"Активные формы взаимодействия педагога -психолога с воспитателями"
методическая разработка по теме

Методическое объединение педагогов-психологов..

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое объединение педагогов-психологов


« Активные формы взаимодействия психолога с педагогическим коллективом»

Психолог МДОУ №14 «Аленушка»

Бреус Елена Петровна

2011год.

«Активные формы взаимодействия педагога-психолога с педагогическим коллективом»

1 слайд,2 слайд

1. Современная жизнь требует от человека любой профессий  всех его нравственных и физических сил.

        Представители педагогической профессии оказываются в наиболее сложной ситуации: они испытывают двойную нагрузку в связи с тем, что их труд отличается высокой эмоциональной нагруженностью  и стрессонасыщенностью.

Отрицательно окрашенные психологические  состояния педагога снижают эффективность обучения, повышают конфликтность с родителями  и коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера негативных черт, разрушающих психическое здоровье и провоцирующих психосоматические заболевания.

Поэтому психологическое сопровождение образовательного процесса призвано обеспечить педагогам комфортное эмоциональное состояние, обучить навыкам управления собственным эмоциональным состоянием, выходу из конфликтных ситуаций, формам безконфликтного общения и т.д.

3 слайд

1.Направления работы  педагога –психолога в ДОУ

1. Психодиагностика

2.Коррекционно-развивающая работа

3.Психологическое консультирование

4.Психологическое

5.Просвещение и профилактика

4 слайд

  2   Направления работы психолога с коллективом :

Повышение психолого-педагогической компетентности;

Психологическое сопровождение  педагогов

Совместная диагностика развития детей;

Рекомендации по взаимодействию с детьми.

5 слайд

Методы гармонизации внутреннего мира педагога

  1. Психологические игры и упражнения;

2. Тренинговые занятия;

3. Музыкотерапия;

4 Библиотерапия;

5. Арт терапия;

6. Хромотерапия и др.

Психологические игры нацелены на развитие внутренних психических сил педагога, расширение приоритетного самосознания.

 Психологические игры делятся на 5 типов

1. Игры-релаксации, снимают усталость, внутренние зажимы , умение расслабиться.

Перечень игр: «Внутренний луг», «Пресс», «Дерево», «Настроение», «Пословицы»,

«Воспоминания», «Книга», «Мария Ивановна», «Голова», «Руки», «Открытость».

2. « Адаптационные  игры»- используются в период адаптации молодого педагога, после длительного перерыва в работе, отпуска. Способствуют развитию самоконтроля и волевых процессов.

Игры : «Фокусировка», «Дыхание», «Психоэнергетический зонтик», «Распределение внимания», «Животное», «эмоция».

3.Игры-формулы используются для вербального самовнушения.

Пример: «Мое желание иметь…

                « Я все сумею…»

                « Я убежден в том, что…

                « Я верю в то, что…

4. Игры- освобождения. Методическое выражение идеи децентрации. Снять центр ситуации с себя и перенести его на что-либо другое, то есть, объективация эмоционально отрицательного состояния, сбрасывание его вовне и тем самым избавление от него.

Примеры игр: « Диалог», «Видеокамера», «Плохой- хороший», «Мой враг – мой друг».

5. Игры-коммуникации. Умение занимать коммуникативные позиции.

Игровые упражнения: «Мышечная броня», « Маска релаксации», «Я- жена», «Я – мать», «Я – педагог.», «Ревизия».

Психологическое упражнение «Моя галактика».

Цель: помочь осознать педагогам свои личностные особенности, своё эмоциональное восприятие окружающих людей, а также наладить с ними адекватные отношения.

                                                  Ход упражнения.

Звучит музыка и слайды .

Каждый вечер на ночном небе зажигаются звезды. На первый взгляд кажется, что все они одинаковы, но вот прошла минута- две, и мы замечаем, что одна звезда больше остальных, другие светят ярче, третьи отличаются светом, который шлют на землю: голубой , розовый, белый.

        Каждый человек – как звезда: на первый взгляд -  у нас много похожего, но если приглядеться – все мы уникальны, неповторимы, каждый единственный в своем роде. И у каждого есть свой мир, в котором он живет - своя  Галактика.

         А сейчас закройте глаза и представьте, что только-только начало темнеть, звезд еще не видно. Вы продолжаете вглядываться в ночное небо. Вдруг на небе зажглась первая звезда. Приблизьте её к себе, чтобы получше рассмотреть: она больше других звезд , меньше или такая же ?

Какого цвета ваша звезда? Какой свет она излучает – теплый или холодный ?

А теперь уменьшите свою звезду до размеров теннисного мячика. Положите ее на ладонь. Она чудесна, не правда ли? Пошлите ей свое тепло, нежность, шепните ей: « Ты прекрасна!»         

        А теперь отпустите её на небо , проследите её путь, и когда она займет  своё место на ночном небе, улыбнитесь ей, чтобы она знала: вы всегда рядом с нею. А теперь откройте глаза.

         Да все мы  разные, особенные , каждый интересен по – своему, посмотрите и улыбнитесь  вместе с этими людьми.

Презентация «Ты  особенный».

        Посмотрите, у вас есть кусочек Вселенной (синий лист)!. Но на нем невидно пока не одной звезды. Теперь вы создадите свою  Галактику, где будет столько звезд, сколько вы посчитаете нужным. Вырежьте из цветной бумаги звезды разных размеров и разного цвета, приклейте их на альбомный лист. Замечательно! У вас получилась своя Галактика.

        А теперь найдите среди всех ту, которая вас больше всего привлекает, - свою звезду. Подпишите её «Я».Теперь попробуйте найти звезду своего любимого человека. Подпишите её. Всем оставшимся звездам  также дайте имена своих родных, близких, коллег по работе, знакомых – всех тех, кто вас окружает. В вашей Галактике не должно быть ни одной безымянной звезды.

        С психологической  точки зрения вы создали мир , в котором вы живете, выразили свое эмоциональное отношение к вашему социальному окружению.

        А теперь давайте проанализируем: вначале обратите внимание  на то, где находится звездочка «Я»: в центре листа, вверху, внизу, сбоку. Это говорит о вашей самооценке, отношении к себе; об этом говорит и размер звезды.

Если ваша звезда самая большая, находится в центре листа или выше – это говорит об эгоцентризме, желании быть всегда в центре внимания, высокой самооценке. Если же звездочка маленькая ,находится где-то в уголочке, вдали от других звезд, вам следует задуматься , о том не принижаете ли вы собственную значимость, какие у вас отношения с окружающими, может быть вы избегаете общения с другими людьми?

Цвет вашей звезды говорит о вашем эмоциональном состоянии, а также  о вашем восприятии окружающих людей на эмоциональном уровне:

Зеленый цвет говорит о том, что вы видите себя или другого человека добросовестным, спокойным.

Синий – уравновешенный, несколько холодный.

Красный -  дружелюбный, общительный, энергичный, уверенный, раздражительный.

Розовый – нежный, чувствительный, уязвимый.

Оранжевый – гибкий, добрый, отзывчивый, художественно одаренный, но поверхностный, преобладает хорошее настроение, интересы неустойчивые, потребность в увлечениях.

Желтый – очень активный, открытый, общительный, веселый.

Фиолетовый -  беспокойный, эмоционально напряженный, имеющий потребности в душевном контакте.

Коричневый – зависимый, чувствительный, расслабленный.

Черный – молчаливый, эгоистичный, враждебный, отвергаемый.

Серый – вялый, пассивный, неуверенный, безразличный.

        А теперь посмотрите, где находятся звездочки ваших близких людей: ребенка, мужа. Каких они размеров,  какого цвета.

        Используя те знания, попробуйте проанализировать ваше восприятие близких вам людей: значимые ли они фигуры в вашем мире, как вы воспринимаете их на эмоциональном уровне.

        Звездочка вашего ребенка  находится рядом с вами или где-то далеко.

А где звезда вашего мужа? Она находится рядом с вашей? .. Замечательно.

А если нет?... Какую роль играет ваш муж в семье? Не отстранился ли он от своих обязанностей? Достаточно ли времени вы проводите вместе?

         А коллеги по работе, ваши воспитанники – есть ли они на вашем небосводе. Ведь они- это часть вашей жизни….

        Просмотрите все звезды, которые есть в вашей Галактике. Обратите внимание на звезды черного и серого цвета. Подумайте, кому и почему они достались. Какие отношения у вас с этими людьми? Почему? Нужны ли вам такие отношения?

        Нравится ли вам ваша Галактика? Хотели бы вы в ней что-то изменить?

 Для тех, кто хочет изменить свой мир, сейчас представится возможность создать идеальный образ вашей Галактики. Используя полученные знания , создайте новую Галактику – такую, какой бы вы хотели ее видеть: свой идеальный окружающий мир, где все цельно, гармонично, совершенно.

(Участники тренинга, пожелавшие сделать другой вариант галактики, подходят к столу и заново создают сою галактику). Затем психолог просит участников положить две свои Галактики рядом, внимательно посмотреть на них и выбрать ту. Которая больше всего нравится , ту которую они заберут домой. Ее можно повесить дома  на стену, а первый вариант оставить у психолога, оставляя с ним все свои проблемы.

        В заключении нашего тренинга предлагаю вам посмотреть видеоролик и поразмышлять над мудрыми высказываниями.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Активные формы взаимодействия психолога с педагогическим коллективом» МБ ДОУ №14 « Аленушка »

Слайд 3

Направления работы педагога –психолога в ДОУ Психодиагностика Коррекционно-развивающая работа Психологическое консультирование Психологическое просвещение и профилактика Тесты; Наблюдение Беседы; Анкетирование; Опрос Групповые и индивидуальные занятия; Тренинговые занятия; Игротерапия Релаксация . Индивидуальные встречи; Групповые мероприятия; Родительские собрания. -Стендовая информация; Лекции; Анализ динамической диагностики.

Слайд 4

Работа педагога-психолога с педагогическим коллективом Повышение психолого-педагогической компетентности; Психологическое сопровождение педагогов -Совместная диагностика развития детей; -рекомендации по взаимодействию с детьми.

Слайд 5

Методы гармонизации внутреннего мира педагога Психологические игры и упражнения; 2. Тренинговые занятия; 3. Музыкотерапия; 4 Библиотерапия ; 5. Арт терапия; 6. Хромотерапия и др.

Слайд 6

Психологические игры и упражнения : Игры- релаксации; 2.Адаптационные игры; 3.Игры формулы; 4.Игры – освобождения; 5.Игры- коммуникации.

Слайд 7

1.Игры- релаксации Цель: Снять усталость, внутреннее напряжение, умение расслабиться; 2. Адаптационные игры. Цель: легкая адаптация после длительного перерыва в работе; 3. Игры- формулы . Цель: вербальное самовнушение; 4.Игры- освобождения. Цель: методическое выражение идеи децентрации. Снятие центра ситуации с себя и перенос его на что либо другое 5 Игры-коммуникации. Цель: Умение занимать коммуникативные позиции.

Слайд 8

Психологическая игра «Моя галактика»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями через интернет-ресурсы

Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе – это одна из самых новых проблем в отечественной дошкольной педагогике, так как наука и техника не сто...

"Творческая мастерилка" как форма взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников ДОУ в рамках ФГОС

Презентация представляет собой опыт работы педагога-психолога с родителями воспитанников ДОУ....

Инновационные формы взаимодействия педагога-психолога с семьями воспитанников.

Общеизвестна огромная роль телевидения в жизни общества. Осуществляя психопросветительскую деятельность в родительской среде, педагог-психолог использует инновационные формы, в том числе интервью на т...

Педагогический опыт работы воспитателя «Активные формы взаимодействие педагога с родителями»

В данном материале собраны актуальные формы и методы взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении, необходимые для повышения активности родителей как участников образовательного процесса....

«Формы взаимодействия педагога-психолога со специалистами МДОУ»

Необходимым условием реализации ФГОС ДО в настоящее время стало психологическое сопровождение образовательного процесса.При этом важно, чтобы психологическая служба МДОУ ориентировалась не т...

Презентация "ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГАМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ с ФГОС ДО"

    Эмоциональное благополучие ребенка является показателем оптимальности его психического здоровья и развития в целом.    Требованиями ФГОС предусмотрены такие условия реал...

Статья "Эффективные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями детей младшего дошкольного возраста"

В статье описывается опыт организации взаимодействия педагога-психолога с родителями детей 3-4 лет в период адаптации к детскому саду....