Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей детей дошкольного возраста по музыкальной деятельности.
учебно-методический материал по теме

Яковлева Людмила Алексеевна

 

В данной статье предложены методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей детей дошкольного возраста по музыкальной деятельности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей детей дошкольного возраста по музыкальной деятельности.

Музыка и развитие умственных способностей неразрывно связано. Существует программа М. Л. Лазарева «Здравствуй» - программа формирования здоровья детей дошкольного возраста. В ней даются главные принципы и технология метода музыкальной психорегуляции дыхания (метода дыхательной экспрессии).

В основу методологии положено формирование физического здоровья на базе личностного (духовного) роста через дыхательно-эмоциональную деятельность с использованием музыки. Процесс эмоционально-дыхательного музыкального тренинга (который является как бы хордой развития личности, названной нами «духовной осанкой») осуществляется в основном через вокально-речевую деятельность. За счёт данной деятельности возникает эффект стимуляции работы правого полушария мозга, что изменяет межполушарные взаимоотношения и приводит в результате многолетней работы к творческому развитию личности. Этот эффект назван креативацией личности (от англ. слова-творить, а принцип - принципом креативации.

Креативация личности является первым принципом метода музыкальной психорегуляции дыхания (метода дыхательной экспрессии). На стержень эмоционально-дыхательного музыкального тренинга нанизывается программа интеллектуального и физического развития ребёнка.

Первым этапом формирования духовного стержня личности является по методологии дородовое музыкальное воспитание. Для этого разработана программа «Сонатал», позволяющая сформировать импринтинговое психическое образование.

Второй этап - музыкальное общение с мамой и близкими родственниками (возраст от 0 до 3 лет). Для него разработана программа «Интоника».

Третьим этапом является вокализация образовательного процесса (3-17 лет, называемая аутоникой (от греч. аутос- сам и тонос-повышение голоса, в музыке-звук) - самоозвучиванием.

Невостребованность чувственной сферы не развивает её, что в дальнейшем (наглядно видно на детях-воспитанниках домов ребёнка) может привести к задержкам психического развития и соматическим заболеваниям.

Построение психического и физического здоровья на духовном стержне – вот особенность принципа креативации и вытекающих из него технологий формирования здоровья.

Организован соответствующий технологический процесс, названный витонингом (от лат. виталис- жизненный и греч. тонос. - повышение голоса, в музыке-звук) -жизненным вибротренингом.

Алгоритм витонинга выглядит следующим образом:

1. Вибрационно-вокальные упражнения (звуки) .

2. Дыхательные упражнения.

3. Эмоционально-образные упражнения.

4. Двигательные упражнения.

5. Экологическое воздействие.

6. В практике образовательного процесса это выглядит так.

Ребёнок сначала имитирует звук изучаемого животного, а затем тип его дыхания; далее изображает его на рисунке (с возможностью дальнейшей театрализации образа животного, после этого имитирует его движения, затем выходит на улицу и продолжает занятие там. Считается, что ребёнок дошкольного возраста не способен дать хорошие показатели в физическом упражнении, если он эмоционально не «проживёт» предварительно это упражнение.

К примеру, чтобы изобразить льва, нужно прежде войти в образ льва, зарычать и лишь затем совершить прыжок. Следует сказать, что в дальнейшем, в школьный период детства, ребёнок уже может самостоятельно «проживать» движения, но в дошкольном периоде необходимо, чтобы движения не отделялись от эмоции, а наоборот, были её материализацией, завершением, её реализацией.

В программе «Здравствуй! » музыка занимает центральное место. Есть убеждение, что в ней заложен колоссальный потенциал для оздоровления.

Во-первых, музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический, психологический.

1. Вибрационный фактор музыки является стимулятором обменных процессов на уровне клетки. Сегодня научные исследования показывают, что с помощью вибрации можно воздействовать даже на процесс катализа, подбирая точную вибрацию и стимулируя деятельность отдельных ферментов. Более того, звуковой вибрационный фактор через звуки имени ребёнка в буквальном смысле слова формирует его организм. Каждое имя имеет свой набор звуков, создающих уникальное вибрационное поле.

2. Физиологический фактор музыки способен изменять различные функции организма, такие, как дыхательная, двигательная, сердечно-сосудистая.

3. Психологический фактор через ассоциативные связи, медитацию способен значительно менять психическое состояние ребёнка.

Во-вторых, музыка имеет фундаментальные начала всего живого: ритм, мелодию и гармонию. Она учит ребёнка чувствовать ритмы жизни, гармонизирует его собственные биоритмы, синхронизирует биохимические процессы организма. Музыка позволяет ребёнку почувствовать себя частью космоса, выйти за пределы своих личных проблем.

В- третьих, музыка позволяет точно дозировать психофизическую нагрузку, начиная с прослушивания нежных звуков и доходя до мощных ритмов аэробики и танцев. Разные виды музыки воздействуют на различные функции организма. Например, при нарушении дыхательной функции можно использовать духовые инструменты, при нарушении мелкой моторики пальцев – клавишные инструменты, при психоневрологических нарушениях-прослушивание музыки и др. Важно отметить, например, что дыхательная музыкотерапия позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения.

В-четвёртых, музыка позволяет совершенствовать дыхательную функцию опосредованно. Например, исполняя музыкальное произведение на духовом инструменте, ребёнок должен подчинить своё дыхание тому размеру, который заложен в пьесе. Это справедливо и для других нюансов музыки.

Следует отметить, что эмоции тесно связаны с дыханием. Например, радость сопровождается дыханием в 17 вдохов в минуту, пассивная грусть -9 вдохов в минуту, активная грусть-20 вдохов в минуту, страх-60 вдохов в минуту, гнев-40 вдохов в минуту.

В соответствии с этим, влияя на ритм дыхания через музыкальную фразу (пение, игра на духовом инструменте, моделируется эмоциональное состояние.

В-пятых, на занятиях музыкой цель и сам процесс занятий, по существу, сливаются.

В-шестых, музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает иммунобиологические процессы. Имеется в виду, что при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций снижается иммунитет человека, и он чаще болеет.

Музыка действует на эмоции человека, а любая эмоция, как известно, связана с определёнными биологическими реакциями в организме. Поэтому в определённом смысле можно считать, что каждое музыкальное произведение вызывает различные изменения в биохимических процессах. Образно говоря, музыка Баха отличается от музыки Бетховена тем, что по-разному воздействует на эмоции слушателя: одна вызывает одни биохимические реакции, другая-иные.

Кроме того, специально подобранная музыка позволяет дозированно «тренировать» эмоциональный мир ребёнка и повышать уровень иммунных процессов в организме, т. е. приводит к снижению его заболеваемости.

Литература

1. Бочкарёв Л. Л. «Психология музыкальной деятельности» М., 1997

2. Брунер Д. С. «Психология познания» М., 1999.

3. Маляренко Г. Ю. «Музыка и мозг ребёнка» ТГУ, 1998

4. Михель П. «Музыкальное воспитание» М, 1980

5. Найссер У. «Познание и реальность» М, 1998.

6. Натадзе Р. Г. «Воображение как фактор поведен



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей по теме:

«Музыкальные инструменты своими руками»

Для гармоничного развития малышей в возрасте полутора-двух с половиной лет немаловажно слуховое восприятие и чувство ритма. Развивать и то и другое отлично помогают музыкальные инструменты. И еще лучше сделать эти чудо - инструменты своими руками и обязательно привлечь к этому процессу своего ребенка. Ведь совместный труд - облагораживает человека. И вы не представляете, как будет рад ваш ребенок тому, что вы уделили ему время, и притом изготовленные вместе музыкальные «штучки» будут извлекать какие- либо звуки. Возможно ваше первое приобщение ребенка к музыке, таким образом, принесут рано или поздно свои плоды. И ребенок будет благодарен вам долгое время. Какие же инструменты можно изготовить своими руками, и из какого бросового материала, чтобы они имели яркий  и эстетичный вид? Я хочу представить вашему вниманию несколько вариантов:

1. Шуршалки из пластиковой бутылки малого размера.

 Из бутылок сок допили,

На полоски разделили.

Удивить хотим мы вас,

И сыграем вам сейчас!

2.Музыкальный браслет. Это когда много мелких по размеру пуговиц нашиваются к ажурной резинке.

                Пуговицы нашли в квартире

         И к резиночке пришили.

      Удивить хотим мы вас,

       И сыграем вам сейчас!

3. Погремушки из пластиковой бутылки малого и больших размеров. Срезается дно бутылок, и соединяются две полученные половинки между собой, предварительно внутренность заполнить разноцветным бисером. Внешне украсить узорами из самоклеящейся цветной бумагой.

 Из бутылок сок допили,

        В погремушку превратили.

Удивить хотим мы вас,

  И сыграем вам сейчас!

4. Цветные трещотки. Собираются разноцветные колпачки от отслуживших фломастеров, приклеиваются на жесткий картонный лист размером 6*20 см клеем Титан. Звук извлекается при помощи еще одного колпачка, проведя им  сверху вниз по приклеенной в ряд дорожке из колпачков.

               Все фломастеры отсохли,

                  Крышки склеили дорожкой.

          Удивить хотим мы вас,

           И сыграем вам сейчас!

5.Музыкальные ключи. Собрать, примерно 5-6 штук плоских  ключей от дверного замка. Собрать их вместе в кольцо, и вдеть в приготовленное отверстие деревянного брусочка, размером 1*10 см.

                   Мы ключи нашли в квартире,

           И к брелочку прицепили

        Удивить хотим мы вас,

        И сыграем вам сейчас!

6. Колотушки. Изготавливаются, склеив клеем Титан  две посудки от йогурта, предварительно положить внутрь один орех фундука. Внешне также оформить узорами из самоклеящейся  цветной бумагой.

               Йогурт - вкусненькая штучка,

      Из посудки - колотушка.

   Удивить хотим мы вас,

   И сыграем вам сейчас!

В заключение своей консультации хочу пожелать вам  и вашим детям творческих успехов!

 

 

   



Предварительный просмотр:

Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском саду.

ПЛАН.

Актуальность проблемы.

Н.А.Метлов - как инициатор обучения дошкольников на музыкальных инструментах.

Игра на ДМИ - полезное и интересное занятие.

Знакомство с музыкальными игрушками и инструментами в 1 мл. группе.

Вторая младшая группа.

Игра на ударных инструментах.

Развитие динамического восприятия и тембрового слуха.

Знакомство с металлофоном.

Игра на металлофоне - новый вид музыкальной деятельности в средней группе.

Освоение технических приемов при игре на металлофоне.

Игра попевок на одном звуке и двух соседних.

Использование музыкальных игрушек при исполнении программных песен.

Старшая группа.

Новые задачи при игре на металлофоне.

Знакомство с новыми инструментами, овладение техникой игры на них.

Игра в ансамбле.

Роль музыкально-дидактических игр при обучении дошкольников игре на ДМИ.

Знакомство с нотами.

Подготовительная группа.

Знакомство с ксилофоном, аккордеоном.

Игра на металлофоне развернутых мелодий.

Обучение нотной грамоте.

Создание оркестра - главный этап нашей работы.

Значение коллективного музицирования.

Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека.                                                          В.А.Сухомлинский.

Одна из самых актуальных и "больших" проблем, стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, нашему воспитанию необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности. На протяжении многих лет мы дискутируем: среди специалистов есть педагоги, хорошо разбирающиеся в музыкальном воспитании дошкольников; это с одной стороны, с другой - есть специалисты и по музыкальному воспитанию детей в школе. Школьные учителя утверждают: "Трудно работать с первоклассниками, так как они не могут назвать подчас ни одного композитора, не знают песен, которые разучивали в детском саду". Воспитатели в свою очередь считают: "У нас дети учились петь, танцевать, а в школе - только один урок музыки". К сожалению, приходится констатировать: правы и те, и другие. Редкое совпадение, когда ребенок, получив полноценное музыкальное образование в детском саду, попадает в не менее благоприятную музыкальную среду школы. Причем взаимодействие между музыкальным руководителем детского сада и учителем музыки в школе практический работник видит в преемственности работы всего того, что накоплено в музыкальном воспитании ребенка на предшествующем этапе.

Задачи музыкального воспитания.

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

Развивать музыкальные и творческие способности (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;

Формировать начало музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.

В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М.Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно впервые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия малышей, обучение их пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучению их игре на ДМИ. Интерес к оркестру детских музыкальных инструментов √ как средству музыкального воспитания был большим. Выдающиеся музыканты просветители Б.Асафьев, Б.Яворский, австриец К. Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной деятельности детского оркестра, как основы элементарного музицирования и развития детей. Большое значение оркестру детских инструментов придавали и создатели действующей у нас системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Еще в 20-е годы Н.Метлов и Л.Михайлов говорили о необходимости организации детского оркестра как действенного средства развития музыкального восприятия и слуха у детей. В 30-40х годах Н.Метловым были организованны оркестры в детском саду, созданы новые звуковысотные ДМИ. Начав в 20-е годы с обучения детей игре на ударных инструментах (бубен, треугольник, звоночки, кастаньеты и др), Н.А.Метлов вскоре оставляет за ними право только аккомпанирующих, дающих определенную окраску произведению. Он ищет, конструирует и совершенствует мелодические инструменты, на которых дети могли бы исполнять любые мелодии, самостоятельно музицировать. Первыми инструментами для детей были ксилофон и металлофон. При обучении детей игре на этих инструментах пользовались системой записи нот. В союзе с мастерами - умельцами В. Рахманиновым, В.Бодровым и др. Н.Метлов в 1941-1942 г. создал металлофон с точной и устойчивой настройкой, чистым приятным звучанием. На современных ксилофонах и металлофонах изображается названия звуков и их расположение на нотном стане. Играя на таких инструментах, дети практически усваивают элементы музыкальной грамоты. В группу мелодических инструментов Метлов ввел детскую цитру, баян, флейту, гобой. Он организовал в детском саду оркестр в составе 30-40 детей играющих на музыкальных инструментах. Для каждого произведения Н.А.Метлов создавал инструментовки с учетом жанра и структуры произведения, специфики инструмента. Особую роль в инструментовке он отводил партии фортепьяно, которую исполнял музыкальный руководитель. Партию фортепьяно он украшал дополнительными гармоническими и варициозными средствами выразительности. Очень важной считалось инструментовка пьес для ударного оркестра. На основе народных мелодий и песен Метлов создал репертуар детского оркестра, удобный для исполнения на детских инструментах; позже в репертуар вошли произведения советских композиторов.

Совместно с Н.А.Метловым в 20-40г работали известные педагоги Т.С.Бабаджан, Ю.А.Двоскина, М.А.Фумер и др. А в последствии разработкой этих методик занималась Н.А.Ветлугина и ее ученики (К.Линкявичус, В.В.Ищук).

Почему проводя музыкальные занятия мы уделяем большое внимание игре на ДМИ? Да потому что детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на ДМИ дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально ритмических движений, дети четче воспроизводят ритм.

Для многих детей игра на ДМИ помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. И поэтому этой работе в нашем ДОУ уделяется большое внимание и проводится она не формально от случая к случаю, а имеется целая система обучения, которую я попытаюсь раскрыть в данной работе.

Работа проводится организованно и последовательно, применяются разнообразные методы и приемы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально - дидактических игр, имеется большая база детских музыкальных инструментов. Систематическое применение на музыкальных занятиях музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.

Знакомство с музыкальными инструментами мы начинаем в 1 младшей группе. Учим детей различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, металлофона, фортепьяно), узнавать и различать звуки бубна, погремушки, барабана, дудочки.

Каждую музыкальную игрушку вносим, создавая игровую ситуацию. Например, собачка принесла в корзине интересные вещи ими оказались погремушки. Дети с увлечением рассматривают, щупают, учатся общаться с ними извлекать звук. Затем собачка проводит с детьми игру "Погремушки" муз. М.Раухвергера. Играется музыкальная пьеса, а дети вместе с воспитателем выполняют движения; под тихую музыку играют погремушкой перед собой, а под громкую поднимают ее вверх и встряхивают с большей силой. Эта игра доставляет малышам радость, учит различать громкое и тихое звучание. На каждом занятии создается атмосфера радостного настроения от общения с музыкой. На следующем занятии дети встречаются с мишкой. Он приносит бубен, он хочет танцевать. Но танцует он медленно вперевалочку муз. М Раухвергера, а воспитатель ударяет в бубен. Один из активных детей приглашается потанцевать с мишкой, (мишка пляшет на столе, чтобы все хорошо видели). На следующем занятии все дети превращаются в мишек, медленно переваливаясь с ноги на ногу они танцуют вместе с мишкой (воспитатель играет на бубне). Затем мишка предлагает детям поиграть на бубне, сначала с помощью воспитателя, а затем самостоятельно. Конечно, не у всех это получаются ритмичные удары, но все умеют ударять. Часто к детям приходит кукла Катя и включается в игры детей. Дети очень любят играть с Катей. Вот Катя идет по залу редкие удары в бубен, а вот Катя побежала и дети слышат частое звучание. При этом обращается внимание на разное звучание бубна. Таким образом, дети учатся чувствовать ритм (различать ритм шага и бега), реагировать на смену музыки. Развивать чувство ритма, а также слышать смену двух частей пьесы, умение выполнять соответствующие движения, характеризующие мелодию помогает игра "Ходим-бегаем" муз. Е.Тиличеевой и пляска "Бубен" Р. Фрида. Для развития тембрового слуха уже в 1 мл. гр. проводим музыкально-дидактическую игру "Угадай на чем играю?". Дети узнают барабан, дудочку, бубен, колокольчик. Сначала дается только 2 контрастных по звучанию инструмента, а затем количество их увеличивается до 4. Детей не просят давать названия этим инструментам, они показывают на те которые лежат перед ширмой (те на которых играет воспитатель лежат за ширмой). Сначала не все дети правильно определяют звучащие инструменты, но через несколько занятий дети успешно справляются с заданием. Используя металлофон фортепиано, мы также учим малышей различать высокие и низкие звуки (игра "Птица и птенчики" муз. Тиличеевой.)

Во 2-ой младшей группе мы закрепляем знания детей о музыкальных инструментах и игрушках, о которых они узнали в 1ой мл. гр., продолжаем знакомить с новыми-добавляем музыкальный молоточек и металлофон. Мы заметили, что детям этого возраста доставляет удовольствие выполнять различные движения с инструментами. Для развития ритма мы предлагаем детям такое упражнение. Всем детям раздаем по 2 кубика и предлагаем занять место в вагончиках-стульчиках. Поезд набирает ход-дети медленно ударяют в кубики. Темп ускоряется, дети вместе с воспитателем стараются передать ритм быстрее. Поезд остананавливается и вместе с мелодией и замолкают и кубики. Всегда с большой охотой дети выполняют упражнения на развитие ритмического восприятия. К детям в гости приходит матрешка и приносит с собой кубики и погремушки. Она хочет поплясать, а музыки нет. Тогда воспитатель просит детей сыграть матрешке, а она будет плясать. Дети с удовольствием под плясовую музыку ударяют погремушками и кубиками. В игре "Мишка ходит в гости" муз. Раухвергера (мелодия им знакома с 1ой мл. гр.) предлагается играть на барабане. Воспитатель водит медведя, а ребенок медленно ударяет в барабан. В игре "Кто по лесу ходит?" задание усложняется. Здесь дети учатся сравнивать и передавать на одном инструменте медленные удары-ходит мишка, слон, и быстрые - прыгает зайчик, бежит ежик. Практика показывает, что дети этого возраста без особых трудностей различают по звучанию 2 разных колокольчика (высокое и низкое звучание), в играх "Капельки большие и маленькие", "Какая птичка поет?", дети различают до 1 и до 2 октавы. Продолжая развивать динамическое восприятие, мы используем такие игры как "Тихие и громкие ладошки", "Тихие и громкие звоночки" муз. Рустамова, где дети сначала звонят колокольчиками то тихо,  то громко, в соответствии с изменением силы звука в музыке, а потом, усложняя задания: дети делятся на 2 подгруппы. Девочки на первом ряду - тихие звоночки, а мальчики на втором громкие, и звенеть они должны только свою музыку, развивается выдержка и внимание. В игре " Гулять-спать" муз. Красева дети реагируют на тихое и громкое звучание игрой на колокольчиках, выполняя упражнение, связанное с двухчастной формой музыки. Далее начинаем знакомить детей с новым музыкальным инструментом-металлофоном. Стараемся, чтобы знакомство с инструментом проходило в атмосфере большой заинтересованности, с использованием разнообразного материала, в игровой форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для воспитателей об агрессивном поведение в дошкольном возрасте.

В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. В Европе и Америке на эту тему ...

Методическая рекомендация для воспитателей по работе с детьми дошкольного возраста с ДЦП

Рекомендации от дефектолога для воспитателей детских садов по работе с детьми дошкольного возраста с ДЦП...

Методические рекомендации для воспитателя в период адаптации детей дошкольного возраста к условиям ДОУ

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду.  Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В при...

Методические рекомендации по конструированию и ручному труду детей дошкольного возраста для воспитателей.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия.Развитие мелкой моторики рук связано с развитием познавательной,волевой и эмоци...

Методические рекомендации для воспитателей "Развитие связной речи детей дошкольного возраста через ТРИЗ - технологию"

Методическое пособие разработано с целью оказания методической помощи в проведении работы по развитию связной речи  детей пятого и шестого года жизни через ТРИЗ – технологию. Повышению её к...

Консультация для воспитателей на тему: «Ознакомление детей дошкольного возраста с музыкальными инструментами в свободной деятельности»

Музыка - из поколения в поколение со времен рождения человечества живет это великое и прекрасное искусство, и каждый из нас был свидетелем волшебства, когда человек берет в руки музыкальный инструмент...

Консультация для воспитателей «Техника безопасности во время игровой деятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности»

Игра – занимательная и интересная для ребенка деятельность — имеет огромное значение для его воспитания и развития, поэтому она требует постоянного внимания и руководства со стороны в...