Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога- психолога "В гости к Зимушке"
план-конспект занятия по психологии (подготовительная группа)

Крючкова Гульшат Абулманиховна

Цель:Создание психолого-педагогических условий для развития  познавательной активности детей 6-7 лет.

Образовательные:

  • расширить и обобщить и систематизировать  знания детей по теме «Зима»;
  • продолжать знакомить детей с явлениями природы, характерными для зимы; 
  • совершенствовать мыслительную деятельность,   связную речь,

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога

с детьми дошкольного возраста 6-7 лет   по теме «В гости к Зимушке»

Разработчик: Крючкова Гульшат Абулманиховна, педагог-психолог Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка- детский сад». ГО Красноуфимск, Свердловской области.

Тема: « В гости к Зимушке».

Возрастная группа: дети старшего дошкольного возраста  6-7 лет

Форма совместной деятельности: познавательная, игровая, продуктивная, коммуникативная деятельность  

Форма организации: подгрупповая

Учебно-методический комплект Данилова С.И. «Психологическое сопровождение дошкольников: диагностика и сценарии занятий. - М.:ТЦ Сфера. Шарохина В.Л. Коррекционно- развивающее занятие в старшей группе. Конспекты занятий, демонстрационный и раздаточный материал. М.: Прометей; Книголюб, 2002 (Психологическая служба)

Цель:Создание психолого-педагогических условий для развития  познавательной активности детей 6-7 лет.

Образовательные:

  • расширить и обобщить и систематизировать  знания детей по теме «Зима»;
  • продолжать знакомить детей с явлениями природы, характерными для зимы; 
  • совершенствовать мыслительную деятельность,   связную речь,

Развивающие:

  • развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, делать умозаключения, устанавливать логические связи;
  • развивать  эмоционально-чувственную сферу;
  • развивать способность решать адекватные возрасту задачи;
  • развивать интерес и инициативу к предмету, поисковой деятельности;
  • развивать   творческое воображение, память, внимание, речь, эрудицию;
  • развивать зрительно-пространственную ориентацию.

Коррекционные:

  • развиватьвнимание и  зрительное восприятие;
  • развивать слуховое восприятие;
  • развитие общей и мелкой моторики, графомоторных навыков;
  • развитие мыслительных операции (анализ, синтез, обобщение и сравнение);
  • развитие координации речи с движением.

Воспитательные:

  • воспитывать коммуникативные умения, отзывчивость;
  • воспитывать  навыки работы в коллективе и в паре;
  • воспитывать  целеустремленность, настойчивость в достижении цели.

Средства:

  • наглядные:,  снежинки с заданиями,  разрезные картинки  по теме «Зима», иллюстративный демонстрационный  материал по теме «Зима», облака  с настроением, разноцветные снежинки,  мольберт, снежный ком
  • раздаточный материал: листы в клетку, простые карандаши, цветные карандаши, карточки с заданиями на сравнение, шаблоны -варежки.
  • литературные: Книга для чтения в детском саду и дома 5-7 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей/ Сост. В.В. Гербова. Предварительное чтение: произведений о зиме.

Развивающие образовательные методики и технологии:

  • здоровьесберегающие технологии (технологии сохранения и стимулирования здоровья: пальчиковая гимнастика, физминутка, психогимнастика, психологический этюд);
  • игровые технологии (настольные, дидактические, словесные);
  • развивающие технологии;
  • деятельностные технологии;
  • словесные методы: беседа, вопросы, чтение художественной литературы,
  • наглядные методы: показ демонстрационных картинок, раздаточные картинки;
  • практические методы: метод проб, соотнесение,  сравнение, дорисовывание.
  • сюрпризный момент.
  1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Этапы совместной деятельности

Содержание деятельности

Деятельность детей

1.

Приветствие.

Цель:  создание положительного эмоционального фона для дальнейшей деятельности.

Педагог-психолог: «Здравствуйте дети! Я очень рада встрече с вами!  Приглашаю вас в круг  поприветствовать друг друга.

Поздороваемся руками, поздороваемся глазами, поздороваемся мы ртом - станет радостно кругом!

Сядем на ковёр по-турецки. крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.   Будем вместе мы трудиться, не пристало нам лениться. Все готовы заниматься?

Дети встают в круг приветствуют  педагога и сверстников, повторяют за педагогом слова и движения.Проявляет эмоциональную отзывчивость, доброжелательность. Настраиваются  на образовательную деятельность.

2.

Организационный момент:

Цель: мотивация к дальнейшей деятельности, создание атмосферы заинтересованности

Педагог-психолог:Времена года идут друг за другом последовательно, и о каком времени года мы с вами будем говорить, узнаете из загадки:

Белым пледом лес укрыт,

И медведь в берлоге спит.

Снег, как белая кайма.

Кто хозяйничал? (зима)

Педагог-психолог: Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие к Зимушке. А перенесут нас в сказку волшебные снежинки с интересными зданиями от Зимушки

  • Дети проявляет любопытство, заинтересованность,
  • выстраивают полный ответ, предложение. Вступают в диалог.

Выстраивают коммуникативное взаимодействие со взрослыми

Настраиваются на дальнейшую деятельность.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3.

Игровое упражнение «Бывает – не бывает зимой»?

Цель: формировать представления о характерных признаках зимы

 Педагог-психолог:за каким временем года наступает зима? (за осенью).

- По каким приметам мы узнаем, что наступает зима?( с каждым днем становилось всё холоднее, потом выпал первый снег, потом замерзли речки и озёра, деревья укрылись пушистым снегом, люди надели теплую одежду)- значит наступила зима.

Педагог-психолог: Правильно. А вот и первая снежинка от Зимушки, опустилась  к нам на окошко.

Педагог-психолог:  Зимушка предлагает  поиграть в игру «Бывает – не бывает зимой»?

(дети ловят снежный ком и отвечают на вопросы)

Зимой солнце светит ярко и греет сильно? (не бывает)

Снег падает большими хлопьями (бывает)

Дети надевают шапки, валенки, куртки и шубы

Девочки ходят в туфлях по снегу

Медведь спит зимой в берлоге.

Приходит Новый год.

На деревьях распускаются листочки.

Дети строят кормушки для птиц.

Птицы возвращаются из теплых стран.

Ребята играют в снежки.

Педагог-психолог:  Какие мы молодцы, выполнили задание от Зимушки и получаем следующую  волшебную снежинку с заданием.

Дети проявляют любознательность .

Решают адекватные возрасту задачи.

Испытывают положительные эмоции от правильно решённых познавательных задач.

4.

Дидактическое упражнение «Хлопни, если»

Цель:уточнять, расширять,  активизировать словарь по теме «Зима». Развивать слуховое восприятие.

Педагог-психолог: Зимушка очень хочет узнать какие вы внимательные, и какие зимние слова  знаете. Я буду называть различные слова, а вы хлопайте в ладоши, когда услышите слово, которое связано с зимой: снег, радуга, бабочка, мороз, снежинка, ветер, дед мороз, солнце, дождь, метель, зайчик, лед, санки, море, корабль, лыжи, велосипед, снегурочка, елка,  сугроб, роса .

Педагог-психолог: Мы справились еще с одним заданием Зимушки  и получаем красивую снежинку.

Дети выполняют задание.

Слушают внимательно.  Сосредотачивают внимание и реагируют на    заданное слово. Обсуждают ошибки.

5.

Дидактическая игра «Найди подходящее облако».

Цель: развитие зрительного восприятия, понимание эмоционального состояния.

Педагог-психолог:Рассмотрите  зимние облака. Какое настроение у каждого облака (грустное, весёлое, сердитое, удивлённое)?

- Правильно определили настроение облаков. А сейчас определим настроение снежинок.

Педагог-психолог:Послушайте, как говорят снежинки, подумайте, на каком облаке живёт снежинка, и положите нужную снежинку на своё облако.

- Голубая снежинка сказала: «Я - узорчатая воздушная снежинка! Я весело танцую в воздухе!» (веселая, радостная).

- Сиреневая снежинка сказала: «Я - маленькая, незаметная снежинка. Я упаду на землю и сразу растаю».(грустная. печальная).

-Коричневая снежинка: «Я - колючая, ледяная снежинка! Ущипну за щёки, за нос!». (злая, сердитая).

- Розовая снежинка: «Я – розовая снежинка. Почему у меня такой удивительный цвет?» (удивлённая).

- Молодцы, каждая снежинка теперь на своём облаке. А расскажите на какую снежинку похоже  ваше настроение?

Педагог-психолог: А Зимушка дарит нам еще снежинку.

Дети рассматривают облака с изображением настроения, определяют настроение облака, объясняют свой выбор.

Самостоятельно делают выбор.  Аргументируют ответ.Анализируют и выражают собственные суждения.Используют речь для выражения своих мыслей.

Выстраивают речевое взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

6.

Телесно-ориентированное упражнение «Снеговик»

Цель:способствовать психоэмоциональной  разгрузке, формировать тактильно -кинестетическое восприятие.

Педагог-психолог: посмотрите, в вашем морозном окошке весёлый снеговик. (Педагог-психолог предлагает детям встать в позу нарисованного ими снеговика и говорит):

 - Наш Снеговик не умеет говорить и не может двигаться. Давайте попробуем изобразить снеговика

Дети разводят напряженные руки в стороны, надувают щеки, делают грустное лицо и неподвижно стоят на месте.

Педагог-психолог:так простоял наш снеговик всю зиму, но вот пришла весна, пригрело солнышко, и снег начал таять.

Дети постепенно расслабляются, опускают руки, «обмякают, подставляют лицо солнцу» и приседают на корточки и растекаются по полу как лужа. Упражнение повторяется.

Дети выполняют задание.

Демонстрируют мышечное напряжение и расслабление.

Самостоятельно выполняет доступные возрасту движения

7.

Упражнение «Сложи картинку»

Цель: Развитие целостного восприятия образа.

Педагог-психолог:У нас следующее задание, посмотрите у каждого из вас разрезные картинки   по теме «Зима». Предлагаю собрать картинку из частей, для этого надо быть очень внимательными и терпеливыми. (Если у кого-то не получается выполнить задание, педагог-психолог показывает ему целую картинку-образец: санки, снеговик, Мороз, снегирь. снежинка).

Педагог-психолог: Расскажите, какую картинку собрали из разрезных частей. У нас все здорово получилось, получаем очередную снежинку.

Дети выполняют задание, учатся логически мыслить, высказывать свои суждения. Отвечают на заданные вопросы педагога-психолога. Делают умозаключения, отражая в речи обобщенные понятия.

8.

Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие мелкой моторики в речевом сопровождении.

Педагог-психолог:

Пальчик-мальчик, где ты был?

Где ты с братцами ходил?

- С этим я в снегу валялся,

- С этим с горочки катался,

- С этим по лесу гулял,

- С этим я в снежки играл.

Все мы пальчики – друзья,

Где они – там и я.

Педагог -психолог показывает движения и выполняет с детьми.Упражнение выполняется одновременно двумя руками. Пальцы рук смотрят вверх.

 Каждый палец касается большого.Соединяем руки вместе, в замок.Сгибаем и разгибаем все  пальцы вместе.

9.

Игра «Рукавички» Цель: развитие зрительной памяти и внимания., мелкой моторики.

Педагог-психолог: У нас есть рукавички (вырезанные из картона, количество пар равно количеству пар участников игры).Но вот беда одна рукавичка с раскрашенным орнаментом, другая рукавичка   раскрашена частично. Нужно найти свою пару и одинаково раскрасить орнамент рукавички, чтоб получилась пара.  

Педагог-психолог: А в подарок нам снежинка

Дети находят свою пару, подходят к столу,  организуют рабочее место.  Выстраивают порядок и последовательность действий.Самостоятельно решают поставленную задачу,  

10.

Физминутка.

Цель: развивать крупную моторику, соотносить движения и текст.

Педагог-психолог:  Предлагаю немного отдохнуть.

Здравствуй Зимушка-зима!

Что в подарок принесла?

Белый снег пушистый.

Иней серебристый.

Лыжи, санки и коньки.

И на ёлке огоньки!  

Дети выполняют движения.

Кланяются

Разводят руки в стороны.

Приседают «гладят снег».

Встают, поднимают руки.

Имитируют движения.

Руки вверх, крутят «фонарики».

11.

Упражнение «Найди отличия».

Цель: развивать устойчивость и переключения внимания

Педагог-психолог:  Зимушка-зима подготовила  каждому по две картинки, на которых нарисована зима. Она очень старалась, чтобы они получились одинаковыми. Помоги  проверить, получились ли картинкиодинаковыми.(Детям предлагается найти отличия на двух картинках)

Психолог: Все у нас получилось, мы нашли  все отличия, и теперь картинки одинаковые. Спасибо.

Дети проявляют интерес к заданию.Сравнивают, анализируют высказывают свои мысли.Выстраивают речевое взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

12.

Дидактическое упражнение «Дорисуй половинку».

Цель: развивать образное мышление и целостное восприятие, развивать графомоторные навыки.

Педагог-психолог:Зимушка рисовала  картинка, но пошел снег и запорошил половинку рисунка.  Просит нас помочь ей дорисовать  вторую половинку. (Каждому   половинка  картинки, нарисованные на листе в клетку, у каждого на столе простой карандаш, необходимо дорисовать вторую половинку).

- Ребята вспомните как правильно держим карандаш, при выполнении задания обязательно считаем клетки нарисованной половинки и переносим также на вторую половину.

- Какая картинка у вас получилась? Назовите.  

Педагог-психолог:увас у всех получилось, вы справились, и конечно, получаем еще один снежинку.

Самостоятельно решают

поставленную задачу. Работают на листе в клетку. Выполняют задание в соответствии с инструкцией взрослого.

Демонстрируют результаты.

13.

Сюрпризный момент.

Цель: создании ситуации эмоционального комфорта от правильно решённых задач.

Педагог-психолог:(Дети подходят к окну).Ребята,  а воти  волшебная страна Зимушки-зимы! Посмотрите, она укрыла деревья и кусты белым снегом, спрятала под снегом землю, построила ледяные горки,Мы справились со всеми заданиями. Давайте прикрепим наши красивые снежинки  наокно. Пусть они  напоминают  о Зимушке-зиме.

Дети радуются полученным результатам.

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

14.

Релаксация«Снегопад».

Цель: учить детей расслабляться, испытывать состояние эмоционального комфорта.

Педагог-психолог: Расслабьте руки и ноги, закройте глаза и представьте себе, что вы лежите в зимнем сказочном лесу, на пушистом, мягком, белоснежном снегу. Вам не холодно лежать, потому что вы тепло одеты.  С неба падают  мягкие, пушистые снежинки. А теперь снежинка:

- легла на правую щеку — надуйте правую щеку;

легла на левую щеку — надуйте ее;

легла на носик — наморщите нос;

легла на лоб — пошевелите бровями;

легла на веки — поморгайте глазами и откройте их.

Снегопад закончился.

Дети лежат на ковре. Играет тихая, приятная музыка.  

15.

Итог занятия.

Цель: Осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы.

Педагог-психолог: Ребята вы сегодня молодцы, очень хорошо занимались и играли. О  чем мы сегодня говорили?Какие задания выполняли? Какое было самым сложным? А с чем вы легко справились?

-   Наше занятие подошло к концу.   Мне сегодня очень понравилось с вами играть, было очень интересно.

Педагог-психолог: Посмотрите  еще одна снежинка, а на ней надписьдля нассюрприз- игра «Когда это бывает».

Демонстрируют и обобщают результаты занятия, подводят итоги, совместно оценивают свою работу, радуются полученным результатам.

16.

Упражнение «Пирамида радости».

Цель: стабилизация психоэмоционального состояния

Педагог-психолог: А сейчас предлагаю вам построить «Пирамиду радости» из наших рук и поделиться своею радостью со всеми вокруг. Вы согласны. (Ответы детей).

-Я назову что- то радостное то, что  больше всего мне нравится зимой и положу руку, затем каждый из вас будет называть что ему больше понравилось и класть руку поверх моей по очереди.

Психолог вытягивает руку и говорит: «Я рада видеть всех ребят в этой комнате, мне больше всего понравится .. кидать снежки». (Дети поочерёдно кладут руки и называют интересные моменты зимой)

Педагог-психолог: Замечательно ребята, мы поделились своей радостью со всеми окружающими и подарили им хорошее настроение.

Дети, по очереди, кладут свою ладошку на ладонь педагога- психолога, объясняя, от чего они испытывали чувство радости. Затем все вместе резко кидают руки вверх, расцепляя и отдавая свою радость окружающим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Перелётные птицы" Конспект совместной коррекционно-развивающей игры-занятия педагога-психолога и логопеда

Конспект интегрированного коррекционно-развивающей деятельности логопеда и педагога-психолога. Старший дошкольный возраст....

Конспект коррекционно-развивающей непосредственно образовательной деятельности "В гости к Маше"

Конспект коррекционно-развивающей непосредственно образовательной деятельности по образовательной области: Коммуникация в средней комбинированной группе для детей с ТНР   №3 «Маленькая стран...

Конспект психолого-педагогического занятия педагога-психолога "Наш гость Учитель Ёж" с детьми 6-7 лет

Цель данного занятия формирование у детей старшего дошкольного возраста позитивной мотивации к обучению, желания учиться, принятие на себя «роли ученика». В занятии используется метод сказ...

Роль игры в коррекционно-развивающей работе (деятельность педагога-психолога)

15-16 февраля 2020г в рамках Всероссийского практико-ориентированного семинара "Игра в дошкольном детсве: требование ФГОС" бл представлен доклад на тему: "Роль игры в коррекционно-...

Индивидуальный коррекционно-развивающий план работы педагога-психолога

Цель: коррекция и развитие коммуникативной и эмоционально-волевой сферы, познавательной активности и произвольной регуляции деятельности....