Формирование поликультурной личности детей дошкольного возраста на основе сказок народов Якутии
методическая разработка (средняя группа) на тему

Москвитина Алена Васильевна

 

Формирование поликультурной личности предполагает введение ребенка изначально в родную для него культуру, а затем  и иные культуры. Таким образом, в качестве одной из приоритетной цели дошкольного образовании выдвигается формирование этнокультурной компетентности как основы поликультурного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moskvitinoy_dou_no89.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование поликультурной личности детей дошкольного возраста                           на основе сказок народов Якутии

 

Алена Васильевна Москвитина, воспитатель МБДОУ ЦРР -Д/с №89 «Парус» ГО «город Якутск»

                                                                                               

    В Стратегии модернизации содержания образования, проекте Совета Европы «Среднее образование в Европе» говорится о пяти группах ключевых компетентностей, овладение которыми  и выступает основным критерием качества образования. Среди них выделяется межкультурная компетентность,  которая  определяется как «понимание различий, уважение друг к другу, способность жить     с людьми других культур,  языков   и религий» [7, с.20-23]. Основой развития межкультурной компетентности личности является формирование      его этнокультурной  компетентности.

   Формирование поликультурной личности предполагает введение ребенка изначально в родную для него культуру, а затем  и иные культуры. Таким образом, в качестве одной из приоритетной цели дошкольного образования выдвигается формирование этнокультурной компетентности как основы поликультурного образования.

   Этнокультурная компетентность (в ее взаимосвязи с межкультурной компетентностью) – сложное интегративное образование, включающее широкий диапазон компонентов, которые представляют собой совокупность систематических знаний  о родной культуре (этнокультуре), о других народах и их культурах, умений и навыков их практического применения; понимания  их своеобразия и ценности, личностных качеств (ценностное отношение  к этнокультуре, эмпатия, толерантность и др.), способствующих успешной их адаптации   в полиэтнической среде [5;6].

   Наш детский сад №89 «Парус» является городской экспериментальной площадкой по формированию одной из ключевых компетентностей детей дошкольного возраста – этнокультурной компетентности. Четвертый  год мы работаем по сетевому проекту «Семь народов – семь алмазов» кафедры дошкольного воспитания и начального образования ГОУ ДПО РС (Я) «Института развития образования и повышения квалификации».  Нашим научным консультантом по данному  проекту является Н.Н. Лебедева, к.п.н. автор региональной экологической программы «Северное сияние», разработчик сетевого проекта «Семь народов – семь алмазов».

     А теперь более подробно остановимся на опыте экспериментальной работы  по направлению «Сказки народов Якутии». Взяв за основу технологию приобщения детей дошкольного возраста  к культурному наследию на основе народных сказок, разработанную к.п.н. О.И. Михалевой мы проводим целенаправленную и системную работу. В своей работе мы обращаем большое внимание на смысловую нагрузку сказки,                               на эмоциональную отзывчивость детей, используем разнообразные формы и приемы работы. Для передачи смысла сказки, можно использовать пословицы и поговорки.

Цель нашей работы:  приобретение детьми культурного наследия предков и формирование поликультурной личности  детей дошкольного возраста                   на основе народных сказок.

Технология реализуется:

- при вовлечении детей в разнообразные виды деятельности в ходе ознакомления  с содержанием сказки.

- при интеграции различных видов деятельности: игры, музыкальной, танцевальной, изобразительной, театральной.

- при создании пространственно-предметной развивающей среды с учетом этнокультурных особенностей детей.

Этапы работы со сказкой.

I этап – предварительный.

     Работа по сказке начинается с выделения основной идеи, видимой и скрытой мотивации их поступков, способов преодоления трудностей, отношения  к окружающему миру и самому себе, определение образов и символов в сказках.

При подготовке работы со сказкой педагогу важно предварительно изучить «сказочное пространство», которое показывает картину мира данного народа.

II этап

      На этом этапе необходимо познакомить детей с текстом сказки. Одно                       из главных условий рассказа сказки – это эмоциональное отношение взрослого  к рассказываемой сказке, выражение подлинных эмоций и чувств. Педагог   во время чтения должен сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать  за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатление                    от прочтения. Проводить чтение сказки перед сном можно в сопровождении музыки или после полдника  в полумраке   в освещении свечей, при котором создается некая таинственность и волшебность. Дети воспринимают сказку           с особым чувством, затаив дыхание.

III этап

     Дети входят в освоение содержания сказки, включаясь в различные формы работы (игровые, театральные, изобразительные).

Эта же сказка проигрывается педагогом на фланелеграфе  или на магнитной доске при помощи бумажных кукол и  на различных видах театра: пальчиковый, настольный, бибабо, перчаточные куклы. Можно организовать игру-драматизацию, инсценировку данной сказки.  На занятиях по изобразительной деятельности дети рисуют иллюстрации к сказке. Таким образом, одна сказка пересказывается   в различной форме в течение 1,5 - 2 недель. Этот процесс настраивает детей на дальнейшее проигрывание, прослушивание сказки.

IV этап - основной

     На этом этапе нужно организовать самостоятельной общение детей                             с персонажами сказки  для уточнения, насколько ребенок запомнил сказку. Идет творческое использование сказки в самостоятельной деятельности (конструктивной, изобразительной, художественно-речевой) Дети  с особым чувством подбирают роли, сами как режиссеры ставят сказку, работают                           над декорацией.

     Особенностью данной технологии является сочетание  при ознакомлении                  со сказками различных форм, приемов работы.  При представлении сказки используются различные виды театра: кукольный, пальчиковый, настольный.           Дети и рисуют сказку, делают аппликации. Использование данной технологии дает детям дошкольного возраста без труда запомнить текст сказки, стать участником действий сказки.

Можно использовать разные материалы (бумажные, деревянные, магнитные, тряпичные, вязаные, мягкие игрушки и.т.д.) для изготовления кукол - персонажей сказок  и по разному преподнести их образ. Благодаря этому ребенку не преподносится образ – эталон, штамп, что способствует развитию творческого воображения. Результатом такой подачи сказки является возникновение самостоятельных вопросов и рассуждений  у ребенка по смысловой нагрузке сказки.

Предложенная технология работы со сказками позволяет обогатить словарный запас, художественно-образную речь детей, также способствует общему развитию личности (коммуникативному, компетентному, любознательному, творческому).

    Таким образом, формирование поликультурной личности  дошкольника           на основе сказок народов Якутии соответствует особенностям личностно – ориентированной модели воспитания  в условиях  дошкольного образовательного учреждения, где на равноправных условиях взрослый и ребенок проживает сказку, передавая свое собственное отношение к миру через сказочные образы. Сформированная этнокультурная компетентность детей является основой, фундаментом общения субъекта с другой культурой.

Далее прилагаем таблицы «Технология работы  по сказкам с детьми дошкольного возраста», «Технологию работы по направлениям», «Подбор народных сказок  по общепедагогическим особенностям», «Использование сказки     с другими жанрами устного народного творчества», авторские разработки сценариев юкагирской народной сказки   «Как Тартекян песца проучил», ненецкой народной сказки «Кукушка»

Использованная литература:

1.Концепция дошкольного воспитания / Дошкольное образование России: сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. – М., 1997. – 337с.

2.Концепция модернизации структуры и содержания российского образования до 2010 года // Наука и школа. – 2003. - №1. – С.3-19.

3. Лебедева Н.Н. «Северное сияние» Москва – 2002г.

4.Михалева, О.И. Педагогические условия формирования этнической идентичности детей ст. дошкольного возраста: на материале дошкольных образовательных учреждений республики Саха (Якутия): дис. … канд пед наук/О.И.Михалева. – Якутск, 2003.-150с.

5.Ситникова, Н.В. Ключевые компетентности: подходы к оцениванию / Н.В.Ситникова // Народное образование Якутии. – 2003. -№2. – С.23-27.

5.Степанова О.Н. Формирование этнокультурной компетентности                      в поликультурной среде ДОУ: методическое пособие для воспитателей /Сост. О.Н.Степанова, П.И.Филиппова. – Я.: Изд-во ИПКРО им. С.Н.Донского – II, 2006. – 65с.

6. Степанова О.Н. Формирование этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности  : дис. … канд пед наук /О.Н.Степанова. – Якутск, 2007. – 180 с.

7. Hutmacher, W.M. Un enseignement secondaire pour l'Europe. Symposium sur "Competences cles pour l'Europe". –   Berne, 1996. – 141р.

Таблица 1

Технология работы по сказкам*

Дошкольный возраст.

Возраст

Сказки

План

3-4 года

«Лиса и медведь»

«Мышь и лось»

«Как лягушка верхом ездила»

«Дети – узоры»

«Птичка и Алаа Могус»

«Таал-Таал бабушка»

«Как почернел кончик хвоста у горностая»

«Мальчик сирота»

«Чирок и беркут»

«Как звери спасли солнце»

1. Рассказ перед сном

2. Показ на фланелеграфе или на магнитной доске

3. Настольный театр

4. Пальчиковый театр

5. Кукольный театр

6. Рисование

7. Игра-драматизация

4 - 5 лет

«Сказка о зайце»

«Как ворона стала черной»

«Тетерев и щука»

«Почему кукушка перестала вить себе гнездо»

«Куропатка»

«Старуха Хабарата и Алаа Могус»

«Старуха Бэйбэрикээн с пятью коровами»

«Старуха Таал-Таал»

«Тесто – богатырь»

«Умелая дележка»

«Жеребец и бык пороз»

«Скупой рыбак»

«Алаа – Могус и Чаачахаан»

«Как Тартекян песца проучил»

1. Рассказ перед сном

2. Показ на фланелеграфе, или на магнитной доске

3. Настольный театр

4. Пальчиковый театр

5. Кукольный театр

6. Рисование

7. Игра-драматизация

5 - 6 лет

6-7 лет

«Собрание птиц»

«Мэник – Мэнигийээн»

«Старуха Сютюкян»

«Лыыбырда»

«Умный бедняк – крестьянин»

«Медвежий сын Мишка –Михайло»

«Семеро братьев»

«Хороший Юдиян»

«Лиса и журавль»

«Лиса и волк – сожители»

«Выгляни – петух»

«Почему у нас зимой нет солнца»

1. Рассказ перед сном

2. Показ на фланелеграфе, или на магнитной доске

3. Настольный театр

4. Пальчиковый театр

5. Кукольный театр

6. Рисование

7. Игра-драматизация

8. Игра – фантазирование

9. Придумывание собственных сказок

* сказки в таблице подобраны по этнокультуре коренных народов Якутии

Таблица 2

Технология работы по направлениям

Направление работы

Задачи

Формы организации

Методы и приемы

Когнитивное развитие

Развитие познавательной активности в приобщении культуры этноса

Интегративные занятия, экскурсии, студийная, музейная работа

Рассказывание сказок, беседы, проблемные ситуации, моделирование

Эмоционально – ценностное развитие

Формирование позитивных эмоционально-ценностных представлений и отношений

Театральные формы работы

Режиссерские игры, диалог, тренинги

Социальное развитие

Формирование активной позитивной поведенческой установки

Сюжетные игры, игры-фантазирование

Сказкотерапия, изобразительная деятельность

Таблица 3

Подбор якутских народных сказок по их общепедагогическим особенностям

Критерии

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Сказки, раскрывающие,

практические наблюдения народа за повадками животных, птиц, происхождением живой и неживой природы

«Как ласка осталась без хвоста». «Водяная крыса и птичка», «Вальдшнеп», «Как у лесных птиц появилось родимое пятно»

«Как лягушка верхом ездила», «Как почернел кончик хвоста  у горностая», «Чирок и беркут»

«Сказка о зайце», «Куропатка» «Жеребец и бык пороз»,

«Почему у нас зимой нет солнца»

«Собрание птиц»

Сказки, раскрывающие универсальность, многомерность мира

«Как звери спасли солнце»

«Мышь и лось», «Старуха Таал-Таал»,

«Как Тартекян песца проучил»

Сказки, отражающие различные черты характера, качества людей, их взаимоотношения

«Чирок и беркут», «Лиса и медведь», «Дети – узоры»

«Скупой рыбак», «Умелая дележка»

«Лиса и волк – сожители», «Лиса и журавль», «Собрание птиц»

Сказки, отражающие отношение к труду, исконной трудовой деятельности

«Алаа Могус и Чаачахаан»

«Старуха Сютюкян», «Лыыбырда», «Умный бедняк крестьянин»

Сказки, раскрывающие традиции, обычаи народа

«Почему кукушка перестала вить гнездо»

«Хороший Юддиян», «Семеро братьев»

Разработчик: А.В. Пельменева,

воспитатель МДОУ ЦРР Д/с №89 «Парус»

 г. Якутска

КАК ТАРТЕКЯН ПЕСЦА ПРОУЧИЛ

(Юкагирская народная сказка)

Жил да был Тартекян. Людей он не знал. Где родился - не ведал. Был он женат. Жил охотой.

   Однажды жена его кости стала дробить, жир вываривать. Много жиру наварила.

Тартекян тут говорит жене:

- Жена, давай перекочуем.

Перекочевали. А костный жир на прежней стоянке оставили, забыли. Перекочевав на новое место, остановились. Чум поставили.

Жена Тартекяна:

- А-а-а, Тартекян, мы же жир забыли, придется тебе возвращаться за ней.

    На следующий день Тартекян за оставленным жиром пошел. Нарты с собой взял. Придя на старое стойбище, взял жир и на нарты положил. Тут к нему подошел песец-красавец.

Песец:

- Эй, старик, здравствуй, чем занимаешься?

- Да я вот за поклажей вернулся: жир жена моя забыла, оставила.

- А я тебе помогу, помогу, помогу!

- Ладно, помогай коли хочешь.

    Песец и Тартекян вместе пошли. Тартекян впереди идет, нарты тащит, а песец-хитрец сзади идет, хитро смотрит кругом. Когда старик вперед смотрит, песец-хитрец жир ест. Как только назад поглядит, песец начинает толкать нарты.

По дороге песец спрашивает:

- Старик Тартекян, ты это место знаешь?

- Нет, не знаю.

- А я знаю, это место называется «Самое начало».

Пошли они дальше, песец-хитрец украдкой все жир поедает, потом спрашивает:

- Старик Тартекян, ты это место знаешь?

- Нет, не знаю.

 - Называется это место  «Половинка».

Дальше идут Тартекян и песец. Песец жир ел-ел, весь жир съел и  зуб поломал.

Тут песец-хитрец спрашивает:

- Старик Тартекян, ты это место знаешь?

-  Нет, не знаю – отвечает старик Тартекян.

- Это место называется «Пустая чаша». Что-то у меня голова разболелась. Пойду-ка я домой.

- Ну, ладно. Иди, спасибо тебе за помощь.

Уходя, от радости песец залаял:

- Кау-кау-кау!

И убежал песец-хитрец.

Вскоре Тартекян до дому дошел. Старухе своей приказал:

- Жена, я устал, занеси жир с нарты.

Старуха в это время шила. Обрадовалась и выбежала. Смотрит, на нартах только пустая чаша лежит. Войдя обратно, она говорит Тартекяну:

- Ты зачем обманываешь? Никакого жира там нет. Тартекян выбежал, к нарте подбежал, и правду ничего не оказалось на нартах. Только пустая чаша да зуб песца на нартах лежат.

Тут Тартекян рассердился, догадался, что песец-хитрец его обманул:

- Ах, так! Песца я проучу, позову- ка  я его в гости.

На следующий день позвал Тартекян к себе в гости зверей: лося, дикого оленя, барана, бурого и белого медведей, лису, зайца, песца, белочку, горностая и мышь.

Все звери прибежали в гости старику Тартекяну.

Звери танцуют юкагирский танец.

   Тартекян стал шаманить, запел:

- Кхуди-кхудиэ, кхуди-кхудиэ!

В то время, когда он стал шаманить, все стали радоваться и смеяться.                И песец засмеялся. Тут все увидели, что у него нет передних зубов. Подошел к нему Тартекян и схватил песца-хитреца, бьет его и приговаривает:

- Это тебе за жир, который ты хитростью у меня съел!

   Это тебе за жир, который ты хитростью у меня съел!

Тартекян бил-бил песца, а потом с позором выгнал его из дому.

Так Тартекян научил песца-хитреца больше не обманывать.

Тут и сказке конец,

А кто слушал – молодец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста на основе национальных и культурных традиций мордовского, русского, татарского народов.

Тема: « Формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста на основе национальных и культурных традиций мордовского, русского, татарского народов».Дошкольное детство – важнейший перио...

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ МОРДОВСКОГО НАРОДА

Национальная культура - незаменимое средство эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Оно дает возможность ребенку позитивно относиться к природе, семье, родине, развивае...

(описание опыта работы) «Формирование общей культуры, развитие нравственных качеств личности детей дошкольного возраста на основе национальных традиций в рамках образовательного пространства детского сада» Возраст детей: 4-5 и 5-6 лет

Аннотация Описанный опыт по нравственному воспитанию обращает нас на мудрую, проверенную веками народную педагогику. Её формами были праздники, обряды,  а методами игры, загадки.  Посло...

Формирование творческой личности детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности

Описание опыта работы по развитию творческих способностей средствами театра...

Статья "Формирование этнокультуры у детей дошкольного возраста на основе традиций и обычаев русского народа"

Знакомство с культурой народов ближайшего окружения - это самый верный путь воспитания добрых чувств. Этнокультура помогает сформировать у детей положительное отношение к самому факту существования на...