Агрессивное поведение дошкольников
статья по теме

В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос, но, к сожалению, работы большей частью заключают в себе теоретические рассуждения о ее механизмах и проявлениях. Между тем, особенно важной является помощь дошкольникам, агрессивность которых находится только в стадии становления. Это позволяет предпринять своевременные корригирующие меры.  Дошкольный возраст – это время кризиса и очень важно определить и приостановить различные проявления детей, в том числе и агрессивного характера. Причиной такого поведения чаще всего является семья и детско-родительские отношения. Игра – главная деятельность ребенка дошкольного возраста, благодаря ей личность ребенка совершенствуется: развивается мотивационно–потребностная сфера, преодолевается познавательный и  эмоциональны эгоцентризм; развивается произвольность поведения и умственного действия, способности и творческие возможности. Именно поэтому следует проводить психолого-педагогическое сопровождение с помощью игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agressiya.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

 Тунева А.А.

педагог–психолог

МДОУ ЦРР «Дружба»  

«АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ»

Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ».

 «Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)».  

Если сказать проще: Агрессия – это прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание.

Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

Выделяют следующие виды агрессии:

  1. Физическая (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта;
  2. Вербальная – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг).
  3. Косвенная – действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т.п.), и действия, характеризующиеся направленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т.п.);
  4. Прямаянаправленна против другого (угроза, проклятие, ругань);
  5. Аутоагрессия направлена на себя(самообвинение, нанесение телесных повреждений).

Причины и факторы возникновения агрессивности у детей:

  1. наследственно-характерологические (наследственно-конституциональная предрасположенность к агрессивному поведению;  обусловленное поведение родителей или родственников);
  2. биологические факторы (агрессивное поведение связывают с установлением биохимических, гормональных механизмов, влияющих на развитие);
  3. некоторые соматические заболевания, заболевания головного мозга, резидуально-органические поражения (минимальная мозговая дисфункция, травма головного мозга и т.п.);

Для дошкольника значимыми являются три фактора:

  1. Семья.

В дошкольном возрасте на появление агрессии самое большое влияние оказывает семейное воспитание ребенка, взаимоотношения между родителями, стиль отношений родителей и детей.

  1. Родители систематически проявляют физическую или вербальную агрессию по отношению к ребенку. Вероятность проявления у ребенка защитной агрессивности или подражания модели поведения родителей.
  2. Родители применяют слишком суровые, несоотносимые с проступком наказания. Уровень агрессивности у ребенка повышается, возрастает готовность к агрессивным действиям.
  3. Родители не обращают внимания на агрессивное поведение, вспыльчивость ребенка, не контролируют его поведение. Вседозволенность.
  4. Родители не дают возможности ребенку проявить способность к самостоятельному выбору, не позволяют ребенку заявить о себе, запрещают любые формы проявления детского гнева. Ребенок избегает открытого проявления гнева, систематически подавляет свои эмоции. Деструктивная агрессивность.
  5. Родители проявляют агрессию по отношению к окружающим в присутствии. У ребенка закрепляется уверенность, что окружающие люди являются виновниками всех их бед.
  6. Конфликты между родителями, развод. Демонстративная агрессивность (привлечение внимания к своей персоне); формирование агрессивной модели «выяснения отношений».
  1. Окружающие дети.

Также дети учатся агрессивному поведению  в ходе взаимодействия с другими детьми. Один из спосов научения агрессивным действиям у сверстников – игра. К этим играм можно отнести те, в которых дети толкаются, догоняют друг друга, дразнятся и пр., но некоторым детям нравятся шумные игры и они хорошо относятся к партнерам по шумным играм.

  1. Средства массовой информации.

Серьезную озабоченность вызывает у родителей, педагогов и психологов СМИ, которые оказывают влияние на становление агрессивного поведения дошкольников.  Демонстрирующие в кино  сцены  вербальной агрессии,  насилия, что способствует повышению уровня агрессивности у детей дошкольного возраста.

Существуют такие ситуационные, провоцирующие агрессивное поведение условия и факторы:

  1. реактивность или ответная агрессивность;
  2. введение жестких ограничений в поведение ребенка;
  3. новые незнакомые условия, увеличивающие тревогу ребенка;
  4. нарастание утомления и пресыщения у ребенка и др.

Психологическая коррекция агрессивных форм поведения проводится различными путями, такими, как:

  1. игротерапия;
  2. тематическая беседа;
  3. проигрывание ситуаций с последующим их анализом;
  4. метод рисунка;
  5. песочная терапия;
  6. сказкотерапия или психотерапевтические истории для детей;
  7. работа с мягким материалом;
  8. использование воды.

Известно, что коррекционная работа с детьми не будет успешной без поддержки и участия родителей, которых необходимо учить понимать ребенка. Работу с родителями агрессивного ребенка целесообразно проводить в двух направлениях:

  1. информирование (лекции, сообщения на родительских собраниях, наглядная информация, размещенная на стендах в группе, кабинете психолога и т.д.)
  2. обучение эффективным способам выплескивания гнева и общения с детьми (лекции, тренинги детско-родительских отношений, индивидуальные беседы, семинары и диспуты).

В процессе информирования родителей решаются следующие задачи:

  1. переосмысление роли и позиции родителя;
  2. развитие взаимопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга;
  3. снижение тревожности и приобретение уверенности в себе;
  4. формирование готовности обсуждать с детьми все спорные и конфликтные ситуации в семье;
  5. выработка стиля эффективного взаимодействия с детьми.

 Работу с родителями можно проводить в двух направлениях:

Таким образом, в большей мере социальное окружение влияет на становление агрессивной модели поведения, поэтому необходимо проводить коррекционную работу по устранению причины и источников, провоцирующих агрессивное поведение у детей дошкольного возраста.

  1. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. Учебное пособие для специалистов и дилетантов.-СПб.: Речь, 2007.-144 с.
  2. Гаспарова Е. Агрессивные дети.//Дошкольное воспитание, 1998г.,№8
  3. Дольник В.О. О природе человеческой агрессии. //Вопросы психологии.№5, 1994г.
  4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей. СПб.: Издательство «Речь».2002г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агрессивное поведение дошкольника .Консультация для родителей

Данная статья предназначена родителям.Дошкольный возраст -время, когда формируются межличностные и социальные отношения рбёнка.Окружающие ребёнка взрослые несут ответственность за то , какими вырастут...

"Коррекция агрессивного поведения дошкольников"

Для того,что бы результат работы с агрессивным ребёнком был устойчивым, необходимо. чтобы корекция носила не эпизодический характер,а системный, комплексный, предусматривающий проработку каждой характ...

"Удивительный мир капель" Конспект занятия по профилактике агрессивного поведения дошкольников

Начальный этап реализации программы по профилактике агрессивного поведения дошкольников...

Агрессивное поведение дошкольников

Консультация для педагогов...

Агрессивное поведение дошкольников и методы его преодоления

консультационная беседа с родителями  содержащая советы по общению с агрессивным ребёнком...

Практический материал по агрессивному поведению дошкольника

. На становление агрессивного поведения ребёнка оказывают влияние многие факторы , например, проявлению агрессивных качеств могут способствовать некоторые соматические заболевания или заболевания голо...