
  3. Художественное слово.

«Листик, листик золотой, кружится красиво.

И летит он за тобой словно эта птица»

  1. Рисование. «Осенние листочки» (печатание ладонью).
  2. Рефлексия.

4

10

2

«Мой друг цыпленок»

Цель. Формировать устойчивый интерес через тактильно – двигательные действия; развитие кинестических ощущений.

План:

2.1 Организационный этап. Сюрпризный момент: «Курочка в гости пришла».

2.2 Основной этап. Музыкальный фрагмент:

«Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать

А за ней ребятки, желтые цыплятки…»

2.3 Знакомство с цыплятами.

2.4 Практический этап. «Покормим цыплят» - рисование «зернышек» на ладошке желтой краской и «кормление» цыплят.

2.5 Заключительный этап. Укладывание цыплят под спокойную музыку «Колыбельная».

4

10

3

«Радость»

«Машинка»

Цель. Формирование эмоциональной сферы на основе развития радости.

План:

3.1 Организационный этап. Упражнение «Покатаем машинку»

3.2 Основной этап. Сюрпризный момент: «В гости приехал зайка».

3.3 Упражнение игровое. «Покатаем зайку на машине»

3.4 Практический этап. «Нарисуем дорожку для машины».

3.5 Рефлексия на тактильность.

4

10

4

«Игрушки – неваляшки»

Цель. Формировать точный образ предмета; коррекция эмоциональной сферы на основе развития эмоции радость.

План:

4.1 Организационный этап. Дидактическая игра «Какая игрушка звучала».

4.2 Основной этап. Дидактическое упражнение «Большая и маленькая неваляшки».

4.3 Музыкальная игра «Мы милашки – куклы неваляшки»

4.4 Заключительный этап. Уходя, кукла – неваляшка дарит каждому ребенку по матрешке.

4

10

5

«Удивление»

«Лошадка»

Цель. Формирование эмоции удивления; предметных действий; коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении.

План:

5.1 Организационный этап. Музыкальный фрагмент «Где спряталась лошадка?».

5.2 Основной этап. Дидактическая игра «Угостим лошадку»

5.3 Игровое упражнение «Покатаемся на лошадке»

5.4 Заключительный этап. Чтение стихотворения «Лошадка» А.Барто с элементами драматизации.

4

10

6

«Птичка»

Цель. Формирование целостного предметного образа птички. Формирование удивления на основе ориентировочно поисковых, зрительных и слуховых реакций.

План:

6.1 Организационный этап. Наблюдение за живой птичкой в клетке.

6.2 Основной этап. Демонстрация игрушечных птичек, соотнесение живой птичкой с ее предметным заменителем.

6.3 Дидактическое упражнение «Погладим птичку».

6.4 Дидактическая игра «Откуда птичка прилетела?» (зрительные и слуховые реакции).

6.5 Заключительный этап. Игра «На большой и маленькой кормушке».

4

10

Итого:

24

4часа

Приложение 8

Карта эмоционального реагирования

п/п

Имя ребен-ка

Настрое-ние

Контакт-ность

ребенка

Эмоциональное

реагирование

на поощрение и одобрение

Эмоциональное

реагирование на замечание и одобрение

Реагирование

на трудности и неуспех в деятельности

Приложение 9

Карта выявления неблагополучия ребенка в группе

Ф.И. ребенка ____________________ Возраст, группа _________________

Содержание наблюдений

О

Ч

И

Р

Н

1.Сидит в одиночестве

2.Со стороны наблюдает за другими детьми

3. Отсутствие аппетита

4. Засыпает медленно и с трудом

5. Играет с какой-либо частью тела

6. Очень тревожен, насторожен

7. Старается быть всегда тихим

8. Ничто не интересует, ничем не интересуется

9. Его попытки установить контакт с другими детьми терпит неудачу

10. Играет только с одним и тем же партнером

11. Не отходит от воспитателя, избегает других детей в группе

12. Часто вступает в конфликт с другими детьми

13. Обижает других детей

14. Часто плачет беспричинно / по поводу

15. Жалуется воспитателю

16. Намеренно мешает детям играть, ломает постройки, отбирает игрушки, разбрасывает игрушки

17. Часто бывает задумчивым, «бормотание» вслух

Примечание. О – обычно, Ч – часто, И – иногда, Р – редко, Н – никогда.

Приложение 10

«Паровозик»

Цель. Методика предназначена для определения степени позитивного и негативного психического состояния ребенка. Применяется индивидуально с детьми от 2,5 лет.

Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красного, желтого, зеленого, синего, фиолетового, коричневого, серого и черного цветов). Их можно сделать из цветной бумаги.

Инструкция: перед ребенком в беспорядочном порядке раскладывают вагончики. Ребенка просят первым прицепить к паровозику вагончик самого красивого цвета. Затем самый красивый из оставшихся и так далее.

Интерпретация: присвоение балов производится соответственно таблице.

1

Б

А

Л

Л

цвет

позиция

2

Б

А

Л

Л

А

цвет

позиция

3

Б

А

Л

Л

А

цвет

Позиция

Ф

2

Ф

1

Ч

1

Ч

3

Ч

1

СЕР

1

СЕР

3

СЕР

2

КОР

1

КОР

3

КОР

2

СИН

7

КР

6

КР

7

КР

8

Ж

6

Ж

7

Ж

8

З

6

З

7

З

8

СИН

8

Если в результате сложения баллов их сумма меньше 3 – то психическое состояние оценивается как позитивное;

Обработка данных

1 балл присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый - на третью; красный, желтый, зеленый - на шестую.

2 балла присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый - на вторую; красный, желтый, зеленый - на седьмую, синий - на восьмую.

3 балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий - на седьмую; красный, желтый, зеленый - на восьмую позицию.

Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказывается менее трех, то психическое состояние оценивается как позитивное, при 4-6 баллах - как негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс); при 7 - 9 баллах - как НПС средней степени; больше 9 баллов - НПС высокой степени.

Наряду с полученным индивидуальным результатом можно определить и общий психологический климат в группе. Для этого определяется сумма всех ППС (а) и НПС (б), разница между ними делится на количество детей и умножается на 100 %.

Оценка результатов:

70 % и выше - высокая степень благоприятности психологического климата (сБПК);

42 - 69 % - средняя сБПК;

26 - 41,9 % - незначительная сБПК;

0 - 25 % - начальная степень неблагоприятного психологического климата (сНПК);

-1 до - 25% -средняя сНПК;

- 26 % и ниже - сильная сНПК.

4 – 6 баллов – негативное психическое состояние низкой степени;

7 – 9 баллов – негативное психическое состояние средней степени;

Больше 9 баллов – негативное психическое состояние высокой степени.

Будущее, обедненность эмоциональных проявлений, упрощенное и обедненное содержание образа самого себя, несформированность избирательности, пристрастия в отношении к взрослым, сверстникам и предметному миру, импульсивность поведения, ситуативность мышления.

Изучение воспитанников дома ребенка должно быть направлено на поиск и решение и определение таких конкретных способов адаптации ребенка к определенным условиям, которые бы в наименьшей степени ущемляли интересы развития его личности, способствовали бы нормализации и оздоровлению микросоциальной среды, в которой он растет.

Для того чтобы осуществить процесс формирования эмоциональной сферы у детей раннего возраста, необходимо использовать различные методы психологической диагностики. В качестве основных методов для детей раннего возраста используется наблюдение.

В младенческом возрасте эмоциональное общение взрослого и ребенка возникает на основе совместных действий, которые сопровождаются улыбками и ласковым голосом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Значение эмоционального благополучия развития социально-эмоциональной сферы детей раннего возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи»

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Чувства способствуют над всеми сторонами жизни ребёнка, придавая им особую окраску и выразительност...

«Использование игр для развития эмоциональной сферы детей раннего возраста, активизации их интеллектуальных способностей и выработку навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками»

В моей работе подробно рассмотрены особенности игр, в том числе и фольклора при развитии детей раннего возраста, составлен их подробный перечень....

«Формирование эмоциональной сферы детей раннего возраста посредством игр с водой, песком, сыпучими материалами»

     Игры с водой, песком и сыпучими материалами могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах раннего возраста. Игры с этими материалами оказывают существенно...

«Использование игр для развития эмоциональной сферы детей раннего возраста»

Ранний возраст — период создания предпосылок становления игровой деятельности в широком  ее понимании. Игры детей раннего возраста в основном неустойчивы, что выражается в частой смене игру...

Обобщение опыта работы «Обогащение эмоциональной сферы детей раннего возраста через приобщение к художественно- эстетической деятельности».

Эмоции - это неизведанный объект, который нельзя отнести к чувствам, так как это сиюминутное явление. Раньше эмоциональные состояния приравнивались к чувствам, но, как говорят последние исследования в...

Игра как средство развития эмоциональной сферы детей раннего возраста

Статья: Игра как средство развития эмоциональной сферы детей раннего возраста...