Развитие экологических представлений
план-конспект урока на тему

Рязанцева Нина Васильевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ:

«Природа – наш дом родной».

Цель. Дать детям понять, что природа – это наш общий дом. Учить детей различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы. Составлять небольшие рассказы на тему: «Я путешествую на облаке», воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.

Содержание.

        Воспитатель читает стихотворение «Дом под крышей голубой».

Словно крыша над землёю,

Голубые небеса.

А под крышей голубою –

Горы, реки и леса,

И поляны, и цветы, и, конечно, я и ты.

        Воспитатель. Что такое природа?

        Дети. Солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы и т. д.

        Воспитатель. А что нельзя назвать природой?

        (То, что сделано руками человека).

        Воспитатель. А машины есть в природе?

        Дети. Нет, потому что она сделана руками человека, а вот лошадь и верблюд, на которых тоже ездит человек, – это уже природа. Человек их только приручил, сделал из диких, домашними, они и без него существовали в природе. 

        Воспитатель. Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на «природу». Вертолёт похож на стрекозу. Подводная лодка – на кита. Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: Мир неживой и Мир живой природы. На столе лежат картинки, помогите мне разделить. На один мольберт поставьте Живую Природу, на другой Неживую Природу.

        Дети расставили и объясняют: живая природа – это то, что движется, растёт, развивается, размножается и умирает.

        Воспитатель. Дети, я приглашаю вас на волшебную полянку. К нам в гости пришёл старичок – лесовичок. Он перепутал все картинки и никак не может понять, какие относятся к природе, а какие нет.

        Дети берут по одной картинке и рассказывают, что на неё изображено. Если не природа, то почему так думают (потому что сделано руками человека). Если природа, то поясняют, какая (живая или неживая).

Игра «Живая и неживая природа».

        Воспитатель называет объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте.

        Воспитатель. Каждый из вас живёт в доме со стенами, потолком и полом – это наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом. Этот дом – Природа.

        Когда-то давным-давно для человека единственным платьем была природа. Человек не мог строить дома, охотился на животных, ловил рыбу, собирал растения для еды. Шло время, и человек научился многому: строить дома (деревянные и кирпичные), летать на самолёте и даже в космос.

        Но всё равно единственным домом для человека остаётся природа. Почему?

        Дети. Потому что человек не может прожить без природы (без воды, солнца, растений, животных).

        Воспитатель. А в группе у нас есть природа?        

        Дети. Да, растения, птицы, вода, воздух, солнечные лучи.

        Дети подходят к мольберту, где нарисованы два дома: дом природы, обычный дом,– и сравнивают.

        Воспитатель. От чего в нашем доме бывает светло?

        Дети. Свет идёт от лампы.

        Воспитатель. А что можно сравнить с лампой в природе?

        Дети. Солнце.

        Воспитатель. Но солнце не только светит, но и греет.

        Дети. Его можно сравнить с домашними обогревателями, с плитой или батареей.

        Воспитатель. В природе идёт дождь.

        Дети. В нашем доме есть душ.

        Воспитатель. В природе ветер.

        Дети. В доме вентилятор.

        Воспитатель. В доме есть пол.

        Дети. В природе под ногами земля, почва.

        Воспитатель. В доме на пол стелют ковёр.

        Дети. На земле растёт трава.

        Воспитатель. В обычном доме есть каменные и деревянные стены.

        Дети. А в природе – горы и деревья.

        Воспитатель. У нас горит пламя на газовой плите.

        Дети. А в природе огонь вырывается из вулкана.

        Воспитатель. В природе выпадает снег, накапливается лёд на высоких горах.

        Дети. А в обычном доме человека снег делают в холодильнике.

        Воспитатель. В природе дикие животные.

        Дети. В обычном доме – домашние. Точно так же есть дикорастущие и комнатные растения.

        Предложить детям раскрасить контуры двух домов в тетради.

        Объекты – аналоги закрашивают попарно. Сначала раскрашиваем солнце и лампу, затем крышу и облако, то есть в том порядке, как шло объяснение.

        Воспитатель читает стихотворение.  Облако за облаком

                                                                           По небу гналось

                                                                         За облаком – мишкой –

                                                                         Облако – лось.

                А ветер гонит, гонит

                Торопит облака:

                То с налёта тронет,

                То шевельнёт слегка.

        Дети, мы с вами на прогулке наблюдали за облаками. Они превращаются то в слоника, то в мишку, то в сказочного героя.

        На нашем изображенном небе тоже плывут облака. На кого они похожи?

Дети фантазируют: на кого похожи облака и куда они отправляются.

(Дети составляют рассказы о своём путешествии на облаке).

Воспитатель. Под одною голубою

                       Общей крышей мы живём.

                          Дом под крышей голубою

                        И просторный, и большой.

                          Дом кружится возле Солнца

                                    Чтобы было нам светло

                                    Чтобы каждое оконце

                                    Обогреть оно могло.

                                    Чтобы жили мы на свете.

                                    Не пугаясь, не грозя,

                                     Как хорошие соседи,  Или добрые друзья.

          



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Цугольский детский сад «Малыш»

Конспект занятия

по развитию экологических представлений

Воспитатель: Рязанцева Нина Васильевна

Занятие: интегрированное (овладение основами первоначальной грамоты, развитие экологических представлений)

Группа: подготовительная

Тема: «Космическое путешествие»

Цель: продолжать развивать умение проводить звуковой анализ слова, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, делить слова на слоги; подбирать однокоренные слова (к словам «звезда», «земля»); 
       
Задачи:

  1. Образовательная: учить проводить звуковой анализ слова;
  2. Воспитательная: воспитывать умение сотрудничать на занятиях, адекватно оценивать свои действия и действия товарищей;
  3. Развивающая: расширять представления о планетах солнечной системы и созвездиях;. 
    упражнять в построении графической модели звуков в форме кругов Эйлера;
     

Словарная работа: уточнение и расширение словаря: звук – гласный, согласный; твердый, мягкий; слог, модель, солнечная система, планета. Созвездия: Нептун, Венера, Марс, Земля, Плутон, Уран, Сатурн, Рак, Ле6едь, Медведица. 

Материал: 
демонстрационный
: макет Солнечной системы; панно с изображениями созвездий; два 
больших обруча, два средних, два маленьких; квадраты красного, синего, зеленого цветов, длинная веревка. Карта – схема «Марс»; указка, фишки красного, синего,
 зеленого цветов; аудиозапись «Спей-с»; мяч; 
раздаточный: картинки – схемы « Марс»; указки, пеналы с фишками тех же цветов. 

Ход занятия 

1. Вводно-мотивационный этап:

Дети стоят вокруг макета Солнечной системы, воспитатель читает стихотворение «Земля»; 
Есть одна планета – сад
 
В этом космосе холодном.
 
Только здесь леса шумят,
 
Птиц перелетных.
 
Лишь на ней одной цветут
 
Ландыши в траве зеленой,
 
И стрекозы только тут
 
В речку смотрят удивленно…
 
Береги свою планету –
 
Ведь другой, похожей, нет!
 
Воспитатель: 
- Отгадайте, про какую планету здесь говорится? 
- Как можно назвать нас, живущих на планете Земля? (Земляне.)
 
- Какие слова можно придумать от слова «земля»? (Земляки, земляника, землетрясение, земелюшка, землекоп, земляной…)
 

2. Операционно-содержательный этап:
Воспитатель: Ребята, давайте совершим небольшое путешествие в космос. Занимайте места в нашем космическом корабле. Пристегните ремни. Приготовьтесь к старту! 3…2…1… Пуск! Звучит музыка «Спей-с». 
- Посмотрите на небо в иллюминатор – что вы там видите? (Звезды, созвездия.)
 
- Какие слова можно придумать от слова «звезда»? (Звездочет, звездолет, звездочка, звездопад …)
 
- А теперь давайте назовем созвездия на нашем звездном небе и определим количество слогов в каждом слове. (Ле - бедь, О - рел, Дра - кон, Лев, Пе – гас, Гер – ку- лес, Мед – ве – ди – ца.)
 
Воспитатель: Ребята, наш корабль пролетает мимо планет. Название начинаются: со звука с «с»; с «м»; с «у». Назовите их. (Венера, Нептун, Сатурн, Марс, Уран.) 
- Какие еще планеты вы знаете?
 
- Определите в названиях первый звук.
 
- Много неизведанных планет, много неоткрытых звезд, еще много загадок в жизни предстоит вам разгадать. Но для этого надо…что? Учиться! Поэтому я предлагаю вернуться на Землю и продолжить подготовку к школе.
 
Физкультурная пауза: 
Мы работали отлично,
 
Отдохнуть не прочь сейчас.
 
И матросский наш отряд
 
Заниматься спортом рад!
 

Ножки накрест – опускайся
 
И команды дожидайся.
 
И когда скажу: «Вставай!» -
 
Им рукой не помогай.
 

Ножки вместе, ножки врозь.
 
Ножки прямо, ножки вкось.
 
Ножки здесь и ножки там.
 
Что за шум и что за гам?
 

После нее дети садятся в кружок на ковре.
 
Воспитатель: Вспомним все, что мы знаем о звуках. (Построение модели с помощью кругов Эйлера.) Большой круг – это все звуки. Все звуки можно разделить на две группы. Какие? 
Звуки гласные мы знаем,
 
Без труда их различаем.
 
Нет нигде для них преграды –
 
Петь мы эти звуки рады.
 

(Гласные звуки дети обозначают средним кругом с красным квадратиком внутри.)
 
Воспитатель: Кроме гласных есть другие, 
Вы не знаете, какие? (Согласные.)
 
Много трудностей в пути
 
Предстоит им всем пройти!
 
Им преграды строят губы,
 
Щеки, язычок и зубы.
 

(Согласные звуки дети обозначают средним кругом с серым квадратиком внутри.)
 
Воспитатель: На какие две группы в свою очередь, делятся согласные звуки? (Мягкие и твердые.) Внутри квадрата с согласными два меньших кружка с синим и зеленым квадратиком. 

Артикуляционная гимнастика: 
Очень любит наш роток – улыбаться (улыбка) 
А подвижный язычок, работой заниматься
 
Наш язык лопату сделал, раз и два (лопата)
 
А потом забор построил - красота! (забор)
 
Рядом с новеньким забором – желобок, (желоб)
 
По нему несется воздуха поток, (дуть)
 
Мясорубку надо сделать не спеша (мясорубка)
 
Физкультура получилась – хороша!
 
3. Рефлексивно-оценочный этап:
Далее проводятся игры. 
«Буки – Буки – Закорюки»
 
- Изобразите буквы «Г», «Л», «Ф», «К», «Ч», «Я», «Р», «Х» с помощью рук, ног, туловища.
 
«Живая модель»
 
а) Все звуки – хоровод детей. На полу из веревки круг. Девочки – гласные звуки – образуют внутри веревочного круга меньший круг; Мальчики – согласные звуки – другой круг. Затем мальчики образуют еще два круга поменьше – твердые и мягкие согласные.
 
Б) Работа за столами: выбор слова для анализа (разгадка);
 

Для звездочета я загадка,
 
И начинаюсь я на «М»,
 
Но только я не шоколадка,
 
Хотя я тоже нравлюсь всем.
 
(Марс)
 

Звуковой анализ слова «Марс». Один ребенок работает у доски, остальные – за столами.
 
Составление модели слова; проверка.
 

«Живые звуки»
 
Дети – «звуки» составляются в слово «Марс», затем остальные дети дают детям – «звукам» задания типа: «Второму кругу подпрыгнуть на одной ножке 7 раз» и т.п.
 
Далее дети располагаются на ковре.
 

«Назови пару»
 
Воспитатель бросает ребенку мяч и называет твердый звук, ребенок называет парный мягкий и возвращает мяч. И наоборот.
 

«Что чем (кто кем) может быть?
 
Воспитатель называет предмет (мука) или живое существо (девочка) и бросает мяч ребенку. Ребенок говорит в ответ, чем этот предмет может стать (пирог, тесто, блин, сухарь и т.д.). Или кем может стать девочка (мамой, сестрой, балериной и т.д.).
 

4. Итог занятия: В какие игры мы с вами играли? Какая игра понравилась больше? Какая показалась трудной? Чему мы учились в играх? Вы все сегодня были молодцы, похвалите друг друга. Предлагаю взяться за руки и дружно сказать « Мы все молодцы!». Воспитатель хвалит детей за их активность на занятии и раздает «похвалы» 
в виде разных картинок.

Занятие: Развитие экологических представлений

Группа: Старшая

Тема: «Этажи» и «Жители» леса»

Цель: уточнить и расширить представления детей о лесе

Задачи: 

1. Образовательная: Учить детей устанавливать взаимосвязи между растениями и животными леса.

2. Развивающая: развивать логическое мышление..

3. Воспитательная: Продолжать воспитывать экологическое сознание

Методические приемы: чтение стихотворения, загадывание загадки, решение логической задачи, игровые действия по размещению животных по этажам на схеме, вопросы к детям, оценка и поощрение, слушание грамзаписей.

Материал к занятию: письмо от Незнайки с логической задачей, модель «этажи леса», карточки животных леса и птиц, картины леса, пластинка.

 

Ход занятия.

1. Вводно-мотивационный этап:

Воспитатель: - Ребята, я вас сегодня приглашаю в необычное путешествие. Закройте глаза и представьте, что мы с вами очутились в лесу.

Звучит грамзапись «Голоса леса» (вывешиваются картины леса в разные сезоны года).

Воспитатель:-Откройте глаза. Посмотрите - мы в лесу! Птицы поют, деревья листьями шелестят.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес.

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

 Ты нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре.

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь - мы свои!

                                     (Погореловский).

Воспитатель: -Летом и зимой, весной и осенью хорош наш лес! Рядом с осинкой - березка, рядом с елью - осина. В лесах нашего Забайкальского края  встречаются разные деревья. Много в нашем лесу и разных кустарников, трав, цветов.

2. Операционно-содержательный этап:

Вывешивается модель «Лес - многоэтажный дом».

- Посмотрите, какое высокое дерево. Вы его узнали?

-Правильно, это сосна. Сосны вырастают стройными и высокими.

- Какие еще высокие деревья есть в лесу? (Ели).

- Много в лесу деревьев.

- Растут в лесу деревья и невысокие. Например, дикий абрикос, рябина ... Помогайте...

Дети называют: рябина, черемуха, осина, ольха.

- Между деревьями растет кустарник. Чем кустарник отличается от дерева? (Кустарник обычно ниже дерева, у него нет ствола, ветви растут от корня)

- Какие лесные кустарники вы знаете? (багульник, шиповник, малина, смородина и др. )

- Что растет под кустами? (Трава, цветы, мох, грибы.)

- Ребята, вот как много растений леса мы назвали. Все растения составляют этажи леса. Посмотрите на картину - слева многоэтажный дом, а справа - лес, разделенный тоже на этажи. Давайте посчитаем сколько этажей в лесу. Самый высокий этаж - пятый - в старом лесу: это верхушки сосен, елей (показ на схеме).

- Четвертый этаж - кроны деревьев пониже: берез, осин, рябин.

- Третий - кусты и молодые деревца. Этот этаж носит особое название:

подлесок. Повторите: п о д л е с о к.

- А два нижних этажа - второй и первый - образуют травы, цветы, мхи.

- Во всяком лесном доме есть что-то вроде подвала. Тут прячутся корни зеленых обитателей леса.

- Как и в настоящем доме, в лесном тоже есть квартиры и в каждой квартире - свои жильцы. Давайте заселим наш лесной дом.

- Кого из животных мы поселим в подвал? Кто живет под землей? (крот, мышь (и вставляют их изображения в прорези на схеме).)

- А знаете ли вы какой лесной зверь самый большой? Отгадайте про него загадку:

Горбоносый, длинноногий

Великан ветвисторогий,

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге,

Коль такого довелось встретить,

Знайте, это ... (лось).

- А какой зверь в нашем лесу самый хищный? (Волк).

- Какой самый хитрый? (Лиса).

- Кто самый быстроногий? (Заяц).

Возле дуба, острым рылом

Деловито землю рыл он.

Видно, желуди искал.

я пугать его не стал,

Не спугнул и мой Полкан,

Очень грозен был ... Кто?

 

- Правильно, это кабан. Волк, лиса, заяц, лось и кабан - все живут на нижнем этаже леса. Как вы думаете, почему? (не могут лазать по деревьям, на земле находят корм, устраивают себе жилище.)

- Какие еще животные живут на этом этаже?

Дети называют и помещают их изображения на схеме: лягушки, ежи, ящерицы и др.

- Ребята, а знаете ли вы, что большинство певчих птиц леса тоже живет на l-м этаже. Они вьют свои гнезда на ветвях кустов и маленьких деревьев. А гнезда дятлов, сорок чуть выше.

- Кто из лесных животных занимает средний этаж? (Куницы, совы, филин).

-Эти животные селятся в дуплах старых деревьев. Они сверху высматривают свою добычу.

- В наших Забайкальских лесах живут и белки. Как вы думаете, свои гнезда они делают выше или ниже куницы?

- Правильно, выше, ведь белка меньше и легче куницы, она может передвигаться по тонким веткам, которые куницу не выдержат.

- Кто еще живет на верхних этажах? (Это бабочки, жуки, лесные осы и пчелы, комары.)

- Много в лесу самых разных насекомых.

3. Рефлексивно-оценочный этап:

- А вот о какой истории рассказывает нам Незнайка в своем письме. Послушайте.

Логическая задача:

«Здравствуйте, ребята! Со мной произошла необычная история. Я очень люблю ходить в лес. Да вот беда: в лесу столько разных букашек, комаров, муравьев. И летают, и ползают, и жужжат над ухом. Пользы от них никакой - только вред! Идешь по тропинке, а там сидит лягушка или еще хуже - жаба. Какие противные! Зачем они в лесу? А бабочки? Целый день летают! Какая от них польза? А муравьи? Только кусаются? А червяки? Не поймешь, где у них хвост, а где голова. И, вообще, что они под землей делают? Наверное, корни у деревьев подъедают. Надоели все. Один раз пришел я в лес, да как закричал: «Уходите все из леса. Видеть вас не хочу!». Они и ушли. Хорошо стало в лесу: никто не летает, не прыгает, не жужжит. Только вот листья на деревьях пожелтели, цветы перестали цвести, птицы улетели, звери разбежалась. Почему, не пойму. Может, вы мне поможете разобраться?»

- Ребята, почему же случилась беда в Незнайкином лесу? Дети высказываются.

- Правильно, все в лесу взаимосвязано: не стало букашек, комаров - улетели птицы, а птиц не стало - развелось гусениц видимо-невидимо, по грызли листву, траву, засох лес. Мы с вами напишем письмо Незнайке и объясним ему, как поступить.

- Лес - богатство нашей родины надо беречь и охранять его. Как вы думаете, сможет человек прожить без леса? (Дети высказываются.)

- Что дает лес людям? (Ответы детей).

-Правильно, человек не может прожитъ без леса, ведь лес дает свежий воздух, защищает поля и луга от сухих ветров, дает древесину, дрова, дарит вкусные ягоды, грибы, орехи, много в лесу растет и лекарственных трав. Вот почему лес надо беречь.

4. Итог занятия:

Воспитатель: - Давайте вспомним пословицы и поговорки о лесе:

- Рощи да леса - всему свету краса.

- По лесу ходи - под ноги гляди.

- Лес не школа, а всех учит.

- Лес и вода-брат и сестра.

- Срубили кусты -прощай птицы.

- Не высок лесок, а от жары защита и др.


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Цугольский детский сад «Малыш»



















Конспект занятия

по развитию

экологических представлений





















                                                          Воспитатель

                                                                                                    Рязанцева Нина Васильевна


Занятие: Развитие представлений об окружающем мире и о себе

Группа: старшая

Тема: «Воздух и его свойства и роль в жизни »

Цель. Расширить знание детей о воздухе, его свойствах, роли.

Задачи:

1. Познакомить с таким природным явлением как ветер, его ролью в жизни человека; закладывать основы экологической культуры на основе взаимодействия с предметно-природным миром.

2. Формировать интерес к экспериментальной работе. Развивать восприятие, память, внимание, речь, познавательные интересы.

3. Воспитывать заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Демонстрационный материал. Ведерко с водой, стакан. Фрукты: апельсин, лимон. Овощи: лук, чеснок. Веер, воздушный шар, картины с изображением ветра, бури, ветряной мельницы и т. д.

Раздаточный материал. Веер, ведерка с водой, стаканы, шарики, губки, соломинки.

Ход занятия.

1.Вводно- мотивационный этап

Звучит музыка, воспитатель читает стихотворение:

 Ветер по морю гуляет,

  И кораблик подгоняет:

     Он плывет себе в волнах

На раздутых парусах.

Ребята, закройте глаза и прислушивайтесь. Что вы слышите? (Ответы детей.)

А я слышу шелест и представляю как по нашей группе летает легкий свежий ветерок, слышите? Посмотрите, ветерок побывал в нашей группе и что-то принес. (Воспитатель показывает воздушный шар.)

 1.1. Целеполагание.

Кто это к нам прилетел? А почему он называется воздушным?

Дети. В нем спрятался воздух.

2.Операционно-содержательный этап.

2.1. Введение нового материала

Воспитатель. Ребята, давайте знакомится. Его зовут Летунчик. А кто его нам отправил? Наверное какой-то сказочный герой, который летает по воздуху. Каких летающих героев вы знаете?

Дети. Винни-Пух, Баба-Яга, Гуси-Лебеди, Карлсон, Змей-Горыныч.

Воспитатель. А я, кажется знаю, это Винни-Пух шел в гости к ослику ИА и потерял свой шарик. Он мне тоже подарил шарик, но он не летает. Почему?

Дети. Один шарик заполнен воздухом, а другой нет.

Воспитатель. Где же мы возьмем воздух, у меня его нет. Летунчик утверждает, что воздух есть везде. И мы сейчас это проверим. Мы станем учеными и проведем опыт.

1опыт.

Воспитатель. Ребята, вы видите воздух?

Дети. Нет.

Воспитатель. Значит воздух невидимый, прозрачный. Он не имеет формы. Но мы можем обнаружить, почувствовать. Если создадим движение. Возьмите веер и помашите в сторону лица. Что вы почувствовали? Какой воздух? При ветерке было тепло или холодно? (Ответы детей.) А теперь подуйте на ладошку. Какой воздух?

Вывод. Значит, воздух невидимый, но его можно почувствовать, создав его движение.

2 опыт. Воспитатель ставит ведерко с водой для каждого ребенка. Дети переворачивают стакан вверх дном и медленно опускают в воду. Воспитатель обращает внимание детей, что стакан надо держать очень ровно. Что получилось? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? (Обсуждение вопросов.)

Вывод. В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

3 опыт. Снова опускаем стакан в воду, но теперь держать его не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде? (Ответы детей.)

Вывод.  Значит, Воздух есть и в воде.

4 опыт. Ребята кидают камешки, гвозди, пуговицы в ведерко с водой. Дети внимательно наблюдают, что происходит. Что увидели?

Дети. Пузырьки.

Воспитатель. Это пузырьки воздуха, которые вышли из предметов. Камень тяжелый он тонет, а воздух – легкий, он поднимается вверх.

Вывод. Значит, воздух есть везде, он вокруг нас, он в предметах, в воде, в пустом стакане.

5 опыт. Детям предлагается закрыть нос и рот, поинтересоваться легко им или трудно. (Ответы детей.)

Берем стакан с водой ставим соломинку, выдыхаем воздух, что вы увидели?

Дети. Появляются пузырьки.

Вывод. Значит мы вдыхаем и выдыхаем воздух.

Летунчик помог нам обнаружить воздух и хочет узнать. Что вы нового узнали о воздухе? (Ответы детей.)

Воздушный шар приглашает нас в путешествие по воздуху. Давайте отправимся.

Физкультминутка.

Мы по воздуху летим

На воздушном шаре.

Все увидеть мы хотим

Головою повертим.

А потом присядем

На носочки встанем

Воспитатель. Ребята, мы с вами летим, а как мы нужно правильно дышать? Мой приятель Буратино считает, как хочешь, а Летунчик советует только носом. Давайте вдохнем воздух правильно. Куда он попал? (Ответы детей.)

2.2. Закрепление нового материала

Воспитатель. Правильно, после этого он опускается в горло, дыхательную трубочку. Затем через бронхи в легкие. По пути воздух согревается. Поэтому в холодную погоду так важно дышать носом, а не ртом. Нос еще очищает воздух от пыли и микробов. Они оседают на волосиках в носу. Ребята, а откуда берется чистый воздух?

Дети. Чистый воздух нам дают листочки деревьев и растений.

Воспитатель. Да, ребята, мы дышим кислородом, которые выделяют растения и деревья. Чтобы не заболеть, нам надо каждый день делать дыхательную гимнастику.

1упражнение. Подыши одной ноздрей и придет к тебе покой. И. п. - стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

1-правую ноздрю указательным пальцем правой руки закрыть, левой ноздрей делать тихим и продолжительным вдох.

2-как только вдох окончен. Открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки. Через правую ноздрю делать тихим, продолжительный выдох с максимальным освобождением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх. (4-5раз.)

2упражнение. Тихо-тихо мы подышим.

Сердце мы свое услышим.

1-медленно вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширятся. Прекратить вдох и сделать паузу на 4 сек.

2-плавный выдох через нос. (2 раза.)

3-упражнение «Вырасти большой». Вырасти хочу скорей

Добро делать для людей.

1-поднять руки вверх, подняться на носки (вдох)

2-опустиь руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох). Произнести звук у-х-х. (4-5раз.)

Воспитатель. Молодцы! Воздушный шарик считает, что вы будете очень здоровы. А ведь нос нужен не только для дыхания. Для чего нужен нос? (Ответы детей.)

3. Рефлексивно-оценочный этап

Игра «Узнай по запаху». Закройте глаза, зажмите руками нос. Я мимо вас пронесу предмет, а вы его по запаху определите. Что это? Ну. Что удалось? Почему?

Дети. Нос закрыт.

Воспитатель. А теперь уберите руки, чувствуете? (Воспитатель подносит кусочки апельсина, лука и т. д.)

Значит по воздуху распространился запах и мы его чувствуем. А какие фрукты и овощи вы еще знаете? Где они растут? (Ответы детей.) В них много витаминов и сейчас в холодную погоду укрепляйте свой организм.

Шарик Летунчик приглашает путешествие дальше. У него есть хороший друг, а угадайте вы его разгадку.

Я березку качну,

Я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу,

Даже шапку утащу.

А меня не видать.

Кто я?

Можешь отгадать?

Воспитатель. Да это ветер. Мы любим с ним играть, шалить. А что такое ветер? (Ответы детей.)

Ветер – это движение воздуха. Он вокруг нас. А какой бывает ветер? А что умеет делать ветер? (Ответы детей.) Молодцы, как можно узнать куда дует ветер? Может ли ветер навредить человеку? (Ответы детей.)

Предложить детям посмотреть картинки с изображением влияния ветра на жизнь человека (дом после урагана, сломанное дерево, корабли во время шторма.)

Воспитатель. Сильный ветер- это ураган, смерч. Они очень опасны, почему? Дети. Они ломают, рвут, уносят.

Воспитатель. А еще ветер помогает нам. Как Летунчик считает, что ветер приносит пользу. Он помогает растениям и животным. Как?

Дети. Разносит семена, животным помогает охотиться.

Воспитатель. Посмотрите, мы пролетаем над городом. (Показывает картину города, где заводы и автомобили.) Почему такой грязный город? Что можно сделать, чтобы воздух был чище?

Дети. Сажать деревья, растения, не мусорить.

Воспитатель. Давайте беречь воздух. Ведь он необходим всему живому на земле. Без него нет жизни. Нам нужно научиться любить наш родной дом, охранять леса и дружить с красотой.

Итог занятия

А вот и наш садик. Спасибо Летунчику за полезное путешествие. Чем вы сегодня занимались? Что вам понравилось? Какой он воздух? Что такое ветер? Что он умеет делать?

Молодцы.


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Цугольский детский сад «Малыш»



















Конспект занятия

по развитию

экологических представлений





















                                                                                           

                                                                              Воспитатель:

                                                                                                        Рязанцева Нина Васильевна

Занятие: Развитие представлений об окружающем мире и о себе

Группа: старшая

Тема: «Как дикие звери готовятся к зиме»

Цель:

 Формировать представление о том, что дикие животные (медведь, белка, заяц, еж) приспосабливаются к изменениям погодных условий.

Задачи:

1. Дать представление о том, что у каждого времени года свои особенности и как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях, закреплять знания детей о повадках диких животных.

2. Развивать доказательную речь, логическое мышление, любознательность, воображение.

3. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.

Материал: 

Модели – иллюстрации «Как зимуют дикие звери», дидактическая игра «Когда это бывает» «Времена года»,  иллюстрация «Осень в лесу», набор игры «Танграм» на каждого ребёнка, музыкальное сопровождение.

Ход занятия

1.Вводно- мотивационный этап

Дети сидят за столами. Проводится игра «Когда это бывает» (У детей цветные карточки: белые — зима, зеленые — весна, красные — лето, желтые — осень.) Свои ответы дети сопровождают поднятием карточек.

Воспитатель предлагает отгадать, когда это бывает.

Дел у меня немало —                                         Солнце печет,

Я белым одеялом                                                Липа цветет.

Всю землю укрываю,                                          Рожь колосится,

В лед реки убираю,                                             Золотится пшеница.

Белю поля, дома,                                                 Кто скажет, кто знает,

Зовут меня... (Зима)                                             Когда это бывает? (Летом)

Зазвенели ручьи,                                                

Дни стали короче,

Прилетели грачи.                                                Длинней стали ночи.

В дом свой — улей — пчела                              Кто скажет, кто знает,

Первый мед принесла.                                        Когда это бывает (Осенью)

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Весной)

Слышится стук в дверь. Приходит Буратино, здоровается со всеми, просит прощения за свое опоздание на занятие. Рассказывает о том, что не мог найти детский сад, не узнает знакомых мест, все изменилось вокруг: на деревьях нет листьев, трава пожелтела, ее покрыл первый снежок; гуляя на даче, в лесу не встретил знакомых животных, тихо там, не с кем поговорить.

1.1.Целеполагание.

Воспитатель вместе с детьми объясняют Буратино, почему это случилось. (Стало холодно, солнышко реже светит, не такое теплое, деревья приготовились к зиме — листву сбросили.) Рассказ детей о приметах Осени.

2. Операционно- содержательный этап.

2.1. Введение нового материала

Ни листочка, ни травинки,

Тихим стал наш сад,

И березки, и осинки

Скучные стоят.

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру.  

Дайте осинке

Пальто и ботинки.

Нужно согреться

Бедной осинке.

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

Он стоит зеленый —

Значит он выносливый,

Значит закаленный.

Физкультминутка.

Этюд «Растение» (движения соответствующие содержанию, под музыку)

Воспитатель. Представьте, что вы маленькое зернышко.

Весной посадили вас в землю.  Солнышко теплое нагрело землю, дождик теплый полил, зернышко проросло, стебелек протянулся к солнцу, выросли листочки, раскрылся цветочек.

Все лето радовалось растение солнышку, качалось под ветром. Но вот наступила осень, подул холодный ветер, солнце реже светит, дождь холодный; опали листочки, согнулся стебель, ждет зимы.

А весной снова проснется (ведь корешок живой в земле остался, зима его снегом согреет до весны). А весной снова проснется, потянется к солнцу.

2.2. Закрепление нового материала

 Дети сидят за столами.

Воспитатель обращает внимание детей и Буратино на иллюстрации. На нем выставлены картин: дерево, зимний пейзаж, пеньки, берлога. (Буратино посмотрел и сказал: «Подумаешь, я все это видел!»).

«Посмотри повнимательней! Эти картинки необычные, волшебные».

а) Рассматриваем дерево. Там есть дверца. Открываем и видим белочку. Почему она спряталась? (ответы детей)

Скоро наступит зима, будет холодно, морозно, голодно. Сейчас в лесу нет ни шишек с орехами, ни грибов, ни ягод. Голодно стало, но белочка заботливая хозяйка: она заранее сделала запасы еды в кладовых и теперь может спокойно зимовать. Да и цвет шкурки поменяла, он стал такой же, как ствол дерева: если ей нужно будет сбегать в кладовку, ее даже не будет видно.

б) Берлога медведя. Дети вспоминают, чем питается мед ведь (ягоды, мед, трава). Этого зимой и поздней осенью нет: медведи строят берлоги и спят там до самой весны, пока не пригреет солнце и все не начнет цвести.

в)  Пеньки. Кто же там спрятался? (Ответы детей)

мышка под одним пеньком, ежик под другим. Ежик колючий свернулся в клубок и приготовился спать. Он питается мелкими грызунами, змеями. Добычу стало трудно добывать, и он тоже спит, заготовив запасы.

г) Зайчик (подвижная модель) поменял цвет шерсти.

Буратино, к нам в гости сегодня пришли Мишка, Зайка, Ёжик (Выходят дети в масках – шапочках).

Воспитатель:

Мишка. Зайка. Ежик.

Мы их сказать попросим,

Как они встречают осень.

Мишка:

В берлогу скоро лягу спать,

За осенью зима придет опять.

Пусть мне во сне приснится мед!

Проснусь, когда весна придет!

Зайка:                                      

Пора мне, зайчику, линять,

Пора мне шубку поменять,

Зимой быть серым не могу,

Меня заметят на снегу.

Ёжик:                                    

Я тоже буду спать, как мишка.

Я поохотился за лето:

Грибы искал, мышей ловил,

Мне нужно отдохнуть за это,

Устал я, выбился из сил,

А для вас, мои друзья,

Принес грибов корзинку я.

3. Рефлексивно-оценочный этап

    У детей наборы игры «Танграм», дети выкладывают из геометрических фигур образ «Зайчика».

Буратино любуется работами детей.

4.Итог занятия

 Спасибо вам, ребята, вы так много рассказали мне об Осени и о животных. Мне было очень интересно. До новых встреч! До свидания!

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Цугольский детский сад «Малыш»

Конспект занятия

по развитию экологических представлений

Составила:

Воспитатель Доржиева Сэсэг Батоевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие-экскурсия по развитию экологических представлений у детей.

Занятие в форме экскурсии напрвлено на формирование у детей второй младшей группы представлений о зимних изменениях в природе....

Развитие экологических представлений через естественно-научные знания(ознакомление с космосом),статья

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.Экологические проблемы прису...

Конспект НОД по разделу "Развитие экологических представлений"

Конспект по разделу "Развитие экологических представлений"   программы Л.А. Венгера "Развитие" для воспитателей, сдающих на соответствие занимаемой должности....

Развитие экологических представлений детей в изодеятельности

Ребёнок познаёт окружающий мир и пытается отобразить его в своей деятельности - играх, рисунках, рассказах....

Конспект занятия по развитию экологических представлений: "Разнообразие растительного мира земли".

Содержание : Основные группы растений: древесные, кустарниковые и травянистые.Строение растений: корень, стебель или ствол, листья, цветы, плоды.Необычные растения земли: хлебное дерево, бамбук,...

Методическая разработка по экологическому воспитанию в средней группе «Развитие экологических представлений у детей»

Учебный год Содержание работы 22022 уч. год 1. Восаду ли, в огороде.2."Зелёная аптека» :-Рассматривание листьев, коры, плодов деревьев.-Отгадывание загадокНакапливать зн...