Опыт работы «Воспитание патриотических чувств и любви к родному городу Тимашевску у детей дошкольного возраста».
методическая разработка по теме

Новизна опыта заключается в разработке системы работы по воспитанию гражданско-патриотических чувств детей к родному городу Тимашевску  в условиях дошкольного образовательного учреждения.

 

 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_97-2003.doc167 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                    детский сад №  12 «Пчелка» г. Тимашевска

         

Опыт работы

«Воспитание патриотических чувств и любви

к  родному городу Тимашевску  у детей         дошкольного возраста».

               

Выполнен: воспитателем МБДОУ

 детский сад №12 «Пчелка»  

Газизовой Ольгой Николаевной

           г.Тимашевск

                2012г

          Содержание

          Информация об опыте……………………………………3

Технология описания опыта……………………………………………………..7

Результативность опыта........................................................................................11

Библиографический список…………………………………………………......12

Приложение к опыту…………………………………………………………….13

Приложение №  1  Диагностика  детей  дошкольного  возраста  по  выявлению уровня знаний о родном городе

Приложение № 2 Анкета для родителей

Приложение №  3  Перспективный  план  по  ознакомлению  дошкольников  с родным городом

Приложение № 4   Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Родной город»

Приложение № 5 Конспект  родительского  собрания  «Учим детей  любить и беречь свой город»

Приложение  №  6  Экскурсионный маршрут выходного дня для родителей

Приложение № 7    Фотоприложение

 

 

1.Введение.   Информация об опыте.

«Кто любит, ценит, уважает накопленное и сохраненное

  предшествующим поколением, может любить Родину,

                                           стать подлинным ее патриотом» С.В. Михалков.

     Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже не уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края? Думается, это – выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Для воспитания нравственных и патриотических чувств чрезвычайно важно, чтобы взрослые передали детям свою любовь к родным местам, свое представление о том, чем они знамениты и неповторимы. И активную позицию в этом вопросе, я считаю, должны занять мы, педагоги.

     Известно,  что  дошкольный  возраст  –  важнейший  период  становления

личности,  когда  закладываются  предпосылки  гражданских  качеств,

развиваются  представления  детей  о  человеке,  обществе  и  культуре.

В.А.Сухомлинский утверждал, что «детство  – каждодневное открытие мира

и,  поэтому  надо  делать  так,  чтобы  оно  стало,  прежде  всего,  познанием

человека и Отечества, их красоты и величия».

     Базовым  этапом  формирования  у  детей  любви  к  Родине  является

накопление  ими  социального  опыта  жизни  в  своем  городе,  усвоение

принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его

культуры.  Любовь  к  отчизне  начинается  с  любви  к  своей  малой  родине  –месту, где родился человек.

    Для  определения сформированности  представлений  у  дошкольников  о  названии  города,  в котором  они  живут,  своего  адреса,  о  городских  объектах,  о  профессиях горожан,  предложила детям вопросы, в ходе анализа которых стало возможным  определить  степень  представлений  о  родном  городе  (приложение № 1).

     В ходе обследования было выявлено, что 36 % детей имеют достаточно

скудные  представления  о  родном  городе,  о  детском  саде  и  его  ближайшем окружении,  о  правилах  поведения  на  улице.    У  39%  детей  отсутствовал познавательный  интерес  к жизни  города. И  только  25%  смогли  рассказать, что им нравится в родном городе, но их отношения были ещё неосознанны.  

А ведь край, в котором мы живём неповторим. Город  Тимашевск имеет

богатую историю, которую должны знать наши дети. За последние годы наш

город  преобразился:  стали  чистыми  и  уютными  улицы,  микрорайоны  и

площадь, появились новые памятники и  стадионы,  стали благоустраиваться

дворы  и  детские  площадки,  появилось много  новых  зеленых  насаждений  и разнообразных красиво оформленных цветущих клумб.  Мне  захотелось,

чтобы дети увидели красоту родного города, преобразования, происходящие

в нем каждый год, и начали гордиться своей малой родиной.

      Так  как  развитие  представлений  дошкольников  о  своей  малой  Родине,воспитание интереса к ней происходит под влиянием близкого окружения –не  только  педагогов,  но  и  родителей,  то  с  целью  выявления

заинтересованности родителей в воспитании гражданских чувств у детей по

отношению  к  своему  городу  было  проведено  анкетирование  родителей

(приложение №  2).  

      Результаты  анкетирования  дали  возможность  выявить настроенность, степень  заинтересованности в сотрудничестве   и очертить круг проблем, в решении которых родителям нужна помощь.

     Таким  образом,  мною была  обоснована  необходимость  организации  и

проведения  системы  мероприятий,  способствующих  проявлению  интереса,воспитанию  любви  к  родному  городу,  желанию  беречь  его  красоту, проявлять заботу о нём.

Актуальность опыта.

      Мы живем в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным, что можно сорвать цветок или сломать ветку дерева ради минутного удовольствия взрослого или ребенка; бросить на дорогу или тротуар использованные баночки, обертки и т.д., хотя совсем недалеко стоит мусорный ящик; разрешать детям гулять по газонам и т.д. И мы принимаем это: кто-то с удовольствием, кто-то как норму, кто-то с безразличием. Как сохранить нашу духовность, как разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, как научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. А любить и беречь можно только то, что чувствуешь, понимаешь и знаешь.

     Актуальность проблемы обусловлена всё возрастающей социальной значимостью гражданского самосознания в обществе и отсутствием достаточно эффективных средств, способствующих повышению результативности воспитательного процесса.

    В течение пяти лет я веду в ДОУ работу в данном направлении, сочетая отработанные методики с поиском новых путей и средств их реализации.

      Воспитание любви к своей Родине рассматривается  мною  как  многотрудный,  долговременный  процесс,  который  должен  осуществляться ненавязчиво  и  постоянно.  Подобно  любому  другому  чувству,  патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам  педагог  не  может  пробудить  чувство  любви  к  малой  Родине.  Именно пробудить,  а  не  навязать,  так  как  в  основе  патриотизма  лежит  духовное самоопределение.

  Анализ теоретических и диагностических материалов по проблеме нравственно-патриотического воспитания личности ребёнка выявил следующие противоречия, которые должен решить данный опыт:

- между потребностью современного общества  в личности, способной

ценностно  относиться  к  своей  малой  Родине  и  недостаточным

использованием  потенциала  дошкольного  образовательного  учреждения  в

формировании патриотизма дошкольника;

   -  между  необходимостью  интенсифицировать  процесс  воспитания

патриотизма  в  системе  дошкольного  воспитания  и  отсутствием  научных

разработок, педагогических технологий, а также опыта практической работы

по данной проблеме;  

   -  между  стремлением  педагогов  к  воспитанию  основ

гражданственности  по  отношению  к  своему  городу  у  дошкольника  и

педагогической некомпетентностью родителей в данной проблеме.  

    Ведущая  педагогическая  идея  опыта  заключается  в    создании

условий, содействующих воспитанию патриотических чувств дошкольника к родному городу  на основе обогащения социальных представлений детей.

Длительность работы над опытом

Работа  по  патриотическому  воспитанию  через  знакомство  с  родным

городом проводилась в течение 3-х лет, с 2009 по 2012г.

   1  этап  –  начальный  (констатирующий)  –  сентябрь  2009г.  –  октябрь

2009г.  Проводился  анализ  литературы,  сбор  информации  по  проблеме  на

основе  диагностики  воспитания  гражданских  чувств  (путем опроса  с целью

определения представлений о родном городе и отношения к нему).

   2 этап – основной  (формирующий) – ноябрь 2009г. – март 2012г. На

данном этапе  мной был разработан перспективный план работы с детьми

по  проблеме,  намечены  мероприятия  по  ознакомлению  дошкольников  с

историей  города,  его  достопримечательностями,  проводилась  апробация

системы работы.  

   3  этап  –  заключительный  (контрольный)  –  апрель  2012  года  –  май

2012 года. На заключительном этапе подводились итоги работы для решения

обозначенной проблемы, диагностика.

  Теоретические аспекты патриотического воспитания дошкольников.

     В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить…воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

     Целостная научная концепция формирования гражданина, патриота России в современных условиях еще не создана. У педагогов-практиков в связи с этим возникает немало вопросов, в том числе: что входит сегодня в содержание патриотического воспитания, какими средствами следует его осуществлять.

     Данная проблема не нашла пока должного отражения и в современных психолого-педагогических исследованиях. Большинство авторов указывают на важность и значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста, но не предлагают целостной системы работы в данном направлении. Характерной особенностью исследований, связанных с воспитанием патриотизма детей дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам проблемы. Так, в работах Т.Н. Дороновой довольно отчетливо прослеживается идея патриотического воспитания, но понятие «воспитание патриотизма» не используется; в исследовании С.Н. Николаевой патриотическое воспитание рассматривается в русле экологического воспитания; Т.Е. Комарова, Т.А. Ротанова, В.И. Логинова, Т.Н. Бабаева, Н.А Ноткина, О.Л. Князева, М.Д. Маханева, Е.В. Пчелинцева, Л.Е. Никонова, Е.И. Корнеева и другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа.

     При  составлении  перспективного  плана  работы  (приложение  №3)

 я использовала программу Н.Г.Зеленовой, Л.Е. Осиповой «Мы живем

в  России»,  результатом  освоения  которой  является  воспитание  будущего

поколения,  обладающего  духовно-нравственными  ценностями,  гражданско-патриотическими  чувствами,  уважающими  культурное,  историческое прошлое  России.    Опиралась  на   опыт работы Титовой Е.М. «Воспитание патриотических чувст и любви к родному городу».

     Используя  в  работе    учебно-методическое  пособие  Н.В.Алёшиной

«Патриотическое воспитание дошкольников», как и Титова Е.М. сделала вывод, что длявоспитания  патриотических  чувств  у  детей  дошкольного  возраста,  важносистематизировать работу по воспитанию чувства любви к родному городу,объединить  в  единое  целое  все  задачи  всестороннего  воспитания  детей.

Материалы  данного  пособия  легли  в  основу  целевых  прогулок,  бесед,

дидактических  игр.  Система  организации  экскурсий  была  составлена  на

основе  программы  Ветохиной  А.Я.,  Дмитренко  З.С.,  Жигналь  Е.Н

«Нравственно  –  патриотическое  воспитание  детей  дошкольного  возраста».

Содержание  и  технология  ознакомления  детей  с  родным  краем,

планирование  деятельности  взяты  из  методических  пособий  Комратовой

Н.Г.,  Грибовой  Л.Ф.  «Патриотическое  воспитание  детей  4-6,  6-7  лет»  и

Мосаловой Л.Л. «Я и мир» (конспекты занятий по социально-нравственному

воспитанию детей дошкольного возраста).

     Для  формирования  основ  правового  сознания  у  дошкольников

посредством развития позитивного отношения к социуму были использованы

следующие понятия:

Родина, Отчизна – страна, в которой родился, вырос, где живет.

Малая Родина – место, где человек родился, вырос, где живут родные и

близкие.  

Достопримечательности  –  место  или  принадлежащий  какому-нибудь

месту предмет, заслуживающие особого внимания.

Герб  –  эмблема  государства,  города,  изображаемая  на

флагах,  монетах,  печатях,  государственных  и  других  официальных

документах.

Флаг  -  прикрепленное  к  древку  или шнуру  полотнище  установленных

размеров и цветов, иногда с изображением на нем герба, эмблемы.

Новизна  опыта  заключается  в  разработке  системы  работы  по

воспитанию  гражданско-патриотических  чувств  детей  к  родному  городу  в условиях дошкольного образовательного учреждения.

 2. Технология опыта

 

Целью моего опыта работы является  организация педагогического  процесса,  способствующего  формированию патриотического  воспитания  детей  посредством  знакомства  с  родным городом.

В соответствии с целью были сформулированы  следующие задачи:

1.Создание  условий  для  развития  у  ребенка  патриотических  чувств,

любви и привязанности к своей семье, дому, родному городу;

2. Предоставление  возможности  дошкольникам  почувствовать  себя

маленькими горожанами, участниками жизни города;

3. Знакомство с городом, его историей и достопримечательностями;

4. Взаимодействие с родителями по приобщению детей к приумножению

и сохранению богатств родного города.

5. Реализация системы мероприятий, направленной на повышение уровня развития патриотических качеств.

Чтобы реализовать поставленные задачи, были определены этапы работы.

1 этап: Знакомство с ближайшим окружением: семьей, ее членами, значением имен детей.

2 этап: Детский сад и его сотрудники.

3 этап: Родной город, его достопримечательности, профессии родителей.

4 этап: Знакомство с земляками, почетными тружениками родного города, ветеранами Великой Отечественной войны.

 

   При построении системы работы по гражданско-патриотичекому воспитанию дошкольников я учитывала следующие принципы:
Принцип историзма. Я сохраняла хронологический порядок описываемых явлений и сводила его к двум, более доступным для детей, историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
Принцип гуманизации, который позволял мне встать на позицию ребенка, учитывать его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера.
Принцип дифференциации. Я создавала условия для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
Принцип интегративности. Это сотрудничество с семьей, библиотекой, домом творчества, школой; в естественном включении краеведческого материала в базовую программу; а также сочетание всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями  Тимашевска (с его малой Родиной).

        Наличие поставленных задач , позволило  мне взяться  за последовательную, поэтапную  работу  с  детьми  средней,  старшей  и  подготовительной  к школе групп.
        На первом этапе дети знакомились с ближайшим окружением. Для уточнения представления об именах самих детей был изготовлен альбом «Я и мое имя», где дети познакомились со значением своего имени, проводились дидактические игры «Назови друга ласково», «Расскажи о своем имени», «Что означает мое имя».

     Воспитывая любовь и привязанность к своей семье, родному дому, своим близким, был собран фотоматериал к альбому «Моя семья», который оформлялся совместно с родителями. На этом этапе проводились совместные праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья»,  «Когда семья вместе – тогда и душа на месте» и т.д.. Все это способствовало тому, что у детей воспитывалось гуманное отношение к членам семьи, их занятиям, формировались представления о семейных ценностях и традициях.

     Большая работа была проведена по формированию представлений о своей семье, своем роде. Учили родителей строить генеалогическое древо, которое способствовало составлению рассказов о своей семье, своей родословной. Презентация генеалогических древ прошла на семейном празднике «Моя родословная», которая вызвала большой интерес как у детей, так и у родителей.

     Следующим этапом работы было знакомство детей с детским садом и его сотрудниками. Проводились экскурсии по детскому саду, беседы «Кто работает у нас в саду», «Кому что нужно для работы», дидактические игры «Кто что делает», «Узнай по имени-отчеству».

     Итогом работы по данному направлению   была  оформлена выставка  рисунков  «Мой  любимый  детский  сад»,  где  малыши  запечатлели дом, который для них стал родным.

    Экскурсии  по  территории  детского  сада  не  проходили  даром.   Совместно с родителями были  организованы  субботники  по благоустройству участка детского сада, многие родители, ранее ссылавшиеся на занятость и другие причины, нашли возможность оказать помощь нашему саду в свободное время. Дети гордились своими родителями и неоднократно повторяли:  «Моя  мама  приходила  и  красила    качели!»,  «Мой  папа  сделал велосипед»и т.п.  

     А  сколько  эмоций,  радости  и  удовольствия    ребятам  доставило

путешествие  по  экологической  тропе,  расположенной  на  территории  ДОУ.

Рассматривая  цветы,  растения,  деревья  ребята  знакомились  с  природой

родного края, узнали, что многие растения приносят человеку пользу.

    Наблюдение  за  работой  дворника  и  машин-помощников  -  мусоровоза

помогло  сформировать  представление  о  том,  как  можно  сделать

двор  чище,  уютнее.  А  беседы  по  содержанию  помогали   воспитывать у дошкольников активную гражданскую позицию.

     На этом же этапе происходит знакомство с русской народной сказкой, пословицами, потешками, загадками. Обращаем внимание на предметы русской одежды, быта. На занятиях по продуктивной деятельности дети с удовольствием изготавливают бусы из рябины, украшают сарафан, раскрашивают деревянную ложку. На музыкальных занятиях знакомятся с народной музыкой, поют народные песни, играют в игры народного характера ("Ворон", хороводная игра "Дружочек", "Солнышко-колоколнышко", "Ах -вы сени"); исценируют русские народные сказки, потешки. Используют дидактические игры (разрезная картинка, шкатулка загадок, сложи узор…).

     В старшей и подготовительной группах диапазон экскурсий расширился.

     Работа на третьем этапе была направлена на ознакомление детей с родным городом, его достопримечательностями, трудовой деятельностью людей, живущих в Тимашевске. Дети посещали музеи, библиотеку, знакомились с достопримечательностями Тимашевска, улицами родного города.  

    Прогулка-экскурсия в  гордской парк , расположенный в районе  вокзала

вызвала  у  детей  огромный положительный  эмоциональный  отклик.    Дети с  удовольствием отдохнули в беседках, побегали по дорожкам и,

конечно,  сполна  насладились  катанием  с  горки  и  на  качелях.  До  сознания детей было донесено, что в создании этого  парка принимали участие люди разных профессий: художники,  архитекторы,  строители,  тем  самым  у  детей  воспитывались  чувство  уважения  к труду  создателей  современных  парков  в  городе,  бережливость  к  красивым местам.  

    Беседа  о  правилах  поведения  в  парке  способствовала  решению  задачи  о бережном  отношении  к  родной  природе,  зарождению желания  сохранять  и создавать подобную красоту. Ведь чем красивее город, тем больше его любят жители.  Ухоженные,  чистые,  яркие  скверы,  улицы  и  дворы  поднимают настроение и пробуждают чувство гордости за город.  

    При  ознакомлении  с  историей  малой  родиной  была  организована

поисковая  деятельность:  детям  было  предложено  расспросить  своих

родителей, дедушек и бабушек об истории названия улицы, на которой они

живут    и  далее  дошкольники  обменялись  полученной  информацией,

предлагали  свои  версии  об  истории  некоторых  названий  улиц.

Рассматривание  фотографий  с  видами  улиц  города,  способствовало

уточнению и дополнению знаний детей о месте, где они родились и живут. В

результате данной работы вырос познавательный интерес к истории города,

уважение к знаменитым землякам.

   Цикл занятий о родном городе способствовал формированию чувства гордости за свой город, его историю (приложение №4).

     Большое внимание на данном этапе уделялось ознакомлению детей с трудом взрослых, как родителей, так и жителей города. Знакомя детей с профессиями, были организованы экскурсии в локомотивное Депо, Тимашевский элеватор,  Сахарный, Молочный заводы, Хлеб Кубани,  где ребята познакомились с трудом взрослых  и узнали о значимости их труда.

     А организованная совместно с родителями фотовыставка «Папа, мама на

работе»  помогла  закрепить  содержание  труда  взрослых  в  родном  городе:

учитель,  врач,  шахтер,  строитель,  милиционер,  водитель.  Дошкольники

увидели  важность  и  значимость  труда  их  родителей,  и  это  явилось

продолжением  заложённых  основ  уважительного  отношения  к  труду

взрослых, направленного на благо родного города.

    Воспитывая в детях уважение к подвигу земляков в годы Великой Отечественной войны приблизило к следующему этапу.

  Проводились экскурсии   к мемориалу «Вечный огонь», возложение  живых  цветов  к  братской  могиле советских  воинов,  способствовали  воспитанию  у  дошкольников  духа патриотизма  и  чувства  уважения  к  памяти  боевых  подвигов  их  прадедов  в сражениях  за  освобождение  нашей  Родины  от  нашествия  немецко-фашистских  захватчиков  в  годы  Великой  Отечественной  войны.Я старалась донести до  детей  мысль:  спустя  много-много  лет  люди  помнят  об исторических  событиях,  о  грозных  военных  годах,  чтят  память  погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших Родину.  

     Гуляя  по  Мемориальному скверу им. 40-летия Победы ,  закреплялись  такие  важные понятия,  как  “долг  перед  Родиной”,  “любовь  к  Отечеству”,  “трудовой подвиг”. Детей подводила  к  пониманию  того,  что  мы  победили  в  Великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

   Ну и, конечно, самыми запоминающимися остаются встречи с ветеранами и участниками ВОВ, проводимые в детском саду.   Все это способствовало тому, что у детей формировалось чувство уважения, гордости и большой благодарности тем, кто воевал.

     Формирование  патриотических  чувств  у  детей  невозможно  без

установления  тесной  связи  с  семьей.  Организация  совместных  творческих домашних  заданий    -  придумывание  и  изображение  герба  своей  семьи,создание фотоальбома «Мой город и я», выращивание комнатных цветов для группы,    объединило родителей и детей, обогатило общение между ними и доставило радость.

Проведенные для родителей консультации, родительское собрание в форме устного журнала на тему «Учим  детей  любить  и  беречь  свой  город»  (приложение  №5)  помогли родителям  стать  для  своих  детей  примером  отношения  к  своему  городу,  к месту, где живёшь.  

Разработанный  и  предложенный  родителям  экскурсионный  маршрут-  

«Отдыхаем  всей  семьёй»  -  помог  многим  семьям  провести  выходные  дни вместе, гуляя по знакомым и любимым местам, уточнить и закрепить знания детей о родном городе.

 3. Результативность опыта

С целью выявления   результативности   проведенной    мною    работы по  

воспитанию  патриотических  чувств  у  дошкольников  через  знакомство  с

родным городом были  повторно  предложены детям вопросы, в ходе анализа

которых  стало  возможным  определить  степень  представлений  о  родном

городе.

100%  детей  твердо  знают  название  города,  в  котором  живут,  и  могут

безошибочно  найти  герб  района  и  рассказать  о  нем.  Об  истории

возникновения  нашего  города  имеют  точные  знания  91%  детей,  9%  (1

ребенок) допускает небольшие неточности. 82% детей имеют представление

о названии улиц города, знают, по какому адресу находятся дома, в которых

они  живут,  детский  сад,  который  они  посещают.  Дети  могут  объяснить,

почему или в честь кого названы улицы  города, 18% допускают ошибки. О

самых  распространенных  профессиях  нашего  города,  о  главных

промышленных  предприятиях,  их  продукции  имеют  хорошее  знание  64%

детей, 36% детей не на все вопросы могут ответить уверенно. Познакомить с

достопримечательностями нашего города могут 81% детей, 19%  - немного в

этом затрудняются.

В итоге, общий уровень следующий: 87% детей имеют прочные знания о

родном  городе,  13%  -  допускают  небольшие  неточности.  В  результате

изучения  данной  темы  дети  многое  узнали  о  своем  городе,  видели  его

красоту  и  богатство  своими  глазами.   В своей работе я   старалась  научить  детей  не только  восхищаться  красотой  окружающего  мира,  но  и  заложить  ростки любви  к  родному  городу,  попыталась  научить  их  самостоятельно  решать проблемы,  возникающие  в жизни,  старалась  воспитать  чувство  настоящего горожанина, который умеет использовать свои знания на практике.

  Анкетирование  родителей  подтвердило  эффективность   моей  работы.

Родители  стали  отмечать  не  только  интерес  и  желание  детей  как  можно

больше  узнать  о  родном  городе,  но  и  признали,  что    сами  стали  больше уделять внимания патриотическому воспитанию ребенка. Многие родители в своих  ответах  указали  на  то,  что  стали  интересоваться  историей  города.

    Подводя итог, мы можем говорить о том, что в ходе работы наблюдалась

положительная  динамика  воспитания  патриотических  чувств  у

дошкольников.  

Таким образом,   систематическая работа по воспитанию

гражданско-патриотических  чувств  детей  к  родному  городу  в  условиях

дошкольного  образовательного  учреждения  имеет  свои  положительные

результаты,  а  современное  дошкольное  учреждение  выступает  той

социокультурной  средой,  создающей  оптимальные  условия  для

формирования у детей целостной  «картины мира», воспитания патриотизма,

основ гражданственности, а также интереса к своей « малой Родине».

                                         

   Список литературы

1.  Александрова  Е.Ю.,  Гордеева  Е.П.  Система  патриотического

оспитания в ДОУ. – Волгоград «Учитель», 2007. – 200с.

2.  Алешина Н.В. Патриотическое  воспитание дошкольников.  - М.: ЦГЛ,

005. – 247с.

3.  Буре Р.С., Родина Г.Н. Шатова А.Д. Воспитание нравственных чувств у

тарших дошкольников. 2-е изд. Под ред. Виноградовой А.М.

4.  Ветохина  А.Я.,  Дмитренко  З.С.  –  Нравственно-патриотическое

оспитание детей дошкольного возраста. – Санкт-Петербург, детство – пресс,

011. – 190с.

5.  Водзинский Д.И. Нравственное и эстетическое воспитание. – Мн: Нар.

Асвета, 1982 . – 151 с.

6.  Воспитание  нравственных  чувств  у  старших  дошкольников/Под  ред.

А.М. Виноградовой, - М., 1991

7. Зеленова  Н.Г.,  Осипова  Л.Е.  -  Мы  живем  в  России. Гражданско-

патриотическое воспитание дошкольников (средняя  группа). – М.:  2010, 01с.

8.  Зеленова  Н.Г.,  Осипова  Л.Е.  -  Мы  живем  в  России.  Гражданско-

патриотическое воспитание дошкольников (старшая группа). – М.: 2010, 109.

9.  Зеленова  Н.Г.,  Осипова  Л.Е.  -  Мы  живем  в  России.  Гражданско-

патриотическое воспитание дошкольников  (подготовительная группа). – М.:

010, 93с.

10.   Козлова С.А. Нравственное  воспитание  детей  в  современном мире  //

Д/в № 9 – 2001.

11.   Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое  воспитание  детей  4-6

ет: Методическое пособие, М., 2007

12.   Курочкина  И.Н.  Как  научить  ребенка  поступать  нравственно.  –  М.,

003

13.  Купина  Н.А.,  Богуславская  Н.Е.  Нравственное  воспитание,  развитие

оммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. – М., 1992

– 176с.

14.  Мулько  И.Ф.  Социально-нравственное  воспитание  дошкольников  5-7

ет. – М.: 2004 – 96 с.

15.  Нечаева В.Г., Маркова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду:

Пособие для воспитателя. – М.: Просвещение , 1984 . – 272 с.

16.  Островская  Л.Ф.  Беседы  с  родителями  о  нравственном  воспитании

ошкольника. – М.: Просвещение, 1987 . – 144 с.

17.   Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду.

 М.: Мозаика-Синтез , 2006 – 72с.

18.Титова Е.М.Опыт работы «Воспитание патриотических чувств и любви к родному городу»

                                                                                                                                      Приложение №1

Диагностика детей дошкольного возраста по выявлению уровня знаний  о родном городе (автор Н.Г.Зеленова, Л.Е. Осипова)

     


    Фамилия,

   имя ребенка

                            Контрольные задания





 

 

Задание 1. «Родной город»  

Цель: название   своего города,

Методы: Беседа, игра, запись   ответов детей.  

Ход  проведения:  Беседа  с  детьми.  Воспитатель  предлагает  посмотреть  на

фотографию.  

Оценка результатов.  

Высокий уровень (3 балла)  

Ребенок без особого труда узнает и называет город

Средний уровень (2 балла)  

Ребенок не уверенно называет город

Низкий уровень (1 балл)  

Ребенок не знает названия города

 

Задание 2. «Домашний адрес»

Цель: знание домашнего адреса (в старших группах адрес детского сада)

Методы: Беседа, запись  ответов детей.  

Ход  проведения:  Беседа  с  детьми.  Воспитатель  предлагает  ответить  на

вопрос «Назови свой адрес» (А знаешь ли ты адрес детского сада)  

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)  

Ребенок без особого труда называет домашний адрес (и адрес детского сада)

Средний уровень (2 балла)  

Ребенок не уверенно называет адрес, путается.

Низкий уровень (1 балл)  

Ребенок не знает домашний адрес (адрес детского сада)

 

Задание 3. «Родная природа»

Цель:  знание  растительного  мира,  животных  родного  города,  правила

поведения на природе.

Методы: Беседа, рассматривание фото, рисунков, запись  ответов детей.  

 Ход  проведения:  Беседа  с  детьми.  Воспитатель  предлагает  ответить  на

вопрос  «Как  называется  это  растение, животное»,  «Как  нужно  себя  вести  в лесу, возле водоема»

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)  

Ребенок без особого  труда называет  растения и животных,  а  также правила

поведения на природе.

Средний уровень (2 балла)  

Ребенок  не  уверенно  называет  растения  и  животных.  Называет  не  все

правила.

Низкий уровень (1 балл)  

Ребенок не знает растения и животных, не знает правила.

 

Задание 4. «Достопримечательности»

Цель: умение узнавать достопримечательности родного города

Методы: Беседа, показ фотографий, запись  ответов детей.  

Ход проведения: Беседа с детьми, рассматривание фото.

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)  

Ребенок  узнает  и  называет  достопримечательности,  связанные  с  детским

отдыхом

Средний уровень (2 балла)  

Ребенок узнает, но не всегда может назвать достопримечательность.

Низкий уровень (1 балл)  

Ребенок не узнает и не называет достопримечательность

 

Задание 5. «Профессии родителей, жителей города»

Цель: знание и называние профессий родителей, жителей города.

Методы: Беседа, рассматривание иллюстраций, запись  ответов детей.  

Ход  проведения:  Беседа  с  детьми.  Воспитатель  предлагает  ответить  на

вопрос  «Где  работает  мама,  папа,  кем  они  работают?»,  «Какие  еще

профессии в нашем городе ты знаешь»  

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)  

Ребенок  без  труда  называет  место  работы  и  профессию  родителей,  другие

профессии.

Средний уровень (2 балла)  

Ребенок  не  точно  называет    профессии  родителей  и  их  место  работы,

называет мало других профессий.

Низкий уровень (1 балл)  

Ребенок не называет профессии и место работы родителей, не  знает других

профессий.

Низкий уровень (1 балл)  

Ребенок не знает растения и животных, не знает правила.

 

Задание 6. «Транспорт города»

Цель: умение называть городской транспорт

Методы: Беседа, показ иллюстраций, запись  ответов детей.  

Ход  проведения:  Беседа  с  детьми.  Рассматривание  иллюстраций,  запись

ответов детей.

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)  

Ребенок называет транспорт нашего города

Средний уровень (2 балла)  

Ребенок называет не весь транспорт  

Низкий уровень (1 балл)  

Ребенок не знает названия городского транспорта

 

 

Задание 7. «Моя семья»

Цель:  умение  называть  свою  фамилию,  имена  родителей,  родственников,

знает родственные связи, увлечения своей семьи.

Методы: Беседа, запись  ответов детей.  

Ход проведения: Беседа с детьми. Запись ответов детей.

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)  

Ребенок называет фамилию, имена  всех  родственников,  родственные  связи,

увлечения

Средний уровень (2 балла)  

Ребенок называет не всех родственников, путается в связях.

Низкий уровень (1 балл)  

Ребенок не знает фамилию, родственников.

 

                                                                                       Приложение 2

                                                  Анкета для родителей

                                     «Патриотическое воспитание ребенка»

Данная анкета является анонимной (вы не называете свою фамилию), поэтому, пожалуйста, будьте предельно откровенны.

Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?

Да.

Нет.

Что для вас означает выражение «быть патриотом»? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств?

Да.

Нет.

Где, по-вашему, ребенок получает основы патриотизма?

В школе.

В семье.

В детском саду.

Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном городе?

Да.

Нет.

Иногда.

Рассказываете ли вы своему ребенку о  Тимашевске, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях?

Да.

Нет.

Иногда.

В каких местах нашего города вы любите бывать со своим ребенком?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному городу?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                      Благодарим Вас!

                                                                                                             Приложение 3

Перспективный план по ознакомлению с родным городом  с детьми 5-7 лет

                                           Тема: «Моя семья»                                        

Содержание  

   Задачи

Формы работы

Методы и приемы

Семья





Учить детей называть

членов семьи;

внушать детям чувст-

во гордости за свою

семью; прививать

уважительное, за-

ботливое отношение

к пожилым

родственникам.

Занятия, совместные

с родителями досуги,

праздники, выставка

 

Беседы, составление

рассказов о своей

семье, рисование по

теме «Моя семья»


Место работы

родителей


Прививать уважение

к труду родителей.

Экскурсии к месту

 работы

некоторых родителей,

сюжетно-ролевые

игры «Строители»,

«Почта».  

Беседы, составление

рассказов о будущей

профессии,

рисование


Родной очаг


Прививать любовь к

своему дому;

желание

поддерживать в нем

порядок, помогать

взрослым членам

семьи.

 Экскурсии к месту

жительства

некоторых детей,

сюжетно-ролевые,

дидактические игры.

Беседа на тему: «Мой

адрес»; рисование

дома, фантазиро-

вание сказочного

дома


Интересное в

нашем доме


Учить детей

внимательнее

относиться к

событиям в доме,

интересоваться дела-

ми, традициями

семьи.

Театрализованная

деятельность,

игры, концерты.

Беседы на темы:

«Моя любимая

игрушка», «Самая

интересная книга»,

«Животные в доме»,

«Домашние праздни-

ки» и т. д.

                                       

                                       Тема: «Мой детский сад»

Содержание  

   Задачи

Формы работы

Методы и приемы

По дороге в

детский сад

Вызвать у детей

желание посещать

детский сад, встре-

чаться с друзьями;

учить детей

запоминать дорогу в

детский сад, называть

его адрес.

Занятия, сюжетно-

ролевые игры.

Рисование детского

сада, группы, друзей,

любимых игрушек и

т. д.

Заботливые

люди

Воспитывать у детей

уважение к

сотрудникам

детского сада,

бережное

отношение к труду

взрослых, желание оказывать

посильную помощь.  

Экскурсии на кухню,

в прачечную,

медицинский каби-

нет; дидактическая

игра «Кому, что

нужно для работы»;

сюжетно-ролевые игры.

Беседы, чтение

художественной

литературы о

профессиях,

встречающихся в

детском саду,

рисование.

Двор детского сада

Знакомить детей с

участками детского

сада; воспитывать

желание

поддерживать

порядок на них,

бережно относиться

к оборудованию

участков, ухаживать

за растениями.

Прогулки;

экологические

тропинки на

территории детско

сада, трудовые

поручения.

Беседы,

моделирование участков

История детского

сада

Познакомить

детей с историей

детского сада

Вечера воспоминаний

Беседы,

рассматривание фотоальбомов.

                                                     Тема: «Мой город»

Содержание  

   Задачи

Формы работы

Методы и приемы

История города  

Познакомить детей

с историей

возникновения

города, его

названия; вызвать

интерес к своему

городу, привить

чувство гордости за него

Занятия, экскурсии

по городу.

Беседы, рассказ

воспитателя об

истории города,

рассматривание

фотоальбомов.

Улицы города  

Дать детям понятие

о происхождении

названий некото-

рых улиц.

Экскурсии по

улицам города.

Беседы, рассказ

воспитателя о

людях, в честь

которых названы

улицы.

Предприятия и

учреждения города

Воспитывать в

детях чувство

уважения к людям

труда; интерес к

профессиям.

Экскурсии на

предприятия и

учреждения города;

сюжетно-ролевые

игры

Беседы с

работниками пред-

приятий; чтение

художественной

литературы о

людях труда;

рисование,

рассматривание

фотоальбомов.

Транспорт города  

Дать

представления о

транспорте; учить

детей правилам

поведения в

общественном

транспорте.

Экскурсии на

автостанцию;

сюжетно-ролевые

игры.

Чтение

художественной

литературы,

рассматривание

фотоальбомов,

рисование, беседы.

Символы

 Тимашевского

района – герб

Познакомить детей с

символом

 Тимашевского

района – гербом,

сформировать

уважительное

отношение к гербу

познакомить с

символическим

значением.

 Презентация на интерактивной доске

Рассматривание

изображения герба,

сравнение с

другими гербами, дидактическая игра

«Найди наш герб»,

создание герба

своей семьи.

Символы

Тимашевского

района - флаг

Познакомить детей с

символом

 Тимашевского

района – флагом, с

его основными

цветами,

назначением.

Экскурсия по

улицам города

Рассматривание изображения

флага, целевая  прогулка к зданию администрации,

рассматривание флагов на здании, сравнение флага города и флага Росии.

                               Тема: «Достопримечательности города»

Содержание  

   Задачи

Формы работы

Методы и приемы

 Музей семьи Степановых

Пробуждать интерес и представление к    главной  исторической достопримечательности города Тимашевска.

 

Экскурсии в музей братьев Степановых

Беседы,

рассматривание

фотоальбомов.

Сквер имени 40-летия Победы

 Вызвать у детей желание

подражать воинам, быть

такими же мужествен-

ными, смелыми.

Экскурсии  в сквер имени 40-летия Победы ( бронзовые бюсты Героев Советского Союза, вечный огонь, памятники воинам ВОВ, памятник матери — героини  Епистинии Федоровны, обелиск в память о наших современниках, погибших в Афганистане и т.д.)

 

 

 Рассматривание

 памятников, беседы, возложение цветов, рассматривание

цветочных клумб.

 

Парк "Изюминка»

 

Продолжать знакомство с

достопримечательностями

родного города. Дать

детям знания о местах

отдыха его жителей.Познакомить

дошкольников с местом

детского отдыха

Экскурсия в парк

Рассматривание

деревьев. Игры на

территории

городка.

Проведение

детских праздников

и развлечений в

летний период

Дворец культуры

« »

Расширить представления

детей о культурно-

досуговом учреждении.

Экскурсия в ДК,

рассматривание

внешнего и

внутреннего вида

здания

 

Участие в

представлениях,

организованных

сотрудниками ДК

                                                                                                           

                                                                                                   Приложение № 4

 

 Конспект образовательной деятельности  с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: «Мой родной город»

Задачи:  продолжать  знакомить  с  историей  родного  города  и  его

достопримечательностями,  закреплять  полученные  ранее  знания,

воспитывать  уважение  к  малой  родине,  развивать  желание  принимать

посильное участие в преобразовании родного города.

Материал:  демонстрационные  материалы  о  родном  городе  (фотовыставка,

Буклеты,  книги,  рисунки  детей)  образцы  или  фотографии  продукции

предприятий   города.  

Ход занятия:

Воспитатель:  Сегодня  я  приглашаю  Вас  совершить  увлекательное

путешествие  на  выставку  нашего  города.  Готовы?  А  вы  знаете  правила

поведения  в  общественном  месте?  Давайте  их  ещё  раз  вспомним  (ответы

детей). Тогда можно отправляться.

 Первый зал, это виды нашего города.  

- Как называется город, в котором мы живем?  

-Знаете ли вы, сколько лет нашему городу? (ответы - 218-46лет).

Тимашевск был основан запорожскими казаками в конце XVIII века(1794г.) и назван в честь куренного атамана Тимоша.

1966  30 декабря станица получила статус города и современное название— Тимашевск.

У многих из вас есть  родственники, которые  помнят это событие.

 Посмотрите  вот  фотографии  города  старого  и  нового.

-Похожи или нет? Что изменилось? (ответы) Наш город еще молодой, но

очень красивый.  

 -Что вам больше всего нравится в нашем городе? (ответы)

-Что вы видите на этой фотографии?( музей семьи Степановых)

 В вечную память о материнском подвиге в Тимашевске был построен музей семьи Степановых – единственный в России музей посвященный простой русской семье. В создании музея принимал участие почти каждый житель Тимашевска. Тимашевский музей и парк, расположенный в центре города главные исторические достопримечательности, которые хранят память о славной истории казачьей станицы и о простых трудолюбивых людях – потомках запорожских казаков, которые верой и правдой защищали свою Родину, восстанавливали и развивали полностью разрушенную станицу в послевоенные годы, и продолжают любить и заботиться о своем городе в настоящее время.

- Что это за место? Чем оно памятно?  

Правильно, этот  сквер имени 40-летия Победы построен в честь  подвига казаков в Великой Отечественной войне. На центральной аллее установлены бронзовые бюсты Героев Советского Союза..  Там  находится   вечный огонь,  к  которому  люди  приносят  цветы,  вспоминая  своих  прадедов, погибших в этой войне. Народ  любит  своих героев и  свято  хранит память о  них. О  славных  защитниках Родины,  об их мужестве  и  отваге  слагали  стихи,  песни,  пословицы  и  поговорки.

 Какие пословицы и поговорки вы можете мне назвать?

 (У родного гнезда и ворона орла  побивает.  Смелость  города  берет.  Один  в  поле  не  воин.  На  смелого собака  лает,  а  труса  кусает.  Родимая  сторона-мать,  а  чужая-мачеха. Жить. Родине служить. За край родной иди бесстрашно в бой. Чужой земли не  хотим,  но  и  своей  не  отдадим.  Кто  за  Родину  горой,  тот  истинный герой) Замечательно!  

 Динамическая пауза.

-А вы хотите быть похожими на бравых солдат?

-Давайте потренируемся:

Как солдаты на парад  

Мы шагаем ряд за рядом  

Левой – раз, левой – раз,  

Посмотрите все на нас.  

Мы захлопали в ладоши-  

Дружно, веселей  

Застучали наши ножки-  

Громче и быстрей!  

По коленочкам ударим –  

Тише, тише, тише!  

Ручки, ручки поднимаем-  

Выше, выше, выше.  

Завертелись наши ручки,  

Снова опустились.  

Мы на месте покружились  

И остановились

Спустя  много-много  лет  люди  помнят  об  исторических  событиях,  о

грозных  военных  годах,  чтят  память  погибших,  окружают  вниманием  и

любовью людей, защищавших Родину.  

В нашем городе много улиц. Знаете ли вы названия улиц нашего города?

Дидактическая игра «Улицы моего города»

Воспитатель:  Переходим  в  следующий  зал  «Продукция  предприятий

нашего города».

 -Очень  интересно,  что  же  это  такое?  (ответы).  

-Ребята,  это продукция  предприятий  нашего  города  и  района.  

-Какие  предприятия  вы знаете? (Ответы)  

Рассматривание  продукции,  уточнение  её  назначения,  важности  в жизни

нашего города и его жителей.

Воспитатель: Приглашаю Вас пройти в новый зал «Отдых всей семьей».

Смотрите,  а  ведь  это  выставка  ваших  рисунков  и  фотографий,  где  вы

показали любимые места отдыха. Это  городской парк, сквер, пляж, стадион, спортивная площадка.  

- Как вы отдыхаете, во что любите играть? (ответы)

Подвижная игра  «Тише едешь, дальше будешь – стоп»

Итог занятия:

-Что нового вы узнали сегодня о родном городе?

-Что понравилось на нашей выставке?

-Хотели бы вы еще попасть на выставку? Почему?

Наш город зеленый ростущий

Мы любим его от души.

Хотим, чтобы жил он все лучше и краше

На славу всей нашей страны!

Спасибо  вам  за  активное  участие  в  нашей  выставке,  благодаря  вашим  рисункам она  стала еще интереснее и красочней!

                                                                                                  Приложение № 5

 

Конспект родительского собрания

Тема: «Учим детей любить и беречь свой город»

 Задачи:  подвести  родителей  к  пониманию  того,  что  детей  необходимо

знакомить с достопримечательностями родного города, с названиями улиц, с

предприятиями,  тем  самым,  воспитывая  любовь  к  городу  и  уважение  к

жителям, приложившим усилия к его процветанию

 Предварительная работа:

1. Анкетирование родителей.

2. Запись на магнитофон ответов детей на следующие вопросы:

а) что для вас значит слово «Родина»?

б) как называется город, в котором ты живешь?

в) что больше всего нравится в нем?

3. Оформление фотовыставки «Наш город родной».

4. Подбор стихов о родном городе и заучивание их детьми.

5. Подготовка  выступления  воспитателя  и  вопросов  для  беседы  с  ро-

дителями.

 6.Оформление выставки книг, альбомов, репродукций о родном городе,

произведений земляков.

 Ход собрания:

Воспитатель:

  - Родина! Как много значит это слово для каждого человека. Недаром в

народе  говорят:  «Родина  что  мать  любимая!»  Одна  у  человека  мать,  одна

Родина.(Включается магнитофонная запись с ответами детей на вопросы (а) и (б))

- Для многих из вас и для ваших детей Родиной является город  Тимашевск.  

(Включается запись с ответами детей на вопрос (в))

- За последние годы наш город заметно изменился: стал чистым, зеле-

ным,  благоустроенным.  Эти  преобразования  проходят  на  глазах  у  детей  и всех  вас. Наша  с  вами  задача  - научить  детей  любить  свой  город, беречь и приумножать  его  красоту.  Цель  нашей  встречи  -  помочь  друг  другу  стать единомышленниками, вместе постараться воспитать наших детей настоящими горожанами.

А сейчас давайте с вами «полистаем» страницы устного журнала «Наш

город Тимашевск»  Насколько хорошо мы знаем прошлое и настоящее нашего

города.

1 страница. «Заглянем в историю».

Старые домики, тихие дворики,

Солнышка щедрого блеск,

Мед абрикосовый, травы под росами-

Это родной Тимашевск.

Новые здания, фабрик громадины,

Рыбы резвящийся плеск,

Сахар — вагонами, хлебушек — тонами -

Это родной Тимашевск!

 

На  свете  много  разных  самых  разных    городов:  столичных  и

провинциальных,  больших  и  малых,  прославленных  и  совсем  неизвестных,городов с богатым историческим наследием и  сравнительно недавно начавшие свое  активное  развитие.  Есть  города,  оставляющие  яркое  воспоминание,  и такие, куда хочется непременно   вернуться еще раз. Это наш  Тимашевск.

Самый  любимый,  самый  близкий  и  родной  для  тех,  кому  посчастливилось здесь родиться, вырасти и состояться.

Тимашевск был основан запорожскими казаками в конце XVIII века(1794г.) и назван в честь куренного атамана Тимоша.

1 июля 1842 года курень был переименован в станицу. Первая школа в станице была построена только в 1874 году.

Как пишится в статистической перепеси в 1875 году в станице было 320 дворов, 2273 жителя, 1 церковь, 18 лиц духовного звания, 3 лавки, 1 купец, 594 лошади, 372 вола, 2975 коров, 6295 овец и коз, 3 мельницы, 1 учитель и 39 учеников.

В 1876 было выделено 15 земельных участков в частную собственность офицерам – участникам Кавказской войны. В 1895 в станице было 4 портных, 9 сапожников, 1 колесник, 3 бондаря, 7 плотников, 3 кузнеца, 2 печатника. К 1900 в станице имелось: маслобойный завод, 3 водяные и 8 ветряных мельниц, 5 кузнец.

Рост станицы набирал силы под влиянием строительства железных дорог в 1910-1914 гг.: Екатеринодар – Ейск, Екатеринодар – Приморско-Ахтарск.

При Советской власти здравоохранение в станице Тимашевск стало усиленно развиваться. В 1924 году в станице была открыта больница на 12 коек с обслуживающим персоналом в 6 человек.

 1966  30 декабря станица получила статус города и современное название— Тимашевск.    Есть  ли  среди  ваших  родственников,  знакомых первостроители? (ответы)

Сейчас город Тимашевск – это 5 сельскохозяйственных предприятий и 15 крупных промышленных, 11 школ, 15 детских садов, профессиональное училище, 2 центра детского творчества, 2 детско-юношеские спортивные школы, музыкальная и художественная школа, 4 стадиона, спортивный комплекс с плавательным бассейном, 2 больницы, единственный в России уникальный мемориальный музей семьи Степановых

Говорят,  город живет,  пока  в  нем  играют  свадьбы  и  рождаются  дети. С каждым  годом  в нашем городе  рождается  больше  детей  и  создаётся  семей.  От семьи  зависит,  какое  воспитание  получит молодежь,  какие  ценности  примет, какие  таланты  найдет  и  пробудит  в  себе,  каким  человеком  вырастет.  Семья объединяет поколения будущих созидателей с поколениями людей, отдавших свой труд родному городу.

   У города славная  биография:  нелегкий  труд  от  первого  колышка  до нынешних  дней  пройден  достойно.  Город  создан  трудом  тех,  кому  выпало нелегкое счастье – осуществить мечту о будущем прекрасном городе тех,  кто  творит  его  современную  историю. Он  стал  центром Тимашевского района.  Новое  поколение  граждан  достойно  несет эстафету  отцов  и  дедов.  Город  уверенно  смотрит  в  будущее,  воплощая приоритетные  национальные  проекты,  направленные  на  улучшение  качества жизни населения.  

 

2 страница. «Православная страница»

-Есть ли в нашем городе храмы?

- Сколько храмов в нашем городе?

Посмотрите  на  эти  открытки,  узнайте  знакомую  церковь,  назовите  и

расскажите, где находится.

 

3 страница. «На досуге»

- Знаете ли вы, когда проходит у нас «День города»? День района?

- Какое участие принимаете в праздниках вы и ваши дети?

(Чтение детьми стихов о родном городе)

 

4 страница. «Школа жизни»

Сегодняшние  дети  станут  распоряжаться  огромными  материальными  и природными  богатствами,  техникой.  Из  наших  детей  должны  вырасти  не только  хорошие  люди,  но  и  трудолюбивые,  честные,  экономные  хозяева, любящие  свою  страну,  свой  родной  город.  Как  решать  эти  задачи?  С  чего начать?  Начните  с  личного  примера,  со  своего  нетерпимого  отношения эгоистическому, потребительскому отношению к окружающему.

На  садовую  скамейку  для  отдыхающих  ставят  малыша  в  грязных  сапожках, разрешают на нее сыпать песок, «не замечают», когда он рвет зелень, цветы, бегает по газонам. Потом возмущаются, что «кто-то» разрисовал стены в  подъездах,  сделал  гравировку  на  беседке,  дереве,  вырвал  лист  из  чужой книги. В автобусе детям разрешают, есть мороженое, не беспокоясь о том, что оно  может  испачкать  одежду  других  пассажиров.  Так,  постепенно,  у  детей рождается  равнодушие  к  тому,  что  не  принадлежит  тебе  лично.  Многие мелочи  свидетельствуют  о  том,  бережлив,  аккуратен  ли  ребенок,  зреет  ли  в нем  чувство  хозяина,  пройдет  ли  он  мимо  забытой  на  участке  игрушки  или заберет ее в группу; заметит ли, что в аквариуме пора менять воду; что веранда  грязная, и ее надо убирать и т.д.

Совместное  участие  взрослых  и  детей  в  создании,  охране  и  улучшении общественной собственности способствует воспитанию бережного отношения к общественному добру.

-А  сейчас  каждый  из  вас  попробует  придумать  для  детей  1-2  правила настоящего горожанина.

Настоящий горожанин не будет, например:

- сор на улицах бросать;

- в лифте кнопками играть и т.д.;

Вы  можете  придумать  и  свои  правила  с  ребенком  дома,  но  помните, главное не только знать их, а неукоснительно, постоянно выполнять.  

 

5 страница. «Народная мудрость»

Вспомните, пожалуйста, какие вы знаете пословицы о Родине?  

Родина любимая,  что мать родимая.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Человек без Родины, что соловей без песни.

На чужой стороне и весна не красна.

Жить – Родине служить.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.

 

6 страница. «Что такое Родина?»

Что вы понимаете под словом Родина? (ответы родителей)

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка - скромница

И ромашковый бугор. . .

А другим, наверно вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Где недавно был ледок,

И большой соседской фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина. . .

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Уважаемые  родители! Пополните  свои  домашние  библиотеки  книгами,фотографиями, открытками, картами города, приобретите стихи местных   поэтов, репродукции или  картины наших  художников. С  раннего детства начинайте воспитывать любовь к родному городу, к своей Родине!

 

                                                                                                         

                                                                                                       Приложение № 6

                  Экскурсионный маршрут выходного дня

                                «Отдыхаем всей семьёй»

 

   Наш город – маленькая точка на карте огромной страны. В  его  судьбе, как  в  зеркале, отразились все значимые события истории  края и страны. Страницы биографии  Тимашевска воссоздают дух времени и атмосферу созидания.  

Сегодня  в  городе  есть  новые  возможности  и  условия  для  организации досуга детей и взрослых, для того чтобы каждый горожанин мог почувствовать себя частицей родного города.

Уважаемые родители! Наша с Вами задача – познакомить дошкольников с главными сведениями не только о нашей Родине, но и о своей малой Родине!

Ведь  к  патриотическому  воспитанию  нужно  приступать  с  раннего  возраста, тогда малыш начинает осмысленно смотреть на окружающий мир и только так можно  научить  человека    по-настоящему  любить  свою  Родину. Необходимо посещать  с  детьми  музеи,  концерты,  библиотеки,  рассказывать  о  природе  и истории  родного  города,  и  когда  дети  вырастут,  они  станут  не  просто жителями, а настоящими патриотами своего города.

Предлагаем  Вашему  вниманию  маршрут  выходного  дня.  Путешествуя всей  семьёй  по  знакомым  местам  в  нашем  городе,  Вы  сможете  не  только расширить представления и знания детей о том месте, в котором они родились и живут, но и приятно провести время!

1.Мемориальный сквер им. 40-летия Победы

Разбит в год 40-летия Победы в Великой Отечественной войне. На территории сквера: мемориал защитникам города, погибшим в годы гражданской и Отечественной войны; монумент 'Мать', посвященный Е.Ф.Степановой; гранитный камень - обелиск в память о тимашевских ребятах, погибших во время войны в Афганистане; памятник жертвам на чернобыльской АЭС в день 10-летия аварии; аллея героев Советского Союза.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт применения компьютерных технологий при реализации Программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» в дошкольных образовательных учреждениях

В статье описываются некоторые возможности использования компьютерных технологий в дошкольных образовательных учреждениях при изучении детей старшего возраста курса программы "Основы безопасности дете...

Методы и приемы воспитания патриотических чувств к малой родине у детей дошкольного возраста

Методы и приемы воспитания  патриотических чувств к малой родине  у детей дошкольного возраста...

ОПЫТ РАБОТЫ «Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников, через приобщение к традициям и быту кубанских казаков».

1.Литературный обзор состояния вопроса1.1. История темы педагогического опыта в педагогике Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,заботливый садовник укрепляет корень, от мощн...

Фольклор как средство формирования патриотических чувств и развития духовности у детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей детских садов.Цель: Показать приемы и методы работы с произведениями устного народного творчества, повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу раз...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ «Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к традициям и быту кубанских казаков»

1.Литературный обзор состояния вопроса1.1. История темы педагогического опыта в педагогике Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,заботливый садовник укрепляет корень, от мощн...

опыт работы по теме: «Развитие чувства патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста через игру».

laquo;Только тот, кто любит, ценит и     уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».С. Михалков...

Формирование нравственно-патриотических чувств через театрализованную деятельность у детей дошкольного возраста

Формирование у детей эстетического вкуса и потребности духовной культуры является одной из важнейших задач воспитательного процесса. Театральная деятельность – это одна из форм активного приобще...