Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей 2 – 3 лет
консультация (младшая группа) на тему

Лютова Елена Константиновна

Доклад музыкального руководителя по теме  «Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей 2 – 3 лет»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

АНО  ДО «Планета детства «Лада»

Д/С № 173 «Василек»

г.о. Тольятти

Выступление

на консультпункте

для музыкальных руководителей по теме

 «Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей 2 – 3 лет»

                                                        Составитель:

                                                        Музыкальный руководитель высшей квалификации

                                                       Лютова Е.К.

       Научный руководитель:

 к.п.н. Груздова И.В.

                                                               2011

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я познакомлю вас с опытом  нашей работы с детьми от 2 до 3 лет по развитию эмоциональной отзывчивости на музыку.

На втором году жизни у ребенка активно развивается эмоциональный отклик на музыку. В этом возрасте дети способны эмоционально реагировать на восприятие контрастной по настроению музыки, поэтому можно наблюдать веселое оживление при восприятии ребенком веселой  музыки или спокойную реакцию при восприятии музыки спокойного характера.

У детей развиваются слуховые ощущения: ребенок может различать высокие и низкие звуки, тихое и громкое звучание.

Детям характерна подражательность: они активно подражают действиям взрослого, что способствует первоначальному развитию способов исполнительской деятельности. В этом возрасте еще нет четкого разделения видов музыкальной деятельности, но все же можно отметить, что у детей появляются первые успехи  в развитии движений,  сознательно воспроизводимые певческие интонации.

     Дети с удовольствием участвуют в  музыкальных играх, передавая образы (львов, рыбок, птичек и др.),  различают тембровую окраску: колокольчики, погремушки, ритмические палочки, шуршалки.

У детей накапливается определенный запас музыкальных впечатлений, ребенок может узнавать хорошо знакомые музыкальные произведения и эмоционально реагировать на них, проявляет интерес к новым произведениям.

На музыкальных занятиях мы создаем  атмосферу радостного оживления, стремления вовлечь детей в ситуацию  музыкальной игры, завоевать доверие детей, а также привлечь родителей для   участия  в музыкальном занятии  и обучить  их  методам и приемам музыкального  развития детей  в домашних условиях.  

Для того чтобы восприятие музыки  состоялось как эмоциональное переживание, на занятиях мы используем  игры -  уподобления,  разработанные  нашим научным руководителем, к.п.н.  Груздовой И.В.

И.В. Груздова  рассматривает игры-уподобления — как  творческую деятельность по ориентировке в способах выражения музыкальной мысли, свидетельствующую  об активной позиции участников музыкальной игры.

По мнению Груздовой И.В., игровая деятельность требует внутренней и внешней эмоциональной активности, сосредоточенности внимания на звучании музыкального произведения, она сопровождается «подлаживанием» и подбором игровых действий, соответствующих характеру и содержанию музыки. Вслушиваясь в музыкальные интонации, ребенок отражает характер музыкального образа в форме эмоционально-двигательной активности, следуя при этом логике развития музыкального произведения.

Побуждая детей к эмоциональному отклику посредством игровых действий-уподоблений, мы не только углубляем процесс музыкального восприятия, но и формируем музыкальные интересы детей.

В своей работе с детьми  мы  используем  игры-уподобления:

1)  тактильные, моделирующие характер звучания посредством тактильных прикосновений.  С помощью  этих прикосновений  дети могут показать, как звучит музыка.  А чтобы дети самостоятельно  моделировали  характер произведения,  создаются  простейшие сюжетные ситуации типа «покажи кукле, Петрушке  и т. п., как звучит музыка; а теперь — папе,  бабушке, сестре и т.д.»

Этот тип игр мы  применяем  к музыкальным произведениям, выражающим самый широкий спектр эмоциональных переживаний: нежность, ласку, грусть, спокойствие, игривость, волнение, тревогу, таинственность, загадочность. При слушании произведений, выражающих нежность, спокойствие (А. Гречанинов «Материнские ласки», Г. Свиридов «Ласковая просьба», X. Глюк «Мелодия», Р. Шуман «Май, милый май!» и др.),  мы используем  мягкие поглаживания по ладони;  тревожные интонации (С. Майкапар «Тревожная минута»,  А. Гречанинов «Необычайное происшествие» и др.)  мы  передаем  с помощью более коротких, отрывистых движений рукой по ладони; 

радостные, игривые, танцевальные интонации (JI. Боккерини «Менуэт», Ф. Лист «Кампанелла», Л. Бетховен «Экосез» и др.) - мягкими, легкими касаниями пальцем по ладони; волшебные, загадочные интонации (П.И. Чайковский - Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик», Э. Григ «Ручеек», К. Сен-Санс «Кукушка в чаще леса» и др.) - осторожными, более или менее интенсивными касаниями.

2) Двигательные игры-уподобления, моделирующие характер музыкального звучания с помощью пластических движений рук, мелкой моторики и жестов.

Они передают  настроение и характер музыкального произведения, а также изменения, которые происходят в процессе развития музыкального образа, с помощью движений рук.

Движения рук, моделирующие особенности музыкальной ткани произведения (интонации, ритм, динамику и т. п,), способствуют повышению эмоциональной активности и влияют на развитие музыкального мышления. С помощью разнообразных движений возможно передать: общее настроение музыкального произведения, его изменения, характер мелодической линии (восходящие — нисходящие, движения на одном звуке), качество звуковедения (отрывистое, скачкообразное, плавное), выразительность интонаций (ласковых, шутливых, строгих, торжественных, спокойных, тревожных и т. п.), средства музыкальной выразительности (темп, тембр, динамику, регистр, ритм, метр, акценты).

Игры-уподобления включают следующие игровые действия:

  • мягкие, плавные покачивания руками в стороны, вверх, вниз, круговые движения кистями рук;
  • легкие, беззвучные удары ладонью по ладони, пальцами рук по ладони (мелкая моторика);
  • удары кулачком о кулачок;
  • удары кулачками по коленям;
  • хлопки по коленям;
  • плавные, скачкообразные (отрывистые) движения ладонями рук (восходящие и нисходящие);
  • плавные восходящие и нисходящие движения рук.

Плавные, мягкие движения соответствуют нежному, спокойному, сдержанному, напевному, печальному настроению музыки (X. Глюк «Мелодия»).

Удары  пальцев, ладоней, кулачков передают  шутливые, резвые, строгие, четкие, бодрые интонации  (И. Гайдн - соната ре мажор 1-я и 3-я части, В.-А. Моцарт — фрагмент Менуэта из симфонии № 40, Л. Бетховен «Экосез» и др.). Удары кулачков мы используем  при восприятии произведений таинственных, суровых по характеру (Г. Свиридов «Зима», Р.Шуман «Дед Мороз»). Восходящими и нисходящими движениями рук мы моделируем мелодическую линию произведения, круговыми движениями передаем  плавные, вальсовые, просящие, жалобные или встревоженные, беспокойные, стремительные интонации. Легкость, воздушность звучания произведения моделируется  с помощью мягких ударов пальцев о ладонь, легких встряхиваний кистью или движениями пальцев руки. (М.П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов» и т. п.).

3) Интонационные игры-уподобления, передающие настроение музыкального произведения с помощью интонационно окрашенного слова, характеризующего эмоционально-образное содержание музыки.  Их мы используем  для  побуждения детей к кратким высказываниям о характере звучащей музыки. Интонационные игры-уподобления могут сочетаться с тактильными и двигательными играми. Тактильные ощущения и соответствующие движения рук, сопровождающиеся интонационно-выразительными пояснениями характера произведения, помогают детям осознать не только выразительность музыкальных интонаций, но и значение новых слов-образов.  

4) Вокальные  игры-уподобления, передающие настроение музыкального произведения с помощью интонационно-выразительного подпевания мелодии, музыкальных фраз. Они предполагают выразительную вокализацию фрагментов мелодии детьми. Эту игру мы  используем  в том случае, когда мелодия (или её фрагменты) по своим тесситурным характеристикам доступна возможностям вокального интонирования детьми. Вокализации при выполнении задания носят кратковременный, фрагментарный характер. Основная задача — передать характер произведения с помощью интонационно выразительных вокализаций.

Данный тип игр-уподоблений мы применяем  при слушании музыкальных произведений с ярко выраженной мелодической линией, передающих нежность, задушевность (П.И. Чайковский — 1-я симфония, вторая часть «Зимние грезы», фрагмент), настойчивость, важность (Й. Гайдн — фрагмент третьей части симфонии № 101 «Часы») и др.

При моделировании характера мелодии и отдельных средств музыкальной выразительности с помощью вокализаций  мы используем такие   игровые сюжеты: имитацию игры на музыкальном инструменте (дудочка на слог «ду», барабан на слог «бум»), предлагая детям во время звучания музыки показать, как «исполнит» мелодию тот или иной инструмент (например: «спой, как поют часики на слоги «тик-так» - при слушании пьесы С. Вольфензона «Часики», фрагмента симфонии № 101 «Часы» Й. Гайдна; «спой, как поет таинственно кукушка» — при слушании произведения К. Сен- Санса «Кукушка в чаще леса», или веселую песенку птички  «Птичник» К. Сен- Санса и др.). Сюжетные игры-уподобления способствуют  не только активизации вокальных проявлений, но и развитию слухового внимания, музыкальных способностей.

5) Инструментальные игры-уподобления,  моделирующие эмоционально-образное содержание произведения с помощью тембровой и мелодической оркестровки его звучания. Они предполагают во время слушания музыкального произведения оркестровку его звучания. Этот тип игр мы применяем с целью осознания детьми общего настроения музыки, смены интонаций, особенностей звуковедения мелодии и выразительности ритмического рисунка произведения.

На начальном этапе включения таких игр в педагогический процесс музыкально-эстетического воспитания мы  используем  шумовые инструменты: колокольчики, погремушки, ритмические палочки, коробочки и т. п.

Например, легкое, игривое звучание передается  с помощью колокольчиков, ритмических коробочек; бодрое, четкое - ритмическими палочками и погремушками. Различный характер звуковедения передается разнообразными приемами: отрывистое звучание — встряхиванием колокольчиков, погремушек, легкими ударами палочек; плавное - мягким, разливистым звучанием колокольчика.

При оркестровке  произведения выразительность игры соотносится с характером интонаций музыки и их изменений (например, при оркестровке  пьесы К. Сен- Санса «Королеский марш льва»  дети чередуют  звучание ритмических палочек и погремушек).

6) Цветомузыкальные  игры-уподобления, моделирующие эмоционально-образное содержание музыкального произведения с помощью выразительности цвета и его оттенков. Они  используются нами  для  моделирования эмоционально-образного содержания музыкального произведения с помощью цвета. Это игры на установление взаимосвязи между выразительным значением музыкальных интонаций, настроением музыки с экспрессивным (выразительным) значением цвета, передающим определенные чувства и вызывающим соответствующие эмоции.

Сочетание различных игр-уподоблений на музыкальных занятиях  направлено на то, чтобы дети могли прочувствовать, осознать и проявить в определенной форме свое отношение к музыке. Объединение игр-уподоблений в музыкально-игровые комплексы создает благоприятные условия для многократного прослушивания ребёнком музыкальных произведений. При этом эмоциональная и двигательная активность детей при повторных восприятиях музыки не снижается, так как разнообразные игровые действия ориентировочного характера поддерживают заинтересованное отношение ребёнка к звучащей музыке. 

Организация работы с детьми  в группах кратковременного пребывания нами строится на следующих положениях:

1)  цели и задачи  музыкального развития ребёнка хорошо понятны родителям, когда родители знакомы с  методами и приёмами работы музыкального руководителя, а музыкант использует лучший опыт семейного воспитания;

2)  систематичность и последовательность работы в соответствии с конкретным планом в течение всего года и всего периода пребывания ребёнка в детском саду;

3) индивидуальный подход к каждому ребёнку и к каждой семье на основе учёта их интересов, способностей и возможностей;

4) взаимное доверие и взаимопомощь музыкального руководителя и родителей на основе доброжелательной критике и самокритики;

 5) досуговые мероприятия для родителей и детей;

 6) укрепление авторитета музыкального руководителя  в семье, а родителей в детском саду.

Уважаемые коллеги, мы познакомили вас с методикой развития у детей  эмоциональной отзывчивости на музыку. Вне зависимости от формы работы с детьми и родителями главной нашей целью  является воспитание любви и интереса детей к музыке, а также   формирование  коллектива родителей – единомышленников, которые доверяют педагогу, его профессионализму, личной культуре.

АНО  ДО «Планета детства «Лада»

Д/С № 173 «Василек»

г.о. Тольятти

Конспект

 занятия «На музыкальной полянке»

для музыкальных руководителей по теме

 «Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей 2 – 3 лет»

                                                        Составитель:

                                                  Музыкальный руководитель высшей квалификации

                                                      Лютова Е.К.

      Научный руководитель:

к.п.н. Груздова И.В.

                                                               2011

Цель  -  развивать эмоциональную отзывчивость на музыку у детей 2 – 3 лет;

            - прививать любовь и интерес  детей к музыке.

Задачи:

1. Знакомить детей с произведениями,  передающими оттенки веселого, радостного настроения.

2. Знакомить детей с музыкальными произведениями сдержанного, несколько сурового характера.  

3. Передавать характер музыки через тактильные, образные и ритмо -  пластические движения, через шумовые инструменты, песенные импровизации.

Ход

Дети и родители  заходят в зал с воспитателем, здороваются с гостями. Воспитатель обращает внимание на  приглашение, читает: «Дорогие друзья! Я, Фея Музыки, приглашаю вас в гости! Музыкальные лошадки покажут вам дорогу! Жду вас с нетерпением!»

Звучит музыка П.Чайковского «Игра в лошадки».

Воспитатель: А вот и лошадки, сядем на них! А теперь в путь!

Звучит музыка П.Чайковского «Игра в лошадки», дети и родители едут к Фее Музыки.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, лошадки привезли нас на цветочную полянку. Здесь живет Фея Музыки!

Звучит музыка А.Вивальди «Весна» 3 часть , выходит Фея Музыки.

Фея Музыки: Здравствуйте ребята! Здравствуйте мамы! Очень рада вас видеть! Присаживайтесь. Я пригласила вас в гости, чтобы познакомить с моими  друзьями.

 Звучит музыка К.Сен – Санса «Птичник».

Ребятки, смотрите, прилетела моя подружка Птичка! Она хочет подарить вам  свою музыку. Послушаем ее.

Звучит музыка К.Сен – Санса «Птичник».

Воспитатель: Ребята, какое радостное настроение у птичек! Они  поют такие веселые песенки!

Фея: Давайте и мы поиграем в птичек. Эти  разноцветные ленточки помогут, они будут вашими крылышками. Возьмите ленточки.  1,2,3,4,5 – начинаем мы играть!

Звучит «Птичник» К.Сен – Санса, дети и родители превращаются в птичек и передают характер музыки через образные и ритмо -  пластические движения.

А теперь радостное настроение птичек передадим своими  песенками.

Родители  и дети исполняют песенные импровизации на слоги фи – фи, чив – чив, фью – фью.

Воспитатель: Ребятки, у нас получился целый птичий хор! Спасибо тебе, Птичка за музыку!

Фея: А еще на моей полянке живет лев. Это царь зверей.  Он   грозен и умен. Все  звери его уважают.  А вот и он.

Звучит  музыка К.Сен -  Санса «Королевский марш льва».

Музыка грозная, суровая. Царь зверей торжественно вышагивает под звуки марша. Его поступь горделива, он держится с достоинством и время от времени пугает всех своим рычанием. Передадим грозный характер музыки движениями рук.

Звучит «Королевский марш» К.Сен -  Санса, дети и родители  передают характер музыки ударами кулачков, ударами кулачков по коленям, отрывистыми  восходящими  и нисходящими движениями,  ладонями рук.

Пусть каждый из вас расскажет о музыке.

Дети и родители высказываются о музыке словами – эпитетами.

А теперь превратимся в грозных львов. 1,2,3,4,5 – начинаем мы играть!

Звучит «Королевский марш» К.Сен -  Санса, дети передают характер музыки образными и ритмо – пластическими движениями.

Замечательные получились львы! Левушка принес для нас ритмические палочки и погремушки. С их помощью мы   передадим характер музыки.  Когда звучит музыка грозная, суровая – мы будем играть на ритмических палочках. А рычание льва изобразим  погремушками.

Звучит «Королевский марш» К.Сен -  Санса, дети и родители передают характер музыки через шумовые инструменты.

Воспитатель: Спасибо, милая Фея, за приглашение. Мы в группе будем слушать музыку, и вспоминать твоих замечательных друзей.  А теперь нам пора возвращаться!

Фея: Спасибо и вам, что приняли мое приглашение! Счастливого вам пути, до новых встреч!

Звучит музыка П.Чайковского «Игра в лошадки».

Воспитатель:  А вот и лошадки, все сели? Поехали домой!

Звучит музыка П.Чайковского «Игра в лошадки»,  дети и родители возвращаются.

Вот мы и вернулись! Закончилось наше путешествие, попрощаемся с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ "РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕГРАТИВНОГО КАЧЕСТВА "ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОТЗЫВЧИВЫЙ"...

Диагностика уровня развития эмоциональной отзывчивости на музыку детей дошкольного возраста

Цель: определение уровня развития эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников. Задачи:1) разработка комплексов вопросов для интервьюирования специалистов, работающих с дошкольниками...

Консультация для родителей "Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости и творческих способностей детей"

Консультация для родителей "Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости и творческих способностей детей"...

Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости и творческих способностей детей

С самого рождения дети начинают познавать окружающий мир с помощью звуков. Знакомство с музыкальными произведениями дошкольников формируют и обогащают эмоциональный опыт детей....

Консультация "Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей дошкольного возраста

Данный материал может быть полезным в работе музыкального руководителя ДОУ с педагогами и родителями...

Выступление на методическом объединении музыкальных руководителей. Обобщение опыта работы: «Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку детей дошкольного возраста»

Особое место в повышении уровня нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения принадлежит музыке, которая, активно  воздействуя на сознание человека и его эмоциональную сферу, явля...

Консультация для родителей на тему: «Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости и творческих способностей детей»

Музыка действует на эмоции человека, а любая эмоция, как известно, связана с определенными биологическими реакциями в организме. Поэтому, в определенном смысле, можно считать, что каждое музыкальное п...