Семинар – практикум для педагогов "Что вы знаете о русской народной культуре?"
методическая разработка по теме

В ходе семинара рассматриваются вопросы развития творческой активности, повышение интересов педагогов к расширению своих знаний к русской народной культуре, представлены новые формы работы с детьми по активизации знаний у них о русском народном фольклоре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar2.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум

        для педагогов

"Что вы знаете о русской народной культуре?"

Старший воспитатель МКДОУ «Детский сад «Улыбка»г.Щигры Курской области   Русанова Н.И.. Цели:

-        развитие творческой активности и инициативы педагогов;

  • повышение интереса педагогов к расширению своих знаний о русской народной культуре;
  • представление новых форм работы с детьми по активизации знаний у них о русском народном фольклоре.

Правила игры: участники игры отвечают на вопросы и выполняют задания. Всего 8 заданий. За правильный ответ получают фишку. В конце игры подсчитывается количество набранных фишек. У кого больше - тот победил.

Ход игры:

Задание 1. Разминка "Пословица неспроста молвится".

Назвать пословицы, в которых есть число "семь".

Возможные ответы:

Семь бед - один ответ.

Беда семь бед приводит.

Лук от семи недуг.

Семь пятниц на неделе.

Один пашет, семеро руками машут.

Один с сошкой, а семеро с ложкой.

Прожил семь лет - нажил семь бед.

Задание 2. "Всякое дело человеком ставится и человеком славится". («Художественное народное промыслы»).

На подносе выложены карточки с вопросами, педагоги берут по одной и отвечают на свой вопрос.

1.        Название хохломского узора (Кудрина, травка, ягодка...)

2.        Одно  из  главных  качеств,  присущих  изделиям  художественных
народных промыслов (Красота).

  1. Название игрушки (Каргопольская, филимоновская).
  2. Источник вдохновения народных мастеров (Природа).
  3. Название промысла (Гжель, Дымка, Городец, Хохлома,..).

6.        Красочный    наряд    произведений    художественных    народных
промыслов (Роспись).

  1. Цвет, сообщающий пламенность хохломской росписи (Красный).
  2. Чем покрывают роспись по дереву? (Лак).
  3. Название фигурки в дымковском промысле (Барыня).

Задание 3. "Пень не околица, глупая речь не пословица" - решение педагогического кроссворда.

По горизонтали:

  1. Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. (Ответ: сказка)
  2. Образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление. (Ответ: поговорка)

3.        Устное народное творчество, "народная мудрость". (Ответ: фольклор)

4.        Место изготовления игрушек с преобладанием в рисунке
геометрических форм. (Ответ: Дымково)

5.        Короткая, из двух или четырех строчек, припевка в быстром темпе,

часто сопровождающаяся приплясом. (Ответ: частушка)

По вертикали:

1.        Инструмент для проработки мелких деталей, нанесения на
поверхность изделия украшений при лепке: штрихов, точек, волнистых
линий. (Ответ: стека)

2.        Устное народное творчество, песня-сказание, основанное на реальных
событиях. (Ответ: былина)

3.        Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которые требуют
решения. (Ответ: загадка)

  1. Система цветовых сочетаний изделия. (Ответ: колорит)
  2. "Золотая" роспись по дереву из Нижнего Новгорода. (Ответ: хохлома)

6.        Чередование элементов росписи в определенном порядке. (Ответ:
узор)

Задание 4. Быт русского народа.

1.        Назовите самое распространённое на Руси осветительное устройство.
(Лучина)

  1. Какая самая распространенная на Руси обувь? (Лапти)
  2. Назовите русский сосуд для питья вкруговую. (Братина)

  1. Чем определялась длина полотенца в русских семьях? (Количеством членов семьи и достатком)
  2. Русский сосуд самобытной формы для питья, не встречавшийся ни в одной из других стран мира. Своим силуэтом он напоминает плывущую птицу. Назовите его (Ковш)

6.        Универсальный предмет мебели в русской избе (Скамья).

"Пословица - цветочек, поговорка - ягодка". Правильно угадать форму устного фольклорного произведения:

Катилася торба с высокого горба.

В этой торбе - хлеб, соль, вода, пшеница.

С кем хочешь поделиться?

Говори поскорей, не задерживай добрых людей.

(Ответ: считалка.)

Дождик, дождик, пуще!

Дам тебе я гущи,

Хлеба - каравай,

Хоть весь день поливай!

(Ответ: приговорка, припевка.)

Жил-был царь.

У царя был кол,

На колу - мочало, Его ветром качало.

Не начать ли сказочку с начала?

(Ответ: докучная сказка.)

Что возьмешь? Ниточку или иголочку?

Сахару кусочек или красненький платочек?

(Ответ: скороговорка.)

Смелость города берет.

(Ответ: поговорка.)

На всякое хотенье есть терпенье. (Ответ: поговорка.)

Упрямого исправит дубина, а горбатого - могила. (Ответ: пословица.)

В брюхе - баня,

В носу - решето,

Всего одна рука, да и та на спине.

(Ответ: загадка.)

(Ответ на загадку: чайник.)

Задание 5. "Человек без родины - что соловей без песни".

1.        На какие праздники особенно любили гадать девушки? (Святки)

  1. Назовите самый короткий народный праздник (Ночь на Ивана Купалу)
  2. Назовите время года, когда девушки праздновали свой праздник (Весна, зеленые святки)
  3. Что за обряд «Завивание бороды? (Украшение лентами последнего несжатого снопа)

5.        Почему при катании с гор в праздник Масленицы ребята
соревновались, кто прокатится дальше? (существовала примета: кто
прокатится дальше, у того лен вырастет длиннее)

6.        Вокруг какого священного дерева объезжал свадебный поезд наших
предков. (Вокруг дуба)

Русская кухня.

  1. Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб)
  2. Назовите самое главное угощение во время древнерусского праздника Масленицы (Блины)
  3. Как назывался распространённый на Руси тёплый напиток из трав с мёдом? (Сбитень)
  4. На Руси был обычай в особых случаях печь и рассылать по домам. Что это значило? (Приглашение на праздник)
  5. Что такое кулебяка? (Пирог с рыбой)
  6. Какое блюдо солят трижды? (Пельмени - соль кладут в тесто, начинку и при варке)

Задание 6. "В добрый час молвить - в худой промолчать".

Раскрыть смысловое содержание крылатых фраз:

"Без драки попасть в большие забияки"  (И.А.  Крылов,  басня  "Слон и Моська");

"Беда, коль пироги начнет печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник" (И.А. Крылов, басня "Щука и Кот");

"Не мечите бисера перед свиньями" (Евангелие от Матфея, 7:6);

"Козел отпущения" (Ветхий завет, Левит, 16:21- 22);

"Зарыть талант в землю" (Евангелие от Матфея, 25:15 - 30) .

Русские былины.

1.        Назовите столицу былинной русской Руси (Стольный Киевский град)

2.        Кто   входил   в   богатырскую  заставу?   (Илья   Муромец,   Добрыня
Никитич, Алёша Попович)

  1. К кому перешёл меч - кладенец Святогора? (К Илье Муромцу)
  2. К кому из русских богатырей смерть не писана? (Илье Муромцу)
  3. Где происходила первая встреча Садко с морским царём? (На берегу Ильмень - озера)
  4. Сколько времени длиться богатырский сон? (Три дня и три ночи)

Задание 7. "Ветры горы разрушают, слова народы поднимают". Угадать современное значение старославянских слов:

Кружлявый:

  • прыщавый;
  • кудрявый (правильный ответ);
  • веснушчатый. Уварахтаться:

  • испачкаться (правильный ответ);
  • укутаться;
  • заблудиться. Осто л опиться:
  • сердиться;
  • упрямиться;
  • растеряться (правильный ответ); Встреснуться:
  • влюбиться;
  • спохватиться (правильный ответ);

•        встряхнуться.
Елдаечки:

  • пшеничные лепешки (правильный ответ);
  • старинные женские украшения;
  • качели.

Задание     8.     "Все     скороговорки     не     перескороговорить     и     не перевыскороговорить"

Правильно и быстро проговорить скороговорку:

  1. «Огурцы-молодцы зеленобелогубы»
  2. «Ворона боронила неборонованное поле»
  3. «Дуб дубовистый, широкозеленолистный»
  4. «Росла за горой, за пригорочком сосёнка с подприсосеночком»
  5. «Бык тупогуп, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа»
  6. «У нас на дворе, подворье, погода размокропогодилась»
  7. «Портной клин с приподклинком выкроил и перекроил, и выкроил»
  8. «Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб»
  9. «Столы белодубовые, гладкотёсовыструганные»
  10. «Купи кипу пик, кипу пик купи, пик кипу купи»
  11. «Коваль ковал коня, конь копытом коваля, коваль кнутом коня»
  12. «Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу. - Грабь граблями гравий, краб»
  13. «Щетина у чушки, чешуйка у щучки, щели - щёлочки и щёчки»

14.        «Сила и Вавила садили сено на вилы, сено скирдовали, скирдовали, и
заподскирдовывали».

Участники подсчитывают количество фишек, полученных в ходе игры. Победители награждаются призами.

Метод игрового моделирования как элемент деловой игры позволяет сочетать методы и приёмы активизации педагогов с целью оказания помощи в организации педагогического процесса, обучения и знакомства с новыми методами работы с детьми. Благодаря игровому моделированию разворачивается широкое поле деятельности, появляется возможность по индивидуализации этой работы, с одной стороны, и созданию сплочённого коллектива - с другой.

При  его проведении использовать разнообразные методы включения педагогов  в  активную  работу.   Творчески  организованная  методическая работа    обеспечит   профессиональный   рост   педагогов,   нацелит   их   на использование своих знаний в конкретных ситуациях и поможет им провести самоанализ деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интеллектуальная викторина "Что вы знаете о русской народной культуре?"

Начиная работу по ознакомлению детей с народной культурой, педагог должен сам хорошо знать этот материал. Он должен продумать, что целесообразно показать и о чём рассказать детям. Именно с целью...

Семинар-практикум "ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К НАРОДНОМУ ИСКУССТВУ"

Цель:          вызвать у педагогов желание воспитывать детей на материале народного         искусства.Задачи:1....

Семинар – практикум «Воспитание у детей ценностного отношения к народному искусству, пробуждение интереса к музеям и выставкам изобразительного искусства»

Цель семинара - практикума: Систематизация знаний педагогов  о современной системе эстетического воспитания и развитии эстетической культуры личности путем использование народного искусства в раб...

"Что вы знаете о русской народной культуре"

Игровой тренинг для педагогов, с целью развития творческой активности и инициативы....

анкета для родителей "Что вы знаете о русском народном фольклоре"

в анкете даны вопросы для родителей о русском народном фольклоре...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ на тему: «Русские народные игры и их значение в приобщении детей дошкольного возраста к национальным традициям»

Семинар - практикум для педагогов ДОУ на тему русских народных подвижных игр для детей. В семинаре представлены три игры по данной тематике, в которые очень нравится играть детям....

Семинар-практикум «Театрализованная деятельность при знакомстве с русской народной сказкой»

Важность театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении трудно переоценить. Именно эта деятельность включает в себя все важнейшие аспекты воспитания,  нравственный, прежде ...