Статья "Разбудить в ребенке волшебника" или как развить творческое мышление у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему

Розенраух Татьяна Юрьевна

 

У некоторых детей, впервые пришедших в детский сад, отмечается недостаток наблюдательности, творческой выдумки и воображения в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

С этой точки зрения чрезвычайно важно с раннего детства пробудить в ребенке потребность в главной роскоши – роскоши человеческого общения.

Детская театральная студия – это школа общения, это радость общения, искусство делать жизнь яркой и увлекательной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_itog.docx30.49 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель МБДОУ г. Иркутска

ЦРР детского сада № 151

Розенраух Т.Ю.

«Разбудить в ребенке волшебника» или как развить творческое мышление у детей старшего дошкольного возраста

«С чего начинается главное чудо – с воспитания человека чувствующего, понимающего, творческого и доброго»

М. И. Родина

В современном мире всеобщее овладение и увлечение информационными технологиями таит определенную опасность: уход от реального мира в виртуальный, потерю потребности в реальном общении друг с другом. Уже в дошкольном детстве дети открывают для себя бескрайние просторы Интернета и растворяются в нем настолько, что реальный мир уходит на другой план. Взрослые сокрушаются, что современное поколение мало и неохотно читает, а, значит, увы, не развивается речь, дети перестали фантазировать и мыслить самостоятельно, пропадает способность формировать собственное мнение. Дети, попавшие в плен современной паутины Интернета, перестают общаться «вживую», находя несуществующих наяву друзей, не занимаются спортом, не развиваются творчески, не играют, не бывают на свежем воздухе. Для растущего и формирующегося организма это исключительно плохо.

Годы работы с детьми дошкольного возраста показывают, что стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, нивелировало формирование у детей способность чувствовать, думай, и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

У некоторых детей, впервые пришедших в детский сад, отмечается недостаток наблюдательности, творческой выдумки и воображения в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

С этой точки зрения чрезвычайно важно с раннего детства пробудить в ребенке потребность в главной роскоши – роскоши человеческого общения.

Детская театральная студия – это школа общения, это радость общения, искусство делать жизнь яркой и увлекательной.

Несмотря на распространенность кукольного театра и традиционность его использования в работе с дошкольниками (практически в каждом саду есть уголок театральной деятельности), на мой взгляд, театральная студия именно сейчас особенно необходима для воспитания личности ребенка, развития его тонких душевных качеств, нравственных и эстетических ценностей, активизации творческого мышления.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски звуки, а умело поставленные вопросы побуждают их думать анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуете звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление диалог с другим персонажем, ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Таким образом, театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и «в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, прост сообщаемые и усваиваемые» (В А Сухомлинский). Следовательно, театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.

В литературе подчеркивается: основа эмпатии – в умении распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия (В.А. Петровский, Л.П. Стрелкова и т.д.). «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место» (Б.М Теплев). А это подразумевает наличие определенного уровня взаимоотношений в социуме.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Известный композитор Д.Б. Кабалевский так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков, в первую очередь, зависят от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес».

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно – от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.

Итак, занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребенка. Именно поэтому во временных (примерных) требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном общеобразовательном учреждении выделен специальный раздел «Развитие ребенка в театральной деятельности». В нем подчеркивается, что педагог обязан:

  • создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций и т.д.);
  • приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);
  • обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

В работе над темой  «Использование элементов театрализованной деятельности как средство развития у старших дошкольников активизации творческого мышления» преследовала следующие цели: активизация творческого мышления дошкольников 6 л-7 лет через организацию театрализованной деятельности.

Для достижения целей были поставлены следующие задачи:

  1. Приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. 
  2. Способствовать формированию творческой личности;
  3. Развивать речь и  коммуникативные навыки у детей;
  4. Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности;
  5. Обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.
  6. Приобщать родителей к театрально-культурной жизни группы.

Для реализации поставленных задач нами были определены психолого-педагогические, организационно-методические и дидактические условия, способствующие их решению. Эти условия наполняется своим содержанием и реализуется через определённые этапы

Так  на подготовительном этапе мы осуществляли:

– анализ и корректировка условий для развития у старших дошкольников активизации творческого мышления в образовательном процессе ДОУ;

– организация и проведение диагностических мероприятий по выявлению потребности детей в развитии и активизации творческого мышления;

Основным содержанием деятельности на этом этапе стали:

– разработка модели  творчески-развитого ребенка, с ориентиром на творческие качества  отраженные в программе «Детство»;

– подбор диагностических методик, направленных на активизацию творческого мышления;

– обеспечение сотрудничества администрации, ДОУ, воспитателей и родителей в формировании потребности как в развитии, так  и активизации творческого мышления через использование театрализованной деятельности;

– диагностирование реальных условий ДОУ, особенностей и возможностей детей;

– соблюдение санитарно-гигиенических условий для успешной реализации образовательного процесса в ДОУ.

На основном этапе нашими задачами было:

– обеспечение потребности в развитии и активизации творческого мышления через использование элементов театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ на основе рекомендаций, которые представлены в общеобразовательной программе нашего МДОУ

– организация творческих (театрализованные постановки, участие в конкурсах), коррекционных и просветительских мероприятий для детей дошкольного возраста.

Основным содержание деятельности на основном этапе стали:

– проведение мероприятий: показ театрализованных представлений с использованием различных видов театра: театр игрушки (настольный) для детей младшего возраста «Заюшкина избушка», «Колобок», «Под грибом»; театр варежковых кукол для детей младшего возраста «Кот, петух и лиса», «Теремок»; театр платковых кукол для детей старшего возраста «Веселый оркестр», «Муха-Цокотуха», «Красная шапочка, Серый волк и Дядя Степа»

– участие в конкурсах: призеры областного творческого конкурса «От замысла к воплощению» в номинации «Активные защитники природы» (Областной театр кукол «Аистенок»); участие в областном Пасхальном театральном фестивале «Дорогою добра» (Областной театр кукол «Аистенок»); участие в областном благотворительном конкурсе «Полицейский Дядя Степа» (Областной академический драматический театр имени Н.П. Охлопкова)

– использование театрального оборудования и оснащения в музыкальном зале и группе: различные виды театра (настольный, теневой, варежковый, платковый), декорации к спектаклям, театральная ширма, костюмерная, сундучок для переодевания, костюмы, шапочки, маски, оформление стенда «Театры нашего города», «Чем богат театр», коллекция музыкальных композиций к постановкам.

– составление рекомендаций и консультаций: «Полезные прогулки», «Праздник – дело серьезное», «Как научиться управлять своими эмоциями»

– участие в разработке программы МДОУ № 151 по разделу повышения творческой активности детей.

Итоговый этап предполагал решение следующих задач:

– подведение итогов через анкетирование и анализ данных о сформированной потребности в творческой активности детей.

В рамках эстетического воспитания нами было организовано:

  • консультации для воспитателей и родителей по созданию театрального пространства в группах и дома;
  • систематически обновляются папки-передвижки  «Иркутск театральный», «Воспитателям и родителям: театр в жизни современного человека».

И в настоящее время нами продолжается работа по основным направлениям: просветительское (информационно-аналитическое), организационное и коррекционно-восстановительное (овладение инновационными технологиями, направленными на эстетическое развитие).

Проводимая работа способствовала повышению развития и активизации творческого мышления.

При отборе диагностических методик мы руководствовались материалами пособиями ряда авторов.

Критерием творческого мышления может выступать развитость творческих способностей (креативность) детей, поскольку психологическая структура общей творческого мышления совпадает с основными структурными элементами творческого развития (А. М. Матюшкин). Творческие способности заложены в каждом ребёнке и реализуются в меру наличия тех или иных специальных способностей в той или иной конкретной деятельности как некоторый специфический её стиль. В самом общем виде творческие установки мышления характеризуются продуцированием множества разнообразных гипотез, стремлением избежать общепринятых и очевидных решений. В качестве основных показателей творческого мышления обычно выделяют следующие признаки:

  • наличие интеллектуальной творческой инициативы;
  • широта категоризации (отдалённость ассоциаций, неожиданность использования предмета, предание ему функционального или переносного значения);
  • беглость мышления (богатство и разнообразие идей, ассоциаций, возникающих по поводу самого незначительного стимула);
  • гибкость мышления (способность переходить достаточно быстро из одной категории в другую, от одного способа решения к другому);
  • оригинальность мышления (самостоятельность, необычность, остроумность решения).

Комплексная диагностика сфомированности творческого мышления детей старшего дошкольного возраста, показала

Результаты

2011-2012

2012-2013

2013-2014

1

наличие интеллектуальной творческой инициативы

5%

42%

86%

2

широта категоризации

2%

30%

74%

беглость мышления

10%

68%

80%

гибкость мышления

8%

70%

78%

оригинальность мышления

2%

43%

55%

  • В дальнейшей педагогической деятельности вижу перспективы обобщения опыта через издание подготовленных учебно-методических пособий и раскрытие темы «Развитие оригинальности мышления у детей старшего дошкольного возраста как необходимого качества творческого мышления».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Статья  рассматривает развитие интелектуальных способностей у детей дошкольного возраста, через развивающие игры и задания....

Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Воображение старшего дошкольника приближается к творческому воображению взрослого. Воображение дошкольника развивается в игре, рисовании, сочинительстве. Без развития воображения невозможна умственная...

Развитие творческого мышления и творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие творческих возможностей детей всегда рассматривалось как одна из актуальных задач образования. В современном обществе способность творить расценивается выше знаний и умений. Даже для того, чт...

Как развить речь ребенка с помощью игр. Рекомендация для родителей детей старшего дошкольного возраста.

Как развить речь ребенка с помощью игр.Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста.Довольно часто родители отдают ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В о...

Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте. Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В настоящее время возрастает потребность общества в самостоятельной творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сло...

Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста

Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста...

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у детей творческого мышления одна из важнейших задач образования. Стремление реализовать себя, ...