Развитие творческого потенциала дошкольников в изобразительной деятельности.
методическая разработка по рисованию на тему

Лисовская Людмила Леонидовна

          В процессе работы ребенок открывает для себя такие понятия, как «линия», «цвет», «форма», «ритм». Это порой происходит неосознанно, интуитивно, без заучивания законов и правил. Ребенок использует возможности ритма и цвета, не имея предварительных знаний о них, он просто увлекается доступным ему на данный момент материалом. Чтобы ребенок лучше представлял, осознавал, что он делает, и знал, какой затем получит результат, необходимо направлять его практические действия. При этом крайне важно помнить, что «направлять» ребенка – это не значит ограничивать его строгими рамками, лишать свободы самовыражения, творчества и поисков способов передачи своих ощущений, чувств, переживаний.

         Любой предмет, даже совершенно не заметный в обычной жизни, в руках ребенка «оживает», преображается и несет смысловую нагрузку. Например, веточка кустарника, окрашенная белой краской, в одной случае может стать деревом, в другом – морским кораллом, а кружево из белоснежного айсберга превращается в крыло бабочки.

        Детская работа не должна быть только живописной или графической. Она может и должна включать в себя и другие изобразительные материалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx42.86 КБ

Предварительный просмотр:

Работа воспитателя ГБДОУ детский сад №91 Лисовской Людмилы Леонидовны.

Тема: Развитие творческого потенциала дошкольников в изобразительной деятельности.

В одном мгновенье видеть вечность,

Огромный мир – в зерне песка,

В единой горсти – бесконечность

И небо – в часке цветка.

(Уильям Блейк)

В процессе работы ребенок открывает для себя такие понятия, как «линия», «цвет», «форма», «ритм». Это порой происходит неосознанно, интуитивно, без заучивания законов и правил. Ребенок использует возможности ритма и цвета, не имея предварительных знаний о них, он просто увлекается доступным ему на данный момент материалом. Чтобы ребенок лучше представлял, осознавал, что он делает, и знал, какой затем получит результат, необходимо направлять его практические действия. При этом крайне важно помнить, что «направлять» ребенка – это не значит ограничивать его строгими рамками, лишать свободы самовыражения, творчества и поисков способов передачи своих ощущений, чувств, переживаний.

Любой предмет, даже совершенно не заметный в обычной жизни, в руках ребенка «оживает», преображается и несет смысловую нагрузку. Например, веточка кустарника, окрашенная белой краской, в одной случае может стать деревом, в другом – морским кораллом, а кружево из белоснежного айсберга превращается в крыло бабочки.

Детская работа не должна быть только живописной или графической. Она может и должна включать в себя и другие изобразительные материалы.

Я стремлюсь как можно полнее ознакомить их с прекрасным и удивительным миром искусства, приобщить к художественной деятельности, развить их творческие способности.

Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Сначала ребенку доставляет удовольствие ритм движения руки, которая удерживает и направляет пишущий предмет. Потом – в процессе дальнейших художественных занятий – ребенок начинает понимать, что линией можно заменить, изобразить или обозначить какую-то форму. Н если в 2,5 года ребенок может «раскрепоститься» в рисунке (главное желание – карандашом или краской оставить следы на бумаге), сделать это быстро, не имея определенного замысла, то уже в подготовительной группе к школе появляется нерешительности, боязнь не справится с работой. А желание творить в младшем возрасте может вообще пропасть из-за неумения, на взгляд ребенка, правильно нарисовать что-то.

Из-за чего это происходит? Причины могут быть разными, в том числе не последнюю роль играет неверный подход родителей в оценке рисунка, проявляющийся в следующем:

- Ребенку навязывают определенные штампы и стереотипы (по их мнению трава должна быть только зеленой и т.д.).

- Отрабатываются алгоритмы изобразительной деятельности (почему ты нарисовал круги одинаковые в изображении снеговика).

- Исключается возможность самовыражения ребенка в цвете, линии (использование «чистых» цветов без смешивания красок, четкая обводка контура, как в мультипликации).

Но самой главной причиной, на мой взгляд, является неумение родителей развивать эстетическое и эмоциональное восприятие у детей.

Педагог должен как можно лучше знать особенности различных изобразительных материалов, чтобы правильно подбирать и рационально использовать их, а также знакомить детей с доступными способами работы с каждым материалом в отдельности.

Каждая техника предлагает использование различных инструментов. Каждый изобразительный инструмент имеет свою специфику, что определяет способы работы с ним. Рассмотрим особенности каждого инструмента.

Карандаши (цветные, простые) позволяют более четко выделить линию контура, точнее придать форму и конструкцию. Карандашом можно провести узкую линию. При этом для получения более широкой линии требуется неоднократное движение, заполнение же цветом всего рисунка связано с многократными повторными движениями (сверху вниз, слева направо или же по косой). Чем большую поверхность нужно закрасить, тем дольше будут совершаться эти движения. Овладение карандашом техникой рисования необходимо потому, что контурный линейный рисунок – основа изображения.

Фломастеры всевозможных оттенков и цветов могут обладать специфическим запахом, при соприкосновении с бумагой оставляют сочные, яркие линии без особого нажима руки. Рисунок таким инструментом может быть выполнен как контурно, так и штрихом.

*Не учитывается тип карандаша. Для дошкольного возраста предпочтительнее использовать карандаши ТМ, М, 2М. Твердые карандаши не дают возможность показать толщину и цвет линии, что в свою очередь сказывается на качестве работы и усвоении материала. Мягкий карандаш позволяет производить разнонаправленные движения, не отрываясь от бумаги. Изменение интенсивности цвета достигается изменением силы нажима на карандаш: слабый нажим – более светлый цвет, сильный нажим – более интенсивный цвет.

*Если не правильно подбирается формат бумаги, то часто можно видеть, как для небольшого карандашного рисунка выдаются такие же большие листы бумаги, как и для работы красками. В результате лист оказывается незаполненным (много неоправданно пустого белого пространства, из-за чего рисунок плохо смотрится), или же ребенок, стремясь его заполнить, создает слишком крупное изображение и не успевает закончить рисунок.

*Для работы с цветными карандашами предлагается цветная бумага, на которой полученное изображение плохо смотрится. Все это качество рисунков, лишает их выразительности.

*При работе с фломастерами следует объяснить детям правила обращения с материалом: обязательно закрывать колпачок, не набирать много фломастеров, не закрашивать большие пространства, расходуя цвет (с таким же успехом это можно сделать краской). Из-за длительного закрашивания рука устает, отчего у ребенка пропадает желание выполнять работу дальше.

Кисти – колонковые, беличьи, щетинные. Щетинные кисти предназначены для работы масляными красками, но могут быть использованы и в живописи темпераментными и гуашевыми красками («набрызг» - встряхивание кистью, в результате чего получаются по форме и расположению точки, «сухая» кисть – для передачи фактуры пушистой шерсти животных). Беличьи и колонковые кисти используются в основном в акварели и гуаши. По форме они бывают плоские и круглые. Величину висти обозначают номером. Номера плоских кистей соответствуют их ширине в миллиметрах, а номера круглых кистей – диаметру (также выраженному в миллиметрах).

Кисть – мягкая. Работа с ней не требует сильного нажима, сопротивление материала незначительное. Это снимает напряжение руки, характерное для работы карандашом, поэтому при работе с кистью рука устает меньше. Линия контура кистью получается расплывчатой, недостаточно четкой. Работа кистью и краской позволяет получить цветное пятно, сочную широкую линию, быстро покрывать цветом большие поверхности рисунка без затраты усилий. Рисуя кистью, можно получить широкую линию, если опереться всем ворсом, и тонкую, если казаться бумаги только ее концом. Научившись прикладывать кисть ворсом плашмя, ребенок получает в свободное распоряжение прием «примакивание», с помощью которого могут создаваться разнообразные элементы узора(цветы, листья, лепестки). Однако мягкий ворс кисти портится при неотрывном движении кисти туда-обратно.

*Ни в коем случае нельзя давать кистям засыхать или ставить кисти в банку ворсом вниз, так как происходит деформация. После работы акварельными красками или гуашью кисти лучше мыть теплой водой. Вымытую кисть нужно поставить в специально отведенный стаканчик ворсом вверх или завернуть в бумагу, тогда она сохранит свою форму.

*Для практических занятий каждому ребенку необходимо в наборе не меньше 2 – 3кистей разной толщины и фактуры.

Краски – акварельные, гуашь, масляные, температурные. Акварельные – водно-клеевые из тонко растертых пигментов, смешанных с камедью, декстрином, глицерином, иногда с медом или сахарным сиропом. Выпускаются сухие – в виде плиток, полусухие – в фарфоровых чашечках или полужидкие – в тюбиках. Акварелью можно писать по сухой или сырой бумаге сразу, в полную силу цвета, а можно работать лессировками, постепенно уточняя цветовые отношения натуры.

Гуашь – водная краска, обладающая большими кроющими возможностями. Эти краски после высыхания быстро светлеют и нужен не малый опыт, чтобы предвидеть степень изменения их тона и цвета. Гуашевыми красками пишут на бумаге, картоне, фанере. Готовые работы имеют матовую бархатистую поверхность.

Масляные – красители, смешанные с растительным маслом: льняным, маковым или ореховым. От воздействия света и воздуха масляные краски постепенно затвердевают. Многие основы (холст, дерево, картон) перед работой на них красками загрунтовывают.

Темперные – водно-клеевые краски, приготовленные из сухих порошков, смешанных с яичным желтом, разведенным клеевой водой. В настоящее время производится также полужидкие краски, заключенные в тюбики и изготовленные на желтке. Темперными красками можно писать густо, как масляными, или жидко, как акварельными, разбавляя их водой. Сохнут они медленнее гуаши. Недостатком является разница в оттенках сырой и высохшей краски. Картины, написанные темперными красками, имеют матовую поверхность, поэтому иногда покрывают специальным лаком, устраняющим эту матовость.

*Акварель не выносит исправлений, многочисленных повторных прописок смешанными красками. Нередко педагоги используют технику акварели в сочетании с другими материалами: гуашью, темперной, углем. Однако в этом случае теряется главное качества акварельной живописи – насыщенность, прозрачность, чистота и свежесть, то есть именно то, что отличает акварель от любой другой техники. С дошкольниками лучше практически начинать работать с акварелью со старшей группы, когда дети владеют навыками и умениями в работе с изобразительным материалом.

Угольный карандаш «ретушь» мягче обычных цветных карандашей и позволяет получить более широкую линию бархатистого цвета.

Сангина – короткие палочки-карандаши. Они могут быть разнообразных оттенков коричневого цвета.

Оба эти материала по-своему выразительны, они дают разную фактурную линию. Особенно выразительно получаются угольным карандашом и сангиной изображения деревьев. Благодаря мягкости этих материалов можно легко получить линии разной толщины (утолщение ствола, тонкость веток), работать с ними легче, чем с обычными цветными карандашами, которые дают тонкую линию и требуют нажима для получения более интенсивных штрихов.

Пастель – цветные карандаши без оправы, изготовленные из красочного порошка. Их получают путем смешивания красочного порошка с клеящим веществом (вишневым клеем, декстрином, желатином, казеином). Рисуют пастелью на бумаге, картоне, холсте. Цвет наносят штрихами, как в рисунке, или же втирают пальцами с растушевкой, что позволяет добиться тончайших красочных нюансов и нежнейших переходов цветов, матовой бархатистой поверхности. При работе пастелью она свободно соскабливается с грунта.

*Угольный карандаш, пастель и сангина хрупки, поэтому при рисовании ими нужно было лишь слегка касаться бумаги, иначе грифель карандаша и палочка сангины быстро сломаются. Карандаш «ретушь», как и цветные карандаши, не нужно остро затачивать. Сангина же совсем не затачивается.

*Не стоит пытаться закрашивать рисунок сангиной или пастелью так же, как и цветным карандашом, близко проводя штрихи. При этом материал ссыпается, а просветы остаются.

*Введение этих материалов для рисования целесообразно только в старшей и подготовительной к школе группах, когда детьми уже должны быть освоены основные способы работы цветными карандашами и кистью.

Красный, синий, желтый, зеленый – любимые цвета малышей, в руках у которого оказались краски. А вот и первый рисунок – яркое желтое солнце, синее небо, зеленая трава. Но становясь старше, например, в 4 года ребенок замечает, что в природе существует множество цветовых оттенков. Оказывается, небо не всегда бывает синим, а море может быть красным, даже зеленым. Маленький художник начинает вглядываться в окружающий мир, стараясь понять и передать увиденное. И тут его может постигнуть разочарование: вместо ярких сочных красок осеннего леса на листе бумаги вдруг появляются серые разводы. В чем же дело? Что такое цвет? Можно ли получить другой цвет, имея под рукой лишь три краски: красную, желтую, синюю, и какие цвета нужно считать основными, а какие дополнительными? Что такое колорит? И еще множество чего, почему так…

К сознанию сущности реального цвета и его использованию в работе дошкольники приходят чаще всего под влиянием взрослых, поскольку именно они обращают внимание ребенка на цвет как на постоянное качество предмета (трава – зеленое, небо – голубое, солнце – желтое). Дети устраивают такое видение мира и переносят его в свои рисунки. Некоторые педагоги сами определяют, какой цвет предложить детям для выполнения той или иной темы. Все это значительно ограничивает возможности детей в отражении своего мира, то есть в проявлении настоящего творчества. Эстетическая ценность детской живописи работы заключается именно в том, что она выполнена теми красками, которые подобрал сам ребенок. Поэтому в распоряжении детей должно быть как больше разнообразных красок. Выбор цветов на основе личного восприятия, а не соответствии со вкусами взрослых, и придает детским рисункам особую прелесть, что у ребенка должны отсутствовать знания о цвете, цветовой грамоте.

Я хочу предложить вашему вниманию достаточно обобщенные и доступные знания по цветовой грамоте, которые педагог может использовать на занятиях по изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста. Однако кроме теоритических знаний необходимо приобрести целый ряд практических умений и навыков с различным изобразительным материалом.

Цветовая система Ньютона – цветовой круг, состоящий из семи секторов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, голубого, фиолетового.

Белый, серый, черный цвет различаются только по светлоте и лишены цветового тона, называться они будут ахроматические. В противоположность им существуют хроматические цвета, обладающие цветовым тоном, светлотой, насыщенностью. Цветной тон – качество хроматического цвета, при определении которого называют цвет красным, желтым, синим и т.д. Светлота - одно из свойств цвета, характерное для хроматических и ахроматических цветов, связанное с отражательной способностью поверхности. Насыщенность (сила цвета) – степень цветности, то есть показатель выраженности конкретного цветового тона.

На этом этапе обучения у педагога должны сформироваться правильные представления о цветоведении.

Ребенок должен уметь:

- называть и различать семь цветов;

- отождествлять цвет с образом (предметом);

- использовать имеющиеся цвета для получения новых цветов, которые тоже имеют свои самостоятельные названия;

- находить при работе с красками «свой цветовой набор», «Свою палитру».

Пусть это еще первые робкие шаги в творчестве, где результатом практической деятельности будут цветовые пятна, пересекающиеся линии, точки, черточки и «кляксы». Даже по этим изображениям можно судить об индивидуальности ребенка. В этот раздел могут входить такие игровые занятия как «Разноцветные краски», «Краски природы», «Я белый заяц – ты серый волк», «Радуга-дуга».

Варианты занятий.

«Вращающийся круг». Круг состоит из семи цветов, в его центре находится стрелка. Играющие по очереди должны отгадать цвет, на который указал конец стрелки, и называть предмет, связанный с этим цветом. Например, желтый – солнце, цыпленок, яблоко. Можно усложнить задание, увеличивая количество предметов от трех до десяти.

«Букет». Для каждого ребенка педагог подготавливает рисунок-задание с изображением вазы с цветами. Дети должны раскрасить их определенными красками и вписать в кроссворд название цветка. В конце прочесть слово по вертикали – палитра.

Художники привыкли считать основным три цвета – красный, желтый, синий. Эти три цвета соответствуют трем краскам, из которых можно получить путем смешивания наибольшее число цветов. В научном цветоведении в качестве основных принято использовать красный, зеленый и синий цвета. Эта триада красок лежит в основе исчисления цветов, начало которому положил И. Ньютон. Для практики живописца она не нужна. Интересна точка зрения на этот вопрос Л. Альберти: «…я утверждаю, что от смешивания цветов рожается бесконечное множество других цветов, но истинных цветов столько, сколько стихий, - четыре постепенно умножаясь, рождаются другие виды цветов. Цветом огня будет красный, воздуха – голубой, воды – зеленый, а земли – серый или пепельный».

И наконец, основными или главными цветами могут считаться четыре цвета – красный, желтый, зеленый и синий. Основанием для их выбора служит следующий факт. Четыре названных цвета совершенно различны, в то время как все остальные цвета близки к одному из четырех основных. Все остальные цвета близки к одному из четырех основных. Все остальные цвета называются составными словами («желто-зеленый», «сине-зеленый»), или словами, явно происходящими от слов, обозначающих конкретные предметы (оранжевый – апельсин).

Для детей каждый из этих примеров достаточно интересен и может быть представлен наглядно. В практической же работе лучше придерживаться общепринятой версии о триаде основных красок: красной, желтой, синей.

Ребенок должен уметь:

- используя наименьшее количество красок, создать наибольшее смешение цветов;

- применять разнообразные приемные в работе с красками, технику письма по сырому, многослойную живопись, раздельный мазок, примакивание, лессировку, рисование «от пятна».

Необходимо помнить, что гуашь быстро высыхает, так что по просохшему слою можно через некоторое время писать повторно. Для передачи тонких тональных переходов (например, как в изображении неба, моря) лучше использовать прием «письма по сырому», то есть по смоченной поверхности листа. Там, где требуется передать четкие границы формы (например, как в натюрморте, пейзаже для предметов переднего плана), следует использовать прием раздельного мазка.

В этот раздел могут входить такие игровые занятия, как «Каким будет новый цвет?», «Цветной калейдоскоп», «Превращение слона», «Путешествие слона», «Мерцание звезд».

Давление всех цветов по цветному тону на теплые и холодные находится в прямой связи с эмоциональным и ассоциативным опытом человека. Холодные усиливают ощущение успокоенности, меланхолии, теплые – радости жизни, активности. Теплые цвета условно ассоциируются с цветом огня, солнца: красные, красно-оранжевые, желтые. Холодные цвета ассоциируются с цветом воды, льда и других холодных объектов: зелено-голубые, голубые, сине-фиолетовые. Деление цветов на теплые и холодные может относится как к конкретному цвету на картинке, так и к холодному цвету на природе. На картинке противопоставление теплых и холодных цветов называется тепло-холодностью. По эмоциональному тону краски распадаются на светлые и темные.

Педагог должен не только рассказать о том, что знает сам, но вовлекать их в творческий процесс создания цветовых комбинаций. Эти занятия строятся в форме диалога между детьми и педагогом.

Ребенок должен уметь:

- постепенно вводить цветовые сочетания (начинать лучше с черно-белой гаммы, со временем ребенку самому захочется внести туда какой-нибудь контрастный цвет);

- использовать сочетания ярких цветов, стараясь, чтобы цвета были разные по тону;

- сочетать яркие, «открытые» цвета, чтобы добиться цветовой гармонии.

Темы занятий: «Дворцы из огня и льда», «Море», «Времена года», «Тени в лесу», «Натюрморт».

Для обеспечения ограниченного единства обучения и творчества детей, занятия включают в себя следующие виды деятельности:

  1. Изложение учебного материала (в форме игры, беседы, просмотра видео- и диафильмов). Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и индивидуально, способствует решению учебных задач и занятий.
  2. Самостоятельная практическая работа детей, которая является основной в учебном процессе. Ее цель – творчество. Создание художественных образов развивает у детей умение обобщить их, приводить к единству, целостности.
  3. Обсуждение. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека. Могут быть организованы сменные выставки. Работы лучше оформлять в паспарту или рамки. Поскольку работы дошкольников не оцениваются, педагог может анализировать детское творчество по степени активности детей в процессе изложения материала или по уровню освоения тех или иных художественных приемов в творческой работе.

Планируя занятия, педагог выбирает для каждой темы ту или иную форму работы, учитывая оснащенность группы. Так, изложение материала может проходить в группе – дети рассаживаются на ковре и смотрят видеофильм по теме занятия, после обсуждения и уточнения отдельных моментов они проходят за столы и выполняют работу в красках на листе бумаги. Другой вариант – та же тема может быть рассмотрена и проиграна, а затем дети рисуют карандашами.

По содержанию практические занятия в основном делятся на изобразительное искусство (живопись, графика).

Цель программы. Через развитие способности к зрительному анализу окружающего мира прийти к восприятию предметов изобразительного искусства, а также к умению абстрактно мыслить, понимать символы и таким образом помочь ребенку стать творческой личностью, проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.

Основные задачи:

- развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых детей;

- развивать воображение детей, поддерживая проявление их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;

- привлекать детей с разнообразными материалами, учить создавать грамотные и красивые работы.

Программа построена на основе занятий по видам «мини-лекции», включающим в себя иллюстрации материал (репродукции, видеофильмы) и знакомством с экспозициями в музеях или выставках.

Я в работе широко использую иллюстративный материал и музейные коллекции; работу по сравнительному анализу произведений различных видов искусства (живопись, графика, музыка, поэзия); игры-занятия, развивающие абстрактное мышление; использование методических пособий, дидактических игр и художественных произведений детей для создания тематических выставок, являющихся мотивацией детского творчества и итогом работы педагога. Кроме того, детские рисунки могут служить зрительной информацией для родителей и украшением интерьера.

Навыки детей в изобразительной деятельности складываются в результате систематических занятий.

Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу нарастания сложности. Это происходит постепенно, что дает возможность ребенку распределить свои силы равномерно и получить желаемый результат.

Все три этапа обучения имеют свои особенности и творческие задачи.

Первый этап – «Путешествие по стране Фантазии» (младший возраст).

Цель: обучение.

Второй этап – «Мир предметов и вещей» (средний возраст).

Цель: развитие.

Третий этап – «Я – художник» (старший возраст).

Этап первый.

Этот этап является самым важным, поскольку именно сейчас происходит «закладка фундамента будущего задания». Результаты работы будут видны не сразу, а лишь тогда, когда дети научатся свободно владеть кисточкой и карандашом, воспринимать форму и композицию. Для этого уже в младшей группе необходимо заинтересовать ребенка творческим процессом, чтобы каждое занятие было эмоциональным, включало в себя игровые моменты, разнообразные и красочные наглядные материалы.

Для практической работы предпочтительней использовать краски гуашь (густые, средней густоты) ярких и чистых цветов. Кисти должны быть широкие – среднего размера, круглые и мягкие.

На этом этапе дети узнают, что различие форм зависит от:

- инструмента (кисти, карандаши, фломастеры оставляют на бумаге разные линии);

- движения руки с инструментом (толщина и цвет линии);

- правильной организации рабочего места.

Задачи

*Раскрепостить детей, чтобы исчез страх перед листом бумаги, перед красками. «Ты справишься, у тебя все получится, давай попробуем вместе».

*Развивать подвижность руки. Объяснить особенности обращения с кистью – как следует правильно держать, чтобы было удобно, чтобы рука не уставала.

*Отрабатывать приемы работы кистью:

Примакивание – кисть прикладывается к листу, оставляя отпечаток всей плоскости. Этот прием можно использовать для изображения лепестков, следов, капель.

Кончиком – изображение получается в виде точек или круга.

Набрызг – встряхивание кистью, в результате чего получаются различные по форме и расположению точки.

*Учить детей по форме понимать взаимосвязь изображения с его словесным образом. На этом этапе ребенок еще не в силах передать изобразительными средствами тот или иной образ. Но описать нарисованное он может. Порой одна линия или пятно заключают в себе целый мир фантазий. Именно сейчас можно раскрыть на приеме шаги в коллаже. Задания для детей младшего возраста лучше планировать на одно занятие. Детям важен быстрый результат работы. Как правило, занятия проходят индивидуально с каждым ребенком либо небольшими подгруппами.

Этап второй.

Дети уже «вошли» в мир искусства, они могут разбираться в цвете и понимают его оттенки. В этом возрасте следует делать основной акцент в обучении на многообразие цвета и его сочетаний. Цвет выбран ведущим средством организации творческого процесса.

На этом этапе дети узнают:

- как один цвет может влиять на другой;

- какие цвета могут дополнять друг друга, а какие – наоборот, вместе сочетаются;

- о взаимосвязи цвета с различными материалами;

- о понятии тепло-холодности цвета.

Такие развивающие упражнения будут способствовать пробуждению в детях эстетического чувства. Например: не всегда что ярко – то красиво, что огромно – то привлекает. На этом этапе можно экспериментировать с материалом и техникой. В процессе создания творческой работы продолжается освоение приемов «примакивания» на примере более сложных положений разных кистей и движений ими, изучаются новые виды соединения и крепления разных материалов.

Задачи

*Продолжить знакомство с приемами работы кистью. Выполнение творческой работы кляксами (монотипия). Для выполнения работы необходимо иметь два листа бумаги, тушь или гуашь. На поверхности первого листа наносятся кляксы, затем он накрывается вторым листом. Можно вращать лист, потом резким движением руки открыть на себя. В итоге получится два изображения, причем результат всегда непредсказуем. Эта техника дает широкий простор для детской фантазии.

*Показать связь цвета с характером персонажа. Точно так же, как и характер, цвет изменяется, он бывает смешным или грустным, ярким или темным. Характер можно передать цветом, а усиливает его эмоциональное воздействие материала.

Этап третий.

Заключительный, третий этап – свободное творчество – подводит итог всей предыдущей работе в коллаже. Дети к этому времени уже обладают значительными знаниями, умениями и навыками в изобразительной деятельности, имеют практический опыт работы с различными материалами.

Сейчас важно не мешать ребенку в создании картины, не управлять творческим процессом.

На этом этапе дети узнают:

- как, используя отношения контраста, можно выразить самые разные чувства и мысли через связи изображений по цвету, форме, очертаниям. Поэтому дети пробуют осваивать их, с наиболее простых – отношение величин, цветовой контраст;

- как передать глубину пространства на плоских и объемных изображениях (живопись, коллаж) на примере композиции.

Задачи

*Знакомит детей с творчеством художников-импрессионистов, кубистов. Детям этого возраста такой великий мастер как Пабло Пикассо, возможно более понятен, чем Репин и Суриков. Именно благодаря живописной технике картины Пикассо кажется легковыполнимыми и напоминают детские рисунки.

*Дать детям с помощью коллажа более полное и образное представление о таких понятиях, как пространство, ритм, линия, форма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала дошкольников средствами изобразительной деятельности

Создание условий для раскрытия творческого потенциала детей....

Тема: «Развитие творческого потенциала дошкольника в аппликационной деятельности»

Описание опыта работы по теме  «Развитие творческого потенциала дошкольника средствами аппликационной деятельности».Аппликация – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, на...

Опыт работы "Развитие творческого потенциала дошкольников через изобразительную деятельность в технике пуантилизма"

Методическая разработка по изодеятельности в технике пуантилизма (рисование точками)....

Мастер класс для педагогов "Развитие творческого потенциала дошкольников через изобразительную деятельность в технике пуантилизма"

Мастер класс для педагогов  "Развитие творческого потенциала дошкольников через изобразительную деятельность в технике пуантилизма"...