Проект «Развитие творческих способностей у младших дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности.»
проект (младшая группа) на тему

ИЛЬИНА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА

 

•В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных.
•Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности.
•Именно воображение – одно из психологических новообразований в дошкольном возрасте.
•В последующие годы не складываются такие благоприятные возможности для его развития.
• Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.
Цель исследования: выявить психолого- педагогические  условия развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: творческие способности детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические  условия развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.
•Отечественные психологи и педагоги рассматривают детское творчество как самоценность ребёнка и его личностное качество, как деятельность, естественную и необходимую для развития способностей каждого дошкольника (В.М.Бехтерев,  Д.Б.Богоявленская,  Е.И. Васильева, Л.A. Венгер,  H.A. Ветлугина,  Л.C. Выготский, A.B. Запорожец, В.Б. Косминская, В.С.Кузин, B.C. Мухина, H.H. Поддьяков,   Б.М. Теплов и др.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktiko-znachimyy_proekt2013_-_kopiya.docx111.63 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………с.2

Глава I.  Теоретические основы развития творческих способностей у младших  дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности….с.5

  1. Развитие творческих способностей  в психолого-педагогической литературе………………………………………………………….с.5
  2. Развитие творческих способностей у младших  дошкольников. ……………………………………………………………………..с.9
  3. Роль занятий по изобразительной деятельности  в развитии творческих способностей у младших  дошкольников. ….……с.11                                                                                                                          

Глава II.  Практика работы с детьми.…………………………………………с.14

2.1.     Диагностика уровня развития творческих способностей младших  дошкольников……………………………………………...с.14

2.2.    Методика развития творческих способностей  дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности  (на примере собственной практики).…………………………………………с.20

2.3.    Примеры используемых форм в работе с детьми. ………

Заключение………………………………………………………………….…с.30

Литература  ……………………………………………………………………с.32                  

Приложение …………………………………………………………………...с.35

Введение

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной

из актуальных. Творческие личности были нужны всегда, так как именно они

определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих,

нестандартно мыслящих людей ,действующих во благо развития общества.

То есть данная проблема не нова в плане её постановки. Но не нова она и в

плане доказательства необходимости её решения уже в дошкольном возрасте.

Более того, игнорирование или формальный подход к решению проблемы

творчества в дошкольном детстве чреваты невосполнимыми потерями в

развитии личности в последующие годы. Это объясняется тем, что

дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятен для развития не

только образного мышления, но и воображения, психического процесса,

составляющего основу творческой деятельности. Именно воображение –

одно из психологических новообразований в дошкольном возрасте. В

последующие годы не складываются такие благоприятные возможности для

его развития. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных

задач дошкольного воспитания. В концепции дошкольного образования на

этом сделан особый акцент. В настоящее время необходим широкий подход к

проблеме, понимание её как развитие творческих основ личности в разных

сферах жизнедеятельности ребенка: в отношении его к миру природы,

предметов, миру людей,  в отношении к себе (т.е. творческое саморазвитие).

Цель исследования: выявить психолого- педагогические  условия развития

творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.

Объект исследования: творческие способности детей младшего

дошкольного возраста.

Предмет исследования: психолого-педагогические  условия развития

 творческих способностей детей младшего дошкольного возраста на занятиях

по изобразительной деятельности.

В соответствии с поставленной целью, предметом и объектом

исследования,  были сформулированы следующие задачи:

  1. проанализировать исследования  по проблеме творческих способностей в отечественной и зарубежной психологии и педагогике;
  2. осуществить подбор адекватных методик для выявления уровня развития творческих способностей в дошкольном возрасте;
  3. выявить уровень развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста;
  4. разработать развивающую программу по развитию творческих способностей на занятиях по изобразительной деятельности.

Гипотеза: исследование процесса  развития творческих способностей детей

младшего дошкольного возраста  на занятиях по  изобразительной

 деятельности будет наиболее эффективен при создании следующих условий:

  1. Организации целенаправленной досуговой деятельности ребенка в дошкольном учреждении.
  2. Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  3. Также условием развития творческих способностей является обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать свой замысел.
  4. Комплексное и системное использование методов и приемов.

Практическая значимость:  состоит в выявлении условий  для эффективной

творческой деятельности младших дошкольников; разработка рекомендаций

для воспитателей по развитию творческих способностей у детей младшего

дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности .

Методы исследования:

1. Организационные:

        1) анализ, синтез, моделирование

2. Имперический метод:

1) наблюдение;

2) беседа;

В соответствии с этим работа была организованна в 4 этапа:

  • Первый этап: обзор литературы по данной проблеме и написание первой главы;
  • Второй этап: Разработка и подбор адекватных методик для выявления уровня развития творческих способностей в дошкольном возрасте;
  • Третий этап: на основе данных методик выявить уровень развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста;
  • Четвертый этап: разработка методических рекомендаций для воспитателей по развитию творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.


Глава I.  Теоретические основы развития творческих способностей у младших  дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности.

1.1.Развитие творческих способностей  в психолого-педагогической литературе

Для уточнения предмета исследования обратимся к определениям.

В «Словаре практического психолога» (Составитель С.Ю.Головин)  

способности определяются как «индивидуально-психологические

особенности человека, выражающие его готовность к овладению

определёнными видами деятельности и к их успешному выполнению,

являющиеся условием их успешного выполнения». Творчество здесь

определено как «психический процесс создания новых ценностей , как

бы продолжение и замена детской игры. Деятельность, результат коей–

создание  новых материальных и духовных ценностей»

В «Толковом словаре русского языка» Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю.

определяют способности как «природную одарённость, талантливость»,

 а творчество как « создание новых по замыслу культурных

или материальных ценностей».

Проблема развития творческих способностей, условия их

формирования, исследовалась учеными разных направлений на протяжении

многих лет  (Я.А.Каменский, А.Макаренко , К.Д.Ушинский и др.), но и на

сегодняшний день у этой проблемы открываются все новые и новые грани.

Если раньше спор велся на тему природы способностей, то сегодня все

больше встает вопрос об условиях, методах их развития.

Изучению своеобразия детского изобразительного творчества в советской педагогике посвящен ряд педагогических и психологических исследований. Отечественные психологи и педагоги рассматривают детское творчество как самоценность ребёнка и его личностное качество, как деятельность, естественную и необходимую для развития способностей каждого дошкольника (В.М.Бехтерев,  Д.Б.Богоявленская,  Е.И. Васильева, Л.A. Венгер,  H.A. Ветлугина,  Л.C. Выготский, A.B. Запорожец, В.Б. Косминская, В.С.Кузин, B.C. Мухина, H.H. Поддьяков,   Б.М. Теплов и др.).

М.Б Теплов под способностями понимает такие индивидуальные особенности личности, которые обеспечивают сравнительную лёгкость и высокое качество овладения той или иной деятельностью.

В.Б. Косминская считает, что  способности – не врождённые качества, они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне конкретной деятельности. «Чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей открывается для его творческой деятельности».[30, с.60.]

        Е. А. Флёрина дала следующее определение детского творчества: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому» [32]. Дальнейшие исследования детского творчества еще более уточнили это определение.

Н.А Ветлугина определила детское творчество как «        первоначальную ступень в развитии творческой деятельности. Вместе с тем творчество ребёнка способно доставить удовольствие своей непосредственностью, свежестью выражения. Вспомним  черты детского словесного творчества, подмеченные К.И. Чуковским, или обаятельные рисунки на выставках, восхищающие даже искушенных зрителей. Надо указать и на общественно-педагогическую ценность творчества детей. Ребёнок выявляет своё понимание  окружающего, своё отношение к нему, и это помогает раскрыть его внутренний мир, особенности восприятия и представления, его интересы и способности. В своём художественном творчестве ребёнок открывает новое для себя, а для окружающих – новое о себе.»[3, с.7 – 8 ]

Л.С. Выготский писал: «Обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению» [4]. Он отмечал, что изобразительная деятельность - самый первый, самый доступный и привлекательный для маленьких детей вид творческого труда. Умелое и тактичное руководство изобразительной деятельностью помогут развить способности ребенка.

        Т.С. Комарова исследовала компонент способности к изображению, как овладение графическими навыками и умениями, включающими и технику рисования. Ею определено содержание графических умений и навыков, выделена система этих навыков и умений, доступная детям дошкольного возраста вообще и детям разных возрастных групп в частности, разработана методика их формирования.

        Н. П. Сакулина рассматривает изобразительную деятельность ребенка как способность к изображению, т. е. умению правильно нарисовать предмет, и способность создать образ, показывающий отношение к нему рисующего. Эта способность выражения и является показателем детского творческого начала. Исследования Н.П. Сакулиной показывают, что обучение не препятствует развитию творчества. Оно способствует его становлению, развитию при наличии определенных условий.

        Таким образом, в условиях правильного руководства формируются подлинные творческие возможности ребенка, и тогда процесс его развития протекает успешно. Ребенок, лишенный этого руководства, как правило, дает сниженные показатели творчества и останавливается на ранних ступенях его развития.

        Система руководства изобразительной деятельностью должна быть направлена к тому, чтобы ребенок богато, смело и все более совершенно отражал то прекрасное, что доступно его пониманию. Творческий процесс в рисунке лишь тогда может возникать и развиваться, если он базируется на систематическом улучшении качества изображения. Лишь на этой опоре развивается детское творческое воображение. Ребенок начинает охотно, смело и все более качественно выполнять разнообразные тематические задания и действовать по собственному замыслу. Если руководство слабо или неправильно, ребенок быстро теряет смелость и охоту к деятельности, что тормозит развитие его творчества.

        Творчество у ребенка проявляется не только тогда, когда он сам придумывает тему своего рисунка, но и тогда, когда создается изображение по заданию педагога, если предоставляется возможность определять композицию, выразительные средства изображения, внесение интересных дополнений. Для малыша проявлением творчества является изменение величины предмета, с дополнением какой-либо детали. Творческим проявлением можно считать и изменение изображения в цвете. Очень ярко это проявляется в рисовании на сказочные темы. Например, отрицательных героев рисуют коричневым, черным цветом, а положительных героев — разнообразными яркими красками. Свое отношение к изображаемому дошкольники передают и другими средствами, тоже нарушающими действительность. Но это нарушение идет в результате желания усилить значимость, выразительность образа. Так, иногда они изменяют правильные пропорциональные соотношения, желая что-либо выделить.

        Развитие способности к изображению в первую очередь зависит от воспитания наблюдательности, умения видеть особенности окружающих предметов и явлений, сравнивать их, выделять характерное. Обучение рисованию должно осуществляться педагогом планомерно и систематически. Иначе развитие способностей у детей к изобразительному искусству пойдет случайными путями, и изобразительные способности ребенка могут остаться в зачаточном состоянии.

        Е.А. Флёрина даёт очень точную формулировку соотношения обучения и творчества. Она говорила, что в каждом занятии обучающего характера должно быть место творчеству, а в каждом творческом занятии - элементы обучения. Дело заключается в умении педагога целенаправленно организовывать познавательную деятельность, усложнять ее характер, побуждая ребенка к самостоятельности и творчеству. Поэтому не следует сводить понимание обучения только к формированию знаний и умений.

1.2. Развитие творческих способностей у младших  дошкольников

Для начала рассмотрим возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста.

В младшем дошкольном  возрасте (3 – 4 года) ребёнок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. «Взрослый становится для ребёнка не только членом семьи, но и носителем определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая  становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.»[25]

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних

действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим

действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших

дошкольников являются действия с игрушками и предметами-

заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие

дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и

простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом

возрасте только начинают формироваться.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом

 преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе

целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники

способны установить некоторые скрытые связи и отношения между

предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение,

которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты

выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В

результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно

большое количество норм, которые выступают основанием для оценки

собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности.

Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. 

Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные

взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно

по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом

определяется мнением воспитателя.

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного

образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»  под редакцией Н.Е. Вераксы,

Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой  в образовательной области

«Художественное творчество» предусматривает для детей младшего

дошкольного возраста  развитие детского творчества, а именно:

  • Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), вызывать чувство радости от их созерцания.
  • Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Развивать умение в рисовании, лепке, аппликации, изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность.
  • Включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками.
  • Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда).
  • Развивать умение создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.

Как   уже говорилось,  детское творчество является первоначальной ступенью в развитии творческой деятельности.  Однако далеко не каждую детскую продукцию, будь то песенная импровизация или рисунок, стихотворение или лепка, можно назвать творчеством.

1.3.Роль занятий по изобразительной деятельности  в развитии творческих способностей у младших  дошкольников.

В.Б. Косминская пишет: «В педагогике уже доказано, что обучение

способствует лучшему развитию природных данных . Обучение, построенное лишь на выполнении ребёнком задания или образца только на подражании, несовместимо с воспитанием активной творческой личности. Даже простая техническая задача должна включать в себя элементы творческой активности».[31, с.68]

        Сопоставление обучения  и творчества показало, что они имеют существенные связи . Н.А. Ветлугина считает: «Лишь тогда, когда обучение носит воспитывающий и развивающий  характер, возможно успешное развитие творчества. Активное усвоение детьми знаний, навыков художественного восприятия и исполнения – это тот необходимый опыт, при котором их творческое самовыражение получит полное развитие, будет содержательным,  насыщенным, ярким и приобретёт истинно эстетический характер. Творчество детей в свою очередь активизирует процесс обучения. Ведь от детей при их импровизациях, сочинениях, конструировании требуется применение творческих действий.»[3, с.11]

         

        Система обучения детей изобразительному искусству предусматривает наряду с приобретением ими изобразительных умений и навыков развитие творческой активности.

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире и развития детского изобразительного творчества. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Овладевая приемами композиции, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах. «Есть существенная разница между тем, как ребёнок рисует карандашом, фломастером, палочкой, мелом и другими графическими материалами, и тем, как он работает красками. В первом случае его интересует сюжет, форма, отношения между персонажами, во втором – выражение своих эмоций и отношения к изображаемому явлению через сочетание цветов»

«Рисование, - отмечает  Л.С. Выготский, - является типичным творчеством раннего возраста, особенно дошкольного. В эту пору дети рисуют охотно, иногда не принуждаемые никем из взрослых; иногда достаточно бывает лёгкого стимула для того, чтобы ребёнок принялся за рисование».[4]

Занятия лепкой является одним  из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры.  Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

Занятия аппликацией приучают малышей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, так как в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные формы, затем летали: в сюжетных работах - сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана). Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами. Правильно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма. Все виды конструирования способствуют развитию конструктивного мышления и творческих способностей детей.

Все рассмотренные виды изобразительной деятельности тесно связаны между собой. Эта различных видов связь осуществляется, прежде всего, через содержание работ. Связь между различными видами изобразительной деятельности осуществляется путем последовательного овладения формообразующими движениями в работе с различными материалами.

Таким образом, при планировании работы воспитатель должен тщательно продумать, использование какого материала позволит детям быстро и легко овладеть навыками изображения. Знания, приобретенные дошкольниками на занятиях одним видом изобразительной деятельности, могут с успехом использоваться на занятиях другими видами работы и с другим материалом.  Каждая из рассмотренных форм организации творческой деятельности может оказывать развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования их творчества.

Глава II.  Практика работы с детьми

2.1.     Диагностика уровня развития творческих способностей младших  дошкольников.

Главная функция диагностики -  дифференциация людей по показателям,

количественно отражающим их способности, и жесткое прогнозирование на

этой основе их возможностей и успешности деятельности. Так, по мнению  

Н. Ф. Талызиной, диагностика должна следовать за психологической

теорией, реализующей деятельностный подход, ориентирующейся не на

стихийное становление способностей человека, а на управление ими,

теорией, изучающей качественное своеобразие познавательной деятельности

человека. «При данном подходе, — пишет она, — существенно меняется

функция психодиагностики; она теряет свое дискриминационное назначение,

хотя и сохраняет в определенных пределах прогностическую роль. Главной

ее функцией должна быть функция определения условий, наиболее

благоприятствующих дальнейшему развитию данного человека, помощь при

разработке программ обучения и развития, учитывающих своеобразие

наличного состояния его познавательной деятельности»

Аналогичную позицию высказывает детский психолог Д. Б. Эльконин. Он писал, что задачами диагностики являются «...не отбор детей, а контроль за ходом психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений»

Котова Е. В., Кузнецова СВ., Романова Т. А. в «Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие» считают, что при изучении творческих способностей в программу диагностики (мониторинга) следует включать комплекс творческих диагностических заданий, позволяющий на занятиях специально организованных разносторонне исследовать уровень проявления компонентов творчества, характерных для разных видов художественной деятельности.

КОНСТРУИРОВАНИЕ

Цель: выявить умение разрабатывать самостоятельно тему, способ

реализации и замысел будущей конструкции.

Оборудование: кирпичики (короткие и длинные) — 10 шт., 6 кубиков, 4

треугольные призмы (поровну крупные и мелкие), арка,конус, цилиндр,

набор мелких игрушек для стимулирования замысла и обыгрывания готовых

построек.

* * *

Педагог спрашивает, поочередно называя строительные детали, для

постройки каких предметов они могли бы пригодиться. Просит припомнить,

что дети строили раньше для тех игрушек, которые выставлены на

демонстрационном столе. Затем сообщает: сейчас они будут строить, что

хотят, но постараются это сделать по-новому и как можно лучше. Предлагает

сначала подумать, что они будут строить. Обходит детей и просит рассказать

кукле на ушко свой замысел.

Итоги занятия

Показатели — определение темы будущей постройки; способа ее реализации

в конструкции; степени самостоятельности в разработке замысла.

Низкий уровень — назвать заранее предмет будущей конструкции не могут;

сразу же включаются в практический поиск какой-нибудь предметной

конструкции; название дают на основе сходства с каким-либо реальным

предметом по случайному признаку; задачу на предварительную разработку

замысла с помощью педагога не принимают; могут подменить задание

свободной игрой со строительным материалом.

Средний уровень — могут заранее назвать тему будущей постройки и

указать отдельные внешние признаки задуманного предмета (форму, размер);

представления о составных частях предмета и способах их конструктивного

решения появляются только в ходе работы со строительным материалом; для

разработки замысла требуется помощь в виде вопросов; строят частично

самостоятельно, частично с помощью взрослого.

Высокий уровень — могут заранее назвать предмет, моделируемый в виде

постройки, некоторые его внешние особенности, пригодный для его

воспроизведения материал, отдельные фрагменты конструкции; избранную

тему устойчиво сохраняют и раскрывают в соответствии с замыслом;

осуществляют разработку замысла в уме, по представлению о предмете и его

основных частях.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Цель: изучить оригинальность детского рисунка.

* * *

Дети рисуют по собственному замыслу. Итоги занятия

Низкий уровень — стереотипное изображение предметов решается через

обедненную схему, нет названия работы.

Средний уровень — изображение с деталями не соответствует данному

предмету; стереотипное название или повторение заданной темы.

Высокий уровень — изображение имеет яркие эмоциональные

характеристики, художественный образ выразителен, название оригинальное.

Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко

Методика направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

В качестве материала используется один комплект карточек (из двух предлагаемых), на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.

Разработано два равнозначных комплекта таких фигурок.

Во время одного обследования предлагается какой-либо из этих комплектов, другой может быть использован во время повторного обследования или через год.

Инструкция: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».

Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется. Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками.

Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.

Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.

Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.

Таким образом, Кор равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из детей группы. Лучше всего сопоставлять результаты 20-25 детей.

Ниже приведен протокол обработки полученных результатов.

По горизонтали расположены фигурки для дорисовывания. По вертикали – фамилии детей. Под каждой фигуркой записывается, какое изображение дал ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы у разных детей по одной и той же фигурке) зачеркивают. Количество незачеркнутых ответов – Кор каждого ребенка. Затем выводят средний Кор по группе (индивидуальные величины Кор суммируют и делят на количество детей в группе).

Низкий уровень выполнения задания – Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла.

Средний уровень – Кор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего.

Высокий уровень – Кор выше среднего по группе на 2 и более балла.

 Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.

Можно выделить следующие уровни:

При низком уровне дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»).

Иногда эти дети (для 1–2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.

При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.

2.2.    Методика развития творческих способностей  младших дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности  (на примере собственной практики).

Изобразительная деятельность ребенка младшего дошкольного возраста зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали. У других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Рисование

Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих

предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; кружащиеся

на ветру и падающие на землю разноцветные листья; снежинки и т. п.).

Совершенствовать умение правильно держать карандаш, фломастер, кисть,

не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы. Добиваться свободного

движения руки с карандашом и кистью во время рисования. Формировать

умение набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в

баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким

прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску

другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку.

Закреплять названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый,

черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать

внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету.

Приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать

дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка,

козлик, конь и др.), и разных предметов (блюдечко, рукавички).

Развивать умение ритмично наносить линии, штрихи, пятна, мазки

(опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся

улица», «дождик, дождик, кап, кап, кап...»).

Предлагать детям изображать простые предметы, рисовать прямые

лишний (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их

(полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.).

Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая,

прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и

линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.).

Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции,

повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке,

неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и

т.п. в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.).

Развивать умение располагать изображения по всему листу.

 Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

На занятиях выполняем следующие задачи:

Формировать интерес к лепке. Закреплять представления о свойствах

глины, пластилина, пластической массы и способах лепки. Развивать умение

раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы

получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук.

Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с

заточенным концом.

Формировать умение создавать предметы, состоящие из 2-3 частей,

соединяя их путем прижимания друг к другу.

Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки :

вылепленные предметы на дощечку.

Предлагать детям лепить несложные предметы, состоящие из

нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать

объединить вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки

водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.): Вызывать радость от

восприятия результата своей и общей работы.

Аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия . В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Задачи на занятиях:

Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к

этому виду деятельности. Учить предварительно выкладывать (в

определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной

формы, величины, цвета, составляя изображение (задуманное ребенком или

заданное воспитателем), и наклеивать их.

Формировать умение аккуратно пользоваться клеем: намазывать его

кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на

специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной

клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.

Формировать навыки аккуратной работы. Вызывать у детей радость от

полученного изображения.

Развивать умение создавать в аппликации на бумаге разной формы

 (квадрат, розета и др.) предметные и декоративные композиции из

геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по

форме и цвету. Закреплять знание формы предметов и их цвета. Развивать

чувство ритма.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.

Задачи:

Поощрять исследовательский интерес, проведение простейших

наблюдений. Учить способам обследования предметов, включая простейшие

опыты (тонет — не тонет, рвется — не рвется).

Подводить детей к простейшему анализу созданных построек.

Совершенствовать конструктивные умения. Закреплять умение различать,

называть и использовать основные строительные детали (кубики,

кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), сооружать новые

постройки, используя полученные ранее умения (накладывание,

приставление, прикладывание), использовать в постройках детали разного

цвета. Вызывать чувство радости при удавшейся постройке.

Учить располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу,

по периметру четырехугольника), ставить их плотно друг к другу, на

определенном расстоянии (заборчик, ворота). Побуждать детей к созданию

вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить

трехгранные призмы, рядом со столбами — кубики и др.). Изменять

постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая

их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд).

Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу.

Продолжать учить детей обыгрывать постройки, объединять их по

сюжету: дорожка и дома — улица; стол, стул, диван — мебель для

кукол. Приучать после игры аккуратно складывать детали в коробки.

Продуктивная деятельность. Развивать продуктивную деятельность,

 организовывать презентацию ее результатов. Формировать представление о

связи результата деятельности и собственной целенаправленной активности,

 то есть об авторстве продукта.

Приобщение к изобразительному искусству

Подводить детей к восприятию произведений искусства. Знакомить с

элементарными средствами выразительности в разных видах искусства

(цвет, звук, форма, движение, жесты), подводить к различению разных видов

искусства через художественный образ. Готовить к посещению кукольного

театра, выставке детских работ и т. д.

Развивать интерес к произведениям народного и профессионального

искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки, проза), слушанию и

исполнению музыкальных произведений, выделению красоты сезонных

изменений в природе, предметах окружающей действительности (цвет,

форма, величина: дом, ковер, посуда и т. п.).

Эстетическая развивающая среда. Вызывать у детей радость от

оформления группы: светлые стены, на окнах красивые занавески,

удобная мебель, новые игрушки, в книжном уголке аккуратно расставлены

книги с яркими картинками. Воспитывать стремление поддерживать чистоту

и порядок в группе, чтобы было уютно и красиво.

Знакомить с оборудованием и оформлением участка, подчеркивая его

красоту, удобство для детей, веселую разноцветную окраску строений.

Обращать внимание на различные растения, на их разнообразие и красоту.

Развивая творческие способности детей на занятиях изобразительной деятельности, должны  соблюдаться следующие правила:

  1. ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимые для этого физическое и психическое пространство;
  2. у ребенка не должно быть недостатка в цветных карандашах, фломастерах, красках и бумаги;
  3. сюжет рисунка не должен подвергаться критике, наоборот, время от времени надо стимулировать занятия ребенка рисованием;
  4. рисунки, отобранные самим ребенком, нужно повесить где-нибудь в удобном месте в группе и попросить ребенка объяснить их; нужно предлагать рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и беседовать с ним обо всем, что он любит рисовать

        

2.3.    Примеры используемых форм в работе с детьми.

В младшем дошкольном возрасте дети, еще не овладев графическими средствами изображения, техникой рисования, испытывают большие трудности  в передаче образов  окружающей жизни, что мешает  их радости творчества, вызывает отрицательное отношение к рисованию.[Комарова Т.С. «Как научить ребенка рисовать»]

Для занятий по развитию творческих способностей для детей младшего дошкольного возраста я использую нетрадиционные методы и средства.

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р.Г. Казакова, Никитина,Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина, О.В. Недорезова, В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова, И.В.Лыкова, и другие.

Кляксография.

Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и изображение. Поставим большую яркую кляксу. Возьмем трубочку для коктейля и осторожно подуем на каплю. Побежала она вверх оставляя за собой след, повернем лист и снова подуем. А можно сделать еще одну кляксу, но другого цвета. Пусть встретятся. А на что похожи их следы, дорисуйте.

        Подобные упражнения не только развитие фантазии, но и способ детского самовыражения. Слишком «зажатому» ребенку они помогут расслабиться, почувствовать себя свободнее. Если же ребенок слишком активен и склонен к разрушительной деятельности, не стоит провоцировать его такого рода занятиями. Для тренировки внимания, дисциплины и аккуратности предложите ему фломастеры и карандаши.

         

Тампонирование.

Увлекательное занятие! Сделаем тампон из марли (можно заменить кусками поролона). Штемпельная подушечка послужит палитрой. Наберем краски и легким прикосновением к бумаге, будем рисовать что-нибудь пушистое, воздушное, прозрачное. В младших группах – облака, солнечные зайчики, сугробы, одуванчики. В средней группе большим тампоном очень приятно рисовать пушистых цыплят, веселых зайцев, доброго снеговика, ярких светлячков (дорисовывая нужные детали). А старшие дошкольники могут на интегрированных занятиях сочетать эту технику с техникой трафарет. Сначала вырежем трафарет, кто, какой хочет. Затем, прижав его пальцем к листу бумаги, обведем по контуру частыми и легкими прикосновениями тампона. А вот задание чуть посложнее. Вырежем в центре листа силуэт, приложим к другому листу бумаги и с помощью тампона закрасим силуэт.

Монотипия.

Понадобится гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги. Нарисуем половину круга на правой стороне листа, левую сторону прижмем к правой и разгладим. Откроем лист, что получилось, мяч, солнце. Вначале эту технику можно использовать в качестве упражнений по развитию фантазии, воображения, чувства цвета и формы. Нанесем яркие пятна на одну половину листа, прижмем к ней вторую половину, тщательно разгладим в разные стороны, развернем: что получилось?

   

Рисование на мятой бумаге.

 Эта техника интересна тем, что в местах сгибов бумаги (там, где нарушается ее структура) краска при закрашивании делается более интенсивной, темной – это называется эффектом мозаики. Рисовать по мятой бумаге очень просто, и начинать это можно в любом возрасте. В старшей группе дети сами могут подготовить «холст», аккуратно смяв лист бумаги.

        

Рисование восковыми мелками или свечой.

Такой способ издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц. Суть его в том, что краска скатывается по поверхности, по которой провели восковым мелком или свечой. Берем флейцевую кисть или большой тампон с краской, ведем по листу, на цветном фоне появляется рисунок.

                     

Пальчики - палитра.

 Под рукой нет кисточки. Не беда! Один палец обмакнем в красную краску, а другой – в синюю, третий – в желтую  … Чем не палитра?

Набрызг.

Непростая техника, ее суть – в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду заменяет зубная щетка со стекой (деревянная палочка с расширенными в виде лопатки концами). Зубной щеткой в левой руке наберем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности – быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. Со временем капли будут мельче, станут ложится ровнее и туда, куда нужно. Но это со временем, поэтому лучше начинать осваивать эту технику летом на прогулке.

Штампы.

Простым карандашом со стёркой на конце оставлять отпечатки на бумаге. Это может быть и горошек для петушка, и зёрнышки для мышки, и ягодки для птичек, и горошинки на платье девочки.

Печать от руки.

Обмакнем всю ладонь или часть ее в краску и оставим на бумаге отпечаток. А можно выкрасить ладонь в разные цвета. К отпечатку ладони можно добавить отпечатки одного или двух пальцев в разных комбинациях.

                   

Печатка.

Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая им пригласительные билеты, открытки, салфетки, платки. Печатки несложно изготовить самим: надо взять ластик, нарисовать на торце задуманный рисунок и срезать все ненужное. Печатка готова.

 

        

Цветные ниточки.

Возьмите нитки длиной 25 – 30 см., окрасить их в разные цвета, выложите – как захочется – на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выведите наружу. Сложите половинки листа, прижмите их друг к другу, разгладьте. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдергивайте одну нитку за другой. Разверните лист.

        

Пластилинография.

Пластилинография – нетрадиционная техника работы с пластилином, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъёмных предметов на горизонтальной поверхности.

Рекомендации при работе с пластилином:

  • Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в ёмкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком).
  • Для работ использовать плотный картон, а не тонкие листы.
  • Основу с предварительно нарисованным контуром покрыть скотчем, чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности.
  • На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.

                                                                       

             Таким образом, представленные методики развития творческих

способностей младших дошкольников на занятиях по изобразительной

деятельности помогут детям почувствовать себя свободными,

раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами

сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования

дают ребенку возможность удивиться и порадоваться миру.

Чтобы младший дошкольник испытывал радость творческого созидания,

желание творить красивое, прекрасное, на занятиях для развития творческих способностей мы часто используем нетрадиционные виды изобразительной деятельности:

 

  • лепка из цветного теста;
  • лепка из снега
  • лепка из шарикового пластилина

  • аппликация из цветных шариков из гофрированной бумаги;             
  • аппликация из листьев 
  • аппликация из ваты
  • конструирование из бросового материала
  • конструирование из крупного строительного материала
  • конструирование из геометрических фигур и счетных палочек
  • конструирование из мозаики    

     Таким образом, представленные методики развития творческих

способностей младших дошкольников на занятиях по изобразительной

деятельности помогут детям почувствовать себя свободными,

раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами

сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники

изобразительной деятельности дают ребенку возможность удивиться и

порадоваться миру.

Заключение.

К счастью, человечество ставит перед собой только разрешимые задачи. Проникнув в одну из великих тайн природы – тайну возникновения и развития творческих способностей, люди научатся выращивать таланты! Недаром во всех развитых странах мира идут научные и практические поиски в этом направлении. И результаты этих поисков удивительны.

И перед нашим государством, школой, воспитателями и родителями вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад и кто еще должен родиться, вырастить не только здоровым и крепким человеком, но и – обязательно! – инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы не взялся. И активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможность для совершенствования.

Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие – в большей, но обязательно все.

Система дошкольного образования имеет большие неиспользованные ресурсы развития творческих способностей детей. Эти ресурсы не могут быть реализованы эпизодическим и бессистемным использованием содержания материала, методик дошкольного образования.

Можно говорить о возможности формирования такой системы занятий, которая бы способствовала развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Оптимальным является обучение, связанное с пополнением знаний и представлений детей, с вариативностью способов изображения и изображаемого, помимо этого развивать творческие способности позволяет определить наличие проблемной ситуации.

Развитие  творческих способностей личности ребенка – одна из главнейших задач детского сада. Это является необходимым условием для развития личности в целом. При этом ведущая роль принадлежит взрослым – воспитателям и родителям. Особое значение для развития творческой деятельности ребенка имеет стимулирование творчества в системе обучения детей младшего дошкольного возраста.

Анализ психолого-педагогической литературы по данному вопросу дают основание сделать вывод о том, что стимулирование творческой активности в системе обучения детей младшего дошкольного возраста имеют теоретическое и практическое значение для развития творчества младших дошкольников и развития ребенка в целом.

Пути применения только традиционных методов является малоэффективными. Необходимо использование таких методов и средств, которые бы способствовали повышению потенциальных возможностей и интереса детей младшего  дошкольного возраста в творческой деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Борзова В.А. Развитие творческих способностей у детей. – М,1990 -320 с.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. –

М.: Мозаика – Синтез, 2006

  1. Ветлугина Н.А.. Развитие художественного творчества детей. //

       Художественное творчество и ребенок. - М.: Педагогика, 1972. –  264с.

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.-Л.:  

Госиздат, 1930. – 117с.

  1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

     Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 80 с.

  1. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010. – 80с.

  1. Иванова О.Л., Васильева И.И. Как понять рисунок и развивать

творческие способности ребёнка. – СПб.: Речь; Образовательные

проекты; М.; Сфера, 2010. – 92 с.

  1. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников:

Пособие для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1980. – 160с.

  1. Казакова Р.Г.Рисование с детьми дошкольного возраста.

//Нетрадиционные техники.  – М. Творческий центр, 2006. –  187с.

  1. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина

Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста./Под ред. Р.Г.Казаковой.

- М.:ТЦ "Сфера", 2004. – 203с.

  1. Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 3 – 4 лет. Конспекты занятий. – М.:

Мозаика-Синтез, 2009. – 56 с.

  1. Колдина Д.Н. Лепка с детьми 3 – 4 лет. Конспекты занятий. – М.:

Мозаика-Синтез, 2008. – 48 с.

  1. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М, 1995 – 156 с.

  1. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. – М, 1984 – 213 с.
  2. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. Изд. 2-е, перераб. И доп. М., «Просвещение», 1976. – 158 с.
  3. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. – М.: «Российское педагогическое агентство», 1998. – 160 с.
  4. Комарова Т.С. Условия и методика развития детского творчества.

    Альмаматер. 1994 – 32 с.

  1. Котова Е. В., Кузнецова СВ., Романова Т. А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128 с.
  2. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: мозаика-Синтез, 2008. – 64с.  
  3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду : планирование , конспекты, занятия, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «КАРАПУЗ», 2009. – 144 с.
  4. Малышева А.Н., Занятия по аппликации в детском саду/ А.Н Малышева. З.М. Поварченкова. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 160 с.
  5. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2010. – 96 с.
  6. Никитин Б.П. Ступеньки творчества. – М.: Просвещение, 1991
  7. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Токовый словарь русского языка : 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / Российская Академия наук. Институт русского языка; Российский фонд культуры; - М.: АЗЪ, 1993. -960 с.
  8. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная

программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.

Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.

  1. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1982. – 208 с.
  2. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. - М.: Просвещение, 1965. – 193с.
  3. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1980. – 208 с.
  4. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю.Головин. – Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 800 с.
  5. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1996.
  6. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду : Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов п спец. №2110 «Педагогика и психология (дошк)» / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. 2-е изд., перер. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 255 с.
  7. Флёрина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М.: Учпедгиз, 1956. – 160 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого воображения у дошкольников посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Данный материал содержит методические рекомендации по овладению детьми дошкольного возраста нетрадиционными техниками изобразительной деятельности , а также рекомендации по использованию природного ма...

развитие речи младшего дошкольника в процессе собственной изобразительной деятельности-методика

Методика развития речи младшего дошкольника в процессе собственной изобразительной деятельности...

Роль художественных техник в развитии творческой активности дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности

      Художественные техники – это система средств и приемов работы художественными материалами с помощью которых на бумаге реализуется зрительный образ. Ос...

Развитие воображения у старших дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности

Воображение является важным психическим процессом. Современное время диктует необходимость воспитания творческой личности,способной принимать нестандартные решения....

Программа развития творческих способностей старших дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности (раздел «Рисование»)

Представленная программа направлена на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста....

Педагогический проект "Развитие мелкой моторики у младших дошкольников через изобразительную деятельность"

Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать ...