Главные вкладки

    Консультация по теме:
    ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (семинар для педагогов в ДОО )

    Иванова Кристина Михайловна

    Материал раскрывает понятие "Личностно - ориентированной модеои общения взрослого с ребенком", прописаны упражнения помогающие педагогам прочувствовать смысл понимания личности ребенка (Обраб.Михайловой И.В.)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon семинар для педагогов110.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ

    МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

    Семинар для  педагогов ДОУ

    План:

    1. Приветствие.
    2. Понятие «Личностно-ориентированной модели общения  взрослого с  ребёнком»
    3.  Упражнения, помогающие педагогам прочувствовать смысл понимания, принятия, признания личности ребенка.

    Ход:

    1. Приветствие.

    Педагоги, поворачиваются к человеку,  сидящему рядом, здороваются  любым способом и дают ему приятную характеристику с помощью прилагательных.

    2. Л-О обучение как инновационная педагогическая технология. Проектная  деятельность.

             Е.Г. Юдина указывает на значимость в решении проблемы повышения качества образования переход к  личностно-ориентированному развивающему образованию, под которым понимается ориентация не столько на обучение, на усвоение ЗУН, сколько на возрастные и индивидуальные особенности детей.

            Из всего многообразия подходов к Л-О образованию выделяется сфера ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ Л-О обр. процесса, которая предполагает специально сконструированное педагогом образовательных технологий с направленностью на личность ребенка.

          Наиболее заметные исследования по  проблеме педагогических технологий представлены в  работах В.П. Беспалько, В.И. Боголюбовой, Е.В. Бондаревской, В.В. Гузеевой, М.В. Клариной, В.М. Монахова, В.В. Серикова, В.Т. Фоменко, Н.Е. Шурковой, И.С. Якиманской, Ф. Якушевича.

           В.П. Беспалько определил, что педагогическая  технология  - это систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса точнее: «описание – проектирование процесса формирования личности учащегося, которое гарантирует педагогический успех независимо от мастерства учителя».

           Наиболее системный, упорядоченный  обзор совр. обр. технологий , отвечающий логике изменений содержания   образовательного процесса, отражен в  работах Г.К. Селевко.  

    Основные качества современных педагогических технологий

    (по Г.К. Селевко)

    Структура пед. технологии:

    • Концептуальная основа;
    • Содержательная часть  обучения:ели обучения (общие и конкретные), а  также содержание учебного материала;
    • Процессуальная часть \ технологический  процесс: организация учебного процесса. Методы и формы работы педагога, деят. педагога по управлению процессом, диагностика уч. процесса.

    Критерии технологичности – д. удовлетворять нек. осн. метод. требованиям:

    1. Концептуальность – каж. пед. технология д. опираться на научную концепцию.
    2. Системность – д. обладать признаками системы:
    • логика процесса;
    • взаимосвязь всех систем процесса;
    • целостность процесса.
    1. Эффективность – скорость достижения стандарта дошк.

          обучения, д. б.  оптимальны по затратам.

    4) воспроизводимость – д. иметь возможность быть воспроизводимой в др. ДОУ.

    Технология педагогического проектирования.

    Проект – (от лат брошенный вперед) –

    1. замысел, план;

    Проект – спрогнозированный комплекс действий по решению значимой для обучающегося проблем.

    Цель проектной деятельности – поиск способа решения проблемы, а задача  проекта формируется как задача достижения цели в опред. усл.

    Алгоритм проектной деятельности:

                                                              Проект:

    Проблема проекта                       «Почему?»               Актуальность проблемы

                                                   (что важно для нас)                     мотивация

    Цель проекта                                 «Зачем?»                      Целеполагание

                                                   ( мы делаем проект)

                                                                 

    Задача проекта                                «Что?»                       Постановка задач

                                                    (для этого мы делаем)

    Методы и способы                          «Как?»                Выбор методов и способов

                                               (мы это можем сделать)                 планирования

    Результат                                    «Что случилось?»             Ожидаемый рез-т

                                                    (решение проблемы)

                                 

    Стр-ра пед. проекта:

    1. обоснование выбора проекта;
    2. анализ текущей ситуации;
    3. какие проблемы решит проект?
    4. в чем результат проекта?
    5. цель проекта;
    6. план проекта;
    7. участники проекта;
    8. какие ср-ва (ресурсы) необходимы для осуществления проект?
    9. план мероприятий .

    Завершается проект ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ.

    ЗАЧЕМ ДОШКОЛЬНИКУ НЕОБХОДИМО ОСВОЕНИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ?

    ФОРМИРОВАТЬ личностные качества ребенка:

    - творческую инициативу и самостоятельность;

    - умение работать в коллективе, ощущая себя членом команды, подчинять свой темперамент, характер, время интересам  общего дела;

    - решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь участникам деятельности;

    - обсуждать результатыты, ориентировать действия каждого, не воспринимать чужие успехи как свое поражение.

    НАУЧИТЬ не только транслировать полученные знания, но и

    применять их на практике.

    РАЗВИВАТЬ умение ориентироваться в информационном

    пространстве;

    ВООРУЖАТЬ ребенка универсальным  умением решения самых разных проблем, в том числе и образовательных;

    СТРОИТЬ активность ребенка на основе свободы (роль педагога при этом – руководство самостоятельной деятельностью детей и побуждене их к пытливости).

           Таким образом,  проектная деятельность дошкольников, это форма учебной  деятельности, основанная на свободе его участников в  выражении субъективного мнения, а также на выборе как содержания деятельности, таки средств решения проблемы.

           Должна использоваться  наряду с систематическим обучение, как компонент системы образования, и  нацелена  не на интеграцию уже имеющихся у детей знаний, а на их применение и приобретение новых (в том числе путем самообразования) знаний.  

    План:

    1. Приветствие.
    2. Понятие «Личностно-ориентированной модели общения  взрослого с  ребёнком»

    Ход:

    1. Приветствие.

    Педагоги, поворачиваются к человеку,  сидящему рядом, здороваются  любым способом и дают ему приятную характеристику с помощью прилагательных.

    2. Понятие «Личностно-ориентированной модели общения  взрослого с  ребёнком»

    Цель:

    • обеспечить ребенку чувства защищенности, доверия  к миру, радости существования (психологическое здоровье);
    • формировать  начала ЛИЧНОСТИ (базис личностной культуры);
    • развивать его индивидуальность.

    Способы общения: 

    • понимание, принятие, признание ЛИЧНОСТИ ребенка, содействовать становлению ЛИЧНОСТИ ребенка;
    • придерживаться положения «не рядом, не над, а ВМЕСТЕ!», основанные  на способности взрослого к  децентрации (способности встать  на  позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции).

    3 составляющие ППП при Л-ОВ:

                                 Понять -                     Признать -            Принять – это,          

        умение видеть реб. «изнутри».             безусловно + отно     прежде всего, право

    Смотреть на мир одновременно с   шение к реб., к его     голоса реб.в

    2-х точек зрения – своей и реб.,              индивидуальности,     решении тех или

    видеть побудительные мотивы,              независимо от того,    иных проблем.

    движущие детьми.                           радует он в данный

                                                                момент, признание

                                                                уникальности.

    Тактика общения:

    СОТРУДНИЧЕСТВО;

    1. позиция взрослого исходит из интересов ребенка и перспектив его
    2. дальнейшего развития;
    3. создание и использование ситуаций, требующих от   детей проявления интеллектуальной и нравственной активности;
    4. динамика стилей  общения.

    Личная  позиция педагога: исходить из интересов   ребенка  и перспектив его дальнейшего развития.

    Разработка гибкого алана занятия в Л-О пед. технологии

     включает в себя:

    1. подбор и организацию такого дид. материала, который позволяет выявить индив. изобретательность детей к содержанию, виду и форме познания.
    2.  Планирование разных форм организации работы (соотношение фронтальной, индивидуальной и самостоятельной работы).
    3. Выбор критериев оценки продуктивности работы с учетом характера дидактических заданий.
    4. Планирование характера общения и межличностных взаимодействий в процессе занятия:

    - использование разных форм общения (монолог, диалог, полилог и др)

    - проектирование характеристика взаимодействий детей на занятии с учетом их личностных особенностей и требований к межгрупповому взаимодействию.

    - использование содержания субъектного опыта всех участников занятя в диалоге «ребенок-педагог», «ребенок-дети».

    Итак, подчеркнем основные ОСОБЕНОСТИ Л-О ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ:

    1. Конструирование дид. материала разного типа, вида, формы, определение цели, места и времени его  использования.
    2. Продумывание педагогом возможностей для саморазвития  детей.
    3. Проведение наблюдений за детьми, отслеживание их развития.
    4. Представление детям возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы.
    5. Поощрение высказанных детьми идей, организация обмена мыслями и мнениями.
    6. Стимулирование детей к активным действиям по усвоению знаний.
    7. Стремление к созданию ситуаций успеха для каждого ребенка.
    8. Привлечение детей к использованию различных путей поиска и добывания информации  о мире.
    9. Использование личного опыта каждого ребенка.
    10. Создание по ходу занятия «трудных ситуаций», как  возможностей применить  новые знания.
    11.  продуманное чередование видов  работ, типов деятельности для снижения утомляемости детей.

        Присвоение культуры – это творческий процесс, в котором у ребенка закладываются, развиваются и проявляются важнейшие созидательные способности – постигающие мышление, творческое воображение, ориентация на позицию другого человека, произвольность (умение быть хозяином своего поведения), элементы рефлексии. (Е.И. Исаев) Данные компетенции и составляют ценные смыслы Л-О ДО.

    Л-О обр. среда  характеризуется след. признаками:

    1. Признание педагогом уникальности и индивидуальной самоценности каждого воспитанника.

    2. признание педагогом и воспитанником уникальности и самоценности любого другого ребенка.

    3. Конструктивная  тактика взаимодействия в системе «педагог-ребенок», «ребенок-ребенок».

    4. Личная  или коллективно создаваемая образовательная продукция не отрицает, а сопоставляется с культурно-историческими достижениями.

    5.   Получаемые ребенком  образовательные ресурсы рефлексивно выявляются и оцениваются как им самим, так и педагогом по отношению к индивидуально формируемым целям ребенка, соотносящимися с общеобразовательными целями.

    6. Опора на субъективный опыт ребенка – любое знание (особенно новое должно опираться на субъективный   опыт  ребенка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально - значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего  мира.

    3. Упр. помогающие педагогу осознать и прочувствовать смысл ПОНИМАНИЯ, ПРИНЯТИЯ И ПРИЗНАНИЯ личности ребенка.

    1. Упр. «Звезда».

    Материалы: небольшое карманное зеркало, изображение звезд.

    Подготовит основу – изображение двойной пятиконечной звезды примерно 5 на 5 см. Глядя на  изображение через зеркало, надо провести линию между внешней и внутренней звездами. Это изображение хорошо иллюстрирует возможности ребенка в период созревания головного мозга и ограниченность этих возможностей.

    Вопросы для обсуждения:

    • Ваши ощущения в процессе выполнения задания?
    • Ваши мысли по этому поводу?

    Идеи, выносимые на обсуждение:

    • От ребенка нельзя требовать того, чего он в принципе сделать не в состоянии.

     Иллюстрируемый способ общения : ПОНИМАНИЕ.

    2. Упр. «Композиция».

         Группа участников делиться  на две команды. Обеим командам дается задание: на альбомном листе нарисовать композицию из геометрических фигур – 2-х треугольников,  3-х квадратов и 1 прямоугольника.

        Когда  рис. готовы, команды обмениваются капитанами. Капитан, придя в чужую команду, смотрит рис. И уже своей команде начинает объяснять, как изобразить то же самое (при этом  задавать доп. вопросы нельзя). Потом это же делает второй капитан.

          По окончании рисования предлагается сравнить получившиеся рисунки с «подлинниками» и найти отличия. Первое слово для высказывания своих впечатлений предоставляется капитанам.

    Вопросы  для  обсуждения:

    • С какими трудностями Вы столкнулись, когда диктовали описание рисунка?
    • Хотелось ли Вам затем что-то сказать по-другому. Другими словами, более подробно?
    • Чем отличаются рисунки?
    • Как Вы считаете, в чем причина случившихся отличий?

    Идеи, выносимые на обсуждение:

    • Каждый имеет право на ошибку и ребенок, и взрослый.
    • Наше старание не обязательно приводит к тому, чего мы ожидаем.
    • Старание ребенка тоже не всегда приводит к хорошим результатам, успеху.
    • Если ребенок не понял – это не значит, что он низкого развития, возможно, просто мы не смогли понятно объяснить.

    Иллюстрируемый способ общения : ПОНИМАНИЕ.

    3. Упр. «Зеркало».

    Материал: зеркало размером примерно 15 на 20 см.

          По кругу передается зеркало. Задача каждого игрока – посмотреться в зеркало и попытаться воспринять себя отстраненно, как будто видишь не свое отражение, а  лицо незнакомца, которое привлекло внимание.

          Сосредоточенно изучите человека и попытайтесь ответить на вопросы.

    Вопросы  для  обсуждения:

    • Что привлекательного вы видите в этом человеке?
    • За что Вы его любите?
    • Что вызывает у Вас уважение, а может быть, отвращение?

    Когда зеркало обойдет весь круг, обсудить  ту внутреннюю работу, которую многим  пришлось совершить.

    Идеи, выносимые на обсуждение:

    • Сложно увидеть хорошо в себе, но научившись это делать, полюбив себя, значительно проще увидеть нечто особенное в человек.
    • Приняв себя таким, какой ты есть, можно научить других такому же к себе отношению.

    Иллюстрируемый способ общения: ПРИНЯТИЕ.

    4. Упр. «Рука».

         Ведущий просит соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую руку.

         По опыту проведения этого упр. известно, что левая рука бессознательно начинает оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится.

    Идеи, выносимые на обсуждение:

    • В ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, то есть агрессия рождает агрессию.
    • Если педагог настроен недружелюбно по отношению к детям, они это почувствуют и неосознанно примут меры защиты.

    Иллюстрируемый способ общения: ПРИНЯТИЕ.

    5. Упр. «Подкрепление»

       

         Это упр. иллюстрирует значимость безоговорочно положительного отношения к ребенку.

        Процедура такова. Двое желающих участников выходят за дверь. Оставшимся дается инструкция задумать предмет (из имеющихся в помещении) и место, на которое активному участнику необходимо будет его перенести. Сложность упр. заключается в двух моментах.

          Во-первых, ни сам предмет, ни его новое место не называется, а ответы- уточнения носят расплывчатый, завуалированный характер.

          Во-вторых, группе участников определяется задание: первому игроку давать отрицательное подкрепление всех его слов и поступков (с помощью критики, негативных оценок отдельных его действий и личности в целом, пренебрежительной вербальной информацией), а второму – положительное (используя слова поддержки, радости за успешные действия, уверения в пустячности совершенных неверных поступков, восхищения, комплиментов и т.д.)

          Приглашается активный участник и ему дается задание: определить задуманный  группой предмет и переместить его на другое место. Процедура  совершается по очереди с каждым игроком, отличаясь только в характере эмоционального подкрепления.

           По окончание упр. проходит групповое обсуждение, в котором возможность высказаться первыми предоставляется активным участникам.

    Вопросы  для  обсуждения:

    • Как Вы чувствуете себя в этой роли?
    • Какие чувства вызвала у вас реакция группы?
    • Как Вы чувствуете себя сейчас?
    • Какие выводы Вы можете сделать из этого упражения?

    Идеи, выносимые на обсуждение:

    • Безусловно, положительное отношение, принятие ребенка рождает доверие к миру, уверенность в себе и окружающих. Психологическая поддержка – это способ выражения принятия. С выданным за   несколько минут шквалом отриц. подкреплений первый игрок справился, т.к. понимал, что это – игра. Ребенку такое количество негативных оценок выдается порциями и растягивается  на весь  период пребывания в ДОУ (на несколько лет). Он не имеет другой информации о себе, других ресурсов, которые помогли бы  ему справиться с переживаниями, таким образом, у ребенка может сформироваться устойчивое отношение к себе как к неудачнику.
    • Даже положительная  оценка должна быть уместной. Мастерство педагога проявиться  нев том. Что всегда только хвалить ребенка, а в том, чтобы почувствовать, когда эта похвала и поддержка особенно необходимы.

    Иллюстрируемый способ общения: ПРИНЯТИЕ.

    6. Упр. «Самопознание».

          Материал: карточки с написанием на них буквами, составляющими слово «самопознание».

          Между участниками распределяются буквы, составляющие слово «самопознание». Из них в  группе игроков придется составить новые слова.

          В начале упр. ведущий спрашивает у каждого, сколько слов на его взгляд можно составить из общего набора букв. После выслушивания мнений игроков можно задать вопрос:

    - Когда ты назвал количество возможных слов, ты опирался только на то, сколько можешь сам составить, или учитывал, что могут появиться варианты от других членов группы?

         Далее группа строит все возможные слова из букв-людей, составляя их в ряд.

        Одновременно проверяется, есть ли разница между индив. представлениями  и групповыми возможностями.

    Вопросы  для  обсуждения:

    • Все ли участвовали в составлении слов?
    • Как было организовано составление слов?
    • Были ли «выпадающие»?
    • Какие чувства испытывали участники, которых мало задействовали?
    • В какой форме проходило составление слов («затаскивание», перестановка, уговаривание, просьба, совместное решение и т. д.)?

    (Для упр. можно использовать и др. слово при условии, что количество букв в  нем будет соответствовать числу играющих и некоторые из них будут повторяться).

    Идеи, выносимые на обсуждение:

    • Необходимо видеть каждого, принимать каждого, учитывая мнение каждого человека. Легко заметить, выделить активного, инициативного ребенка, сложно - спокойного, пассивного, робкого.

    Иллюстрируемый способ общения: ПРИЗНАНИЕ.

    7. Упр. «Дискуссия».        

            Материал: карточки с обозначенными в них ролями – «методист», «воспитатель» (несколько), «психолог», «непринимаемый».

            Группа игроков делиться пополам. Одна половина образует внутренний круг, это участники дискуссии. Другая – внешний. Это наблюдатели, которым также предстоит держать над головой членов дискуссии таблички, определяющие их должностной статус в ДОУ: «методист», «воспитатели», «психолог».

          Только на  одной  табличке имеется надпись, указывающая не должность. А положение этого работника в коллективе – «непринимаемый».

          Таблички раздаются таким образом, чтобы их содержание было видно всем, кроме участников, к которым она относится. Задается тема дискуссии, например, подготовка педагогического совета по определенному вопросу.

          Продолжительность дискуссии 5 мин.

         

     Вопросы  для  обсуждения:

    Активным участникам:

    • В какой момент Вы поняли, что выпадаете из дискуссии?
    • С чем вы это связали, как объяснили?
    • Какие чувства у Вас возникли в  этой связи?
    • Это позволило мобилизоваться, собраться или, наоборот, расстроило, опустились  руки?

    Пассивным участника:

    • Какие ассоциации вызвала табличка «непринимаемый»?
    • Как Вы стали себя вести по отношению к этому человеку?
    • Были ли у Вас сомнения по поводу содержания вашей таблички (не определяет ли она особенности отношения к Вам со стороны коллектива)?
    • Каково самочувствие человека, точку зрения которого не признают, не учитывают, к которому  не относятся с должным уважением и вниманием?

     

    Идеи, выносимые на обсуждение:

    • Действия групповых стереотипов: если у человека есть определенный «ярлык», то отношение к  нему строиться уже в прямой зависимости от него; при этом никто не обязан поддерживать стереотипы – каждый свободен делать свой выбор. Независимый от общепринятого.
    • Отношение к любому человеку (и конечно, к маленькому) должно строиться на основе принятия его личности, уважения к нему; если в ребенке что-то не нравиться, осознать, что всегда в нем есть что-то, являющееся его достоинством, ценным и значимым для взаимодействия с  другими.

    Иллюстрируемый способ общения: ПРИЗНАНИЕ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Личностно-ориентированная модель взаимодействия с дошкольниками в непосредственно образовательной деятельности в рамках музейной работы

    Краеведческий музей  в ДОУ как эффективное средство  психического и социокультурного развития детей,  влияющее  на успешность  реализации личностно-ориентированного подхода в ...

    «Как прийти к личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми».

    Консультация для воспитателей:«Как прийти к личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми».В условиях ДОУ крайне важным является подготовка педагога, способного эффективно реализовать...

    Личностно-ориентированная модель взаимодействия с дошкольниками.

    В материале представлен анализ работы инструктора по физической культуре по итогам работы 2013-2014 уч. год....

    Семинар для воспитателей на тему: «Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребёнком».

    Главная идея семинара - личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребёнком. Что это такое? Как осуществить переход к ней, что для этого взрослому необходимо делать.Наша цель: помочь ...

    Консультация для воспитателей «Личностно-ориентированная модель взаимодействия с детьми»

    В условиях смены приоритетов в области образования проблема воспитания ребёнка, способного мыслить и действовать активно, творчески, самостоятельно - приобретает актуальное значение....

    «Переход на личностно ориентированную модель взаимодействия педагога с детьми – основа модернизации дошкольного образования»

    ФГОС ДО имеет не столько стратегический (т.е. указывает, к чему надо стремиться в работе с дошкольниками), сколько тактический характер (т.е. раскрывает путь к желаемому результату). Суть результата с...

    Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребёнком.

    Многие педагоги и психологи замечают, что детям приходится сейчас тяжелее, чем раньше. Они отмечают, что изменилось все: и дети, и их родители, и отношения семьи к образовательному учреждению. Они гов...