Развитие речи детей на занятиях по изобразительной деятельности
материал по теме

Денисова Тамара Александровна

Реферат

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_na_izo_sayt.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Денисова Тамара Александровна

Москва, д/с 711

        В настоящее время рядом исследователей (М.И. Кольцова, Е.И. Исенина, А.В. Антакова-Фомина и др.) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. А сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения у них заикания. В специальной литературе (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, М.В. Ипполитова, О.С. Бот) имеется описание приемов для развития и совершенствования моторики пальцев рук у детей с нарушениями речи, приведены разнообразные игры и упражнения.

        У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

        Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки - белобоки» и других) привозят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

        Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

        По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе.

        В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами.

        В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами.

        Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока - белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее воздействие. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

        Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Родителям и воспитателям необходимо обращать внимание на овладение ребенком простых, но в то же время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться.

Универсальным средством для развития речи в ходе развития тонких движений пальцев рук являются занятия изобразительной деятельностью. При этом регулярно опосредованно стимулируется действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей; совершенствуются внимание и память – психические процессы, тесно связанные с речью.

        Основной задачей обучения изобразительному искусству является воспитание у детей чувства прекрасного, понимания красоты в окружающей жизни, потребности в изображении предметов и явлений окружающей действительности, развитии изобразительных навыков, основанных на использовании различных способов выразительности -–цвета, линии, формы, композиции, разнообразных материалов.

        В период подготовки к школе выявляются различные трудности в овладении графическими навыками и недостаточная сформированность изобразительной деятельности у детей. Эти трудности могут испытывать как нормально развивающиеся дети, так и дети с проблемами в развитии.

        У нормально развивающихся детей эти трудности могут быть связаны с индивидуальными возможностями, с наследственными особенностями, особенные трудности испытывают леворукие дети. У детей с проблемами в развитии трудности могут быть связаны с поражением центральной нервной системы, зрения, моторики и т.д.

        Изобразительную деятельность можно рассматривать как средство коррекции нарушенной познавательной деятельности, интеллектуального развития, а также в качестве метода обучения и средства эмоционально-эстетического развития.

        Аппликация очень полезна в системе коррекционных занятий, так как способствует развитию конструктивных возможностей, формирует представление о форме и цвете. Главным является то, что этот вид деятельности доступен тем детям, которые имеют низкий уровень графических возможностей вследствие нарушения манипулятивных функций рук.

        Лепка способствует развитию мелкой моторики рук, развивает точность выполняемых движений.

        Рисование способствует воспитанию правильного движения, расширяет графические возможности детей. В этом виде деятельности задействованы различные группы мышц кисти руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие речи детей на занятиях по изобразительной и конструктивной деятельности»

в продуктивной деятельности дошкольников наиболее действенны приемы развития речи детей с использованием различных объектов – конструкторов, особенно с детьми младшего возраста на занятиях по изобрази...

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей на занятиях по изобразительной деятельности".

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей на занятиях по изобразительной деятельности"...

Доклад на тему «Развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности»

Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше маст...

Развитие речи детей раннего возраста средствами изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию мелкой ...

Методическая разработка: "Развитие речи детей раннего возраста через изобразительную деятельность и сюжеты знакомых сказок"

Развитие речи детей раннего возраста через изобразительную деятельность и сюжетызнакомых сказок...

Консультация "Развитие связной речи детей на занятиях по изобразительной деятельности "

Консультация "Развитие связной речи детей на занятиях по изобразительной деятельности"....