Риторические занятия
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Развитие речи детей среднего дошкольного возраста по средством риторического образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

В гости к бабушке Загадушке

Риторическое занятие для средней  группы.

Цель:

  1. Учить принимать участие в групповом разговоре, внимательно слушать, отвечать на вопросы, рассуждать;
  2. Развивать артикуляционный аппарат, работать над выразительностью речи, правильно произносить звуки Ш и С в словах, произносить предложение в разном темпе;
  3. Обучать составлению рассказа с опорой на картинку;
  4. Развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемой иллюстрации.

Оборудование:

 Конверт с письмом, карточки с изображением “Веселого язычка”, попугая Кеши, лесенки. Рассказы в картинках: Н. Радлов “Котенок и мышонок” Ъ маски кота и мышонка.

Предварительная работа:

Отгадывание загадок, составление рассказов по картине, игры-упражнения на развитие эмоциональной выразительности “ Покажи животное”, ”Что делает солнышко?”.

Ход занятия.

Утром до занятия в группу приносят большой красочный конверт. На котором написано: группа «Буратино» открыть на занятии.

В начале занятия воспитатель напоминает детям о письме. Интересно, от кого оно пришло, как вы думаете? (ответы детей). Давайте его откроем. Да это же приглашение: «Дорогие дети! Приглашаю вас к себе в гости. Ваша бабушка – Загадушка». Как интересно. Примем это приглашение? Пойдем в гости? (Да)

Дети подходят к бабушке Загадушке.

  1. Здравствуй бабушка – Загадушка.
  2. Ребята наша бабушка всегда что-то интересное носит в своем сундучке. Давайте попросим её открыть его и показать нам:

«Бабушка – Загадушка сундучок свой отвори, говорить нас научи».

  1. Ой, что это? – кто-то запер сундучок на замок. А где же ключ? Что же делать нам ребята?

(Педагог выслушивает ответы детей и подводит их к тому, что нужно обратиться за помощью.)

  1. У кого же нам спросить совета? Кто у нас в группе высоко сидит, все видит и все знает? (Кот Баюн)
  2. Давайте  пойдем к нему и попросим помощи.

Дети с воспитателем идут к коту Баюну.

  1. Здравствуй  кот Баюн.
  2. Здравствуйте дети! За чем пожаловали.

Дети рассказывают о своей проблеме.

  1. Да! Я высоко сижу, далеко гляжу, все вижу, все знаю! Знаю где ключ от сундучка Бабушки – Загадушки. Только чтобы его взять должны вы 3 мои загадки отгадать. Вот они!

Детям  даются 3 карточки, на одном изображен «веселый Язычок»

  1. Это же «веселый Язычок». Ребята, а где живет «веселый Язычок» (во рту). А мы умеем делать с ним гимнастику. Давайте покажем её коту Баюну.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику:

Открываем первую дверь:

улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

Открываем вторую дверь:

улыбнуться, приоткрыть рот, зубы разомкнуты.

«Язычок» белит потолок:

улыбнуться, открыть рот, кончиком языка погладить («покрасить») нёбо.

«Язычок» красит стены:

рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно гладит то одну, то другую щёку.

«Язычок» красит пол:

рот открыт, кончиком языка переводим из одного уголка рта в другой по нижнему нёбу.

В доме у нашего «веселого Язычка» есть труба. Сворачиваем язычок трубочкой и дуем через свернутый язычок на кусочек ваты лежащий на ладони ребенка.

Кот Баюн: Молодцы ребята правильно отгадали первую загадку.

На второй карточке нарисован попугай «Кеша»

  1. Кто это? Давайте подойдем к нему. Смотрите ребята у нашего попугая новые картинки. Кто изображен на них? (мыши и кот)

Воспитатель вместе с детьми составляет рифмовку и произносит её  то медленно, то быстро.

«Ши – ши – ши – это мыши»

«От – от – от – это кот»

«Сы – сы – сы – у него усы»

«Пы – пы – пы – это лапы»

Кот: Вот и вторую загадку вы отгадали, а сможете ли отгадать третью – сейчас посмотрим.

На третьей карточке нарисована лесенка, а на ней буквы «а», «о», «у».

Дети произносят эти звуки громко – тихо – шепотом, как будто спускаются по ступенькам, а затем наоборот – поднимаются по ним.

Кот: Молодцы ребята! Вы справились со всеми заданиями. Вот вам ключ от сундучка Бабушки – Загадушки.

Дети возвращаются к сундучку, открывают его и находят там картинки с рисунками, они пронумерованы. Дети расставляют их по порядку. Рассматривают и обсуждают вместе с воспитателем. Что изображено на этих картинках. Воспитатель предлагает детям придумать историю об этих героях. Один ребенок рассказывает начало, другой продолжает развивать сюжет по следующей картинке, а третий заканчивает изложение. Взрослый помогает при переходе от одной картинки к другой словами связками.

Затем воспитатель предлагает кому – нибудь из детей повторить рассказ целиком.

  1. Тяжело запомнить весь рассказ, а давайте поможем, друг другу и оживим эти картинки. Посмотрите, что лежит в сундучке бабушки – Загадушки.

Воспитатель достает маски. Дети обыгрывают рассказ. Быть рассказчиком предлагается кому нибудь из детей. Затем дети меняются ролями.

  1. Ребята нашей бабушке – Загадушке так понравилось ваше представление, что она решила подарить вам вот такие цветы.

Детям дарятся цветы: самым активным  большие, менее активным маленькие. Дети прощаются с бабушкой – Загадушкой. Подходят к дубу и вставляют цветы в свои кармашки.



Предварительный просмотр:

В гости к дедушке “Молчок”.

Риторическое занятие для средней  группы.

Цель:     Развитие эмоциональной сферы ребенка по средствам невербальных      методов и  приемов.

Задачи:  Учить сочетать движение и речь, распознавать эмоции: радостные, сердитые, грустные, закрепить умение управлять своим голосом.

                 Развивать пантомимические и мимические навыки, творческое воображение, умение фантазировать, артикуляционный аппарат.

  Воспитывать сочувствие и сопереживание.

Оборудование: План, карточки – загадки, мягкие игрушки, ширма. Изображение солнца, декорации леса, карточки с изображением основных эмоций. Игрушка – дедушка “Молчок”, письмо - снежинка.

Предварительная работа: Заучивание стихотворения “Солнышко”, драматизация сказок: “Колобок”, “Лисичка со скалочкой”, “Теремок”, отгадывание загадок о животных с изображением их героев.

                                                   Ход занятия:

Педагог встречает детей и показывает им письмо – снежинку.

- Посмотрите, ребята, какая необычная снежинка залетела к нам в группу.

Дети рассматривают снежинку и замечают на ней буквы.

- Да это же письмо. Давайте его прочтем.

“Дорогие ребята, приглашаю вас к себе в гости, в волшебный лес. Дедушка “Молчок””

- Ребята, примем это приглашение? (Да) А где находится волшебный лес, вы знаете? (Нет)  А  давайте спросим у нашего кота Баюна, он высоко сидит далеко глядит, все видит, все знает.

Дети подходят к композиции ”Дуб” и спрашивают кота. Воспитатель отвечает голосом кота:

- Знаю, знаю дорогу, но расскажу, только, если отгадаете мои загадки.

Дети берут карточки с загадками.

 На первой изображен “Веселый Язычок”.

- А мы с вами знаем сказку о “Веселом Язычке”, а сказку можно не только рассказывать, но и показывать. Давайте возьмем зеркала, я буду рассказывать, а вы показывать.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику.

Язычок живет в домике с двумя дверями. Открываем первую дверь (улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы), открываем вторую дверь (улыбнуться, приоткрыть рот, зубы разомкнуты). Язычок белит потолок (улыбнуться, открыть рот кончик языка гладит небо). Язычок красит стены (рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно гладит то одну, то другую щеку). Язычок красит пол (рот открыт, кончик языка гладит нижнее небо).

- Молодцы ребята, отгадали первую загадку.

На второй карточке нарисован попугай Кеша.

-Посмотрите ребята, наш попугай приготовил нам новые картинку. Кто на ней нарисован? (ежи) Давайте вместе скажем: жи-жи-жи - это ежи. А теперь попробуем сказать это медленно, быстро.

Кот: «Молодцы, ребята, отгадали загадки. За это дам я вам карту, где нарисована дорога к сказочному лесу”.

Дети берут карту, рассматривают ее вместе с воспитателем и отправляются в путь. Первая остановка – полянка, на которой сидят мягкие игрушки – медвежата. Выполняется упражнение на  развитие  мимической моторики 

“Загораем на солнышке” Взрослый, сидя вместе с детьми в кругу, произносит текст: ”Мы маленькие медвежата и загораем на солнышке. Подставим солнышку подбородок, он загорает. Рот приоткрыт. Прилетела пчелка, хочет сесть на язычок. Крепко сжать губы. Пчелка улетела, приоткрыть рот, слегка улыбнуться. Прилетела мушка, села на нос, сморщим нос. Прилетел комар сел на лоб, сморщим лоб. Подул ветерок, комар улетел. Солнце светит ярко, прищурили глазки. Пришла мама, позвала медвежат домой, улыбнемся маме”.

- Медвежата побежали к маме домой, а нам пора в путь.

Следующая остановка возле ширмы с темными шторами. На стуле перед ширмой сидит воробей. Звучит тревожная музыка, воспитатель читает стих:

Солнце по небу гуляло

И за тучку забежало.

Глянул заинька в окно,

Стало заиньке темно.

Наступила темнота

Не ходи за ворота:

Кто на улицу попал-

Заблудился и пропал.

Плачет серый воробей

Выйди солнышко скорей

Нам без солнышка обидно,

В поле зернышка не видно.

- Ребята, вам жалко воробышка? (да) Давайте его пожалеем. Как же помочь воробью? А, давайте расскажем стихотворение, про солнышко, оно услышит его и выйдет из-за тучки.

                                           Солнышко.

Утром солнышко восходит высоко                        поднять руки вверх с раскрытыми ладонями, направленными от себя, и развести пальцы в стороны.

Вечером заходит глубоко,                                       опустить руки вниз, чуть наклониться

Днем гуляет по небу оно,                                        поднять руки вверх, сделать из ладоней   двух рук круг, провести его направо и обратно

Согревает всех лучи, раскинув широко,                руки поднять вверх и развести в стороны, пальцы разведены широко

Гладит ласково листочки и цветы                          погладить попеременно одной рукой другую

Людям золотит и щеки и носы.                               пальцами погладить щеки, нос

День прошел и с неба на покой                               руки поставить перед собой, вверху из

Солнца шар садится за горой.                                 пальцев рук образовать круг, опустить его вниз.

 Темная штора с ширмы убирается и появляется изображение солнышка.

- Вот и солнышко выглянуло. Давайте попрощаемся с воробышком и пойдем дальше.

Дети подходят к сцене, занавес открывается, появляется волшебный лес.

- Ребята, давайте позовем дедушку.

Чики – чики – чики – чок

Здравствуй, дедушка Молчок

Мы пришли с тобой играть

Много нового узнать

Где ты добрый старичок?

Тишина…пришел Молчок

Не спугни его, смотри

Т-с-с-с ничего не говори.

- Давайте тихонечко, на носочках поищем дедушку.

Дети ходит на носочках по лесу, и находят дедушку Молчок, у него сердитое выражение лица.

- Здравствуй, дедушка Молчок. Что случилось, что тебя так рассердило?

- Мои звери разбежались по лесу, а их детеныши плачут, зовут своих мам. Помогите им встретиться с мамами (мы тебе поможем).

Дети делятся на две команды: детеныши и мамы. Условие игры не использовать голос, можно только изображать животное с помощью пантомимики. Дети по очереди изображают животных.

Дедушка Молчок хвалит их (у него меняется выражение лица на улыбающееся). И предлагает поиграть в игру “угадай эмоцию”: один ребенок изображает с помощью мимики и пластики определенную эмоцию ( плачь, злость, радость), а дети ее отгадывают.

- Понравилось вам играть (да), но нам пора возвращаться в группу. Давайте попрощаемся с дедушкой.

Дети прощаются, а Молчок дарит им на прощание подарки. Дети идут по дорожке и приходят к коту Баюну, вставляют свои подарки в кармашки.



Предварительный просмотр:

День рождение Зайчика.

Риторическое занятие для средней  группы.

Цель:  -      познакомить детей с правилами поведения в гостях, правилами гостевого этикета.

  1. Развивать речевые формы общения, активизировать слова; чашка, блюдца, сахарница…
  2. Развивать коммуникативные навыки, побуждая детей к разыгрыванию речевых ситуаций;
  3. Развивать артикуляционную моторику;
  4. Развивать потребность радовать, своих друзей знаками внимания; ( или побуждать ребенка к желанию дарить подарки близким, хорошим знакомым);
  5. Воспитывать культуру диалогического общения, умение слушать, соблюдать очередность при разговоре.

Оборудование:

Открытка с приглашением, игрушка зайчик, зеркала, Скатерть, вазочка с цветами, набор чайной посуды, торт из соленого теста.

Предварительная работа:

Беседа с детьми “Как я ходил в гости”, сюжетно ролевая игра “Гости”.

                                 Ход занятия.

Минутка настроения. Какой сегодня чудесный день. Ребята давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.

-  Сегодня у нас риторика. Нас к себе приглашает Кот Баюн.(Идем к коту)

  1. Давайте с ним поздороваемся.        (Здравствуй)
  2. А как ещё можно поздороваться?

(доброе утро, привет, как приятно тебя видеть).

У кота приглашение.

”Дорогие дети приглашаю вас на день рождения.

Ваш друг зайчик”.

Примем это приглашение? (Да)

А для того, чтобы мы могли хорошо и правильно говорить в гостях, давайте сделаем артикуляционную гимнастику:

«домик»

  1. Ребята, а вы знаете как надо себя вести в гостях?  
  2. А все ли вы знаете? Ничего не забыли? Давайте проверим.

Дети подходят к попугаю у него на жердочке висят картинки. Послушайте, какое стихотворение знает наш попугай Кеша.

Если в гости ты пришел,

Это очень хорошо!

Только прежде чем идти

Научись себя вести!

Не шуметь и не кричать,

и игрушки не ломать,

Не шуметь и не кричать,

И игрушки не ломать,

Не капризничать, не драться,

А играть и улыбаться!

Если сели вы за стол –

Не стучи ногой об пол!

Аккуратен, будь везде,

И, особенно в еде!

Вежливым ты должен быть!

Всем спасибо говорить

Никогда не забывай,

И хозяев уважай!

Вечер поздний настает,

Всех гостей домой зовет.

Попрощаться не забудь!

До свиданья, в добрый путь!

               -      Посмотрите, друг на друга вы готовы идти в гости?

  1. А с каким настроением нужно идти в гости? Почему?
  2. Давайте покажем его.
  3. Как сделать так, чтобы твое посещение было приятно и тебе и хозяину?
  4. Посмотрите Кеша приготовил нам подсказку ( на жердочке висит картинка с изображением подарка)

               -     Что можно подарить?

  1. Очень важно выбрать или приготовить нужный подарок.

Дети с помощью воспитателя выбирают для зайчика подарок.

  1. Отправляемся в гости?
  2. На чем поедем?

По выбору детей изображается транспортное средство.

  1. Постучимся. Здравствуйте!

Заяц. Здравствуйте! Я очень рад, проходите, пожалуйста.

(а сам плачет и всхлипывает)

Дети. Что случилось зайчик?

Заяц. Я ждал вас в гости, и хотел напоить вас чаем, да не знаю, как накрыть стол.

Воспитатель. А вы знаете? Давайте поможем зайчику!

Дети помогают накрывать на стол  (стелят скатерть, салфетки, ставят блюдца, чашки, чайник, сахарницу, чайные ложечки, вазочка – Для чего?, торт.

Воспитатель. Кому кладут сначала тортик гостям или хозяевам? (гостям)

Заяц. Спасибо дорогие гости! Я приглашаю вас за стол!

Педагог следит, как дети ведут себя за столом, подсказывает нужные реплики или помогает разрешить ситуацию.

  1. Спасибо!

Зайчик предлагает поиграть  (игра малой подвижности)

Воспитатель.  Пришла пора прощаться. До свидания, до новых встреч. Мне было очень приятно вас видеть. Все было очень вкусно.

до свидания                 всего доброго

прощай                        всего хорошего

до завтра                     не забывайте

до встречи                   приходите

пока                             заходите

привет

на прощание заяц дарит детям сюрпризики. Они их ставят в свои кармашки на дубе.



Предварительный просмотр:

Птичий двор

               Риторическое занятие для средней  группы.

Цель:

-закрепить и уточнить представления детей о домашней птице.

-развивать творческое воображение

                         - работать над техникой речи (развитием дыхания),   -пантомимическими навыками;

                        - Воспитывать культуру диалогического общения, умение слушать, соблюдать очередность при разговоре.

Оборудование:

Картинки с изображением домашних птиц, кукла – дедушки Молчка, зеркала, таз с теплой водой.

Предварительная работа:

Чтение сказки Г.Х. Андерсена “Гадкий утенок”, русских народных сказок “Петушок и бобовое зернышко”, ”Бабушка, внучка да курочка”.

                                                       Ход занятия.

  1. Ребята, послушайте какая тишина. А когда становится так тихо к нам в гости приходит дедушка «Молчок». Давайте его позовем. Вы помните считалочку?

Чики – чики – чики – чок.

  1. Нет, что-то дедушка не появляется, может мы произнесли ее слишком громко, и он испугался. Давайте скажем ее шепотом.
  2. Нет не видно дедушки. Позовем его чуть громче
  3. Может быть, попробуем сказать считалочку быстро …..; а теперь медленно …..

Чик – чики – чики –чок

Здравствуй дедушка Молчок

Мы пришли с тобой играть,

Много нового узнать.

Не спугни его смотри,

Т – с – с – с ничего не говори.

Дети на цыпочках расходятся по группе и ищут дедушку Молчок. Предупреждают друг друга знаками соблюдать тишину.

А вот и он! Смотрите, что он нам принес, да это же волшебные картинки. Давайте посмотрим, кто на них изображен. (Дети достают и расставляют изображения домашних птиц) называя их.

Почему вы думаете, что это птицы (ответы детей).

А как называют этих птиц?

Где живут эти птицы?

Кто о них забоится? Кто их поит и кормит?

Правильно эти птицы живут рядом с человеком на птичьем дворе. Давайте скажем вместе «птичий двор».

Ухаживает за ними птичница.

А зачем человек разводит кур, гусей, уток?

Ребята, а вы знаете, почему эти картинки волшебные. Изображенные на них птицы могут ожить с вашей помощью. Давайте покажем, как ходит петух, курочка, цыплята, индюк, утка, гусь. Дети с помощью пантомимики изображают домашних птиц.

Чем отличаются гусь и курица?

А чем похожи гусь и утка? (умеют плавать)

Если они умеют плавать, то их называют водоплавающими.

Посмотрите, какие у них лапки. Как вы думаете, почему они такие? (ответы детей)

А я думаю, это для того чтобы им легче было плавать. Попробуйте сами.

Детям предлагается  провести опыт. В большом тазу, полном воды детям предлагается провести рукой сначала с зажатыми пальцами, а затем с растопыренными. И сделать вывод: «Когда рука сильнее отталкивает воду?»

Вот зачем утке и гусю перепонки на лапах.

А сейчас я предлагаю поиграть: Я буду Мамай курицей, а вы моими детками. Дети присаживаются на корточки лицом в круг, положив голову и прижав руки согнутые в локтях, к телу.

Долго сидела наседка на яйцах. И вот пришла пора появиться цыплятам на свет.

  1. Первый цыпленок (педагог дотрагивается до любого ребенка) появляется на свет и удивляется: «Как просторно вокруг, а в скорлупе было тесно!» (Этот ребенок и следующие изображают то настроение цыпленка, которое описывает воспитатель.)
  2. Второй цыпленок рассердился, нахмурив свои бровки, он так хотел родиться первым, но его опередили.
  3. Третий цыпленок сразу расплакался: ему так хорошо и уютно было в яичной скорлупе, я тут так много места, и всюду опасности.
  4. Четвертый цыпленок очень обрадовался своему появлению на свет и воскликнул: «Какой чудесный мир вокруг!»
  5. Пятому, как только он родился, все было интересно, он сразу же стал рассматривать своих братьев и сестер, заглядывать им в глаза, дотрагиваться до них.
  6. Шестой открыл глаза и увидел, что все уже вылупились и ждут его. Ему стало стыдно, что он всех задерживал.
  7. А потом все цыплята, вместе с мамой наседкой отправились на птичий двор искать червяка. (Дети изображают движения цыплят с помощь пластики.)
  8. Молодцы! А сейчас нам пора превращаться в детей.

Смотрите, какое лицо стало у дедушки Молчка. Он улыбается, потому что ему очень понравилось с нами играть, и он приготовил вам вот таких червячков. Детям дарят червячков синего (менее активным) и красного (более активным детям) цвета. И предлагают их поместить в кармашках на дубе.

Прощаются с дедушкой, приглашают его прийти к ним в гости ещё раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПОСРЕДСТВОМ РИТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Данный проект посвящен проблеме совершенствования речевого развития, коммуникативных способностей, повышения эффективности речиу детей дошкольного возраста. Описывается система работы по риторич...

конспект риторического занятия для детей старшей группы

Цель: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Риторическое занятие для детей подготовительной группы "Мир разноцветных красок"

Риторическое занятие по развитию связной речи, формирующее умение составлять рассказы с опорой на схему. Развивает интерес к поиково-экспериментальной деятельности....

Статья "Интеграция риторического образования и физкультуры"

Статья о связи умственной деятельности с физической активностью....

НОД по риторическому развитию "Бабушкин сундучок"

Риторическое развитие дошкольников...

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

НОД по риторическому развитию "Бабушкин сундучок".

Риторическое развитие дошкольников...