Развитие творческого потенциала дошкольников средствами изобразительной деятельности
учебно-методический материал по теме

Чекмарева Татьяна Петровна

Создание условий для раскрытия творческого потенциала детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mo_tvorcheskie_sposobnosti.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческого потенциала дошкольников средствами изобразительной деятельности

Человек, воспитанный искусством, способен жить в гармони с окружающим миром, познавать и совершенствовать этот мир. Именно такими людьми мы хотим видеть детей в будущем.

Изобразительная деятельность, и в частности рисование, - вид деятельности, без которого немыслимо полноценное развитие личности. Однако здесь важно не навязывать детям стереотипные представления, которые не возбуждают их фантазию, а надоедают им, закрепощают и не стимулируют развитие творческих способностей.

За годы работы в детском саду, мною было замечено, что некоторые дети с неохотой берутся за краски на занятиях, а в свободной  деятельности  подолгу сидят над раскрасками или самостоятельно создают какие-либо «произведения», не испытывая при этом никаких затруднений? Передо мной возник вопрос: способствует ли развитию художественных способностей детей то, что мы, педагоги, предлагаем им сюжет будущей работы?

Размышляя над этими вопросами, я пришла к выводу, что при таком подходе мы лишаем воспитанников возможности проявить фантазию, самостоятельность, права выбора. В итоге дети демонстрируют нам одинаковые, словно отксерокопированные работы. Подтверждение этого можно найти в  работах  психологов  и педагогов, посвященных вопросам развития детского изобразительного творчества. Анализ работы по традиционной методике изобразительной деятельности заставил  меня глубоко  задуматься над тем, способствует ли она развитию художественного творчества у дошкольников. С этой целью изучила детские рисунки, которые, как правило, мало чем отличались друг от друга, не отражали индивидуального отношения ребенка к создаваемому образу. Все это свидетельствовало об отсутствии творчества в работах детей.

В связи с сделанными выводами, я обратилась к литературе и опыту педагогов, кто долгое время работает по этой проблеме. Какие же они применяют методы и способы для развития творческого потенциала ребенка? И вот, что я для себя выяснила.

Учитывая, что каждый ребенок обладает определенным потенциалом художественного развития, каждый педагог должен поставить перед собой цель: обеспечить необходимые условия для раскрытия творческого потенциала детей. При этом очень эффективно использование нетрадиционных способов рисования. Выбор этот не случаен. Название говорит само за себя: здесь присутствует элемент необычности, что позволяет в работе отойти от условных рамок, ограничений и тем самым вызвать интерес у детей.

Исходя из того, что важным условием детского художественного творчества служит эстетическая среда в детском саду. Особое внимание нужно уделить созданию условий для самостоятельной изобразительной деятельности детей, предоставив им как можно больше самого разнообразного материала.

Учитывая, что на формирование образа влияют художественное слово, музыка, необходимо обогатить содержание соответствующих уголков, изготовить дидактические игры, пособия, серии репродукций с картин художников, диапроектор, слайды, аудиокассеты с музыкой, книги для детей об искусстве. Погружение их в такую разнообразную эстетическую среду благодаря практической деятельности по созданию различных поделок, украшений для группы позволяет прививать им чувство прекрасного.

Прежде чем ребенок приступит к непосредственному изображению какого-либо объекта или явления, выражая при этом свое личное отношение к нему, у него должен сложиться его конкретный образ. Эти представления дошкольник получает из окружающей действительности в процессе наблюдения, общения, исследования. Поэтому, необходимо использовать такие формы предварительной работы, как прогулки и совместную деятельность с детьми, рассматривание репродукций картин и беседы по картине. Уделять внимание тому, чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик на содержание произведений изобразительного искусства, желание знакомиться с творчеством художников. Использование литературных и музыкальных произведений о природе с одновременным рассматриванием картин способствует формированию образов в сознании детей. Они возникают благодаря таким психическим процессам, как восприятие, мышление, воображение, которые лежат в основе творческой деятельности. Созданию образов помогает использование дидактических игр, игровых заданий, игр драматизаций, психологических этюдов. Предлагая детям передать образ какого-либо предмета или явления, стараться не ограничивать их ВОЗМОЖНОСТИ, ПОМНЯ О ТОМ, ЧТО определенный образ должен выражать их собственное переживание. Постоянно обращать внимание детей на органичную связь между внутренним состоянием живых существ и их внешним выражением.

Многие из вас , наверно, замечали, что на занятиях по рисованию детям сложно выбрать индивидуальный способ изображения, который мог удачно отразить задуманный образ. Возникала проблемная ситуация: ребенок хотел изобразить одно, а получал другое. Чтобы помочь детям решить эту проблему, нужно упражнять детей в выборе наиболее удачного способа изображения характерной особенности того или иного объекта. Знакомить юных художников с различными средствами выразительности и возможностями их использования. Особое значение придавать освоению детьми культуры цвета, так как он - наиболее выразительное средство в живописи. Поэтому в своей работе педагог должен применять игровые задания, специально вводящие ребенка в мир красок, благодаря которым дети осознают выразительную силу цвета и учатся пользоваться ею в соответствии с собственной индивидуальностью, отказавшись от привычных цветовых стереотипов.

Кроме того, педагог подводит их к использованию таких выразительных средств, как линия, форма, композиционное расположение при создании рисунка. На занятиях в процессе занимательных упражнений дети наглядно знакомятся с различным характером линий, располагают фигуры на листе несколькими способами, осваивают значение ритма, создавая свои элементарные узоры и орнаменты. Таким образом, работа по ознакомлению с выразительными средствами  изображения  подводит детей к пониманию возможности использования цвета, линии, формы, движения для выражения своих замыслов, своего отношения к изображаемому.

Большую роль в создание неповторимых образов детьми играет использование нетрадиционных средств и способов рисования. Знакомство с ними можно осуществить в процессе решения проблемных ситуаций, совместной деятельности, на специальных занятиях по рисованию, где дети изучают изобразительные  материалы и инструменты, пробуют с ними экспериментировать. У них возникает естественный интерес к необычным материалам и желание их использовать в разных видах рисования. В дальнейшем детям можно предложить в свободной деятельности пользоваться данными материалами при изображении различных объектов.

По мере освоения все новых и новых способов они открывают для себя, что определенный образ можно выразить не одним, а несколькими способами. В последующей работе педагог может предложить детям творческие задания. При этом каждому ребенку дать возможность самостоятельно отобрать к занятию все необходимое в соответствии со своим замыслом.

При проведении занятий по художественному творчеству стоит придерживаться следующей структуры: первый этап - начало занятия. Его цель: заинтриговать детей изложением того, в чем состоит задача и как ее осуществить. На втором этапе происходит реализация идеи. Каждый «художник» сам пробует представить, понять собственное отношение к заданной теме и изобразить задуманное и осмысленное в реализуемой работе. Заключительный этап - анализ работ. Здесь важно умение выразительно описать образ, передать настроение и собственное отношение к изображаемому. Педагог должен всегда помнить, что в искусстве критерии оценки несколько иные, нежели в других видах деятельности: нет жестких рамок, которым обязательно нужно соответствовать. необходимо избегать всякой категоричности, понимая, что результатом всегда может быть множество разных и одинаково удачных решений. Поэтому прямую оценку лучше заменить похвалой, поддержкой, обсуждением. Учить детей оценивать работы друг друга, не забывая об уважительном отношении.

Важно проследить, как развиваются умения детей применять известные способы работы с различными материалами для отражения собственного понимания и отношения к окружающему. Для диагностики проявления творчества в рисунках можно использовать следующие показатели, предлагаемые Т. Денисовой:

-отношение к деятельности (активность, самостоятельность, заинтересованность), быстрое вхождение в воображаемую ситуацию;

- умелое использование знакомого материала на различных занятиях, в других условиях;

-умение самостоятельно находить свои оригинальные способы изображения;

- проявление самостоятельности в планировании, воплощении, получении результата;

-подражание образцу педагога, но использование его при создании нового образа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Развитие творческого потенциала дошкольников через изобразительную деятельность в технике пуантилизма"

Методическая разработка по изодеятельности в технике пуантилизма (рисование точками)....

Развитие творческого потенциала дошкольников в изобразительной деятельности.

        В процессе работы ребенок открывает для себя такие понятия, как «линия», «цвет», «форма», «ритм». Это порой происходи...

Развитие творческого потенциала дошкольников средствами ИЗО деятельности

Развитие творческого потенциала дошкольников средствами ИЗО деятельности...

Мастер класс для педагогов "Развитие творческого потенциала дошкольников через изобразительную деятельность в технике пуантилизма"

Мастер класс для педагогов  "Развитие творческого потенциала дошкольников через изобразительную деятельность в технике пуантилизма"...