Кукольный театр как средство познавательного, эмоционально-эстетического развития детей дошкольного возраста
статья (средняя группа) по теме

Кукольный театр — искусство, с которым знакомятся малыши на раннем этапе своей жизни, является любимым детским зрелищем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kukolnyy_teatr.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Кукольный театр как средство познавательного, эмоционально-эстетического развития детей дошкольного возраста

Кукольный театр — искусство, с которым знакомятся малыши на раннем этапе своей жизни, является любимым детским зрелищем. Малыши нередко бояться Деда Мороза, Медведя и других персонажей в исполнении актеров на сцене театров, но с удовольствием играют игрушками, изображающими их маленького размера.  Привыкшие к небольшим размерам игрушек, не пугаются волка или Бабы Яги, даже грозят пальчиками и прогоняют. Поэтому кукольный театр для маленьких имеет даже некоторые преимущества перед театром, в котором выступают артисты-люди. Каково же значение кукольного театра для
развития детей дошкольного возраста?

  1. Наш кукольный театр воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ: кукла, живописно-декоративное оформление, песня, музыкальное сопровождение.
  2. Профессиональное использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе с детьми для развития в детях умственного,
    нравственного, эстетического воспитания. Создает детям хорошее настроение, обогащает впечатлениями, вызывает у них эмоции,
    способствует развитию патриотизма и художественного воспитания. Счастливые улыбки, горящие глаза и радостные лица наших малышей во
    время спектакля убедительно свидетельствуют, как дети любят кукольный театр, ждут с нетерпением открытия занавеса.
  3. Очень важно его воспитательное значение. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться характер, интересы, отношение к окружающему. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы,
    доброты, любви к России, честности, правдивости, трудолюбия, показать слезы и смех и образ современной жизни.
  4. Кукольный театр, по своей природе близок и понятен маленьким детям и поэтому имеет для них огромное эмоциональное воздействие. На сцене
    нашего театра они видят знакомые и любимые куклы, игрушки. Когда же «ожившие» куклы начинают двигаться, говорить, они переносят детей в
    совершенно новый, увлекательный мир, мир живых игрушек, где всё необыкновенно, всё возможно и привлекательно. На глазах у маленьких зрителей кукла может превратиться в цветок, раздуться как пузырь и даже лопнуть, лить слезы в два ручья, снять и тут же надеть свою или даже другую голову. Всё это, очень увлекательно для малышей.
  5. Музыка важная составляющая спектакля и эстетического воспитания малышей. Она оттеняет, задает характер и ритм каждому герою, каждой
    мизансцене, подчеркивает ритмичность движений кукол их настроение. Спектакль кукольного театра не проходит без пения и плясок кукол, которые
    очень любят и знают дети. Музыка оформляет, дает объем и харизму спектаклю. Знакомые мелодии и песни сближают детей и героев. Очень хорошо, когда дети сами поют песенку с героем и танцуют в перерыве спектакля вместе с героями, выполняя знакомые движения в играх и в танцах.
  6. С помощью музыкального фона малыши слышат разные музыкальные инструменты и видят их в руках кукол. Этим способом мы приоткрываем мир
    музыки и учим различать голоса музыкальных инструментов, музыкальные жанры. Знакомим с понятиями: оркестр, ансамбль, соло артиста,
    оперное пение, развивая познавательную сферу детей.

O Театр картинок, фланелеграф и настольный театр — он наиболее прост в изготовлении и показе. Такой театр малыши могут нарисовать и вырезать сами. Они будут изображать картинки, силуэты и придумывать к ним свои рассказы. Здесь все плоское и куклы и декорации, фланелеграф - показывают на специальной доске (покрытой фланелью), настольный театр — на сцене-столе. Все доступно вырезается из бумаги или картона,
выпиливается из фанеры. Цель таких театров — внести разнообразие игры
в группах, сделать для них игрушку более интересной, развлечь и порадовать детей, то, что сделано своими руками. Игры с фланелеграфом развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающими, действующими, они получат еще большее удовольствие.

O Театр игрушек — все объемное. Игрушки используются обычные детские купленные в магазине, плюс для показа могут понадобиться различные вещи: посуда, корзинка, кроватка. Желательно, чтобы все игрушки были
однофактурные. Такое представление помогает более яркому восприятию, развивает пространственное и образное видения детей. Содержание сценки должно быть предельно простым, без трудновыполнимых для игрушек движений и
действий. Чтобы показать, что игрушка идет, передвигаем её медленно вперед, если бежит -быстрее. При показе следует спокойно сидеть перед зрителями, смотреть на действующую игрушку, не делать лишних движений и избегать
ненужной мимики, чтобы не отвлекать внимание от происходящего на сцене, свободную руку не задерживать на столе, а сразу убирать её.

O Театр коробочек и шариков дети делают сами изготовых материалов: коробочки и шарики. Остается только нарисовать или приклеить — глазки, носики, ушки, рожки, бантики и фартучки, копытца и туфельки. И то, что необходимо для маленькой сказки. Много интересного предложат сами дети во
время работы.

O Театр пальчиков — маленькие мешочки, сшитые из ткани одетые на детские пальчики. Эти мешочки имеют элементы зверюшек и образ людей (фото).

O Театр рукавичек — детские рукавички и перчатки. Не нужно перегружать реальными деталями (фото).

O Театр Би-ба-бо — кукла одевается на руку, где указательный палец — это голова, а пальцы с право и с лева — это руки (фото). Сложный процесс
одевания на руку у малыша, а еще и синхронного воспроизведения речи и движений куклы. Надетую на руку куклу надо повернуть к себе лицом и
сделать следующие движения. Пусть кукла несколько раз наклонит голову вперед, потом сделает поясной наклон. В первом случае сгибается сустав указательного пальца, во втором - сгибается только кисть руки кукловода. Затем повернуть куклу вправо и влево, похлопать руками, развести их в стороны, поднять вверх, вытянуть вперед. Погладить руками или рукой лицо куклы. Далее освоить: когда кукла обнимает, берет предмет, идет с ним и кладет обратно, шепчет на
ухо, прижимается к вам. Их чувства и переживания выражаются просто.
Например, чтобы показать, что зайка плачет, нужно закрывать его мордочку его же лапками, при радости — он прыгает, пи испуге — дрожит, при удивлении — разводит лапки в стороны. А если этот меленька сценка «Игра в прятки», где два разных героя, нужно творчество и детей и взрослого. Бельчонок — живой, веселый, добрый и находчивый, говорит быстро и звонко, к мишке относится
дружелюбно. Мишка флегматичен, неповоротлив, двигается и говорит медленно, любит поспать и мед. Он бельчонка ищет спокойно, без волнения, не
суетится. Все это надо учесть при работе и с малышами и со взрослыми.

O Театр марионеток — игрушка-марионетка, это игрушка у которой голова, руки и ноги привязаны к ниточкам, а ниточки на палочках. Игрушка ходит по полу, управление в ваших руках на палочках. У такого персонажа в движении все части тела — он прыгает, бегает за мячиком, ходит, приседает, но е берет в руки ничего.

Освоить кукловождение педагогам потребуется
ряд упражнений.

1 ЭТАП.

  1. Сначала мы учимся одевать на руку и водить куклу без ширмы.
  2. Чтобы кукла действовала согласно тексту необходимо освоить элементарные движения, т. е., когда необходимо: она шла и садилась,
    поворачивалась, наклонялась, хлопала ручками, приседала, кружилась, обнимала, брала предметы и пр.; чтобы кукла смотрела на детей или на героя. Она держится прямо, не наклоняется в сторону, не запрокидывает голову назад и не опускается вниз. Это не просто, но удивительно увлекательно.

2 ЭТАП.

  1. Далее учимся выводить куклу из-за ширмы и двигать ею.
  2. Кукла выходит не сразу, как из-под земли, а постепенно: с начало появляется ее голова, плечи, грудь и ноги. Кукла должна все время «жить»,
    что-то делать, двигаться и своими движениями подтверждать текст. Бывает трудно, читать текст и одновременно следить за куклой или даже двумя
    куклами на двух руках. На уровне ширмы кукла должна быть все время. Руки куклы по возможности опускать вниз. Очень важно выработать ощущение
    пола, т. е. кукла должна как бы ходить по полу, не опускаясь и не поднимаясь. Если вести её по ширме совсем ровно, то у зрителей получится
    впечатление, что она скользит, катится, но не идет. Передавая походку куклы, надо продвигать ее вперед ритмичными движениями. Уходя, она не
    проваливается сразу, а удаляется в глубину ширмы за второй план или постепенно опускается. Даже посадить куклу можно двумя способами. Если
    у нее есть ноги, поверните ее лицом к зрителям, перекиньте ноги через ширму и немного опустить куклу. Если у нее нет ног, поставьте ее к зрителям
    в профиль, немного опустите и свободной рукой расправьте ее платье вдоль ширмы, как будто кукла вытянула ноги. А взять предмет с ширмы — значит
    наклонить только верхнюю часть туловища куклы, это достигается сгибанием кисти кукловода и не надо всю опускать вниз. Или лечь — с начало посадите ее, а потом положите голову на ширму. Когда нужно показать, что кукла спит, ее кладут на ширму спиной к зрителям, чтобы не видели ее открытые глаза.
  3. Каждый герой спектакля имеет интересные и характерные свои движения и все время реагирует на происходящее. Все незначительные, еле уловимые движения кукол делают ее настоящей, осмысленной, очень занятой и приковывают к себе внимание детей. Кукла без движения, застывает,
    она сразу становиться не интересной.

3 ЭТАП.

  1. Добавляем к движениям — голос, один из важных моментов.
  2. Желательно найти для каждого персонажа свой,  характерный голос, свою манеру разговора. При показе спектакля текст читается в умеренном
    темпе, выразительно проговаривая и произнося четко слова, дайте возможность зрителям рассмотреть героя, остановитесь, не спешить со
    словами сделайте паузу, остановку. Выждать когда дети посмеются, поделятся впечатлениями, поговорят с персонажами спектакля. Если
    понадобится, сделайте пояснения, добавьте текст, ускорьте развитие сюжета или замените его более доступными словами, выражениями.

4 ЭТАП.

  1. Учимся умению работать двумя куклами сразу в двух руках.
  2. В театре часто приходится работать двумя куклами. С куклой на каждой руке, при этом важно говорить, двигаться по-разному, каждая имеет свое
    место на ширме, свою манеру. Надо стараться использовать все игровое пространство ширмы и не группировать кукол в одном месте. И если кукла
    говорит, значит, она слегка двигается и немного жестикулирует. Та кукла , которая слушает, стоит неподвижно и смотрит на говорящую. Каждая
    перемена места и переход кукол должны делаться обоснованно, с определенной целью. При перемене мест кукол меняются местами и кукловоды.
  3. Кукловоды работают стоя, поэтому за ширмой не должно быть никаких лишних предметов, мешающих движениям. За ширмой просторно, чтобы не стеснять движения. Слаженность в работе с героем настанет, но не сразу.

5 ЭТАП.

  1. Ещё важно для кукольного театра такие моменты, как первый план и второй план.
  2. Значительно интереснее и выигрышнее пройдет показ, если сделать второй план, он увеличит сцену, создаст фон, за которым будет происходить
    действие или постепенный выход куклы.
  3. Свет оживляет оформление и персонажей, всё становится значительно ярче и привлекательней.
    При этом, конечно, мы соблюдаем меру и не перегружаем оформление ширмы и костюмы мелочами и деталями, не загромождаем лишними, ненужными декорациями и вещами, которые в спектакле не нужны. Не стремимся воспроизводить точную жизненную обстановку, создавать наибольшую правдоподобность. На ширме ставим только то, что необходимо и реквизиты и бутафории для показа.  Всё должно быть просто, изящно и красиво.
  4. Когда нужно показать — лес, ставим дерево, куст и пенек. Но обыгрываем их: на пеньке кукла может посидеть, за дерево и куст может спрятаться. По
    возможности оформление делаем настоящими (газета, книга, яблоко, сметана, вода:)

Хорошо подготовленный спектакль радует детей, реализует их эмоции,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Тема: «Конструирование из бумаги в технике « Модульного оригами», как средства интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста».

Цель мастер-класса:Повышение профессионального уровня  педагогов и обмен опытом работы по модульному оригами.Рассмотреть модульное оригами как  одну из техник работы с бумагой: историю его в...

Консультация для родителей "Игра - средство познавательного и социального развития ребенка дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Игра - средство познавательного и социального развития ребенка дошкольного возраста"...

Буклет "Кукольный театр, как средство познавательного, эмоционально-эстетического развития детей дошкольного возраста."

Буклет об эффективном использовании кукольного театра на  музыкальных занятиях с детьми  дошкольного возраста...

«Использование детской журналистики как средства познавательного и личностного развития ребенка дошкольного возраста»

Цель: познакомить педагогов с технологией по использованию детской журналистики как средства познавательного и личностного развития ребенка дошкольного возраста.Задачи представленной технологии:Р...

Кукольный театр как средство познавательного, эмоционально-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Кукольный театр - искусство, с которым знакомятся малыши на раннем этапе своей жизни, является любимым детским зрелищем. Малыши нередко бояться Деда Мороза, Медведя и других персонажей в исполнении ак...