Здоровьесберегающая деятельность воспитателя с детьми с ОНР
статья (старшая,подготовительная группа) по теме

Рогачёва Наталия Владимировна

В статье описаны здоровьесберегающие технологии, применяемые на практике, воспитателем логопедической группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_rogacheva.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

В последнее время возрастает количество детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. Среди них значительная часть детей имеет низкий уровень речевого развития. Для таких детей создают особые специальные условия развития и воспитания – группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи. Приоритетным направлением работы всех специалистов в таких группах является сохранение и укрепление здоровья детей с обязательной коррекцией недостатков речевого развития. Для достижения максимального эффекта оздоравливающий, как и коррекционный процесс должен пронизывать все виды деятельности ребенка и сопровождать его в течение всех режимных моментов.  Поэтому цель моей работы – повысить эффективность здоровьесберегающей деятельности в логопедической группе через организацию единого, коррекционно-образовательного пространства.

Система методов по внедрению педагогики оздоровления предусматривает работу по нескольким направлениям: логопедическое, психолого-педагогическое, коррекционно-педагогическое, физкультурно-оздоровительное, музыкальное, медицинское.

Основными  условиями сохранения и укрепления здоровья детей, воспитывающихся в нашей группе это:

Реализация здоровьесберегающих педагогических технологий по всем разделам образовательной работы;

Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту;

Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха;

Создание условий для удовлетворения биологической потребности детей в движении;

Реализация системы мероприятий по оздоровлению ослабленных детей

Реализация различных форм систематической работы с родителями и формирование у  детей навыков здорового образа жизни на основе гигиенического воспитания и обучения.

В коррекционно-педагогическом направлении представлены:

Динамические паузы, они хорошо развивают психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышают функциональную деятельность мозга и тонизируют весь организм.

Развитие пальцевой моторики, для этого применяются  «Су-джок» - терапия, аппликатор Ляпко и  «Волшебные шары» - массаж пальцев благотворно влияет на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет.

Метаболический комплекс - фитотерапия (по Н.И. Куракову) заключается в полоскании горла, ингаляциях и пульверизациях настоями лекарственных растений с профилактической и лечебной целью.

Методика сенсорно-координаторных тренажей В.Ф.Базарного (синхронно сочетающиеся движения головы, глаз и туловища).

Метод улучшения зрения У. Бейтса.

Подвижные и спортивные игры.

Ходьба по массажным коврикам.

Релаксация. Расслабляющий массаж (массажёр «Фараон»).

Технологии обучения здоровому образу жизни (игротреннинги, игротерапия, проблемно-игровые занятия, занятия из серии «Здоровье»).

Формирование гигиенических и социально-бытовых навыков (умывание, чистка зубов и т.д.) 

Упражнения для развития графомоторных навыков по О.И. Крупенчук. В этом направлении используются: раскраски, обведение контура, штриховки, рисунки по клеточкам, работа над образом буквы, игры с предметами домашнего обихода, игры - шнуровки Марии Монтессори.

Все вышесказанное способствует улучшению соматических показателей здоровья  за счет повышения двигательной активности ребенка, динамических пауз и упражнений, направленных на сохранение зрения; снижению уровня респираторных заболеваний (самомассаж активных точек лица, умения правильно дышать); повышению эмоционального и психологического благополучия детей (релаксация, методы обучения способам мышечного расслабления, психогимнастика); повышению результативности логопедической работы (пальчиковая и артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, массаж и самомассаж, упражнения на речедвигательную координацию, снижение количества пропусков посещения детского сада).

Литература:

  1. Базарный В. Ф.. Здоровье и развитие ребенка. М. Аркти, 2005.
  2. Береснёва З.И. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ/ Под ред. -М.: ТЦ Сфера, 2004. 32с.
  3. Ефименко Н.Н.. Театр физического развития и оздоровления дошкольников. М.
  4. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка. - М., 1973.
  5. Крупенчук О.И. Система работы по развитию мелкой моторики у детей с речевой патологией. // Дошкольная педагогика, №6, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность воспитателя с детьми по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий.

Совместная деятельность воспитателя с детьми  по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий....

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы с использованием проблемно-игровой технологии математического развития и здоровьесберегающей технологии «дыхательная гимнастика» «Математическая вселенная»

Цель: закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия; развитие зрительного восприятия, речи, мышления, пространственного воображения, внимания.Задачи: 1....

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной логопедической группы с использованием современных компьютерных и здоровьесберегающих технологий по экологическому воспитанию по теме: « Дом под крышей голубой «.

Конспект  совместной  деятельности воспитателя с детьми подготовительной  логопедической  группы  с  использованием современных  компьютерных  и  здоровьес...

Педагогический проект «Дорога к здоровью» Здоровьесберегающие технологии в совместной деятельности воспитателя с детьми с ОВЗ и родителями

Коррекционно-развивающий ,долгосрочный проект для детей с ОВЗ (от 5 до 8 лет), родителей  (законных представителей),воспитателей....