Формирование предметно-развивающего пространства в решении образовательных задач и создания психологического комфорта дошкольников
статья по теме

Казанцева Людмила Альбиновна

Важным средством решения образовательных задач и создания психологического комфорта у дошкольников является создание предметно-развивающего пространства дошкольного учреждения. Опыт практической работы дошкольных учреждений показывает, что способы формирования образовательного пространства вызывают у педагогов определённые трудности. Данная статья раскрывает условия формирования предметно-развивающей среды  в ДОУ, опираясь на личностно-ориентированную модель взаимодействия между участниками образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_predmetno.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование предметно-развивающего пространства

в решении образовательных задач и создания

психологического комфорта дошкольников

        Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования как начальную ступень в формирования личности. Внимание педагогов дошкольного образования акцентируется на развитии творческих и интеллектуальных способностей детей. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребёнка.

        Важным средством решения образовательных задач и создания психологического комфорта у дошкольников является создание предметно-развивающего пространства дошкольного учреждения.

        Предметно-развивающее пространство – это использование оборудования и другого оснащения в соответствии с целями психологического благополучия ребёнка и его развития.

Опыт практической работы дошкольных учреждений показывает, что способы формирования образовательного пространства вызывают у педагогов определённые трудности.

        Обязательным условием формирования предметно-развивающей среды  в ДОУ является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между участниками образовательного процесса. Это отображается в принципах формирования развивающей среды (В.О.Петровский, Л.М.Кларина, Л.А.Смывина, Л.П.Стрелкова). Рассмотрим их подробнее.

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии регулирует отношения между взрослым и ребенком в образовательном процессе. Комфортное общение возможно при наличии в группах мебели разных размеров. “…чтобы не только воспитатель без затруднения мог “спуститься”, приблизиться к позиции ребенка, но и ребенок мог “подняться” к позиции воспитателя, а иногда и посмотреть на него сверху”.

При осуществлении контакта с ребенком взрослому необходимо найти правильную дистанцию, общее пространство общения и с каждым ребенком в отдельности, и со всей группой в целом. В связи с этим планировка помещений может быть такой, чтобы каждый мог найти психологически комфортное место для занятий и индивидуальной деятельности.

Принцип активности предусматривает реализацию потребности каждого ребенка и взрослого, с одной стороны, в построении своего собственного предметного окружения, а с другого – своей личности и здорового тела. Авторы концепции предлагают формирование условий, которые активизируют возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств. Для этого необходимо по-новому взглянуть на планирование помещений, подойти более умно к использованию их развивающего потенциала, например: формирование “стены творчества” для рисования; мастерских с наборами простых инструментов для привлечения детей к “взрослым” видам деятельности; использование звукового и цветного дизайна при оформлении помещений.

Важным компонентом среды является не только помощь и материалы, предлагаемые взрослыми, но и те, которые изобретают дети. Такой подход к стимулированию детской активности продуктивен.

Принцип стабильности – динамичности. В процессе проектирования развивающей среды необходимо учитывать тот факт, что определить жизненную среду невозможно. Ребенок не “находится” в среде, а осваивает ее, “перерастает”, постоянно изменяется, становится другим каждую минуту. Следовательно, изменяется для него и все окружение.

Принцип комплексации и гибкого зонирования предусматривает возможности детей заниматься по своим желаниям и потребностям одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием  и т.п. Во время реализации этого принципа возможны разногласия: с одной стороны – необходимость пространства для проявления свободной активности детей, а с другой – ограниченность помещений детского сада. Руководствуясь названным принципом, в детском саду должны быть созданы функциональные помещения для занятий музыкой, театральной деятельностью; физкультурой, экспериментированием; творческие мастерские, лаборатории, “кабинеты” с книгами, играми, слайдами и т.п. Помещения обустраиваются так, что создается разное эмоциональное настроение, то есть они могут быть “таинственными”, “смешными”, “загадочными”, “страшными” и т.п. Трансформация может быть обеспечена благодаря использованию легких раздвижных перегородок и ширм.

Во время проектирования развивающей среды следует предусмотреть формирование многофункциональных лабораторий, мини-центров “Измени себя” с набором разных зеркал, одежды, париков, масок, грима и т.п. Это позволит ребенку переживать разные эмоциональные состояния, учиться управлять ощущениями, понимать психологические состояния других.

Реализация принципа эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка предусматривает организацию среды так, чтобы она побуждала детей к взаимодействию с ее разными элементами, повышая функциональную активность ребенка. Окружение может давать детям разнообразные и изменяющиеся впечатления. Учитывая потребность детей в движениях, взрослым необходимо это предусмотреть. Но среда должна не только возбуждать двигательную активность, но и “гасить“ ее, когда необходимо.

Среда окружения должна так же содержать стимулы, которые содействуют знакомству детей со средствами и способами познания предметного мира, социальных отношений, образа Я.

Принцип объединения обычных и неординарных элементов в эстетической организации среды предусматривает подход к оформлению интерьера помещений, при котором используются и классические репродукции, и произведения, побуждающие к мышлению, фантазированию. Можно оформить комнату “Волшебные краски” с оптическим смещением цветного освещения при изменении светофильтров. Такой калейдоскоп позволяет создавать динамику цветного восприятия предметно-развивающей среды, ее изменений по программе развития ощущения цвета, культуры цветовосприятия. В современных ДОУ широко используется оформление интерьера помещений с помощью естественных материалов.

Принцип открытости–закрытости предусматривает функционирование среды   как открытой системы, способной к изменению, коррекции и развитию. Система должна быть не только развивающей, но и развиваться. Принцип открытости – закрытости представлен в нескольких аспектах:

1. Открытость природе. Это предусматривает включение во внутреннюю среду здания оранжереи, открытой веранды, формирования “зеленых комнат” и т.п.

 2. Открытость культуре в ее прогрессивных проявлениях. Элементы культуры – живопись, литература, музыка – должны носить не оформительский характер, а быть частью интерьера.

3. Открытость обществу, семьям детей. Родители должны быть включены в образовательное пространство ДОУ как полноправные участники. Задача педагогов состоит в активном привлечении семей к жизни детей в детском саду.

 4. Открытость своего “Я”, собственного внутреннего мира. Среда должна содействовать формированию и развитию образа “Я”.

Принцип учета половых и возрастных отличий детей. Построение среды с учетом половых отличий – предоставление возможности мальчикам и девочкам проявлять свои склонности и способности согласно принятым в обществе эталонам мужественности и женственности.

Содержание основных положений концепции сориентировано на формирование условий, которые стимулируют у детей интерес к внешнему миру. Сам ребенок рассматривается как источник активности, направленной на познание окружающих объектов и явлений. Рекомендации, направленные лишь на преобразование внешней среды, не полны и не объективны. Воспитателю важно понимать ощущение ребенка, разбираться в его переживаниях, определять причины, отрицательные эмоции и негативное поведение. Это позволит понять важность личностно-ориентированного подхода, поставит перед необходимостью овладения его технологией.

Учет возрастных особенностей детей имеет принципиальное значение. Дошкольник осуществляет свою жизнедеятельность благодаря наличию двух систем, двух миров: мира взрослых и мира детей (детской субкультуры), каждый из которых имеет определенную значимость для ребенка на том или ином возрастном этапе.

Предметно – развивающая среда  детского сада как компонент образовательного пространства имеет в распоряжении ресурсы для организации самопознавательной деятельности ребенка. Формирование условий для развития у ребенка представлений о себе видится в конструировании модели педагогического пространства детского сада, который обеспечивает на разных этапах развития ребенка формирование у него опыта самопознания.

Особенности развития дошкольника делают средством его образования всю окружающую среду. Как компонент образовательной среды ДОУ предметно-развивающая среда охватывает все, что доступно непосредственному восприятию и использованию в практической деятельности.

Реализация указанных принципов в процессе построения предметно – развивающая среда  позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими. В то же время такая предметно – развивающая среда позволяет воспитателю решать конкретные образовательные задачи, привлекая детей к процессу познания и усвоения навыков и умений, развивая любознательность, творчество, коммуникативные способности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Монографии

1.        Корепанова М.В. Теория и практика становления и развития образа Я дошкольника: Монография / М.В.Корепанова. – Волгоград, 2001.

Статьи

2.        Бедерханова В. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых / В.Бедерханова // Развитие личности. –  2000. –  № 1.

3.        Бунеев Р. К Еще раз о личностно-ориентированном образовании / Р.К.Бунеев // Начальная школа до и после. – 2006. – № 12.

4.        Ильницкая Ж. Творческая деятельность и психическое развитие ребенка / Ж.Ильницкая, Л.Остапенко // Дошкольное воспитание. –  2009. – №5

5.        Крынцылова К. Дети выбирают / К.Крынцылова, О.Шапоренко // Дошкольное воспитание.  —2006. — №1.

6.        Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова // Дошкольное образование в России / Под ред. Р.Б. Стеркиной. – М.: АСТ, 1996.

Авторефераты

7.        Сорина А.К. Проектирование образовательной среды дошкольного учреждения: Автореферат,  канд. пед. наук / А.К.Сорина. – СПб.: СПбАППО, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель предметно-развивающей среды в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ как средство оптимизации речевого развития детей с нарушениями речи

Назначение логопедического кабинета – создание рациональных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами.1....

Кружковая работа в ДОУ. Формирование навыков конструирования и решения творческих задач у детей дошкольного возраста с помощью игры В.Воскобовича «Геоконт»

Примерное планирование с развивающей игрой В. Воскобовича "Геоконт" по формированию конструктивного и творческого мышления у детей среднего и старшего дошкольного возраста....

Реализация инегративного подхода в решении образовательных задач по образовательной области художественно - эстетическое развитие

Призинтация используется для воспитателей по художественному - эстетическому развитию по ФГОС...

Варианты игровых упражнений для решения образовательных задач по формированию пространственных представлений

Варианты игровых упражнений для решения образовательных задач по формированию пространственных представлений...

Варианты игровых упражнений для решения образовательных задач по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста на различных возрастных этапах

Варианты игровых упражнений для решения образовательных задач по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста на различных возрастных этапах...

Реализация интегрированного подхода при решении образовательных задач по направления развития: - физическое, - познавательное, - речевое, - художественно-эстетическое, - социально-коммуникативное. (Образовательный продукт – памятка в помощь педагогу)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 37 комбинированного вида143560 Московская область, Истринский район, пос. Курсаково, д. 11 тел. 8-498-729-39-84...

Варианты игровых упражнений для решения образовательных задач по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста на различных возрастных этапах.

Варианты игровых упражнений для решения образовательных задач по формированию пространственных представленийу детей дошкольного возрастана различных возрастных этапах....