Семинар-практикум для педагогов в форме КВН с использованием мультимедиа
презентация на тему

Кирпиленко Марина Васильевна

Семинар-практикум проводится для развития творческой активности и инициативыпедагогов, представление новых форм работы с детьми по активизациизнаний у них о русском народном фольклоре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikm_dlya_pedagogov.doc679 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                          Утверждаю:

                                                                                                                  заведующая МДОУ

                                                                                                                       «Детский сад

                                                                                                     комбинированного вида №113»

                                                                                                          ___________/Середа И.А./

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ

для ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ РОССИИ»

в форме КВН с использованием мультимедиа

                                             ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА

                      КИРПИЛЕНКО МАРИНА ВАСИЛЬЕВНА

                                             ВОСПИТАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ

                                                                      МДОУ «Детский сад

                                                             комбинированного вида № 113»

                                                                                «ГОРОД САРАТОВ»

2010


ВИКТОРИНА

для педагогов

"Путешествие в прошлое России»

Цель:

- развитие творческой активности и инициативы педагогов;

- повышение интереса педагогов к расширению своих знаний о русской народной культуре;

- представление новых форм работы с детьми по активизации знаний у них о русском народном фольклоре.

Правила викторины: участники игры отвечают на вопросы и выполняют задания. Всего 13 конкурсов. За правильный ответ получают фишку. В конце викторины подсчитывается количество набранных фишек. У кого больше — тот победил.

Ход викторины:

Конкурс 1. "Давайте познакомимся!"

Представить свою команду и эмблему.

Конкурс 2. "Пословица неспроста молвится"

Назвать пословицы, в которых есть число «три».

- В лес идут – на троих один топор берут

- Выпить вина раз – хорошо, два – достаточно, три - горе

- Две бабы – базар, три - ярмарка

- Бог любит троицу

- Думу трижды вокруг головы оберни, да раз выскажи

- Где два дурака дерутся, там третий смотрит

- Не хвались замужеством третьего дня, а хвались третьего года

- Слово слово родит, третье само бежит

- Один – тайна, два – полтайны, три – нет тайны

- Море, огонь и недобрая жена – три зла

- Лучше три раза спросить, чем один раз ошибиться

- Ленивый три раза ходит, а скупой три раза платит

- Друг рядом лучше, чем два или три вдалеке

- Обещанного три года ждут

- С три короба наврать

- Заблудиться в трех соснах

- От горшка три вершка

Конкурс 3. "Всякое дело человеком ставится и человеком славится"

На подносе выложены карточки с вопросами, педагоги берут по одной и отвечают на свой вопрос.

- В чем сходство и различие изделий из Хохломы и Городца?

- Чем отличаются дымковские игрушки от богородских?

- Что изготавливают мастера Палеха и Холуя?

- Расскажите, что вы знаете о Гжели.

- Расскажите, что вы знаете о жостовской росписи.

- Чем знаменито село Семеново?

- Чем славится деревня Филимоново?

- Что вы можете рассказать о каргопольской игрушке?

- Какую еще не назвали роспись, но по программе мы с ней знакомим детей? (Мезенская, Полхов-Майдан).

Конкурс 4. "Пень не околица, глупая речь не пословица"

Решение педагогического кроссворда.

По горизонтали:

1. Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. (Ответ: сказка.)

2. Образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление. (Ответ: поговорка.)

3. Устное народное творчество, "народная мудрость". (Ответ: фольклор.)

4. Место изготовления игрушек с преобладанием в рисунке геометрических форм. (Ответ: Дымково.)

5. Короткая, из двух или четырех строчек, припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся приплясом. (Ответ: частушка.)

По вертикали:

1. Инструмент для проработки мелких деталей, нанесения на поверхность изделия украшений при лепке: штрихов, точек, волнистых линий. (Ответ: стека.)

2. Устное народное творчество, песня-сказание, основанное на реальных событиях. (Ответ: былина.)

3. Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которые требуют решения. (Ответ: загадка.)

4. Система цветовых сочетаний изделия. (Ответ: колорит.)

5. "Золотая" роспись по дереву из Нижнего Новгорода. (Ответ: хохлома.)

6. Чередование элементов росписи в определенном порядке. (Ответ: узор.)

Конкурс 5. "Пословица - цветочек, поговорка - ягодка"

Правильно угадать форму устного фольклорного произведения:

Катилася торба с высокого горба.

В этой торбе — хлеб, соль, вода, пшеница.

С кем хочешь поделиться?

Говори поскорей, не задерживай добрых людей. (Ответ: считалка.)

Дождик, дождик, пуще!

Дам тебе я гущи,

Хлеба — каравай,

Хоть весь день поливай! (Ответ: приговорка, припевка.)

Жил-был царь.

У царя был кол,

На колу — мочало,

Его ветром качало.

Не начать ли сказочку с начала?  (Ответ: докучная сказка.)

Что возьмешь?

Ниточку или иголочку?

Сахару кусочек или красненький платочек? (Ответ: скороговорка.)

Смелость города берет (Ответ: поговорка.)

На всякое хотенье есть терпенье. (Ответ: поговорка)

Упрямого исправит дубина, а горбатого — могила. (Ответ: пословица.)

Утром – на четырех ногах,

В полдень – на двух,

Вечером на - трех. (Ответ: загадка.) (Ответ на загадку: человек.)

Конкурс 6. "Сделал дело, гуляй смело"

Игра «Бег под музыку вокруг стульчиков». От каждой команды приглашаются 3-4 участника. Кто дольше всех продержится, тот и выиграл.

Конкурс 7. "Для капитанов"

Каждому капитану дают задание: «Найди элементы своей росписи»

Конкурс 8 "Человек без родины - что соловей без песни"

Назвать как можно больше праздников, отмечаемых на Руси. Примерные ответы:

Праздники осени:

- 21.09 — Рождество Богородицы;

- 27.09 — Воздвижение Креста Господня;

- 14.10 — Покров Пресвятой Богородицы (с Покрова начинались свадьбы на Руси);

Праздники зимы:

- 04.12 — Введение во Храм Пресвятой Богородицы;

- 07.01 — Рождество Христово (в ночь перед Рождеством колядовали);

- 19.01 — Крещение Господне (святочные гадания);

- 15.02 — Сретение Господне;

- день, месяц — Масленица (проводы зимы)

Праздники весны:

- 07.04 — Благовещение Пресвятой Богородицы (день начала весны);

- день, месяц — Вербное воскресенье;

- день, месяц — Пасха.

Праздники лета:

- 05.06 — Вознесение Господне;

- 16.06 — День Святой Троицы;

- 07.07 — День Ивана Купалы;

- 19.08 — Преображение Господне;

- 14.08 — Медовый спас;

- 19.08 — Яблочный спас;

- 29.08 — Ореховый спас;

- 28.08 — Успение Пресвятой Богородицы.

Конкурс 9 "В добрый час молвить - в худой промолчать"

Раскрыть смысловое содержание крылатых фраз:

- "На воре шапка горит "

- "Все вверх дном"

- "Золотая молодежь"

- "Голод не тетка"

- "Одним миром мазаны"

- "Взять в толк"

Что за пословица?

- В какой пословице упоминается домашнее парнокопытное животное, способное при любых метеорологических условиях отыскивать некую полужидкую субстанцию? (Свинья везде грязь найдет)

- В какой пословице говорится о влиянии атмосферных явлений на отправление религиозного обряда? (Гром не грянет, мужик не перекрестится)

- В какой пословице говорится о том, что избыток красящего пигмента меланина шерсти самца хищного животного, не позволяет изменить масть выше упомянутого животного при помощи водных процедур? (Черного кобеля не отмоешь до бела)

Конкурс 10"Ветры горы разрушают, слова народы поднимают"

Угадать современное значение старославянских слов:

Кружлявый:

- прыщавый;

- кудрявый (правильный ответ);

- веснушчатый.

Уварахтаться:

- испачкаться (правильный ответ);

- укутаться;

- заблудиться.

Остолопиться;

- сердиться;

- упрямиться;

- растеряться (правильный ответа);

Встреснуться:

- влюбиться;

- спохватиться (правильный ответ);

- встряхнуться.

Елдаечки:

- пшеничные лепешки (правильный ответ);

- старинные женские украшения;

- качели.        

Конкурс 11 "Все скороговорки не перескороговорить и не перевыскороговорить"

Правильно и быстро проговорить скороговорку:

- "Купила кукушка кукушонку капюшон, надел кукушонок капюшон — как в капюшоне он смешон";

- "Шла Саша по шоссе и сосала сушку";

- "Три сороки-тараторки тараторили на горке";

- "Съел Валерик вареник, а Валюшка — ватрушку";

- "Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха!";

- "Ткет ткач ткани на платье Тане".

Конкурс 12 "Русская народная песня"

Каждая команда исполняет русскую народную песню из программного материала детского сада.

Конкурс 13 "Где есть чай, там и под елью рай"

Каждая команда предлагает свой заваренный на травах чай. К чаю традиционно подают сушки, сухари, бублики, варенье.

Участники подсчитывают количество фишек, полученных в ходе игры. Председатель совета педагогов награждает победителей призами.


Праздники ЗИМЫ

Праздники ОСЕНИ

Праздники ЛЕТА


Кружлявый:

- прыщавый

- кудрявый

- веснушчатый

Уварахтаться:

- испачкаться

- укутаться

- заблудиться

Остолопиться;

- сердиться

- упрямиться

- растеряться

Встреснуться:

- влюбиться

- спохватиться

- встряхнуться

Елдаечки:

- пшеничные лепешки

- старинные женские украшения

- качели


Назвать пословицы, в которых есть число "семь".

Возможные ответы:

- Беда семь бед приводит.

- Лук от семи недуг.

- Семь пятниц на неделе.

- Один пашет, семеро руками машут.

- Один с сошкой, а семеро с ложкой.

- Прожил семь лет — нажил семь бед.

- Семеро одного не ждут.

- Семь верст киселя хлебать.

- Семь раз отмерь, один отрежь.

В брюхе — баня,

В носу — решето,

Всего одна рука,

да и та на спине. (Ответ: загадка.) (Ответ на загадку: чайник.)

По горизонтали:

1. Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

2. Образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление.

3. Устное народное творчество, "народная мудрость".

4. Место изготовления игрушек с преобладанием в рисунке геометрических форм.

5. Короткая, из двух или четырех строчек, припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся приплясом.

По вертикали:

1. Инструмент для проработки мелких деталей, нанесения на поверхность изделия украшений при лепке: штрихов, точек, волнистых линий.

2. Устное народное творчество, песня-сказание, основанное на реальных событиях.

3. Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которые требуют решения.

4. Система цветовых сочетаний изделия.

5. "Золотая" роспись по дереву из Нижнего Новгорода.

6. Чередование элементов росписи в определенном порядке.


- В чем сходство и различие изделий из Хохломы и Городца?

- Чем отличаются дымковские игрушки от богородских?

- Что изготавливают мастера Палеха и Холуя?

- Расскажите, что вы знаете о Гжели.

- Расскажите, что вы знаете о жостовской росписи.

- Чем знаменито село Семеново?

- Чем славится деревня Филимоново?

- Что вы можете рассказать о каргопольской игрушке?


- "На воре шапка горит "

- "Все вверх дном"

- "Золотая молодежь"

- "Голод не тетка"

- "Одним миром мазаны"

- "Взять в толк"


- "Купила кукушка кукушонку капюшон, надел кукушонок капюшон — как в капюшоне он смешон";

- "Шла Саша по шоссе и сосала сушку";

- "Три сороки-тараторки тараторили на горке";

- "Съел Валерик вареник, а Валюшка — ватрушку";

- "Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха!";

- "Ткет ткач ткани на платье Тане".


Всё вверх дном

Всё не так как должно, неправильно и, к тому же, в ужасном беспорядке. Скорей всего в идиоме отразились впечатления от генеральной уборки, вроде той, что бывала в русских домах на "Чистый четверг". В этот день вся посуда выносилась на улицу, сковороды калились на огне, чугуны драились дресвой, горшки и крынки намывались и вешались кверху дном на плетне. Деревянные мисы и корытца выскабливались, ополаскивались и тоже ставились вверх дном, чтобы стекла вода. Неразбериха была ужаснейшая и, случалось, в этот день готовить было не в чем, поскольку вся посуда сохла кверху дном.

Золотая молодежь

Выражение «золотая молодежь» существует уже два века. Так во времена, последовавшие за Великой французской революцией, стали звать сынков «нуворишей» - разбогатевших мещан, которые разыгрывали из себя людей, уставших от политики и желающих одного: «наслаждаться жизнью». «О принадлежности к «золотой молодежи», - вспоминал потом не без отвращения великий французский актер Тальма, - узнавали, во-первых, по щегольскому платью и франтоватому виду, затем по прическе... Букву «р» эти юнцы не произносили вовсе, выговаривая, например, «паоль» вместо «пароль» («слово»). «Золотой молодежью» и сегодня чаще всего называют состоятельных бездельников или франтов-белоручек.

Одним миром мазаны

Прежде всего не следует думать, что слово «миром» тут есть творительный падеж от слова «мир». Нет, это тоже творительный падеж, но от слова «миро». Миро - искусственно приготовляемое благовонное вещество, употребляющееся при церковных обрядах.

В старину выражение «мы одним миром мазаны» означало: мы одной веры. Потом стало значить другое: «они одним миром мазаны» - одного поля ягоды, то есть одинаково подозрительные люди.

Голод не тетка

Странное выражение, правда? Как-то совершенно непонятно, почему голод сравнивается именно с теткой, а не с какой-нибудь другой родственницей.

Все дело в том, что перед нами только кусок, первая половина пословицы. Полностью она звучит: «Голод не тетка, пирожка не поднесет», то есть пощады от него не жди.

Пословица эта старая, так как встречается в сборниках двухсотлетней давности. Таких «усеченных» пословиц много. Однако без поясняющего куска они мало что говорят. Ну, например: «Собака на сене». Понятной пословица становится лишь приведенная целиком: «Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает».

ВЗЯТЬ В ТОЛК. Постараться понять, уяснить что-л. Выражение собственно русское. Устаревшее существительное ТОЛК обозначает здесь «объяснение, толкование; существо, смысл». Первоначально ВЗЯТЬ В ТОЛК — это «подвергнуть разумному истолкованию, объяснению, уяснить для самого себя». На Руси при обучении чтению прибегали к чтению ПО ТОЛКАМ, т. е. учили - не только бегло читать, но и понимать, истолковывать текст.


Городец

Этот русский народный художественный промысел существует с середины XIX века. Им занимались жители нижегородских деревень, расположенных близ города Городца.

И дома в Городце украшают такой же богатой резьбой, поэтому они похожи на сказочные терема. Делают в Городце игрушки из дерева и глины. Глиняные игрушки не расписные, а политые блестящей глазурью. Самое же примечательное в Городце — это конь: красивый, гордый, с сильной шеей и тонкими пружинистыми ногами.

Конь копытом бьет, удила грызет.

Коня рисуют на дверцах шкафов, на спинках детских стульчиков, на тарелках, которые вешаются на стены. И обязательно украшают изображение яркими сказочными цветами — розанами и купавками. Получается веселый цветущий сад или даже сказочное царство, где мчатся волшебные кони, летают чудесные птицы, живут прекрасные дамы и кавалеры. А еще коней, запряженных в деревянные саночки, вырезают из дерева. Есть деревянные кони-качалки, красные и черные, в желтых и белых яблоках. Коней рисуют и вырезают не только в Городце, но и во многих других местах. A вот коней, летающих подобно птицам, кроме Городца нигде не увидишь. Потому так прекрасны эти кони, что делают их настоящие художники. А может, потому они в Городце так хороши, что здесь всегда любили сказки: ведь и корабли мастерили сказочные, красивые, и дома, и разную домашнюю утварь.

Так повелось на Руси, что, пожалуй, ни одно орудие труда не было столь разнообразно по форме и не украшалось с такой любовью, как прялка. Раньше в крестьянской семье начинали прясть шерсть с детства. Это ремесло пришло к нам из глубины веков, стало символом женского трудолюбия. Прялка состоит из стояка с гребнем, лопасти, к которой прикрепляется кудель, и горизонтальной доски — донца, на которое садится пряха. Прялка была одним из самых почитаемых предметов в доме, и ее раскрашивали в зависимости от того, кому она принадлежала — девочке, девушке или женщине. Для детей делали простые маленькие прялочки. В Городце расписывали прялки, знаменитые на все Поволжье.

С особым искусством вырезали в Городце пряничные доски, на которых пекли знаменитые городецкие поливные пряники. Особенно хорош был Го-родец в шумные дни ярмарок. Красочной вереницей спускались лавочки, лавчонки, навесы к берегу Волги. Чем только там не торговали: кренделями, пряниками, булками, баранками сладостями. Можно было купить сани, дровни, саночки расписные, кадки и многое другое. В "Город мастеров" превращается Городец во время праздника Левши. Каждый участник показывал свое искусство: кто в росписи, кто в вышивке, кто в резьбе по дереву.

 выделяет такие качества этой росписи: праздничность, торжественность, красочность. Городецкая роспись — это искусство оформления плоских поверхностей, которые не закаливаются в печи. Мастера и художники используют в росписи красный, синий, желтый, зеленый и другие цвета, а также их оттенки: составляют разнообразные оттенки голубого и розового, фиолетового и оранжевого с добавлением белил. Важная часть росписи — умелое оживление рисунка узорными декоративными сеточками, завитками, усиками (оживка)».

Городецкая роспись яркая, лаконичная, выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой. Такой росписью украшались прялки, мебель, ставни и двери домов. Излюбленные сюжеты — жанровые сценки, фигурки коней, петухов, цветочные узоры.

Материалом для изделий служит древесина. Техника изготовления — токарная и столярная обработка. Роспись выполняется масляными  красками.  Изделия  покрываются лаком.

В настоящее время существует фабрика «Городецкая роспись», которая  выпускает сувениры.

Хохлома

Одно из наиболее ярких явлений в искусстве росписи по дереву — хохломская роспись. На карте государства Российского 1613 года к северо-востоку от Нижнего Новгорода изображена башенка, а под ней подпись: Хохлома.

Посуда из дерева на Руси — не диковинка: из века в век, в городе и деревне ели и пили из деревянных чашек, использовали деревянные ложки. Однако хохломичи умели не только резать, но и отлично расписывать свои изделия — чаши, братины, ковши, солонки и многое другое. В работу шли мягкие породы деревьев (липа, береза, ольха). Вырезанную вещь вначале покрывали слоем глины, затем пропитывали льняным маслом и несколько раз олифой. Очень важным изобретением хохломских мастеров было использование металлического порошка (оловянного, а сейчас — алюминиевого), которым изделие как бы припудривалось. После этого мастер кистью наносил рисунок, затем изделие вновь пропитывалось олифой и закаливалось в печи. Под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый цвет.

Хохломская техника нигде больше не встречается. Она является    своеобразным    подражанием    золотой    и    серебряной    посуде Древней Руси, но изготовлена из широкодоступного природного материала.

Роспись хохломских изделий также полна неповторимого своеобразия и уходит корнями в далекое прошлое. Вначале основной узор напоминал детское изображение солнца. Он назывался «рыжик», «ярило», «красное» и, скорее всего, сохранился еще с языческих времен. Потом вместо круга стали рисовать квадрат («пряник»), который позже превратился в ромб («косовик»). Уже позднее хохломская роспись приобрела характерный узор. Основной рисунок — колосья, ягоды, листья, цветы и, главное, трава. «Травка» — черно-красная трава по золотистому фону — считается классической для хохломского художника. Другой традиционный узор получил название «Кудрины» (от слова «кудри» — вьющиеся волосы). Нетрудно заметить его сходство с рисунками из старинных русских летописей, каменной тонкой резьбой, украшающей русские церкви.

Несмотря на строгую черно-красную гамму, хохломские художники достигали большой выразительности, изображая на своих изделиях цветы, растения, причудливых птиц. Очень красивые и нарядные, хранящие тепло дерева и человеческих рук, изделия хохломских мастеров любят и ценят не только жители России, но и других стран. Недаром даже простая хохломская ложка считается одним из лучших сувениров. В хохломской росписи художник использует масляные жаростойкие краски четырех цветов: черную, красную, зеленую, желтую. А кисточку он делает сам из беличьего хвостика. Гибкими подвижными мазками создает «травный» орнамент. Прихотливо изгибаясь, травинки то растут мелкими кустиками, то, соединяясь с вертикальным стеблем, образуют «древко» — дерево жизни (по старинным преданиям, именно от такого дерева началась вся жизнь на земле). Часто травка дополняется цветами, ягодами, листьями. Этот вид росписи называется «растительнотравочным». Роспись под «фон» — это более трудоемкий вид росписи. На поверхности изделия черной линией наносится рисунок, а затем все свободное пространство закрашивается черным или красным цветом. Роспись «Кудрина» отличается от других видов росписей своей ажурностью. Ее формы напоминают завитки — кудри.

Палех. Холуй

Палехская лаковая миниатюра возникла в 1923 году на основе иконописного промысла. Уже с 1924 года она начала завоевывать не только внутренний,   но и западноевропейский рынок. Темы ее рисунков очень разнообразны. Это сюжеты былин, народных сказок и песен, литературные образы, бытовые сценки. Рисунок палехских мастеров отличается плавностью, тонкостью, фигуры изящно удлиненные, гибкие; широко используется золото.

Самый молодой центр лаковой миниатюры — Холуй — так же возник на основе иконописного промысла. Работы холуйских мастеров поэтичны и очень декоративны. Роспись производится телшерными красками. Особенностью живописной манеры является использование синевато-зеленого и коричнево-оранжевого фонов.

ГЖЕЛЬ

«Белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью, — называют «гжелью» по имени небольшой подмосковной деревни Гжель. Там на заводах создают фарфоровые вещи, разные по форме и по росписи.

И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами.

За что гжель нравится всем? Чем она отличается?

Да прежде всего своим цветом. Он всегда одинаков: синий на белом фоне. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

По белому фону чашки или подсвечника ведет рука художника кисточку с краской... То сильнее, то слабее нажимает на нее. И все, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Всего одна краска... А какая нарядная и праздничная получается роспись!

Самый излюбленный узор — гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки. А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценками из жизни людей.

Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отличаются от других. Каждый художник придумывает свои вазы, масленки, чайники. Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные — веселые, красивые.

Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею.

Гжельские мастера — большие фантазеры. Одни чашки — стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные фигурные, затейливые. И ручки у всех разные.

При виде гжельских чайников даже глаза разбегаются. Уж очень они хороши!

Жостово

Во второй половине XIX века неподалеку от Федоскина, в деревне Жостово, было налажено производство подносов. Постепенно это место стало центром промысла — изготовления металлических изделий с использованием лаковой живописи.

Технология изготовления жостовских подносов сложна и включает множество операций. Вначале для придания нужной формы прессуют тонкий лист металла. Края будущего изделия заворачивают, всю поверхность грунтуют, шпаклюют и покрывают цветным лаком. Традиционно для этого чаще используется черный цвет, хотя подносы бывают и красными, и зелеными, и золотистыми. Для придания поверхности прочности и блеска лак наносится трижды и после каждого покрытия поднос просушивается в печах. Подготовленную таким образом поверхность подноса художник расписывает масляными красками.

Несмотря на неповторимость работы каждого мастера, жостовская роспись имеет свои особые традиции. В основном, используются растительные композиции — крупные цветы, букеты, гирлянды. Края подноса украшают орнаментом. После нанесения рисунка подносы опять трижды лакируются, на этот раз бесцветным лаком, с непременной просушкой. Завершает процесс ручная полировка поверхности подноса специальным порошком. Очень нарядные, жостовские подносы пользуются большим спросом и являются широко известными за пределами России изделиями русского художественного промысла.

Рассказ педагога: Недалеко от Москвы раскинулось небольшое старинное село Жостово. Многие знают название этого села. Народные мастера давно начали создавать здесь лакированные жостовские подносы. Традиции своеобразного мастерства постоянно обогащаются творческим трудом большого коллектива. Роспись каждого подноса своеобразна и неповторима, так как выполняется она без всяких образцов. Среди жостовских вещей не найти и двух совершенно одинаковых, ведь все мастера работают творчески, не копируя чужие образцы и не повторяя свои собственные. Изготавливают подносы из обычного листового железа. Прежде они вырезались из железного листа и ковались вручную, а сейчас выполняются на механических прессах.

Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, делая их поверхность безукоризненно ровной; затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака. Наиболее важной операцией, требующей подлинного творчества, является роспись, изображающая чаще всего красочные букеты цветов Роспись выполняется в несколько приемов Начинается она с «замалевки» разбеленными красками намечается общий силуэт изображения, расположение основных пятен «Замалеванные» подносы сушатся в печах в течение нескольких часов Следующими приемами («тенежкой» и «прокладкой») строятся формы цветов и листьев сначала наносятся прозрачные тени, затем плотными яркими красками «прокладываются» светлые места росписи После этого следует «бликовка», то есть нанесение белильных мазков (иногда слегка подсвеченных), уточняющих все формы Завершается роспись изящной графикой «чертежки» и «привязки» упругие линии «чертежки» легко обегают по контуру лепестки и листья, по контрасту выразительно подчеркивая их сочную живопись, мелкие веточки, не случайно называемые «привязкой», смягчают переход к фону

Расписные подносы составляли неотъемлемую часть русского быта Их можно было увидеть в трактире или чайной, на праздничном столе, степенном чаепитии в крестьянском или купеческом доме. Очень популярны подносы и в наше время В современных интерьерах их часто используют как красочные настенные панно, привлекающие своей солнечной красотой, обаянием рукотворности, печатью творческой индивидуальности мастера

Жостовские подносы имеют разнообразную форму Они могут быть круглыми, овальными, квадратными, прямоугольными, треугольными, фигурными — фестончатыми, гитарными Обычно подносы бывают черного цвета, но могут быть и другие цвета зеленый, синий, «под слоновую кость», разные оттенки красного и «золотые» На подносах изображают яркие, красивые цветы, фрукты и ягоды, сказочных птиц Многоцветные букеты, венки, гирлянды — розы, мак, шиповник, астры, тюльпан, василек украшают поднос. Цветы выступают из ночной темноты фонов яркими красочными переливами. На подносе они выглядят живыми.

Мастера чаще всего пишут красочные букеты. В композициях много места отводится гладкому фону, который обладает красивой поверхностью, эффектно играющей на свету Изображение цветов отличается особой мягкостью и округлостью рисунка. Сначала подносы украшают крупными цветами (розы, георгины), а затем небольшими цветами, бутонами Цветы постепенно зарисовываются, и появляются стебли букетов, листья, травинки Букет в центре подноса кажется плотным и ажурным, так как сквозь него просвечивает темный фон Пустоты между цветами и листьями заполняются более мелкими листочками и стебельками Мастер все время уточняет форму букета, цветы словно становятся живыми Последние мазки, блики, черточки, семена, мелкая травка, и осталось только нарисовать золотую кайму — орнамент по краю подноса (легкие завитки, волнистые, переплетающиеся линии) Жостовские подносы всегда дарят людям радость и красоту

Филимоновские свистульки

 «Филимоновские игрушки родились в селе Филимоново Одоевского района Тульской области. Деревня находится неподалеку от залежей хорошей глины. Возможно, это и определило ее промысел (легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки). В основном игрушечным делом занимались женщины. Уже с 7-8 лет девочки начинали лепить "свистушки". Работали зимой, в свободное от сельских трудов время. Затем игрушки продавали на ярмарках и базарах в ближайших уездных городах и в Туле.

В настоящее время изготовлением глиняной игрушки в деревне Филимоново занимается мастерская керамических игрушек. Фигурки лепят вручную, затем несколько раз сушат в натопленном помещении, обжигают в электрической муфельной печи в течение 12 часов при большой температуре (до 800°С) и расписывают без предварительной побелки (местная глина после обжига приобретает ярко-белый цвет). Расписывают игрушки не кисточкой, а гусиным пером, используя анилиновые краски, разведенные на яйце.

Филимоновские игрушки смешные, причудливые и в то же время простые по исполнению и очень выразительные. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны — это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; животные — коровы, бараны, лошадки, медведи; птицы — куры, петухи и др. В отличие от дымковских, все филимоновские игрушки — свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц, которых они держат.

Местная глина особенная: вязкая, жирная, пластичная. Из нее мастерицы вытягивают всю фигурку сразу, при этом способе лепки игрушки получаются грациозными, пластичными. Застывая, глина "садится", и тогда приходится снова "подтягивать", приглаживать изделия, отчего их форма еще больше вытягивается и удлиняется. И так происходит несколько раз, пока игрушка совсем не "замрет". После обжига игрушку начинают расписывать. Сначала наводят желтые полоски и пятна, потом обводят их красным "перышком", потом зеленым, синим, иногда фиолетовым. Кроме того, мастерицы "играют" цветом. Ложится синий мазок на желтый — получается зеленый, красный на желтый дает, как здесь говорят, "жарный" (оранжевый). Роспись строится по традиционной схеме: бегут по форме цветные полоски, чередуются со звучными локальными пятнами. Бывают и более сложные узоры, особенно на юбках барынь: ветвистая "елочка", яркая "ягодка", лучистая "звездочка", или "солнышко"; сверкают, сплетаются в радостные узорные соцветия. Круг обозначает в росписи солнце, треугольник — землю, елочки и ростки — символы растительности и жизни. Все эти узоры напоминают о связях человека с природой. Несмотря на то, что орнамент и колорит росписи очень просты, игрушки после росписи выглядят яркими и праздничными, выразительными и добродушными. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. Налепов в филимоновской игрушке мало, особенно в сравнении с дымковской, где налепы играют не меньшую роль, чем роспись. Филимоновские мастера оформляют налепами лишь глаза животных, чем достигают особой выразительности образа.

Филимоновские игрушки трудно спутать с какими-либо другими. У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Например, у барынь высокие колоколо-образные юбки, верхняя часть туловища по сравнению с юбкой кажется меньше; маленькая головка заканчивается высокой изящной шляпкой. Забавны игрушки, изображающие длинноногих вытянутых солдат в характерных костюмах: френч в талию и полосатые штаны. Некоторые игрушки удивляют фантазией мастера, например, чудище с головой оленя: в руках у него курица, на спине сидит индюк, а на хвосте — цыпленок. Особой пластикой отличаются игрушки — животные. У баранов, коров и коней маленькие головы на вытянутых шеях, короткие ноги придают всем фигурам особую устойчивость. Все эти игрушки очень веселые, а если их много — это праздник. Когда смотришь на собранные вместе филимоновские игрушки, невольно радуешься.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Деятельностный подход как основная форма организации НОД в ДОУ"

Меняется мир, меняются дети, должны поменяться подходы к воспитанию и обучению в детском саду. Что такое деятельностный подход, как его применить в работе воспитателю мы на практике посмотрим и оценим...

Семинар-практикум «Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»

Семинар-практикум«Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»...

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».

Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....

Семинар-практикум для молодых педагогов: Кейс-метод технология как форма работы с детьми дошкольного возраста

Кейс-технология в образовании – это ряд определенных учебных ситуаций, которые специально разработаны на базе фактического материала для дальнейшего их разбора в рамках НОД. Кейсы - это интеракт...

Семинар-практикум для молодых педагогов на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации молодых педагогов в инновационной образовательной среде»

Проблема конфликта между родителями и педагогом - это глобальная проблема общества в целом,самой системы образования.Существует также множество субъективных причин,которые даже при очень хорошем воспи...

Семинар-практикум для молодых педагогов "Русская народная игра, как форма организации детей перед занятием"

Семинар-практикум для молодых педагогов "Русская народная игра, как форма организации детей перед занятием"...


 

Комментарии