"Сказка, как средство социализации дошкольника"
статья на тему

Иванова Ольга Викторовна

Статья из сборника "Рождественские чтения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_kak_sredstvo_sotsializatsii_doshkolnikov.docx27.32 КБ

Предварительный просмотр:

Иванова  Ольга Викторовна,

воспитатель БДОУ г. Омска «Детский сад № 336»

Сказка, как средство социализации  дошкольника.

Социализация - это процесс, необходимый ребёнку, для получения навыков, обязательных для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Согласно Н.Д. Никандрову и С.Н. Гаврову, «социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает “правила игры”, принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения». 

Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе. 

Каждый родитель задается вопросом: как сделать так, чтобы его ребенок овладел всеми необходимыми навыками для полноценной жизни в обществе? Что мы, взрослые, должны для этого сделать? Или сами дети должны всему научиться?

         Мы, педагоги, проводим с детьми большую часть дня, поэтому можем с уверенностью заявить, кто же, как не мы, педагоги, поможем детям приобщиться к принятым в обществе нормам, ценностям и моделям поведения. В наших силах привить детям с ранних лет любовь к своей земле и к своему народу. И начинать помогать чувствовать и понимать все это нужно уже сейчас, пока дети не выросли и не повернулись к нам спиной, пока они верят нам и прислушиваются к нашим словам.  

Сказка – это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дающий им возможность понять друг друга. Примечательно, что сказка несет в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется на уважении к своим предкам, создании преемственности в культурном развитии народа.

         Сказка дает детям необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызывая добрые и серьезные чувства, сказка поможет научить добру и справедливости. «Сказка, - писал В.А. Сухомлинский, - развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать».

        Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит. Побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее художественно-образной значимости. Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности.

       Не стоит забывать, что основной деятельностью детей дошкольного возраста является – игра. Игра – наиболее доступный и интересный для ребенка способ переработки, выражения эмоций, впечатлений. Слияние игры и сказки хорошо прослеживается в театрально-художественной деятельности. Ведь именно в дошкольном возрасте театрализованные игры основаны на разыгрывании сказок. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому. Мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором, при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок получает роль, приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает то отношение к миру, которое дает силу и стойкость к будущей жизни. Театрализованная игра -  одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. [Мигунова Е.В., «Организация театрализованной деятельности в детском саду», Учебно-методическое пособие – Великий Новгород, 2009 г.]

       В работе со сказкой мы делаем акцент не на приобретение дошкольниками необходимых знаний, умений, навыков, а на развитие личности, творческой сущности ребенка в процессе театрально-художественной деятельности. Важным моментом социализации дошкольника является само общение. Оно выступает в качестве своеобразного социально-психологического механизма, посредством которого осуществляется воздействие на духовный мир ребенка, его психику и сознание.

   Существует обилие трактовок понятия общение, нам же важен основной из аспектов – взаимодействие, контакт субъектов. Психологический контакт – это общность психического состояния, вызванная и вызывающая взаимопонимание в совместной деятельности, связанная с обоюдной заинтересованностью и доверием друг к другу сторон взаимодействия. Внутренними механизмами контакта являются эмоциональное и интеллектуальное сопереживание, сомышление, содействие. [Зимняя И.А. «Педагогическая психология», Учебное пособие.-Ростов-на-Дону,1997.]

В основе эмоционального сопереживания лежит психическое явление «заражение». Заражение характеризует во многом бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям, через передачу психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом, через канал чувств и страстей. [Парыгин Б.Д. «Основы социально-психологической теории», М.,1971.]

     Вторым механизмом подлинного контакта взаимодействующих сторон является мыслительное содействие, сомышление, определяемое включенностью обеих сторон в одну и туже активную деятельность по рассмотрению той или иной проблемы и направленное на решение определенных мыслительных задач. Этот механизм так называемого интеллектуального содействия определяется совместностью интеллектуальной деятельности субъектов взаимодействия.

Внутренним условием возникновения контакта между взаимодействующими сторонами является проявление искреннего, подлинного уважения друг к другу, эмпатийность и миролюбие. Внешним  проявлением контакта является поведение взаимодействующих субъектов.

Таким образом, эмоциональную насыщенность всех аспектов жизнедеятельности детей можно рассматривать как психофизиологическую основу полноценной социализации детей. Поэтому перед педагогами встает необходимость создания условий, стимулирующих развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

        Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка:

  1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.
  2. Потребность в компетентности (всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.
  3. Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется и т.д. Иногда вначале поведение героя не является активным, толчок к активности провоцируется извне, порождается другими персонажами.

      Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование таких качеств личности, как автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позиции или взгляды; активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликнуться на состояние партнеров, способность к самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении; социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов. Это мотивационный компонент, включающий отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия); когнитивный, связанный с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и т.д.; поведенческий, который связан с выбором адекватных ситуаций, способов общения, владение его технологией. [Безруких М.М., «Сказка как источник творчества детей», М. , «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001 г.]

        Сказка заставляет ребенка сопереживать и внутренне содействовать персонажам, и в результате этого сопереживания у него появляются не только новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к ним.

Поэтому коллективом нашего детского сада было выбрано следующее направление программы развития: «Развитие творческих способностей через театрализованные игры». Педагогами разрабатываются перспективные планы театрализованной деятельности детей с учетом возрастных особенностей, практикуются публичные выступления перед детьми не только своей группы, но и «гастроли» по детскому саду, тем самым педагоги используют социализирующую функцию сказки для развития собственного творчества детей.

Список литературы:

  1. Безруких М.М., «Сказка как источник творчества детей», М.,«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001 г.
  2. Зимняя И.А., «Педагогическая психология», Учебное пособие.Ростов-на-Дону,1997 г.
  3. Мигунова Е.В., «Организация театрализованной деятельности в детском саду», Учебно-методическое пособие – Великий Новгород, 2009 г.
  4. Парыгин Б.Д., «Основы социально-психологической теории», М.,1971.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Сказка как средство нравственно-патриотического воспитания"

Разработка проекта "Сказкак как средство нравственно-патриотического воспитания"...

сказка как средство развития речи

Статья открывает возможности развития связной речи по средством использования сказок....

НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТАБЛИЦ

Одним из наиболее доступных и педагогически эффективных средств формирования у детей творческих речевых умений называется – народная сказка.Я полагаю, что развитие словесного творчества детей на матер...

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливост...

Народные сказки как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников

В статье раскрыта роль народных сказок в формировании патриотических чувств у дошкольников...

Презентация "Русская народная сказка как средство патриотического воспитания дошкольников"

В презентации представлен материал, который можно использавать как консультацию для педагогов на педагогическом часу.  Отражена значимость сказки в жизни детей, как одной из главных потребностей ...

Сказка как средство патриотического воспитания.

консультация для родителей и педагогов....