Историко-патриотический, исследовательский, творческий проект "Русь сильна богатырями"
материал по теме

 

«Богатырская тема» понятна и интересна детям, так как, неся в себе определенный сказочный смысл, раскрывается перед ребятами на  понятном для них языке. Постепенный переход от сказки к «былинам», реалиям открывает дошкольникам огромный диапазон возможностей удовлетворить свой познавательный интерес, заставляет их с интересом, осознанно заглянуть в прошлое своей страны и стать участниками тех давних событий. Ребята  сопереживают былинным и реальным героям,  знакомятся с защитниками Отечества с давних времен до сегодняшнего дня.

Так дети приобщаются к истории родной страны, начинают любить свою Родину.

Об этом наш проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus_proekt_sokrashchennyy.doc945 КБ

Предварительный просмотр:

образовательное учреждение г. Новосибирска

«Детский сад № 498 комбинированного вида»

Историко – патриотический, исследовательский,

творческий проект

«Русь сильна богатырями»

            Авторы проекта:

                                             Переманова Н.И.- воспитатель

                                                              высшей квалификационной категории

Новосибирск 2012

     Сегодня, в соответствии с ФГТ, на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка, которое невозможно без формирования духовных и общечеловеческих ценностей, без восполнения недостатков духовно-нравственного и эмоционального воспитания, без формирования основ базовой культуры личности, без приобщения ребенка к культуре своего народа, без обращения к отеческому наследию, к истории своих предков.

       «Богатырская тема» понятна и интересна детям, так как, неся в себе определенный сказочный смысл, раскрывается перед детьми на  понятном для них языке. Постепенный переход от сказки к «былинам», реалиям открывает дошкольникам огромный диапазон возможностей удовлетворить свой познавательный интерес, заставляет их с интересом, осознанно заглянуть в прошлое своей страны и сделать для себя много открытий.

      Ребята становятся соучастниками тех давних событий, проживают, переживают жизнь былинных и реальных героев, приобщаются к истории родной страны, начинают осознавать себя её частичкой, у них закладываются основы патриотизма.

     Патриотические чувства, правильно и вовремя сформированные, способны повлиять на мотивацию дальнейших поступков ребенка уже во взрослой жизни, такой человек не будет называться «Иваном, не помнящем родства», человеком «без рода, без племени» и будущее России наверняка будет в надёжных руках.

     Именно этим мы руководствовались, начиная проект.

1. Полное название проекта: «Русь сильна  богатырями»;

2. Автор проекта: 

- Переманова Надежда Ивановна;

-

3. Участники проекта:

- воспитатели,

- дети,

- родители подготовительной к школе группе «Пингвин».

4. Вид, тип проекта:

-  групповой, долгосрочный, историко - патриотический, исследовательский, творческий;

5. Цель:

- воспитание патриотических чувств: чувства сопричастности к истории, культуре своей страны.

6. Задачи проекта:

- формирование основ базовой культуры личности;

- приобщение детей к культуре своего народа;

- знакомство с отдельными эпизодами истории защиты Отечества от истоков до современности через художественное слово, произведения искусства, информационные материалы;

- формирование и уточнение понятия «Родина»;

- формирование навыков поисковой деятельности самостоятельной и совместной со взрослыми и детьми;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие познавательных способностей;

- развитие интереса к окружающему миру, любознательности;

- реализация возможностей детей в области художественного творчества на основе материалов проекта;

- использование возможностей всех видов деятельности, способствующих реализации проекта: игр, совместных видов деятельности, праздников и т.д.

7.Содержание проекта:

     Проект предусматривает решение задач через использование всех форм работы с детьми:

- образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов деятельности;

- образовательной деятельности в ходе режимных моментов;

- самостоятельной деятельности детей;

- взаимодействий с семьями детей.

Основным содержанием является:

- сбор информационных материалов всеми участниками проекта;

- ознакомление с ними, исследование через разнообразие видов деятельности;

- поддерживание постоянного интереса к теме;

- формирование личностного отношения к теме, личностных качеств;

- обеспечение реализации продуктивной деятельности детей;

- презентация, обеспечивающая уважительное отношение к результатам детского поиска и творчества, распространение его опыта.

 

8.Ожидаемый результат:

- воспитание чувства гордости за свою страну, ее защитников, чувства сопричастности к ее истории;

- расширение кругозора детей в области истории страны;

- развитие интереса к поисковой деятельности;

- вовлечение родителей в педагогический процесс, оказание помощи в формировании правильного отношения к развитию своего ребенка, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с воспитателями и детским садом;

- развитие художественного творчества, эстетического восприятия;

- выход проекта с использованием результатов продуктивной деятельности.

I этап

Что знаем?

     Дети увидели картину В. Васнецова «Три богатыря», обступили, заинтересовались, рассматривали, обсуждали, а затем спросили: «Кто это?». Егор ответил – три богатыря и назвал по имени всех троих.  Детям очень понравилась картина, необычный, как будто сказочный вид богатырей, их сила, смелость, мужество, облик, доспехи. Дети определили – они защитники.

     Но при этом у них возникло много вопросов.

Что хотим узнать?

Исходя из поставленных детьми вопросов, была составлена

перспективная паутинка

Богатыри

Кого защищали?

Какими были?

Какое оружие было?

Что такое Родина?

С кем сражались?

Есть ли они сейчас?

Откуда сила бралась?

Откуда

они?

Учитывая области интересов ребят определили

 содержательные направления поисковой деятельности,

 возможные проекты.

     

     

Содержательные направления

  1. Богатыри – воины древней Руси.
  2. Продолжатели богатырской славы.
  3. Что и зачем защищали богатыри. Наше Отечество.
  4. В чем сила богатырская.
  5. Современные богатыри.
  6. Как стать богатырем.

Возможные проекты

  1. Создание информационного альбома «Русь сильна богатырями».
  2. Выставка рисунков «Сила богатырская».
  3. Коллективная работа «Богатырская дружина». Конструирование из бумаги.
  4. Коллективная работа «Град Муром». Бумажная пластика.
  5. Аппликация «Богатыри».
  6. Создание боевых листков «Наши защитники» о военной службе членов семей.

Вместе с дошкольниками определили источники информации:

- взрослые: родители, воспитатели;

- книги;

- кино, мультфильмы;

- интернет;

- музей.

II этап

 

     На данном этапе создали условия для реализации познавательной деятельности через:

 привнесение соответствующей литературы художественного, познавательного содержания для совместного чтения;

 привнесение репродукций для совместного и индивидуального рассматривания;

 привнесение в группу соответствующих предметов и материалов для организации продуктивной деятельности;

 привнесение оружия, доспехов богатырей (реконструированных, в виде игрушек, сувениров);

 организацию игровой деятельности;

 организацию экскурсии;

 проведение родительского собрания.

Дети получили возможность, обращаясь к различным источникам информации, собрать интересующие их сведения, подготовить их к использованию в проектах.

     Была создана развивающая среда, постоянно поддерживался интерес к теме, началась поисковая деятельность.

III этап

Совместно с детьми выбрали проект для реализации:

«Русь сильна богатырями»

(информационная подборка о богатырях всех времен)

IV этап

Педагогическое мероприятие

в форме совместной деятельности

 «Богатыри»

Ручной труд

Программное содержание:

-формировать умение изготавливать поделку из цилиндра, накручивать полоску бумаги на карандаш, соединять детали изделия воедино;

- развивать технические навыки вырезывания, склеивания, работы с выкройкой, воображение, творчество;

- воспитывать патриотические чувства, интерес к истории защиты Отечества.

Педагогическое мероприятие

в форме совместной деятельности

 «Град Муром»

Ручной труд

Программное содержание:

-формировать умение создавать коллективную работу, умение сворачивать полоски бумаги в «трубочку» и создавать из них образ строений, формировать представления об образе древнерусского града Мурома – родины Ильи Муромца;

- развивать технические навыки вырезывания, склеивания, развивать композиционные навыки, воображение, творчество;

- воспитывать патриотические чувства, интерес к древнерусской архитектуре.

Педагогическое мероприятие

в форме совместной деятельности

 «Русские богатыри»

Аппликация

Программное содержание:

- формировать умение создавать образ богатыря, вырезать силуэт из цельного листа бумаги и из сложенного пополам;

- развивать технические навыки вырезании по контуру, сложенного «гармошкой», композиционные навыки, навыки аккуратного приклеивания;

- воспитывать уважение к членам семьи – защитникам Отечества, трудолюбие, аккуратность.

Педагогическое мероприятие

в форме совместной деятельности

 «Экскурсия в музей.  

Покорение Сибири Ермаком»

Формирование целостной картины мира.

Программное содержание:

-Знакомить с историей Сибири, с деятельностью освободителя Сибири – Ермака;

- развивать познавательные способности, любознательность, интерес к истории родного края;

- воспитывать патриотические чувства.

Педагогическое мероприятие

в форме совместной деятельности

 «Сила – богатырская, могущество - Российское»

Социализация

Художественное творчество

Музыка

Программное содержание:

- углублять и уточнять представления о Родине – России;

- закреплять знания об истории защиты Родины, её первых защитниках – богатырях;

- продолжать формировать умение иллюстрировать художественные произведения, способствовать созданию образа Ильи Муромца из произведения «Илья Муромец и соловей разбойник»;

- совершенствовать речь как средство общения, развивать умение  излагать свои мысли, чувства понятно для окружающих;

- развивать эстетическое восприятие и художественное творчество;

- развивать интерес детей к художественной литературе, желание иллюстрировать произведение, отождествлять себя с полюбившимся персонажем;

- формировать патриотические чувства;

- воспитывать чувства уважения, гордости к защитникам Отечества.

Педагогическое мероприятие

в форме совместной деятельности

«Моё Отечество - Россия»

Социализация

Программное содержание:

- формировать интерес к получению знаний о России;

-  формировать умение рассказывать об истории и культуре своего народа.

- развивать навыки коммуникации;

- воспитывать чувство принадлежности к определенно культуре, уважение к культурам других народов.

Педагогическое мероприятие

в форме совместной деятельности

 «Защитники Родины»

Социализация

Программное содержание:

- расширять знания детей о Российской Армии, об истории защиты Отечества, воспитывать уважение к защитникам Родины;

- развивать умение рассказывать о службе в армии отцов, дедушек, братьев;

- воспитывать уважение к защитникам Отечества всех времен, стремление быть похожими на них.

Педагогическое мероприятие

в форме совместной деятельности

«Чтение былины «Илья Муромец и Соловей разбойник»

«Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»

«Чтение былины «Садко»

Чтение художественной литературы

Программное содержание:

- знакомить детей с былинами, с необычным складом речи, с образами былинных героев, пополнять знания о былинных персонажах;

- развивать чуткость к художественному слову, умение ощущать красоту и выразительность языка былин;

- воспитывать интерес к художественной литературе, к преданиям старины.

Организованная образовательная деятельность

Дидактические игра «Было – не было»

Дидактические игра «Да - нет»

Дидактические игра «Узнай по описанию»

Организованная образовательная деятельность

Просмотр мультфильмов

Совместная с родителями деятельность

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов

Утренняя гимнастика

«В здоровом теле здоровый дух»

Самостоятельная деятельность детей.

- знакомство и исследование собранных в совместном поиске материалов;

- самостоятельно-организованные игры;

-самостоятельное художественное изобразительное творчество;

- и т.д.

V этап

    

 дети стали подлинными субъектами образовательной деятельности;

  у дошкольников появился интерес и навыки получения знаний путем поиска;

  уровень знаний в области истории защиты Отечества повысился на 79%;

  расширился кругозор детей;

  получили активное развитие коммуникативные навыки;

  повысился уровень художественного творчества детей, умений и навыков продуктивной деятельности, эстетического восприятия;

  в ходе поисковой деятельности у детей появился эмоциональный отклик на получаемую информацию, стали формироваться патриотические чувства;

  родители стали активными участниками педагогического процесса.

  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы.

  1. И.В.Богачева «Мое Отечество – Россия».

  1. Г.Н.Данилина «Дошкольнику об истории и культуре России».

  1. Р.И.Жуковская «Родной край».

  1. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе».

  1. Дыбина О.Б. «Ребенок и окружающий мир».

  1. Комарова Т.С., Савенков А.И. «Коллективное творчество

дошкольников».

  1. Комарова Т.С. «Детское художественное творчество».

  1. К.Е.Герасимов, А.И.Калмыкова, С.М.Оберемок, Т.Ю. Федорова «Питание и здоровье: Образовательный проект для дошкольников и младших школьников».

уровня развития детей в ходе реализации проекта

Критерии:

  1. Кто такие богатыри?
  2. Что такое Родина?
  3. Имена первых богатырей и их продолжателей.
  4. Знание сказок и былин о богатырях.
  5. Знание пословиц о воинской чести и доблести.
  6. Есть ли в вашей семье защитники Отечества?

Показатели:

Высокий уровень - знания присутствуют в необходимом объеме;

Средний уровень – знания присутствуют, но в недостаточном объеме;

Низкий уровень – знания отсутствуют.

Высокий

     уровень – 5%;

Средний

     уровень – 10%

Низкий

    уровень – 85%

Высокий

     уровень – 84%;

Средний

     уровень – 10%

Низкий

    уровень – 85%

Констатирующая диагностика

Итоговая диагностика

Вывод:

В ходе реализации проекта:

высокий уровень знаний вырос на 79%;

средний уровень знаний вырос на 3%;

низкий уровень знаний понизился на 2%.

Форты и методы, выбранные для реализации  проекта верны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий историко - патриотического и спортивно - театрализованного праздника "Защитники Отечества". (Для подготовительных кшколе групп).

В сценарии, посвященного Дню защитника Отечества, собран материал, отображающий развитие Российской армии от былинных богатырей до настоящего времени.Одной из ключевых задач данного сценария, является...

Нравственно-патриотический творческий проект «Русь сильна богатырями»

Ребята становятся соучастниками тех давних событий, проживают, переживают жизнь былинных и реальных героев, приобщаются к истории родной страны, начинают осознавать себя её частичкой, у них закладываю...

историко-патриотический проект для детей старшего дошкольного возраста "Славься, моя Родина"

Цель. Формирование исторических знаний о своей стране и формирования интереса к малой Родине у детей старшего дошкольного возраста.Задачи.1. Познакомить детей с фактами и экспонатами исторической памя...

Познавательно-творческий проект «Сильны и могучи богатыри русские».

Данный проект был реализован в старшей группе,и приурочен ко Дню защитника Отечества....

" Малая Родина."- историко- патриотическое воспитание

Историю своего края, своей страны должен знать каждый. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты- всё это необходимо дать детям. Это очень важно для воспитания нравственных и...

Проект по историко-патриотическому воспитанию "Народная игрушка - Матрёшка"

Проект по историко-патриотическому воспитанию "Народная игрушка - Матрёшка"...