Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.
методическая разработка (средняя группа) по теме

Чайкивская Марина Александровна

Целью непосредственно образовательной деятельности по развитию осязания и мелкой моторики является формирование и развитие умений и навыков ручной деятельности.
Задачи:

  • Укрепление кистей рук и пальцев;
  • Развитие глазомера и координации (глаз-рука);
  • Освоение мелких движений;
  • Развитие осязания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_osyazaniyu.docx20.03 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Процессы познавательной деятельности у детей с нарушениями зрения протекают при совместной деятельности неполноценного зрения и сохранных анализаторов. Однако при том не все они в полной мере задействованы. Особенно это относится к осязанию, которое спонтанно развивается недостаточно. Адекватное  же отражение действительности, а также полноценная трудовая деятельность возможны при взаимодействии зрения  и сохранных органов чувств. Для этого требуется специально организованное обучение по развитию осязания и мелкой моторики рук у  слабовидящих детей.
Целью непосредственно образовательной деятельности по развитию осязания и мелкой моторики является формирование и развитие умений и навыков ручной деятельности.
Задачи:

  1. Укрепление кистей рук и пальцев;
  2. Развитие глазомера и координации (глаз-рука);
  3. Освоение мелких движений;
  4. Развитие осязания.

Работа по формированию и развитию ручной деятельности разносторонняя и многообразная. Выделяется несколько направлений:

  1. обучение самомассажу рук  и пальцев с целью укрепления кистей рук;
  2. формирование моторики рук, их двигательных функций, освоение мелких движений;
  3. развитие глазомера, координации глаз и рук.

Для развития осязания и мелкой моторики используют различные виды деятельности:

  1. конструирование из кубиков домиков, башенок по образцу, по памяти, произвольно;
  2. раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешек, пирамидок разной величины);
  3. складывание из камушков, пуговиц, пробок на фоновой бумаге, на магнитной доске по образцу, по представлению различных изображений, геометрических фигур, букв;
  4. сматывание ниток в клубок, на палочку, завязывание узлов различной конфигурации;
  5. застегивание и расстегивание различных видов рамок;
  6. рваную аппликацию из различного цвета бумаги, разного качества ее (папиросная, газетная и др.) или игры в «бумажный конструктор»;
  7. работа с природным материалом: поделки, игра «Узнай на ощупь»;
  8. игра в «Золушку», знакомство с различными крупами: перебираем гречку, рис, пшено, горох, фасоль.

Для развития более тонких координированных движений пальцев очень полезны раскладывание мелких камушек, пуговиц, палочек, зерна по небольшим коробочкам, нанизывание бус, пуговиц на нитку, леску, вырезание по контуру, раскрашивание. Литература: Ястребова Е.В. - Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Дидактические игры

1. Игра «Строим забор».

Цель: выделение ведущей руки и обучение действиям двумя руками сразу, развитие точности движений, определение высоты предмета, выкладывание ритмичного ряда по заданию, развитие представлений о числе и множестве предметов.
Оборудование: деревянная колодка 300x60 мм с 10 отверстиями, соответствующими диаметру вставляемых в них палочек (палочки разной длины).
Ход игры: ребенок по заданию педагога вставляет палочки в отверстия.

2. Упражнение.

Цель: развитие соотносящих движений, эталонов формы, осязательных ощущений.
Оборудование: две пластины 200x100 мм склеены, в верхней - отверстия круглой формы трех величин, дно каждого отверстия имеет гладкую, шероховатую, мягкую поверхности.
Выполнение упражнения: ребенку нужно соотнести отверстие с фишками, выполненными из трех материалов.

3. Игра «Закроем окошечки».

Цель: закрепление эталонов формы и величины, соотносящих практических действий, закрепление культуры активного осязания, осязательных ощущений.
Оборудование: плоский домик: нижний квадрат состоит из двух этажей, верхний треугольник - крыша. Каждый этаж имеет разные поверхности, крыша имеет поверхность, отличную от этажей.
Ход игры: в домике - окошечки, которые ребенок должен закрыть ставенками, выполненными из разных материалов, соответствующих поверхностям разных частей домика.

4. Игра «Найди пару».

Цель: развитие поисковых движений кисти руки, дифференцировка поверхности, выполненной из разных материалов, осуществление действий по цветовому или осязательному сигналу, развитие внимания.
Оборудование: парные пластины 30x60мм с различными поверхностями (бархат, фланель, наждак, фольга, вельвет и т. д.).
Ход игры: ребенку дается одна пластина, он должен найти пару. По мере усвоения игры задания усложняются: детям предлагается найти пары пластин самостоятельно.

5. Игра «Волшебный круг».

Цель: учить соотносить поверхности, развивая осязательные ощущения, действия двумя руками сразу с выделением ведущей руки.
Оборудование: круг разбит на 4 сектора с разной поверхностью: пластмасса, металлическая фольга, дерево, бумага. Другая сторона круга разбита на 14 секторов, имеющих 7 парных поверхностей, круг имеет с обеих сторон 2 стрелки.
Ход игры: ребенку предлагается соотнести с помощью стрелок две одинаковые поверхности.

6. Упражнение «Пирожки».

Цель: развитие осязания, чувства давления, активизация действий большого и указательного пальца.
Оборудование: две поролоновые пластины, между ним вклеены горох, фасоль, рис и т. д.
Ход игры: ребенок должен узнать, сдавливая большим  указательным пальцем поролон, что в «пирожке».

7. Упражнение «Пройди по дорожке».

Цель: развитие прослеживающей функции руки, ориентировка поверхности, «чтение» разных типов линий (прямая, волнистая).
Оборудование: две пластинки 200x300 мм склеены.
Ход игры: пальцы ребенка скользят по вогнутым прорезям, обнесенным фольгой, наждаком, бархатом. Пальцы, двигаясь по дорожкам, повторяют ее очертания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения

Осязание выступает мощным средством компенсации нарушенного зрения, потому что именно осязание позволяет ребёнку с проблемным зрением познать признаки и свойства окружающего мира. Учёными давно доказа...

Коррекция развития осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения

В данной консультациии для педагогов представлен материал по развитию осязания мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Рассматриваются разные способы обследования предметов. Даются рекомендации п...

Коррекция развития осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.

Для развития моторики большое значение имеет созревание нервно – мышечного аппарата, особенно важным для развития психики ребенка  с нарушением зрения является овладение движениями рук,  мыш...

Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.

Данный материал раскрывает значение развития осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения....

Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения через дидактическую игру.

Познавательная деятельности у детей с нарушениями зрения протекает при совместной деятельности недостаточного зрения и сохранных анализаторов. Однако не все анализаторы задействованы в полной мере. ...

Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка - очень важный период для его дальнейшего развития. Ведь в это время развивается и формируется «фундамент» его личности. Особенно важен этот пери...

Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности "Развития осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения дошкольного возраста через дидактические игры"

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме использования дидактической игры как средства развития осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения. Основное внимание акценти...