Ново-Иерусалимский монастырь
статья по теме

Краткая хронология Ново-иерусалимского монастыря

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краткая хронология Нового Иерусалима

1649–1650 – иеромонах Арсений (Суханов), находившийся в составе русского посольства, начинает составлять проскинитарий – подробное описание храмов и городов Святой земли с детальными обмерами главных святынь, в том числе храма Гроба Господня в Иерусалиме

1652 – после смерти патриарха Иосифа митрополит Новгородский и Прилуцкий Никон избран на первосвятительский престол

1656 – патриарх Никон основывает Воскресенский монастырь на р. Истре

1658 – начинает строиться Воскресенский собор

1658 – разойдясь во взглядах с царем Алексеем Михайловичем, Никон удаляется в Воскресенский монастырь

1666 – Никон лишен архиерейского сана и сослан в Ферапонтов монастырь. В вину ему ставят помимо прочего создание монастырей «с неприличными обаче титлами и суетными именованиями, новый Иерусалим нарицая и Голгофу, Вифлеем, Иордан и Галилею, глумяся из божественных вещей и ругаясь вещем святым»

1681 – скончался Никон

1723 – обрушился шатер над часовней Гроба Господня

1749 – императрица Елизавета Петровна возобновляет строительные работы в монастыре, ее указом монастырю возвращено историческое имя: «Ставропигиальный Воскресенский, Новый Иерусалим именуемый, монастырь»

1759 – спроектированный Растрелли деревянный шатер завершен

1874 – архимандрит Леонид устраивает в северной трапезной палате музей Никона

1919 – Воскресенский монастырь закрыт и объявлен «художественно-историческим памятником старины»

1941 – дивизия СС «Райх» взрывает монастырь. Обрушилась колокольня, шатер ротонды и большая глава Воскресенского собора

1993 – завершен монтаж восстановленного шатра ротонды

1994 – возобновлен Ставропигиальный Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь

Введение.

В традиционные отношения между русским государством и церковью семнадцатый век внёс значительные коррективы. По замыслу сторонников церковной реформы, начавшейся в 1653 году, исправление книг и унификация обрядов должны были укрепить церковь, централизовать её, приведя в соответствие с государственным аппаратом. На самом же деле реформа стала новым этапом подчинения церкви государству.

Русская церковь к этому времени превратилась в огромное «государство в государстве». Её земельные владения, а, следовательно, и экономическое могущество были столь велики, что позволяли ей соперничать со светской властью. Именно поэтому Соборное уложение 1649 года, разработанное правительством Алексея Михайловича, запрещало всем церковным организациям, прежде всего монастырям, любыми способами приобретать новые земельные владения. Одновременно был создан Монастырский приказ, который взял на себя судопроизводство над населением монастырских вотчин. Эти мероприятия были важным шагом на пути подчинения церковных корпораций общей системе государственной централизации. Таким образом, отношение царского правительства к церкви было двойственным: с одной стороны – борьба за укрепление авторитета церкви, с другой – стремление сделать её подконтрольной государству. Но на некоторых этапах это противоречие отступало на второй план перед решением общих, жизненно важных для правящих верхов задач. Такой задачей в середине семнадцатого века была выработка идеологической программы, которая способствовала бы укреплению авторитета и самодержавной власти, и церкви.

Патриарх Никон.

Во главе русской церкви в период проведения этой реформы стоял Патриарх Никон (1605 – 1681). Его справедливо называют одной из самых ярких фигур русской истории семнадцатого века. Патриарх Никон (Никита Минов) родился в семье крестьянина, получивший обычное для того времени образование в монастырских стенах. С детских лет любил слушать библейские рассказы, вслед за родителями повторял молитвы и познавал церковные обряды. Интерес к религии привёл к тому, что уже в 19 лет Никита стал сельским священником, а в тридцатилетнем возрасте стал монахом Соловецкого монастыря.

В 1646 году Никон приехал в Москву. Состоялась его встреча с молодым царевичем Алексеем Михайловичем, на которого Никон произвёл сильное впечатление своими познаниями и силой характера, поле чего началось быстрое возвышение: он стал архимандритом Новоспасского монастыря, затем митрополитом Новгорода Великого(1649 год), в 1652 году, после смерти Иосифа, - Патриархом московским и всея Руси.

Никон был не только умным, но и властным человеком. Отличала его и жестокость. Во время восстания в Новгороде в 1650 году, будучи новгородским митрополитом, Никон подвергался угрозам и даже, если судить по его письмам царской семье, побоям со стороны восставших горожан, а также впоследствии он возглавил подавление восстания горожан и благословил жестокие расправы над ними. Такое поведение Никона во время новгородского восстания ещё более возвысило его в глазах царя, и в 1652 году, согласно с желанием Алексея Михайловича, был избран патриархом. А на следующий год он начал проведение церковной реформы.

В 1653-1655 годах началось осуществление церковной реформы. Было введено крещение тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных, исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги. В проведение этой реформы Никон вложил свои недюжинные способности, железную волю, нетерпимость к инакомыслящим. Но он столкнулся с противником, равным себе. Против него выступили бывшие соратники и друзья по кружку «ревнителей древлего благочестия». Возглавил их протопоп Аввакум, во всём похожий на Никона, - человек страстный, горячий и нетерпимый.

Деятельность Патриарха Никона не ограничивалась только руководством церковью. По сути, он был одним из влиятельнейших членов правительства Алексея Михайловича. Патриарх принимал активное участие во внешнеполитических делах: способствовал укреплению русско-украинских связей, боролся за выход России к Балтийскому морю. Во время отсутствия в Москве царя, отъезжавшего в войска в ходе русско-польской войны, Патриарх фактически управлял государством. На какое-то время в России сложилось как бы единое правление царя и Патриарха, о котором писали как о «премудрой двоице», подчёркивая неразделимость светской и церковной власти.

Подобную слитность интересов должно было подтвердить и грандиозное строительство Патриарха Никона. Три монастыря, созданные Никоном, первоначально были задуманы в русле начавшейся церковной реформы и подчинены единой идеологической программе. Все они по своему замыслу и прежде всего по названиям имели чёткую международную ориентацию. Иверский монастырь на Валдае (основан в 1653 году) был символическим повторением монастыря Ивер, знаменитого центра православия в Северной Греции, традиционно считавшегося представительством Грузии на Афоне. Создавая одноимённый монастырь в России, Патриарх Никон демонстрировал русско-грузинские связи, которые действительно оживились в семнадцатом веке. На Белом море в 1656 году был основан Крестный монастырь, одноимённый находящемуся в окрестностях Иерусалима. В Иверском и Крестном монастырях в кратчайшие сроки были построены соборы и другие каменные сооружения. Монастыри были снабжены книгами, утварью, а также привезёнными с Афона и Востока иконами и другими святынями.

Иверский монастырь стал своего рода лабораторией, в которой вырабатывались новые для русской культуры приёмы строительства и декоративного искусства. Белорусские монахи, которые населили этот монастырь, привезли с собой не только мастеров, но и оборудование для типографии. Монастырь выпускал свою книжную продукцию (в том числе и сочинения Патриарха Никона), что также было новшеством для России, имевшей до этого только одну типографию – Государев печатный двор в Москве.

Центральным пунктом строительной программы Патриарха Никона стало создание под Москвой Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, задуманного как подобие христианских святынь Палестины. Новый монастырь создавался Никоном в сотрудничестве со светской властью, и строительство его, по крайней мере, на первом этапе, рассматривалось как дело общегосударственное. Это обстоятельство имело важное значение для всей последующей истории монастыря.

Для нового строительства Патриарх Никон начал приобретать земли по реке Истре – левому притоку Москвы-реки. Это территория древнего Сурожского стана, упоминаемого в письменных источниках с начала четырнадцатого века. Позднее населёнными местами по Истре владели роды Пушкиных, Голохвастовых, Пожарских, Черкасских. В середине семнадцатого века, к моменту земельных приобретений Патриарха Никона для нового монастыря, среди владельцев земель по реке Истре мы находим Троице-Сергиев и Иосифо-Волоколамский монастыри, стольника Р.Ф. Бобарыкина и других, более мелких вотчинников.

Никон старался подражать своему предшественнику - Филарету, активно вмешивавшемуся в светские дела. Но именно это привело к разрыву между Патриархом и царём Алексеем в 1658 году. Царь Алексей Михайлович перестал посещать службы, которые вёл Никон, приглашать его на приёмы во дворец.

Обидчивый и гневливый Никон не выдержал. На богослужении в Успенском соборе Кремля он отказался от патриаршества, покинул столицу и уехал в один из построенных им монастырей – Воскресенский Ново-Иерусалимский к северо-западу от Москвы. Никон ждал, что царь будет умолять его вернуться в Кремль. Но тот, обрадованный таким поворотом событий, отдал приказание подыскать нового кандидата в патриархи, более сговорчивого. Но не тут- то было! Никон не спешил давать согласие на уход, со сладким бременем власти ему расставаться не хотелось. И так продолжалось восемь лет. Только в 1666 году состоялся суд, на который под охраной стрельцов привезли Никона. Его свели с патриаршества и сослали в Ферапонтов монастырь, потом перевели в Кирилло-Белозёрскую обитель.

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь.

Ансамбль Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря – один из красивейших в богатой истории древнерусского зодчества. Основанный в 1656г. Монастырь начал застраиваться каменными (кирпичными) зданиями с 1658 года и в последующие сорок лет, к концу 17 столетия, его архитектурный облик полностью сформировался.

Основателем и первым строителем монастыря был патриарх Никон. Патриарх, пользуясь расположением царя Алексея Михайловича, захотел устроить обитель с храмом Воскресения Господня подобным иерусалимскому храму с Гробом Господним. Цель его была ознакомить русских верующих, не имеющих возможности самим побывать в Иерусалиме, со священными местами воскресения и погребения Христова. Выбрав красивое место, напоминающее местность Палестинскую, и получив разрешение от царя, патриарх Никон посылает ученого иеромонаха Троице-Сергиевой Лавры Арсения Суханова в Иерусалим, чтобы привезти оттуда чертежи и планы Воскресенского храма.

Арсений благополучно совершил свою поездку и привез Никону не только чертежи и план, но и модели храма Гроба Господня и Вифлеемской церкви. Тогда же под личным наблюдением самого патриарха, который жил здесь в построенном им скиту, стали воздвигаться стены храма и другие постройки. Но Никону не суждено было окончить предпринятую им постройку и увидеть ее осуществление. Осужденный Московским собором святителей и лишенный патриаршего сана, Никон был сослан в Ферапонтов монастырь простым монахом. В 1679 году, после смерти Алексея Михайловича, сын и преемник его Федор Алексеевич повелел продолжить строительство обители, возвратив из ссылки и самого Никона. Но первосвятителю и на этот раз не суждено было увидеть свое детище, как называл он свой скит и обитель. Удрученный годами и ссылкой Никон скончался в пути, а его тело было привезено и погребено в приделе Иоанна Предтечи под Голгофой. Только спустя сто лет, при императрице Елизавете Петровне, храм и монастырские корпуса были достроены, а сам монастырь обнесен каменной стеной. Ново-Иерусалимский монастырь  изначально был подмосковной резиденцией патриархов. Расположился монастырь на землях села Воскресенское и задумывался патриархом как будущий центр православного мира.

Почему же Новый Иерусалим? Изначально, холм на котором был заложен мужской монастырь получил название Сион, а окружающие территории получили палестинские названия - Елеонский холм, холм Фавор, село Микулино стали называть Преображенским, бывшая Зиновьева пустошь стала Копернаумом. Рекой Иордан стала протекающая у подножия холмов река Истра. Здания монастыря задумывались и были построены как подобия сооружений Иерусалима. Например, одноглавый крестово-купольный Воскресенский собор (1656—1685), построен по образу и подобию Храма Гроба Господня. Они были придуманы лично Никоном, и разительно отличаются от прототипа. Сам собор представляет из себя крестово-купольный одноглавый храм.  К нему пристроены шатровая часовня Гроба Господня, Успенская церковь, в которой находятся мощи великомученицы Татьяны, подземная Константино-Еленинская церковь. На освящении деревянной Воскресенской церкви монастыря в октябре 1657 года присутствовал царь Алексей Михайлович. По одной из версий, именно он впервые назвал монастырь Новым Иерусалимом.Спустя сто лет после постройки Воскресенского собора, в середине 18 века проводилась первая крупная реставрация собора. Реставрационные работы проводятся под руководством знаменитого архитектора Бартоломео Растрелли. Непосредственным автором проекта восстановления  был известный московский архитектор Карл Иванович Бланк. Первый проект реставрации так и не был реализован, и лишь в 1756-1759 годах Карл Иванович Бланк лично возглавляет реконструкцию Воскресенского собора Ново - Иерусалимского монастыря. С юга когда-то была колокольня. Однако она была разрушена в годы войны и так и не восстановлена. С востока пристроена полуподземная церковь Константина и Елены — в нее ведут тридцать три ступени, их количество символизирует число земных лет жизни Иисуса Христа. Весь комплекс богато украшен изразцами. В соборе был единственный в России полностью изразцовый иконостас. До наших дней дошли семь из десяти панелей иконостаса. За западными Елизаветинскими воротами Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря находится местность, названная  Гефсиманским садом. Выход из ворот оформлен широкой каменной лестницей, спускавшейся по склону холма. Сада как такового, давно уже нет. Сейчас на его месте парк в излучине реки Истры — подмосковного Иордана. В этом месте, недалеко от монастырской стены, патриарх Никон устроил скит, в котором он жил во время своего шестилетнего пребывания в монастыре после ссоры с царем Алексеем Михайловичем и самовольного отказа от патриаршей престола в 1658 году. Скит, построенный по типу афонских скитов,  имеет вид восточной жилой башни. Сюда он удалялся во время постов из монастыря и проводил время среди избранных учеников.

Скит Патриарха Никона.

В 300 метрах к северо-западу от бывшего монастыря на берегу Истры находится интереснейший памятник архитектуры XVII века – «отходная пустынька», или скит Патриарха Никона. «Да за монастырём церковь на островку, что именуется пустыня, в которой моливился в Великий пост бывший Никон Патриарх…» - сообщает монастырская опись 1679 года. Остров был образован искусственными протоками, отведёнными от Истры. Следы этих протоков сохранились сейчас в виде оврагов окружающих этот памятник.

Скит представляет собой миниатюрную постройку, цельно и гармонично объединяющую в себе культовые, жилые и хозяйственные помещения. Свой почти полностью дошедший до нас облик скит Патриарха Никона приобрёл не сразу. В процессе создания – с конца 1650-х годов до 1662 года – изменились и замысел, и система архитектурного убранства. Сначала это было двухэтажное небольшое сооружение с крыльцом. С востока к нему примыкала маленькая четырёхстолпная церковь с полукруглым выступом алтаря – апсидой. Первые два этажа скита не разделены карнизом и отличаются только характером оформления расположенных рядами окон. Окна помещений нижнего этажа не имеют наличников. Окна второго этажа наряднее. Очевидно, скит начали строить тогда, когда изразцовое производство в Воскресенском монастыре ещё не было налажено, поэтому оконные наличники второго яруса, типичные для русской архитектуры того времени, выполнены из кирпича.

Решительно меняется декор верхних двух этажей памятника, строительство которых велось, очевидно, в начале 1660-х годов. Тогда первый этаж окончательно стал хозяйственным. Проемы между столбами храма были заложены, престол упразднен. На втором этаже в небольших кельях размещались келейники патриарха Никона. Третий этаж – это церковь Богоявления с трапезной, келья патриарха и приемная с небольшой прихожей. На плоской кровле кубического, слегка, вытянутого вверх объема здания разместился четвертый этаж – восьмигранная церковь Петра и Павла, маленькая колоколенка и крошечная келья с каменным сиденьем, в которой можно поместиться лишь сидя и согнувшись. Наличники окон двух верхних этаже изразцовые. Изразцами выложены карнизы и порталы внутри и снаружи. На гранях Петропавловской церкви – керамические херувимы, аналогичные херувимам Воскресенского собора. Керамический декор скита сходен с убранством собора составом изразцов и общей схемой их расположения, однако здесь не использованы ордерные формы.

В окончательном варианте скит приобрел снаружи вид небольшого четырехъярусного одноглавого храма с плоской кровлей. Задуманный первоначально как уединенное жилье, скит в конечном итоге превратился в многозначное сооружение, и в первую очередь в символ столпничества – наиболее сурового вида христианского отшельничества.

Архитектурный образ этого памятника многообразен. С юга и с севера это довольно нарядная постройка, напоминающая и жилые палаты XVII века, и древние храмы Новгорода с их гладкими стенами, лестничными башнями и асимметричными завершениями. С востока узкий столпообразный объем со стройным выступом апсиды. Завершенный восьмигранной главой – церковью, ярко демонстрирует устремленность к небу. С запада выступает лестничная пристройка, несущая келью, которая предназначалась для уединенных молитв.

Украшением интерьеров служили ныне утраченные изразцовые печи и керамические полы.

В 1975 году под руководством архитектора Г.В. Алферовой (1912-1984гг.) началась реставрация скита. Были проведены археологические раскопки, в результате которых обнаружены остатки крыльца с западной стороны и большое количество керамики.

До начала исследовательских работы скит принимали за трехъярусное сооружение с подвалом. Однако, оказалось, что нижний хозяйственный этаж в XIX веке был засыпан слоем земли до верха окон. Земля была снята, и открылись первоначальные дверные и оконные проемы.

Под слоем поздних побелок обнаружены остатки розово-цемяночного раствора. Это позволило восстановить первоначальный цвет здания.

Монастырьский Некрополь.

Памятники монастырского некрополя находятся внутри Воскресенского собора и на территории монастыря, к югу и к северу от подземной церкви Константина и Елены. В настоящее время сохранилось 74 надгробия. Некрополь, как и весь архитектурный ансамбль, пострадал в годы Великой Отечественной войны. Многие памятники были разбиты, некоторые сдвинуты с места захоронения или исчезли. Документы монастырского архива и литературные источники позволяют получить сведения о несуществующих ныне захоронениях и воссоздать историю монастырского кладбища.

Наиболее древняя часть некрополя – усыпальница XVII века – находится внутри Воскресенского собора. Первые захоронения относятся к 1965 году. Под лестницей, ведущей в придел Голгофы, по распоряжению патриарха Никона были погребены художник Петр Заборский и иподьякон Никита Никитин.

Уже при строительстве собора частично была воспроизведена та система гробниц-святынь, которая существовала в храме-подлиннике в Палестине. По церковному преданию, под Голгофой находились захоронения первого человека Адама и первого ветхозаветного священника Мельхиседека. На этом месте в храме Гроба Господня в Иерусалиме существует придел Иоанна Предтечи, иначе называемый Адамовым. С XII века, времени владычества крестоносцев, в этом приделе помещались гробницы исторических лиц – первых иерусалимских королей Готфрида Бульонского и Болдуина (об этом гласит текст каменной коррективы, укрепленной в 1680-е года у входа в одноименный придел Воскресенского Новоиерусалимского собора).

Система гробниц Иерусалимского храма в какой-то степени повлияла на размещение наиболее древних памятников некрополя Воскресенского монастыря. В первую очередь это можно отнести к гробнице самого патриарха Никона – по завещанию он был похоронен именно в приделе Иоанна предтечи, что должно было поставить в один ряд патриарха – «первосвященника» русской церкви с первосвященником ветхозаветным.

Такую же аналогию можно усмотреть в том, что ближайшие ученики Никона, настоятели Ново -  Иерусалимского монастыря, были похоронены в первом ярусе колокольни, там, где в храме-подлиннике хоронили иерусалимских патриархов. В церкви Всех Святых под колокольней сохранились могилы архимандрита Герасима (1659-1665гг.) и архимандрита Германа (1681-1682гг.). В связи с разрушением собора места захоронения других настоятелей монастыря неизвестны, но из документов архива явствует, что традиция захоронения их внутри собора продержалась до второй половины XVIII века. Например, в 1771 году в соборе был погребен архимандрит Никон (1768-1771гг.).

В южной части Воскресенского собора, где сосредоточены наиболее ранние захоронения, в приделе Архангела Михаила погребен Иван Шушерин – первый «жизнеописатель» Никона.

С захоронениями этого периода связаны замечательные памятники поэзии и эпиграфики конца XVII века – стихотворные эпитафии. Наиболее яркой из них является эпитафия патриарху Никону, высеченная на белокаменной плите. Автор ее – архимандрит Герман. В эпитафии изложена история жизни, изгнания и смерти патриарха.

Вторая стихотворная эпитафия принадлежит архимандриту Никанору. Она помещена над захоронением архимандрита Германа и говорит о нем как о «рачителе писания хитроученом», «сочинителе изрядных песнопений» и «сложного писания» над гробом патриарха.

С течением времени внутри собора и на территории монастыря появляются захоронения местных землевладельцев и лиц, сделавших крупные вклады в монастырь. Первое захоронение такого рода – могила Василия Юшкова (ум. 1726) в приделе Архангела Михаила. Он был стольником вдовствующей царицы анны Иоанновны. В 1723 году В. Юшков был сослан в Нижний Новгород, а последние годы своей жизни провел в вотчине, находящейся недалеко от Воскресенского монастыря.

Одна из дочерей Василия Юшкова была замужем за полковником И.М. Самариным. Могилы членов семьи Самариных находятся вне стен собора, к югу от подземной церкви. Самарины были в дальнем родстве с известными славянофилами из кружка И.С. Аксакова – Д.Ф. и Ю.Ф. Самариными.

Родственные связи и близость земельных владений к Воскресенскому монастырю определили состав монастырского некрополя в XVIII веке. Здесь мы находим представителей древних дворянских фамилий – Нащокиных, Олениных, Загряжских, Голицыных, Наумовых и других.

Лица, захороненные в монастыре, находились в родстве с видными государственными и общественными деятелями, деятелями культуры.

Алексей Степанович Бестужев-Рюмин и его дочь Наталья Алексеевна, вышедшая замуж за местного помещика А. Карпова, представители старого дворянского рода Бестужевых-Рюминых, из которого вышли известные государственные деятели периода царствования Петра I, анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, декабрист М.П. Бестужев.

Семья Шуваловых может служить интересным примером родственных связей, определявших захоронения в Воскресенском монастыре. В 1749 году был сделан крупный вклад в монастырь женой фельдмаршала П.И. Шувалова Марфой Егоровной, урожденной Шепелевой. На монастырском кладбище находим могилы ее дальних родственников М.И. Шепелевой и ее мужа В.А. Сухово-Кобылина – родителей известного драматурга А.В. Сухово-Кобылина. Здесь же погребения сестры П.И. Шувалова Екатерины (в замужестве Олениной) и ее дочери Е.И. Хитрово.

Иногда лица, делавшие крупные вклады на поновление приделов собора, получали разрешение на захоронения в этих приделах. Предводитель дворянства Волоколамского уезда Б.А. Загряжский (дальний родственник тещи А.С. Пушкина) и его жена были похоронены в приделе Двенадцати и семидесяти апостолов.

В начале XIX века сын великого русского полководца А.В. Суворова Аркадий Александрович Суворов дал крупный денежный вклад на поновление придела Благоразумного разбойника в подземной церкви, позже переименованного в честь иконы богоматери «Утоли Моя Печали». В 1806 году здесь была похоронена вдова полководца Варвара Ивановна Суворова, урожденная Прозоровская. Аркадий Александрович, по свидетельству современника, «складом ума, характером и воинским дарованием напоминавший отца», погиб при переправе через реку Рымник в 1811 году. Он был погребен рядом со своей матерью в том же приделе. Обе надгробные доски из чугуна сохранились.

Что касается поздних могил, второй половины XIX века, то это захоронения лиц, принадлежащих к разным сословиям.

Наиболее поздним является погребение А.С. Цуриковой (ум. 1907). Она была женой промышленника П.Г. Цурикова, сделавшего большой вклад на ремонт монастыря. Сохранился памятник из лабрадорита с мозаичным изображением Марии с младенцем, выполненным по эскизу известного русского художника В.М. Васнецова.

Памятники Ново-иерусалимского некрополя представлены несколькими типами. К наиболее ранним относятся памятные доски, вмурованные в стены, саркофаги, белокаменные плиты. Эти типы надгробий самые распространенные. Они видоизменялись, но просуществовали до конца XIX века. В 50-е и 60-е годы XVIII века появляются каменные медальоны, вмурованные в стену, которые украшались коронами, ангелами, причудливым растительным орнаментом. В конце XVIII века барочный декор сменился классическим – надгробные плиты украшены более мелкими, упрощенными деталями, розетками, драпировками, монограммами. Наряду с саркофагами появились и новые типы памятников – «пирамиды» и «жертвенники», сохранившиеся во фрагментах. Для памятников XVIII-XIX веков характерно разнообразие материалов: известняк, чугун. Гранит, мрамор, лабрадорит. Памятники некрополя помогают установить не только круг лиц, захороненных в Ново-иерусалимском монастыре, но порой являются важным источником для изучения истории монастыря, его социально-культурных связей.

Заключение.

В 1995 году архитектурный ансамбль Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря Постановлением Правительства Российской Федерации передан Русской Православной церкви. С этого времени на его территории находится Ставропигиальный Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь и Историко-архитертурный и художественный музей «Новый Иерусалим». В данное время продолжаются реставрационные работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "История Свято - Троицкого мужского монастыря"

Данный доклад был составлен в рамках проекта "Изучение истории Свято - Троицкого мужского монастыря"...

Презентация "Храмы, монастыри нашего края"

Эта презентация поможет познакомить детей с храмами и монастырями нашего края...

экскурсия в монастырь

экскурсия в монастырь...

Брошюра "Православная Камчатка. Храмы и монастыри"

Брошюра «Православная Камчатка. Храмы и монастыри», включает информацию, фотографии храмов и монастырей города Петропавловска-Камчатского, знакомит с архитектурой и особенностями. В брошюр...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Тайны Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря»

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств, воспитание любви и интереса к малой Родине и ближайшему окружению. Чувс...