Тематический проект "Калейдоскоп Эмоций"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Анастасия Сергеевна Захарова

Тематический проект "Калейдоскоп эмоций". Методические разработки по проекту. Занятия в центрах активности. Конспект  занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kaleydoskop_emociy.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический проект:

«Калейдоскоп эмоций»

                       

                                   

                                                            Воспитатель: 

                                                                                      Захарова А.С.

                                                                 подготовительная группа

Программное содержание:

  1. Ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно означает и дать ему словесное наименование

  1. Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации

  1. Создать целостное представление о здоровом образе жизни у дошкольников

  1. Способствовать самопознанию детей, положительному сомоотношению

  1. Развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе, принятие других людей

  1. Учить детей выражать свои чувства приемлемыми способами

  1. Способствовать формированию положительных черт характера у детей для лучшего взаимопонимания в процессе общения

  1. Помочь родителям организовать с детьми дошкольного возраста оздоровительную работу, направленную на формирование у них мотивации и здоровья, поведенческих навыков у них здорового образа жизни

ПИСЬМО  К РОДИТЕЛЯМ

Уважаемые родители!

Мы начинаем новый проект «Калейдоскоп эмоций».

В процессе реализации этого проекта мы будем с детьми вырабатывать положительные черты характера, способствующие лучшему взаимоотношению в процессе их общения в группе. Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.

Мы будем стремиться, чтобы ваши дети были веселыми и активными, самостоятельными и доброжелательными, помогающими и любознательными, инициативными и уверенными в себе, открытыми и сопереживающими, - то есть, прежде всего, здоровыми.

На занятиях дети становятся дружнее, меняется общение между ними. А еще меняется и отношение к родителям, в лучшую сторону конечно.

Педагоги группы, просят вас принять участие в данном проекте и подготовить дома с детьми «рецепты здоровья» в виде брошюры или книжки-малышки.

Благодарим Вас за сотрудничество!

Словарь по теме:

  1. Мимика
  2. Жесты
  3. Эмоции – радость, грусть, обида, злость, испуг, удивление, и др.
  4. Здоровье
  5. Внутренний мир
  6. Эмоциональное благополучие
  7. Трудность
  8. Сила воли
  9. Самостоятельный ребенок
  10. Доброжелательный
  11. Инициативный
  12. Открытый ребенок
  13. Сопереживающий
  14. Любознательный

        Круговой сбор

  1. Игра «Назови имя взрослого» Н-р Маша – Мария, Ваня – Иван, Настя – Анастасия
  2. Игра «Назови ласково имя» Н-р Маша – Машенька, Злата – Златуся, Саша – Сашенька
  3. Игра «Скажи наоборот» Н-р Взрослый – маленький, старший – младший, молодой – старый
  4. Объясни, почему так называют – доброжелательный, инициативный, любознательный, сопереживающий, открытый ребенок, самостоятельный ребенок
  5. Работа со стендами
  6. Природные явления (осень)
  7. Работа с пословицами и поговорками
  8. Игра «Передай эмоцию по кругу»
  9. Беседа «Злой медведь». Что может сделать рассерженный медведь?    Н-р: напасть на человека, напугать людей в лесу, похитить корову, порычать и др.
  10. Игра «Пантомима». Изобразить жестами, мимикой, звуками какой-либо предмет, действие, эмоции.
  11. Игра «Попробуй представить, что будет, если…». Н-р: вы гуляли с мамой в парке и встретили твою лучшую подружку (друга); твоя кошка играла дома, прыгнула на подоконник и уронила горшок с цветком; ты сидишь дома, тебе очень хочется на улицу, но за окном идет дождь и др.
  12. Упражнение «Разминка». Изобразить злого медведя. Но изображать его мы будем «по частям». Н-р: кто-то нахмурит брови, другой оскалит зубы, наморщит нос третий, подышать как рассерженный медведь, порычать, и др.
  13. Беседа «Добрый медведь». Что может сделать ласковый медведь?    Н-р: поесть мед или малину, танцевать, охранять коров и др.
  14. Беседа «Настроение для мамы». Ваша мама пришла с работы грустная, как можно улучшить настроение мамочки? Н-р: спеть песенку, прибрать в своей комнате, сесть к маме на колени, обнять и поцеловать и др.
  15. Упражнение «Доброе слово соседу». Давайте скажем нашему соседу справа по одному доброму слову. Н-р: добрый, хороший, веселый, красивый, и др.
  16. Игра-ассоциация «На что похожа радость?» (можно взять другую эмоцию). Вспомнить сою радость, радостный день, на что она была похожа? На цветок? На музыку? Какого она цвета? (ответы детей).
  17. Рисование «мысленных картинок» на разные ситуации. Н-р: как мы ездили с семьей в лес за грибами, как я купался в море, смотрю в окно на дождь, сломалась моя самая любимая игрушка, меня поругала мама и др.
  18. Упражнение «Дружба начинается с улыбки». Возьмитесь за руки, посмотрите друг другу в глаза и подарите самую добрую улыбку.

Работа в центрах активности

Центр языка и литературы

  1. Тема: Как можно изменить чувства другого человека.  Занятие: Как помочь грустному человеку («рисование» мысленных картинок на  эмоцию – грусть, обсуждение картинок; игры «веселые обезьянки» и «обезьянки уснули»).
  2. Тема: Как можно изменить чувства другого человека. Занятие: Как помочь сердитому человеку («рисование» мысленных картинок на  тему – я сержусь, обсуждение картинок; игры «мама рассердилась» и «ласковое имя»).
  3. Тема: Сильный человек – это человек с сильной волей. Занятие: Сила человека – это сила его воли («рисование» мысленных картинок на  тему – сильный человек, обсуждение картинок; работа со сказкой о двух братьях и сильной воли).
  4. Конкурс хвастунов. Все мы попали в парк развлечений и превратились в хвастунов. А хвастаться мы будем соседом справа. Посмотрите на своего соседа, подумайте какой он, что он умеет делать, что у него хорошо получается.  

 Центр искусства

  1. «Человек с сильной волей». Рисование человека с сильной волей.
  2. «Интересно ли детям на представлении в цирке?». Дорисовать лица детей.
  3. «Театр». Изготовление масок, которые изображают эмоцию.
  4. «Храбрец». Лепка из глины своих «страхов» и трансформация их в другие приятные образы.
  5. «Мир прекрасен» - составление коллажа с помощью различных иллюстраций.
  6. Роспись деревянных ложек по настроению ребенка.
  7. «От чего бывает весело, грустно, обидно…». Рисование и лепка из глины различных этюдов на выражение эмоционального состояния.

Центр манипуляций

  1. Д/и «Как я разрешаю конфликты».
  2. «Подбери маску клоуну».
  3. Нарисуй лицо веселого и грустного мальчика.
  4. «Сложи картинку».
  5. «Какое слово лишнее».
  6. «Какое у тебя сейчас настроение?». Работа с карточками.
  7. Н/и «Королевство внутреннего мира».
  8. игры с конструктором лего.
  9. Рецепты детей «Что я делаю для здоровья».
  10. Составление «цветка здоровья и настроения».

Центр науки

  1. Тема: Я преодолеваю трудности. Детям предлагается представить, что каждый из них – это маленький котенок, которому нужно выполнить три задания трудное, скучное и неполучающееся. И тот, кто выполнит эти задания, тот преодолеет три горы, а значит, обязательно сможет преодолеть их и в будущем.

Центр сюжетно-ролевых игр

  1. Игра «Начинающий фотограф».
  2. Игра « Хочукалки».
  3. Игра «Щекоталки».
  4. Игра «Один, два, три, фигура чувства замри».
  5. Рассматривание картин художников и изображение детьми эмоций: эмоции страха, эмоции радости, эмоции грусти, эмоции гнева и выход из нее.
  6. Тема: Герои русского фольклора, – какие они?                                        

        Задания:  - «Конкурс на самую страшную Бабу ягу»

            - «Танец Бабы Яги»

            - «Самый смешной Змей Горыныч»

            - сказка «Репка» в стране «Наоборот»

Центр строительства

  1. Строительство дома ДРУЖБЫ (индивидуально и коллективно).
  2. Строительство домика для себя по замыслу.

Литература по теме:

  1. О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев «Тропинка к своему Я». Как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – Москва: Генезис, 2009
  2. Г.Б. Монина. Методические рекомендации по работе с плакатами «Как я разрешаю конфликты». – СПб.: Речь, 2006
  3. Т.М. Маслова. Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью шедевров мировой живописи. – СПб.: Детство-Пресс, 2007
  4. И.В. Ковалец. Азбука эмоций. – Москва: Владос, 2004
  5. С.Д. Томилова. Полная хрестоматия для дошкольников. – Москва: Астрель, 2009
  6. ресурсы Интернет//сайт ИД «Первое сентября» - И.В. Самойлова. Групповые занятия, как средство эмоционального развития дошкольников
  7. И.А. Пазухина. Давай познакомимся!. – СПб.: Детство-Пресс, 2004
  8. М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. – СПб.: Дельта, 1998

                 

П Р И Л О Ж Е Н И Е

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

О Человеке

  1. Где смелость, там и победа
  2. Грамоте учиться – всегда пригодится
  3. Мир не без добрых людей
  4. На вкус, на цвет товарища нет
  5. От вежливых слов язык  не отсохнет

О Поведении

  1. Будь как дома, не забывай, что в гостях
  2. Дома – как хочу, а в людях – как велят
  3. Других не суди – на себя погляди
  4. Не мучь мухи: и ей больно
  5. После драки кулаками не машут
  6. Хорошо в гостях, а дома лучше

О Дружбе

  1. Дружба дороже денег
  2. Дерево держится корнями, а человек – друзьями
  3. Крепкую дружбу и топором не разрубишь
  4. Как аукнется, так и откликнется
  5. Легко друзей найти, да трудно сохранить
  6. Лучше матери друга не сыщешь

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

  1. Дети встают в позу кошечки и начинают по музыку двигаться по комнате, по хлопку ведущего кошечки начинают мяукать, ползти, прыгать, лежать, рычать.
  2. «Салют». Дети кладут руки друг на  друга и по команде ведущего вскидывают их вверх, получается салют.
  3. «Подыши как….». Ведущий просит подышать детей так, как дышит спокойный, разозлившийся, испуганный или засыпающий человек.
  4. «Будь внимательным». Дети под музыку веселятся. Затем на слове «зайчики» дети должны прыгать, изображая радость, удовольствие. «Лошадки» - как бы ударять копытом об пол изображая злость, гнев. «Раки» - пятится, изображая обиду. «Птицы» - ходить,  раскинув руки, изображая эмоцию страх.
  5. «Собачка хочет ласки».  Дети по очереди превращаются в собачек, которым хочется быть счастливыми, чтобы их погладили. Ребенок – собачка подходит к остальным, машет хвостиком и просит ласки. Остальные гладят и пытаются сделать его счастливым.


Угадай эмоцию, изобрази мимикой

РАДОСТЬ

  1. Я улыбаюсь

         Мои глаза слегка прищурены

         Уголки рта слегка приподняты

         Я смеюсь

         Я хохочу

         Я пою.

  1. Весела я, весела

         Ножками я топаю,

         Я танцую, я пою

         И в ладоши хлопаю

ПЕЧАЛЬ

  1. Мне грустно.

         Глаза слегка сужены

         Уголки рта опущены

         Я плачу.

  1. Плакали ночью

         Желтые клены.

         Вспомнили клены,

         Как были зелены…

СПОКОЙСТВИЕ

  1. Мои движения плавны,

         Руки свободно опущены.

         Мое лицо спокойно.

         Глаза слегка приоткрыты. Я засыпаю.

  1. Тихо все. На ветке замер каждый лист.

         Из кустов несется соловьиный свист.

         Потемнело небо там, в дали лесной.

         Солнце закатилось, и настал покой.

ЗЛОСТЬ

  1. Мои брови нахмурены и сдвинуты.

         Зубы стиснуты.

         Губы плотно сжаты.

         Ноздри расширены и дрожат.

         Я сжимаю кулаки.

         Я хочу ударить.  Я кричу.

  1. У забора сиротливо

         Пригорюнилась крапива.

         Может, кем обижена?

         Подошел поближе я.

         А она-то злюка,

         Обожгла мне руку.

УДИВЛЕНИЕ

  1. Мои брови приподняты.

         Рот слегка приоткрыт, округлен.

         Глаза раскрыты.

        Я восклицаю: «О-О-О!» или «АХ!».

  1. Строим дом, строим дом.

         Снежный ком кладем на ком.

         Сами носим, сами льем воду из ведерка.

         Ой, хотели сделать дом -  получилась горка!

СТРАХ

  1. Мои брови приподняты и слегка сведены на переносице.

        Глаза очень широко открыты.

        От испуга я дрожу.

        Я хочу защититься, спрятаться, убежать.

  1. Гром гремит, грозит, грохочет.

         Напугать гроза нас хочет.

         Небо было голубое –

         Стало грозное, стальное…

         Град горошинами бьет, град гулять нам не дает.

ВИНА, СТЫД

  1. Я опускаю и  отворачиваю голову в сторону.

         Я прячу глаза.

         У меня краснеет лицо, уши.

  1. Ваза синяя разбита, лужа на паркете…

         Мать на мальчиков сердита:

        « Отвечайте дети, кто из вас с цветами вазу уронил с окошка?»

        Может быть, ответить маме:

        «Виновата кошка?».

        И Володя, и Сережа покраснели сразу

        Мама спрашивает строже:

        «Кто же трогал вазу?»

        Младший прячется за брата, старший смотрит прямо

        Говорит: «Прости нас мама, оба виноваты».

КАК МОЖНО ИЗМЕНИТЬ ЧУВСТВА ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА?

Круговой сбор

Здравствуйте ребята, мы очень рады видеть вас здоровыми, веселыми, счастливыми. Я вам предлагаю взяться за руки и улыбнуться друг другу. Вот какое радостное получилось у нас приветствие.

Давайте сегодня мы необычно вас посчитаем. Необходимо вместе со счетом называть  имя соседа справа (последний озвучивает количество человек в группе и выставляет число на стенде).

Игра «что за чем?» на тему - времена года (ведущий бросает мяч, ребенку называя при этом время года, а ребенок озвучивает последующее время года).

Сейчас мы с вами поиграем в знакомую нам игру «Мысленные картинки». Каждый представьте себе картинку, на свободную тему…представили, а теперь мы по очереди поделимся своими картинками со всеми ребятами. Придумайте название вашим картинкам и подходящее под нее чувство.

Ребята вспомните, как называется проект, с которым мы с вами начали знакомиться (ответы детей «Калейдоскоп эмоций»).

 Вы правильно вспомнили, знакомство наше продолжается. Для вас сегодня открыто четыре центра: центр литературы – в нем вы познакомитесь, как можно помочь грустному человеку; центр искусства – в нем вы будите необычным способом рисовать настроения; в центре строительства – вы сможете построить «дом дружбы» и в центре манипуляции вас ждет игра «Королевство внутреннего мира».

Центр литературы

В центре литературы мы сегодня будем работать над темой: как можно изменить чувства другого человека. Занятие наше называется – как помочь грустному человеку.

Ребята, некоторые мысленные картинки, нарисованные вами, были веселыми, а некоторые грустными. И это понятно, потому что у всех в жизни бывают и веселые и грустные ситуации. Сегодня мы поговорим о грустных ситуациях и вспомним некоторые из них (выбор ребенка с самой грустной ситуацией на роль грустного человечка). Выбранный ребенок садиться на стул перед группой, делает грустное выражение лица, а дети по очереди подходят и пытаются утешить (сказать добрые слова, рассмешить, погладить, поиграть), когда выбранный ребенок улыбнется,  он возвращается на место, а тот, кому удалось заставить улыбнуться,  занимает его место.

Домашнее задание: понаблюдайте дома за мамой, когда она грустит, и попробуйте ее утешить разными способами.

Центр искусства

Сейчас я узнаю, кто из вас самый внимательный. На музыкальном занятии вы играли на музыкальных инструментах, как они называются? Конечно, это были деревянные ложки. А что необычного вы в них заметили? (ответы детей…). Конечно, ложки были нераскрашены.  А вы сегодня, в центре искусства будете рисовать на каждой ложке – настроение. Ведь у каждой ложки может быть свое настроение, свой характер.

Центр строительства

Ребята, посмотрите кто же это у нас в гостях (ответ детей – чебурашка).

А посмотрите на его лицо, как вы думаете, какое у него настроение…да он очень грустный. Чебурашка так хотел, чтобы все его друзья были рядом, дружили и весело играли, но нет для этого подходящего места. Мы сможем помочь ему? А как? (ответы детей…). А давайте построим для всех друзей ДОМ ДРУЖБЫ.

 Центр манипуляции

В центре манипуляций мы предлагаем вам сегодня поиграть в игру, которая называется «Королевство внутреннего мира». Эта игра относится к классу хорошо знакомых вам настольных игр, но отличается тем, что в ней нужно не просто передвигать по клеточкам фишки, бросая игральный кубик, но и выполнять самые разные задания. Посмотрите,  клеточная дорожка разбита на шесть секторов – мышление, внимание, чувства, память, характер и воображение. В случае если ваша фишка попала на клеточку со знаком вопроса, то вы должны взять верхнюю карточку, лежащую в этом секторе и выполнить задание, написанное в карточке. Если задание выполнено правильно вы получаете один балл. Итак, мы начинаем игру!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое родительское собрание с применением ИКТ "Мир эмоций глазами детей"

Нетрадиционное родительское собрание, направленное на изучение родителями эмоций своих детей и умения с ними справляться....

Методические рекомендации по использованию тематической подборки игр на формирование и развитие базовых эмоций (радость, страх, гнев, печаль, удивление, интерес.)

Социально-эмоциональное развитие можно отнести к глобальным проблемам современности, если иметь в виду решающую роль социальных условий в становлении личности. Именно они формируют атмосферу внутренне...

Тематическое занятие в подготовительной группе "Наши эмоции"

Эмоциональный интелект играет важную роль в жизни каждого человека. Для того, чтобы этот вид интелекта проявился и сработал его надо начинать формировать и развивать с дошкольного возраста. Развитие э...

Тематическая групповая консультация для родителей в детском саду в период самоизоляции "Управлять эмоциями, как? Техники самоподдержки". Презентация. Психолог.

В процессе консультации совместно с участниками работаем над такими темами как:--- Чем отличаются Эмоции и Чувства;--- Учимся отслеживать свое эмоциональное состояние в ситуациях;--- Не отрицаем эмоци...

Конспект тематического занятия «Эмоция – грусть, печаль»

Конспект тематического занятия «Эмоция – грусть, печаль»Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».Интеграция областей: «Познавательное развитие...

Конспект тематического занятия «Эмоция - радость»

Конспект тематического занятия «Эмоция - радость» Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие». Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художестве...