Семинар практикум «Развитие творческого потенциала дошкольников средствами изобразительной деятельности»
материал

Черепанова Людмила Викторовна

Семинар практикум

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10

Семинар-практикум  для педагогов
«Развитие творческого потенциала дошкольников средствами изобразительной деятельности».

Воспитатель группы:

I квалификационная  категория

                                                  г. Кушва

                                                    2021 г

Конспект

семинара-практикума  для педагогов
«Развитие творческого потенциала дошкольников средствами изобразительной деятельности»;

Цель: раскрытие и развитие творческого потенциала педагогов, способствующего активизации творческих способностей у детей.
Задачи: 
1)    повышение компетентности педагогов в вопросах развития творчества детей,
2)    оказание помощи в  раскрытии творческого потенциала дошкольников,
3)    мотивирование педагогов на творческую деятельность, 
4)    формирование чувства причастности к коллективу, групповой сплоченности, доброжелательных взаимоотношений; 
Оборудование: 2 ватмана,  вырезанные из журналов заготовки, слова на листочках для двух групп,  музыка из мультипликационных фильмов.

Ход семинара:

    Наш семинар-практикум мне хотелось бы начать с цитаты « Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи» К.Паустовский.

Девизом, нашего мероприятия послужит высказывание Конфуция: "Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму. " Мы будем сегодня играть!

Любое мероприятие начинается с организационного момента или «знакомства».

Я предлагаю не много поиграть и заодно познакомиться.

Упражнение «Дерево ожиданий»

- Посмотрите, но у нас есть грустное и одинокое дерево, давайте поможем ему укрыться разноцветной листвой. У вас на столах лежат листочки разного цвета, я вам предлагаю взять один, два или несколько листочков одного цвета из нашей коробочки. В зависимости от того сколько у вас листочков, расскажите о себе несколько фактов (рассказы воспитателей).)

Тех, кто выбрал зеленый лист – ожидает успех на нашем занятии.

Тех, кто выбрал красный – желают активно общаться.

Желтый цвет у вашего листочка - проявите активность.

Синий цвет – будут сегодня настойчивы.

- Наше дерево ожило, зашелестело своими листочками, и помните, что красота дерева, зависит от нас, наших стремлений и ожиданий, действий.

Педагоги присаживаются.

Мы с вами познакомились, а теперь я предлагаю настроиться на интересное общение и выполнить следующее:

Упражнение «Идеальное общение» (пары названий животных)

- Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон». Прочитайте название так, чтобы надпись видели только вы, карточку можно убрать.

Задача каждого найти свою пару, при этом можно использовать любые выразительные средства, нельзя только говорить и издавать звуки характерные для вашего животного. Когда вы найдете пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда у нас будут все пары образованы, мы посмотрим, что у нас получилось.

- Это упражнение можно провести с родителями, обычно проходит оно весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость.

2.Теоретическая часть.

     Развитие творческих возможностей детей всегда рассматривалось как одна из актуальных задач образования. В современном обществе способность творить расценивается выше знаний и умений. Даже для того, чтобы соответствовать званию “компетентного специалиста” в своей области деятельности необходимо быть творческим человеком. Творчество – это новые идеи, новый опыт, новые перспективы. Без развитого воображения нет не только открытия, но и широкого взгляда на вещи, нет активного восприятия действительности, нет гармонически развитой личности. Слово “творчество” происходит от слова “творить” и в общественном смысле это означает искать, изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном. Презентация (3-5 мин).

     Детское творчество - это выражение индивидуальных способностей ребёнка, выражение в художественной форме отношения к окружающему миру. 
    Наша задача: поддерживать и стимулировать развитие у детей творчества. 

Детское творчество отличается от творчества взрослого. Ребёнок действует подсознательно, он не ставит перед собой целей.

Я предлагаю вернуться в чудесный мир детства и немного поиграть. Для этого разделимся на команды: каждый из вас достанет кружок, если он желтый  – он в команде солнышко, синий  – он в команде дождик. (2-3 мин.)

   Давайте в группах подумаем, какие условия для детей необходимо создавать нам, педагогам, чтобы развивать их творческие способности.

Обсуждение в группах (3-5 минут).

  Вывод: успешное развитие творческого потенциала возможно лишь при создании определённых условий, благоприятствующих их формированию.

       Такими условиями являются:

1.    Большое поле деятельности по привитию детям вкуса к творчеству имеют занятия музыкой, изобразительной деятельности, продуктивными видами труда, ознакомление с художественной литературой, познавательная деятельность, театрализованная деятельность. 

2.    Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.

3.    Создание необходимой обстановки.

4.    Предоставление ребёнку свободы в выборе деятельности.

5.    Доброжелательная помощь  взрослых.

6.    Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребёнка к творчеству.

7.    Проведение детального анализа.

8.    Мотивация.

9.    Сам педагог – творческая личность.

Ознакомление с результатами анкетирования педагогов “Ваши творческие способности”

    Педагогические способы стимулирования творческой активности:
1. Создание благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны педагога.
2. Обогащение окружающей среды разнообразными новыми для ребёнка предметами с целью развития его любознательности.

3. Поощрение высказывания оригинальных идей.

4. Использование личного приёма творческого подхода к решению проблем.

5. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

3. Практическая часть (40-50 мин.):

     Развитие воображения играет большую роль в воспитании творческой  личности ребенка. Необходимо как можно больше включать в практику виды деятельности, направленные на активизацию процессов воображения. 
1) Невербальное творчество:

- из  обычных предметов придумать 4-5 способов необычного  применения (7-8 мин).

1 группе: канцелярские  скрепки (сделать елочное украшение, застежку,  разогнуть – вилка и т.д.)

2 группе:  коробочка от киндер - сюрприза.

2) Вербальное творчество:

- из набора слов в группах придумать стихотворение на тему «Творчество – это….?» (10-12 мин.)

1 группа - слова:  ребенок,  шкатулка, ключик, солнце, успех,  чудо, родители, творчество.

2 группа – слова:  ребенок, смех,  удача, родители, радуга,  воображение,  цветок, книга.

    Подведение итогов игры: Трудно было подключать свободное фантазирование? Обязательно играйте с детьми в подобные игры на словотворчество.

Упражнение «Рисунок на спине» 

Цель: активизация участников, создание положительного эмоционального настроя с использованием техники рисования пальцами. 
Сейчас, я расскажу вам сказку, которую мы нарисуем друг у друга на спине. Приготовим лист бумаги, разгладим его (участники гладят ладошками спину впереди стоящего игрока). Жил-был мальчик (рисуют пальцем человечка). Он очень любил гулять в лесу (рисуют деревья). Однажды он пошёл на прогулку (изображают идущие ноги). Светило яркое солнце (рисуют солнце на спине партнёра). Солнечные лучи нежно ласкали его спину (гладят ладошками спины друг друга). Вдруг появились тучи (рисуют тучи). Начался сильный дождь(показывают, как падают капли дождя). Дождь успокоился. Появились большие лужи (рисуются лужи). Любимым занятием мальчика было смотреть в лужи и улыбаться своему отражению (участники поворачиваются лицом в круг и улыбаются друг другу).

  И в заключение нашего семинара, перед подведением итогов, вам предлагается ненадолго стать творцами и из подручных средств создать: 

1 группа коллаж «Творческий педагог»

2 группа – «Творческий ребенок»

В конце сделать вывод о том, что без творческих педагогов ребенку  трудно стать творческим .

4. Выводы по занятию (3-5 мин).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала дошкольников средствами изобразительной деятельности

Создание условий для раскрытия творческого потенциала детей....

Опыт работы "Развитие творческого потенциала дошкольников через изобразительную деятельность в технике пуантилизма"

Методическая разработка по изодеятельности в технике пуантилизма (рисование точками)....

Развитие творческого потенциала дошкольников в изобразительной деятельности.

        В процессе работы ребенок открывает для себя такие понятия, как «линия», «цвет», «форма», «ритм». Это порой происходи...

Развитие творческого потенциала дошкольников средствами ИЗО деятельности

Развитие творческого потенциала дошкольников средствами ИЗО деятельности...

Мастер класс для педагогов "Развитие творческого потенциала дошкольников через изобразительную деятельность в технике пуантилизма"

Мастер класс для педагогов  "Развитие творческого потенциала дошкольников через изобразительную деятельность в технике пуантилизма"...