Педагогический проект для старшего дошкольного возраста. «Музыка и песни Владимира Яковлевича Шаинского».
проект (старшая группа) по теме

тимохина наталья александровна

На протяжении многих лет взрослыми и детьми слушаются и поются добрые, светлые детские песни Владимира Шаинского. Их популярность огромна. Сколько раз критики, специалисты  пытались объяснить феномен песен Шаинского. А автор просто объясняет это тем, что нашел свой музыкальный ключ в общении с детьми. Он умеет разговаривать с ребятами "по душам", как бы на равных: то с озорством и лукавством, то ласково и серьезно, то с добродушным юмором и неудержимым весельем.Кто-то назвал песни Шаинского «школой радости».«Улыбка» научит сражать любого врага доброжелательностью. «Голубой вагон» не перестает напоминать, что все проходит, и надо верить в лучшее, которое обязательно наступит. «Вместе весело шагать» соберет вместе друзей. А «Чему учат в школе» быть может, вернет хоть на минутку желание идти в школу ребенку, который мечтает о каникулах уже 2 сентября.

Но чтобы написать простую, легко запоминающуюся песню, с ясной, доступной всем мелодией, нужен огромный труд. И не только труд. Без высокого мастерства и настоящего таланта не создать песню, способную к большой и долгой жизни.

 "Принято считать, что из всех форм музыки песня наиболее проста и потому написать ее легче, чем что-нибудь другое. Но легкость эта кажущаяся. Как композитору-симфонисту трудно создать рельефную, выразительную и лаконичную тему, так и для создания восьми или шестнадцати тактов песни, которые вместили бы богатое образное содержание, нужны и талант, и мастерство, и умение напряженно трудиться", — писал В. Соловьев-Седой.

В отличие от классической музыки в жанре детской песни в конкурентной борьбе побеждают сильные. Ведь слушателя, а тем более детей не обманешь. Бывает такая музыка, в которой нет ничего кроме нот, ритма, правильно построенных аккордов (то, что композитор называет фактурой). История показывает, что у «фактурной» песни не бывает будущего, а значит и не бывает успеха. Но в реальности так часто приходится встречаться с низкосортным, но фактурным детским музыкальным материалом... Но это не о песнях Шаинского! Замечательные песни Владимира Яковлевича поет уже не одно поколение детей, их смело можно назвать отечественной музыкальной классикой.

"Это песни, воспитывающие музыкальный и поэтический вкус, это песни, которые хочется слушать и петь." (А.И.Буренина сб."Сказочная карусель")

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

№ 60 «КОЛОСОК» «ДЕТСКИЙ САД» ГОРОДА КАЛУГИ

Педагогический проект для старшего дошкольного возраста.

 «Музыка  и песни Владимира  Яковлевича Шаинского».

                                                                               ПОДГОТОВИЛА:  

                                                                                                                                                       

ТИМОХИНА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

 ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ

КАЛУГА

 2013г.

Содержание проекта

1. Актуальность___________________________________________________3

2. Паспорт проекта_________________________________________________4

3. Распределение деятельности по проекту______________________________6

4. Ресурсное обеспечение _________________________________________8

5. Планируемые результаты____________________________________9

6. Реализация проекта _________________________________________10

7. Содержание работы в процессе реализации проекта_________________11

8. Введение_____________________________________________________12

9. Этапы работы__________________________________________________13

10. Перспектива развития проекта __________________________________21

11. Используемая литература______________________________________21

     

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Что характеризует человека прежде всего? Конечно же, его культура, в формировании которой огромную роль играет музыкально-эстетическое воспитание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.

И, конечно же, Жанр ПЕСНЯ» наиболее доступен для восприятия детям дошкольного возраста,  близок и понятен. Песня тесно вошла в детскую жизнь. Дети поют не только на занятиях, развлечениях и праздниках, но и в свободной деятельности.

Песня учит и воспитывает ребенка. Исполнение песен объединяет детей, создает условия для их  эмоционального, музыкального общения. Важно, чтобы дети не потеряли к песне интерес. Эта задача не только музыкального руководителя, но и воспитателей, и родителей, формирующих целостную личность ребенка.

Поэтому особое внимание необходимо   уделять внимание подбору песенного репертуара, который направлен на формирование и развитие  специфических знаний, умений, вокальных и коммуникативных навыков. И, конечно же, в репертуар исполняемых детьми песен, в первую очередь должны быть включены песни Владимира Яковлевича Шаинского

Все о чем поется в песнях Шаинского – неоценимое богатство жизненных знаний, психологических установок, которые помогают быть успешными в жизни. Поэтому-то они и по нынешний день актуальны и востребованы, и в школах, и в детских садах. Сказочные, игровые сюжеты, поэтические образы его песен легко запоминаются, их можно обыгрывать, инсценировать. С предлагаемым репертуаром дети могут выступать на праздниках, концертах, на различных конкурсах, а также просто петь в повседневной жизни.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Участники проекта

  • дети старшего дошкольного возраста;
  • музыкальный руководитель;
  • воспитатели, специалисты     ДОУ
  • родители.

Вид проекта

долгосрочный (1 год)

Тип проекта

Информационно- творческий

Объект

 

Музыкальное творчество советского российского композитора – песенника Владимира Яковлевича Шаинского

Предмет

Амплификация (обогащение) музыкально-песенного материала основной общеобразовательной программы ДОУ «От рождения до школы» 

Гипотеза

Приобщая ребенка к музыкальному миру замечательного советского композит ора – классика В.Я Шаинского, обогащая музыкально- песенный репертуар основной общеобразовательной  программы «От Рождения до школы»  его творчеством,  мы, тем самым, формируем музыкально-эстетический вкус ребенка, развиваем его музыкальную культуру и творческие способности.

Цель

  • знакомство детей с произведениями советского российского композитора - песенника Владимира Яковлевича Шаинского
  • Амплификация (обогащение) музыкально-песенного материала основной общеобразовательной программы ДОУ «От рождения до школы» 

Задачи

  • Дать представление о значении музыки и песен В. Я. Шаинского в современном музыкальном развитии ребенка;
  • Познакомить с  биографией  композитора, музыкальными произведениями Шаинского: детскими песнями, песнями, написанными для мультфильмов, кинофильмов, радиопостановок, музыкальными сказками.
  • Обогатить  образовательный процесс, предметно-развивающую среду и самостоятельную деятельность детей детской музыкой и песнями В. Я.  Шаинского.
  •  Побуждать ребенка самостоятельно  организовывать собственную музыкальную деятельность в группе детского сада и в семье.
  • Поощрять проявления инициативы и активности в музыкальной деятельности в детском саду, готовность участвовать в концертах, использовать музыкальный репертуар в играх, в режимные моменты, выражать собственные впечатления об исполненной песне в рассказе о ней, в пластических миниатюрах, в художественно – изобразительной деятельности.
  • Развивать у детей познавательные способности, творческое мышление и воображение, коммуникативные навыки.
  • Воспитывать на творчестве В. Я. Шаинского у ребенка  такие базовые качества личности, как творческая активность, инициативность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим, произвольность, умственные и познавательные способности.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОЕКТУ

Направления работы

  Взаимодействие с:

детьми

Воспитателем, специалистами

родителями

Цель: 

  • Формировать устойчивый интерес к творчеству композитора;

  • Развивать и поощрять проявление любви и интереса к детским песням В.Я.Шаинского;

  • Воспитывать чувство дружбы, поддержки и взаимовыручки на песенно-музыкальном  материале композитора;

Цель:

  • Формировать представление о значении музыкального творчества В. Я. Шаинского в развитии музыкальной культуры  ребенка,

повышать

педагогическую компетентность в данном

направлении;

  • Взаимосвязано

поставить работу

по созданию

условий для формирования у детей представлений о творчестве В. Я. Шаинского, его песенно-музыкальном наследии, о проявлении любви и интереса к музыкальным произведениям композитора.

  • Осуществлять совместный поиск путей

           реализации задач.

Цель:

  • Педагогическое

Просвещение;

  • Приобщение к

совместной

деятельности с

участниками проекта: воспитателями, специалистами, детьми.

Формы работы с

детьми

Воспитателем, специалистами

родителями

НОД.

 

- знакомство с музыкально-песенным репертуаром В.Я.Шаинского.

Слушание музыкальных сказок, музыки к кино- и мультфильмам;  

- беседы - обсуждения музыкального творчества композитора с рассматриванием фотографий и рисунков;

- разучивание и исполнение песен композитора, игра на музыкальных инструментах;

Режимные моменты, самостоятельная деятельность.

-использование песен в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, при проведении утренней гимнастики;

-  разработка  интегрированных циклов праздников, досугов и развлечений с использованием музыки и песен В.Я. Шаинского

-  пополнение музыкально-развивающей среды в группах и музыкальном зале материалом и оборудованием, необходимым для реализации творческого проекта;

-  разработка музыкально-дидактических игр, необходимых для реализации творческого проекта;

 - анализ семейного воспитания по данному вопросу

- анкетирование родителей на тему «Песни Детства»

-  индивидуальные беседы с родителями

- консультации для родителей

 - поиск материалов для домашних заданий : презентаций, выставок детских работ, изготовление поделок;

- участие в совместных вечерах развлечений, праздниках.

 

РЕСУРСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Обеспечение организационных условий

 разработка содержания, методов, подходов и приемов работы с содержанием и т.д.

Обеспечение

 информационных

 условий

  • сбор, обработка методической литературы;
  • анализ информации, нужной для реализации проекта;
  •  работа в библиотеке;
  • работа с интернет ресурсами.

Обеспечение

 мотивационных  

условий

постановка проблемных ситуаций

Обеспечение 

научно - методических  условий

проведение непосредственной образовательной деятельности

Обеспечение материально-технических условий

наличие материала и оборудования.

Наличие у преподавателя педагогических компетенций

владение воспитателем технологиями личностно-ориентированного обучения и воспитания, проектной методикой, групповыми и индивидуальными формами работы, владение знаниями психологии и возрастных особенностей учащихся. 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Формирование представления о значении музыкального творчества В.Я.Шаинского в формировании музыкальной культуры  ребенка

  •  Воспитание чувства дружбы, поддержки и взаимовыручки;

  • проявление любви и интереса к детским песням В. Я. Шаинского;

  • создание альбома - песенника «Музыкальная Шкатулка», иллюстрированного детскими рисунками.

  • создание детских презентаций " В.Я.Шаинский - композитор современности", "Дружба начинается с улыбки", "Каждому в лучшее верится»

 

  • создание выставок "Моя любимый герой" - детских рисунков,  "Легион Друзей" - детских поделок, изображающих героев мультфильмов

  • разработка  интегрированных циклов праздников, досугов и развлечений с использованием музыки и песен В.Я. Шаинского

  • заключительный концерт "Раз словечко, два словечко - будет песенка!"

Таким образом, можно сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза найдет свое подтверждение, как на теоретическом уровне, так и в процессе работы: внедрение  и обогащение основной общеобразовательной программы  музыкой В. Я. Шаинского,  систематическое исполнение его песенного репертуара  в повседневной жизни, на праздниках, развлечениях, дома в кругу семьи, развивает музыкальный вкус ребенка, его культуру, музыкальные творческие способности.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

I этап –

подготовительный

1. Создание нормативно правовой базы.

2. Разработка и проведение мониторинга.

3. Разработка перспективного планирования вечеров развлечений, праздников.

4. Подготовка материала и оборудования.

5. Предварительная работа по реализации проекта.

II этап –

 основной

  1. Амплификация детского музыкального репертуара музыкой и  песнями В. Я. Шаинского
  2. Систематизация информационного, наглядно - демонстрационного материала и оборудования.

III этап –

заключительный

  1. проведение  итогового (заключительного) мониторинга с целью выявления уровня знаний детей  о детских песнях и музыке к мультфильмам композитора
  2. составление методических рекомендаций для всех участников проекта  по внедрению и использованию  музыкального репертуара В.Я. Шаинского
  3. Итоговое мероприятие - праздничный концерт ко Дню защиты детей " Раз словечко, два словечко - будет песенка!"
  4. Публичный отчет на педагогическом совете  о результатах реализации проекта
  5. Публикация проекта  на Интернет - сайтах для музыкальных руководителей

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Виды деятельности

Содержание образовательной деятельности

Игровая деятельность

1. Дидактические игры.

2. Динамические паузы

3. Музыкально -театрализованные  игры

Познавательная деятельность

2. Чтение художественной литературы, стихов, сказок поэтов-песенников, соавторов В.Я.Шаинского  (М. Пляцковского, Э.Успенского, Г.Остера, Р.Рождественского, Л. Яхнина, Ю.Энтина, М. Танича)

 3.  Просмотр презентации " В. Я. Шаинский - композитор современности",

4.  Просмотр мультфильмов с музыкой В. Я. Шаинского

Коммуникативная деятельность

1. Беседы о композиторе, его творчестве

2. Обсуждения.

3. Рассказывание стихов,  пересказ сказок

Музыка

1.Организованная образовательная деятельность

2.Использование песенного репертуара В. Я. Шаинского в реализации образовательных областей:

3.Использование песен в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, при проведении утренней гимнастики.

Работа с родителями

  1. Анкетирование на тему «Песни детства».
  2. Консультации, беседы
  3. Досуговая деятельность.
  4. Оформление информационного уголка в группе.
  5. Помощь в предоставлении родителям музыкально- методического материала : записи песен, музыкальных сказок, фонограмм выученных песен, мультфильмов для использования этого материала дома с детьми.

ВВЕДЕНИЕ

 На протяжении многих лет взрослыми и детьми слушаются и поются добрые, светлые детские песни Владимира Шаинского. Их популярность огромна. Сколько раз критики, специалисты  пытались объяснить феномен песен Шаинского. А автор просто объясняет это тем, что нашел свой музыкальный ключ в общении с детьми. Он умеет разговаривать с ребятами "по душам", как бы на равных: то с озорством и лукавством, то ласково и серьезно, то с добродушным юмором и неудержимым весельем.Кто-то назвал песни Шаинского «школой радости».«Улыбка» научит сражать любого врага доброжелательностью. «Голубой вагон» не перестает напоминать, что все проходит, и надо верить в лучшее, которое обязательно наступит. «Вместе весело шагать» соберет вместе друзей. А «Чему учат в школе» быть может, вернет хоть на минутку желание идти в школу ребенку, который мечтает о каникулах уже 2 сентября.

Но чтобы написать простую, легко запоминающуюся песню, с ясной, доступной всем мелодией, нужен огромный труд. И не только труд. Без высокого мастерства и настоящего таланта не создать песню, способную к большой и долгой жизни.

 "Принято считать, что из всех форм музыки песня наиболее проста и потому написать ее легче, чем что-нибудь другое. Но легкость эта кажущаяся. Как композитору-симфонисту трудно создать рельефную, выразительную и лаконичную тему, так и для создания восьми или шестнадцати тактов песни, которые вместили бы богатое образное содержание, нужны и талант, и мастерство, и умение напряженно трудиться", — писал В. Соловьев-Седой.

В отличие от классической музыки в жанре детской песни в конкурентной борьбе побеждают сильные. Ведь слушателя, а тем более детей не обманешь. Бывает такая музыка, в которой нет ничего кроме нот, ритма, правильно построенных аккордов (то, что композитор называет фактурой). История показывает, что у «фактурной» песни не бывает будущего, а значит и не бывает успеха. Но в реальности так часто приходится встречаться с низкосортным, но фактурным детским музыкальным материалом... Но это не о песнях Шаинского! Замечательные песни Владимира Яковлевича поет уже не одно поколение детей, их смело можно назвать отечественной музыкальной классикой.

"Это песни, воспитывающие музыкальный и поэтический вкус, это песни, которые хочется слушать и петь." (А.И.Буренина сб."Сказочная карусель")

 

Изучив и  проанализировав музыкально - песенный репертуар, предлагаемый основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, реализуемой в нашем ДОУ, а такж же парциальной программой "Ладушки" под редакцией И.Каплуновой и И. Новоскольцевой я обратила внимание,  что детям старшего и подготовительного к школе возраста не хватает песен наших замечательных советских композиторов - В.Я.Шаинского, Гладкова, Дунаевского,Тухманова, Крылатова. Из музыкального воспитания детей как бы вырван целый пласт музыкального советского искусства. Это очень печально, т.к.  есть в этих песнях  то, что выделяет их среди множества других, — открытая эмоциональность, праздничность, удивленно-восторженный взгляд на мир. Эти песни  на редкость "общительны".В Советском Союзе их яркие, звонкие мелодии запоминали и пели все — и дети, и взрослые, с ними подружились слушатели не только у нас в стране, но и за рубежом.  А после разговора с родителями, которые поинтересовались, почему их дети не "поют песен Шаинского" я поставила перед собой следующую 

цель:

- Обогатить музыкально-песенный материал, познакомить и подружить детей с произведениями русских советских композиторов - песенников. И начать знакомить детей я решила с песнями замечательного, уникального  и неповторимого Владимира Яковлевича Шаинского

Перед собой  я поставила следующие задачи:

  • Подобрать музыкальный материал с учетом индивидуальных и  возрастных особенностей детей и соответствием данного репертуара комплексно-тематическому планированию ДОУ.
  • Вовлечь в проект иных участников образовательного процесса (детей, специалистов, воспитателей,     родителей).
  • Включить данный проект в локальный компонент рабочей программы.
  • Подобрать критерии для проведения мониторинга с целью изучения творчества советского российского детского композитора- песенника В. Я. Шаинского
  • Провести мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения проекта.
  • Разработать комплексное планирование работы с участниками проекта  по его реализации.
  • Пополнить музыкально-развивающую среду в группах и музыкальном зале материалом и оборудованием, необходимым для реализации нашего творческого проекта
  • Определить формы и методы работы с детьми
  • Систематизировать информационный, наглядно – демонстрационный материал.

ЭТАПЫ РАБОТЫ

Далее определила следующие этапы работы:

1.        Предварительный

2.        Основной

3.        Заключительный.

Каждый из этапов включает в себя серию мероприятий.

Работа в рамках проекта строится на взаимодействии  со всеми участниками образовательного процесса (детьми, родителями воспитанников, специалистами, воспитателями ДОУ), с учетом возрастных особенностей детей.

На первом, предварительном, этапе разработала и провела мониторинг с целью выявления уровня знаний о творчестве композитора- песенника В, Я. Шаинского,  (см.Приложение № 1 ). 

После этого, подобрав музыкальный материал с учетом индивидуальных и  возрастных особенностей детей и соответствием данного репертуара комплексно-тематическому планированию ДОУ, и пригласив в проект иных участников образовательного процесса (детей, специалистов, воспитателей,     родителей), вместе с ними составили комплексное планирование вечеров развлечений и праздников с детьми (см.Приложение ) с использованием музыкального, песенного репертуара В. Я. Шаинского. Также, совместно с участниками проекта  на этом  этапе,  создавали условия, соответствующие задачам образовательной области «Музыка» и комплексному планированию. Пополняли музыкально развивающую средув музыкальном зале и группах:

- Приобретали музыкальные инструменты

- Приобретали музыкальные диски с записями песен В. Я. Шаинского

- приобретали нотный материал с музыкой композитора

- приобретали игрушки

- создали картотеки музыкально – дидактических игр

Также, помимо НОД, организованной в разных формах (игровой, сюжетной, тематической, традиционной и т.д.) включила  музыкальный репертуар Шаинского в другие формы организации детской деятельности:

  • гимнастика,
  • режимные моменты
  • прогулки
  • индивидуальная деятельность.

На этом же этапе, с целью привлечения к сотрудничеству, провела анкетирование родителей «Песни детства» (см.Приложение ). По результатам анкетирования я сделала вывод о том, что большинство родителей хорошо знакомы с творчеством В.Я.Шаинского, но в семье и в воспитании ребенка практически не уделяется этой проблеме внимание (родители не предлагают ребенку спеть выученные песенки, не поют вместе с ним, не смотрят советские мультфильмы).

На втором(основном) этапе я начала работу по систематизации информационного, наглядно - демонстрационного материала и оборудования: 

1. Пополнила музыкально-развивающую среду в группах и музыкальном зале материалом и оборудованием, необходимым для реализации нашего творческого проекта

- «Музыкальная шкатулка» группы (диски с записями музыки и  песен В.Я.Шаинского, которые предоставляет музыкальный руководитель, приобретают родители; флеш- накопители с записями необходимых песен, альбом - песенник )

-музыкальный центр, музыкальные проигрыватели в группах

- ноутбук

- мультимедийная установка

-диски с записями песен, флеш- накопители, диски с караоке-записями этих песен

-сборники песен Шаинского с иллюстрациями, фотографиями

-портрет, фотографии композитора

-презентации о  музыкальном творчестве композитора

- диски с мультфильмами, детскими фильмами, музыку для которых написал композитор

-детские музыкальные инструменты

-атрибуты для инсценирования песен

-игрушки

- картотеки музыкально-дидактических игр

- картотека музыкального детского репертуара В.Я.Шаинского

2. Амплификация образовательного процесса

НОД:

-слушание и обсуждение музыкального репертуара В.Я. Шаинского

-пение, совместное пение, беседы по содержанию песен, драматизация песен В. Я. Шаинского

-подыгрывание на музыкальных инструментах песен В. Я. Шаинского

     -инсценирование, драматизация песен.

-музыкально-дидактические игры, игры-драматизации, игры имитационного характера, игровые задания по творчеству Шаинского

-просмотр и осуждение детских музыкальных сказок и мультфильмов на музыку Шаинского

-рассказы об интересных фактах и событиях ( о творчестве композитора,  о предстоящем празднике и т.д)

- продуктивная деятельность: рисование, лепка «Легион друзей»; выставка рисунков «Мой любимый герой» по песням Шаинского

-викторина по творчеству композитора

-презентации: творческий путь композитора, любимые песни из мультфильмов

  • Использование песенного репертуара В. Я. Шаинского в реализации образовательных областей:

образовательные области

репертуар

Здоровье»,

«Физкультура»

(использование музыкального репертуара Шаинского в двигательной  деятельности с целью развития представлений и воображения для освоения двигательных навыков в творческой форме, моторики, снятия напряжения, поднятия эмоционального настроя)

«Познание»

 (использование музыкального репертуара Шаинского  для обогащения содержания области «Познание», расширение кругозора в части музыкального и изобразительного  искусства):

« Вместе весело шагать" сл. М. Матусовский

"Песенка крокодила Гены" сл. А. Тимофеевский

"Синяя вода" сл. Ю.Энтин

«Песенка про моржей»  сл. И. Шаферан

«Дождь пойдет по улице» сл. С.Козлов

"Если б не было школ " сл. Ю.Энтин

"Дважды два четыре"" сл. М.Пляцковский

"Первоклашка" сл. Ю.Энтин

«Двойка» сл. М. Пляцковский

"Чему учат в школе" сл. М Пляцковский

"Ожившая кукла" сл. С. Алиханов

«Куклы пляшут и поют» сл. М.Пляцковский

"В мире много сказок" сл.Ю.Энтин

"Облака" сл. С. Козлов

"Белые кораблики" сл. М. Пляцковский

«Не поётся птицам»  сл. М. Пляцковский

"Песня бобрят»  сл. Ю.Энтин

"Хрюшка" сл.М.Пляцковский

"Белочка" сл. М. Пляцковский

"Кузнечик" сл. Н. Носов

«Ловите крокодила» сл. М.Танич

«Песенка про бегемота» сл.

«Зачем кричат попугаи» сл. О. Гаджикасимов

«Социализация» 

(использование музыкального репертуара Шаинского с целью с целью обогащения социально-личностного опыта детей, развития социально-ценностных ориентировок и представлений,  развития детского самосознания, формирования первичных представлений о себе, собственных возможностях, окружающем мире, семье и т.д.)

"Все мы делим пополам" сл. М.Пляцковский

"Подарки" сл. М.Пляцковский

"Про папу" сл. М. Танич

"Пропала собака" сл. А. Ламма

 "Когда мои друзья со мной" сл. М. Танич

 "Голубой вагон" сл. Э.Успенский

"Чебурашка" сл. Э.Успенский

"Песенка Шапокляк " сл. Э.Успенский

"Песенка Мамонтенка" сл. Д.Непомнящий

"Улыбка" сл. М.Пляцковский

«Наша мама» сл. В.Попков

«По секрету всему свету» сл. М. Танич

"Неразлучные друзья" сл. М.Танич

«Мир похож на цветной луг» сл. М. Пляцковский

«Ты, да я , да мы с тобой» сл. М. Пляцковский

«Труд» 

(использование музыкального репертуара Шаинского  , средств продуктивной деятельности детей  для обогащения содержания области «Труд»).

«Антошка» сл. Ю. Энтин

"С понедельника возьмусь" сл. Ю. Энтин

"Песенка о ремонте" сл. М.Пляцковский

«Песенка строителей» сл. Э.Успенский

«Коммуникация» 

(использование музыкального репертуара Шаинского  с целью развития свободного общения со взрослыми и детьми

"Веселая фуга (вокализ)"

«АБВГДейка»  сл. Э. Успенский

"Игра" сл. Р. Рождественский

"Небылицы" сл. Ю. Энтин

"Крейсер "Аврора" сл. М. Матусовскаий

«Песня о цирке» сл. М. Пляцковский

 "Чунга-чанга" сл. Ю.Энтин

"Ужасно интересно"сл. Г. Остер

"Снежинки" сл. А.Внуков

"Зимняя песенка" сл. М. Танич

«Чтение художественной литературы»

 (чтение музыкальных сказок с музыкой В. Я. Шаинского, просмотр мультфильмов с музыкальным сопровождением В. Я. Шаинского)

Музыкальные сказки для детей Автор С. Топелиус "Дважды два-четыре"., текст песен М. Пляцковский

Л. Яхнин «Площадь картонных часов" текст песен Л. Яхнин

  • использование песен в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, при проведении утренней гимнастики.

Режимные моменты                  

репертуар

  •  Встреча с детьми

Улыбка" сл. М.Пляцковский

  • Утренняя гимнастика

«Зарядка для хвоста» М. Пляцковский- Г.Гладков

  • Умывание

Синяя вода" сл. Ю.Энтин

«Песенка про моржей»  сл. И. Шаферан

  • Сон

Душечка-подушечка-(сказка-"Сон-с продолжением")сл. С. михалков

  • Прогулка

Вместе весело шагать" сл. М. Матусовский

«Дождь пойдет по улице» сл. С.Козлов

"Облака" сл. С. Козлов

"Пропала собака" сл. А. Ламма

 "Когда мои друзья со мной" сл. М. Танич

 "Голубой вагон" сл. Э.Успенский

«По секрету всему свету» сл. М. Танич

"Неразлучные друзья" сл. М.Танич

«Мир похож на цветной луг» сл. М. Пляцковский

«Ты, да я , да мы с тобой» сл. М. Пляцковский

"Зимняя песенка" сл. М. Танич

"Снежинки" сл. А.Внуков

"Ужасно интересно"сл. Г. Остер

  • Просмотр мультфильмов, детских фильмов

Мультфильмы.  

"Площадь картонных часов"

"Чебурашка"

"Чебурашка идёт в школу"

"Шапокляк"

"Крошка Енот"

 "Мама"

"Антошка"

"Катерок""

Трям! Здравствуйте!"

"Бобры идут по следу"

"Аврора"

«38 попугаев»

«Приключения Незнайки»

Детские фильмы

"Удивительные приключения Дениса Кораблёва"

"По секрету всему свету"

"Пока бьют часы"

"Финист — Ясный Сокол"

Разрабатывая цикл развлечений совместно с педагогами-специалистами, объединив  детей в рабочие группы и распределив между ними их роли, я немного волновалась : справятся ли дети с поставленными задачами, приобретут ли необходимые знания, умения и навыки при внедрении нового музыкального материала, примут ли и полюбят они песни Шаинского, как их любили когда-то мы - их взрослые наставники. Волновалась зря -песни Владимира Яковлевича Шаинского так понравились детям, что они пели их не только на занятиях, но и в повседневной жизни, в игре, на прогулке, в самостоятельной деятельности.  

На занятиях ребята с удовольствием слушали музыку к кино- и мультфильмам, обсуждали музыкальное творчество В.Я.Шаинского, разучивали и исполняли песни композитора, подыгрывали на музыкальных инструментах, инсценировали их. Проявляли двигательное творчество под музыку Шаинского:  девочки изображали "Оживших кукол", "Белочек", мальчики с удовольствием придумали танец кузнечиков и лягушек. А сколько было инсценированных песен!  Лентяй "Антошка", Вредная "Шапокляк", Злющий разбойник "Крага", "Веселые островитяне с острова «Чунга-Чанга"!

В группах воспитателями был организован для детей показ кино- и мультфильмов с музыкой Шаинского, после просмотра которых дети с удовольствием обсуждали любимых персонажей и пели знакомые им уже песни, а дома с родителями делали поделки, лепили и рисовали мультяшных персонажей для "Легиона друзей", искали в интернете интересные факты в биографии замечательного композитора, а потом на занятиях с удовольствием делились полученными знаниями.

 Известно, что психика ребенка устроена так, что его практически невозможно заставить воспринимать «сухую» информацию: ребенку должно быть интересно заниматься  не потому что «это надо» и «это полезно», а потому, что ему интересно и ему нравится это делать. Поэтому, при реализации проекта я постаралась  максимально  разнообразить и обогатить  музыкально – развивающую среду музыкального зала и группы, проводить НОД  в разнообразных  формах,  обязательно использовать в работе ИКТ,  что способствовало повышению творческой активности детей, их эмоциональному настрою.

В связи с личностно – ориентированной моделью взаимодействия с ребенком признается приоритет семейного воспитания над общественным. Поскольку индивидуальность ребенка изначально формируется в семье, воспитательная работа в образовательном учреждении не может строиться без учета этого фактора. В рамках реализации проекта мы  осуществляли  разнообразные формы работы с родителями:

  • Консультации, беседы
  • Домашние задания: изготовление поделок по теме проекта, игрушек "Легиона друзей", пошив костюмов к развлечениям,  участие в досугах и развлечениях, сбор информации в интернете, обогащение "Музыкальной копилки" группы и пр.
  • Оформление информационного уголка в группе.
  • Помощь в предоставлении родителям музыкально- методического материала : записи песен, музыкальных сказок, фонограмм выученных песен, мультфильмов для использования этого материала дома с детьми.

На третьем, заключительном  этапе я  подвела итог проделанной работы:

  1. Провела  итоговый (заключительный) мониторинг с целью выявления уровня знаний детей  о детских песнях и музыке к мультфильмам композитора
  2. Составила методические рекомендации для всех участников проекта  по внедрению и использованию  музыкального репертуара В.Я. Шаинского
  3. Подобрала и систематизировала информационный, наглядно – демонстрационный материал;
  4.  У детей сформированы специфические знания,  умения и навыки:

- овладение различными видами худ. деятельности;

- углублённое приобщение к искусству - творчеству Шаинского, многообразию музыкально -  художественных образов;

  1. Провели итоговое мероприятие - праздничный концерт ко Дню защиты детей " Раз словечко, два словечко - будет песенка!"
  2. Сделала публичный отчет на педагогическом совете  о результатах реализации проекта
  3. В дальнейшем планирую публикацию проекта  на Интернет - сайтах для музыкальных руководителей

Таким образом, можно сделать вывод о том, что внедрение  и обогащение основной общеобразовательной программы  музыкой В. Я. Шаинского,  систематическое исполнение его песенного репертуара  в повседневной жизни, на праздниках, развлечениях, дома в кругу семьи, будет успешно развивать музыкальный вкус ребенка, его культуру, музыкальные творческие способности.

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

Данный проект  имеет  широкую перспективу развития, так как детям старшего и подготовительного к школе возраста не хватает песен наших замечательных советских композиторов - Г. Гладкова, М. Дунаевского, Д.Тухманова, Е.Крылатова и т.д. Из музыкального воспитания детей как бы вырван целый пласт музыкального советского искусства. Это очень печально, потому что есть в этих песнях  то, что выделяет их среди множества других, — открытая эмоциональность, праздничность, удивленно-восторженный взгляд на мир.

В дальнейшем, данный проект может быть основой для проекта, посвященному творчеству этих композиторов.

   

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Книги и сборники

  • Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильевой   («Мозаика-синтез»2010)
  • "Ладушки" - программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста
    под редакцией И.М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой.
  • «Проектирование интегративной программы предшкольного образования»

           А.И.Буренина, Л.И.Колунтаева (Санкт-Петербург 2007)

  •  Кошмина И. "Владимир Шаинский и его песни".-М.:Музыка,1986
  •  Владимир Шаинский "Избранные песни для детей в сопровождении фортепьяно".-Москва "Советский композитор,"1989
  • Владимир Шаинский "Пропала собака":Нот.сб.;Для голоса в сопровожд.фп./Владимир Шаинский.-Челябинск:MPI.2004
  • Владимир Шаинский "Улыбка":Нот.сб.;Для голоса в сопровожд.фп./Владимир Шаинский.-Челябинск:MPI.2004
  • Владимир Шаинский "Антошка и другие...":Нот.сб.;Для голоса в сопровожд.фп./Владимир Шаинский.-Челябинск:MPI.2004
  • Владимир Шаинский "Чебурашка и другие...":Нот.сб.;Для голоса в сопровожд.фп./Владимир Шаинский.-Челябинск:MPI.2004

Дискография

  • Серия /Детские поэты и песенники/ Владимир Шаинский  -

             к 80-летию В.Шаинского - 2002

             -  "Пусть бегут неуклюже..."

             - "Шапокляк и другие"

             -"Когда мои друзья со мной"

             -"А я играю на гармошке"

             -"Улыбка"

  • Владимир Шаинский - "Любимые песенки" Книга и CD плеер с 4 дисками
  • Владимир Шаинский -"Песни для детей" - 1994
  • Владимир Шаинский - "Дружба начинается с улыбки"
  • Владимир Шаинский - "Супердискотека для детей. Сборник веселых песенок"

Интернет - ресурсы

  • Презентации

            - "Шаинскому - 85"

            - "В.Я.Шаинский - композитор разных поколений"

  • Консультация  "Владимир Яковлевич Шаинский" "Внеклассное мероприятие по музыке"

~  ~


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект для старшего дошкольного возраста "Дорогою добра"

Все чаще приходится сталкиваться с проявлением у детей душевной скудости, проистекающей от отсутствия или недостатка нравственности. Мы – педагоги, и – родители – хотим в будущем видеть детей «успешны...

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Колыбельная песня на Руси"

Целью предлагаемого мероприятия является знакомство дошкольников с традиционной русской колыбельной песней, заинтересовать их с традициями русского семейного рукоделия, познакомить их с приёмами изгот...

Педагогический проект для старшего дошкольного возраста на тему "СКАЗКИ"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12401722","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"314","width":"480"}}]]...

Педагогический проект для старшего дошкольного возраста "Музыка и песни Владимира Яковлевича Шаинского"

В наше трудное время. когда кругом звучит много разной, грохочущей музыки, которая плохо влияет на психику детей. именно песни и музыка замечательного композитора В.Я.Шаинского  помогают воспитан...

Педагогический проект в старшей дошкольной группе на тему: «Дарите людям доброту»

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества....

Проект педагогического сопровождения мальчиков старшего дошкольного возраста из неполных материнских семей в условиях ДОУ.

Под педагогическим сопровождением мальчиков старшего дошкольного возраста из неполных семей мы понимаем комплекс педагогических технологий развития, поддержки и помощи ребенку и его семье, которые пре...

Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности»

Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности» направлена на  выявле...