Развитие творческого потенциала педагогов ДОУ.
статья на тему

Андрианова Елена Ивановна

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ШИБАНОВА Н.Я............................................................................................. 5

Научно-методическое сопровождение образовательной деятельности МДОУ Д/С ЦРР «Звёздочка»

  1. КРЕСТЬЯННИКОВА г.и........................................................... 13

Методическое управление инновационной деятельностью педагогов

  1. АНДРИАНОВА Е.И................................................................... 19

Развитие творческого потенциала педагогов ДОУ

  1. Козвонина.Н.С............................................................................ 28

Коррекционно-оздоровительная работа с дошкольниками в условиях использования нетрадиционного оборудования

  1. БОГОМОЛОВА З.А.................................................................... 34

Формирование партнёрских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества

  1. ПИЧУГИНА н.в.......................................................................... 49

Развитие творческих способностей детей под влиянием регионального декоративно-прикладного искусства

  1. ГАСИМОВА Н.А........................................................................ 56

Организация образовательной среды ДОУ как механизм социализации ребёнка.

  1. ГУСЕВА Е.Ю.............................................................................. 61

Знакомство детей с семьёй как средство воспитания социальной компетентности старших дошкольников.

 

АНДРИАНОВА Е.И.

Психологическая помощь педагогам ДОУ по формированию психолого-педагогической компетентности в работе с детьми и родителями.

Главной задачей российской образовательной политики в условиях модернизации образования является обеспечение качества образования на основе содержания его фундаментальности и соотве­тствия актуальным и перспективным потребностям личности, общес­тва и государства. В дошкольном образовании - это достижение дол­жного качества образования, достигаемое через обновление содержа­ния образования, в условиях инноваций роста педагогической компе­тентности и мастерства педагогов, зафиксированного в государствен­ных документах: Законе РФ «Об образовании», Законе Пермской области «Об образовании», «Концепции дошкольного воспитания».

Содержание образовательной работы учреждения детский сад Центр развития ребёнка «Звёздочка» построено на взаимодействии базового и дополнительного образования в условиях реализации комплексной программы «Детство», сориентирована на Концепцию модернизации общего образования, развивающие педагогические технологии. Всё это способствует реализации индивидуального подхо­да в воспитании и обучении ребёнка, формированию субъектной позиции его в деятельности. Всё вышесказанное и психолого­-педагогические требования, направленные на защиту прав ребёнка при тесном сотрудничестве с наукой, с социумом, в том числе с родителями детей, посещающих детский сад.

Коллектив Центра развития ребёнка «Звёздочка» в течение многих лет работает в инновационном режиме.

Базовым показателем результативности обновления содержа­ния деятельности ДОУ является индивидуальное субъектно-­личностное развитие ребёнка.

Проявляется это в развитии творческого потенциала в специфи­ческих для дошкольников деятельностях, какими являются игра, изодеятельность, .театральная деятельность, музыкальная деятель­ность. Систематизирующая технология построена на принципе вариа­тивности (автор Шибанова Н.Я.). Вариативная технология обеспечива­ет индивидуальный подход к детям в коллективных условиях, твор­ческую направленность, умственную, практическую* эмоциональную активность в работе каждого ребёнка от младшей до подготовитель­ной группы независимо от уровня овладения деятельностью. Практи­чески каждому ребёнку представляется ситуация выбора содержания, способов. Деятельность взрослых и ребят строится на мотивационно-потребностной основе. Любая деятельность, задачи, цели смотивированы в содержании, способах деятельности, материализуются в плани­ровании и т.д. В основе деятельности используется слуховой мотив.

Методология организации образовательной работы деятель­ностно-творческий подход, знания, умения ребёнка осваивается и деятельности. Отношения взрослого и ребёнка строятся на развиваю­щем взаимодействии.

Задачи и содержание всего педагогического процесса ДОУ направлены на создание эмоционально-комфортных условий для детей и взрослых. Это обеспечивается медико-психолого-педагогическим взаимодействием, организацией прогностического планирования педагогического процесса на перспективу. В основе планирования критерии диагностики, содержания предполагаемых результатов. Ключевой фигурой в реализации программы является педагог сориен­тированный на конкретного ребёнка, на развитие собственной компе­тентности в условиях повышения квалификации и самообразования, особое значение придаётся овладению инновационными технология­ми, в условиях поисково-творческой работы по инициативным темам.

Сущность социальной мысли педагога: глубокое личностное и профессиональное осознание своей значимости в полноценном разви­тии. воспитании ребёнка, его психологической защиты и создании эмоционального комфорта во взаимодействии с родителями.

В обновлении содержания качества образования работы педаго­гов, способствующих росту' развивающего взаимодействия взрослого и ребёнка постоянное внимание уделяется созданию адекватной органи­зованной микро и макро развивающей среды.

В силу существующих сложных социальных условий в общес­тве увеличивается количество детей с проблемами. А отсюда - повы­шается необходимость в коррекционной работе в разных направлени­ях. И как следствие - особая значимость помощи психолога педагогам и родителям в создании адекватных условий для адаптации «проблемного» ребёнка в семье и группе детского сада.

Я, как психолог занимаюсь психологическим просвещением и реальной помощи педагогам и родителям, потому что, по выражению доктора педагогических наук, профессора Б.З. Вульдхова, «педагогика без психологии - это то же самое, что врач без лекарств: знает, что и как делать, но без них всё равно не может обойтись».

Например, недостаточное внимание к психологическим инди­видуальным особенностям ребёнка, психологическим основам управ­ления детским коллективом и др. затрудняют работу педагога. С другой стороны:, в рекомендациях психологов не всегда педагоги находят ответы на важные для себя вопросы: как поступать в гой или иной реальной конфликтной ситуации, на что должна быть направлена коррекционно-развивающая деятельность педагога в работе с конкрет­ной проблемой конкретного ребёнка в конкретной ситуации.

Таким образом, недостаточная «психологическая некомпетентность» педагогов и «педагогическая» - психологов могут быть причиной их разговора на «разных» языках, что случилось и в нашей практике. Поэтому насущными стали задачи:

-повышение психологической компетентности педагогов;

-расширение знаний, основ педагогики у родителей.

Система и формы paботы создавались nocтепеннo. Формы paботы по психологическому просвещению: по лекции и беседы, проводящиеся на методических совещаниях и родительских собрани­ях, групповые и индивидуальные консультации, наглядная агитация, подготовка памяток, подбор и распространение психологической и психолого-педагогической литературы. Особое место было отведено: организации игр, семинаров-практикумов, «круглых столов», дискус­сий, а также курсам повышения квалификации и др.

Проведение на протяжении учебного года систематической работы с педагогическим коллективом по психологическому просве­щению позволила:

  • отработать содержание и методы психологического сопровождения развития детей, просвещения родителей и педагогов ДОУ;
  • овладеть проектной деятельностью по моделированию и корректированию процесса комплексного сопровождения развития ребёнка с проблемами и без;
  • отработать приёмы, направленные на эмоционально­-психологическое комфортное взаимодействие педагогического коллек­тива и родителей;

‘ ‘ - продолжать формировать у воспитателей личностные установ­ки, связанные с совместным решением проблемных ситуаций при их обсуждении с родителями детей и специалистами ДОУ.

Моя основная задача, как психолога, состояла в обеспечении учёта закономерностей нормального развития ребёнка, в создании необходимых для этого условий:

                -организации деятельности всех участников образовательного процесса в системе индивидуального психологического сопровожде­ния ребёнка.

  • работы с педагогическим коллективом ДОУ и родителями в логике комплексного сопровождения воспитанников детского сада.

Таким образом, в процессе формирования субъективно- развивающей позиции сотрудничества наших педагогов с детьми и их родителями, создавалось единое образовательное пространство разви­тия ребёнка и педагога.

Психолог вместе с педагогами помогает родителям в осознании их педагогической роли, создании необходимых условий и возмож­ностей для развития ребёнка. В итоге нами разработаны модели взаимодействия «Воспитатель-родитель», «Воспитатель-психолог- родитель».

Особой формой общения в этих моделях является доверитель­но-деловой контакт.

Первостепенное значение имело совершенствование профес­сиональной квалификации педагогов. Для этого вначале были проведе­ны ряд диагностик и анкетирований:

Диагностика «Оценка профессиональной направленности личности педагога». Октябрь 2005 г. Из педагогов, принимающих участие в экспресс-диагностике, оказалось, что в коллективе в основ­ном работают: педагоги-интеллигенты, педагоги-коммуникаторы, предметник-интеллигент и коммуникатор-предметник.

Диагностика «Стремление к творческой деятельности». Декабрь 2005 г.

Вывод: в педагогическом коллективе обнаружилось стремления к проявлению творчества, естественно, имело место стереотипность. Причиной могла быть недостаточная открытость в ответах, либо педагогическое выгорание и усталость.

Анкета «Стиль педагогического общения». Февраль 2006г.

Вывод; педагогический коллектив в основной массе нацелен на
индивидуально-личностное общение и взаимодействие с ребёнком.

Необходимы индивидуальные консультации с 3-мя педагогами. Диагностика «Изучение личности с помощью психогеометрическою теста (авторы А. А.  Алексеев. Л. А. Громова). Март 2006г. Вывод: Для психолога, в работе с педагогическим коллективом
необходим учёт индивидуальных особенностей личности каждого,
особенно в кадровой расстановке педагогов по группам во избежание
конфликтных ситуаций. Тест предрасположенности к конфликтному поведению (автор Н.В. Гришина). Апрель 2006 г. Вывод: основная масса педагогов не хотят конфликтных ситуаций, избегают их, вместо того, чтобы решать спорные вопросы
конструктивно. Следует продолжать работу с педагогами по проблемам общения друг с другом, с родителями и с детьми, использовать активно
ролевые игры, тренинги. Диагностика «Выявление типологических особенностей
личности, общепсихологическая типология личности (по Юнгу). Апрель 2006 г. Вывод: Основная масса педагогов умеют общаться с другими
людьми с одной стороны открыты, а с другой стороны умеют молчать, т.е. то, что необходимо в работе педагогов.

Анкета «Взаимодействие педагогов с семьёй».

Май 2006 г. Участвовало 17 педагогов.

Результат данного анкетирования показал, какую работу нужно провести с педагогами.

Это: Дать теоретические и практические знания о конфликте

Повысить уверенность в собственных силах и своей собствен­ной самооценки с помощью тренинговых упражнений.

Вести мониторинг собственной работы с родителями.

Использовать активные формы взаимодействия с родителями.

После проведения данных диагностик и анкет были сделаны выводы, и намечен план работы с педагогами на формирование психолого-педагогической компетентности в работе с детьми и родителями. Для этой цели были проведены: семинары-практикумы, игры - тренинги, консультации индивидуальные и групповые. Занятия проводились 1 раз в квартал, продолжительностью 1-1,5 часа. Каждое занятие состояло из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть включала небольшое сообщение на 10-15 минут с целью актуализации теоретических знаний педагогов по проблемам общения. Практическая часть была направлена на применение теорети­ческих знаний на практике, отработку коммуникативных умений, развитие коммуникативных способностей.

Темы наших занятий:

«Вариативные педагогические стили общения». Задачи: 1. Дать характеристику понятия «общения». 2. Развитие коммуникативных способностей.

«Общение между коллегами». Задачи: 1. Создание доброжела­тельной атмосферы. 2. Овладение навыками общения друг с другом. 3. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на выявление позитивных средств общения друг с другом.

 

«Педагогическое общение с детьми и их родителями». Задачи:

Овладение навыками общения с ребенком и с родителями!

Помочь педагогам проанализировать позитивные и негативные

тенденции общения с родителями.

Развивать у педагогов открытость, доверие, эмпатию к родите­лям воспитанников.

(Развитие интеллектуально-личностного потенциала ребёнка». Задачи:

-Познакомить педагогов и родителей с вариантами игр, направ­ленных на развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления).

 С помощью данных занятий, при интенсивном взаимообмене чувствами, мыслями и действиями педагоги получили ряд неоспоримых преимуществ.

Во-первых, педагоги стали легче принимать точку зрения своих партнёров и обнаружили готовность к изменению собственных устано­вок. Повысилась социальная активность и инициатива в поиске ориги­нальных решений.

Во-вторых, создаются условия для формирования общепонят­ного психологического языка, что позволяет доказательно излагать свои переживания, стремления, цели и ожидания.

В-третьих, анализ межличностных ситуаций позволил педаго­гам осознать грань между процессуальными и содержательными аспектами общения.

В-четвёртых, данные занятия позволили выявить структурно­функциональные взаимоотношения в жизни коллектива.

Таким образом, данная работа помогла педагогам посмотреть по-другому на общение с детьми, с родителями и с коллегами по работе. В коллективах с родителями стали стали более постоянными доверительные отношения. Родители начали осознавать, что они нуждаются в помощи, и принимают советы как поддержку, а не как посягательство на личную сферу. Воспитатели становятся их союзниками и помощниками.

В связи с этим, психологическая помощь педагогам ДОУ по формированию психолого-педагогической компетентности  в работе с детьми и родителями, была направлена на формирование у педагогов и родителей убеждений:

-чтобы учить, сам должен много знать, уметь и верить;

-тот, кто занят воспитанием души ребенка, должен верить в него;

-верить в свои педагогические способности, никогда не опускать руки, даже когда, казалось бы ничего не получается.

На этом и держиться наши главные принципы: терпение, созидательная любовь, сотрудничество.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала педагогов - залог продуктивности методического мастерства

Детский сад сегодня – это сложный организм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества, отвечающий самым с...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ В ДОУ.

Давно отмечено, что создание благоприятного психологического климата благотворно влияет на работу педагогического коллектива и является одним из  факторов развития творческого потенциала педагого...

Развитие творческого потенциала педагогов ДОУ

Образец информационно-практического занятия с элементами тренинга для педагогов с целью создания условий для формирования у педагогов потребности в организации работы по развитию собственной креативно...

Экологический педсовет на тему: «Развитие творческого потенциала педагогов ДОУ и их компетентность в вопросах экологии»

Экологический педсовет на тему: «Развитие творческого потенциала педагогов ДОУ и их компетентность в вопросах экологии»....

Психологический тренинг с педагогами ДОУ «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ ДОУ»

Психологический тренинг с педагогами ДОУ"Развитие творческих способностей".Цель: создать условия для формирования у педагогов потребности в организации работы по развитию собственной креативности.Зада...

Семинар-практикум по профессиональному развитию для педагогических работников: «Креативность и развитие творческого потенциала педагога»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждениеЦентр Образования «Юлдаш»Табасаранский район, с.Хучни      семинар-практикум по профессиональному развити...


 

Комментарии

Булычёва Софья Евгеньевна

Леночка, вы умница