Методическая разработка кружка «Бим-бам-бом» (игра на детских музыкальных инструментах) для детей младшего возраста
учебно-методическое пособие по теме

Семёнова Тамара Павловна

Методическая разработка  кружка  «Бим-бам-бом» (игра на детских музыкальных инструментах) рекомендуется для проявления и развития творческих способностей у детей младшего возраста  с ОВЗ через музицирование. Предлагаемый материал познакомит  детей с простейшими музыкальными инструментами и способами игры на них, разовьет все компоненты музыкального слуха: тембровый, динамический, ритмический, мелодический, мелкую мускулатуру пальцев рук, разовьет творческое музыкальное мышление, слуховую фантазию, память, внимание.

Подобранный музыкальный репертуар воспитает у детей коммуникативные качества, потребность  в музыкальном общении, а также выдержку, целеустремленность, настойчивость.

Данная разработка будет полезна музыкальным руководителям и педагогам, работающим с детьми младшего возраста, на занятиях ритмикой в коррекционно-образовательных учреждениях, частично включены в музыкальные занятия, индивидуальную работу.

Дання методическая разработка заняло призовое место на международном конкурсе методических разработок "Ме Ра - 2013"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка  кружка  «Бим-бам-бом» (игра на детских музыкальных инструментах) для детей  младшего возраста

                                                                                                                                              Разработала:

Музыкальный руководитель  Семенова Т.П.


 Аннотация

Методическая разработка  кружка  «Бим-бам-бом» (игра на детских музыкальных инструментах) рекомендуется для проявления и развития творческих способностей у детей младшего возраста  с ОВЗ через музицирование. Предлагаемый материал познакомит  детей с простейшими музыкальными инструментами и способами игры на них, разовьет все компоненты музыкального слуха: тембровый, динамический, ритмический, мелодический, мелкую мускулатуру пальцев рук, разовьет творческое музыкальное мышление, слуховую фантазию, память, внимание.

Подобранный музыкальный репертуар воспитает у детей коммуникативные качества, потребность  в музыкальном общении, а также выдержку, целеустремленность, настойчивость.

Данная разработка будет полезна музыкальным руководителям и педагогам, работающим с детьми младшего возраста, на занятиях ритмикой в коррекционно-образовательных учреждениях, частично включены в музыкальные занятия, индивидуальную работу.


Содержание

  1. Введение.

  1. Основная часть.

  1. Заключение.

  1. Список литературы.

Приложение.

Календарно-тематическое планирование кружка «Бим-бам-бом»


Введение

Интерес к оркестру детских  музыкальных инструментов как средству музыкального воспитания всегда был очень большим. Выдающиеся музыканты-просветители Б.В. Асафьев, Б.Л. Яворский, австрийский композитор и педагог К. Орф подчеркивали   значение активных форм музыкальной деятельности и детского оркестра как основы элементарного музицирования в развитии музыкальности у детей.

Большое значение оркестру детских инструментов придавали и создатели отечественной системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Еще в 20-е годы Н.А. Мет-лов и Л.И. Михайлова говорили о необходимости организации детского оркестра как действенного средства развития музыкального восприятия и слуха у детей. В 30-40-х годах Метло-вым были организованы оркестры в детском саду, намечены подходы к методике работы с ними, созданы новые звуковы-сотные детские музыкальные инструменты.

В действовавшей многие годы программе музыкального воспитания дошкольников игра на детских инструментах занимала значительное место. Однако обучение детей игре на звуковысотных инструментах строилось на основе обозначения клавишей с помощью букв, слогов, цифр или цвета, то есть, фактически, на искусственных «костылях», не имеющих отношения к музыке. Дети, многократно повторяя, заучивали последовательность этих ориентиров и каждый раз при переходе к новой мелодии начинали с нуля.

Настоящее время  характеризуется переосмыслением  детского  музыкального воспитания.

Гуманистический подход к образованию  требует от педагогов  пристального внимания  к изучению природы ребенка. Дети с нарушением развития являются особой категорией, в работе  с которыми музыка, искусство используется  не только как средство их художественного развития и формирования  у них художественной культуры, но и как средство лечения.

Результаты мониторинга показывают, что дети с расстройством речи  отстают от своих сверстников по многим показателям психомоторного и эмоционально-волевого  развития, не владеет в большинстве случаев положенными по возрасту двигательными навыками, имеет ряд личностных особенностей, обусловленными речевыми нарушениями.

В настоящее время  благодаря  детальным исследованиям А.С. Брусиловского, И.М. Гриневой, Н.Д. Масловой, Е.Ю. Рау, Ж. Дремор, доказано, что  коррекционные возможности музыкального искусства  в различных его сочетаниях по отношению  к ребенку с проблемами проявляются прежде всего в том, что они выступают источником позитивных переживаний ребенка,  рождают новые креативные потребности, способы их удовлетворения, обеспечивают  формирование музыкальной культуры  и осуществление коррекции  отклонений в познавательной и эмоционально-волевой сферах.

Современные преобразовательные процессы в области  музыкально-креативной педагогики, поиски путей и методов  эстетического воспитания, опыт работы в речевом ДОУ привели к необходимости использования элементарного музыкального музицирования.

Элементарное музицирование  представляет для нас большой интерес, так как обладает рядом несомненных достоинств в работе с детьми с ОВЗ. При овладении этой формой деятельности дети, во-первых, продолжают развивать навыки, приобретенные в работе  с речевыми  упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой), развивается моторика пальцев рук; во-вторых, чувство ансамбля здесь развивается достаточно легко; в-третьих, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам; в-четвертых, в ней развиваются и реализуются музыкальные способности и исполнительские  возможности всех детей, независимо от степени их одаренности; и самое главное наличие во всех упражнениях элементов творчества.


Основная часть

Детский сад компенсирующего вида № 13  «Буратино» посещают дети, у которых кроме патологии речи,  выявлены следующие нарушения психоэмоционального состояния: невысокая самооценка, низкая степень самоприятия, эмоциональная лабильность, сниженный эмоциональный тонус, проблемы в развитии коммуникативной сферы. Учеными доказана прямая и естественная связь между движениями рук (пальцев, кисти) и произношением слов (работа гортани) благодаря тому, что  коре головного мозга речевая зона и двигательная зона кисти расположены рядом. Таким образом развитие моторики влияет на развитие речевой зоны. Поэтому для таких детей требуются дополнительные услуги, которые способствовали  бы решению проблемы.

Кружок «Бим-бам-бом» - музицирование на детских музыкальных  инструментах. Этот вид деятельности открывает перед детьми новый мир выразительных свойств звука, помогает формировать все компоненты музыкального слуха, познавать  окружающую действительность с помощью звуков.

Игра на детских музыкальных  инструментах активизирует внимание, волю детей, помогает преодолеть скованность, застенчивость, робость, развивает чувство уверенности в себе, самостоятельность. В совместном музицировании воспитываются коммуникативные качества, потребность  в музыкальном общении, а также выдержка, целеустремленность, настойчивость.

Цель: проявление и развитие музыкальных способностей ребенка через музицирование.

Задачи:

  • Познакомить детей с шумовыми музыкальными инструментами и способами игры на них.
  • Побуждать к самостоятельной деятельности.
  • Формировать устойчивое ощущение  метроритмической пульсации музыки.
  • Развивать все компоненты музыкального слуха: тембровый, динамический, ритмический, мелодический.
  • Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук.
  • Развивать способность детей к организованной работе в ансамбле.
  • Развивать творческое музыкальное мышление, слуховую фантазию, память, внимание.

Интеграция с другими образовательными областями

«Физическая культура»

Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук.

«Коммуникация»

развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение воспитанниками нормами речи.

«Познание»

расширение кругозора детей в области музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества

«Социализация»

формирование представлений о музыкальных инструментах; развитие игровой деятельности;

«Чтение художественной литературы»

использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений

«Безопасность»

формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе музицирования

Занятия проводятся 2 раз в неделю в игровой форме, что позволяет детям в доступной форме получать знания и решать задачи, поставленные перед ними педагогом. Помещение  проветривается каждый раз перед занятием и после него.

Диагностика элементарного музицирования

Средняя группа

Элементарное музицирование

1. Устойчивый интерес к данному виду деятельности.

2. Передача ритмической пульсации и несложного ритмического рисунка.

3. Чувство ансамбля.

Старшая и подготовительная к школе группы

Элементарное музицирование

1. Устойчивый интерес к музицированию.

2. Владение приемами звукоизвлечения на различных музыкальных инструментах.

3. Передача ритмической пульсации и несложного ритмического рисунка.

4. Чувство ансамбля.

Характеристика уровней

Высокий уровень — творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности).

Средний уровень — эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Но ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.

Низкий уровень — малоэмоционален, не активен, равнодушен, спокойно, без интереса относится к музыке, к музыкальной деятельности. Не способен к самостоятельности.

Список средств обучения

- ТСО: магнитофон, фортепиано

- оборудование: детские музыкальные инструменты


Заключение 

Реализация методической разработки  кружок «Бим-бам-бом» для детей младшего возраста позволила достигнуть следующих результатов:

Дети, посещающие кружок:

  • Узнали  о шумовых (перкуссионных) музыкальных инструментах  и способах игры на них (колокольчик, погремушка).
  • Познакомились с духовыми и ударными музыкальными инструментами и научились правильным приемам звукоизвлечения.
  • Получили начальные знания и умения  игры на металлофоне.
  • Вместе с родителями научились изготавливать музыкальные инструменты из подручных материалов.

Прошли  выступления   оркестра на утренниках и развлечениях:

  • «Малыши в осеннем лесу» -  «Ореховый оркестр» Детский краковяк мух. Слонова;
  • «Новогодний теремок» - игра в оркестре на деревянных ложках, погремушках «Во саду ли в огороде» муз. Агафонникова;
  • «Паровозик из Ромашково» (II младшая группа) – «Веселая кухня»  муз. Вихаревой  (самодельные шумовые инструменты, деревянные ложки, «тарелки»);
  • «Колобок наоборот» (средняя группа) – «Полька» муз. Филиппенко (металлофоны, бубны, деревянные ложки, трещотка).  
  • Выступление в экологическом развлечении  «В гостях у гномика» во II мл. группе.
  • «Танец медвежат с ложками» муз. Котышевой.
  • Озвучивание стихотворения  С. Маршака  «Апрель» шумовыми инструментами;
  • Песня  «Дождик»  муз. Нероновой  

Выступление на развлечение  в ср. группе «Весеннее настроение», где использовались:

  • сказочки-шумелки: «Пришла весна»,  «Чей голос лучше»;  
  • музыкальная зарисовка  «Лягушонок», «Дятел», «Медведь»;
  • песня «Веселая дудочка»  муз. Красева с игрой на инструменте.

У  детей, посещающих кружок «Бим-бам-бом» на конец года определились следующие результаты: активизировалось внимание, воля. Самостоятельность. Совместное музицирование помогло стать детям   более раскрепощёнными,   почти   совсем   избавило   от стеснения  и  скованности. Участники кружка стали   более  открытыми,   легкими  в  общении,   обрели уверенность   в  себе,   стали   более   музыкальными.


Список литературы

  1. Куприянова Т.М. Музыка для малышей. Игры, песни, танцы, шумовой оркестр. – Ярославль: Академия развития, 2011. – 80 с.

  1. Играй, наш оркестр для детей младшего возраста.  Составитель А. Певная. – Москва. 1983 г.

  1. Бублей С.. Детский оркестр. Пособие  для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. – Ленинград «Музыка».   1989 г.

  1. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки Система обучения Карла Орфа Родничок 2001 год. 

  1. Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками. Программа, хрестоматия музыкального и методического материала. — М., 1999. 

  1. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных

инструментах.- М., 1999

  1. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Этот удивительный ритм». Композитор–Санкт-Петербург, 2005, серия «Ладушки»

 


Приложение. Календарно-тематическое планирование кружка «Бим-бам-бом»

Октябрь

Неделя  

Тема

месяца

Цели занятия

Музыкальный репертуар

Обеспечение

 педпроцесса

1-я

неделя

«Музыкальный магазин»

(деревянные звуки)

  1. Привлечь детей к богатству и разнообразию звуков, издаваемых деревянными предметами
  2. Создать атмосферу творческого исследования звуковых возможностей каждого из инструментов

«Моя лошадка» муз. Гречанинова

Деревянные палочки, деревянные ложки, деревянные кубики

2-я

неделя

3-я

неделя

3. Формировать умение подыгрывать  на деревянных ударных инструментах

Песня «Барабан» муз. С. Коротаева

Деревянные палочки, деревянные ложки, барабан

4-я

неделя

Ноябрь 

Неделя

Тема

месяца

Цели занятия

Музыкальный

репертуар

Обеспечение

 педпроцесса

1-я

неделя

«Музыкальный магазин»

(перкуссионные инструменты)

  1. Научить детей правильным приемам звукоизвлечения
  2. Развитие слухового внимания, воспитание активности желание принимать участие в игре 
  3. Развивать навык одновременного исполнения на инструменте

Попевка «Колокольчик», «Погремушки» р.н.м.

Музыкально-дидактическая игра «Угадай на чем играю»

Музыкальная игра «Оркестр» ук. н.м.

Погремушки, бубен, колокольчик

2-я

неделя

3-я

неделя

«Музыкальная мастерская»

1. Создать условия, чтобы  каждый  ребенок мог сделать   с помощью взрослого  какой-нибудь музыкальный инструмент

2. Создать условия  для экспериментирования  детей со звуком,  цель которого  - установление  зависимости  качеств звука и свойств, используемых  материалов (крупа, пластмассы, бумаги)

3. Организовать  импровизированный  концерт  или спектакль  с использованием самодельных инструментов.

Озвучивание сказки

Для изготовления самодельных инструментов необходимы следующие материалы:

различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре, разноцветные фантики и пр.);

деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки разной толщины, брусочки;

коробочки из разных материалов (картонные, пластмассовые, металлические, баночки от йогурта, от шоколадных яиц и др.);

леска, нитки простые и шерстяные, проволока, ткань;

природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них, различная крупа, камешки, ракушки;

кусочки пластика, небольшие металлические предметы (пластины, ключи, скобочки, палочки, гайки, кольца и т.д.);

металлические банки разных размеров (например, от томатной пасты, газированной  воды);

пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, пустые тюбики от губной помады.

4-я

неделя

Декабрь 

Неделя

Тема

месяца

Цели занятия

Музыкальный

репертуар

Обеспечение

 педпроцесса

1-я

неделя

«Музыкальный магазин»

(духовой инструмент)

Познакомить детей с музыкальным инструментом дудочкой и научить детей правильным приемам звукоизвлечения

Песня «Веселая дудочка» муз. Красева

Дудочка

2-я

неделя

Знакомство и разучивание песни к игре «Музыканты»

Игра  шумовыми инструментами  «Музыканты» муз. Вихаревой

3-я

неделя

Закрепить навыки игры на музыкальных инструментах 

Деревянные ложки, бубны, дудки

4-я

неделя

Выступление на Новогоднем празднике

Воспитывать навык совместного музицирования

Диск «Споем, попляшем, поиграем»

Январь

Неделя

Тема

месяца

Цели занятия

Музыкальный

репертуар

Обеспечение

 педпроцесса

3-я

неделя

«Музыкальный магазин»

(металлофон)

1. Продолжать знакомить детей с новыми музыкальными инструментами – металлофоном

2. Развивать сенсорные музыкальные способности

Музыкальная зарисовка «Лягушонок»

Металлофон

4-я

неделя

«Путешествие по звукам»

Воспитывать интерес к музыке, звучанию музыкальных инструментах

Диск «Путешествие по звукам»

Февраль 

Неделя

Тема

месяца

Цели занятия

Музыкальный

репертуар

Обеспечение

 педпроцесса

1-я

неделя

«Шутка в музыке»

Развивать навык  одновременного исполнения на «инструментах»

«Парикмахерская полька» литовская народная мелодия

Расчески  с медиатором, ножницы

2-я

неделя

3-я

неделя

«Весенний наш привет»

Учить точно воспроизводить ритмические рисунки, развивать творчество детей

Весенняя зарисовка «Сосулька» Куликова

Металлофоны, колокольчик, бубен

4-я

неделя

Март

Неделя

Тема

месяца

Цели занятия

Музыкальный

репертуар

Обеспечение

 педпроцесса

1-я

неделя

Выступление на утреннике  8 марта

Вызвать радость, желание       играть вместе

«Парикмахерская полька» литовская народная мелодия

Расчески  с медиатором, ножницы

2-я

неделя

Сказочки-шумелки

«Пришла весна»

«Чей голос лучше»

Играть свои партии, сохраняя общий темп, динамику, настроение 

Диск Железновых

3-я

неделя

4-я

неделя

Апрель

Неделя

Тема

месяца

Цели занятия

Музыкальный

репертуар

Обеспечение

 педпроцесса

1-я

неделя

«Играй, наш оркестр» 

1. Приобщать к коллективной игре в ансамбле

2. Закреплять умение одновременно вступать и заканчивать игру на музыкальных инструментах

«Полька» Филиппенко

Бубен, погремушки, ложки

2-я

неделя

3-я

неделя

4-я

неделя

Озвучивание стихотворений

Развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи, развитие креативности

Стихи для озвучивания «Апрель» С.Я. Маршак

Шумовые  инструменты

Май

Неделя

Тема

месяца

Цели занятия

Музыкальный

репертуар

Обеспечение

 педпроцесса

1-я

неделя

Презентация оркестра

Накапливать опыт восприятия музыки, воспитывать эмоциональную отзывчивость на знакомые музыкальные инструменты, появление желания самостоятельно действовать с ними

Выученный репертуар за год

Деревянные палочки, деревянные ложки, деревянные кубики, металлофон, дудочка, бубен, погремушки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая тема: «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через игры на детских музыкальных инструментах»

В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль. Они   вызывают у ребенка большой интерес. И...

"Ёжик и его друзья". Музыкальное занятие для детей среднего возраста по обучению игре на детских музыкальных инструментах

Дети по слуху определяют инструменты с которыми познакомились ранее, по ритмическому рисунку узнают попевки, играют на детских шумовых инструментах в оркестре....

Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста через игру на детских музыкальных инструментах на занятиях кружка «Веселый оркестр

Цель : Помочь детям активно войти в мир музыки, под воздействием которой дети способны раскрыть свои музыкально - творческие способности....

Методическая разработка "Игра на детских музыкальных инструментах"

Рабочая  программа  предусматривает  формирование  у дошкольников  младшего  возраста общих умений, навыков  и  универсальных  способов  действий, обо...

Конспект открытого доминантного музыкального занятия « В королевстве музыкальных инструментов » по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах в подготовительной группе.

Ход занятия:Под звучание вальса дети забегают в музыкальный зал.М.Р.- Доброе утро! Я очень рад видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и веселые. Давайте друг-другу улыбнемся и поздороваем...

Учебно-методический материал по теме: «Роль взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в обучении детей игре на детских музыкальных инструментах.»

В данной консультации расскрыты основные задачи и роль воспитателя в процессе обучения детей игре на ДМИ.Особенное внимание уделено его работе в этом направлении в группе....

методические рекомендации по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах

материал будет очень полезен музыкальным руководителям ДОУ, а также всем педагогам , которые занимаются образовательной деятельностью  с детьми дошкольного возраста...