Ознакомление дошкольников с музыкальной культурой Санкт-Петербурга
методическая разработка (старшая группа) на тему

Калашникова Ирина Евгеньевна

Литературы по данному вопросу недостаточно. В журналах «Дошкольное воспитание» за последние годы есть несколько статей об ознакомлении дошкольников с балетами «Щелкунчик» и «Спящая красавица» П.И. Чайковского, с творчеством С.С. Прокофьева. Мы используем эти статьи, расширяем или уменьшаем материал в зависимости от  способностей и подготовленности детей.

В сборнике «Нашим детям» Волковой есть отрывки из балетов П.И. Чайковского с заданиями придумать танец. Мы не только предлагаем детям импровизацию танца, но и  стараемся создать один общий танец детей.

Отдельные разработки по ознакомлению с классической  музыкой в 2000-2008г.г. предлагают Давыдова, Губанова, Обухова ( Ярославль, Волгоград, Самара.). Занятия интересны, но даны без системы.

     В сборниках «Музыкально-ритмические движения» Франкио и «Нашим детям» Дубинской приводятся отрывки произведений Ф. Шуберта, И.Гайдна, М.И. Глинки, А.Петрова, прелагается несколько заданий по движению. Мы не только двигаемся под музыку, но и слушаем музыку отдельно, анализируя характер и знакомя с композиторами.

     В программе О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры» определены темы по слушанию(«Чувства и настроения», «Марш, танец, песня», «Музыкальные инструменты»….), материал разделен по возрастам, даны примерные конспекты, что очень удобно. Но в основном используется метод пассивного слушания и анализа произведений.  

     Знакомя детей с классической музыкой, мы используем программу О.П.Радыновой, книги «Твой друг музыка» З.Левиной и немецкого автора

К.Хитц «Петер в стане музыкальных инструментов». Материал берем выборочно, т.к. он не всегда доступен  дошкольникам.

     Хорошо разработана тема народного творчества для  дошкольников. Это сборники «Гармошечка-говорушечка», «Жаворонушки», «А мы просо сеяли». Детям нравятся движения народных танцев и хороводных игр из этих сборников.

    Используем в своей работе сборник «У наших ворот всегда хоровод» ( городская методическая разработка). Очень хорошо, что в ней пытались написать весь сценарий праздника в народном стиле ( музыкальный и стихотворный материал).

   Но в методической литературе нет перспективных планов по ознакомлению детей с классической и народной музыкой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2._osnovnye_metody.doc44.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Основные методы и приемы в ознакомлении с музыкой дошкольников.

Калашникова И.Е. музыкальный руководитель

ГДОУ д/с № 55 Калининского района

     Главная задача музыкального воспитания дошкольников - это развитие  музыкальных способностей. Прежде, чем развить способности, ребенок учится слушать и слышать музыку во всех видах музыкальной деятельности.

     Мы развиваем музыкальные способности детей с помощью специальных игр и упражнений.  Дети учатся слушать, понимать и анализировать музыку: развивают свой звуковысотный, мелодический ритмический и тембровый слух в пении, в движении под музыку, в игре на музыкальных инструментах. Так, в игре «Определи высоту звучания», дети развивают звуковысотный слух, в игре «Подыграй оркестру» и «Магазин инструментов» - тембровой и ритмический слух.

    Дети лучше различают музыку, когда мы играем в подбор эпитетов: «На что похожа музыка?», «Каким словом можно назвать».

   Мы развиваем музыкальные способности детей не только на занятиях, но и на вечерах досуга, в свободной  деятельности. Ребенок лучше усваивает то, что связано с интересом, игрой, деятельностью. Дети лучше слушают и запоминают музыку в «музыкальных викторинах», т.к. соревновательность поднимает интерес.

     Мы предложили детям после знакомства с «Детским альбомом» придумать свои танцы. Дети настолько сроднились с музыкой, что не только танцевали, но и напевали мелодии «Вальса», «Польки», «Камаринской».

    Развитие музыкальных способностей начинается с умения слушать и слышать музыку, наслаждаться ее красотой. Как доволен бывает ребенок, когда узнал и назвал любимую музыку, придумал под нее движения(«Узнай и покажи танец», «Чей марш» из трех маршей Д.Кабалевского).

   В своей работе мы используем принципы элементарного музыцирования.

Мы слушаем музыку и одновременно придумываем танец, песенку, подыгрываем на детских музыкальных инструментах. Как приятно бывает наблюдать за творческим ростом ребенка! Бывает, что скованный, закомплексованный малыш под воздейсвием музыки и педагога становится лидером в творческом танце.

     Слушая музыку с детьми, мы подбираем к ней слова, картинки, сочиняем загадки, обозначаем различную музыку разными модулями. К танцам мы придумали загадки: «Закружил тот танец нас - это плавный, нежный... вальс» «Легкости, поскоков столько в быстром, звонком танце…полька», «До чего сегодня весело у нас, под «Камаринскую все пустились в…пляс».

     К «Детскому альбому» П.И.Чайковского мы сочинили с детьми стихи к любимым пьесам, и у нас получились песенки: «Марш солдатиков», «Полька», «Русская». Дети сами заметили, что в «Польке» как будто звучат два голоса: высокий и низкий. Высокий голос дети отдали Дюймовочке, а низкий - солдатику. Мы все вместе написали слова:

                «Наш солдатик и Дюймовочка,

                  Нам станцуют свою полечку.

                  Звучит музыка колокольчиком,

                  Танцевать нам польку хочется!»

Дети спели эти слова под мелодию «Польки», и получилась песенка, Все вместе мы сочинили парный танец, а потом еще решили подыграть под польку в оркестре. Дети сами выбрали инструменты, соответсвующие характеру музыки. В первой и третьей частях- высокие звуки решили играть  на металлофонах, 2-ю часть- низкую играли на бубнах.

   Все наши дети в старших группах не просто знают, но и любят музыку, умеют ее анализировать, различают классическую и народную музыку, народные инструменты и инструменты симфонического оркестра.

Так, дети сравнили «Вальс» и «Польку» М.И.Глинки и нашли различия в характере и общее: обе пьесы-танцы, классические и авторские( написал композитор М.И.Глинка).

  Дети знают и любят петербургских композиторов, годятся тем, что П.И.Чайковский, М.И.Глинка, Д.Д.Шостакович жили и творили в нашем городе.

    Тема ознакомления дошкольников с музыкальной культурой  Санкт-Петербурга одна из новых и неразработанных в дошкольной педагогике. Очень многое нам пришлось разрабатывать самим. так появились перспективные планы ознакомления с музыкальной культурой 18-20 веков, музыкальные вечера ознакомления с творчеством композиторов.

      В своих разработках мы прежде всего полагались на принципы доступности, привлекательности и полезности музыкального материала для развития детей. В работе с каждым  ребенком мы основываемся на личностно-ориентированном подходе, учитывая особенности и желания детей, воспитываем личность в каждом ребенке.

      В наших творческих заданиях ребенок, исходя из интересов и потребностей, выбирает вид музыкальной деятельности, музыкальные инструменты, атрибуты к танцу.

      Проработав по теме ознакомления детей с музыкальной культурой города несколько лет, мы можем с уверенностью сказать, что воспитание юного петербуржца с помощью  музыки возможно  в дошкольном детстве.

      Дети не просто слушают музыку, но и учатся ее анализировать, наслаждаться услышанным, развиваются умственно и эстетически.

     Очень много мы сочинили с детьми музыкально-дидактических игр: «Подбери картинку к музыке( слова, атрибуты)», «Определи танец и покажи его», «подбери музыку к Петербургу»(Летнему саду, Адмиралтейству, Медному всаднику), «Узнай музыку композитора», «Подыграй оркестру».

     Музыкальные игры повышают интерес к классической музыке, превращают процесс ознакомления с нею в удовольствие.

         Струнные инструменты.  И.Е. Калашникова.

1.У струнных инструментов                 2. Скрипка тоненько поёт:

  Поют струны, вы заметьте,                    Высокий голос детский

 И чем выше инструмент,                        Нас на концерт она зовёт:

 Выше тем его ответ.                                Знай, инструмент-то светский.

 А чем больше инструмент,                                                            

Ниже тем его аккомпанемент.              4. Виолончель уж не пищит,

                                                                     И голос средний, словно человечий,

3. Скрипка скрипнула: друзья,                Она как мама нежно пропоёт,

  Троньте струны у меня                          И голос в тишине её замрёт.

  Я красиво так пою            

 И со славою дружу.                              6. Низко контрабас поёт,

                                                                     Словно ветер он ревёт.

5.Виолончель пропела:                             А быть может и медведь

 Разрешите похвалиться:                         С контрабасом начал петь.

 Я известная певица:

 Нежный голос мой сравним                8. Не стерпела балалайка:

 Только с голосом живым.                       Всем весельем я хозяйка.

                                                                   И удобна, и легка,

7. И сказал нам контрабас:                      Первая наверняка!

  Вы услышали мой бас!                          Людям я не изменяю,

  Низкий голос у меня,                            Что угодно исполняю.

  Струны толстые, друзья.                       Тренди-бренди, балалаечка, звени,

                                                                   Ты частушки скоморошьи говори!

9. Я, друзья, совсем не тара,

   Я со струнами гитара.

  И туристы круглый год

  Все меня зовут в поход.

 Я – подруга песни,

 мы везде с ней вместе!

   Духовые инструменты.

1. В духовые дуньте смело,                     2. Сразу заявил кларнет:

   И споют вам – это дело!                           Без меня оркестра нет!

   Клапаны перебирайте,                             Я  играю лучше всех;

   Звуки сами извлекайте.                            И сказать о том не грех.

                                                                       С мягким голосом своим

3.Как красив и величав                               Я всегда незаменим!

  Голос флейты прозвучал:

  Спорить с песнею моей                         4.Скромно вдруг пропел фагот

 Может только соловей!                             Я слегка гнусавлю – вот!

                                                                     Как француз пою я носом,

5. Громко протрубили медные:                Но зато – узнать-то просто:

  Мы инструменты военные!                    Уточкой я прокричу,

 Сыграем вам военный марш!                  Словно дед я проворчу…

5. Охотничий рог он тоже наш!

  Валторна, тромбон и туба –

 Звучим на радость людям:

 Красиво, звучно, любо!

      Ударные инструменты.   И.Е. Калашникова.

1. Мы, ребята, не безделки:                    2. И ответил: трам-там-там

  Смело ударяй в тарелки!                          Нам пузатый барабан!

  Только мы совсем не бьёмся,                   Я играю без изъяна,

  Звонко медью мы смеёмся,                      Кто не знает барабана?

  И разносится в окрест                              Я толстяк не вредный

  С медными тарелками оркестр!              Вхожу в оркестр военный!

3. Вам ответит каждый школьник-           4. Прозвенел тут колокольчик:

  Что такое треугольник,                              Инструмент я звонкий – точно!

 Но  не каждый, видно, знает,                     Что за тройка без меня,

 Тот угольник, что играет.                          Звучу я тоньше хрусталя!

 Посмотрите на меня –

 Треугольник это я!                                  6. Затрещали без умолку

                                                                       Деревянные трещотки:

5. Ложки мы не суповые -                          Мы дощечки не простые,

  Инструменты шумовые!                          Звонкие и расписные,

 Мы из дерева резные                                Громче ложек мы звучим,

 И красиво расписные!                              Веселиться мы хотим!

И вам сразу станет ясно:

Что без нас какая пляска?                     8. Румбы звучанием на бубен похожи,

                                                                    Только не круглые – звенят они тоже!

7. Возьмите в руки бубен                         Смело за палочку румбу бери,

   И веселиться будем!                              Хлопай  ладошкой иль просто звени!

 Его трясут и он звенит,

Ладошкой бьют – и он гремит!            9. Зашумели маракасы:

                                                                   Мы красивы- вот прикрасы

                                                                   Мы тихонечко шуршим

                                                                   Звук с шуршанием сравним.

                                                                   Только вовсе не сердиты:

                                                                    В танце быстром знамениты!                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. № 1. Ознакомление дошкольников с историей города Санкт-Петербурга. "Город, воспетый поэтами".

Стыдно жить в городе и не знать его. Предлагаю знакомить детей с городом в интересной занимательной форме. Материал будет полезен и интересен не толко воспитателям и детям, но и родителям....

Конспект НОД № 2. Ознакомление дошкольников с историей города Санкт-Петербурга. "Приневские земли". часть 1

Давайте расскажем детям о том, что же было раньше на месте нашего города....

Ознакомление дошкольников с музыкальной культурой Санкт-Петербурга

Литературы по данному вопросу недостаточно. В журналах «Дошкольное воспитание» за последние годы есть несколько статей об ознакомлении дошкольников с балетами «Щелкунчик» и «Спящая красавица» П.И. Чай...

Актуальность темы : "Музыкальная культура Санкт-Петербурга дошкольникам".

Актуальность темы в том,что живя в "спальных районах" СПб дети мало знают исторический центр города ,редко посещают театры,филармонию. Необходимо знакомить детей с классической музыкой петербурских ко...

Музыкально-дидактические игры по ознакомлению детей с музыкальной культурой Санкт-Петербурга

Игры,которые мы используем при ознакомлении с музыкой санкт-петербургских композиторов: П.И.Чайковского ("Детский альбом", "Времена года"),М.И.Глинки ,Д.Д.Шестаковича. Эти игры помогают узнавать и ана...

Планирование образовательной деятельности по ознакомлению с историей и культурой Санкт-Петербурга с детьми старшего дошкольного возраста

Перспективный план совместной работы с детьми 5-7 лет по ознакомлению с историей и культурой города Санкт-Петербург....

Конспект совместной деятельности с элементами ТРИЗ для подготовительной логопедической группы по направлению "Патриотическое воспитание. Ознакомление с историей и культурой Санкт-Петербурга"

Данный материал представляет собой результат моих поисков новых подходов к проблеме воспитания у детей интереса к истории и культуре Санкт-Петербурга. В частности опыт по внедрению элементов ТРИЗ, исп...