Речевое развитие детей раннего возраста
материал на тему

Речевое развитие детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_detey_rannego_vozrasta.rar26.26 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое развитие детей раннего возраста

      Наиболее благоприятный возраст для развития речи – это от 1,5 – 3 лет. Психологи знают, что дети, по каким-либо причинам не получившие в этом возрасте должного речевого развития, затем с трудом наверстывают упущенное, долго отстают от своих сверстников не только по развитию речи, но и по развитию мышления, эмоций и чувств. Поэтому особая задача родителей – постоянно обращать внимание, на речевое развитие ребенка, начиная с самого раннего возраста.

      Одной из важнейших функций речи является функция общения, и зарождается речь именно в общении со взрослым. Вы знаете, что на первом году жизни ребенка ведущая деятельность – это эмоциональное общение со взрослым. Первые проявления такого общения – это комплекс оживления, который складывается к 2-3 месяцам. И в этом первом, более или менее осмысленном общении человека с человеком и появляются элементарные попытки ребенка взаимодействовать с помощью речи. Это очень важный момент в развитии речи ребенка. Малыш весь направлен на взрослого, стремиться подражать ему в улыбке, в движениях. И в произнесении первых звуком. И это необходимо использовать, с самого начала организуя воздействие на развитие речи.

    Конечно, разговаривать с малышом надо с самого его рождения, но уже с 3-4 месяцев можно проводить с ним 4-5 раз в день специальные занятия по 3- 6 минут каждое. На таких занятиях вы можете дать образец для произнесения отдельных звуков. Например: вы произносите: «Ба-ба-ба-ба…», затем делаете небольшую паузу, для того чтобы ребенок мог самостоятельно произнести эти звуки. Подобные упражнения формируют у ребенка установку на речевое общение и стремление вслушиваться в речь взрослого.

     Ко второму полугодию ребенок уже может хорошо произносить простые слоги (ма, па, да, на, ба) и более сложные звуковые сочетания (агу, ньга). Теперь следует давать ребенку названия отдельных предметов и действий. Можно поиграть с ребенком в прятки, убирая на его глазах игрушку и спрашивая: «Где кукла?», «Где киска». Такие игра направляют внимание ребенка на название предмета.

     В этом возрасте очень важно разговаривать с малышом в самых различных ситуациях, но не просто лепетать с ним, а давать четкие названия предметов. «Где ручка? Дай ручку». К концу первого года у ребенка возникает осмысленное понимание  многих слов. Малыш может понимать такие слова, как кукла, часы, собака, платье. Дай, надень, принеси… Обычно малыш сам к 1,5 годам может активно использовать от 15 – 25 слов.

     Те слова, которые малыш сначала только понимал, при определенных условиях он будет скоро произносить сам. Поэтому важно обращать внимание не только на активную речь ребенка, то есть на то, сколько слов и какие он произносит, но и на то, чтобы он понимал как можно больше слов взрослого.

     На 2-м и 3-м году жизни ребенок может уже общаться со взрослым с помощью речи. Он называет предметы, выражает свое отношение к ним, высказывает определенные просьбы. Однако до 3 лет речь ребенка часто бывает понятно только тем взрослым, которые постоянно с ним находятся. Это происходит потому, что речь малыша носит ситуативный характер. Ситуативная речь используется в процессе непосредственного общения и становится понятна именно в процессе такого общения. Связано это с тем, что в ситуативной речи большую роль играют указательные жесты, мимика, междометия, эмоциональные восклицания и т.д.

     Развитие речи ребенка в любой период его жизни будет идти интенсивно  только в том случае, если мы, взрослые, создадим такие условия для ребенка, которые и будут стимулировать это развитие. Наиболее распространенный прием – это искусственное не понимание речи ребенка. («Я не понимаю, что ты хочешь, скажи мне»). С детьми очень полезно заниматься пересказами сказок, стихов, рассказы по картинкам, это способствует формированию контекстной речи. В школьном возрасте возникает необходимость владения объяснительной речью.

   В развитии речи ребенка существует несколько важных моментов, которые имеют значение для становления всех форм речи: и ситуативной, и контекстной, и объяснительной. Одним из таких моментов является формирования словаря ребенка. Развитие словаря ребенка тесно связано с речью окружающих взрослых. Очень важно, чтобы ребенок постепенно слышал все больше и больше новых слов.

     Уже на втором году жизни не стоит слишком часто изменять слова, подделываясь под речь ребенка (ляля, бибика, ам-ам). Называйте все предметы правильно и постепенно вводите новые названия предметов. Родителям необходимо внимательно следить за речью ребенка и мягко исправлять все его ошибки.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект «Речевое развитие детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средствами логоритмики»

Проект предполагает оказание своевременной систематической помощи детям раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средставми логоритмики. Практическая реализация этой идеи состоит во ...

Развитие пальчиковой моторики как средство стимуляции речевого развития детей раннего возраста

Вся история развития человека доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборон...

Закономерности речевого развития детей раннего возраста и его взаимосвязь с развитием неречевых психических функций

Ранний возраст, а именно период до трёх лет, является наиболее важным и ответственным периодом для развития всех высших психических процессов, и особенно речи. Речь влечёт за собой развитие всех высши...

Рекомендации для родителей раннего возраста: «Речевое развитие детей раннего возраста»

В данном материале родителям детей раннего возраста даны рекомендации по речевому развитию детей и несколько правил, при соблюдении которых, у ребенка будет развиваться правильная речь....

Методическая разработка Активизация речевого развития детей раннего возраста при помощи игровой певческой деятельности. Сборник песен для детей раннего возраста.

Пение - важный вид деятельноти ребенка. Как же стимулировать самых маленьких открывать рот, воспроизводить звуки и наконец петь? Важно все: систематический подход, яркое, образное исполнение, наглядно...

Консультация для родителей в рамках ранней помощи "Признаки нарушений речевого развития детей раннего возраста"

Описаны в статье первые признаки речевых нарушений у ребёнка. Причины нарушения речи. Коррекция речевых нарушений....

Как не пропустить задержку речевого развития у ребенка. Нормы речевого развития детей раннего возраста. Консультация для родителей.

В данной статье описанны признаки задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза. Необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста. Почему ва...