РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
статья (средняя группа) по теме

Петрова Елена Геннадьевна

Данный материал может быть интересен для музыкальных руководителей ,работающих с детьми с ОВЗ и интелектуальной недостаточностью.

Здесь представлен опыт работы по развитию эмоциональной сферы у детей с ОВЗ.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                           Петрова Елена Геннадьевна

Музыкальный руководитель

МКДОУ № 2 г. Архангельск

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

        

        Проблема умственного развития и умственного воспитания была и остается одной из самых значимых в детской психологии и педагогике. На современном этапе она приобретает особое значение из-за наметившегося роста числа детей с отклонениями в развитии, испытывающих  вследствие этого трудности в обучении. Среди них встречаются дети с общим недоразвитием речи, с задержкой психического развития, с последствиями раннего органического поражения центральной нервной системы, с минимальной мозговой дисфункцией.                                                                                                                                                                      

        А.В.Запорожец, уделявший огромное внимание вопросам социальной  педагогики, говорил, что знание отклонений дает возможность лучше понять закономерности нормального развития и на этой основе разработать более эффективные методы    обучения.

        Дети с ограниченными умственными возможностями характеризуются отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, двигательной сферы, снижением знаний и представлений об окружающем мире. Поэтому, психолого-педагогический процесс в условиях специализированного ДОУ необходимо организовать как комплексное воздействие, затрагивающее все сферы психического и двигательного развития детей.                                                                                                                                                                    

     В связи с определенной выше проблемой основной задачей музыкального воспитания становится развитие эмоциональной сферы  и совершенствование музыкально-эстетических чувств у "особых" детей, развитие способности к восприятию и воспроизведению ритма.

    Издавна музыка признавалась важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, и его духовного мира. Уже в Древней Греции существовало учение, в котором обосновывалось воздействие музыки на эмоции человека.

     Б.М. Теплов отмечал: "в наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки является чувства, эмоции, настроения". Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. Имея широкий диапазон содержания, музыка развивает и обогащает эмоциональный мир ребенка.        

    Специальная работа по развитию и формированию навыков коммуникативного и эмоционального общения способствует возникновению у детей эмоционального и словесного общения в ходе совместной деятельности. В значительной степени поддается коррекции поведение детей: их поступки становятся в основном мотивированными, у них появляется дружелюбное отношение к сверстникам и взрослым, они могут стать отзывчивыми на похвалу и порицание, испытывать потребность в одобрении взрослого.

    В систему коррекционной работы  с детьми, имеющими нарушения в  развитии, включаются игры и игровые упражнения, повышающие умственную активность, способствующую развитию психических процессов, повышающих эмоциональную активность.

    Музыкально-театрализованные игры - один из самых активных способов коррекционного воздействия на ребенка, они учат детей вступать в общение со взрослыми и сверстниками. Проявлять свои эмоциональные состояния принятыми в обществе средствами[5].

           Коррекционные музыкально-игровые занятия могут быть объединены одной темой или сюжетной линией, что помогает раскрыть эмоциональное содержание с разных сторон через различные действия, использовать вариации выражения эмоций. Однако независимо от содержания, они включают  ряд постоянных  элементов:                

            -Упражнения на развитие зрительно-двигательной координации и пространственную ориентировку.                                          

-        Ритмические упражнения

-        Игры и упражнения на закрепление знаний об окружающем

-        Упражнения на развитие дыхания

-        Упражнения на развитие различных эмоциональных  состояний

-        Пантомимические, театрализованные действия.

     Занятия строятся таким образом, чтобы в процессе его можно было использовать различные виды помощи детям при выполнении игровых упражнений, а если потребуется, то и перестроить занятие согласно желаниям и настроению детей, но в ключе поставленных педагогом задач и тематики.

     Занятия, объединенные одной темой, как сказки-импровизации, дают возможность свободно изменить сюжетную линию, для лучшего восприятия детьми и как результата - более яркого эмоционального отклика детей .  Понятно, что ведущая роль в  музыкально - театрализованной деятельности принадлежит педагогу и требует тщательной подготовки "импровизации". Специфика работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, требует тесной взаимосвязи между педагогами: музыкальным руководителем, учителем-дефектологом, воспитателем и воспитателем по физической культуре. Герои сказок присутствуют на всех занятиях. Так Колобок или Мишутка становится не только сказочным персонажем, а вместе с детьми учится рисовать, бегать, слушать и т. д. От его лица можно повести рассказ о том, что и кто встретился, каким голосом говорил, какими шагами ходил.  

      На музыкальных  занятиях,  использование музыкально-театрализованных игр помогает раскрыть и сделать более доступными пониманию и восприятию средства  музыкальной  выразительности. Начинаем с контрастов звуковысотности: медведь - низкий регистр, заяц - высокий. Подводим к узнаванию, вносим яркие образные игрушки настольного театра.          

     В работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью очень важна наглядность, чтобы были задействованы все анализаторы: слух, зрение, ощущения - поэтому важную роль играет образная, эмоционально окрашенная игрушка. Далее темп. У мишки – медленный , у зайчика - быстрый. Мишка может быть добрым или сердитым, зайка - веселым или грустным. Здесь на помощь приходит лад. Дети,  даже не умеющие говорить, выберут верную игрушку (для этого подбираем игрушки с яркими эмоциями). Дети получают положительные эмоции, удовольствие от того, что справились с заданием. Усложняем, переходим к действиям - показу детьми персонажей сказки, сначала совместно с педагогом, по показу. Постепенно подводим к самостоятельным действиям, побуждая к элементам импровизации и проявлению  творческой   активности  детей. Они пытаются самостоятельно действовать, имитировать тембр голоса, движения. У них развивается звуковысотный  слух, мелодико-интонационная выразительность. Музыкальный образ героев помогает детям лучше имитировать движения персонажей, совершенствует координацию, развивает чувство ритма. Ритм становится проводником эмоций. «Дождик» - любимая тема не только осенью. Он может быть теплым и холодным, добрым и сердитым, непослушным, сонным. Играем дождик на металлофоне, на палочках, колокольчиках. Помогаем ножками, ладошками, учим дождик «сочинять» песенки. Взрослый  поет: "Дождь ходил по лесенке, сочинял нам песенки", а ребенок соответственно подпевает: кап-кап. Зададим другой темп, другое настроение и эмоции, дождик – побежал или вот-вот закончится.                                                                          У детей с интеллектуальной недостаточностью воображение развито очень слабо. Чтобы помочь им "входить в образ" следует особое внимание уделять оформлению, внесению атрибутов, элементов костюма, созданию  обстановки  сюрпризности , поиска.                 Особое удовольствие на определенном этапе работы по эмоциональному развитию начинает доставлять "особым" детям  слушание музыки. В нашей работе мы используем весь спектр произведений для слушания - народные и детские песни, музыку для релаксации, шедевры мировой классической музыки. Критерием при подборе музыкальных произведений является их образность.

     С каждой группой  музыкально-театрализованные игры строятся с учетом возможностей детей и с перспективой зоны ближайшего развития. Речь, музыка, движение тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга, а музыкально-театрализованные игры-занятия гармонично объединяют эти компоненты, способствуют развитию голоса, слуха, эмоций, стимулируют умственное развитие. Большое значение в формировании эмоционального восприятия "особых" детей играет привлечение родителей, обучение их приемам эмоциональной сопричастности к интересам ребенка. Каждый праздник у нас в   ДОУ - семейный. Родители принимают активное участие в подготовке и проведении праздника: учат песни, хороводы, танцы и игры. Они танцуют с ребенком рука в руке, играют на музыкальных инструментах. Зрителей нет - все участники. Такой подход к проведению праздников и развлечений способствует обогащению детей впечатлениями, помогает концентрации внимания, корректирует эмоции, поведение, учит общению.                

    Результатом  работы по развитию навыков эмоционального общения стал театральный фестиваль, который показал возможности синтеза музыки и театрализованной деятельности в работе с детьми с ограниченными возможностями.                          

        

                       Список  литературы

1. Запорожец А.В. Восприятие и деятельность//Вопросы психологии.1967№1
2. Арисменди А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание. М.:Прогресс,1989.
3. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: Изд-во АПН СССР,1947.
4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия  развития,1997.
5. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М.:АРКТИ,1999.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КУРС ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ III – IV ГОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

     Предлагаемый курс занятий рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, уровня их знаний и умений. Целью является обеспечение эмоционального развития ребенка на основе к...

Программа «Веселинка» (развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста через музыкально-театрализованную деятельность)

Программа предназначина для проведения театрализованных занятий, с целью обогащение и развития эмоциональной сферы старших  дошкольников  посредством музыкально-театрализованной деятельности...

Рабочая программа по развитию эмоционально - волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья

Социальная адаптация является основопологающим моментом при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети часто имеют заниженную самооценку. что формирует в них неуверенность в себе...

Статья на тему: "Развитие музыкальных способностей у детей с нарушением речи через музыкально-театрализованную художественную деятельность с коррекционной направленностью"

Развитие музыкальных способностей у детей с нарушением речи через музыкально-театрализованную художественную деятельность с коррекционной направленностью....

Консультация на тему: Развитие и коррекция речи у детей с ограниченными возможностями здоровья через театрально-игровую деятельность.

Театрально-игровая деятельность является одним из средств всестороннего развития личности обучающихся, воспитания у них активности, коллективизма, уверенности в своих силах, как одно из средств психот...