Интегрированный подход при организации образовательного процесса.
учебно-методический материал на тему

Миняева Елена Владимировна

    Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный подход при организации образовательного  процесса.

    Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности. Формирования основ самосознания индивидуальности ребенка. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на рельсы «школьного» возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.

    Проблемы качества дошкольного образования и связанные с этим вопросы его стандартизации обсуждаются на самых разных уровнях управления. При этом состояние практики в процессе реализации разных программ в системе дошкольного образования требует решения ряда задач, в том числе;

                               определение объема содержания;  

                               соотношение программ и технологий;

                               организация целостности педагогического процесса;

                               преемственность между образовательными ступенями.

   Содержание дошкольного образования должно быть направлено на решение трех важных задач: сохранение здоровья ребенка, развитие базовых качеств личности и предоставление равных стартовых возможностей.

    Именно с этим и связано введение федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.

    Возникает вопрос: что меняется в дошкольном образовании с ведением ФГТ? ФГТ в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование.

     ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы устанавливают основополагающий принцип – это интеграция образовательных областей.

      Интегрированный подход к организации воспитательно – образовательной работы в дошкольных учреждениях разрабатывается многими специалистами. Понимание успеха этой работы, ее результативности привело к необходимости рассмотрения вопроса о многовариантном решении данной проблемы.

      Многовариантность зависит от направленности работы дошкольного учреждения, от выбора им той или иной программы и технологии работы с детьми, наконец, от личности воспитателя, его профессионализма. Однако при всем разнообразии подходов содержание предполагает выделение ключевых слов и основных понятий.

      Это:

  1. Личностно – ориентированная педагогическая технология,      используемая в работе, предполагает возможность такой организации процесса обучения ребенка, при котором занятия проводятся в индивидуальном, свойственном ему темпе. Личностно – ориентированная модель обучения обладает наибольшим здоровье – сберегающим потенциалом и поэтому наиболее результативна.
  2. Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. На современном этапе складываются новые модели организации воспитательно  – образовательного процесса в ДОУ. Инструментом в создании таких моделей выступает интеграция. Ее определяют как один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранения здоровья и свободного пространства детства.
  3. Интеграцию нужно понимать, как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. С точки зрения, охватывает все виды художественно – творческой и речевой деятельности, разнообразные игры: дидактические, подвижные, игры – драматизации, сюжетно – ролевые; изобразительную деятельность, художественно – речевую, музыкальную.
  4. Интеграция основывается, с одной стороны, на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой детской деятельности (эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения, эмоционально – положительного отношения к действительности, а также памяти и внимания). С другой – основой интеграции применительно предметам и содержанию эстетического, художественного направления является образ, замысливаемый и передоваемый в разных видах художественной деятельности специфическими средствами выразительности.

         Механизм интеграции – образ, созданный разными средствами и      

     воспроизводящийся детьми в разных видах деятельности:

  1. в речевой – слово (образные определения, эпитеты, сравнения, ритм);
  2. в театрализованной – движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы;
  3. в изобразительной – рисунок, гармония, динамика, интонация и др.

          Все это позволяет интегрировать различные образовательные сферы.

  1. Интеграция содержания позволяет создать модель организации педагогического процесса, где ребенок постигает базовые категории (часть, целое и др.) с различных точек зрения, в различных образовательных сферах и осваивает способы перевода содержания с одного языка на другой.

Интеграция содержания как путь личностного развития дошкольников предоставляет ребенку возможность ярче проявить себя в том или ином виде деятельности (художественной или речевой).

        Опираясь на известные положения о том, что в основе любой деятельности вне  зависимости от ее предметной ориентации (художественная, коммуникативная, спортивная) лежат мотивы: желания, потребности, склонности, интересы, непосредственно связанные с содержанием деятельности.

        Поэтому при отборе содержания интегрированных (комплексных) непосредственно образовательных деятельностей нужно четко ориентироваться на интересы, склонности, желания и способности, таким образом детская деятельность более результативна, она способствует развитию тех или иных способностей каждого ребенка.

        Интегрированные непосредственно образовательные деятельности более результативны,так, как у детей повышается интерес к содержанию тех задач, которые решаются на этих непосредственно образовательных деятельностях; у детей проявляется особая широта интересов – что в последующем может стать основой многообразного опыта.

         Стремление заниматься разными и не похожими друг на друга видами деятельности, желание попробовать свои силы в разных ее сферах (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной, чтения), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитаннико в ДОУ – это и есть широта интересов ребенка, которую формируем мы педагоги средствами интегрированных занятий.

         Интегрирование строится непосредственно образовательной деятельности, во – первых, дает ребенку возможность реализовать свои творческие возможности, так как здесь он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и хитрости родного языка: во – вторых, в интересной, игровой форме происходит обогащение словаря детей, формирование грамматической структуры их речи, а главное, развиваются коммуникативные умения – свободно высказывать свою мысль, поделиться впечатлением, рассказать о чем-либо; в – третьих, у детей развивается познавательная активность.

        Цель интегрированной непосредственно образовательной деятельности – познавательное развитие детей, их коммуникативных способностей в самовыражении в творческих видах детской деятельности: рисовании, драматизации, игре, речевом и музыкальном творчестве, - а в результате – быстрое овладение чтением, богатая речь и грамотное письмо в школе, эффективная социализация детей в современном обществе.

        Я пришла к выводу, что интеграция разных видов деятельности в воспитательно – образовательном процессе эффективнее осуществляется в интегрированных циклах непосредственно образовательной деятельности, экскурсий, вечеров – развлечений, праздников, и др.

         Ведь  эти непосредственные образовательные деятельности объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

Литература:

  1. «Комплексно – тематический принцип организации образовательного процесса как условие реализации ФГТ к структуре основной образовательной программе дошкольного образования». Г. А. Ссадина. Журнал «Дошкольная педагогика №3, 2001 г.
  2. «Технология интегрированного занятия в ДОУ». (Методическое пособие). Москва, 2008г.
  3. «Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция» - журнал «Дошкольное воспитание»№7, 2010г.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Интегрированный подход в организации образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГТ"

Презентация с выступлением " Интегрированный подход в организации образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГТ"  поможет  на доступном уровне старшим воспитателям  рассказать...

Интегрированный подход к организации совместной и самостоятельной деятельности детей в аспекте художественно-эстетического развития.

Важность художественно-эстетического развитияИнтеграция образовательных областей как требование ФГТ и программыРабота ДОУ по интеграции образовательных областей – реальностьВыводы Приобщение ребё...

Интегрированный подход к организации образовательного процесса: системообразующий фактор интеграции

Выступление на августовской конференции 2013 годаСекция № 3 «Содержание образования в рамках стандартов и требований к общеобразовательным программам дошкольного воспитания»ЛОКОТИЛОВА СВЕТЛАНА В...

Презентация опыта работы "Интегрированный подход к организации работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Презентация содержит краткое описание опыта работы; цели, задачи, актуальность, направления работы и результативность....

«Интегрированный подход к организации работы по дополнительному образованию».

Что такое интегрированный подход в образовательной деятельности ДОУ. Структура интегрированного занятия. Данное выступление идет в комплекте с презентацией....

Презентация "Интегрированный подход к организации работы по дополнительному образованию"

Презентация является дополнительным материалом к выступлению по одноименной теме....

семинар - практикум для воспитателей "Интегрированный подход к организации образовательного процесса"

Цель: Повысить профессиональную компетентность педагогов по организации образовательного процесса с использованием принципа интеграции....