НОД по риторическому развитию "Бабушкин сундучок".
план-конспект по развитию речи

Зайцева Елена Игоревна

Риторическое развитие дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_ritoricheskomu_razvitiyu.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по риторическому развитию  «Бабушкин сундучок»

Задачи:

  • Создать условия  для углубления знаний детей о своей Родине,  о природе России; о русских сказках, потешках, прибаутках, играх.
  • Способствовать разрушению психологического барьера, возникающего при общении ребёнка с собеседником в разных речевых ситуациях; активизации  речевой деятельности ребенка, развитию умения излагать свои мысли последовательно, умение убеждать, отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: сундучок с предметами (конверт, кора берёзы и веточка, кукла в русском костюме, колосок, предметы народного промысла, книжка со сказками, билетик.)

Организационный момент.

В.: Здравствуйте! — Ты скажешь человеку.

Здравствуй! — Улыбнется он в ответ.

И, наверно, Не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

В: Что мы желаем человеку, когда говорим «Здравствуйте!»?

Дети: здоровья

В: какие еще вежливее слова Вы знаете?

Дети: Спасибо, пожалуйста, до свидания.

В: Здравствуйте, маленькие россияне!

В: Вы знаете, почему я так к вам обращаюсь?

Дети: Потому что, мы живем в России

В: Да, потому что всех, кто живет в России, называют Россиянами.

                                                    Ход занятия
В.: Ребята, сегодня я пришла на работу с бабушкиным сундучком, я хочу разобрать   вещи, разложить их по местам. Все, что мы изучали, я складывала сюда, а теперь не могу понять, для чего все это, к чему все относится? Вы должны мне помочь все расставить по местам. Поможете? Тогда будем разбираться.

Конверт с письмом

Достаёт из сундучка письмо.

- Оно пришло к нам мы его прочтем.

Воспитатель читает письмо.

Здравствуйте,  дорогие  ребята!  

Мы живем во Франции, в городе Париже. Париж - это столица Франции. Франция - это наша Родина, которой мы гордимся и очень любим. В Париже знаменитая Эйфелева башня и Триумфальная арка. Мы посылаем вам их фотографии.  (В письме лежат фото, которые ребята рассматривают вместе  с воспитателем). Но мы ничего не знаем о вашей Родине. Расскажите нам о ней,  пожалуйста.

Ждем ответа!

- А правда, ребята, что мы знаем о своей родине?

- Как называется страна, в которой мы живем?

 Россия, Российская Федерация.

- Ребята, а как называются люди, которые живут в нашей стране?

Россияне.

- Какая  у нас с вами Родина? Какими словами можно ее описать?

  Красивая, родная, любимая, гостеприимная, многонациональная .

Кора берёзы и её веточка

(достаёт из сундучка)

- Я  вам сейчас загадаю загадку, а вы отгадайте ее:

Стоит Алёна, платок зелёный,

Тонкий стан, белый сарафан.

 - Береза. Это дерево и является символом России.

 Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка.

Любит наш народ зеленую красавицу за ее красоту. У всех берез необычная кора. Чем она не обычная?

Белая, с черными полосками.

 Березу за ее кору называют белоствольной. Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева, она защищает от воды, вредных воздействий человека. Но в белой коре есть черные черточки – отдушины. Они называются чечевички, через них береза дышит.  Ребята, а скажите, пожалуйста, чем полезна береза и что можно сделать из березы?

- Ответы детей (лыжи, веники, дрова, краску для одежды, кремы, сок березовый, содержит аскорбиновую кислоту, мебель, посуду для хранения продуктов, берестой крыли крыши, отвары, поделки, игрушки, свежий воздух.)

Да, где бы ни росла русская березка, везде она приносит людям радость, пользу. Красоту берез воспевали художник.

- А теперь давайте пройдем в нашу картинную галерею и увидим, с какой любовью художники изображали природу. Видите, на всех картинах здесь изображена красавица – березка. Как мы можем описать березку?

- Ответы детей (белоствольная, кудрявая, стройная, пушистая).

Посмотрите, березы, будто светятся тихим ровным светом и освещают пространство вокруг себя.

А давайте и мы с вами превратимся в березы. Встаньте врассыпную, и повторяйте за мной.

Физ.минутка

Выросли березы в поле..

Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед –

Так березки  ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (Дети успокаиваются)

Коробка с куклой в русском народном костюме

Вместе с детьми открывают коробку, достают куклу в русском национальном костюме. Дети рассматривают, воспитатель предлагает дать ей имя.

- Ребята, почему кукла так странно одета, не так как мы?

- Посмотрите, что носили раньше женщины (длинная юбка, а вышитая, фартук вышитый, на голове лента)

Колосок

- Ой, а это что в сундучке? Почему он здесь?

Ребёнок:

 Солнышку смеётся 
Хлебный колосок!
Подрастёт за лето -
Будет он высок!
Золотые зёрна 
Превратят в муку,
Из которой скоро
Хлебушек спекут...

- Да, ребята, в России выращивают много хлеба, чтобы народ страны был сытый, довольный.

Игра «Подбери слово»

А хлеб – он какой? (Ответы детей)

На столе лежат предметы народного промысла.

- Чем богат наш русский народ?

- Что значит богатство русского народа? Это то что, принадлежит нашему народу? Подумайте и скажите? (хохлома, гжель, матрешки, русские народные сказки, песни, пословицы)

- Какие вы знаете пословицы и поговорки о нашей Родине.

Пословицы о Родине

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Человек без Родины - соловей без песни.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не залей.

Скороговорка

- Русский народ, ребята, очень любил и любит сочинять разные потешки, скороговорки. Скороговорка – это такой стишок, который надо проговаривать очень быстро. Попробуем?

Тары-бары, растабары!

У Варвары куры стары

Игра «Стихотворение по картинкам»

Ребята, я предлагаю вам выучить стихотворение по картинкам.

«Ехал Ваня на коне,

Вёл собачку на ремне,

А старушка в это время

Мыла кактус на окне».

А теперь поменяем картинки местами. Посмотрим, что получиться.

- Ехал Ваня на коне,

Вёл собачку на ремне,

Ну, а кактус в это время

Мыл старушку на окне...

И ещё раз.

- Ехал кактус на окне,

Вёл старушку на ремне;

А собачка в это время

Мыла Ваню на коне...

 - Ох и повеселились мы.

- Ребята, посмотрите, мы вместе полный сундук вещей разобрали. Я думала, что они уже ненужные, а они вот сколько много рассказали нам о нашей Родине России. Спасибо вам за помощь, ребята!

- Вам понравилось мне помогать?

(Воспитатель закрывает сундучок, а из него выпадает билетик).

- А это ещё что такое?

Ребята, да это же билет в кинотеатр. Пойдем в него? А как же мы пойдём, у нас же нет в саду кинотеатра?

Ребёнок: А мы можем его сами устроить.

(дети устраивают игру «Кинотеатр»)

Просмотр мультфильма

«Гора самоцветов. О России. Русская народная сказка «Кот и лиса»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПОСРЕДСТВОМ РИТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Данный проект посвящен проблеме совершенствования речевого развития, коммуникативных способностей, повышения эффективности речиу детей дошкольного возраста. Описывается система работы по риторич...

конспект риторического занятия для детей старшей группы

Цель: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Риторические занятия

Развитие речи детей среднего дошкольного возраста по средством риторического образования...

Риторическое занятие для детей подготовительной группы "Мир разноцветных красок"

Риторическое занятие по развитию связной речи, формирующее умение составлять рассказы с опорой на схему. Развивает интерес к поиково-экспериментальной деятельности....

Статья "Интеграция риторического образования и физкультуры"

Статья о связи умственной деятельности с физической активностью....

НОД по риторическому развитию "Бабушкин сундучок"

Риторическое развитие дошкольников...

Реализации этнокультурного компонента через УМК «Семейский сундучок», «Бурятский сундучок», «Казачий сундучок»

В нашем детском саду проводится работа по Учебно- методическому комплекту «Семейский сундучок», «Бурятский сундучок», «Казачий сундучок»...