ПРОЕКТ «Система опытно-исследовательской деятельности – источник формирования осознанно-правильного отношения ребенка-дошкольника к природе»
методическая разработка на тему

Гармаш Любовь Николаевна

Проект представляет систему работы ДОУ по  формированию опытно-исследовательской деятельности дошкольника, ориентированной на формирование осознанно-правильного отношения к природе, изменение профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_eksperim.deyat-ti.docx36.25 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Система опытно-исследовательской деятельности – источник формирования осознанно-правильного отношения ребенка-дошкольника к природе»

Составила: Гармаш Любовь Николаевна, старший воспитатель

 

Тип проекта: краткосрочный

 Участник проекта: старший воспитатель МДОУ  ЦРР – детский сад №61 «Мечта» Гармаш Любовь Николаевна 

 Целевая группа: педагоги МДОУ ЦРР – детский сад №61 «Мечта»

 Сроки реализация: октябрь 2011 г. - январь 2012 г.

Паспорт проекта

Наименование проекта        

 «Система опытно-исследовательской деятельности – источник формирования осознанно-правильного отношения ребенка-дошкольника к природе»

Основания для разработки

1.Федеральные государственные образовательные требования

2.  Задачи и формы организации деятельности дошкольника по новой программе «От рождения до школы» под ред. Вераксы.

Цель проекта

Разработка системы опытно-исследовательской деятельности дошкольника, ориентированной на формирование осознанно-правильного отношения к природе, изменение профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта практической деятельности.

Задачи проекта

 1. Проанализировать готовность педагогов к внедрению опытно-исследовательской деятельности в образовательный процесс ДОУ по экологическому воспитанию  и выявить профессиональные затруднения.

2. Организовать методическое сопровождение педагогов, внедряющих опытно-исследовательскую деятельность.

3.Оценить результативность проекта и определить перспективы деятельности по подготовке педагогов к внедрению системы опытно-исследовательской деятельности в ДОУ по экологическому воспитанию.

Структура проекта

  1. Содержание проблемы.
  2. Цели и задачи проекта.
  3. Концепция решения проблемы.
  4. Ресурсное обеспечение проекта.
  5. Анализ возможных рисков и способы их преодоления.
  6. Распределение обязанностей в команде.
  7. Внешние связи методической службы по реализации проекта.
  8. Этапы реализации.
  9. Ожидаемые результаты реализации проекта.
  10. Критерии оценки результата.

Сроки и этапы реализации

1 этап.  Организационно-подготовительный.

(октябрь 2011 года)

2 этап. Внедренческий. (ноябрь 2011 года – декабрь 2011 года)

3 этап. Обобщающий. (январь 2012 года)

Назначение проекта

Проект является  документом деятельности МДОУ ЦРР – детский сад №61 «Мечта» на октябрь 2011 года – январь 2012 года

Ожидаемый конечный результат реализации проекта        

Профессиональная готовность педагогов  

к реализации внедрения системы опытно-исследовательской деятельности в образовательный процесс ДОУ по экологическому воспитанию.

Система организации контроля  за исполнением проекта

Контроль в рамках проекта осуществляет  заведующая ДОУ.

Актуальность

      Современное дошкольное учреждение имеет в своем арсенале множество личностно-ориентированных образовательных технологий и представляет широкое поле для педагогического творчества. В пределах реализуемой в ДОУ образовательной программы воспитатели могут использовать инновационные технологии и методики работы с дошкольниками. При этом задача руководителя заключается в своевременном отслеживании такой работы в учреждении, обобщении и распространении успешного опыта.

    Многие образовательные программы предполагают использование методов детского экспериментирования на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и др. организуя познавательно-исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность, педагог имеет возможность развивать у детей мыслительные, речевые и творческие способности, реализовывать индивидуальный подход, решая при этом образовательные  и методологические задачи.

1.Проблема, на решение которой направлен проект:

      В соответствии  с  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября  2009 г. № 655 утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования:  образовательным учреждениям  предстоит переход на ФГТ.

      ФГТ призваны решать проблемы, связанные с повышением качества образования. Главное - внимание акцентируется на обеспечении надлежащих условий для развития личности дошкольников и активизации инновационных аспектов деятельности. Федеральные государственные требования делают выбор в пользу ребенка.

      А это значит, что педагоги должны сделать выбор в пользу наиболее творческих, соответствующих потребностям дошкольника, технологий, одной из которых является технология экспериментирования.

       Но не все педагоги готовы перестроиться и принять эту технологию в работу с детьми:

 30% педагогов – считают опытно-исследовательскую деятельность трудной для подготовки;

40% педагогов – считают, что применение этой технологии не всегда отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей;

и лишь 30% педагогов –  применяют или готовы уже сейчас применять метод экспериментирования в работе с детьми своей группы.

2.Цель проекта: Разработка системы опытно-исследовательской деятельности дошкольника, ориентированной на формирование осознанно-правильного отношения к природе, изменение профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта практической деятельности.

Задачи:  

  1. Проанализировать готовность педагогов к внедрению опытно-исследовательской деятельности в образовательный процесс ДОУ и выявить профессиональные затруднения.
  2. Организовать методическое сопровождение педагогов, внедряющих опытно-исследовательскую деятельность по экологическому воспитанию.
  3. 3.Оценить результативность проекта и определить перспективы деятельности по подготовке педагогов к внедрению системы опытно-исследовательской деятельности в ДОУ по экологическому воспитанию.

3.Концепция решения проблемы:

В основу проекта положены:

  1. содержание Федеральных Государственных Требований;
  2. идеи теории мотивационного управления (Шалаева И.К. Поташника М.М.), деятельностного подхода в образовательном процессе, основы саморазвития личности (Т.И.Шамовой и П.И.Третьякова):
  1. мотивированность самообразования педагогов;
  2. повышения профессиональной компетентности в условиях практико-ориентированной деятельности;
  3. рефлексия собственной деятельности – обязательное условие саморазвития личности;
  1. программа «От рождения до школы» под ред. Вераксы

Основополагающие идеи:

  1. Использование активных форм обучения, для того, чтоб заинтересовать большинство педагогов на участие в методической работе:
  1. обучение тому, что необходимо в практике;
  2.  обучать через деятельность.
  1. Для того чтобы освоить содержание, необходимо соблюдение цикла: теоретическая подготовка – практика – самообразование – профессиональное общение.

               Неподготовленность некоторых педагогов к организации опытно-исследовательской деятельности  вызвала необходимость разработки специальной программы – системы последовательных мер по их подготовке.

          Программа разрабатывалась исходя из реального уровня подготовленности педагогов, их запросов, потребностей,  условий ДОУ. При подготовке программы были использованы  теоретические и научные рекомендации, принципы и идеи, предшествующий результативный опыт практической методической работы педагогов ДОУ.

      Программа  состоит из 3 разделов:  

  1. Информационная поддержка педагогов ДОУ.
  2. Поддержка формирования и развития кадрового потенциала.
  3. Поддержка нормативного обеспечения.

 Содержание Программы поможет педагогам:

  1. глубже переосмыслить сущность, цели и задачи дошкольного образования;
  2. овладеть новыми педагогическими технологиями, обеспечивающими личностно-ориентированный  подход;
  3. проанализировать  методическое обеспечение, учебно-дидактические пособия;
  4. расширить возможности личностного саморазвития и самореализации педагогов.

Основные  формы, используемые в ходе реализации проекта:

  1.  мастер-классы;
  2. консультации;
  3.  открытые просмотры;
  4. семинары-практикумы.

     

    Реализация проекта является краткосрочным направлением в деятельности коллектива МДОУ ЦРР – детский сад №61 «Мечта»  с октября2011 года  -  январь 2012 года.

4. Ресурсное обеспечение проекта:

Ресурсы

Наличие

Способ получения ресурса

1. Материально-техническое обеспечение проекта

-Наличие методического обеспечения по теме;

-наличие условий и материалов для реализации проекта.

-приобретение литературы и создание условий силами педагогов.

2. Трудовые ресурсы

-  Теоретическая подготовка педагогов  - на основе, которой и будет выстроена работа.

Организация и проведение методической работы в ДОУ: семинар, консультации, педагогический  совет, открытый просмотр.

3.Информационные ресурсы

- имеется  выход в Интернет, стационарная  и сотовая  телефонная связь, электронная почта.

-  официальный сайт  ДОУ (detskisadme4ta61@.ru)

введение в стимулирующие показатели оплаты труда заведующего ДОУ; регулярность работы с сайтом, электронной почтой.

5. Анализ возможных рисков и способы их преодоления:

Планируемый риск

Возможный способ преодоления

Сопротивление отдельных педагогов нововведениям

Использовать возможности  по стимулированию педагогов, вовлечению их в инновационную практику

Часть педагогов формально принимают нововведения, но перенесение их в работу пока  не выходит;

часть не вникают в суть предстоящих изменений.

Практическая реализация основных мероприятий, заложенных программой.

Увеличение временных затрат на самообразовательную деятельность педагогов

 Возможность предоставления методических дней педагогам ДОУ

Образовательные потребности педагогов могут превышать возможности методического сопровождения

Привлечение специалистов извне за счет образовательных учреждений

Широкий спектр деятельности для педагогов может снизить качество предъявляемых образовательных услуг

Рациональное распределение обязанностей

6. Распределение обязанностей в команде

Заведующая:

 руководит реализацией проекта, координирует деятельность сотрудников по реализации проекта; осуществляет контроль за ходом реализации проекта.

Старший воспитатель:

  1. является основным участником реализации проекта;
  2. выполняет функции методической поддержки и консультирования по своему направлению работы; функции информационно-аналитической деятельности;
  3. организует  методическую работу в ДОУ:   открытые просмотры, семинар, мастер-класс, консультации и др.;
  4. занимается информационным сопровождением проекта: поиск и подбор информационных ресурсов в сети Интернет, периодической печати, литературе.

7. Этапы реализации проекта:

1 этап.  Организационно-подготовительный. 

(октябрь 2011 года)

Содержание этапа:

1.1.  Анализ состояния готовности  ДОУ и педагогов к внедрению опытно-исследовательской деятельности в образовательную работу ДОУ по экологическому воспитанию:

- беседы с педагогами ДОУ;

- изучение опыта работы;

- определение путей совершенствования методической работы с педагогами.

1.2. Разработка программы методического сопровождения внедрения опытно-исследовательской деятельности в практику ДОУ.

2 этап. Внедренческий.

(ноябрь 2011 года –  декабрь 2011 года)

Содержание этапа:

2.1. Реализация программы внедрения опытно-исследовательской деятельности в образовательную работу ДОУ по экологическому воспитанию.

2.2. Контроль за соблюдением графика проведения мероприятий программы.

3 этап. Обобщающий. 

(январь 2012 года)

Содержание этапа:

3.1. Оценка эффективности реализации проекта.

3.2. Выявление, обобщение  педагогического опыта в условиях внедрения  опытно-исследовательской деятельности в практику ДОУ.

3.3. Определение путей совершенствования методической работы, обеспечивающей сопровождение внедрения опытно-исследовательской деятельности в образовательную работу по экологическому воспитанию в ДОУ.

8. Ожидаемые результаты реализации проекта:

  1. Определены необходимые изменения в технологиях обучения и воспитания; подготовленность педагогов к внедрению опытно-исследовательской деятельности в образовательный процесс по экологическому воспитанию.
  2. Обеспечена информационная, методическая, технологическая готовность педагогов для работы с детьми  по  внедрению опытно-исследовательской деятельности в образовательный процесс по экологическому воспитанию.
  3. Педагоги ознакомлены  с технологиями разработки  экспериментальной деятельности с учетом возраста детей.
  4. Расширены возможности и потребности педагогов в повышении своей профессиональной компетентности за счет использования разных форм методической работы.
  5. Повышение качества образования.

9. Критерии оценки результата.

Критерии

Показатели

1.Знание парциальных программ и технологии разработки проектов по внедрению опытно-исследовательской деятельности в образовательный процесс ДОУ по экологическому воспитанию

 создание педагогом  проектов, на основе образовательной программы;

2. Готовность педагогов использовать технологии, отвечающие требованиям ФГТ.

 все педагоги прошли обучение на  семинарах, мастер-классах  по формированию технологической компетентности;

3. Решение проблемы выбора тематики опытно-исследовательской деятельности с учетом интересов всех субъектов образовательного процесса

Определен список методических  пособий, которые будут использоваться в образовательном процессе.

4. Уровень профессиональной компетентности педагогов

1) обучение на семинарах, консультациях, открытых просмотрах, мастер-классах педагогов;

2) повышение уровня компетентности педагогов.

Приложение

Программа методического сопровождения

внедрения опытно-исследовательской деятельности

в образовательный процесс ДОУ

Цель:  методическое сопровождение при введении системы опытно-исследовательской деятельности дошкольника, ориентированной на формирование осознанно-правильного отношения к природе, изменение профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта практической деятельности.

Задачи:

  1. Включить педагогов  в процесс освоения экспериментальной деятельности дошкольников, оценивания достижений планируемых результатов образования.
  2. Обновить методическую базу  по  экологическому воспитанию посредством организации опытно-исследовательской деятельности в ДОУ.
  3.  Разработать проекты с использованием опытно-исследовательской деятельности, как ведущей, по всем возрастным группам.

Содержание

Формы

Планируемый результат

1. Клуб исследователей природы – форма экологического обучения дошкольников

консультация

Использование педагогами ДОУ новых форм работы с детьми

2. Непосредственная образовательная деятельность по экологии с элементами ОБЖ и экспериментированию

 « Снежные секреты»

открытый просмотр

Получение опыта практического применения   и организации опытно-исследовательской деятельности

3. Экскурсии как средство воспитания экологической культуры.

 консультация

 

Систематизация знаний по экологическому воспитанию дошкольников

4. «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»

семинар

Повышение эффективности работы педагогов по организации и руководству опытно-экспериментальной деятельности;

определение перспектив работы по оптимизации условий для детского экспериментирования.

5."Как научить детей изобретать"

Мастер-класс

Освоение педагогами новых подходов, методов и технологий обучения и воспитания.

6.Организация опытно-исследовательской деятельности в средней группе.

тематическая экспертиза

Оценка состояния работы по опытно-исследовательской деятельности в группах среднего возраста.

7. Оказание методической  помощи в определении методического обеспечения по теме.

индивидуальное консультирование;

подготовка методических рекомендаций

Определен список методических пособий, используемых в образовательном процессе по данной теме

8. «Система опытно-исследовательской деятельности – источник формирования осознанно-правильного отношения ребенка-дошкольника к природе»

педагогический совет

Определена  модель организации образовательного процесса по экологическому воспитанию с использованием проектного метода

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕТСКАЯ РУКОПИСНАЯ КНИГА КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНИКА

ДЕТСКАЯ РУКОПИСНАЯ КНИГА КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНИКА...

Работа по самообразованию "Формирование осознанно - правильного отношения к природе в процессе наблюдений за живой и неживой природой на прогулках с детьми 4-5 лет"

Тема моего самообразования для детей средней группы включает в себя:цель, задачи, ожидаемый результат, перспективный план работы с детьми и родителями...

Опытно-исследовательская деятельность, как источник формирования осознанно-правильного отношения ребенка к природе

При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию ...

Формирование осознанно – правильного отношения ребенка к природе через опытно – исследовательскую деятельность.

Формирование осознанно – правильного отношения ребенка к природе через опытно – исследовательскую деятельность....

Роль опытов в формировании осознанно-правильного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время работа над проблемами экологического воспита­ния продолжается. Ряд исследователей отмечает, что нередко экологическое воспитание осуществляется не комплексно, а односторонне, без исп...

Формирование осознанно - правильного отношения к природе у старших дошкольников в процессе познавательно - исследовательской деятельности.

В данной статье рассмотрены проблемы  экологического образования детей дошкольного возраста. Проанализированы характерные особенности  усвоения старшими дошкольниками знаний, отражающих зако...

Опытно - исследовательская деятельность, как источник формирования осознанно - правильного отношения ребёнка к природе

В данной консультации содержатся основные составляющие опытно - исследовательской деятельности дошкольников....