ОПЫТ РАБОТЫ "РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
методическая разработка по теме

 Юдина Ирина Владимировна

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕГРАТИВНОГО КАЧЕСТВА "ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОТЗЫВЧИВЫЙ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yudina_i.v._opyt_raboty.docx19.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Опыт работы

Музыкальный руководитель Юдина И.В.

Тема: «Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей дошкольного возраста».

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я – Юдина Ирина Владимировна, музыкальный руководитель МБДОУ «Добрянский детский сад №19».

О своей работе скажу строчками из стихотворения:

Музыка – лукавая работа…

Чтобы людям сердце волновать,

Мало пьесу выучить по нотам,

Надо научиться колдовать!

     Надо понимать язык снежинок,

     Знать, о чем поет капель,

     Или вдруг на крыльях журавлиных

     Полететь за тридевять земель…

Надо превращаться в медвежонка,

На сосну карабкаться, ворча…

Или трепетать травинкой тонкой

У лесного чистого ручья.

     Тот, кто это знает и умеет,

     Тот приносит счастье в каждый дом.

     Постарайся сделаться скорее

     Добрым музыкантом-колдуном!

    Музыкантом – колдуном я работаю уже 24 года.

     В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования особое значение уделяется созданию условий к предметно – развивающей среде и обеспечению в ДОУ атмосферы эмоционального благополучия. Успешное развитие ребенка немыслимо, если у него не создано бодрое, жизнерадостное настроение. Именно музыка, - искусство прямого и сильного эмоционального воздействия положительно влияет на эмоциональное состояние детей.

Одна из пяти образовательных областей прописанных в Стандарте – «Художественно – эстетическая» предполагает развитие восприятия музыки,  стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

     Музыкальное восприятие – сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями. Издавна музыка признавалась важным и незаменимым средством формирования личностных качеств, его духовного мира. В. Сухомлинский подчеркивал : «Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами».

     Работая по теме «Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей дошкольного возраста», я помогаю детям почувствовать многогранные оттенки человеческих чувств и проявить их.

Цель моей работы:

Создание условий для развития интегративного качества у детей «эмоционально – отзывчивый».

     Для достижения поставленной цели были созданы музыкальный альбом и фонотека в музыкальном уголке группы. Дети самостоятельно могут прослушать любимую песню или музыку, тем самым улучшить эмоциональный настрой себе.

     Через консультацию «В мире эмоций» повысила профессиональный уровень педагогов.

     Расширила словарь детей за счёт слов, обозначающих оттенки эмоциональных состояний.

     А также ведётся работа, совместная со специалистами детского сада. Проводятся совместные занятия (музыка – физкультура, музыка – рисование, музыка – логопедическое), развлечения, праздники,  досуги. Ведётся работа и с родителями по теме.

     На этот год цель остается та же, а задачи таковы:

1. Дополнить фонд фонотеки для обогащения музыкой образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах.

2. Провести комплекс занятий на развитие эмоциональной отзывчивости на музыкальные и живописные произведения.

3. Провести комплекс занятий направленный на активизацию умений передачи эмоционального состояния музыкального образа через танцевальную и художественный образ.

4. Познакомить детей с музыкальными циклами из произведений П.И. Чайковского: «Встреча с героями сказок», «Музыка моей родины» и др..

5. Развивать самостоятельную творческую деятельность детей.

     Новизна данного опыта работы заключается в том, что вся образовательная деятельность проходит в виде игры, в сопровождении эмоционального комментария, с использованием стихов, загадок, художественного слова, шумовых и музыкальных инструментов, элементов театральных костюмов, информационно коммуникационных технологий. Такой метод обучения позволяет заинтересовать детей, дольше удерживать их внимание, создает необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.

Мастер – класс «Азбука настроения. Радость».

     А сейчас я покажу как использовать разные формы музыкально – игровой деятельности и различные методы уподобления для развития эмоциональной отзывчивости на музыку.

     Желающих поучаствовать в мастер - классе прошу пройти и сесть за стол.

- Сейчас я познакомлю вас с произведением М.И. Глинки (показать портрет) «Камаринская» (Звучит музыка).

- Что это – песня, марш или танец?

- Какое настроение у этого танца? (Словесный метод).

- А покажите картинку с этим настроением? (Метод цветового уподобления).

- А какой цвет подходит для настроения этого танца? Покажите карточку?

- Как вы думаете, кто его танцует и где?

- Вы слышали один инструмент или целый оркестр?

- Я предлагаю вам поиграть на инструментах, которые здесь есть (Форма – темброво-шумовой аккомпанемент).

- На что похоже звучание этого инструмента…

- Выберите себе по одному инструменту и мы с вами сыграем в оркестре.

Оркестр.

- Как вы уже сказали, такая музыка звучала на Ярмарке. Неотъемлемой частью всех ярмарок был цыган с пляшущим медведем. Вот и мы с вами отправимся на ярмарку и сыграем роли этих главных персонажей. Определитесь: кто будет цыганом, а кто – медведем. Цыган берёт в руки любой инструмент, а медведю завяжем глаза. Медведь должен танцевать возле своего хозяина, ориентируясь на звук знакомого инструмента.

     Завязывание глаз во время исполнения двигательной импровизации приводит к обострению у детей внимания к музыке, эмоциональному вчувствованию в неё (Метод уподобления – полихудожественный).

- С ярмарки вернулись и решили запечатлеть на бумаге услышанную музыку, её настроение, характер. Цветовую гамму и материал для рисования выберете сами (краски, карандаши, мелки).

«Рисование» музыки – одна из форм музыкально – игровой деятельности, метод уподобления – цветовой.

- Оформление выставки. Похвалы детям.

     Работа в данном направлении способствует становлению эстетического отношения к окружающему миру, формированию элементарных представлений о видах искусства, восприятию музыки, художественной литературы.

     Мониторинг на начало года выявил такие показатели эмоциональной отзывчивости:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста. "Учим детей петь в детском саду"

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. В процессе пения активизиру...

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей 2 – 3 лет

Доклад музыкального руководителя по теме  «Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей 2 – 3 лет»...

Особенности воспитания отзывчивости и взаимопомощи у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сл...

«Ритмические движения как средство развития эмоционально-образного восприятия музыки детьми младшего дошкольного возраста»

Первая младшая группа (2- 3года).Для решения поставленной цели выделила следующие задачи:         1. Задачи по восприятию музыки:формировать у детей умение слуш...

Консультация "Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей дошкольного возраста

Данный материал может быть полезным в работе музыкального руководителя ДОУ с педагогами и родителями...

Эмоциональная отзывчивость на музыку у детей дошкольного возраста

Эмоции – непременная составляющая человеческой жизни. В основе каждой сильной эмоции лежит побуждение к действию.           Разви...