Конспект психологического занятия в подготовительной группе по программе развития эмоционального интеллекта " Я и древо семьи"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Гранчук Елена Александровна

Программа направлена на развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. Эмоциональный интеллект - феномен довольно новый для дошкольного образования. Но уже доказан факт того, что успешность человека зависит на 20% от IQ и на 80% от EQ(эмоционального интеллекта). Развитие самосознания, эмоциональной компетентности, обучение навыкам продуктивного взаимодействия позволяет достичь высоких результатов в  успешной социализации дошкольников. Цели достигаются  средствами арт-терапии. Столь живое понятие как эмоциональный интеллект живо откликается на столь теплый и природосообразный метод как арт-терапия. Предлагаю один из конспектов занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_znakomstvo.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия «Я и древо семьи».

Психологическое занятие в подготовительной группе по развитию эмоционального интеллекта.

Цель: Развитие компонента самосознания, через формирование чувства принадлежности  к  своей семье. 

        

Задачи:

Обучающие:

  • Обобщать и закреплять представления детей о семье, о своем месте в жизни;
  • Учить конструктивным способам управления собственным поведением, умению действовать по правилам;
  • Развивать воображение и творческие способности детей.
  • Обучить приемам самовыражения в различных формах.

Развивающие

  • Способствовать  гармонизации  осознания ребёнком своего Я, развитие самосознания.
  • Развивать умение понимать себя и других;
  • Развивать умение проявлять чувства, используя мимику, жесты, пантомимику; развивать чувство эмпатии;

Воспитательные

  • Прививать любовь, уважение к близким и гордость за свою семью;
  • Воспитывать чувства толерантности и уважения к другим семьям и людям.

Материалы:  Древо жизни, нарисованное на бумаге с окошками для рисования лиц членов семьи, проектор, экран, презентация.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие «Эхо».

Цель: настроить детей на общение друг с другом, дать каждому ребёнку почувствовать себя в центре внимания. Дети по очереди называют своё имя и прохлопывают его в ладоши, остальные повторяют.

Ребята, Вы хотите попасть сегодня в страну Чувствундию? Для того, чтобы туда попасть, надо вспомнить правила этой страны:

Дети отвечают, затем психолог даёт им картинки, и они вывешивают их на доску:

  • Если хочешь что-то спросить - подними руку.
  • Если кому-то нужна помощь, то помоги.
  • Один говорит, другие слушают.

Разминка-ритуал входа (авторская)

Мы в страну Чувствундию

Все пойдем, все пойдем!

Знания мы новые

Там найдем, там найдем!

Новые эмоции мы узнаем

И смешные рожицы покривляем!

Хлопаем, топаем мы все вместе

Покружись, оглянись - мы на месте!

        На проекторе - ворота страны, и появляется принцесса Эмоция. Здравствуйте, ребята, у нас в стране проблемы мы не знаем, как помочь нашей Машуле-капризуле.  Послушайте историю про неё: Жила была Машуля-капризуля. Утром, как обычно она капризничала и ворчала: чай пить не буду! Он совсем остыл и к тому же несладкий!

-«Ну сколько можно ворчать?» - вздохнула грустно мама. - Одевайся, скорее, пойдем  в детский сад, а то я на работу опоздаю.

- Не пойду, не хочу, не буду!

Папа заглянул в комнату и сказал приветливым голосом: «Доброе утро, мои дорогие!» Мама ответила ему «Доброе утро!». А машуля  даже ничего не ответила папе, сидела угрюмо и ничего не делала.

- Ты почему не вежлива с родителями и почему у тебя все время такое настроение? Может у тебя проблемы  в саду.  Мы можем тебе помочь.

- Всё надоело! Все надоели! Не хочу быть вежливой!

И так каждый день.

Мама беспокоилась, переживала, ей было грустно, что её Машуля-капризуля всё время огорчает всех. Но однажды мимо пролетала  Семейная Фея, которая всегда помогала жить в мире и согласии. Она услышала, что Машуле все надоели. И тогда Фея решила проучить Машулю, и она забрала у маши всю семью: и маму и папу, и бабушку, и дедушку и даже старшего брата.

Машуля-капризуля теперь и не знает что же ей делать , ведь ей теперь стало грустно и одиноко без своей семьи, она поняла, что очень любит их, но вести себя не умеет. Машуля просит помощи у вас ребята, помогите ей вернуть семью.

Педагог-психолог: ребята,  мы поможем Машуле? А вы уверены, что мы сможем. У вас есть знания о семье? Давайте мы сначала узнаем, хорошо ли мы понимаем, что такое семья.

Давайте сядем в круг на ковер и Вы расскажете про ваши семьи.

Беседа:

Ребята по очереди рассказывают о своих семьях.

Итог: Семья - родной дом, самое дорогое, что есть у каждого человека, это люди, которые живут вместе.  Семья – это близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестренка, братишка, которые всегда рядом с нами, живут в одном доме, заботятся друг о друге, оказывают внимание.

Педагог-психолог:  Ребята, отгадайте загадки про членов семьи.

-Кто встает раным –рано

В доме с ней добро, тепло,

Дочку, сына одевает

Да и в садик провожает (мама)

Он машину ловко водит,

В стенку гвоздик заколотит,

Маме дома помогает,

И с детишками играет (папа) .

Кто ребята, отвечайте,

Вкусно готовит всегда,

Вяжет нам носки и кофты, брюки, юбки, свитера,

Кот Мурлыка под столом, поиграл её клубком (бабушка).

Носит медали он на груди,

Всем он на помощь стремится прийти,

Бабушка кличет его молодцом,

Стар он годами, а молод умом (дедушка) .

Педагог-психолог: хорошо Вы знаете про членов семьи. А знаете ли Вы, что они умеют делать и что они при этом чувствуют. А для чего они всё это делают?

Игра «Семейные дела».

Педагог называет действия, выполняемые членами семьи. Дети изображают эти действия: например, бабушка вяжет носки, мама моет посуду, папа забивает гвоздь, дедушка читает газету, дочь гладит белье, сын делает уроки.

Игра «Правильное общение»

Ребята встают в круг, психолог по очереди бросает мяч детям и говорит неправильные формы общения: например: в магазине ребенок вы захотели игрушку и кричите  - я хочу игрушку!!! Быстро!!!Затем кидает мяч ребенку и он должен показать как будет лучше сказать.

Пальчиковая гимнастика: «Моя семья»

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья.

Это мама, это я,

Это бабушка моя,

Это папа,

Это дед

И у нас разлада нет!

Вся семья вместе, тогда и сердце на месте.

Рассматривание на экране картинки «Родословное дерево».

- Молодцы ребята! Знаете всех членов семьи. А теперь рассмотрите «Родословное дерево». У дерева считается главным это корень. А семье кто самый главный?

- Тот, кто старше это наши бабушки и дедушки. Они всегда помогают нам принять правильное решение, помогают нам советами.

- У каждого из вас есть семейный альбом. Вот посмотрите на слайды (показ слайдов) .

- На первой страничке помещают фотографии самых главных членов семьи. Как вы думаете кого?

- А теперь отдохнём вместе (Дети идут друг за другом, делают движения по тексту стихотворения)

-Осенью, весною, летом и зимою,

Мы во двор выходим дружною семью.

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает,

Папа бодро приседает,

Повороты вправо, влево,

Делает мой братик Сева.

А я сам бегу трусцой

И качаю головой.

Педагог-психолог:  Ребята, а Вы хотите тоже сделать своё Древо жизни? Тогда Мы с Вами пройдем к столам и нарисуем в окошках лица наших родных.

Творческое упражнение «Древо жизни»

У каждого на столе лежат заранее приготовленные листы с изображением древа жизни, на котором нарисованы  пустые овалы.  Дети должны нарисовать себя на ветках, родителей и на стволе бабушек и дедушек. Психолог помогает детям расположить правильно рисунки  своих родственников в ячейках. Для тех бабушек и дедушек, которых дети не знают, оставляется место, для того, чтобы родители помогли детям закончить работу.

Рефлексия  

По полученным знаниям дети делают вывод  о том, что же нужно для того чтобы семья всегда жила мирно и дружно. По завершении Машуля –капризуля поняла, что больше не будет капризулей, она попросила прощения за  всё  и семья воссоединилась.

Ритуал выхода из сказки.

Мы в стране Чувствундии были все!

Знаем теперь много мы о семье!

Хлопаем, топаем мы все вместе

Покружись, оглянись - мы на месте!

Прощание

Дети делают пирамиду из кулачков и говорят: «Всем, всем до свидания!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по образовательной области «Речевое развитие» во второй младшей группе «Моя семья»

Конспект интегрированного занятия по образовательной области «Речевое развитие» во второй младшей группе «Моя семья»Продолжать формировать представления детей о семье, её члена...

Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию эмоциональной сферы Тема: « Путешествие в зоопарк»

Для успешного развития личности необходимо и познавательное и эмоциональное развитие.Но в настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важност...

Конспект занятия в средней группе на развитие эмоционального интеллекта с элементами сказкотерапии «Настроение моего дня».

Цель: Создание положительного психологического климата среди дошкольников; обучение пониманию собственного эмоционального состояния.Ход занятия:1. Ритуал приветствия.2. Упражнение -  мимическая г...

Конспект активного занятия с родителями по программе «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ» тема: «Напутственное слово в семье».

Конспект активного занятия  с родителями по программе «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»тема: «Напутственное слово в семье»....

Конспект детского досуга в старшей группе по развитию эмоционального интеллекта с использованием элементов теневого театра «Зажгите звездочку добра»

Вызвать интерес к театральной деятельности; создать теплую, доброжелательную атмосферу; испытать радость от общения со сверстниками, чувство единения и доверия друг к другу; развитие эмоциональн...

Программа развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

Данная программа имеет концентрический характер — тематические разделы сохраняются, постепенно расширяясь и углубляясь из года в год. Её участники в ходе работы учатся понимать себя, с уваж...