Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения через дидактическую игру.
материал на тему

Валентина Владимировна Бражнова

Познавательная деятельности у детей с нарушениями зрения протекает при совместной деятельности недостаточного зрения и сохранных анализаторов. Однако не все анализаторы задействованы в полной мере.   Среди детей с нарушением зрения часто встречаются две крайности: одни дети в практической деятельности опираются только на своё дефектное зрение, которое даёт им ограниченную информацию; другие, как правило дети с очень низкой остротой зрения, опираются в основном на осязание, не используя при этом имеющиеся остаточное зрение. Дети получают не полное, искаженное понимание окружающего мира.Правильное отражение действительности, возможно при взаимодействии зрения и сохранных органов чувств. Поэтому требуется специально организованное обучение по развитию осязания и мелкой моторики рук у детей с ограниченным зрением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения через дидактическую игру.

Воспитатель: Бражнова Валентина

        Познавательная деятельности у детей с нарушениями зрения протекает при совместной деятельности недостаточного зрения и сохранных анализаторов. Однако не все анализаторы задействованы в полной мере.         Среди детей с нарушением зрения часто встречаются две крайности: одни дети в практической деятельности опираются только на своё дефектное зрение, которое даёт им ограниченную информацию; другие, как правило дети с очень низкой остротой зрения, опираются в основном на осязание, не используя при этом имеющиеся остаточное зрение. Дети получают не полное, искаженное понимание окружающего мира.

        Правильное отражение действительности, возможно при взаимодействии зрения и сохранных органов чувств. Поэтому требуется специально организованное обучение по развитию осязания и мелкой моторики рук у детей с ограниченным зрением.

        В связи с малой двигательной активностью мышцы рук детей с нарушением зрения бывают вялыми или слишком напряженными. Все это усложняет развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики рук и усложняет формирование предметно-практической деятельности детей.

        Овладение приемами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора дают детям с нарушением зрения возможности наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения.

Дошкольники познают мир через игру. Именно в игре закрепляются полученные знания об окружающем мире, осуществляется всестороннее развитие, формируются психические функции ребенка. В условиях работы с детьми с нарушением зрения игра приобретает важное значение с точки зрения коррекционно-восстановительной работы.

        Активизируется познавательная деятельность детей с нарушением зрения с подключением сохранных анализаторов – осязание, слух.

Прощупывая и прикасаясь к предметам, из различных материалов дети овладевают элементарными математическими представлениями.

         Из опыта работы мы выяснили, что осязание является важным средством компенсации нарушенного зрения и способствует возможности наиболее тонко познавать свойства предметов, его признаки, сравнивать, исследовать, классифицировать окружающие предметы. Развивая мелкую моторику, мы развиваем речь, а формирование речи способствует развитию мышления.

        В нашей группе 12 детей, основной диагноз-амблиопия и косоглазие. Многие дети из-за плохого зрения отличаются крайней неусидчивостью, неустойчивым вниманием, в работе быстро утомляются. У детей отмечается в разной степени общая моторная недостаточность. А также нарушение координации пальцев и кистей рук.

        Поэтому в своей группе мы организовали коррекционную работу по развитию осязания и мелкой моторики с помощью дидактических игр, большая часть которых сделана своими руками.

        Игры на развитие тонких координированных движений пальцев рук.

        «Выложи по контуру».

Задачи: развивать тонкую моторику рук, зрительно-моторную координацию, тактильную чувствительность, глазомер, аккуратность, усидчивость.

Материал: емкости с крупой (фасоль, семена тыквы, арбуза, кабачка, бобы, мелкие ракушки).

Ход: воспитатель предлагает выбрать исходный материал и выложить по контуру предложенную ребенку картинку.

        «Художественная шнуровка».

Задачи: развивать тонкую моторику рук, зрительно-моторную координацию, чувствительность, глазомер, усидчивость; закреплять знание основных цветов и их оттенков.

Материал: картонные силуэты предметов с отверстиями для шнуровки, шнурки разного цвета.

Ход: детям предлагается самостоятельно выбрать силуэт и шнуровать его, подбирая цвета шнурков на свое усмотрение.

        «Шнуровка ботинок».

Задачи: развивать тонкую моторику рук, зрительно-моторную координацию, чувствительность, глазомер, усидчивость; закреплять умение самостоятельно зашнуровывать свои ботинки.

Материал: ботинки из драпа с отверстиями для шнуровки, внутри ботинка животное для, шнурки.

Ход: воспитатель предлагает детям помочь зверятам зашнуровать ботинки. Важно научить детей шнуровать, повернув ботинок к себе и от себя. Так они научатся самостоятельно зашнуровывать свои ботинки и помогать другим детям.

        «Нанизывание бус».

Задачи: закреплять и развивать тонкую моторику рук, зрительно-моторную координацию; различать предметы по форме, цвету, величине.

Материал: бусы в емкости, шнурки, леска, схема.

Ход: предложить детям в начале разложить бусы в ряд по предложенной схеме, или на свое усмотрение, с учетом размера бусин, цвета, формы, определенного чередования.  Далее нанизывать бусины на шнурок (леску).

        «Рисуем нитками».

Задачи: развивать тонкую моторику рук, глазомер, чувствительность, ориентировку в микропространстве, воображение, усидчивость; закреплять основные цвета и их оттенки.

Материал: фланелеграф, шерстяные нитки разного цвета и размера, схематичные картинки.

Ход: предложить детям выкладывать отдельные объекты или сюжет на фланелеграфе по схеме или придумать самостоятельно.

        «Украшаем пироги». (во время прогулки)

Задачи: развивать тонкую моторику рук, зрительно-моторную координацию, тактильную чувствительность, глазомер, аккуратность, усидчивость.

Ход: во время прогулки дети из песка делают «пироги», предложить украсить их природным материалом (камешки, ягоды рябины, листочки, травинки, лепестки цветов).

Игры на тактильные ощущения.

        Перед тем, как начать играть в тактильные игры, мы помогаем детям научиться обследовать предметы на ощупь-тактильно. Для этого я сшила плотные черные маски на глаза, которые не пропускают свет. Надев эти маски, дети обследуют вначале поверхности предлагаемых объектов – гладкие, шероховатые, ребристые, колючие, мягкие, твердые, теплые, холодные. Далее мы начинаем тактильно изучать объемные фигуры, прощупывая каждую ее часть.

        «Умные ручки».

Задача: развивать тонкую моторику рук, тактильную чувствительность, внимание, усидчивость, умение ориентироваться в пространстве; закреплять умение считать, отсчитывать, читать по слогам.

Материал: плотные черные маски для глаз, объемные буквы, цифры, силуэты знакомых объектов.

Ход: предложить детям надеть маски, обследовать руками предложенный материал и назвать, что это за предмет.

Далее задача усложняется:

Составить из цифр число и назвать его.

Решить задачу, найти (на ощупь) ответ и назвать его.

Составить из букв слоги прочесть их.

Объекты стоят в ряд- отсчитать на ощупь названый по счету объект и назвать его, что это за предмет.

Взять фигурку, обследовать, назвать ее и поставить в определенное место, по словесному указанию воспитателя…

        «Лабиринт».

Задача: развивать тонкую моторику рук, зрительно-моторную координацию, глазодвигательные функции, внимание, усидчивость.

Материал: спиралеобразный лабиринт из вязаной шерстяной косички с двумя бусинами на концах.

Ход: предложить ребенку пальчиком «пройти» по лабиринту от одной бусины к другой.

        «Гусеница».

Задача: развивать тонкую моторику рук, тактильную чувствительность, внимание, усидчивость, закреплять знание геометрических фигур, счет.

Материал: маска для глаз, гусеница на картоне из вязаных шерстяных кружков.

Ход:

Найти объект, обследовать тактильно и назвать его.

Какой он на ощупь?

Из каких частей состоит данный объект, какой они формы?

Посчитай из скольких кружочков состоит гусеница?

Игры на осязание и развитие мелкой моторики рук.

        «Кубизм». (ТРИЗМ)

Задачи: развивать тонкую моторику рук, зрительно-моторную координацию, глазомер, ориентировку в пространстве, усидчивость, воображение, фантазию, закреплять знания геометрических фигур, основные цвета и их оттенки.

Материал: фланелеграф, геометрические фигуры разного цвета, схематичные картинки; магнитные доски, геометрические фигуры на магнитах.

Ход: предложить выложить узор ковра, платка; орнамент из геометрических фигур по схеме, самостоятельно.

 Предложить детям, вначале выложить из геометрических фигур отдельные объекты, а затем выложить сюжет, возможно сказку, историю…

        «Я придумал сказку». (ТРИЗ)

Задачи: развивать тонкую моторику рук, зрительно-моторную координацию, ориентировку в пространстве, фантазию, воображение.

Материал: фланелеграф, картинки различных предметов, животных, людей, героев сказок.

Ход: предложить начало сказки, или назвать объекты, о которых нужно придумать историю. Дети сочиняют и выкладывают своих героев на фланелеграф, согласно последовательности повествования их сказки.

        «Цветные коврики».

Задачи: развивать тонкую моторику рук, зрительно-моторную координацию, глазомер, ориентировку в микропространстве, усидчивость; закреплять знание основных цветов и их оттенков.

Материал: основа ковриков - картон с параллельными надрезами, пластмассовые сетки разных форм, узкие полоски цветной бумаги, ленточки, тесьма.

Ход: предложить детям плести коврики, самостоятельно подбирая чередование цветных полос.

        «Кто быстрее?»

Задача: развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию, глазодвигательные функции, усидчивость; закреплять умение узнавать и называть насекомых.

Материал: пластмассовые фигурки насекомых, привязанные к ниткам, смотанным в клубки.

Ход: размотать нити на выбранную одинаковую длину и по команде быстро наматывать, пока насекомое не окажется на клубке.

        «Цветные ленты».

Задачи: развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию, глазодвигательные функции, усидчивость, закреплять основные цвета и их оттенки.

Материал: атласные ленты разных цветов, прикрепленные к карандашу.

Ход: предложить детям накручивать ленту на карандаш. Позже, освоив процесс, можно предложить эту игру в виде соревнования «Кто быстрее».

        «Собери картинку».

Задача: развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию, усидчивость, умение видеть в части целое.

Материал: пазлы- плоскостные, объемные, пазлы имеющие внешний контур, кубики-пазлы.

Ход: предложить детям собрать пазл, начиная с четко выраженной части картинки.

        Тренажер «Сухой бассейн».

Задачи: развивать мелкую моторику, массаж рук, пальцев рук; закреплять умение классифицировать по различным признакам.

Материал: емкость (бобы, горох…), на дне спрятаны различные предметы. Это могут быть геометрические фигуры, предметы, связанные с определенной лексической темой.

Ход: дети находят на ощупь предметы,

называть предмет;

ощупывая предмет, дать качественную характеристику материала;  

классифицировать данные объекты.

        Движение рук является основой для формирования навыков самообслуживания у детей. От уровня развития мелкой моторики рук зависят показатели готовности детей к школе. Движения пальцев рук влияет не только на развитие моторной функции речи, оно стимулирует психические функции мышления, памяти, внимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.

Целью непосредственно образовательной деятельности по развитию осязания и мелкой моторики является формирование и развитие умений и навыков ручной деятельности.Задачи:Укрепление кистей рук и пальцев;Р...

Коррекция развития осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения

В данной консультациии для педагогов представлен материал по развитию осязания мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Рассматриваются разные способы обследования предметов. Даются рекомендации п...

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей 2-3 лет через дидактические игры, сделанные своими руками.

       Игра в дошкольном возрасте – ведущий вид деятельности детей. Игра является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С её помощью создаются...

Коррекция развития осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.

Для развития моторики большое значение имеет созревание нервно – мышечного аппарата, особенно важным для развития психики ребенка  с нарушением зрения является овладение движениями рук,  мыш...

Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.

Данный материал раскрывает значение развития осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения....

Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка - очень важный период для его дальнейшего развития. Ведь в это время развивается и формируется «фундамент» его личности. Особенно важен этот пери...

Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности "Развития осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения дошкольного возраста через дидактические игры"

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме использования дидактической игры как средства развития осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения. Основное внимание акценти...