Доклад по коррекционной работе по изо
статья на тему

Татьяна Сосновская

Коррекционная работа с детьми по изодеятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные направления

коррекционно-вспомогательной работы

по изобразительной деятельности в детском саду

 Психолого-педагогические исследования последних лет свидетельствуют о повышенном интересе ученых к проблеме развития детского изобразительного творчества (Н. А. Ветлугина, С. Е. Игнатьев, Т. С. Комарова, В. С. Кузин, С. П. Ломов, В. Н. Пушкин, Я. А. Пономарев и др.). Особое значение изодеятельность имеет для дошкольников с проблемами в развитии.

Дети с ОНР, дети левши, дети с заболеваниями глаз наиболее часто встречаются в дошкольных учреждениях

 Коррекционно-развивающий эффект систематических занятий по изодеятельности может быть достигнут в том случае, если применяются специальные методы, приемы и средства, обеспечивающие максимальное использование имеющихся у детей потенциальных положительных сторон, направленных на устранение или ослабление у детей психофизических недостатков. Формирование у них положительных личностных качеств, исправление недостатков познавательной, речевой, эмоциональной и двигательной сфер (главным образом моторики рук), развитие у детей сравнения, обобщения, совершенствования умения ориентироваться в задании, планировать свою работу, последовательно выполнять ее.


Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения. 

Коррекционная работа строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе стимуляции всех потенциальных возможностей детей с нарушением зрения.

Специфичность коррекционной работы с детьми дошкольного возраста состоит: во взаимосвязи и взаимодействии коррекционной работы со всеми видами детской деятельности; всестороннем воздействии содержания, методов, приемов и средств коррекции на психику ребенка; в компенсаторном развитии средствами деятельности (игры, труда, занятий и т.д.); в интеграции ребенка в общество зрячих на основе  сложившихся у него социально-адаптивных форм общения и поведения. Каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, а именно пособия и материалы должны учитывать нарушения зрительного анализатора ребенка, временные ограничения,  упражнения и игры соответствуют диагнозу и возрасту детей, создание необходимых условий для каждого ребенка.

Рекомендации для проведения общеобразовательных занятий с детьми, имеющими нарушения зрения.

На занятии рассаживать детей в соответствии с окклюзией глаза: рассаживать детей с противоположной стороны заклеенного глаза.

Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света), используется дополнительное освещение над доской, на столах.

Дети с низкой остротой зрения могут подойти к рассматриваемой картине, предмету чтобы иметь возможность лучше рассмотреть их.

На занятии использовать наглядный материал: реальные предметы, окружающие ребенка в повседневной жизни; игрушки – с четко выраженными характерными признаками предмета; изображения простые, без лишних деталей, с четким контуром, контрастные по отношению к фону, без бликов; демонстрационный материал красного, желтого, оранжевого и зеленого цвета, плоскостной и объемный;

размер демонстрационного материала, игрушек, предметов – 15-20 см.;

размер раздаточного материала – 5 см., 3 см.,2 см. – в зависимости от остроты зрения.

На занятии необходима физминутка и пауза для проведения гимнастики для глаз.


ЗРИТЕЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3 – 7 лет.

Упражнения

1.Работа  с предметными картинками.

   рассматривание, описание, нахождение новых картинок;

   нахождение нескольких одинаковых картинок;

   группировка изображений по цвету;

   группировка изображений по назначению.

2. Работа с геометрическими фигурами:

    группировка по цвету без учета формы;

    группировка по форме без учета цвета.

    сортировка геометрических фигур по цвету, форме, величине.

    выкладывание узора из цветных палочек.

3. Работа с цветной мозаикой:

    сортировка по цвету;

    выкладывание узоров по образцу, затем без образца.

4. Работа с пирамидками.
5. Обведение контуров предметов, нарисованных ярким фломастером.

    Рисование по трафарету, шаблону

    Обведение контурных очертаний предметов.

    Перерисовка через прозрачную бумагу.

6. Работа с книжками – раскрасками.

7. Работа с мелкими предметами

 Сортировка бус, бусинок, бисера (для ст. д\в), геометрических фигур по  цвету, форме, величине. Составление из них узоров.

    Нанизывание бус, бисера, колечек, пуговиц на леску.

8. Работа с магнитным конструктором.

9.Работа с разрезными картинками; пазлами

игры на совмещение контура, силуэта с предметом.

составление целого из частей.

10.Вырезание фигур, их деталей.

Дидактические и подвижные игры

«Найди свой цвет»,

 «Набрось кольцо»,

«Поймай рыбку»,

«Чего не стало?».


Общее недоразвитие речи - это нарушение, при котором у ребёнка с нормальным слухом и первично сохранённым интеллектом оказываются несформированными все компоненты речевой системы: фонетика, лексика, грамматика. Поэтому на своих занятиях выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач:

  • Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
  • Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
  • Целенаправленная отработка лексики по заданию логопеда.
  • Упражнения в правильном употреблении сформированных грамматических конструкций.
  • Развитие понимания, внимания, памяти, мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.
  • Формирование связной речи.
  • Подготовки к чтению и письму.

Все виды продуктивной деятельности позволяют ребёнку опосредованно отражать окружающий мир, самому создавать красоту, исходя из своих возможностей, обогащать свой чувственный опыт, углублять представления об окружающем.

Изобразительная деятельность выступает как специфическое средство познания окружающей действительности и существенно влияет на умственное и речевое развитие ребенка.

Попутно с решением основных для этого вида деятельности задач на занятиях я могу познакомить воспитанников с новыми словами, уточнять их лексические и грамматические оттенки, активизировать в речи названия предметов, действий и признаков, автоматизировать все типы предложений и предложных конструкций, отработанных с логопедом.

Совместная работа воспитателя и логопеда в этом направлении многократно усилится, если тематика продуктивной деятельности будет совпадать с общей речевой работой по лексико-тематическим циклам.

Материал стараюсь строить по принципу от простого к сложному и охватывать все виды занятий по изобразительной деятельности рисование и лепка с элементами аппликации и конструирования (предметное, декоративное, сюжетное, по замыслу)

По мере развития сенсорно-двигательных способностей детей материал усложняется. В зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей детей, возможен свой творческий подход к разработке тематики продуктивной деятельности. Учитываю главное: тематика должна быть доступна, понятна, эмоционально окрашена и по содержанию включена в лексико-тематические циклы.

Такой подход к продуктивной деятельности создаёт условия для осуществления тесной связи в работе воспитателя и логопеда по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи детей. Он позволяет решать как основные педагогические задачи (формирование технических навыков и умений, знаний о предметах и явлениях, об их свойствах и признаках и т.д.), так и обеспечивать коррекционную направленность всей работы (развитие мелкой моторики, сенсорных способностей, совмещение продуктивной деятельности с речью).

Занятия по изобразительной деятельности и конструированию проводятся по подгруппам. Внутри каждой из них выделяются дети с относительно высоким, средним и низким уровнем владения техническими навыками.

Осуществляя разноуровневый подход к детям на занятиях по продуктивной деятельности, я получаю возможность учитывать потенциальные возможности каждого ребёнка: кому-то необходим полный (иногда и поэтапный) показ последовательности создания изображения; а кому-то достаточно частичного показа или показа жестом по контуру предмета (формообразующего движения). Кто-то из детей может выполнить работу по представлению (это требует развитого воображения), а кто-то выполнит её по образцу или с опорой на наглядность. Главное - каждому ребёнку дать посильное задание, каждому пережить чувство успеха, в каждого вселить уверенность в своих силах, каждого научить способам изображения (изготовления) того или иного предмета и уверенно использовать их при изображении (изготовлении) других, более сложных.

Включенность занятий по продуктивной деятельности в лексическую тематику позволяет в работе по той или иной теме опираться также на двигательную и эмоциональную память, на пробуждающуюся творческую активность детей. Это очень помогает достижению главной цели - преодолению общего недоразвития речи у детей.


Особенности речевой работы на занятиях продуктивной деятельностью.

Во всех видах продуктивной деятельности: лепке, аппликации, рисовании, конструировании, ручном труде,- наряду с решением основных задач, можно успешно осуществлять развитие речи детей. На таких занятиях ребята сами создают что-то новое, углубляют и расширяют свои представления об окружающем мире, проявляют творческую активность и, как правило, охотно вступают в разговор по поводу содержания своих работ.

В специально организованной продуктивной деятельности возникают естественные благоприятные ситуации, способствующие проявлению речевой активности детей. По моему замыслу легко создаются и специальные проблемные ситуации, позволяющие целенаправленно вводить в активную речь детей сложные грамматические категории и определенные синтаксические конструкции, совершенствовать связное высказывание.

Для развития речи детей традиционно использую следующие элементы занятий:

  • Обсуждаю с детьми предстоящую деятельность, её этапы, выбор способов действия, объясняю смысл каждого действия и тем самым не только развиваю активную речь детей, но и учу их работать по плану, выраженному в слове.

  • Напоминаю о способах достижения цели по ходу выполнения задания и приучаю вслушиваться в деловое высказывание, помогающее не отклоняться от цели деятельности, ведущее к осознанию зависимости между словом и образом действия, между конкретным действием и качеством ожидаемого результата, между реальной ситуацией и ситуацией представляемой.

  • Дети рисуют по своему замыслу, изображают сюжет, который определили для себя в словесной форме. В конце занятия прошу их рассказать о том, что получилось, и таким образом дважды вербализованный сюжет варьируется в связном высказывании, речь становится мобильной, подвижной.

  • Дети участвуют в коллективной лепке. Им необходимо содержательно общаться: формулировать общую цель, обсуждать тему, сюжет, композицию, распределять, кто, что будет лепить, планировать свои действия, намечать их последовательность, сравнивать результат с замыслом и т.д. Даю образец того, как правильно и культурно можно построить своё высказывание в общем разговоре.

Таким образом, и замысел и результат - продукт детской деятельности - всегда четко определены в слове. Это позволяет использовать разнообразные её виды для коррекции недоразвития речи. Процесс создания изобразительных работ полезно сопровождать речевыми высказываниями детей.


Приёмы развития и активизации речи детей с ОНР

на занятиях изобразительной деятельностью.

1. Создание   проблемной   ситуации,   формулирующей коммуникативную направленность речи. Если кому-то из детей специально «забыть» положить лист бумаги (кисть, карандаш и т. д.), ребёнок будет вынужден попросить недостающее, т.е. проявить речевую инициативу, используя нужные слова в нужной грамматической форме.

2. Комментирующая речь педагога непосредственно в процессе работы детей, Если комментирующая речь воспитателя звучит систематически на каждом занятии, то дети привыкают работать при таком речевом фоне. Это ничуть не мешает им, а, наоборот, помогает усвоить изобразительные технические навыки. С помощью слова педагога дети начинают видеть себя со стороны, осознавать контекст своей деятельности, своё место в общем ритме творческой работы.

3. Проговаривание детьми своих действий. Постепенно комментирующая речь педагога из монолога превращается в диалог - неспешный разговор то с одним, то с другим ребенком - не шепотом, а вслух.

Если диалоги будут звучать на занятиях систематически, то к концу года дети овладеют разнообразными синтаксическими конструкциями, и будут свободно пользоваться словами в различных грамматических формах

4. Цель продуктивной деятельности обязательно должна называться дважды: перед тем как дети начнут действовать и после Завершения действия, как его результат. (Что мы будем делать? Что ты, Маша будешь делать? В конце занятия то же самое: Что мы сделали? Что ты Маша сделала?)

5. Использование в речи большого числа приставочных глаголов. Сначала педагог проговаривает, что делают дети: режут бумагу, вырезают круг и т.д. Позднее дети сами пользуются приставочными глаголами и точно называют свои действия.

Связь слова с действием намного ускоряет и облегчает процесс усвоения детьми приставочных глаголов, оречевлённые действия в изобразительной деятельности становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, ритмичными, регулируемыми.

6.  «Дорисовывание» словами своей незаконченной работы (рисунка, поделки) - действенный приём формирования речевого высказывания и повод для связного высказывания творческого характера.

8. «Похвалим работу товарища» - хороший приём для активизации в речи притяжательных прилагательных (на Сашином рисунке видны заячьи следы), для упражнения в подборе определений и образных выражений.

9.        «Почемучки» - закрепление умения задавать друг другу различные вопросы, и каверзные в том числе, по поводу изображенного на рисунке или аппликации.

Вне занятий детские работы остаются еще долгое время наглядной опорой для разнообразных речевых упражнений:

  • Придумывание названия своему рисунку и рисунку товарища;
  • Сочинение рассказа или сказки к своей работе; особенно интересно оформить их в виде книжки - самоделки;
  • Разговор от лица изображенных живых и неживых объектов;
  • Сравнение двух работ и т. д.

Расширение речевой практики детей в изобразительной деятельности результативность речевой работы многократно усиливается за счет:

  • Опоры на эмоционально - интеллектуальный опыт детей, их собственные неповторимые ассоциации;
  • Необходимость выделять, воспринимать, воспроизводить определённые свойства и отношения предметов, выражать их в слове;
  • Ситуации субъективного переживания ребёнком своей деятельности, от вынашивания замысла до конечного видимого результата;
  • Возможности создания проблемных ситуаций, проясняющих значения слов и побуждающих детей осуществлять выбор;
  • Живая, незаученная речь зазвучит на занятиях при условии, что дети будут испытывать чувство безопасности работы. Безопасность работы и критерии эстетичности занятия включают следующее: дети не боятся критических замечаний и оценок (добрый совет, прежде всего); пользуются возможностью свободно передвигаться по группе во время занятия, задавать вопросы друг другу и педагогу; имеют своё мнение и умеют его высказывать; пользуются правом выбора и т.д.

Таким образом, педагогом создаются условия для дальнейшего развития речи, развития и совершенствования планирования, регулирования и контролирования детьми с общим недоразвитием речи собственных действий в процессе выполнения заданий по изобразительной деятельности.


Трудности левшей на изобразительной деятельности

Наукой еще не решена загадка, почему у одних детей левшей речевые функции развиваются благополучно, без каких либо трудностей в произношении звуков, а у других не только трудности в устной речи, но иногда и в чтении, письме, формировании черт характера (упрямство, капризы, плаксивость, высокая психическая ранимость и т.п.), что мешает адаптироваться в среде товарищей по детсаду или в школе. Возможно, это связано с тем, что некоторые черты характера передаются детям по наследству от родителей, и не только черты характера, но и задержка речевого развития до 2,5–3 лет, а иногда и 4 лет. С другой стороны, родители левши в большинстве случаев очень рано начинают бороться с левшеством у своих детей: дают погремушку в левую руку, а ложку и карандаш суют в правую руку уже в 1,5–2 возрасте, как бы «перекладывая» врожденные функции ведущего у левшей по движениям и речи правого полушария в левое, в котором у них нет так называемой проекционной базы для мелкой моторики рук, и артикуляционного аппарата.

И так, когда левшу заставляют писать правой рукой, он не может задействовать для освоения этого навыка свое правое полушарие (которое контролирует устную и письменную речь). В результате переучивания в левом полушарии у левши постепенно формируются дополнительные речевые зоны, но процесс этого идет очень медленно. Зона впадения рукой тесно соседствует в коре головного мозга с зоной движений артикуляционного аппарата.

Поэтому, у левшей нередко встречается задержка речевого развития (особенно у мальчиков), шепелявость, картавость, заикание. Трудности в овладении чтением и письмом возникают от части из традиций письма (в Европе — слева на право, в арабском письме — справа на лево, да к тому же снизу вверх и ин. варианты сверху вниз).

Таким образом, у этих детей развивающаяся на базе слухового восприятия речь «не знает», в каком полушарии ей «осесть», её всё время «запихивают» в то полушарие головного мозга, которое должно реализовать не речевое, а музыкальное восприятие и воспроизведение; одновременно тормозится развитие тонких движений в ведущей левой руке, ведущем левом глазе, который следит за движением левой руки. Ломка заложенных природой функций, свойственных каждому полушарию, ломает не только психику ребенка, но задерживает у него в сравнении с правшой звукопроизношение, грамматически верное оформление фразы: речь таких ребятишек долгое время остается односложной, задерживаются навыки рисования, двигательная пластика, а затем слезы при обучении письму, беглому чтению, отказа от чтения.

А виноваты в бедах ребенка его родители, стремящиеся сделать своего младенца таким «как все», т.е. правшой.

И так, когда левшу заставляют писать правой рукой, он не может задействовать для освоения этого навыка свое правое полушарие (которое контролирует устную и письменную речь). В результате переучивания в левом полушарии у левши постепенно формируются дополнительные речевые зоны, но процесс этого идет очень медленно. Зона впадения рукой тесно соседствует в коре головного мозга с зоной движений артикуляционного аппарата.

Поэтому, у левшей нередко встречается задержка речевого развития (особенно у мальчиков), шепелявость, картавость, заикание. Трудности в овладении чтением и письмом возникают от части из традиций письма (в Европе — слева на право, в арабском письме — справа на лево, да к тому же снизу вверх и ин. варианты сверху вниз).

Если у ребенка ведущий глаз левый, он не сразу может научиться ориентироваться на листе бумаги. Зрение устроено так, что у левши глаз невольно падает на правую сторону книги и тетради. Бывает, что ребенок - левша начинает читать словно с конца. Понимает, что получается бессмыслица, и не решается произнести вслух. Часто дети — левши пишут печатными буквами зеркально, «в обратную сторону». Делать замечания таким детям бесполезно.

Когда ребенок — левша начинает рисовать, писать левой рукой, не мешайте ему, а помогите правильно поставить руку. Руки ребенка — левши должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая — лежала на столе и придерживала лист, чтобы он не ерзал. Ребенка надо посадить с левой стороны стола и свет должен индивидуально падать справа. Ребенку- левше трудно ориентироваться в тетради, в строке. Он затрудняется в определении стороны начала письма. В этом случае надо отмечать цветной вертикальной линией или точкой левую сторону строки, чтобы найти правильную «точку отправления». Вначале дошкольник может по пунктиру обводить печатные, а затем и прописные буквы.

Давайте ребенку полную свободу в движениях и действиях. Вы же не любите, когда вас заставляют делать что-либо не так, как вы привыкли. Вы ведь всю жизнь стремитесь к самостоятельности! Так вот, учитесь уважать самостоятельность ребенка с пеленок, но настойчиво учите его с раннего детства навыкам опрятности, аккуратности, дисциплинированности, соблюдению режима дня.

Методические рекомендации по обучению левшей.

Отказ от смены ведущей руки должен сочетаться с работой по развитию содружественного действия обеих рук. Здесь могут быть рекомендованы игры и упражнения с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, плетением макраме и прочие виды деятельности, развивающие координацию движений пальцев, кистей рук. Такие занятия по развитию моторики и зрительно-моторной координации должны быть ежедневными и занимать 15-20 минут.

При воспитании и обучении левши необходимо учитывать особенности его эмоционального статуса. Родителям и педагогам следует построить общение с ребенком таким образом, чтобы не акцентировать его внимание на леворукости и вместе с тем создать благоприятные условия для проявления и развития его индивидуальности. Задача взрослого - развить в нем чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни. Принимая во внимание повышенную утомляемость и истощаемость нервной системы, необходимо придерживаться установленного режима дня и пристально следить затем, чтобы ребенок не переутомлялся.

Данные, полученные при исследовании левшей показывают, что способы и приемы с помощью которых дети усваивают знания различны. Так, например, некоторые дети лучше усваивают учебный материал, представленный в виде зрительных образов, другая часть детей лучше запоминает объяснения, а третья - образные сравнения. При построении плана коррекционной работы необходимо выявлять такие индивидуальные особенности.

Довольно часто, левши, несмотря на проводимую педагогическую работу, затрудняются в определении правой и левой руки. В таких случаях может быть рекомендована маркировка левой руки, браслетом, часами или чем-либо другим.


Правильная посадка за столом

  1. Когда ребенок — левша начинает рисовать, писать левой рукой, не мешайте ему, а помогите правильно поставить руку.
  2. Руки ребенка — левши должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая — лежала на столе и придерживала лист, чтобы он не ерзал.
  3. Ребенка надо посадить с левой стороны стола и свет должен индивидуально падать справа.

Игры и упражнения коррекции для левшей

Мозаика. Здесь может использоваться, выкладывание из ее элементов различных узоров, при соблюдении правила - начинать выкладывать с левого верхнего угла по направлению к правому верхнему углу, затем, как бы перейдя на нижнюю строку, продолжать узор от левого края к правому, по такой же схеме как осуществляется письмо и чтение.

Обведение контура трафарета и шаблона аккуратное обрисовывание контура карандашом, фломастером и пр., раскрашивание или штриховка результата

Складывать кубики от левого верхнего угла к верхнему правому, каждый раз опускаясь на один ряд.

Составление узора на пластилиновой пластинке. Левшам рекомендуется заниматься декоративным рисованием, аппликацией, которое основано на ряде и чередовании элементов, можно предложить составление узора на обмазанной пластилином поверхности, это может быть картон, или банки, бутылки, украшая их семечками овощей и фруктов, опять же в определенной последовательности, ребенок "превращает" их в вазы для цветов.

Пересчитывание предметов. Занимаясь с ребенком необходимо так же следить за лево-правосторонним направлением ряда.

Зрительный диктант для которого могут использоваться геометрические фигуры, различные трафареты, картинки и т. п.

Он проводится следующим образом:

1) ребенок рассматривает образец (ряд фигур или изображение предметов).

2) перечисляет их несколько раз запоминая последовательность;

3) образец закрывается и ребенок по памяти воспроизводит этот ряд из индивидуального раздаточного материала;

4)образец открывается и проверяется правильность выполнения.

Разложить и составить рассказ по серии сюжетных картинок

По мере тренированности детей протяженность ряда постепенно растет. Полезно будет предложить левше, опять же соблюдая лево-правосторонние направление, можно использовать детские комиксы.

Все занятия с ребенком левшой должны проводиться систематически, но занимать не более 20 минут, затем необходимо предоставить время для отдыха и после восстановления сил можно занятие учебной деятельностью продолжить.



Коррекционно-развивающее влияние изобразительной деятельности на личность ребенка может осуществляться при соблюдении следующих психолого-дидактических положений:

  • систематическое соблюдение принципа коррекционной направленности изодеятельности;

  • учет особенностей различных групп детей, позволяющий организовать дифференцированное педагогическое воздействие;

  • мобилизация здоровых и сохранных возможностей детей;

  • активизация интеллектуальной деятельности учащихся в процессе их изобразительной деятельности (предварительное осмысление структуры изображения, определение последовательности построения рисунка, сопоставление рисунка с объектом, осуществление контроля за выполняемыми графическими действиями и т.п.);

  • побуждение детей к словесному обозначению выполняемых действий и полученного результата;

  • формирование интереса к изобразительной деятельности.


Условия коррекционно-педагогической работы средствами изобразительной деятельности:

  • формирование у детей представлений о том, что любое изображение — это отражение реальных предметов окружающей действительности и социальных явлений;

  • учет закономерностей развития изобразительной деятельности в норме и учет особенностей становления изобразительной деятельности у детей с различными отклонениями в развитии;

  • тесная взаимосвязь изобразительной деятельности с различными видами детской деятельности — предметной, игровой, трудовой и общения;

  • актуальность социальной направленности изобразительной деятельности при отборе методов, приемов и содержания обучения;

  • эмоциональная включенность ребенка в процесс создания изображений на всех этапах обучения;

  • развитие речи как составная часть процесса формирования изобразительной деятельности;

  • процесс созданий изображений немыслим без воспитания у детей эстетической культуры и художественной выразительности.

Основные направления коррекционно-вспомогательной работы по изобразительной деятельности в детском саду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Использование вокально-речевых игр, пальчиковой, дыхательной гимнастики с элементами пластического этюда в режимных моментах и коррекционной работе с детьми в условиях реализации ФГТ к основной общеобразовательной программе".

Доклад на тему:"Использование вокально-речевых игр, пальчиковой, Дыхательной гимнастики с элементами пластического этюда в режимных моментах и коррекционной работе с детьми в условиях реализации ФГТ к...

доклад из опыта работы "Использование приемов мнемотехники в системной коррекционно-развивающей работе по познавательно-речевому развитию"

Сегодня хорошо развитая связная речь ребенка дошкольного возраста, большая редкость. Наши воспитанники имеют разные нарушения речи, словарный запас находится на бытовом уровне. Для работы по познавате...

Теоретический доклад из опыта работы: «Сказкотерапия, как один из приемов коррекционной работы с детьми ОВЗ.»

Теоретический доклад из опыта работы: «Сказкотерапия, как один из приемов коррекционной работы с детьми ОВЗ.»...

доклад и опыта работы "Интерактивный стол в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста"

В статье рассказывается о предшествующей и текущей работе на интерактивном столе с  детьми старшего возраста https://disk.yandex.ru/d/OjRU6spkZKXZ7QПредоставляется презентация "Интеракт...

Доклад из опыта работы на тему «Реализация работы по формированию основ нравственно – патриотического воспитания у обучающихся с ОВЗ в коррекционно - развивающей деятельности учителя – дефектолога»

Доклад из опыта работы на тему «Реализация работы по формированию основ нравственно – патриотического воспитания у обучающихся с ОВЗ в коррекционно - развивающей деятельности учителя &nda...