Консультация "Развитие связной речи детей на занятиях по изобразительной деятельности "
консультация

Мазур Елена Владимировна

Консультация "Развитие связной речи детей на занятиях по изобразительной деятельности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razv._rechi_na_izo.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной  речи детей на занятиях по изобразительной деятельности.

Речь- самый простой и самый сложный способ самоутверждения , потому что пользоваться ею – серьезная наука и немалое искусство.

Развитию речи детей в ДОУ отводится ведущая роль. Важной ее частью является связная речь. Связная речь- это особая сложная форма коммуникативной деятельности. У детей с ОНР эта форма самостоятельно не формируется. Часто бывает нарушено зрительное внимание и память , слуховое внимание и память. Большинство детей страдают моторной недостаточностью. Нужна систематическая работа по речевому развитию, ориентированная на овладение детьми правильной устной речью, как средством общения, развития речевых способностей и личностных качеств. Все это реализуется в процессе общения и разных видах деятельности.

Задача воспитателя- стимулировать содержательное, продуктивное общение ребенка со взрослыми и другими детьми в различных видах деятельности.

Важную роль в развитии связной речи играют занятия по изобразительной деятельности. На занятиях рисованием ,лепкой, аппликацией дети имеют дело с различными линиями и формами , с цветом, величиной, положением предметов в пространстве ,с ритмическим повторением линий ,форм и красок. Это дает возможность развивать ощущения детей т. е умение различать цвета и оттенки, геометрические формы и линии. В процессе занятий изобразительной деятельностью осуществляется задача развития мышления и речи, так как рисунок или лепка предметов и явлений является результатом ручной и умственной деятельности.

При планировании занятий по рисованию, лепке, аппликации необходимо учитывать всю воспитательно- образовательную работу, проводимую по ознакомлению с окружающим, развитию речи, чтению художественной литературы, а также музыкальные занятия. Такой подход способствует отбору интересных , знакомых детям явлений, произведений искусства. Наблюдения природы, общественных событий формируют нравственную направленность изобразительной деятельности. Следует помнить , что все ее виды объединяет образное отражение окружающей действительности: рисование, аппликация позволяют отразить предметы и явления на плоскости, в цвете, в пространстве, лепка дает объемное изображение предмета. Каждому виду соответствует своя техника и свой способ создания изображения. И естественно, для того чтобы все это изобразить, ребенку нужно выразить это словами.                                                                                          

На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией дошкольники учатся бережно относиться  к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы – все это сопровождается речью. Стремление детей достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудностей.

При выполнении коллективных работ у детей также активно развивается речевое общение. Дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка, лепки, аппликации. Ознакомление дошкольников с различными видами изобразительного искусства ( живописью, скульптурой, декоративно- прикладным искусством) оказывает влияние на изобразительную деятельность и на речевую активность детей. Во время предварительных бесед на занятиях по изобразительной деятельности дети учатся употреблять в речи такие понятия как: натюрморт, пейзаж, портрет, что обогащает их словарный запас. Дети узнают жанры искусства, учатся видеть многообразие линий, форм, определяют цветовой колорит, композицию. У них проявляется интерес, предпочтение при выборе картины, иллюстрации, народной игрушки. Так для закрепления полученных детьми навыков построения высказываний- описаний можно использовать на занятиях по ознакомлению с портретной живописью следующие вопросы: кто изображен на портрете? Что можно рассказать о нем ? Что особо привлекло ваше внимание? Что еще здесь изображено? Что эти предметы рассказали о человеке? Как вы считаете о чем думает человек, изображенный на картине? Этот вопрос помогает понять эмоциональное состояние человека. О чем вам говорит лицо этого человека? О чем говорят его глаза? Какую тайну раскрывает самая яркая деталь одежды? О чем говорит фон картины? При описании следует поощрять стремление детей прежде всего выразить собственное отношение , а не подробное перечисление признаков.

Программа по изобразительной деятельности предусматривает формирование у детей эстетического восприятия, обучение способам действия, развитие творчества и на этой основе- речи. Все эти процессы между собой тесно связаны, их единству помогают методы и приемы, используемые воспитателем в работе с детьми. Выбор методов и приемов определяется целями и задачами конкретного занятия, содержанием обучения. Одновременное действие наглядных и словесных методов особенно четко проявляется в процессе рассматривания, обследования формы предмета перед его изображением. Дети определяют цвет, пропорции, сравнивают формы между собой. Для создания эмоционального настроения на комплексных занятиях можно использовать чтение стихотворений, пение песен, что тоже способствует развитию речи. .    Действительно, изображение предметов и явлений возможно лишь при сознательном припоминании и определении формы предмета и его частей, его расцветки, строения; сравнении одних частей с другими. На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией словарь детей обогащается рядом слов, которые они, действуя с различными материалами, формами, красками, учатся употреблять все точнее, вкладывают в них все более правильное и богатое содержание.

 Приобретение технических умений в рисовании, лепке и аппликации способствует развитию точных, целенаправленных движений. Изобразительная  деятельность не может протекать без сопровождающих его мыслей. Мышление же не может протекать без речи, без языка.. Словесная речь может быть при этом более или менее оформленной, но рисунок , не сопровождаемый речью, непонятен, не рассказывает того , что хотел вложить в него ребенок. Речь, объединяя и объясняя эти изображения, придает им значение повествования, рассказа. Сопровождение рисования речью оказывает влияние на характер рисунка, на последовательность изображения тех или иных предметов.

Каждое занятие призвано расширять знания детей об окружающем мире, вызывать интерес к природе   и через совершенствование техники рисования развивать мелкую моторику пальцев рук.

Так как развитие речи связано с развитием мелкой моторики, на занятиях можно использовать штампы. Они также способствуют подготовке руки к письму.

Выполнение упражнений с использованием штампов способствует развитию кисти руки ребенка , ее моторики, быстрой смене тонуса мускулатуры руки (ребенок берет штамп за ручку – рука напряжена; обмакивает штамп в гуашь и слегка встряхивает – рука расслаблена ; с силой прижимает штамп к бумаге – рука сильно напряжена ; отрывает штамп от бумаги – рука расслаблена)..

Для развития речевого дыхания хорошо использовать в работе кляксографию с трубочкой. Она формирует направленную воздушную струю. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное функционирование голосового аппарата, предохраняет его от переутомления, способствуя сохранению плавности речи, правильному использованию интонационных средств выразительности, соблюдению пауз и т. д.

Процесс рисования сопровождается познавательными моментами, пробуждающими у детей интерес к теме рисования (загадки ,стихи, сказки, рассказы, беседы) Воспитатель побуждает детей принять участие в беседе , использовать в речи новые слова. Также развивается связная речь при составлении плана выполнения работы, подбора необходимых материалов. Нужно ,чтобы ребенок мог объяснить какие материалы и краски нужны ему для выполнения данной работы и почему.

Связная речь развивается и во время физкультурных минуток. Дети заучивают текст, координируют его с движением.

Важную роль в развитии речи на занятиях по изобразительной деятельности имеет анализ детских работ. Дети имеют возможность видеть работы друг друга и посильно их оценивать. Воспитателю необходимо научить детей объективно оценивать свои работы и работы товарищей, используя в речи не просто перечисление нарисованных предметов, но и используя в речи прилагательные и глаголы, составляя простые и сложные предложения, из которых может получиться небольшой рассказ.

В детском саду дети достигают определенного уровня художественного и речевого развития: эмоционально воспринимают содержание произведения, запоминают и узнают знакомые картины ,иллюстрации, народные игрушки; замечают изобразительно- выразительные средства, дают им словесное определение, т. е. используют ранее полученные речевые навыки.

Работая над развитием связной речи детей мы должны использовать все имеющиеся возможности для достижения положительных результатов. Правильная организация коррекционно- педагогической работы с дошкольниками способствует развитию детской речи и других психических процессов: мышления, памяти, внимания, а также совершенствованию общей и мелкой моторики.

Таким образом можно сказать , что на занятиях по изобразительной деятельности выполняется работа по созданию в группе развивающей речевой среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредствам игровой деятельности"

Данный материал является частью педагогического совета по теме : "Развитие речи дошкольников"...

« Развитие речи детей на занятиях по изобразительной и конструктивной деятельности»

в продуктивной деятельности дошкольников наиболее действенны приемы развития речи детей с использованием различных объектов – конструкторов, особенно с детьми младшего возраста на занятиях по изобрази...

Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность» ...

Консультация для воспитателей по развитию связной речи детей с ОНР посредством продуктивной деятельности

В материале представлены методические рекомендации  по использованию личного опыта ребенка,  его продуктивной деятельности  в формировании навыков связной речи...

Презентация по развитию связной речи детей с ОНР посредством продуктивной деятельности

Материал презентации описывает этапы технологии по развитию связной речи  с соответствующими целями.  Представленные фотографии демонстрируют приемы и методы работы по теме.....

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Актуальность выбранной темы:              Общение является  важным компонентом формирования личности ребенка, ведущим видом человеческо...