Моё педагогическое кредо
статья на тему

Колесникова Светлана Валерьевна

моё педагогическое кредо

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kredo_2.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Моё педагогическое кредо

                                                                    Колесниковой Светланы Валерьевны

                                                                    педагога-психолога

                                                                    МКДОУ д/с «Подснежник»

                                                                    пгт. Подосиновец Кировской области

                                                                                          2012 год

Предлагаю Вам войти в мой мир — такой, каким я вижу его, прикоснуться к необычной профессии, которую подарила мне судьба, которой дышу, живу, существую.

Приглашаю Вас не к слушанью, а к разговору — насколько мне его удастся сделать для Вас интересным. Перефразируя слова классика психологии швейцарца Карла Юнга, психолог, может быть уподоблен проводнику на незнакомой местности — не столько потому, что он лучше знает местность, сколько потому, что он представляет, как на ней ориентироваться. Постараюсь быть таковой для Вас.

Как показывает практика, многие представляют себе профессиональную деятельность психологов весьма приблизительно, основываясь на мифах, порожденных обыденными мнениями, слухами, телепередачами. Альберт Эйнштейн, познакомившись и поговорив с великим швейцарским психологом Жаном Пиаже, воскликнул: «Насколько просто то, чем занимаюсь я, по сравнению с тем, чем занимаетесь Вы!». По иным версиям, его слова звучали так: «Теоретическая физика — это детская игра по сравнению с тайнами детской игры!». Другой вариант: «Господи, насколько психология сложнее физики!».

         «Хочу помогать людям» - весьма достойная причина профессионального выбора – и звучит красиво, и сказано честно. Психолог — один из тех, кто помогает другим. Почему выбрана именно психология? Ведь помогает другим и священник, и педагог, и социальный работник, и благотворитель, и полицейский, и многие другие.

«В профессии человек стремится также реализовать все лучшее, что у него есть, и именно в этом он создает и для самого себя полноценное счастье, то есть, ориентируясь на других людей (на общество), настоящий профессионал в итоге утверждает самого себя как состоявшуюся личность» - написано в умной книжке.

В большей степени сказанное выше относится к профессии психолог, поскольку она по сути своей ориентирована на помощь другим людям в решении их самых сложных жизненных проблем. Но именно психологи вместе с представителями других гуманитарно-ориентированных профессий (педагоги, социальные работники, врачи и др.) на первое место ставят интересы тех людей, которые доверились им в самых сущностных вопросах — вопросах смысла своей жизни, вопросах своего развития и достойного поведения в сложных жизненных ситуациях.

Моя профессиональная деятельность не просто позволяет «производить» какие–то товары или услуги, но, прежде всего она позволяет мне реализовывать свой творческий потенциал и создает условия для развития этого потенциала, помогает даже неблагоприятные обстоятельства использовать во благо, ведь нередко именно преодоление трудностей позволяет сделать что–то действительно значительное.

Первыми осознали важность и нужность особого вида деятельности психолога — практической — представители профессий типа «человек–человек», прежде всего, учителя. Именно поэтому в нашей стране в настоящее время получила наибольшее развитие служба практической психологии образования.

Я педагог-психолог в детском саду. Судьбу не обманешь – есть ли профессия лучше?  Нет сомнений в правильности выбора профессии, я люблю свою работу и могу с уверенностью утверждать, что ни минуты не сомневаюсь в этом. Работа с детьми занимает всё время и мысли. Детский сад стал  для меня вторым домом.

В последние годы, благодаря стараниям питерских практических психологов (Г. Бардиер, И. Рамазан, Т. Чередниковой) широко употребляемым стало словосочетание «психологическое сопровождение». Идеология сопровождения состоит в том, чтобы не ограждать ребенка от трудностей, не решать его проблемы вместо него, а создавать условия для совершения им осознанного, ответственного и самостоятельного выбора на его жизненном пути. Психолог идет рядом с ребенком как друг и помощник (но не конвоир!). Ребенок всегда может обратиться к нему за помощью, но это не значит, что психолог станет все делать за него. Функции психолога  сопровождения напоминают в чем–то работу телохранителя. Его и не видно, может быть, пока он не понадобится. Чаще всего его задача — это создание благоприятных условий ребенку для самостоятельного решения. Но бывают моменты, когда он должен стремительно вмешаться, или остановить, или повести за собой, чтобы спасти и помочь.

По мнению выдающегося отечественного детского психолога Леонида Абрамовича Венгера, психолог в детском саду — это, прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей. 
Основная моя  цель, как психолога в детском дошкольном учреждении это -  охрана физического и психического здоровья детей, создание условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. 

Основные задачи, стоящие передо мной:

- создание условий, способствующих эмоциональному благополучию

  воспитанников и коллектива детского сада;

- создание эмоционально комфортных условий для субъектов

  образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) в ДОУ;

- повышение педагогической культуры педагогов и родителей;

- изучение особенностей развития детей в триединстве эмоциональной,

  личностной и интеллектуальной сфер;

- профилактика и преодоление отклонений в развитии детей;

- психологическая экспертиза профессиональной деятельности специалистов,

  образовательных программ и проектов, учебно–методических пособий;

-методическое обеспечение деятельности специалистов системы

 образования;

- психологическое сопровождение детей  в период адаптации.

- психологическое сопровождение детей подготовительной группы,  

  подготовка к школе, мониторинг развития;

Для того чтобы решать все эти задачи, планирую свою работу в детском саду по нескольким направлениям:

- Психологическое просвещение

 Цель: повышение психологической культуры педагогов и родителей, обеспечение информацией по психологическим проблемам;

- Психологическая профилактика

Цель: формирование у педагогов и родителей потребности в психологических знаниях; создание благоприятного эмоционально-психологического климата; своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и интеллекта;

- Психологическая диагностика

Цель: выявление индивидуальных особенностей ребенка; определить причины нарушений в воспитании и обучении;

- Развивающая и психокоррекционная работа

Цель: активное воздействие на процесс формирования личности и индивидуальности ребенка;

- Психологическое консультирование

Цель: оказание помощи обучающимся, их родителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения.

Особо мне близка развивающая и коррекционная работа. Педагог-психолог выбирает для себя направление, на которое он будет делать основной акцент. Например,  мне наиболее актуальной представляется тема социализации. В силу своего возраста дети испытывают трудности в восприятии и усвоении норм и правил, принятых в обществе, информационного потока обрушивающегося на них. Соответственно всё чаще приходится сталкиваться с детским упрямством, капризами, агрессивностью, страхами, высокой тревожностью, апатией, низкой самооценкой. А мы знаем, что в дошкольном детстве складывается личность, самосознание и мироощущение, усваиваются ценности, традиции, культура общества, в котором предстоит жить,  формируется социальный опыт, раскрываются  потенциальные возможности. Как сделать, чтобы дети чувствовали себя комфортно, были весёлыми и активными, самостоятельными и доброжелательными, помогающими и любознательными, инициативными и уверенными в себе, открытыми и сопереживающими, умели  взаимодействовать с окружающим миром?

Эту задачу я осуществляю через программу Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е., Первушиной И.М. «Тропинка к своему Я!», направленную на формирование социальных компетентностей детей 4 – 6 лет. В занятия включаю  доступные и интересные для дошкольников формы деятельности, которые изменяются в зависимости от  возраста, индивидуальности, часто  использую сказки, подвижные игры, психогимнастические этюды, элементы арт-терапии (творческая деятельность).  Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, ребёнок учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения. Тем самым развивается память, мышление, речь, закладываются основы социальной зрелости, определяется  дальнейшее развитие, успешная адаптация. «Отработав» это направление, я могу взять новое, а может, продолжу и дальше накапливать опыт по данной теме.

Коррекционная работа зависит от результатов, полученных в ходе обследования детей, исходя из конкретных потребностей, определяю основное направление коррекции.

Можно помечтать, если бы было создано универсальное коррекционное занятие с универсальными методами и приёмами, подходящими для всех. Бери и пользуйся!  К сожалению (а может, к счастью?) этого не будет никогда. Нет волшебных сценариев, пригодных на все случаи жизни. Потому что все дети разные. Потому что каждый день — «не такой, как вчера».

Отсюда понятна специфика работы практического психолога: он должен владеть значительным количеством разнообразных методов, приемов и уметь комбинировать их в самых разнообразных вариантах в зависимости от обстоятельств его деятельности. Порой деятельность практического психолога сродни искусству. Творчество — это просто–напросто моя профессиональная обязанность. Я должна быть готова в любой момент импровизировать, менять упражнения и изобретать новые.

Я — творец! Но постоянно должна помнить о главном принципе: НЕ НАВРЕДИ! Хотя, поразмышляв и проанализировав свою деятельность, мне хочется его изменить на: «Сделай лучше

Наличие и постоянное пополнение игрового, коррекционного и методического материала помогает мне создавать условия, которые способствуют эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка.

Конечно же, в работе с детьми мне не справиться без моих коллег – воспитателей, ведь мы делаем    одно дело. Я часто обращаюсь к ним за советом, потому что они знают своих воспитанников лучше, чем кто-либо другой.

К сожалению, решить психологические проблемы детей только в условиях детского сада, на занятиях, является недостаточным. Без взаимодействия с родителями ребенка такая работа будет носить поверхностный характер, и та положительная динамика, которая появится в развитии, очень скоро сойдет на нет. Поэтому, в первую очередь, желание родителей взаимодействовать с психологом, помочь ребенку преодолеть проблемные моменты, является важнейшим фактором на пути перемен к лучшему.

Хотелось бы сказать о наиболее распространенных «мифах» о психологах в детском саду. Мне пришлось столкнуться с мнением одной родительницы, что слово «психолог» образуется от слова «псих». Из чего она сделала вывод о том, что если с её ребенком в детском саду работает психолог, то он психически ненормальный. На этом основании некоторые родители вообще стараются избегать общения с психологом. Чтобы развеять этот миф, подчеркну, что психолог в детском саду работает с НОРМАЛЬНЫМИ детьми и их индивидуальными ОСОБЕННОСТЯМИ, а не отклонениями.

Психолог (детский) - педагог, занимающийся с детьми, не имеющими отклонений в психической сфере. Я не ставлю диагноз, а могу сделать  только условно-вариативный прогноз на будущее. При необходимости предложу пройти консультацию у других специалистов: психиатра, невролога, логопеда.

Только от совместной плодотворной деятельности со всеми участниками образовательного процесса я получаю удовлетворительный результат. Я вижу ребёнка инициативного, самостоятельного, независимого, уверенного в себе, умеющего быстро адаптироваться к изменяющейся обстановке, самостоятельно преодолевающего трудности, проявляющего социальную гибкость, умеющего сотрудничать, желающего узнавать новое.

Таким образом, в детском саду психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка». Его труд, как правило, не очевиден родителю, но малышу он, поверьте, необходим. Я не просто делаю, что «положено», а стремлюсь сформировать у себя индивидуальный стиль деятельности, ищу для себя новые, более сложные задачи, неординарные способы и методы работы.

Моя работа требует огромного труда над совершенствованием своих знаний и личностных качеств.

Самое главное, что я осознала еще на студенческой скамье: в психологии (наверное, как и во многих других науках) нельзя остановиться в развитии, нельзя прекратить свой профессиональный рост, удовольствовавшись достигнутым уровнем. Если это произойдет, сразу начинается откат назад, потеря завоеванных позиций. Нужно постоянно развиваться! Постоянно учиться новому и закреплять освоенное. Для этого имеются разнообразные способы.

Практические психологи могут повысить свою квалификацию и получить более высокую оценку своего мастерства, в зависимости от опыта работы, качества владения профессиональными умениями и навыками, пройдя аттестацию на соответствующую квалификационную категорию.

Важным способом профессионального совершенствования психологов является активное участие в жизни психологического сообщества. Я являюсь руководителем методического объединения педагогов-психологов ОУ района.

Современному специалисту–психологу —  практику — следует не только постоянно следить за новыми изданиями и публикациями, но и самому предлагать свои материалы в «цеховые» журналы и газеты, выносить свои идеи и полученные результаты на обсуждение коллег. Я думаю это у меня ещё впереди. Подготовка публикаций, несомненно, будет способствовать моему профессиональному росту.

Современный психолог для поддержания высокого профессионального уровня должен постоянно читать книги по психологии.

Повысить уровень своей профессиональной подготовки, особенно в области практической психологии, сейчас можно в рамках курсовой подготовки в ИРО г. Кирова.

Ну что ж, на этом, вероятно, можно поставить многоточие. Думаю, этот разговор был для Вас интересным, позволил прикоснуться к моему миру, психологической профессии. Всегда буду, рада пообщаться ещё, выслушать ваши вопросы, замечания и предложения, за что заранее выражаю признательность.

Всего Вам доброго.

Психолог? Нет, он не волшебник,

Не чудотворец, не атлет,

Не жизненных задач решебник,

И он не супер - человек.

Он так же дышит, так же любит,

И так же чувствует, как все.

Он не вершит великих судеб,

Он все не знает о тебе.

Твои измерить может память,

Мышление, темперамент, речь.

Он может лишь чуть-чуть исправить,

Тебя от бед предостеречь.

Души твоей путеводитель,

Он лишь подсказка – не ответ,

Дорожный знак, ограничитель

Твоих ошибок, друг побед.

Гармонии в душе желая,

За вас не сотворит ее,

Советом в жизни помогая,

За вас ее не проживет.

Психолог? Нет, он не волшебник,

Не шарлатан, не чародей,

Он не святой, не тяжкий грешник,

Он – человек среди людей.

/Орехова Т.В./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа "Мое педагогическое кредо"

Данная творческая работа была подготовлена на республиканский конкурс дефектологов. В ней раскрывается работа по развитию фонематического восприятия с помощью специальных символов рекомендованых Т. А....

Моё педагогическое кредо

Выступала на областном конкурсе профессионального мастерства " Сердце отдаю детям"...

Моё педагогическое кредо

Мир детства сладостен и тонок,Как флейты плавающей звук.Пока смеется мне ребенок,Я знаю, что не зря живуТвердят друзья:“Есть нивы тише”,Но ни за что не отступлю.Я этих милых ребятишек,Как собственных ...

Эссе: "Мое педагогическое кредо"

Выступала на городском конкурсе "Лучший воспитатель - 2011"Моя профессия – воспитатель детского сада. Каждый день спеша на работу, я думаю о своих подопечных, о встрече с их родителями, о предстоящих ...

мое педагогическое кредо

моя работа к  окружному конкурсу "Воспитатель -  2012 года"...

Эссе "Мое педагогическое кредо"

Эссе - это сочинение выражающее индивидуальное мнение, написанное на основе личного отношения автора к тому, о чем он пишет. В эссе автор делится своими раздумьями и переживаниями....

Педагогическое эссе "Моё педагогическое кредо"

Сочинение-эссе "Моё педагогическое кредо"...