Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка на тему

Ларина Татьяна Николаевна

Наличие самостоятельной творческой деятельности ребенка – это та цель, к которой должны стремиться все педагоги, т.к. творчество – это и есть свидетельство состоявшегося художественного развития ребенка, поскольку она возникает по его инициативе, отвечает его интересам и протекает без прямого руководства взрослого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khudozhestvenno-esteticheskoe_razvitie.docx32.24 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             МОУ прогимназия «Центр детства»

Городское  методическое  объединение

Направление «Художественно-эстетическое развитие»

Представление опыта работы

по теме:

«Художественно-эстетическое развитие

детей старшего дошкольного возраста»

                                                                                                    Подготовила:  зам. дир. по УВР

                                                                                                                              Ларина Т.Н.

г. Серпухов, декабрь 2013г. 

                                              «Знания непременно проложат нам путь к успеху,

                                               если мы знаем, какую дорогу выбрать...»

                                                                                                                (С. Моэм).

        В  настоящее  время   высокая  социальная  значимость  художественно – эстетического  развития  детей заставляет  по–иному  взглянуть  на  вопросы  воспитания  и  обучения  в дошкольном учреждении, на необходимость  ведения  работы  в  развивающем  и  интегративном  направлении, на создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.                                          

     В нашем учреждении художественно-эстетическое развитие является одним из приоритетных направлений. Работа по данному направлению проходит через все разделы основной общеобразовательной программы «Детский сад 2100», являющейся одной из структурных компонентов Образовательной системы «Школа 2100».  

                                                                                                                         Основная цель педагогического коллектива : обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.

       Для достижения поставленной цели нами решаются следующие задачи: 

  • изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников;
  • создание условий, способствующих реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала;
  • использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей;
  • организация образовательного процесса

    (работа с детьми и родителями).

                                                                                                                   

        Задачи определяют содержание работы воспитательно-образовательного процесса. Воспитательно-образовательный процесс  осуществляется в двух основных моделях организации - совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.

        Самостоятельная деятельность обусловливается предметно-развивающей образовательной средой, которая  позволяет детям объединяться в небольшие группы по общим интересам.   В связи с этим в группах оборудование размещено по принципу зонирования - детские центры. Центры содержат разнообразный материал, пособия, игры, используются технические средства обучения.                                 

В предметно-развивающую среду подготовительной  группы включены:

  • Художественно-эстетический центр – здесь есть все необходимое для занятий изодеятельностью и возможностью детей заниматься художественным творчеством.
  • Музыкальный центр – музыкальные инструменты, музыкально-дидактические игры привлекают детей яркостью, красочностью и разнообразием.
  • Театральный центр – дети имеют возможность почувствовать себя артистами при разыгрывании сказок, стихов, песенок, а также учатся владеть всеми доступными видами театра.
  • Центр конструктивной деятельности;
  • Центр сенсорного развития;
  • Центр развивающих игр;
  • Центр сюжетно-ролевых игр;
  • Литературный центр;

     Созданная в группе предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчества.

     Совместная образовательная деятельность взрослого и детей осуществляется в ходе режимных моментов  и в виде непосредственно образовательной деятельности, в реализации которой принимают участие как воспитатели группы, так и воспитатели-специалисты всех образовательных областей. Во взаимодействии педагогов осуществляется преемственность в решении задач, в тематике, содержании педагогического процесса, что обеспечивает ребенку условия для максимальной творческой деятельности.                                                                                          

                                                                                                                   

       Организационной основой реализации Программы в нашем учреждении является Календарь тематических недель, общая идея которого - расширяющееся по концентру познание ребёнком мира вокруг и самого себя. Одной теме уделяется от 2 до 4 недель.

      В тематическое планирование входят проекты. Проект – это продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей. Поэтому форма проекта и подробный план действия разрабатываются коллективно, творческой группой.  На этапе разработки содержание НОД,  игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, педагоги тщательно продумывают и организуют предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической,  поисковой, творческой, продуктивной деятельности.

      Реализация проектов строится на следующих принципах:

  • системности;
  • тематической интеграции;
  • учета возрастных особенностей;
  • координации деятельности педагогов;
  • преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ОУ и семьи.

                               

Общая тема «Путешествие по миру»

Подготовительный к школе возраст (6—7 лет).

Сентябрь

Подготовка к путешествию

Мой город

Воспоминание о лете

Как жить с людьми (правила общежития)

(«День здоровья и красоты»)

Проект «Серпухов-город древний, город славный

Проект «Серпухов-город древний, город славный

(День города)

Октябрь

Россия- многонациональная страна

Проект

«Путешествие по России»

Путешествие в прошлое России

Путешествие в прошлое России

Проект «Путешествие по России»

Проект «Путешествие по России»

(Праздник Осени)

Ноябрь

Путешествие в Европу

Проект «Путешествие по Европе».  Англия

Проект «Путешествие по Европе».  

Проект «Путешествие по Европе».  

Декабрь

Клуб веселых путешественников

Проект «Путешествие в Японию»

Проект «Путешествие в Африку»

Проект «Скоро Новый год»

Проект «Скоро Новый год»

(Новогодний праздник)

Январь

Путешествие  в Америку

Путешествие  в Америку

Путешествие  в Америку. В гостях у индейцев.

(Развлечение)

Февраль

Путешествие в Австралию

Защитники Отечества

Путешествие в Австралию

Путешествие в Австралию

Проект «Защитники Отечества»

Проект «Защитники Отечества»

(Развлечение, подарки для пап)

Март

Мамин день

Путешествие по морю, океану

Традиции моей семьи

(8 –е Марта, подарки для мам)

Путешествие в Антарктиду

Полярники

Путешествие на морское дно

Апрель

Путешествие по земле и не только…

Чудеса, да и только. Открытия науки: от арабских цифр к роботу и компьютеру.

Проект «Легенды и тайны Звездочета» Космическое путешествие

Экологический проект «Любознайка»

Экологический проект «Любознайка»

(Экологический досуг «День Земли»)

Май

Путешествие в будущее

     Что мы знаем и умеем

«Памяти павших, будьте достойны!» -

целевая прогулка к Вечному огню

Путешествие в будущее (машина времени)

Проект «Король Время»

Что мы знаем и умеем.

      При реализации проектов художественно-эстетическое  развитие детей проходит через интеграцию образовательных областей и всех видов детской деятельности.

     В проектную деятельность активно вовлекаются родители как действенная форма повышения воспитательной культуры родителей и модернизация информационно-просветительской формы сотрудничества, что особо важно в свете реализации Закона РФ «Об образовании» и требований ФГТ, когда родители рассматриваются как активные участники образовательного пространства. 

    Только совместными усилиями семьи и ОУ возможен высокий результат решения задач художественно-эстетического развития дошкольника.

     Заключительным этапом проекта является кульминация,          

которая  проходит в разных формах - это продуктивная деятельность детей, различные викторины, досуги,  драматизации, праздники.

                                                                                                                 

        Согласно ФГТ в направление «Художественно-эстетическое развитие» входят две образовательные области  «Музыка» и «Художественное

творчество»

       Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

• развитие музыкально-художественной деятельности;

• приобщение к музыкальному искусству.

      Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

    • развитие продуктивной деятельности детей

       (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

    • развитие детского творчества;

    • приобщение к изобразительному искусству

                                                                                                             

         Художественное творчество, музыка  для дошкольников предполагают интеграцию детской деятельности в области эстетического освоения мира в разных формах: праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, театрализованные представления, дидактические игры, выставки рисунков и поделок и др.

        Организация разнообразных форм работы с детьми отражается на результатах: дети проявляют интерес и творчество в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной деятельности; участвуют в конкурсах, с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.

        В нашем учреждении стали регулярными и традиционными выставки детского рисунка: «Времена года», «По страницам сказок», «Правила движения – всем без исключения», «Моя мама самая красивая»,

«Наша дружная семья» ; выставки поделок из природного и бросового материалов: «Дары осени», «Зимний букет». Продуктами детского творчества  оформляются интерьеры групп, фойе т.к. ребенок должен видеть и понимать, как ценно для взрослых то, что он сделал своими руками.

                                                                                           

       Наличие самостоятельной творческой деятельности ребенка – это та цель, к которой должны стремиться все педагоги, т.к. творчество – это и есть свидетельство состоявшегося художественного развития ребенка, поскольку она возникает по его инициативе, отвечает его интересам и протекает без прямого руководства взрослого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста. «Умелые ручки»

Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие с...

Проект «Коллекционирование как средство художественно – эстетического воспитания у детей старшего дошкольного возраста».

Коллекционирование, как средство личностного развития ребёнка, можно применять независимо от реализуемой в группе базисной программы воспитания, развития и обучения, так как использование экспонатов к...

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «ДОМИСОЛЬКА»

Программа  направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. Программа имеет интегрированный характер и основана на модульной техн...

Из опыта работы "Развитие художественно-эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста путём создания в группе мини-музея "Русская народная игрушка"

Русская народная игрушка развивает у детей воображение, фантазию, творческое мышление, разносторонне воздействуют на развитие чувств ребёнка,  ума и характера. Мини-музей "Русская народная и...

Рабочая программа на развитие социально-коммуникативных и художественно-эстетических навыков у детей старшего дошкольного возраста в рамках театральной студии "Мыльная феерия"

В рабочей программе отражены принципы и содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста на развитие социально-коммуникативных и художественно-эстетических навыков....