Программа коррекционно-развивающих занятий с детьми старшей группы компенсирующей направленности.
рабочая программа по психологии (старшая группа)

Петрова Татьяна Сергеевна

Программа коррекционно-развивающих занятий с детьми старшей группы компенсирующей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_korrektsionno-razvivayushchih_zanyatiy.docx35.14 КБ

Предварительный просмотр:

        

Программа коррекционно-развивающих занятий

              с детьми старшей группы

компенсирующей направленности

        педагога-психолога Петровой Т.С.

        

                                                                Краткое обоснование программы, работы.

     В МБДОУ «Д/c КВ №16» формируется старшая группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР.  Психологическое и эмоциональное развитие детей, имеющих задержку психологического развития, имеет свои особенности. У дошкольников страдают высшие психические функции: память, внимание, мышление. Значительно снижен объем внимания, наблюдается неустойчивость внимания и ограниченные возможности его распределения. Дети забывают последовательность заданий, сложные инструкции. Дошкольники с ЗПР отстают в развитии словесно – логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом. Недоразвитие эмоциональной сферы у детей с задержкой психического проявляется в худшем по сравнению с нормально развивающимися детьми понимании эмоций как чужих, так и собственных. Успешно опознаются только конкретные эмоции. Собственные простые эмоциональные состояния опознаются хуже, чем эмоции изображенных на картинах персонажей. Современные специалисты Д.В. Березина, Е.В. Михайлова, Т.Б. Пискарева, рассматривая проблему развития эмоциональной сферы ребенка подчеркивают, что своеобразие в развитии структуры эмоциональной сферы детей может существенно влиять на особенности их сознания и поведения. Состояния дисфункции ее отдельных уровней меняют тип организации всей эмоциональной сферы и могут привести к развитию различных вариантов дезадаптации. В целом у детей с ЗПР в психическом облике и поведении отмечаются черты незрелости. Преобладают эмоциональный мотив поведения, слабость волевого усилия, непосредственность, поверхностность переживаний, лабильность настроения, несамостоятельность и внушаемость, т.е. те качества, которые характеризуют личностную незрелость. Данная программа состоит из двух циклов и позволяет детям быстрее адаптироваться к детскому саду и повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.

         Основные задачи первого цикла данных занятий:

  • преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации к детскому саду;
  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
  • развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
  • развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
  • развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движения;
  • развитие игровых навыков, произвольного поведения.

     Структура и форма занятий:

Занятие начинается с упражнений, требующих согласованности действий всей группы; дети дружно шагают, бегают. Хлопают ладошками по мячу, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей. Помогают настроиться на совместную работу.

В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.

Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями, релаксацией.

Каждое занятие проводится в два - три этапа. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит занятие, варьируется психологом. Каждое из занятий проводится 2 раза, чтобы дети запомнили слова потешек, песенок, правила игры.

        Основная цель второго цикла данных занятий – повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.

        В соответствии с этой целью формируются следующие задачи:

- способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения;

- развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе;

- помогать ребенку прожить определенное эмоциональное состояние; объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение;

- учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории семьи;

- воспитывать заботливое отношение к животным, учить понимать их настроение;

- вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения;

- развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.

   Занятия проводятся с подгруппой детей (6 и 7 человек) один раз в неделю. Продолжительность занятия составляет 20 минут.  

   Занятия проводятся в помещении группы детского сада

Тематический план занятий на первое полугодие

 с детьми старшей  группы компенсирующей направленности педагога-психолога Петровой Т.С. 

Месяц

Задачи

Темы занятий

Содержание занятий

cентябрь

Создание положительного эмоционального настроя в группе; развитие умения действовать соответственно правилам игры; развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле; развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов); развитие внимания, речи, воображения.

«Божья коровка»

Приветствие; рассматривание божьей коровки и определение цвета, формы, величины; поймаем б.к.; потешка с движением «Божья коровка»; оогреем б.к.; сдунем б.к.; превращение в б.к.; игра «божьи коровки и ветер»; «воробей и б.к.»; помогите б.к. выбрать маленькие игрушки; рисование точек на б.к.;  релаксация, прощание.

сентябрь

Создание атмосферы эмоциональной безопасности; снятие эмоционального и мышечного напряжения; снижение эмпульсивности, повышенной двигательной активности; развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп; развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакции; развитие речи, воображения, творческих способностей.

«Листопад»

Приветствие; беседа «за окном»; прогулка в осенний лес; потешка с движением; игра «дождик и солнышко», полет листьев; стихотворение с движением «листопад», рисование летящих листьев под чтение стихотворения «листопад»; релаксация, прощание.

октябрь

Сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками; повышение эмоционального тонуса; развитие чувства ритма, координации движений; развитие ориентации в пространстве; обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей, предметов; развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.

«Мячик»

Приветствие; определите величину, цвет и форму мяча; нарисуйте мяч в воздухе, ретмичные шлепки по мячу под чтение стихотворения С. Маршака «Мой веселый, звонкий мяч»; превращение детей в мячики; игра в прятки с «мячиками» (скажи, где ты спрятался); найди мячик в волшебном мешочке; раскрашивание полосок на мяче; релаксация, прощание.

октябрь

Сплочение группы, развитие эмпатии; развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию; снижение излишней двигательной активности; обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету; развитие пространственных представлений, умение отображать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за и др.) местонахождение вещей; развитие общей моторики; развитие памяти, речи, воображения.

«Прогулка в осенний лес»

Приветствие; рассматривание и обсуждение картины «осенний лес»; прогулка в осенний лес под чтение потешки с движением; встреча с ежиком (Где спрятался ежик? Какой ежик?); разучивание стихотворения Б. Заход ера «Что ты, еж, такой колючий?»; игра «ежики»; игра «помогите ежику разложить кленовые листочки»; песенка про ежа; дорисование иголок у ежа;  релаксация, прощание.

октябрь

Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха; закрепление знаний о принадлежности к полу (девочка-мальчик); закрепление пространственных представлений (верх, низ); развитие общей и мелкой моторики; развитие восприятия, речи, воображения.

«Веселый петрушка»

Приветствие; песенка с движением «Где же, где же наши ручки?»; билетики на аттракционы; потешка с движением «Карусели»; игра с игрушками; возвращение в детский сад; раскрашивание кругов на одежде петрушки; релаксация, прощание.

октябрь

Развитие коммуникативных навыков (учить устанавливать контакт друг с другом, действовать согласованно, подстраиваться к темпу движений партнера); снятие эмоционального и мышечного напряжения; развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом стиха; развитие ориентации в собственном теле; развитие общей и мелкой моторики; развитие зрительного восприятия, речи, воображения.

«Мячики»

Приветствие; сравнивание двух мячей по величине и цвету; стихотворение с движением; мячики отдыхают; отхлопывание ладошками по мячу стихотворения; игра в паре; рисование большого красного мяча и маленького синего мяча; найди в волшебном мешочке большой мяч, маленький мяч;  релаксация, прощание.

ноябрь

Создание положительного эмоционального настроя в группе; развитие умения подражать действиям взрослого; развитие координации движений, общей и мелкой моторики; развитие умения подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции; снижение излишней двигательной активности, импульсивности; развитие тактильного восприятия, внимания, речи, воображения

«Зайка»

Приветствие; беседа о времени года; стихотворение с движениями (дети лепят зайчика); потешка с движением про зайчика; игра «лиса и заяц»; найдите морковку в волшебном мешочке, релаксация, прощание.

ноябрь

Снятие эмоционального напряжения и агрессии; снижение излишней двигательной активности, импульсивности; обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы; развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики; развитие внимания, речи, воображения

«Мыльные пузыри»

Приветствие; загадка о мыльном пузыре; выдувание пузырей и наблюдение за ними; беседа ( Сколько пузырей я выдула? Какой они формы? Какого цвета? Какого размера? Что делали пузыри? Что делали вы?); песенка с движениями; игра «Надувайся пузырь»; полет мыльных пузырей; игра в парах;полет на мыльном пузыре; релаксация, прощание.

ноябрь

Создание положительной эмоциональной обстановки; сплочение группы, отработка умения согласовывать свои действия с движениями других детей, ритмом музыки и текста; развитие образности слухового восприятия; развитие слуховой и зрительной памяти; развитие общей и мелкой моторики; развитие внимания, речи, воображения.

«Музыканты»

Приветствие; знакомство с музыкальными инструментами (количество постепенно увеличивается); игра «какой инструмент звучит?»; песенка с движениями «Антотттка с гормошкой»; слова с движениями; игра «кто на каком инструменте играл?»;  релаксация, прощание.

ноябрь

Сплочение группы, развитие эмпатии; снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности; развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха; развитие координации движений, общей и мелкой моторики; развитие внимания, речи, воображения.

«Мишка»

Приветствие; давайте познакомимся; игра «Мишка спит в своей берлоге»; стихотворение с движением; беседа о времени года; игра «Разбуди медведя»; потешка с движением «Мишка косолапый»; раскрашивание банки с медом; слепи конфетку для медведя;  релаксация,прощание

декабрь

Преодоление упрямства, негативизма; формирование положительной самооценки; развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм; развитие слухового внимания, быстроты реакций; развитие общей и мелкой моторики; развитие чувства юмора, речи, воображения.

«Непослушные мышата»

Приветствие; игра «Непослушные мышата»; потешка с движением; игра «Спят мышата»; мышата проснулись; игра «Мышки и часы»; речь с движениями;  релаксация, прощание.

декабрь

Сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам сотрудничества; снятие страхов перед сказочными героями; развитие координации движений, общей и мелкой моторики; развитие восприятия (вкусового, тактильного, зрительного, обонятельного); развитие пространственных представлений; развитие внимания, речи, воображения.

«Колобок»

Приветствие; инсценирование (с помощью игрушек) сказки «Приключения Колобка» (дети повторяют показанные движения); отгадай загадку зайчика (с закрытыми глазами попробовать угощение зайца, и отгадать, что они съели; беседа об этом фрукте (овоще); прятки с волком; найди грибок для мишки; песенка с движением; скатать колобка из пластилина; релаксация,  прощание.

декабрь

Формирование положительной самооценки; развитие стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга; снятие мышечного напряжения; развитие умения выражать эмоции (страх, грусть и радость); развитие слухового восприятия, умения воспроизводить услышанные звуки; развитие моторики, координации движений, ориентации в собственном теле; развитие пространственных представлений; развитие внимания, речи, воображения.

«Котята»

Приветствие; игра « Отгадай голосок»; игра «Котята на прогулке»; игра с бабочкой; поймайте бабочку; котята потерялись; переплыви ручей, релаксация, прощание.

декабрь

Создание положительного эмоционального настроя в группе; отработка умения согласовывать свои действия с движениями других детей, с ритмом и текстом песни; отработка быстроты реакции; развитие общей и мелкой моторики, ориентация в собственном теле; развитие тактильного восприятия, внимания, речи, воображения.

«Новый год»

Приветствие; рифмовка с прохлопыванием; танец вокруг елочки; игра с дедом Морозом «Дед Мороз, дед Мороз, ты нам.. .заморозь»; потешка с движением; напоите деда Мороза холодной водой; раскрашивание шариков на елочке; отгадай подарок в чудесном мешочке;   релаксация, прощание.

Тематический план занятий на второе полугодие

 с детьми старшей  группы компенсирующей направленности

Месяц

Раздел

Задачи

Темы занятий

Содержание занятий

Январь

февраль

Я и Я

   Способствовать самопознанию ребенка (обучение детей самонаблюдению, пониманию и принятию своих чувств).

    Учить детей описывать свои свои желания и чувства.

   Учить детей осознавать свои физические и эмоциональные ощющения.

   Помогать ребенку поверить в свои силы.

   Гармонизировать потребность ребенка в социальном признании.

«Тайна моего имени»

«Автопортрет»

«Мой внутренний мир»

«Мой любимый сказочный герой»

Чтение стихотворения М.Владимова «Был в старину такой обычай», игра «Паровозик с именем», игра «Эхо», игра «Маленькое имя»,Игра «Объясни имя», игра «Ласковое имя», конкурс «Кто знает больше имен», рисунок «Живая рука».

Чтение стихотворения Н Найденовой «Наши полотенца», игра «Радио», игра «дотронься до…», игра «Мишка и кукла», рисунок «Мой портрет».

Упражнение «Слушаем себя», игра « свет мой зеркальце скажи», игра «Ветер дует на…», игра «Кто это?», рисунок «Мне это нравится».

Чтение русских народных присказок, игра «Хоровод сказочных героев», загадки про сказочных героев, игра «Любимый сказочный герой», придумывание сказки, рисунок « Мой любимый сказочный герой»

Февраль

март

«Я и другие»

   Расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими.

   Дать детям дополнительные сведения о важности и значимости органов чувств, памяти, внимания, эмоций, жестов и движений в процессе общения.

   Сформировать позитивное отношение к сверстникам.

   Учить детей понимать собеседника по выражению лица, положению тела, жестам, проявлениям эмоций, а так же выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства.

   Учить понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведения.

«Мы так похожи»

«Мы такие разные»

« Язык жестов и движений»

«Давайте жить дружно»

«Мальчики и девочки»

Упражнение «Чем я похож на соседа справа», игра «Ассоциации», игра «Люблю- не люблю», игра «Конкурс хвастунов», игра «Доброе животное»

Чтение стихотворения «Посмотри на эти лица», игра «Я люблю», игра «Мы разные», игра «Спиной друг к другу», игра «Испорченный телефон», игра «Знакомство – представление», игра «Встань на его место».

Беседа «Как можно общаться без слов», Чтение стихотворения П.Воронько» «Лучше нет родного края», игра «Покажи руками»,упражнение «Артисты пантомимы», упражнение «Расскажи стихи руками», игра «Кто я?», игра «Закалдованный ребенок»,игра «Говорящяя рука».

Чтение стихотворения З.Александровой «Шарик», игра «Путанка», игра «Поезд», игра «Поварята», упражнение «Договорись взглядом», игра «Волны», игра «Не намочи ноги», игра «Доброе животное».

Чтение стихотворения А Кузнецовой «Подружки», беседа «С кем бы я хотел дружить», игра «Петушки», упражнение «Приглашение на танец», игра «Лужа», игра «Найди свою пару», рисунок «Мальчик и девочка».

Март

апрель

«Я и мои эмоции»

Продолжать знакомство детей с эмоциями радости, удивления, страха, гнева, горя.

   Расширять представления детей об эмоциях, предлагая сравнивать их.

   Учить понимать свои чувства и чувства других людей; рассказывать об этом.

   Учить контролировать свои эмоции.

«Радость»

«Удивление»

«Страх»

«Гнев»

«Горе»

«Интерес»

Наши эмоции» (итоговое занятие по  разделу)

Чтение стихотворения Ю.Тувима «Про пана Трулялинского», беседа «Радость- это…», игра «Море волнуется», игра-ассоциация «На что похожа радость», этюды: «Ласка», «Первый снег», игра «Что может поднять настроение», рисунок «Я радуюсь».

Чтение отрывка из произведения А. Пушкина«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», беседа «удивление- это…», игра «Море волнуется», игра-ассоциация «Удивление», этюд: «Живая шляпа», рисунок «Удивленный человечик»».

Чтение стихотворения И.Демьянова «Трусов Федя», беседа «Страх - это…», игра «Расскажи свой страх», игра «Гуси лебеди», игра-ассоциация «Страх», этюды: «Момент отчаяния», Чтение стихотворения К.Чуковского «Закаляка», рисунок «Мой страх», чтение рассказа С. Афонькина «Как побороть страх».

Чтение отрывка из произведения К. Чуковского «Мойдодыр», игра «Ругаемся овощами»,игра «Море волнуется», игра-ассоциация «Злость»,игра «Тигр на охоте», этюд «Гневная гиена, рисунок «Злой человечек», упражнение «Уходи, злость, уходи!».

Чтение сказки «Волк и семеро козлят», когда я грустил (рассказы детей), игра «Море волнуется», игра-ассоциация «Горе», этюд «Северный полюс», рисунок «Грустный человечек», упражнение «Дружба начинается с улыбки».

Чтение стихотворения Е.Тараховской «Скворушка», что меня интересует (рассказы детей),игра «Море волнуется», игра-ассоциация «Интерес», этюд «Что там происходит?», рисунок «Интересное занятие».

Рассказываем сказки, игра «Кривые зеркала», игра «Повтори фразу», упражнение «Слушаем музыку», игра «Профессии», игра «Азбука настроения», рисунок «Разные человечки».

май

«Я и животные»

   Закреплять знания детей о внешнем виде, повадках животных.

   Продолжить воспитывать заботливое отношение к животным, сострадание к бездомному животному.

   Продолжить учить подражать характерным движениям, позе, эмоциональным реакциям животных и видеть их аналогии в человеческом поведении.

«Мой ласковый и нежный зверь»

«Общение с животными»

Слушание «Голосов животных», игра «Придумаем клички животным с картинки», игра «Большой- маленький», игра «Я и животное», игра «Изобрази животное», игра «Сказочная зверюшка».

Загадка про волка и трех поросят, рассказывание сказки «Три поросенка» (пересказ С. Михалкова), беседа «Злой волк», упражнение «Разминка», Конкурс на самого страшного волка, игра «Сидит заяц на припеке», беседа «Добрый волк», рисунок «Добрый и веселый волк», упражнение «Доброе слово волку», игра «Иван Царевич и серый волк».

май

«Я и моя семья»

   Учить видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих взрослых.

   Формировать у детей «кодекс чести», умение поступать по справедливости, подчинять свои желания общим интересам.

   Дать представление о важности и значимости различных профессий (на примере родителей).

   Продолжить учить детей проявлять уважение, доверие, взаимопонимание и взаимопомощь, заботливое отношение к членам семьи.

« С кем я живу»

«Правила домашнего этикета»

Чтение стихотворения О. Бедарева «Кто чей?», беседа «Что такое семья?», упражнение «Кто кому кто?», чтение стихотворения К. Тангрыкулиева «Прожила на свете мама…», беседа «Чем порадуем родителей?», игра « Мы очень любим», рисунок «особый день моей семьи».

Чтение рассказа Я.Тайца «Карандаш», беседа с детьми о необходимости уступать друг другу, чтение стихотворения С. Михалкова «Бараны», разыгрывание сценки, игра «Не поделили игрушку», рисунок «Общая игрушка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного логопедического занятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности (с использованием опорных схем). Тема: «Зимние забавы»

Данный конспект разработан с учётом комплексного подхода к коррекции общего недоразвития речи у детей 6-го года жизни, так как решает комплекс коррекционных задач: совершенствование фонетико-фонематич...

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности Тема: «Профессии в школе».

Приоритетная образовательная область: «Речевое  развитие»Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-к...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы во II младшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи

Программа является первой ступенью в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ с общим недоразвитием речи и предназначена для работы логопеда  в младшей логопедической группе. Данная рабочая...

Итоговый конспект коррекционно-развивающей деятельности по теме: «Цветы» (старшая группа компенсирующей направленности)

Данное итоговое занятие направлено на закрепление знаний по разделам программы: "Звукопроизношение", "Лексико-грамматические категории", "Связная речь". В занятии использ...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР 3 ур.

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР 3 ур....

Конспект группового коррекционно-развивающего психологического занятия для детей подготовительной группы компенсирующей направленности

Развитие произвольности, является основой готовности к школьному обучению! Дети с недостаточно сформированной произвольностью хуже включаются в процесс обучения, и даже при нормальном уровне интеллект...