Формирование осознанно – правильного отношения ребенка к природе через опытно – исследовательскую деятельность.
статья (средняя группа) на тему

Агаркова Ирина Николаевна

Формирование осознанно – правильного отношения ребенка к природе через опытно – исследовательскую деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 61 «Семицветик»

ДОКЛАД

Формирование осознанно – правильного отношения ребенка к природе через опытно – исследовательскую деятельность.

                                                                                           Воспитатель

                                                                                               Агаркова И.Н.

                                                                                               

Старый Оскол

2014 г.

         Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств. Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира.

         Именно на этапе дошкольного детства дошкольник получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.  Но происходит это при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребёнка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. В связи с этим было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников.

         Современная дошкольная педагогика также придаёт большое значение занятиям. Несомненно, они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. В настоящее время продолжается совершенствование занятий в различных аспектах: расширяется и усложняется содержание обучения, осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей. Всё чаще можно наблюдать переход от фронтальных занятий со всей группой детей к занятиям по подгруппам или малыми группами. Данная тенденция обеспечивает качество обучения:  индивидуальный подход к детям, учёт особенностей их продвижения в усвоении знаний и практических навыков.

           Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процесс общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведения, позволяющего без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению. Экологическое сознание ребёнка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создаётся интерес, установка на восприятие природы. Занятия затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания.

           Экологическое образование предполагает, прежде всего, формирование у ребёнка эмоционального, бережного отношения к природе, способность видеть её красоту, а не детальное знание  особенностей каждого её вида животного или растения.

       Как доказано психологами,  для детей первых семи лет жизни характерны наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Это обязывает педагогов строить процесс обучения таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом: путём запечатления реальных объектов и событий окружающего мира.

         О значении наглядного метода обучения говорили практически все выдающиеся педагоги и психологи. Этот метод даёт возможность ребёнку самостоятельно обнаруживать законы природы и окружающего его мира. Во время наблюдений и экспериментов обогащается память ребёнка, активизируются мыслительные процессы, развивается и совершенствуется связная речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приёмов и операций, относящихся к умственным умениям и навыкам.

         Методика введения экспериментирования в педагогический процесс не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть чёткой границы между обычной жизнью и проведением опытов.

   Понимая значение экспериментирования для психического развития ребёнка, и, работая по программе «Детство», мы открыли в своей группе «Дружные ребята» - мини-лабораторию, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами для реализации предлагаемой нами работы.

          Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской лаборатории организуется один раз в неделю по 25-30 минут. Работа проводится с небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей. Во время занятий проводятся 2-3 эксперимента с детьми старшего дошкольного возраста.

           Структура проведения игры-экспериментирования:

  • Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи).
  • Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми.
  • Проверка гипотез.
  • Подведение итогов, выводы.
  • Фиксация результатов.
  • Вопросы детей

    Для проведения опытов, исследований, экспериментов в нашей лаборатории есть всё необходимое.

  • Приборы-помощники: лупа, песочные часы, магниты, различные сосуды-колбы, стаканчики, ковши, ведёрки и т.д.
  • Природный материал: камешки, жёлуди, песок, шишки, семена фруктов, овощей и цветов, земля, ракушки, скорлупа орехов  и т.д.
  • Бросовый материал: лоскутки ткани, поролон, пробки, батарейки и т.д.
  • Красители: акварель, гуашь.
  • Медицинские материалы: пипетки, шпатели, вата, шприцы (без игл) и т.д.
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, линейки, стёклышки (прозрачные и цветные), стеки, формочки, нитки, пуговицы и т.д.

        Цель исследовательской деятельности  в детской лаборатории: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

В результате  проведения исследовательской деятельности дети начали логически мыслить, больше интересоваться окружающим миром. Эксперименты, исследования, опыты в детском саду не самоцель, а только способ ознакомления детей с окружающим миром, в котором им предстоит жить и трудиться.

                                                 Литература:

  1. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду».  А.И. Иванова, Москва, 2008, 256 с.
  2. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»  Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова, Санкт-Петербург, 2009, 280 с.


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 61 «Семицветик»

ДОКЛАД

Формирование осознанно – правильного отношения ребенка к природе через опытно – исследовательскую деятельность.

                                                                                           Воспитатель

                                                                                               Агаркова И.Н.

                                                                                               

Старый Оскол

2014 г.

         Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств. Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира.

         Именно на этапе дошкольного детства дошкольник получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.  Но происходит это при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребёнка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. В связи с этим было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников.

         Современная дошкольная педагогика также придаёт большое значение занятиям. Несомненно, они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. В настоящее время продолжается совершенствование занятий в различных аспектах: расширяется и усложняется содержание обучения, осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей. Всё чаще можно наблюдать переход от фронтальных занятий со всей группой детей к занятиям по подгруппам или малыми группами. Данная тенденция обеспечивает качество обучения:  индивидуальный подход к детям, учёт особенностей их продвижения в усвоении знаний и практических навыков.

           Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процесс общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведения, позволяющего без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению. Экологическое сознание ребёнка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создаётся интерес, установка на восприятие природы. Занятия затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания.

           Экологическое образование предполагает, прежде всего, формирование у ребёнка эмоционального, бережного отношения к природе, способность видеть её красоту, а не детальное знание  особенностей каждого её вида животного или растения.

       Как доказано психологами,  для детей первых семи лет жизни характерны наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Это обязывает педагогов строить процесс обучения таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом: путём запечатления реальных объектов и событий окружающего мира.

         О значении наглядного метода обучения говорили практически все выдающиеся педагоги и психологи. Этот метод даёт возможность ребёнку самостоятельно обнаруживать законы природы и окружающего его мира. Во время наблюдений и экспериментов обогащается память ребёнка, активизируются мыслительные процессы, развивается и совершенствуется связная речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приёмов и операций, относящихся к умственным умениям и навыкам.

         Методика введения экспериментирования в педагогический процесс не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть чёткой границы между обычной жизнью и проведением опытов.

   Понимая значение экспериментирования для психического развития ребёнка, и, работая по программе «Детство», мы открыли в своей группе «Дружные ребята» - мини-лабораторию, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами для реализации предлагаемой нами работы.

          Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской лаборатории организуется один раз в неделю по 25-30 минут. Работа проводится с небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей. Во время занятий проводятся 2-3 эксперимента с детьми старшего дошкольного возраста.

           Структура проведения игры-экспериментирования:

  • Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи).
  • Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми.
  • Проверка гипотез.
  • Подведение итогов, выводы.
  • Фиксация результатов.
  • Вопросы детей

    Для проведения опытов, исследований, экспериментов в нашей лаборатории есть всё необходимое.

  • Приборы-помощники: лупа, песочные часы, магниты, различные сосуды-колбы, стаканчики, ковши, ведёрки и т.д.
  • Природный материал: камешки, жёлуди, песок, шишки, семена фруктов, овощей и цветов, земля, ракушки, скорлупа орехов  и т.д.
  • Бросовый материал: лоскутки ткани, поролон, пробки, батарейки и т.д.
  • Красители: акварель, гуашь.
  • Медицинские материалы: пипетки, шпатели, вата, шприцы (без игл) и т.д.
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, линейки, стёклышки (прозрачные и цветные), стеки, формочки, нитки, пуговицы и т.д.

        Цель исследовательской деятельности  в детской лаборатории: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

В результате  проведения исследовательской деятельности дети начали логически мыслить, больше интересоваться окружающим миром. Эксперименты, исследования, опыты в детском саду не самоцель, а только способ ознакомления детей с окружающим миром, в котором им предстоит жить и трудиться.

                                                 Литература:

  1. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду».  А.И. Иванова, Москва, 2008, 256 с.
  2. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»  Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова, Санкт-Петербург, 2009, 280 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Система опытно-исследовательской деятельности – источник формирования осознанно-правильного отношения ребенка-дошкольника к природе»

Проект представляет систему работы ДОУ по  формированию опытно-исследовательской деятельности дошкольника, ориентированной на формирование осознанно-правильного отношения к природе, изменение про...

Работа по самообразованию "Формирование осознанно - правильного отношения к природе в процессе наблюдений за живой и неживой природой на прогулках с детьми 4-5 лет"

Тема моего самообразования для детей средней группы включает в себя:цель, задачи, ожидаемый результат, перспективный план работы с детьми и родителями...

Опытно-исследовательская деятельность, как источник формирования осознанно-правильного отношения ребенка к природе

При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию ...

Роль опытов в формировании осознанно-правильного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время работа над проблемами экологического воспита­ния продолжается. Ряд исследователей отмечает, что нередко экологическое воспитание осуществляется не комплексно, а односторонне, без исп...

Формирование осознанно - правильного отношения к природе у старших дошкольников в процессе познавательно - исследовательской деятельности.

В данной статье рассмотрены проблемы  экологического образования детей дошкольного возраста. Проанализированы характерные особенности  усвоения старшими дошкольниками знаний, отражающих зако...

Опытно - исследовательская деятельность, как источник формирования осознанно - правильного отношения ребёнка к природе

В данной консультации содержатся основные составляющие опытно - исследовательской деятельности дошкольников....

Формирование осознанно-правильного отношения к природе через различные формы взаимодействия.

В период дошкольного детства у детей можно сформировать начало экологической культуры – осознанно-правильное отношение к явлениям ,объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосре...