Коммуникативный тренинг "Чудесные потешницы"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Предлагаемый коммуникативный тренинг для дошкольников обогатит опыт общения детей, окажет благоприятное влияние на формирование желаемой модели поведения детей, поможет устранить проблемы в общении.  
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рыбьякова Минзиля Фаритовна

Педагог-психолог

НДОУ «Детский сад №168 ОАО «РЖД»

В последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой замечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные проблемы в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, стесняются ответить, если к ним обращаются. Они часто не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют адекватно выражать свои чувства и мысли, поэтому часто конфликтуют и замыкаются в себе. Связано это с повышением ритма жизни и, как следствие, с дефицитом спокойного общения с родителями, увеличением времени для просмотра кинофильмов и мультипликационных фильмов с агрессивной и неприветливой лексикой. Современные дети каждый день впитывают в себя все больше и больше информации, которую они не успевают обработать в своей голове, разложить все по полочкам и спокойно объяснить.

В то же время, общительность, умение контактировать с другими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, важное условие нормального психологического развития личности.

Что же тогда нужно делать взрослым, чтобы помочь ребёнку преодолеть эти опасные тенденции, порождающие различные трудности в общении, либо демонстративность и агрессивность, либо замкнутость и полную пассивность? Необходимо постоянно побуждать у детей подлинный интерес к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление всё время оставаться в контакте, извлекая опыт из неудачного общения. Все эти навыки и позволят ребёнку управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием дружественного и плодотворного общения с окружающими.

Эти два взаимосвязанных навыка - умение контролировать свои эмоции и умение общаться, как показывает опыт отечественных педагогов и психологов (М. И. Чистяковой, Н. В. Самоукиной, В. И. Кабрина, Е. В. Рыбак и др. ) наилучшим образом формируется в процессе детского коллективного творчества и художественного освоения мира, которые порождают особую эмоциональную атмосферу, благотворно действующую на психику ребёнка. Другими словами, развитие интонационных речевых навыков, музыкально-сенсорных способностей, воображения, способности к эстетическому переживанию имеет основопологающее значение и для развития эмоционально-коммуникативной сферы дошкольников.

Предлагаемый коммуникативный тренинг для дошкольников обогатит опыт общения детей, окажет благоприятное влияние на формирование желаемой модели поведения детей, поможет устранить проблемы в общении.  

Игровой коммуникативный тренинг для детей старшего дошкольного возраста «Чудесные потешницы»

Цель: оказание практической помощи детям в социальной адаптации: устранении искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкции полноценных контактов ребёнка со сверстниками, формировании у детей положительного отношения к окружающим, правильной    самооценки    и    сбалансированности    эмоциональных состояний, развитии воображения и творческих способностей.

Описание пособия: Семь листов разноцветной бумаги и ножницы, украшенные бантиком и «сапожками на ножках».

  1. «Вхождение»

Педагог приносит цветную бумагу и ножницы и начинает рассказывать сказку: «В одном сказочном Белом королевстве жили-были ножницы «Чудесные потешницы»…(ножницы, украшенные бантиком и «обутые» в вязаные сапожки, начинают «ходить» в руках у взрослого) они умели делать настоящие чудеса. Из листов белой бумаги они вырезали все подряд: человечков, дома, замки, игрушки. Но однажды над Белым Королевством засияла радуга. Увидев сверкающие краски, ножницы решили найти их и отправились в путь (ножницы опять «шагают» по столу, полу, по стене). И вот в один прекрасный день чудесные ножницы добрались до Королевства разноцветной бумаги. Бумага лежала всюду ровными стопочками, скучная-прескучная. Правда, она сверкала на солнце разноцветными красками. Обрадовались Чудесные Потешницы и принялись за работу («снимают» сапожки).

Педагог: «Ребята, а как вы думаете, что может получиться из листа бумаги каждого цвета?»

Дети отвечают, а взрослый в этот момент работает ножницами. Сначала дети придумывают свои предметы, а потом начинают делать прогнозы относительно того, что получается из бумаги. Поочередно из бумаги «появляются» разные предметы.

  1. Из красной бумаги педагог вырезает цветок.

Педагог: «Главным украшением на нашей планете несомненно являются цветы. Дети, представим себя розами, тюльпанами, ромашками, танцующими и кружащимися в вальсе».

Следует танец «Вальс цветов». Дети совершенно свободно двигаются, выполняя любые движения под музыку.

  1. Из оранжевой бумаги появляется рыжий котенок.

Он предлагает детям послушать песенку, а затем изобразить с помощью мимики и пантомимики хозяйку, озябших котят и их сладкий сон.

Два маленьких котёнка поссорились в углу.
Сердитая хозяйка взяла свою метлу.
И вымела из кухни дерущихся котят,
Не справившись при этом, кто прав, кто виноват. 
А дело было ночью, зимою, в январе.
Два маленьких котёнка озябли на дворе. 
Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,
Носы уткнули в лапки и стали ждать конца. 
Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.
— Ну что? — она спросила. — Не ссоритесь теперь?
Прошли они тихонько в свой угол на ночлег.
Со шкурки отряхнули холодный, мокрый снег. 
И оба перед печкой заснули сладким сном.
А вьюга до рассвета шумела за окном.

(Предлагаем использовать упражнение «Кот-Царапка» на музыку О. Боромыковой).

  1. Из желтой бумаги получается осенний лист.

Проводится ритмическая игра «Осень». Дети напевают песенку, сопровождая слова движениями.

Дует ветер, дует, дует, задувает

(махи руками на себя)

Желтые листочки с дерева срывает

(кружатся на месте) 

И летят листочки, кружат по дорожке 

(на цыпочках проходят круг)

Падают листочки прямо к нам под ножки

(повернувшись вокруг себя на месте, приседают).

  1. Из зеленой бумаги получается лягушонок

Игра малой подвижности «Лягушонок»,  сопровождаемая текстом. Дети встают парами,  лицом друг к другу.

Я - лягушонок,
и ты - лягушонок.
Вот у меня - нос,
у тебя - нос
(Указываем сначала на свой нос, потом на нос партнера)
У меня - гладкие,
У тебя - гладкие ,
(показываем на щеки)
У меня - сладкие,
У тебя - сладкие, 
(губы)
Я - твой друг,
Ты - мой друг,
Мы любим друг друга!
При этих словах дети, стоящие в парах, обнимаются. Затем пары меняются.

  1. Из голубой бумаги получается вагон.

Игра «Поезд». Под сюжетную музыку «два состава» двигаются в двух направлениях. Сделав круг, дети останавливаются в центре зала. Здесь станция с любым подходящим названием:

А) Станция «Пропой свое имя»

Б) Станция «Приветная» (любые формы приветствия)

В) Станция «Поклонная» (кланяются)

Г) Станция «Сними шляпу» (приподнимают воображаемые головные уборы)

Д) Станция «Помаши рукой» (машут руками) и т. д.

     6. Синяя бумага превращается в мешок со смехом.

Дети садятся в круг и стараются отгадать или придумать, какие смешные истории из их жизни сложены в этот мешок. В заключение, можно вспомнить песню В.Шаинского «Улыбка» или шуточные распевки О.Боромыковой.

      7.Фиолетовая бумага превращается в чернильную кляксу и убегает от Чудесных Потешниц.

Педагог: «Вспомните, ребята, кого так любят кляксы и где они любят прятаться. Ну, конечно же,  они любят грязнуль и замарашек, в карманах и на рукавах которых они так и замышляют спрятаться. Но кляксы могут пристать и к хорошим ребятам, поэтому надо быть осторожными и аккуратными. Чтобы наша клякса вернулась на место, нам нужно будет вспомнить, как можно больше «чистых» и красивых слов, например таких, как: доброта, красота, уют, покой, порядок, сверкание, свет и т. д.

Клякса с помощью ножниц превращайся  в забавный МУЗЫКАЛЬНЫЙ БУШМАЧОК.

Исполняется любимая пляска и хоровод. Можно просто взять в круг и взявшись за руки совершать под музыку плавные движения направо и налево.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет «Развитие коммуникативных умений в ДОУ» План-конспект выступления«Коммуникативная деятельность. Трудности общения».

Полноценное проживание ребенком дошкольного периода детства в современной системе образования выдвигается на первый план. В этом процессе особое место занимают коммуникативные умения....

В гости к бабушке-потешнице.

Установить эмоциональный контакт с помощью песен, потешек, загадок....

Активизация речи детей в коммуникативной деятельности (картотека коммуникативных игр)

Коммуникация - это всегда обмен информацией между людьми, который может осуществляться вербально (речь) и невербально (жесты, мимика, интонация). Одной из форм активизации речи является создание игров...

Конспект специально организованной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы по социально-коммуникативному развитию "Как звери к зиме готовились" (с использованием информационно-коммуникативных и здоровьесберегающих технологий)

Цель: Продолжать формировать представления детей о поведении диких животных в разное время года; воспитывать экологическую культуру через наблюдения и экспериментальную деятельность. Задачи:·...

Игровой коммуникативный тренинг для детей старшего дошкольного возраста «Чудесные потешницы»

Цель: оказание практической помощи детям в социальной адаптации: устранении искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкции полноценных контактов ребёнка со сверстник...

Конспект фольклорного развлечения «В гостях у бабушки Потешницы» во второй младшей группе.

Конспект фольклорного развлечения «В гостях у бабушки Потешницы» во второй младшей группе....